Мир эмоций для подростков

Психологический тренинг «В мире эмоций»
методическая разработка по теме

Скачать:

Вложение Размер
psikhologicheskiy_trening_v_mire_emotsiy.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия №1

«Путешествие в мир эмоций»

«Путешествие в мир эмоций»

— отработать навык выражения своих чувств и эмоций, проявлять и показывать свой эмоциональный мир.

— познакомить с различными эмоциональными состояниями;

— развить способности понимать эмоциональное состояние другого человека, выражать своё состояние;

— снять эмоциональное напряжение.

Ведущий: День добрый! Наше сегодняшнее занятие посвящено эмоциям. Поскольку эмоции играют важную роль в жизни человека: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё.

Что такое эмоция? Эмоции возникают в результате общения человека с другими людьми. Эмоции – это средство, с помощью которого мы контактируем друг с другом. Это реакция организма на внешние и внутренние раздражители. Содержательную сторону эмоций выражают чувства – э то выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.

Какие вы знаете эмоции? Игра «Буквы алфавита»

Б – блаженство, беспомощность, безмятежность, бодрость, беспечность.

В- восхищение, восторг, воодушевление, высокомерие.

Г – гнев, горе, грусть.

Д- досада, депрессия.

З – злость, замешательство.

И – игнорирование, изворотливость, инертность.

К – критиканство, колкость.

Л – ликование, любовь.

М – месть, монотонность.

Н – надменность, настороженность.

О – оптимизм, опасение, отчаяние, отвержение, отвращение.

П – предвкушение, паника, покой,

Р – радость, решимость,

С – страх, скука, страсть, смятение, сожаление, симпатия.

Т – тревога, тяжесть.

У – удивление, ужас, уверенность, утомительность.

Х – хандра, холодность.

Э – энтузиазм, эмпатия, эгоизм.

Я – ярость, язвительность.

Эмоции делятся на положительные и отрицательные :

Управление сильными эмоциями.

Ведущий: Сильные положительныеэмоции, как и отрицательные эмоции приносят стресс для нервной системы. Временное игнорирование эмоций может принести пользу, но хроническое блокирование эмоций никак нельзя назвать полезным для здоровья.

Способы позволяющие справится с неопределёнными эмоциями.

  1. Прослушивание приятной музыки
  2. Прогулки по живописным местам
  3. Общение с друзьями.
  4. Просмотр хорошей комедии и мелодрамы.
  5. Покупка любимых цветов.
  6. Приём ванны
  7. Сон.
  8. Размышление о смысле жизни.

Ведущий: А сейчас вы сами оцените своё психическое состояние.

(раздача бланков теста)

Самооценка психических состояний (по Айзенку)

Инструкция. Вам предлагается описание различных психических состояний. Если с утверждением Вы полностью согласны, то напротив варианта поставьте букву «А» » если не очень, то напротив варианта поставьте букву «Б» если совсем не согласны, то напротив варианта поставьте букву «В»

  1. Не чувствую в себе уверенности,
  2. Часто из-за пустяков краснею. .
  3. Мой сон беспокоен.
  4. Легко впадаю в уныние.
  5. Беспокоюсь о воображаемых неприятностях.
  6. Меня пугают трудности.
  7. Люблю копаться в своих недостатках.
  8. Меня легко убедить.
  9. Я мнительный человек. .
  10. Я с трудом переношу ожидания.
  11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход.
  12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
  13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
  14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
  15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая её бесполезной.
  16. Я нередко чувствую себя беззащитным.
  17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
  18. Чувствую растерянность перед трудностями.
  19. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели.
  20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
  21. Оставляю за собой последнее слово.
  22. Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
  23. Меня легко рассердить.
  24. Люблю делать замечания другим.
  25. Хочу быть авторитетом для окружающих.
  26. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
  27. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
  28. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
  29. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
  30. Я мстителен.
  31. Мне трудно менять привычки.
  32. Нелегко переключаю внимание.
  33. Очень настороженно отношусь ко всему новому.
  34. Меня трудно переубедить.
  35. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться.
  36. Нелегко сближаюсь с людьми.
  37. Меня расстраивают даже незначительные нарушения планов.
  38. Нередко я проявляю упрямство.
  39. Неохотно иду на риск.
  40. Резко переживаю отклонения от принятого мною режима -дня.

Обработка результатов. За вариант ответа А ставится 2 балла,

па вариант Б — I балл, за вариант В — 0 баллов.

Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов где:

I группа — I — 10 вопросы — тревожность;

II группа — II — 20 вопросы — фрустрация;

III группа — 21-30 вопросы — агрессивность;

IV группа — 31-40 вопросы — ригидность.

0 . 7 баллов — не тревожные;

8 . 14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня;

15 . 20 баллов — очень тревожные.

П. Фрустрация: — степень устойчивости к неудачам.

0 . 7 баллов — высокая самооценка, устойчивость к неудачам;

8 . 14 баллов — средний» уровень, фрустрация имеет место быть;

15 . 20 баллов — низкая самооценка, избегание трудностей, боязнь неудач.

0 . 7 баллов — уравновешенность, выдержанность;

8 — 14 баллов — средний уровень агрессивности;

15 . 20 баллов — агрессивность, невыдержанность, есть трудности в работе с людьми.

IV.Ригидность – степень переключения.

0 . 7 баллов — ригидность отсутствует, легкость переключения;

8 14 баллов — средний уровень ригидности;

15 . 20 баллов — сильно выраженная ригидность, противопоказаны смены в учёбе, работе, семье.

Игра «Чувства и животные»

На одном столе лежат карточки с эмоциями. На втором карточки с животными .Задача игрока — пройти по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство. Второй игрок должен угадать, что это за зверь и какую эмоцию он испытывает.

Вывод: проявили эмоцию с помощью пантомимики.

Игра «Зеркало» (на развитие наблюдательности и коммуникативных способностей).

Вызываются два участника: один выражает эмоцию, другой должен повторить.(например, гнев — губы сжаты, брови нахмурены; удивление — рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты глаза широко открыты), а он попробует придать своему лицу то же самое выражение.

Вывод: проявили эмоцию с помощью мимики.

А ещё с помощью чего можно проявить чувства и эмоции?

Эмоции и чувства проявляются с помощью: мимики, пантомимики, жестов, изменений интонаций и тембра голоса.

Игра «Сочини сказку»

Группа делится на команды, каждой команде даётся карточка, на которой написана определённая эмоция. Нужно сочинить сказку, используя эту эмоцию.

Этюд «Охотник » (на выражение чувства уверенности в себе, выработку умения преодолевать страх). Ты охотник на львов и тигров. Опасности грозят со всех сторон: висящая лиана оказывается зашипевшим удавом, а коряга в ручье — это свирепый крокодил. Но отважный охотник , уверен в своих силах. Он преодолевает все препятствия и достигает своей цели: бросившийся на него лев повергнут на землю. Охотник стоит над ним, расправив плечи и выпрямив спину.

Этюд «Таинственная дверца» (на выражение интереса и удивления). Представь себя путешественником. Ты идешь по темной пещере, освещая путь факелом. И вдруг в гранитной скале ты видишь маленькую железную дверь. Ты отодвигаешь засов, медленно открываешь дверь и видишь там. (придумай, что же ты там увидел такое, что тебя это очень удивило).

Упражнение «Эмоциональная гимнастика»

«Каждый из вас сейчас получит карточку, на которой написана определённая эмоция. Постарайтесь выразить эту эмоцию. Вы можете делать любым доступным для вас способом (мимикой, жестами, словами и т.п.). Единственное, чего нельзя делать,- это произносить название эмоции или показывать карточку окружающим. Задача остальных участников группы – назвать эмоцию, которую вы изображаете и придумать ситуации из жизни в которых эта эмоция возникает.

ожидание нетерпение скука волнение суета

возбуждение переживание страх растерянность веселье

напряжение счастье испуг радость

Игра «Эстафета чувств»

Все игроки стоят с закрытыми глазами первый играющий получает карточку с заданной эмоцией. Получив задание, первый игрок решает, как он может передать то же чувство другим способом, касается соседа рукой и, когда тот открывает глаза, передаёт ему пантомимой свой вариант того же чувства.

Упражнение «Выражение настроения»

Игрокам предлагается изобразить походкой состояния: очень уставшего человека; счастливого человека, получившего чудесное сообщение; перепуганного человека; лунатика, бредущего с открытыми глазами; гения , получившего Нобелевскую премию; канатаходца.

Ведущий: Наше занятие подходит к концу. Я надеюсь вы узнали что- то новое и интересное о себе. Мы играли с вами в игры где вы изображали различные эмоциональные состояния. Какую эмоцию было сложнее всего изобразить?

Списаибо всем, пока до новых встреч.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представленная разработка урока является итогом проекта « Мир чувств и эмоций» по окружающему миру в 4 классе по УМК «Начальная школа ХХІ века»Цель: Расширение знаний учащихся по теме «Мир чувст.

Важную роль в воспитании ребенка играет семья. Взаимоотношения родителей и детей — это «бумеранг». Каким мы этот бумеранг отправим, таким он к нам и вернется. То же можно сказать и об эмоциях, которые.

Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн.

Тест по окружающему миру «Эмоции. Чувства», 4 класс.

Психологический тренинг «Мир эмоций» представляет собой организованною практическую работу с учащимися 1-4 классов в смешанных группах, направленную на отработку навыков понимания своего и.

Тест к уроку окружающего мира «Эмоции.Чувства», 4 класс.

Цель: расширить представление детей об эмоциях и их значении в жизни человека.Задачи:- развивать способность определять свои эмоции и эмоции других;- развивать способность адекватно оценивать свою дея.

Источник

Конспект профилактического занятия для подростков «Эмоции и чувства. Как контролировать гнев»

людмила глущенко
Конспект профилактического занятия для подростков «Эмоции и чувства. Как контролировать гнев»

Профилактическое занятие для подростков:

«Эмоции и чувства. Как контролировать злость».

Актуальность темы. Подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщенным», что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно. Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, поэтому в этот период жизни могут возникать повышенная тревожность, агрессивность и различные страхи. В свою очередь, эмоциональное неблагополучие тесно связано со школьной неуспеваемостью, трудностями общения со сверстниками и взрослыми.

В связи с особенностями подросткового возраста, психологическое просвещение в сфере расширения представлений подростков об эмоциях и чувствах приобретает особую актуальность. Данное направление просветительской работы создает условия для улучшения понимания подростками своего эмоционального состояния, причин его возникновения и возможных способов совладения с ним, а также осознания влияния эмоций на отношения с другими людьми, и на другие жизненные сферы.

Цель занятия: расширение знаний подростков об эмоциональной сфере, особенностях переживания, проявления эмоций и способов их контроля.

• информирование о видах и функциях эмоций, особенностях их проявления и переживания;

• создание условий для развития способности к осознанию подростками собственного мира эмоций и чувств;

• создание условий для развития способности подростков понимать эмоциональные состояния других людей и умения выразить свое состояние.

Целевая группа: несовершеннолетние подросткового возраста (15-16 лет).

Форма проведения: групповое занятие с элементами социально-психологического тренинга.

Необходимые материалы: интерактивная доска для демонстрации презентации, листы бумаги, конверты с индивидуальным заданием. Продолжительность занятия 40-45 минут.

Ход занятия:

Этапы занятия, упражнения

Содержание Цели занятия, упражнений

• Приветствие, представление ведущего;

Рассказ о целях занятия, мотивация на работу в группе.

Знакомство, ориентация участников в целях занятия

упражнение «Всем мы разные…» Каждому участнику дается лист бумаги, ведущий просит закрыть глаза и сложить лист бумаги, далее дается задание оторвать правый угол листа и опять сложить лист, так повторяется несколько раз. У всех участников получаются разные листы, что говорит об индивидуальности каждого человека.

• Теоретическая часть «Эмоции и чувства»

Демонстрация презентации «Я чувствую…», информирование о видах и функциях эмоций, особенностях их проявления и переживания, фундаментальных эмоциях человека и способов их контроля. Психологическое просвещение

Обсуждение способов совладения с негативными эмоциями Совместное рассуждение о том, как можно преодолеть негативные эмоции, раскрытие собственного опыта участников Расширение знаний о способах эмоциональной саморегуляции

Упражнение «Я могу справится с гневом» Каждому участнику дается конверт с описанием жизненной ситуации, вызывающей чувство агрессии. Необходимо преодолеть негативные эмоции. Расширение знаний о способах эмоциональной саморегуляции. Закрепление материала.

Сегодня мы с вами обсудим виды эмоций, которые испытываем каждый день, которые делают нашу жизнь ярче или же наоборот сгущают краски на те или иные обстоятельства. Попробуем разобраться, что же такое «эмоция» и можно ли контролировать свои чувства. Для начала проведем небольшой эксперимент.

Упражнение «Все мы разные».

Материал для теоретической части.

Эмоции — это переживание наших отношений к различным предметам и явлениям окружающего мира, а также к самому себе, это реакции на конкретные ситуации.

Наши эмоции и чувствавыполняют много важных функций:

• Регулируют поведение человека — либо поощряют двигаться в верном направлении, либо удерживают от неверных шагов (например, если поведение человека делает его сильнее, то это вызывает радость, интерес, а если человек действует во вред себе, то у него возникают неприятные переживания).

• Стимулируют человека к развитию, освоению нового опыта (обычно человек начинает что-то менять в своей жизни, когда чувствует, что уже не может жить так, как раньше).

Эмоции и чувства облегчают возможности взаимопонимания между людьми, способствуют сплочению и более тесному общению.

• Жизнь без эмоций становится пустой и неинтересной.

Американский психолог Кэррол Изард выделил несколько «чистых», «фундаментальных» эмоций — это интерес, радость, удивление, печаль, гнев. Все остальные эмоции — это их различные сочетания. Все эмоции могут выполнять как важные функции, так и быть помехой для человека, например, если эмоции возникают в неподходящих ситуациях или становятся слишком сильными.

Из преобладающих эмоций и чувств складывается настроение — наше душевное самочувствие.

Чувства — наши эмоциональные отношения к различным объектам и явлениям (любовь, дружба, гордость, счастье, симпатия).

Чувства более устойчивы, могут проявляться через несколько эмоций (например, когда человек завидует, у него одновременно могут возникнуть и гнев, и обида и стыд). Эмоции связаны с конкретными ситуациями, а чувства с объектами, на которые они направлены.

Когда у человека хорошее настроение, ему самому приятно и уютно в таком состоянии, и окружающим людям тоже приятно находится рядом с человеком, у которого хорошее настроение. А вот рядом с человеком, у которого настроение плохое, окружающим находится некомфортно, поэтому такой человек часто бывает одинок. Выход — каким либо образом изменить свое настроение и сделать его лучше. В жизни происходить много событий, при которых сложно сохранять хорошее настроение, но даже при самых тяжелых жизненных обстоятельствах человек свободен выбирать, как на них реагировать.

Настроение зависит не столько от происходящих вокруг тебя событий, сколько от того, как ты их воспринимаешь.

Виды эмоций.

По характеру переживания (удовольствие или неудовольствие) эмоции бывают положительные и отрицательные.

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг — эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх — от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает.

У каждого из «отрицательных» переживаний есть очень важные положительные функции, жизненно необходимые для человека. Так, страх — это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. Тоска — реакция, позволяющая легче приспособиться к тяжелым утратам. Зависть — побудительная сила, стимулирующая движение к достижениям. Мудрый человек относится к плохому настроению как к надежному жизненному советчику, принимает то полезное, что есть в каждом из этих состояний, однако не позволяет им отравлять свою жизнь.

Негативные эмоции, без сомнения, мешают в жизни. Злость, зависть, постоянное состояние стресса, — все это крайне отрицательно сказывается на состоянии здоровья, и увы, на продолжительности жизни. Если вы постоянно злитесь на окружающих, ссоритесь и не можете справиться с агрессией, то вам полезно будет узнать о том, как побороть в себе злость и раздражительность.

Вспомните, пожалуйста, ситуацию, которая вызвала у вас чувство гнева. Что вы испытывали? Смогли избежать конфликт?

Как побороть злость и раздражительность

1. Конструктивное выражение. Не вздумайте подавлять недовольство внутри себя, ведь это может повлечь за собой психосоматические заболевания. Научитесь выражать свои эмоции культурными словами и фразами,к примеру: «Я чувствую себя некомфортно. Пожалуйста, давайте перенесем разговор, чтобы случайно не обидеть друг друга» или «Меня волнует/не устраивает данная ситуация. Как мы можем ее изменить?»

2. Фотокарточка орущего человека. Если вы или ваши близкие замечают за вами сильную раздражительность, попробуйте поместить на рабочем столе фотографию орущего человека с неприятной гримасой и старайтесь не выглядеть также.

Слежение за признаками злости и раздражительности. Понаблюдайте за тем, в чем выражается ваш гнев. Возможно, ваше лицо краснеет от прилива крови, либо учащается пульс/сердечный ритм, либо усложняется дыхание и появляется нервный тик, а то и дрожь по всему телу? Зафиксируйте свое состояние в момент, после которого следует вспышка гнева.

Уход от стрессовой ситуации. Как только вы понимаете, что скоро «взорветесь», прервите взаимодействие с оппонентом,сказав ему об этом примерно в таком ключе: «Я слишком рассержен/разгневан, мне нужно оставить тебя на какое-то время. Продолжим наш диалог позже». Поскольку вы заранее предупредили своего обидчика, ваш уход не будет выглядеть побегом. Когда вы покинули комнату/кабинет, успокойтесь и вернитесь обратно. Не нужно вести себя так, будто ничего не случилось.Скажите примерно следующее: «Я только что сильно разозлился, потому что сложившаяся ситуация раздражает меня/поведение этого человека совершенно недопустимо/если этот вопрос не решить по-другому, нарушится работа всего предприятия».

4. Отдых. Если трудовая деятельность забирает ваши силы по максимуму, необходимо соблюдать распорядок дня,где несколько часов должно отводиться полноценному отдыху: ложитесь спать не позже 23 часов, во время обеденного перерыва старайтесь выйти на свежий воздух, больше ходите пешком.

5. Физические упражнения. Ничего сверхъестественного не произойдет, но ваша энергия, не растраченная до конца, будет правильно израсходована в период физической активности, а заодно улучшится и настроение. Занимайтесь тем видом физических нагрузок, которые будут вам по душе, и результат отразится на вашем теле и духе практически сразу.

6. Дыхательная гимнастика. Если вы чувствуете приближение нервного срыва, выполняйте дыхательные упражнения. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 2-3 секунды, повторите 10 раз.

Упражнение: «Я могу справится с гневом».

Если вы будете знать, как побороть в себе злость, ваша жизнь будет долгой и беззаботной.

Источник

Читайте также:  Социальные нормы эмоционального реагирования феномены коллективных эмоциональных состояний
Оцените статью