Мир чувств урок окружающего мира

Урок по окружающему миру «Мир чувств. Эмоции»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Конспект данного урока разработан для обучающихся 4 класса (УМК «начальная школа 21 века»)

Скачать:

Вложение Размер
kopiya_okruzhayushchiy_mir.docx 24.57 КБ
emocii_cheloveka.ppt 515 КБ
zritelnaya_gimnastika_.ppt 231.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир (4 класс)

Мир чувств. Эмоции

Тип урока. Комбинированный

Цель: ознакомление с понятиями: «чувства», «эмоции».

— уметь различать эмоции и чувства;

— развивать умение управлять своими эмоциями;

— воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу

Оборудование: плакаты с темой урока и крылатыми выражениями; плакат «Язык – орган вкуса»; мультимедийная презентация «Эмоции человека»; мультимедийная презентация «Зрительная гимнастика по тренажёру В.Ф. Базарного»; компьютер, проектор.

II.Проверка домашнего задания.

(Идёт фронтальный опрос, 2 ученика индивидуально работают по карточкам)

-Сколько органов чувств у человека? (5)

— Перечислите их.(Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)

1) — Что является органом вкуса?

Работа с плакатом «Язык – орган вкуса».

— Расскажите и покажите различные вкусовые зоны языка.

— Только ли эти вкусы различает язык?

— Как можно развить свои вкусовые восприятия?

— Сколько живут клетки, отвечающие за вкусовое восприятие? (10 дней)

— Докажите, что вкус связан с обонянием.

— Кто такой «дегустатор»?

2) –Назовите главный орган осязания.(Кожа)

— Где находятся самые чувствительные участки кожи?

— У каких людей лучше всего развито осязание? (у слепых)

— Как они это используют в своей жизни.?

— Может ли человек жить без органов чувств?

— Что произойдёт, если эти чувства человек утратит?

III.Сообщение темы и целей урока.

— Послушайте стихотворение и определите тему урока.

Сколько чувств выражают лица:

То радость, то слезами готовы залиться,

То страх, то восторг, то волнение,

То удивление, то огорчение…

Попробуем сегодня мы понять,

Как может эмоции человек проявлять.

— О чём мы узнаем на уроке?

(Чтение темы урока на доске)

IV.Работа над темой урока.

Работа с учебником (с.40)

— Прочитайте высказывания двух людей о том, что отличает человека от машины- робота, и скажите, кто из них прав.

Утром солнышко проснулось,

И, отбросив одеяло,

На зарядку побежало.

— А теперь улыбнитесь друг другу. Улучшилось ли ваше настроение?

— При помощи, какой части тела, мы выразили свои эмоции?

— Когда люди хорошо понимают друг друга, то говорят, что они понимают друг друга с полуслова, а ещё лучше, когда они понимают с одного взгляда. Давайте проверим, сможете ли вы по выражению лица, узнать состояние, настроение человека.

Работа с опорой на презентацию. (После ответов учащихся к каждому слайду учитель делает обобщение)

Слайд 1. Заголовок.

Слайд 2. Чтение вступления (хором).

Слайд 3. Этот человек улыбается: он добрый.

Слайд 4. А этот человек чем-то недоволен.

Слайд 5. Этот человек чем-то сильно испуган.

Слайд 6. Посмотрите, как человек улыбается. Он весёлый.

Слайд 7. Этот человек кричит. Он злой.

Слайд 8.Когда люди о чём-то мечтают, они смотрят наверх.

Слайд 9. Этот человек секретничает.

Слайд 10. Этот человек что-то замышляет.

Слайд 11. Этот человек узнал что-то приятное или ему в голову пришла чудесная

мысль. Он радостный, возбуждённый.

Слайд 12. Этот человек озадачен, думает.

Слайд 13. А этот шутит, кривляется.

Слайд 14. Эта девочка добрая, спокойная, заботливая.

Слайд 15. Этот человек злой, нехороший.

— Какие мышцы лица помогают нам выражать свои эмоции? (мимические мышцы).

Работа с учебником. (с. 41 абзац 4)

— Как эмоции влияют на состояние человека?

— На какие группы можно разделить все эмоции? (положительные и отрицательные)

Упражнения: «Ушки», «Цапля»

Работа в ТПО с.19 № 51 (самостоятельно)

с.19 № 52 (в парах)

— Есть ли эмоции у животных?

Вывод : эмоции людей более разнообразные.

Учитель: Сильные, глубокие эмоции называются чувствами. Любовь и утрата близких людей — самые продолжительные человеческие чувства.

Зрительная гимнастика по тренажёру Базарного

На доске записаны «крылатые выражения»:

-Прочитайте, объясните значение этих выражений.

  • Злые языки страшнее пистолета.
  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Слово лечит, слово ранит.

Вывод : нужно уметь управлять своими эмоциями.

— Вспомните упражнения, которые помогут нам регулировать свои эмоции.

Упражнение «Досчитай до десяти», «Зеркало»

— Прочитайте и о новых упражнениях в учебнике (с. 44)

— Люди, какой профессии могут запечатлеть эмоции, настроение человека на холсте или на листе бумаги. (Художники, фотографы)

Беседа по картине «Тройка» Василия Перова (с. 43)

— Кто изображён на картине?

— Что выражают их лица?

— Почему они выполняют такую непосильную работу?

— Какие слова можно использовать для описания этих детей?

— Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину?

V.Закрепление изученного материала

Игра-пантомима «Что это значит?»

-Ребята, вы уже несколько лет обучаетесь в одном классе. Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете друг друга

(Заранее подготовленные дети демонстрируют различные эмоциональные состояния, остальные – расшифровывают их)

— Как бы вы могли помочь своему однокласснику справиться с отрицательными эмоциями?

(Дети предлагают свои решения проблемы, совместно делаются выводы)

Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.

— При помощи чего человек выражает своё настроение?

— На какие группы можно разделить все эмоции?

— Нужно ли управлять своими эмоциями? Почему?

— Какие эмоции вызвал у вас этот урок?

-Спасибо за работу!

VII. Домашнее задание.

Учебник с. 40-45 прочитать, придумать три вопроса по содержанию. Найти и прокомментировать фотографии людей, выражающие какие-либо эмоции, чувства.

Выставление и комментирование оценок.

Список использованной литературы:

Окружающий мир. 4 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой. Часть I авт.-сост. Т.С. Гулуева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 208 с.: ил.

Источник

Конспект урока по окружающему миру «Мир чувств и эмоций» 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру 4 класс по теме: «Мир чувств и эмоций».

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока по окружающему миру 4 класс 27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4Б классе УМК «Начальная школа 21 века»

Тема: Мир чувств и эмоций.

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков ( с элементами проектной деятельности).

  • Расширить знания детей по теме: «Мир чувств и эмоций»;
  • Формировать навыки культурного поведения и управления своими эмоциями и чувствами;
  • Учить работать самостоятельно, самостоятельно добывать знания и применять их в конкретной ситуации;
  • Развивать коммуникативные и творческие умения учащихся;
  • Повышать интерес к учебному процессу;
  • Воспитывать ответственность за порученное дело.

Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

II. Актуализация знаний:

— Итак, у нас урок окружающего мира. Давайте вспомним изученный материал. Разгадайте кроссворд:

  1. Орган, очищающий кровь от вредных веществ.
  2. Орган слуха.
  3. Какая система состоит из сердца и сосудов, по которым течет кровь?
  4. Опора тела человека.
  5. Какая система организма обеспечивает поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа, паров воды?
  6. Система, включающая в себя головной мозг, спинной мозг и нервы.
  7. В какой системе пища превращается в доступные для усвоения организмом питательные вещества.

-Какое ключевое слово у нас получилось?

— О чём мы будет говорить на уроке? (о чувствах)

Сколько чувств выражают лица:
То радость, то слезами готовы залиться,
То страх, то восторг, то волнение,
То удивление, то огорчение…

Попробуем сегодня мы понять

Как чувства человек умеет проявлять.

— Из данных слогов составьте слово:

ле те пе да ре ча

— Совершенно верно, телепередача.

И мы с вами начинаем телепередачу «Мир чувств» и я её ведущая.

У нас в гостях 4 группы экспертов:

1 гр. Исследователи

2 гр. Искусствоведы

3 гр. Литераторы

Сегодня мы обсуждаем тему «Мир чувств и эмоций». Наши гости помогут нам найти ответы на вопросы:

  • Может ли человек жить без чувств?
  • Как художники передают чувства людей в произведениях живописи?
  • Отражает ли народный фольклор эмоциональное состояние человека?
  • Есть ли эмоции у животных и как они проявляются?

Перед тем как приступить к работе, давайте вспомним правила работы в группе.

1. Слушай, что говорят другие.
2. Делай выводы об услышанном,
3. Задавай вопросы.
4.Говори спокойно ясно, только по делу.
5.Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
6.Помогай товарищам, если они об этом просят.

— У каждой группы есть свой план работы, на столах лежат источники информации, с помощью которых наши гости попробуют найти ответы на интересующие нас вопросы.

Итак, приступаем к работе.

IV. Работа в группах.

1 группа «Исследователи»

  1. Возьми в руки карточку, прочитай текст.
  2. Определи, какое чувство человека описывается в данной ситуации.
  3. Если сомневаешься в правильности ответа, посоветуйся с товарищами.
  4. Наклей карточку на обратную сторону лучика.
  5. С лицевой стороны на лучике подпиши чувство, которое описано в данной ситуации.
  6. После выступления всей вашей группы, приклей лучик к солнышку на доске.
  7. Сделайте вывод: (стихотворение, подготовленное заранее)

На столе лежат карточки:

Мама послала сына в магазин. «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты, — сказала она, — мы попьём чаю и пойдём в зоопарк. Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин.

Мама уехала в командировку. Вот уже 2 недели её нет дома. Дочка целыми днями смотрит в окно. Она ждёт, когда же приедет мама.

У Маши долго болел папа. Наконец он выздоровел. Она хотела сообщить об этом событии всем своим подругам. Выбежав во двор, она громко закричала: «Мой папа выздоровел!» Оля посмотрела на неё и сказала: «Ну и что?» Маша опустила голову и отошла в сторону.

Таня с братиком гуляли на детской площадке. Таня качалась на качелях, а братик играл в песочнице. Вдруг откуда ни возьмись, выскочила большая собака и побежала к песочнице. Таня бросилась наперерез собаке, упала и закрыла собой брата. Тут подбежал хозяин собаки и остановил её.

Мише на день рождения купили новый велосипед. Он вышел с ним во двор. Ребята окружили его. Все хотели посмотреть на велосипед Миши.

Однажды маленький Петя гулял с мамой на улице. Ярко светило солнце и вдруг пошёл дождь. Петя поднял голову вверх и широко раскрыл глаза. «Мама, смотри какая красота!» Он раньше никогда не видел радугу.

Серёжа постоянно дёргал Зину за косички. Она очень сердилась и старалась его стукнуть.

Оля не выучила стихотворение, сказав маме, что ей ничего не задавали. А на следующий день она получила двойку. Когда Оля пришла домой, мама спросила: «Как дела в школе?» Оля покраснела и опустила голову.

(кроме карточек на столе лежат лучики, фломастеры, клей)

Вывод: Не может человек прожить без чувства,
Ведь это ценность для его души,
Но если чувства нет, в душе той пусто,
И нет в ней ни тепла, ни доброты.
Лишь добрыми словами боль отводят, —
А тёплые слова для всех важны,
Отзывчивость, как помощь, к нам приходит,
Благие чувства — лекари души.

  1. группа «Искусствоведы»
  1. Возьми в руки репродукцию одной из картин известных художников.
  2. Определи чувства героев, изображённых на картине.
  3. Подпиши.
  4. Посоветуйтесь в группе и выберите четверостишие, которое могло бы стать выводом (итогом вашего выступления).
  5. Начните выступление со слов:

Мы согласны (не согласны) с мнением предыдущих выступающих о том, что человек не может жить без чувств, рассмотрев картины известных художников, мы увидели…

На партах лежат репродукции картин, фломастеры, четверостишия.

«Любите, живопись, поэты,

Лишь ей единственной дано,

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно».

Взял палитру художник и кисть,
И слова обратились в картину.
Ив, склонившихся плач у реки,
Ширь полей, что вовек не покину.

Берёзы стан – как в пятнах сажи.

Среди естественных офортов

,Сильней всего люблю пейзажи

И избегаю натюрмортов.

3 группа «Литераторы»

  1. Прочитайте пословицы.
  2. Рассортируйте их по темам.
  3. Приклейте пословицы на нужный листок.
  4. Сделайте вывод: отражает ли народный фольклор эмоциональное состояние человека?
  5. Начните своё выступление со слов:

Мы согласны (не согласны) с мнением наших коллег, что человек не может жить без чувств и в произведениях народного фольклора отражается (не отражается) эмоциональное состояние человека…

На партах лежат альбомные листы, на которые дети наклеивают пословицы, клей, набор пословиц.

Пословицы о печали и грусти:

  • Занятого человека и грусть печаль не берёт.
  • Моль одежду ест, а печаль человека.
  • Печаль не уморит, а с ног собьёт.
  • Печальному шутка на ум не идёт.
  • Какова печаль, таковы и слёзы.

Пословицы об испуге и страхе:

  • Пуганый зверь далеко бежит.
  • У страха глаза велики.
  • Он сам своей тени боится.
  • Волков бояться – в лес не ходить.
  • Пуганая ворона куста боится.

Пословицы о счастье и веселье:

  • Всякий счастья своего кузнец.
  • За счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит.
  • Не родись красивой, а родись счастливой.
  • Счастье – вольная пташка, где захотела там и села.
  • Счастье не птица: само не прилетит.

Пословицы о любви, нежности и доброте.

  • Верная указка – не кулак, а ласка.
  • Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
  • Ум истиною прославляется, сердце любовью согревается.
  • Добрый человек, в добре проживёт век.
  • Доброе слово доходит до сердца.

4 группа «Биологи»

  1. Рассмотри картинку или фотографию животного.
  2. Определи, какие эмоции присущи данному животному.
  3. Приведи примеры из жизни, или литературных произведений, в которых описывается данная эмоция животного.
  4. Подготовься к выступлению.
  5. Начните своё выступление со слов:

Мы согласны (не согласны) с мнением предыдущих выступающих, что человек не может жить без чувств, но хотим ещё добавить, что животные тоже обладают (не обладают) эмоциями…

На партах лежат картинки или фотографии животных, книги детских писателей, с которыми мы знакомились на уроках литературного или внеклассного чтения о животных.

— Сейчас мы послушаем Сапожникову Полину, которая изучала данную тему, немного больше, чем другие ребята. Она подготовила своё выступление дома.

— Спасибо за работу.

V. Применение изученного материала.

— А сейчас я хочу задать вопрос всем нашим экспертам:

как вы думаете, может ли человек управлять своими чувствами?

— Как это сделать?

— Почему человек должен управлять своими эмоциями?

(чтобы не обидеть других людей).

— Послушайте притчу «Гвозди»

Жил-был очень вспыльчивый и несдержанный человек.

И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в столб забора.

В первый день в заборе было несколько десятков гвоздей. Через неделю молодой человек научился сдерживать себя, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что контролировать свою вспыльчивость легче, чем вбивать гвозди. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдерживаться, он может вытаскивать из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришел день, когда юноша мог сообщить отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя.

Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:

Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него в душе остается такой же шрам, как эти дыры.

— Что нам хотел сказать автор данной притчи?

Работа по учебнику с. 51.

Чтение текста «Учитесь властвовать собой»

— Ребята, что мы можем сделать, чтобы поднять себе настроение? (ответы учащихся)

Вспомнить что-то приятное

Посмотреть забавный фильм

Почитать интересную книгу

Рассмешить себя у зеркала

Сходить на прогулку

Пообщаться с другом

Поиграть в интересную игру

Поиграть с домашним животным

Послушать любимую музыку

— Попробуйте заглянуть в свою душу и определить, какая она, продолжив следующие предложения:

Я радуюсь, когда…

— Наша телепередача подходит к концу, и закончить её мне бы хотелось стихотворением:

Мы — разные, но Богом мы хранимы,
У каждого свой Ангел и судьба,
Обидчивы бываем и ранимы
От грубых слов, от зависти и зла.
Случается, что чувства пропадают,
Душа пуста, и только боль утрат.
От добрых слов все чувства оживают,
Боль затихает — снова жизни рад.
А жизнь идёт, всё по местам расставив,
Но жить нельзя нахохлившись всегда.
Пусть нас благие чувства не оставят,
Пусть добротой наполнится душа!

— Рефлексия: На партах у вас лежат человечки с разными эмоциями, покажите нам с каким настроением вы уходите с урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру «Условия горения», 2 класс

Данный урок по окружающему миру был разработан по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова.

Конспект урока по окружающему миру «О дружбе». 2 класс

Тема проекта: Когда мои друзья со мной! Время: 3 часа Цель проекта:Изменить себя в лучшую сторону, помочь измениться товарищу Задачи проекта:-сформировать умение кратко формулировать задачу п.

Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Тундра», 4 класс.

Урок по окружающему миру , 4 класс, тема «Тундра».

Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе по теме: «Пустыни»

Тема урока: «Пустыни»Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1. сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход.

Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе по программе «Гармония» по теме «Солнце и его значение для живого», презентация

Формировать представленияоб источниках света и тепла, о значении Солнца для всего живого на Земле; сформировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии .

Конспект урока по окружающему миру «Красная книга» 2 класс.

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса.

Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:»Мышцы человека.Их движение»

Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:»Мышцы человека.Их движение».

Источник

Читайте также:  У меня совершенно нет чувства юмора
Оцените статью