- Урок по окружающему миру «Мир чувств. Эмоции» план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока по окружающему миру «Мир чувств и эмоций» 4 класс план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру «Мир чувств. Эмоции»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект данного урока разработан для обучающихся 4 класса (УМК «начальная школа 21 века»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_okruzhayushchiy_mir.docx | 24.57 КБ |
emocii_cheloveka.ppt | 515 КБ |
zritelnaya_gimnastika_.ppt | 231.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир (4 класс)
Мир чувств. Эмоции
Тип урока. Комбинированный
Цель: ознакомление с понятиями: «чувства», «эмоции».
— уметь различать эмоции и чувства;
— развивать умение управлять своими эмоциями;
— воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу
Оборудование: плакаты с темой урока и крылатыми выражениями; плакат «Язык – орган вкуса»; мультимедийная презентация «Эмоции человека»; мультимедийная презентация «Зрительная гимнастика по тренажёру В.Ф. Базарного»; компьютер, проектор.
II.Проверка домашнего задания.
(Идёт фронтальный опрос, 2 ученика индивидуально работают по карточкам)
-Сколько органов чувств у человека? (5)
— Перечислите их.(Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)
1) — Что является органом вкуса?
Работа с плакатом «Язык – орган вкуса».
— Расскажите и покажите различные вкусовые зоны языка.
— Только ли эти вкусы различает язык?
— Как можно развить свои вкусовые восприятия?
— Сколько живут клетки, отвечающие за вкусовое восприятие? (10 дней)
— Докажите, что вкус связан с обонянием.
— Кто такой «дегустатор»?
2) –Назовите главный орган осязания.(Кожа)
— Где находятся самые чувствительные участки кожи?
— У каких людей лучше всего развито осязание? (у слепых)
— Как они это используют в своей жизни.?
— Может ли человек жить без органов чувств?
— Что произойдёт, если эти чувства человек утратит?
III.Сообщение темы и целей урока.
— Послушайте стихотворение и определите тему урока.
Сколько чувств выражают лица:
То радость, то слезами готовы залиться,
То страх, то восторг, то волнение,
То удивление, то огорчение…
Попробуем сегодня мы понять,
Как может эмоции человек проявлять.
— О чём мы узнаем на уроке?
(Чтение темы урока на доске)
IV.Работа над темой урока.
Работа с учебником (с.40)
— Прочитайте высказывания двух людей о том, что отличает человека от машины- робота, и скажите, кто из них прав.
Утром солнышко проснулось,
И, отбросив одеяло,
На зарядку побежало.
— А теперь улыбнитесь друг другу. Улучшилось ли ваше настроение?
— При помощи, какой части тела, мы выразили свои эмоции?
— Когда люди хорошо понимают друг друга, то говорят, что они понимают друг друга с полуслова, а ещё лучше, когда они понимают с одного взгляда. Давайте проверим, сможете ли вы по выражению лица, узнать состояние, настроение человека.
Работа с опорой на презентацию. (После ответов учащихся к каждому слайду учитель делает обобщение)
Слайд 1. Заголовок.
Слайд 2. Чтение вступления (хором).
Слайд 3. Этот человек улыбается: он добрый.
Слайд 4. А этот человек чем-то недоволен.
Слайд 5. Этот человек чем-то сильно испуган.
Слайд 6. Посмотрите, как человек улыбается. Он весёлый.
Слайд 7. Этот человек кричит. Он злой.
Слайд 8.Когда люди о чём-то мечтают, они смотрят наверх.
Слайд 9. Этот человек секретничает.
Слайд 10. Этот человек что-то замышляет.
Слайд 11. Этот человек узнал что-то приятное или ему в голову пришла чудесная
мысль. Он радостный, возбуждённый.
Слайд 12. Этот человек озадачен, думает.
Слайд 13. А этот шутит, кривляется.
Слайд 14. Эта девочка добрая, спокойная, заботливая.
Слайд 15. Этот человек злой, нехороший.
— Какие мышцы лица помогают нам выражать свои эмоции? (мимические мышцы).
Работа с учебником. (с. 41 абзац 4)
— Как эмоции влияют на состояние человека?
— На какие группы можно разделить все эмоции? (положительные и отрицательные)
Упражнения: «Ушки», «Цапля»
Работа в ТПО с.19 № 51 (самостоятельно)
с.19 № 52 (в парах)
— Есть ли эмоции у животных?
Вывод : эмоции людей более разнообразные.
Учитель: Сильные, глубокие эмоции называются чувствами. Любовь и утрата близких людей — самые продолжительные человеческие чувства.
Зрительная гимнастика по тренажёру Базарного
На доске записаны «крылатые выражения»:
-Прочитайте, объясните значение этих выражений.
- Злые языки страшнее пистолета.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Слово лечит, слово ранит.
Вывод : нужно уметь управлять своими эмоциями.
— Вспомните упражнения, которые помогут нам регулировать свои эмоции.
Упражнение «Досчитай до десяти», «Зеркало»
— Прочитайте и о новых упражнениях в учебнике (с. 44)
— Люди, какой профессии могут запечатлеть эмоции, настроение человека на холсте или на листе бумаги. (Художники, фотографы)
Беседа по картине «Тройка» Василия Перова (с. 43)
— Кто изображён на картине?
— Что выражают их лица?
— Почему они выполняют такую непосильную работу?
— Какие слова можно использовать для описания этих детей?
— Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину?
V.Закрепление изученного материала
Игра-пантомима «Что это значит?»
-Ребята, вы уже несколько лет обучаетесь в одном классе. Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете друг друга
(Заранее подготовленные дети демонстрируют различные эмоциональные состояния, остальные – расшифровывают их)
— Как бы вы могли помочь своему однокласснику справиться с отрицательными эмоциями?
(Дети предлагают свои решения проблемы, совместно делаются выводы)
Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.
— При помощи чего человек выражает своё настроение?
— На какие группы можно разделить все эмоции?
— Нужно ли управлять своими эмоциями? Почему?
— Какие эмоции вызвал у вас этот урок?
-Спасибо за работу!
VII. Домашнее задание.
Учебник с. 40-45 прочитать, придумать три вопроса по содержанию. Найти и прокомментировать фотографии людей, выражающие какие-либо эмоции, чувства.
Выставление и комментирование оценок.
Список использованной литературы:
Окружающий мир. 4 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой. Часть I авт.-сост. Т.С. Гулуева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 208 с.: ил.
Источник
Конспект урока по окружающему миру «Мир чувств и эмоций» 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру 4 класс по теме: «Мир чувств и эмоций».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по окружающему миру 4 класс | 27.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4Б классе УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: Мир чувств и эмоций.
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков ( с элементами проектной деятельности).
- Расширить знания детей по теме: «Мир чувств и эмоций»;
- Формировать навыки культурного поведения и управления своими эмоциями и чувствами;
- Учить работать самостоятельно, самостоятельно добывать знания и применять их в конкретной ситуации;
- Развивать коммуникативные и творческие умения учащихся;
- Повышать интерес к учебному процессу;
- Воспитывать ответственность за порученное дело.
Прозвенел звонок весёлый
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
II. Актуализация знаний:
— Итак, у нас урок окружающего мира. Давайте вспомним изученный материал. Разгадайте кроссворд:
- Орган, очищающий кровь от вредных веществ.
- Орган слуха.
- Какая система состоит из сердца и сосудов, по которым течет кровь?
- Опора тела человека.
- Какая система организма обеспечивает поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа, паров воды?
- Система, включающая в себя головной мозг, спинной мозг и нервы.
- В какой системе пища превращается в доступные для усвоения организмом питательные вещества.
-Какое ключевое слово у нас получилось?
— О чём мы будет говорить на уроке? (о чувствах)
Сколько чувств выражают лица:
То радость, то слезами готовы залиться,
То страх, то восторг, то волнение,
То удивление, то огорчение…
Попробуем сегодня мы понять
Как чувства человек умеет проявлять.
— Из данных слогов составьте слово:
ле те пе да ре ча
— Совершенно верно, телепередача.
И мы с вами начинаем телепередачу «Мир чувств» и я её ведущая.
У нас в гостях 4 группы экспертов:
1 гр. Исследователи
2 гр. Искусствоведы
3 гр. Литераторы
Сегодня мы обсуждаем тему «Мир чувств и эмоций». Наши гости помогут нам найти ответы на вопросы:
- Может ли человек жить без чувств?
- Как художники передают чувства людей в произведениях живописи?
- Отражает ли народный фольклор эмоциональное состояние человека?
- Есть ли эмоции у животных и как они проявляются?
Перед тем как приступить к работе, давайте вспомним правила работы в группе.
1. Слушай, что говорят другие.
2. Делай выводы об услышанном,
3. Задавай вопросы.
4.Говори спокойно ясно, только по делу.
5.Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
6.Помогай товарищам, если они об этом просят.
— У каждой группы есть свой план работы, на столах лежат источники информации, с помощью которых наши гости попробуют найти ответы на интересующие нас вопросы.
Итак, приступаем к работе.
IV. Работа в группах.
1 группа «Исследователи»
- Возьми в руки карточку, прочитай текст.
- Определи, какое чувство человека описывается в данной ситуации.
- Если сомневаешься в правильности ответа, посоветуйся с товарищами.
- Наклей карточку на обратную сторону лучика.
- С лицевой стороны на лучике подпиши чувство, которое описано в данной ситуации.
- После выступления всей вашей группы, приклей лучик к солнышку на доске.
- Сделайте вывод: (стихотворение, подготовленное заранее)
На столе лежат карточки:
Мама послала сына в магазин. «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты, — сказала она, — мы попьём чаю и пойдём в зоопарк. Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин.
Мама уехала в командировку. Вот уже 2 недели её нет дома. Дочка целыми днями смотрит в окно. Она ждёт, когда же приедет мама.
У Маши долго болел папа. Наконец он выздоровел. Она хотела сообщить об этом событии всем своим подругам. Выбежав во двор, она громко закричала: «Мой папа выздоровел!» Оля посмотрела на неё и сказала: «Ну и что?» Маша опустила голову и отошла в сторону.
Таня с братиком гуляли на детской площадке. Таня качалась на качелях, а братик играл в песочнице. Вдруг откуда ни возьмись, выскочила большая собака и побежала к песочнице. Таня бросилась наперерез собаке, упала и закрыла собой брата. Тут подбежал хозяин собаки и остановил её.
Мише на день рождения купили новый велосипед. Он вышел с ним во двор. Ребята окружили его. Все хотели посмотреть на велосипед Миши.
Однажды маленький Петя гулял с мамой на улице. Ярко светило солнце и вдруг пошёл дождь. Петя поднял голову вверх и широко раскрыл глаза. «Мама, смотри какая красота!» Он раньше никогда не видел радугу.
Серёжа постоянно дёргал Зину за косички. Она очень сердилась и старалась его стукнуть.
Оля не выучила стихотворение, сказав маме, что ей ничего не задавали. А на следующий день она получила двойку. Когда Оля пришла домой, мама спросила: «Как дела в школе?» Оля покраснела и опустила голову.
(кроме карточек на столе лежат лучики, фломастеры, клей)
Вывод: Не может человек прожить без чувства,
Ведь это ценность для его души,
Но если чувства нет, в душе той пусто,
И нет в ней ни тепла, ни доброты.
Лишь добрыми словами боль отводят, —
А тёплые слова для всех важны,
Отзывчивость, как помощь, к нам приходит,
Благие чувства — лекари души.
- группа «Искусствоведы»