- Статья ”Мир эмоций и что мы знаем о наших эмоциях” Автор: Романова Екатерина Юрьевна Воспитатель ГБДОУ д/с №91 статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Мир эмоций. Что я чувствую?
- Плохое настроение. В чём причина?
- Эмоции и общение с людьми
- А вы понимаете своих детей?
- Эмоции человека
- Библиографическое описание:
Статья ”Мир эмоций и что мы знаем о наших эмоциях” Автор: Романова Екатерина Юрьевна Воспитатель ГБДОУ д/с №91
статья на тему
Знакомство с миром эмоций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mir_emotsiy.docx | 15.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья ”Мир эмоций и что мы знаем о наших эмоциях”
Автор: Романова Екатерина Юрьевна
Воспитатель ГБДОУ д/с №91
Что такое эмоции? Эмоции — это непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям.
Существует классификация основных эмоций ( Кэролл Изард, 1980).
1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес связан с чувством захваченности и любопытства.
На первых порах у ребёнка интерес носит безотчётный, непроизвольный характер. Затем, углубившись и утвердившись, интерес может стать потребностью. С возрастом интересы у ребёнка становятся всё более устойчивыми. Сильный и устойчивый интерес побуждает и ребёнка, и взрослого к активности, к преодолению препятствий, связанных с учёбой или работой.
2. Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределённа. Радость сопровождается самоудовлетворённостью и удовлетворённостью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.
Радость выражается и узнаётся с младенчества, что помогает ребёнку очень рано устанавливать межличностные контакты. Радость невозможно вызвать волевым усилием, но, ставя ребёнка в определённые ситуации, можно его легко зарядить чувством радости.
3. Удивление — не имеющая чётко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект, и может переходить в интерес.
Ребёнок способен удивляться уже в 5-месячном возрасте, так как уже тогда достигает необходимого умственного развития.
4. Страдание — наиболее распространённое отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной ( или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжёлая форма страдания — это горе, связанное с безвозвратной утратой.
Типичными признаками страдания у ребёнка являются моторная заторможенность, подавленность, нежелание играть, беспокойство в ответ на минимальный стресс, несчастное выражение лица. Негативные эмоции тормозят интеллектуальное развитие ребёнка, затрудняют его дальнейшую социальную адаптацию. Произвольно имитировать грустное настроение ребёнок способен с 4 лет.
5. Гнев — сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее часто в форме аффекта, возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей.
Отличать улыбку от мимики угрозы дети могут уже ко 2- му году жизни. В дошкольном возрасте дети часто путают понятия «сильный» и » гневный». Адекватно воспроизвести гнев не могут ни взрослые, ни дети из-за преобладания в нём вегетативного компонента.
6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами ( предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое и коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.
Отвращение у ребёнка сначала связано с приёмом пищи, имеющей неприятный запах и привкус. Чувствовать отвращение по отношению к самому себе ребёнок может примерно с 5 лет. Частично имитировать эмоцию отвращения ребёнок способен с 4-5 лет.
7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувств. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого презирает.
У детей, испытывающих чувство превосходства над другими, эмоция презрения может проявиться в виде пренебрежения к слабым, спокойным детям. Пренебрежение к другим у ребёнка выражается мимикой и действиями : отталкивает, старается исподтишка обидеть отвергаемого и вытеснить его с территории, которую считает своей.
8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза ( часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта ( ужас).
В возрасте после 5 месяцев у детей часто возникает страх при встрече с незнакомыми людьми, при виде необычных предметов, при необычной ситуации. В 2-3 года дети обычно боятся животных. После 3-х лет многие дети боятся темноты. С 6-7 лет дети могут бояться пожара, животных, несчастий с близкими, катастроф. С 8 лет некоторые дети боятся сами умереть или смерти близких. Эти детские страхи обычно являются возрастными, но они могут способствовать появлению агрессивности, нервозности, расстройства сна, речи, общения, быть и проявлением патологии. Адекватно имитировать выражение страха не удаётся ни одной возрастной группе: ни детям, ни взрослым. Бессознательно «заражаться» эмоцией страха от других ребёнок может очень рано. Но осознавать, что другому страшно , он способен лишь с 5 лет.
9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Стыд формируется у детей в 3-5 лет и переживается ими как страх осуждения. Стыдиться за своих близких , если их поведение носит недостойный характер, ребёнок способен с младшего школьного возраста. Понимать, что другому стыдно, ребёнок может уже в 5 лет.
10. Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.
Вина — это глубоко социальная эмоция. Произвольно имитировать эмоции вины дети могут с 4-5 лет. Этюды на выражение чувства вины могут быть использованы для преодоления у детей невротического напряжения, в сердцевине которого лежит это переживание, часто неосознаваемое ребёнком.
Источник
Мир эмоций. Что я чувствую?
Бывало ли у вас так, что всё вроде бы хорошо и жаловаться особо не на чего, но ни с того ни с сего у вас испортилось настроение? Вам стало тревожно, но вы не можете понять почему. Некоторые люди скидывают это на погодные изменения, что в принципе имеет место быть. Ведь существуют метеозависимые люди, на которых влияют резкие изменения в погоде: у них поднимается или понижается давление, начинает болеть голова, появляется слабость, вследствие чего портится настроение. Согласитесь, улыбаться и быть жизнерадостным, когда постоянно болит голова сложно. И всё же нет дыма без огня, погода может быть далеко не единственной причиной изменения вашего настроения. Давайте разберёмся что к чему.
Плохое настроение. В чём причина?
Эмоциональный состояния людей могут быть разными, как и сами эмоции, которые мы испытываем. Мы можем тихо грустить, громки кричать от счастья, пугаться или быть злыми на весь мир. Иногда мы можем не понимать, что чувствуем, и это может пугать. Нам плохо, но причина нам не известна, вследствие чего мы чувствуем себя бессильными. В таких случаях, в первую очередь, стоить понять, какие эмоции в конкретный момент мы испытываем. Вы можете записать их на лист бумаги (используйте метод «Мозгового штурма») или нарисовать. Вспомните последние события, которые с вами произошли, какие эмоции они могли в вас вызвать. Это поможет нам выяснить, что именно портит нам настроение. Не зря ведь говорит: «Предупреждён – значит вооружён», так и в нашем случае, зная, что нас тревожит, мы сможем устранить этот фактор, справится с проблемой.
Стоит вам осознать, что вы ревнуете, злитесь, обижаетесь или боитесь кого-то/чего-то, и вы сможете идти дальше, подумать о том, что нужно сделать, чтобы этого мешающего нам чувства не было.
Проделать такую работу с первого раза будет непросто, но, если вы научитесь понимать свои эмоции, вам будут открыты многие двери. Вас не будет страшить ваше плохое настроение, вы научитесь его принимать и извлекать из него пользу. Вы узнаете о себе много нового и ваша жизнь станет лучше.
Для того, чтобы это стало возможно, вам необходимо развивать эмоциональный интеллект (например, понимать эмоции, распознавать их по лицам и картинкам, умение выражать свои эмоции и т.д.). Чем раньше вы этому научитесь, тем лучше.
Эмоции и общение с людьми
Почему это так важно? Умение понимать свои и чужие эмоции помогает в межличностном общение (с друзьями, с коллегами, с семьёй). Чтобы построить гармоничные отношения со второй половинкой, нужно научиться понимать себя, свои желания, эмоции.
Без понимания партнёра многие отношения не выдерживают и дают трещину. Чтобы этого избежать, уже сейчас начинайте работать над собой, развивайтесь и совершенствуйтесь. Становитесь лучшей, в первую очередь для себя, тогда и другие люди это заметят и обратят на вас внимание.
А вы понимаете своих детей?
Понимание своих и чужих эмоций также важно в общении с детьми. Чтобы воспитать здорового и счастливого ребёнка, нужно научиться слышать его, проявлять любовь и говорить с ним. Со стороны всё это, кажется, просто, но на деле родители сталкиваются с агрессивным поведением недавно милых ангелочков, истериками и нежеланием выполнять то, что ребёнка попросили сделать. Чтобы не омрачать мечты о ребёнке и время, проводимое с ним, важно с самого начала осознать, какая ответственность ляжет на ваши плечи. Если вы до сих пор ведёте себя как ребёнок, не умеете контролировать себя, срываетесь и пытаетесь давать авторитетом, которого пока нет, задумайтесь, готовы ли вы стать родителями? Являетесь ли вы ими сейчас? Не стоит расстраиваться, если в начале ничего не получается. Главное, чтобы было желание развиваться.
Расскажите ребёнку об эмоциях, изучайте их с ним, называйте и помогайте ему определить, какую он испытывает в данный момент. Истерики на пустом месте не возникают.
Если вы готовы учиться вместе с ребёнком новому, тогда много полезной информации вы сможете найти о развитие эмоционального интеллекта в книге « Эмоциональная песочница . Изучаем эмоции вместе с детьми ». Там вы найдёте много упражнений для детей и родителей. Узнаете о том, как можно справиться с детскими страхами, что такое «активное слушание» и как оно поможет вам в общение с детьми. А вы знали, что изучать эмоции вместе с детьми можно весело и интересно? Если нет, то в книге этому посвящено несколько глав.
Помните! Никогда не поздно начать менять жизнь к лучшему. Главное сделать первый шаг.
Источник
Эмоции человека
Дата публикации: 14.11.2016 2016-11-14
Статья просмотрена: 7003 раза
Библиографическое описание:
Карамышева, Е. О. Эмоции человека / Е. О. Карамышева, Д. А. Головченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 433-437. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35231/ (дата обращения: 13.10.2021).
Не ищите меня в космосе и на разных континентах Земли. Ищите меня внутри себя. Я обитаю среди ваших эмоций, в средоточии вашего духа.
Что такое эмоции? Существует довольно много определений эмоций, но не одно из них не является универсальным. На мой взгляд, наиболее удачным является определение Вербиной Г. Г., в котором эмоция рассматривается как рефлекторная психовегетативная реакцию, связанная с проявлением субъективного пристрастного отношения (в виде переживания) к ситуации, ее исходу (событию) и способствующую организации целесообразного поведения в этой ситуации. В этом определении акцент сделан на роли эмоций в организации целесообразного в данной ситуации поведения, а не только на переживании отношения к этой ситуации, что свойственно традиционным определениям эмоций. Ведь эмоции появились в эволюционном развитии животных не для того, чтобы их переживали, а для того, чтобы помогали организовывать поведение. Переживание — не цель реагирования, а лишь специфический способ отражения в сознании потребностной ситуации. Заслуживает внимания и определение К. Изарда, который определяетэмоцию как сложный феномен, включающий в себя нейрофизиологический, двигательно-экспрессивный и чувственный компоненты (в соответствии со своей теорией дифференциальных эмоций).
Границы понятия.
В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом.
В отличие от аффектов, эмоции могут практически не иметь внешних проявлений, значительно продолжительнее по времени и слабее по силе.
В отличие от настроений, эмоции могут меняться достаточно быстро и протекать довольно интенсивно [6].
Под переживаниями же обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.
Актуальность проблемы эмоций.
Актуальность проблемы эмоций заключается в том, что эмоции, переживаемые человеком, оказывают непосредственное влияние на качество выполняемой им деятельности — его работы, учебы, игры. Основная причина «болезней цивилизации» — это различные эмоциональные сдвиги, которые возникают в результате нервных перенапряжений, длительного воздействия стрессов. Они способны нарушить не только психическую сферу деятельности человека, но и работу его внутренних органов. Современный мир с его огромной индустрией развлечений (телевидение, интернет, компьютерные игры, спортивные состязания…) стал фабрикой беспокойства и стресса.
В конце XX века большой интерес исследователей привлек феномен «эмоционального выгорания» X. Дж. Фрейденберга как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми (учителей, психологов, психиатров, священников, полицейских, юристов, тренеров, работников сферы обслуживания и др.), включающий эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация и сниженная рабочая продуктивность.
Похожую проблему обнаружил и А. Кюри, наблюдавший современных учеников. Он ввёл понятие синдрома ускоренного мышления, характеризующегося ускоренным мышлением, переутомлением, неустойчивым настроением и неумением видеть красоту в мелочах. Наука и произведенная ею бездна информации должны были сформировать свободного, безмятежного, удовлетворенного, благосклонного, мудрого человека, любящего жизнь и все, что ее поддерживает. Наука вызвала реальную революцию как во внешнем мире, так и в мире идей. Но ее воздействие на мир эмоций дало меньше выгод, чем побочных эффектов.
Изменение условий профессиональной деятельности человека, повышение эмоциональных нагрузок и ответственности за каждое принятое решение и т. д. предъявляют высокие требования к деятельности как отдельных систем, так и организма в целом. К настоящему времени специалистами описано около десяти тысяч заболеваний и более ста тысяч болезненных симптомов, связанных со стрессогенными раздражителями различной природы.
В настоящее время проблема эмоций очень актуальна и потому, что эмоции, воздействуя на тело и разум человека, влияют практически на все аспекты его существования. Эмоции определяют степень активности мышления и двигательную активность. От них во многом зависит наше отношение к людям, событиям, выдвигаемым жизнью задачам, оценка собственных действий и поступков. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии других людей, лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Не обладая эмоциями, то есть не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Не менее важна и наша способность сопереживать чужим эмоциям, способность к эмпатии. А как писал Аугусто Кюри: «Эмоциональное деление умножает счастье».
В условиях колоссальных нагрузок, испытываемых человеком в современном мире, актуальна и важность эмоционального образования. Она означает развитие наиболее важных функций нашего интеллекта, таких, как управление мыслями, защита эмоций в моменты напряженности, способность обдумывать свою реакцию, умение поставить себя на место другого, способность воплощать мечты и ценить жизнь.
Актуальность проблемы тесна связана и с ролью, которую выполняют эмоции в жизни человека.
Роль эмоций:
- Отражательно-оценочная роль эмоций. Эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Эмоции помогают оценивать не только происшедшие или происходящие сейчас действия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирования (например, предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидание неприятных переживаний, когда студент не успел к экзамену как следует подготовиться).
- Управляющая роль эмоций. Эмоции важны для управления поведением человека, являясь одним из психофизиологических механизмов этого управления. Возникновение того или иного отношения к объекту влияет на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качество деятельности, работоспособность человека. Играя управляющую поведением и деятельностью человека роль, эмоции выполняют разнообразные положительные функции (которые часто совмещаются друг с другом): защитную, мобилизующую, компенсаторную, сигнальную, коммуникативную.
- Дезорганизующая роль эмоций. Страх может нарушить поведение человека, связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). Дезорганизующая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху. При сильном волнении человеку бывает трудно сосредоточиться на задании, он может позабыть, что ему надо делать. Отрицательные эмоции могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а положительные могут явиться поводом для самоуспокоения. Многое зависит от целеустремленности человека, от условий его воспитания.
Классификация.
Существует множество классификаций эмоций. Наиболее очевидно разделение эмоций на положительные и отрицательные. Выделяют стенические и астенические эмоции. По потребностям различают низшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, и высшие эмоции (чувства), социально обусловленные, связанные с общественными отношениями.
Представители древнегреческой философской школы стоицизма утверждали, что эмоции, имея в своем основании два блага и два зла, должны подразделяться на четыре основные страсти: желание и радость, печаль и страх. Далее они подразделяли их на 32 второстепенные страсти.
Т. Браун в основу классификации положил временной признак, разделив эмоции на непосредственные, т. е. проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные.
Исходя из выделения базовых и вторичных потребностей эмоции делят на первичные (базовые) — радость, страх и вторичные (интеллектуальные) — интерес, волнение (Владиславлев, 1981; Кондаш, 1981; Ольшанникова, 1983).
Американский психолог К. Изард выделил целый ряд фундаментальных эмоций:
- Интерес-возбуждение переживается как чувство захваченности и любопытства по отношению к чему-то или кому-то, как желание исследовать, узнать, расширить свой кругозор, вмешаться в события. Выступает как достаточно сильный и эффективный мотив соответствующей по содержанию деятельности, особенно познавательной.
- Противоположной интересу является эмоция скуки. Она возникает в ситуациях однообразия и монотонии.
- Удивление довольно близко к эмоции интереса. Возникает в аналогичных ситуациях новизны, необычности и противоречивости. Однако является довольно быстротечной эмоцией. Выступает как сильный познавательный мотив, побуждающий к соответствующим действия: выяснить, узнать, уточнить, удостовериться и т. п.
- Эмоция радости возникает в ситуациях реализации основных личностных потребностей и возможностей человека. Переживается как состояние удовольствия и наслаждения жизнью, как чувство удовлетворенности собой, другими людьми и окружающим миром. Часто сопровождается ощущением прилива сил, расширения возможностей и оптимизма.
- Эмоция страдания по знаку противоположна эмоции радости. Она может переживаться как состояние уныния, пассивности, упадка духа, обескураженности, одиночества, депрессии, а в предельно острой форме — горя. Возникает в ситуациях депривации (лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения) основных жизненных потребностей, мотивов и устремлений личности, при утрате близких людей. Страдание имеет очень серьезные последствия для человека и является одним из важнейших условий духовного развития.
- Эмоция гнева возникает в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемых жизненных целей, а также в ситуациях, ограничивающих возможности самореализации. Среди причин гнева может быть личное оскорбление и унижение человека или его близких, обман, шантаж, разрушение состояния радости, надругательство над идеалами и светлыми ценностями и т. п. Гнев порождает прилив сил и неодолимое желание расправиться с обидчиком. Сила гнева зависит от степени неожиданности возникновения порождающих его причин, а также от значимости ущемленных личностных потребностей, отношений и ценностей. Чаще всего гнев бывает направлен на других людей. Однако он может быть направлен и на самого себя.
- Эмоция стыда возникает в ситуациях, когда субъект обнаруживает несоответствие своих поступков, взглядов, мыслей, желаний, личностных качеств, отношений, особенностей внешнего облика, социальных характеристик разделяемым им самим нравственно-эстетическим нормам. Особенно остро это переживается на фоне сравнения себя с другими (большинством других, значимых других). При этом субъект ощущает себя плохим, никчемным, беспомощным, маленьким, слабым, никуда не годным, недостойным, глупым, непривлекательным, неудачником и т. п. Ему кажется, что все видят его недостатки и презирают его. Поэтому он испытывает острое желание уединиться, исчезнуть, «провалиться сквозь землю». Легкая форма стыда представляется как состояние застенчивости. Стыд парализует работу интеллекта, оказывает сильное влияние на действия и поступки человека, захватывает сознание, активизирует защитные механизмы личности.
- Противоположной стыду является эмоция гордости. Она возникает в ситуациях, когда человек оказывается на высоте нравственно-эстетических требований. Он переживает свою значительность, важность, достойность, ценность и т. п. и стремится продемонстрировать все это другим людям.
- Эмоция отвращения возникает по отношению к объектам, явлениям или людям, в значительной степени не соответствующим нравственно-эстетическим требованиям субъекта. Они воспринимаются как уродливые, отвратительные, омерзительные и т. п. Это могут быть поступки, мысли и желания людей, конкретные предметы, продукты деятельности и др. Эмоция отвращения порождает желание изменить соответствующий объект (улучшить, усовершенствовать), уничтожить его или дистанцироваться от него.
- Эмоция презрения по своей сущности соответствует эмоции отвращения. Однако возникает она только по отношению к людям, когда их поведение, мысли, поступки или какие-то личностные качества не соответствуют нравственным требованиям субъекта. При этом он испытывает чувство превосходства, гордости и желание отстраниться от презираемого лица или группы лиц.
- Эмоция вины возникает в ситуациях, когда человек осознает свою причастность или ответственность за ущерб, страдания, неудачи, неудобства и невзгоды других людей. При этом он испытывает чувство раскаяния и осуждения самого себя (не успел, не смог, не предупредил, смалодушничал и т. п.), желание искупить свою вину (помочь пострадавшему, попросить прощения, объясниться). Способность взять на себя ответственность за собственные поступки, пережить чувство вины и искупить вину является одним из важнейших критериев личностной зрелости.
- Эмоция страха возникает в ситуациях опасности и угрозы физическому или личностному существованию человека. В зависимости от степени этой угрозы она может переживаться как состояние неуверенности, тревоги, предчувствия беды, незащищенности, опасности, сильного ужаса, переходящего в неконтролируемый аффект. Способность преодолеть свой страх расценивается как сила и смелость человека.
Основные свойства эмоциональных переживаний.
Эмоциональная жизнь человека отличается необычайным многообразием и неповторимостью сменяющих друг друга переживаний. Однако при всем многообразии любые эмоции характеризуются такими общими свойствами, как качественная окраска, знак (положительные или отрицательные переживания), влияние на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее), интенсивность (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), продолжительность и предметность (степень осознания и связи с конкретным объектом).
Структура эмоционального явления.
В структуре эмоционального явления можно выделить три компонента: предмет, эмоциональное переживание и потребность (мотив).
Предмет эмоции представляет любое значимое для человека событие (явление), в связи с которым и по поводу которого возникает эмоциональное переживание. Это может быть оценка на экзамене, опоздание на работу, природное явление, чей-то поступок, собственная мысль и т. п. Такие значимые события и ситуации называются эмоциогенными.
Центральный компонент эмоционального явления представлен эмоциональным переживанием, то есть той субъективной реакцией, которая возникает при столкновении человека с эмоциогенной ситуацией: радость, недоумение, удивление, испуг и т. п. Эмоциональное переживание возникает непроизвольно и всегда осознается человеком. Оно в той или иной степени изменяет сознание и весь внутренний душевный мир человека (внимание, мышление, память, воображение, восприятие), а также его физиологические процессы (сердечно-сосудистые, дыхательные, пищеварительные и т. д.).
Потребность (мотив) составляет третий структурный компонент эмоционального явления. Она выступает как внутреннее психологическое основание (критерий) для эмоциональной оценки значимости чего-либо для человека. Значимость той или иной ситуации определяется тем, в какой мере связана она с актуальной потребностью (потребностями), препятствует или способствует ее удовлетворению.
Управление эмоциями.
Поскольку эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по отношению к другому, желательно научиться управлять и контролировать их внешнее проявление. В настоящее время разработано много различных способов регуляции и саморегуляции негативных эмоциональных состояний: релаксирующая тренировка (по Э. Джекобсону), аутогенная тренировка (по И. Шульцу), психорегулирующая тренировка (по А. В. Алексееву), саногенное мышление Ю. Орлова, суггестивная психокоррекция (в том числе и аутосуггестия), метод символдрамы Х. Лейнера, концепция идеал Ч. Тойча, медитация и др. К социально-психологическим технологиям снятия эмоционального напряжения можно отнести:
- сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата;
- снижение значимости предстоящей деятельности, придание событию меньшей ценности или вообще переоценка значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось»;
- получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации;
- разработка запасной стратегии достижения цели на случай неудачи;
- откладывание на время достижение цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.;
- физическая разрядка (как говорил И. П. Павлов, нужно «страсть вогнать в мышцы»), поскольку при сильном эмоциональном переживании организм даст мобилизационную реакцию для интенсивной мышечной работы, нужно ему дать эту работу;
- слушание музыки;
- написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвавшей эмоциональное напряжение. Рекомендуется записывать в порядке убывания значимости все отрицательные последствия события;
- изображение на лице улыбки в случае негативных переживаний, удерживаемая улыбка улучшает настроение (в соответствии с теорией Джемса — Ланге);
- активизация чувства юмора, так как смех снижает тревожность;
- мышечное расслабление (релаксация), являющееся элементом аутогенной тренировки и рекомендуемое для снятия тревоги.
Выводы.
Эмоции человека изучаются более 2 тысяч лет, но лишь последние десятилетия они стали исследоваться семимильными шагами. Возможно это связано с научно-техническим прогрессом и его усиливающимся отрицательным воздействием на человека. Хотя и сами новые технологии помогают учёным в изучении механизмов эмоций и изменений в организме, которые они вызывают. Но несмотря на прикладываемые усилия и осознание важности эмоций в жизни человека, до сих пор не выработана ни единая теория эмоций, ни единая классификация. Одно бесспорно: необходимо научиться управлять эмоциями для собственного блага и блага окружающих.
Источник