Картотека упражнений по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников
екатерина кузнецова
Картотека упражнений по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников
Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприятие в дальнейшем.
Стрессовые ситуации могут привести к нарушениям в эмоционально-волевой сфере, и как следствие у ребенка проявляется тревожность.
Развивая эмоционально-волевую сферу дошкольника, мы создаем условия для формирования стрессоустойчивости ребенка и личностного роста.
Я как педагог-психолог ДОУ использую следующие упражнения для снятие напряжения и тревожности у детей дошкольного возраста.
Игра №1: «Цветочек и солнышко».
Эта игра, направлена на расслабление и стабилизацию эмоционального состояния. Дети садятся на корточки и обхватывают руками колени. Воспитатель начинает рассказывать историю про цветочек и солнышко, а дети выполняют выразительные движения, иллюстрирующие историю. В качестве фона можно включить спокойную негромкую музыку.
Глубоко в земле жило-было семечко. Однажды на землю упал теплый солнечный луч и согрел его (Дети сидят на корточках, опустив голову и обхватив колени руками).
Из семечка проклюнулся маленький росточек. Он потихоньку рос и выпрямлялся под ласковыми лучами солнца. У него проклюнулся первый зеленый листочек. Постепенно он расправлялся и тянулся к солнышку (Дети постепенно выпрямляются и встают, поднимая голову и руки).
Вслед за листочком на ростке появился бутон и в один прекрасный день расцвел в красивый цветок (Дети выпрямляются в полный рост, слегка откидывают голову назад и разводят руки в стороны).
Цветок грелся на теплом весеннем солнышке, подставляя каждый свой лепесток его лучам и поворачивая голову вслед за солнцем (Дети медленно поворачиваются вслед за солнышком, полузакрыв глаза, улыбаясь и радуясь солнцу).
Игра № 2. «Пиктограммы».
Материал: 2 набора карточек, один целый, другой нарезанный.
а) определить по пиктограмме,какой человек: веселый или грустный, сердитый или добрый и др. ;
б) по второму набору пиктограмм (разрезанному): разрезанные шаблоны перемешиваются между собой, детям предлагается найти и собрать шаблоны;
в)игра в парах: у каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого 2 выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.
Игра № 3. «Тренируем эмоции».
Попросите ребенка нахмуриться — как:
— как хитрая лиса,
— как радостный ребенок,
-как будто бы увидел чудо.
— ребенок, у которого отняли мороженое,
— два барана на мосту,
Игра № 4. «Упрямые барашки».
Для этой игры нужно два и больше участника. Дети разбиваются на пары. Ведущий (взрослый)говорит: «Утром рано два барана повстречались на мосту». Дети широко расставляют ноги, наклоняются вперед и упираются лбами и ладонями друг в друга. Задача игрока — устоять на месте, при этом заставив соперника сдвинуться с места. При этом можно блеять, как барашки. Эта игра позволяет направить энергию ребенка в нужное русло, выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Но ведущий должен обязательно следить, чтобы «барашки» не переусердствовали и не навредили друг другу.
Игра № 5. «Нехочуха».
Эта игра была разработана педагогом Л. И. Петровой. Она поможет выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Кроме этого, она позволяет детям раскрепоститься и развивает чувство юмора. К тому же, она более безопасна, чем предыдущая игра.Играть в нее очень просто: ведущий рассказывает стихотворения и сопровождает его движения, задача детей — повторять их.
Я сегодня рано встал,
Я не выспался, устал!
Мама в ванну приглашает,
У меня надулись губы,
И в глазах блестит слеза.
Целый день теперь мне слушать:
— Не бери, поставь, нельзя!
Я ногами топочу, я руками колочу.
Не хочу я, не хочу!
Тут из спальни папа вышел:
— Почему такой скандал?
Отчего, ребенок милый,
Нехочухою ты стал?
А я ногами топочу, я руками колочу.
Не хочу я, не хочу!
Папа слушал и молчал,
А потом он так сказал:
— Будем вместе топотать,
И стучать, и кричать.
С папой мы поколотили, и еще поколотили.
Так устали! Прекратили.
Опустили голову, надулись
Топаем ногами, колотим руками по коленям
Топаем ногами, колотим руками по коленям
Ходим медленно, широкими шагами
Удивленно разводим руками
Обращаемся к другим детям
Опять разводим руками
Топаем ногами, колотим руками по коленям
Топаем ногами, колотим руками по коленям
Топаем ногами, колотим руками по коленям
Шумно выдохнули, остановились
Игра № 6. «Угадай эмоцию».
На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.
Остальные дети — зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.
Игра № 7. «Как ты себя сегодня чувствуешь?».
Материал: карточки с разными оттенками настроения.
Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т. д.
Игра № 8. «Классификация чувств».
Материал: карточки с разными оттенками настроения.
Разложить карточкипо следующим признакам:
— какие не нравятся.
Затем назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить. Почему он их так разложил.
Игра № 9. «Встреча эмоций».
Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и так, которая неприятна.
Ведущий изображает «хорошую», ребенок «плохую». Затем они берут карточки из противоположной кучки и так меняются.Объяснить: какое выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить.
Игра № 10. «Испорченный телефон».
Все участники игры, кроме 2-х закрывают глаза («спят»). Ведущий молча показывает первому участнику (именно он не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.
Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телефон» был полностью исправен.
Вопросы при обсуждении:
1. «По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?»;
2. «Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?»;
3. «Трудно ли было тебе понять другого участника?»;
4. «Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?».
Игра № 11. «Рисуем настроение».
Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения.Вот некоторые варианты заданий:
1.Выполнение рисунка на тему: «Мое настроение сейчас».
2. Каждый рисует эмоцию, какую он хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.
3. Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.
Игра № 12. «Ассоциации»
Один ребенок называет какое-нибудь животное, а другой — любую эмоцию (например: «слон» и «радость»). Третий ребенок должен пройтись по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство.
Ребенок называет любое число от 1 до 7. Другой ребенок изображает чувство, которое соответствует названному числу.
Материал: карточки, на одной стороне которых написаны цифры, на другой — названия эмоций.
1. Страх. 2. Удивление. 3. печаль. 4. Радость. 5. Интерес. 6. Гнев. 7. Вина.
Методический источник: https://infourok.ru/metodicheskiy_sbornik_zanyatiy_igr_i_uprazhneniy_napravlennyh_na_razvitie_emocionalno-volevoy-146433.htm
Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у дошкольников Одна из областей психолого-педагогической работы по ФГОС — это социально-коммуникативное развитие. Ввести ребёнка в сложный мир человеческих.
Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ ГОКУ «Школа – интернат р. п Квиток» Доклад «Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой.
Календарно-тематический план коррекционных занятий по формированию эмоционально-волевой сферы Календарно – тематический план коррекционных занятий по формированию эмоционально – волевой сферы (1-4 класс) № п/п Задачи коррекционной.
Открытое занятие на тему: «Коррекция эмоционально-волевой сферы» с детьми подготовительной группы Цель: формирование положительного эмоционального состояния Задачи: -способствовать развитию самоуважения детей; -развитие чувства единства,.
Педагогический опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы с помощью игры» Педагогический опыт работы педагога-психолога МБДОУ Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Назаровой Натальи Геннадьевны.
Игра на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5–6 лет с ЗПР «В гостях у медведя» Игра на развитие эмоционально-волевой сферы «В гостях у медведя» на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет с ЗПР Задача-коррекция.
Развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер дошкольников на занятиях по физической культуре с помощью психогимнастики В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Развитие психологии современного человека.
Реализация программ и технологий по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы дошкольников Работая второй год психологом в детском саду, я столкнулась с такой проблемой. Порой не хватает времени на работу по развитию творческих.
Сказка как средство развития эмоционально-нравственной сферы личности дошкольников 5–7 лет Детство – время развития всех сил человека, время приобретения новых знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков.
Статья «Отклонения в эмоционально-волевой сфере у дошкольников» Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного.
Источник
Программа психокоррекции эмоционально-волевой сферы для детей 6-7 лет (старших дошкольников)
психокоррекции эмоционально-волевой сферы
для детей 6-7 лет (старших дошкольников)
Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни дошкольника. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. Как помочь ребенку успешно адаптироваться к школе и полноценно включиться в учебно – воспитательный процесс?
С дошкольного возраста необходимо укреплять психику ребенка, развивать не только его мышление, но и эмоционально – волевую сферу, снимать невротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально – отрицательные переживания. Необходимо развивать комплекс произвольности – умение контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на интеллектуальные усилия.
Проблема эмоционально-чувственной сферы в становлении нравственности дошкольника весьма актуальна и культивирует как одна из главных задач при подготовке к школе. Именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Характер переживаемых эмоций и связанный с ним эмоциональный тонус определяют качество формирования психических познавательных процессов: ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления.
В наш бурный век отрицательных эмоций, постоянных стрессовых ситуаций происходит естественное нарушение баланса эмоционального фона. Эмоциональный мир – основа всего, на нем развиваются три компонента чувственного опыта ребенка: эмоциональное, познавательное, деятельностно- практическое.
Только согласованное функционирование, единство эмоционального и интеллектуального развития могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности .
Исключительное значение эмоций, чувств в развитии личности ребёнка подчёркивал К. Д. Ушинский: «Воспитание, не придавая абсолютного значения чувствам ребёнка, тем не менее, в направлении их должно свою главную задачу».
Л.С. Выготский в 1926 году высказал до сих пор оставшуюся современную мысль: «почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать»
Формирование «умных эмоций» и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка.
Итак, центральная психическая функция дошкольников – эмоциональная.
Поэтому, с одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны – игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать.
Если эта магистральная линия развития — линия развития эмоций – нарушается, нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом.
«Основная черта самого примитивного ума — это его эмоциональность. Логика этого ума – логика приятного и неприятного. Все приятное приемлется, все неприятное отвергается», — говорил Блонский.
Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться, любить – этому научиться сложно.
Программа призвана научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции (чувства, переживания), избегать конфликтных ситуаций, а также понимать эмоциональное состояние других людей.
Педагог-психолог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает пользоваться ими как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других; помогает ребенку понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка; способствует осознанию причин конфликтов, обучает способам и приемам их самостоятельного разрешения, владения своими эмоциями.
Педагог-психолог способствует постепенному, осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая свои собственные и чужие ощущения и переживания.
обеспечение эмоционального и полноценного психического развития каждого ребёнка;
коррекция индивидуально «отстающих» эмоционально-волевых психических функций ребёнка;
«воспитание глубины и устойчивости чувств, умение сдерживать свои эмоциональные реакции»;
развитие и формирование психологической готовности к обучению в школе.
Проводить коррекцию эмоциональных личностных нарушений.
Способствовать развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей.
Обучить детей элементарным приёмам владения эмоциями.
Становление умений осознанно относиться к своим и чужим чувствам, желаниям, стремлениям.
Формировать здоровое, адекватное поведение в обществе, умения ориентироваться и адаптироваться в сложном противоречивом мире.
Развивать самодисциплину, самоорганизацию, сосредоточенность; способность к концентрации; способности действовать свободно, раскрепощенно, но в соответствии с нормами и правилами общества.
Формировать уверенность в себе, своих силах и возможностях.
Содержание работы по развитию и коррекции эмоциональной сферы
Большая часть занятий построена в форме коррекционных обучающих упражнений, игр, цель которых обеспечивать психологическую защищенность, доверие к миру, умение получать радость от общения.
В связи с этим в организации занятий используются следующие способы реализации программы:
1. Коллективно-индивидуальный способ.
Группа в пределах 4- 6 человек позволяет сохранить индивидуальный подход к каждому ребенку и одновременно привить ему навыки социализации. Прослеживаются отношения между каждым конкретным ребенком и окружающими его детьми, используя подражательные реакции, соревновательность и т.д.
2. Игровой метод включает в себя дидактические игры и игротренинги. Занятия состоят из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению поставленных коррекционных задач.
3. Аналогия с растительным и животным миром.
4. Использование аудиозаписи, изображение образов животного и растительного мира, типичных поз, двигательных повадок, внешнего и внутреннего мира и т.д.
Разыгрывать небольшие сценки, участники которых имеют разное настроение, характер, поведение; Учить понимать жесты, мимику, воспроизводить их в сценках.
Введение в игровую атрибутику перевоплощений детей, пантомимы, ролевые игры-сочинялки, режиссуры детей, распределения ролей и т.д.
6. Беседы с детьми, обсуждение психологических ситуаций.
7. Словесные и подвижные игры, релаксационные упражнения.
8. Проигрывание психогимнастических упражнений.
9. Анализ и инсценирование различных психологических этюдов.
10. Прослушивание аудиозаписи со звуками природы и классических музыкальных произведений с целью снятия стрессовое состояние.
11. Ритмопластика – художественное восприятие окружающего мира, которое передается через движение, мимику, жесты, позы, пластику. Двигательная терапия – снимает внутреннее напряжение.
12. Изотерапия – гасит негативные эмоции путём использования художественных средств.
13. Игротерапия – расширяет восприятие мира через звук, цвет, форму. Создает положительный образ своего тела.
14. Сказкотерапия – даёт возможность справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и т.п.), учит общаться с другими детьми, выражать свои эмоции, мысли, чувства.
15. Использование наглядных пособий: фотографий, рисунков, картин; схем, пиктограмм, графических изображений, символов.
Разнообразная игровая деятельность является естественной средой общения для ребенка. Игра имеет внутренний смысл, приводит внешний мир в соответствие с имеющимися у ребенка представлениями. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, людях. Согласно Пиаже игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением. Игра погружает ребенка в самоисследование, учит понимать себя и справляться с трудностями. О первостепенном значении игры для ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, и, если вы сумеете ими воспользоваться, они дадут в результате больше целой недели занятий», — говорил К. Д. Ушинский.
Содержание работы по коррекции эмоциональной сферы
Первые занятия посвящены знакомству, адаптации детей, освоению в игровой форме правил поведения. По ходу программы арсенал игр и упражнений на выполнение определённых правил постоянно расширяется, правила могут усложняться. За счёт естественной для детей деятельности (игры) можно тренировать произвольную саморегуляцию двигательной активности и поведения, а также стимулировать развитие произвольности в целом.
Процесс произвольной саморегуляции всегда начинается с концентрации внимания. Особенности психофизических состояний имеют мало словесных обозначений и не всегда осознаются даже взрослыми людьми, для дошкольников это тем более сложная тема. Выделим пять этапов знакомства детей с элементарными приёмами саморегуляции психофизических состояний:
Обращение внимания детей на тактильные, кинестические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами.
Организация опыта осознанного переживания детьми ощущений мышечного напряжения и расслабления мышц. Тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения.
Знакомство детей с типами дыхания (различные по глубине и скорости), развитие способности детей концентрировать внимание на дыхании.
Организация опыта произвольного регулирования детьми своего дыхания (его темпа и глубины), опыта диафрагмального дыхания, произвольной задержки дыхания.
Знакомство детей с элементарными приёмами релаксации через смену напряжения-расслабления мышц и регулирования дыхания.
Методики диагностики эмоционального развития детей
Диагностика — обязательный исходный блок коррекционного вмешательства в эмоциональную сферу ребёнка. Диагностический блок включает в себя наблюдения за эмоциональными проявлениями детей в процессе повседневной жизнедеятельности: во время игр, занятий, прогулок, еды.
Диагностика развития эмоционально-волевой сферы проводится в сентябре и мае, а также в виде рисуночных тестов в ходе коррекционных занятий.
В приложении приведены данные диагностики субтеста № 1 «Истории с завершением» и субтеста № 2 «Группы экспрессии», а также картинный материал методики «Страна эмоций» Громовой Т.В.
В практической работе широко пользуюсь оперативной диагностикой. С целью выявить:
положительный эмоциональный фон в течение дня, недели;
межличностные и внутрисемейные отношении;
самооценку детской деятельности.
Проективные методики, используемые мною в течение года:
«Нарисуй семью, когда вы все заняты делом».
Методика « Лесенка», Методика «Какой Я?» Исследование самооценки ребенка.
Методика цветопредпочтения «Волшебный торт».
Тест цветовых предпочтений Вайнер М.Э.
Тест цветовых предпочтений Вайнер М.Э позволяет фиксировать ежедневно, еженедельно эмоциональное состояние ребёнка.
Белым цветом обозначается возбуждённое состояние; красным – восторженное;
оранжевым – радостно; розовым – спокойное, беззаботное;
синим – тревожное; чёрным – неудовлетворительное; фиолетовым – безразличное.
Методика «Страна эмоций» Громовой Т.В. достаточно удобна при проведении интервью с ребенком, причем, какой именно способ применения будет использован, зависит как от конкретной диагностической ситуации, так и от профессиональных предпочтений самого психолога.
Рассмотрим некоторые формы работы с данной методикой:
1. Ребенку предлагается представить, что все чувства и эмоции, которые испытывают люди, можно превратить в сказочных персонажей, «портреты» которых ему и предъявляются. В процессе совместного рассматривания картин ребенку задаются вопросы:
— знаком ли тебе этот персонаж, это чувство?
— ты когда-нибудь его испытывал?
— обрати внимание, это чувство может быть совсем маленьким, может быть — побольше, а может – совсем большим.
— ты когда-нибудь встречал этого героя, когда он совсем маленький?
— а когда большой? Расскажи об этом и т.д.
«Сейчас мы с тобой отправимся в Страну эмоций. Ты, конечно, знаешь, что все люди испытывают разные чувства, эмоции: страх, радость, грусть, гнев…Представь себе, что все чувства, которые мы испытываем, вдруг превратились в сказочных персонажей – и поселились в сказочной Стране эмоций. Давай с ними познакомимся.
Вот, Гнев – Сердитка. Это чувство возникает у нас, когда мы сердимся, злимся, когда нас кто-то обижает. Гнев бывает маленький, если мы сердимся немножко или только начинаем сердиться, бывает побольше, а бывает таким большим, что нам трудно себя сдержать, хочется кричать, ругаться, иногда даже драться. А ты сам знаком с этим героем? Со всеми тремя или с кем-то одним? А кто тебе лучше всего знаком: маленький, средний или большой? Когда ты с ним встречаешься? Расскажи мне.»
2. C ледующий способ предпочтителен, если ребенок замкнут, и возникли трудности с установлением контакта. В этой ситуации развернутое интервью вряд ли возможно (на начальном этапе работы с ребенком), поэтому предлагается максимально упрощенная процедура: сначала психолог вместе с ребенком рассматривает картинки и
комментирует их, а затем карточки перемешиваются и вытаскиваются две наугад. Ребенку предлагается игровая ситуация, в которой ему следует сделать выбор из двух карточек. После того, как выбор сделан, вытаскивается следующая пара карточек, и всё повторяется.
Таким образом, с одной стороны, задание максимально упрощенно — всего лишь выбрать одну из двух предложенных карточек, с другой — решаются задачи, перечисленные выше. Необходимо отметить, что выбранный персонаж может соответствовать проблемной ситуации, в которой находится ребёнок, а может, напротив, обозначить желаемые им качества, те, которые представляют для него определённую ценность, но пока являются недоступными по тем или иным причинам, содержание которых уточняется в процессе дальнейшей, более углубленной диагностике.
«Давай представим, что ты – известный актер, настоящая «звезда». И вот тебя пригласили озвучить роль в мультфильме (сыграть роль в фильме) «Страна эмоций». На выбор предложили эти две. Какая из них тебе больше нравится? Какую ты знаешь лучше? Какая роль тебе больше знакома? Ты хотел бы что-нибудь рассказать об этом персонаже, а о том, почему ты его выбрал. А если бы тебе предложили выбрать из этих двух героев? И т.д.»
3. Данная форма работы с методикой носит уже несколько пограничный, диагностико-коррекционный характер. Ребенку предлагается сочинить рассказ (сказку), где главным действующим лицом был бы выбранный им персонаж (или персонажи, если их несколько). Критерии выбора могут быть различными. При этом задаются вопросы:
— Один ли он живет или с кем-то?
— Есть ли у него друзья? Кто?
— Что он любит делать?
— Чего терпеть не может? И т.д.
Далее вопросы формулируются в зависимости от проблемной ситуации самого ребенка с опорой на конкретный персонаж. Также достаточно эффективны вопросы о возможных отношениях и родстве персонажей: ребенок получает возможность соотнести различные эмоциональные состояния, выявить их вероятное сходство и даже процесс зарождения той или иной эмоции. В сущности, это тоже своеобразное интервью, но уже носящее игровой, условный характер. Затем сочиняется сказка: либо самим ребенком, либо совместно с психологом.
«Сейчас я расскажу тебе сказку, а ты мне поможешь, хорошо? О ком бы ты хотел услышать, выбери сам. Итак, жил-был Боястик-Дрожастик. Как ты думаешь, где он жил? А как выглядел его домик? Наверно, около его дома было что-то, чего он боялся. Как ты думаешь, что? И жил Боястик один-одинешенек… Интересно, а друзья у него были? А кто? Посмотри-ка среди других персонажей. А больше всего Боястик-Дрожастик любил…(подсказывай, что он любил?). А не любил Боястик… (чего он не любил, как ты думаешь?) А что же случилось с ним дальше, давай придумаем вместе…и т.д. »
Вариантов манипуляции с данными персонажами существует множество: это драматизация, проигрывание при помощи кукол, рисование, лепка и т.д. Практически, здесь начинается процесс коррекции. Диагностический же аспект отражается в том, что в процессе манипулирования персонажами и, особенно, описания той или иной эмоции находит отражение актуальное состояние ребенка, а так же его отношения с данным чувством (его подавление, культивирование и т.д.). Коррекционный эффект состоит в том, что ребенок отдаляется, дистанцируется от данной эмоции, манипулируя ею.
Игровая коррекция агрессивного поведения.
Интерес к игровой деятельности как к чрезвычайно важной стороне в жизни ребёнка в настоящее время представляется естественным, о чем свидетельствует развитие методов игровой терапии. «Совершенно очевидно, — пишет М. Ловенфельд, — что дети занимались играми с доисторических времен, и археологические раскопки свидетельствуют о том, что каждая культура располагала в этом отношении определенными средствами. ….. Любовь, с которой взрослые изготавливали игрушки, говорит о том, что с незапамятных времен люди понимали, что игра является средством, помогающим устанавливать контакт с ребёнком и понять особенности его мышления».
Разные виды игровой деятельности и их роль в психическом развитии ребёнка стали предметом всестороннего рассмотрения в работах Ж. Пиаже.
Разные виды игровой деятельности он связывает с различными стадиями психического развития. Наряду с другими авторами, Пиаже описал некоторые общие признаки игровой деятельности. Из них можно выделить четыре основных:
а) игра приятна, т.е. обычно положительно воспринимается её участниками;
б) игра протекает спонтанно и предполагает наличие у участников внутренней мотивации;
в) игра требует высокой гибкости психических процессов и ролевой пластичности;
г) игра является естественным следствием физического и интеллектуального развития ребёнка.
Работы Пиаже вплоть до настоящего времени широко используются для обоснования практики игровой терапии. Он одним из первых подчеркнул значимость вербального контакта с ребёнком в процессе игры.
Эриксон одним из первых обратил внимание на богатые диагностические возможности игр. Экслайн пишет: «В игре ребёнок выражает себя предельно искренне, открыто и совершенно естественно. Его чувства, установки и мысли легко проявляются в игре. Благодаря игре ребёнок учится понимать себя и других. Он начинает сознавать, что в кабинете у психолога в присутствии взрослого он может дать выход своим чувствам и импульсам и в то же время дистанцироваться от них. Используя игрушки, он может создавать свой собственный «мир». Он может выбирать одно и отвергать другое, он может творить и разрушать». Экслайн по новому определяет роль психолога, использующего игровые методы и постулирует восемь основных принципов его работы:
1.устанавливать с ребёнком тесные и дружеские отношения; это необходимо для формирования хорошего рапорта;
2. принимать ребёнка таким, какой он есть;
3.стремиться сохранить атмосферу терпимости, чтобы ребёнок чувствовал себя свободно и мог, не стесняясь, выражать свои чувства;
4.распознавать чувства ребёнка и отражать их вербальными приёмами, чтобы ребёнок учился осознавать свои переживания;
5.уважать способность ребёнка самостоятельно решать свои проблемы и делать свой собственный выбор;
6.избегать какого-либо влияния на действия и высказывания ребёнка; ребёнок должен быть «ведущим», а психолог – «ведомым»;
7. не торопить психокоррекционный процесс;
8. накладывать минимальные ограничения на деятельность ребёнка для того, чтобы помочь ему соотносить игру с реальностью и сформировать в нем чувство ответственности.
В 1970-80-е годы игра становится важнейшим средством в лечебно – коррекционной, психопрофилактической, социальной и образовательной работе. Значительно расширяется и круг детей, в работе с которыми эти методы применяются. Игровые техники выступают теперь либо как ведущий, либо как вспомогательный инструмент, включенный в комплекс разнообразных средств воздействия, позволяющего стимулировать ребёнка, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Всем этим можно пользоваться, создавая в уголке психолога особую атмосферу игры и творчества и подбирая вместе с детьми соответствующие сюжеты и упражнения как основу для индивидуальной и групповой работы.
На первых этапах работы ведём коррекцию агрессивного поведения детей,
через 4-8 занятий, по настоящему отреагировав свой гнев, «маленький агрессор» начинает вести себя более спокойно. Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой.
Психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку, таким образом, мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на «подвернувшегося под руку» или на того, кто слабее и не может дать отпор.
Даже если мы очень постараемся и не поддадимся соблазнительному способу «извержения» гнева, наша «копилка», пополняясь, день ото дня новыми негативными эмоциями, в один прекрасный день все же может «лопнуть», причем не обязательно это завершится истерикой и криками. Вырвавшиеся на свободу негативные чувства могут «осесть» внутри нас, что приведет к различным соматическим проблемам: головным болям, желудочным и сердечно – сосудистым заболеваниям.
Например, в ситуации, когда ребёнок рассердится на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному». Если ребёнок умеет уже писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет – сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа проводится один на один с ребёнком, вне поля зрения соперника.
Представленные в занятиях некоторые из игр способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева: «Ругаемся овощами», «Брыкание», «Подушечные бои», «Да и нет».
Мы включаем агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными.
Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу – беспрепятственно провести занятие может так называемый «Мешочек для криков» (в других случаях – «стаканчик для криков», «Волшебная труба «Крик» и др.).
Перед началом занятия каждый желающий ребёнок может подойти к «мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятия. После занятия дети могут «забрать» свой крик обратно. Обычно в конце занятия дети с шутками и смехом оставляют содержимое «мешочка» воспитателю на память.
Однако далеко не всегда дети ограничиваются вербальной (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивно дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях мы стараемся также научить детей справляться со своей физической агрессией.
Психолог, видя, что дети «распетушились» и уже готовы вступить в «бой», может мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивное соревнование по бегу, прыжкам, метанию мячей, если это на прогулке. Причём обидчики могут быть включены в одну команду или находиться в командах-соперницах. Это зависит от ситуации и глубины конфликта. По завершении соревнований лучше всего провести групповое обсуждение, во время которого каждый ребёнок сможет выразить чувства, сопутствующие ему при выполнении задания.
Конечно, проведение соревнований и эстафет не всегда целесообразно. В таком случае можно воспользоваться подручными средствами, которыми оборудован кабинет психолога. Легкие мячи, которые ребёнок может швырять в мишень; мягкие подушечки, которые разгневанный ребёнок может пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить – все эти предметы будут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения.
Понятно, что во время занятия ребёнок не может пинать консервную банку, если его толкнул сосед по столу. Но в кабинете психолога завела уголок с «листком гнева». Обычно он представляет собой форматный лист, на котором изображено какое-либо смешное чудовище с огромным хоботом, длинными ушами или восемью ногами (на усмотрение создателей листа). Ребёнок в момент эмоционального наибольшего напряжения может смять, разорвать его. Но для этого необходима предварительная работа со всеми детьми в группе, которым объясняется назначение листа и как реагировать в таких создавшихся моментах.
Корректируя гнев, можно организовать игры с глиной, песком, водой. Из глины (пластилина) можно слепить фигурку своего обидчика, разбить, смять её, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить.
Игра с песком, как и с глиной, очень нравится ребятам. Рассердившись на кого-либо, ребёнок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, налить туда воды и т.д. С этой целью дети часто используют маленькие игрушки из «Киндер- сюрпризов».
Причём иногда они сначала помещают фигурку в капсулу и только после этого закапывают. Закапывая, раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребёнок постепенно успокаивается, возвращается к играм в группе или приглашает сверстников поиграть в песок вместе с ним, но уже в другие, совсем не агрессивные игры. Таким образом, мир восстанавливается.
Небольшие емкости с водой, размещенные в кабинете, настоящая находка для психолога при работе со всеми категориями детей, особенно с агрессивными. О психотерапевтических свойствах воды написано много хороших книг, и каждый взрослый, вероятно, умеет использовать воду в целях снятия агрессии и излишнего напряжения детей.
Вот несколько примеров игр с водой, в которые любят дети:
1.Одним резиновым шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде.
2. Сдувать из дудочки кораблик.
3. Сначала топить, а затем наблюдать, как «выпрыгивает» из воды лёгкая фигурка
4. Струей воды сбивать лёгкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).
Использование дыхательных упражнений
По мнению В.Л. Марищука, Р. Деметера, О.А. Черниковой и других психологов и физиологов метод дыхательных упражнений является наиболее доступным способом регуляции эмоционального возбуждения. Применяются различные способы.
Р. Деметр предложил использовать дыхание с применением паузы:
без паузы: обычное дыхание – вдох, выдох;
пауза после вдоха; вдох, пауза (2 секунды), выдох;
пауза после выдоха; вдох, выдох, пауза;
пауза после вдоха и выдоха; вдох, пауза, выдох, пауза;
полвдоха, пауза, полвдоха и выдох;
вдох, полвыдоха, пауза, полвыдоха;
полвдоха, пауза, полвдоха, полвыдоха, пауза, полвыдоха.
Кроме того, автор рекомендует чередовать (по 4 раза) дыхание через нос и рот по следующей схеме:
— вдох носом – выдох носом;
вдох носом – выдох ртом;
вдох ртом – выдох ртом;
вдох ртом – выдох носом.
Эти способы по рекомендациям Р. Деметр в детском саду используются для успокоения детей перед сном и для уменьшения предстартового возбуждения на физкультурных занятиях.
Также в детском учреждении начали внедрять методику Г.Д. Горбунова (1986) «Три типа дыхания»: полное брюшное дыхание и два вида ритмического дыхания. При выполнении первого упражнения вдох выполняется через нос. В начале при слегка опущенных и расслабленных плечах наполняется воздухом нижние отделы легких, живот при этом все более и более выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи и ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи и ключицы.
Второе упражнение состоит в полном дыхании, осуществляемом в определенном ритме (лучше всего в темпе ходьбы): полный вдох на 4,6 или 8 шагов. Затем следует задержка дыхания, равная половине шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох делается опять за то же число шагов. После выдоха снова производится задержка дыхания той же длительности (2,3,4 шага) или, в случае возникновения неприятных ощущений, несколько короче. Количество повторений определяется по самочувствию.
Третье упражнение отличается от второго только условиями выдоха: он делается толчками через плотно сжатые губы. В начале эффект был небольшим. По мере повторения упражнений положительный эффект возрастает, однако упражнениями не следует злоупотреблять. И ещё одна используемая методика, которую разработали канадский ученый Л. Персиваль. Для снятия возбуждения он предложил использовать дыхательные упражнения в сочетании с напряжением и расслаблением мышц. Делая задержку дыхания на фоне напряжения мышц, а затем спокойный выдох, сопровождаемый расслаблением мышц. Главное к этому подключаем родителей, объясняя значимость дыхательных и обучая их приемам выполнения этих упражнений.
Вызов желательных эмоций через музыку
Среди вспомогательных средств для снятия агрессивности, пожалуй, одним из самых действенных и организующих является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям, которым ещё нет и года (В.М. Бехтерев). Само собой разумеется, что музыкальные образы и музыкальный язык должен соответствовать возрасту ребёнка. С давних пор музыка используется и как лечебный фактор. Эмоциональное переживание как основное условие восприятия музыки отмечалось философами и врачами Древней Греции (Аристотель, Платон, Гиппократ). Аристотель писал, что «…музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение, и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них. Так, например, слушая одни лады, мы испытываем более жалостное и подавленное настроение, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся. Иные лады вызывают в нас по преимуществу среднее, уравновешенное настроение. Последним свойством обладают, по-видимому, только один из ладов, именно дорийский, что касается фригийского лада, то он действует на нас возбуждающим образом» П.И. Чайковский (1878) отмечал, что музыка передает все то, «для чего нет слов, но что приносит из души и хочет быть высказано».
Влияние музыки на эмоции человека отражено и А.С. Пушкиным, вот как он писал о влияние церковной музыки на Сальери в раннем детстве:
Ребёнком, будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался, слезы
Невольные и сладкие текли!
В.М. Бехтерев считал музыку властительницей чувств и настроений человека. Поэтому в одном случае она способна ослабить излишнее возбуждение, в другом – перевести из грустного в хорошее настроение, в третьем – придать бодрость и снять усталость. В средние века эта проблема изучалась в русле теории аффектов, устанавливающей связь между эмоциональными явлениями человека и способами их отражения в музыке.
Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки (ритма, тональности) показало их способность вызывать определенные эмоциональные состояния человека. Минорные тональности обнаруживают «депрессивный эффект», быстрые пульсирующие ритмы и консонансы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, «мягкие» ритмы и консонансы успокаивают.
Сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, когда она доставляет удовольствие и создает приятное настроение: пульс замедляется,
усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление. При раздражающем характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. Стали говорить о кодировании эмоций в музыке, о музыкальной эмоции, которая может быть представлена в виде различных формул.
Путем экспертных оценок В.И. Петрушиным была составлена таблица музыкальных произведений, выражающих эмоциональное сходное состояние (Таблица 6)
Из представленных данных следует, что одна и та же мелодия, в зависимости от того, как она будет исполнена: в мажорном или минорном ладу, быстром или медленном темпе, будет передавать разные эмоции.
Объяснение этому, возможно, состоит в том, что правое полушарие, кроме того, что оно связано с отрицательными эмоциями, специализируется в анализе частотно –и амплитудно-модулированных стимулов, а левое, связанное с положительными эмоциями, в опознании ритмической структуры сложных звуковых сигналов. Отсюда музыка, в которой большая роль принадлежит частотно – амплитудной модуляции, в большей мере будет
адрессована к правому полушарию и связанным с ним эмоциям. А музыка, в которой значительное место отводится ритмическим звуковым сигналам, в большей мере будет адресована к левому полушарию и связанным с ним эмоциями.
Это предложение, высказанное Л.П. Новицкой (1984), нашло некоторое подтверждение в проведенном ею эксперименте. Так, классическая музыка, в которой выражена частотно – амплитудная модуляция, вызывала у слушателей приятную легкую грусть в сочетании с радостным оживлением, приливом сил, воодушевлением, оптимизмом. Рок и диско – музыка, характеризующая ритмичностью, вызывали либо сверхвеселое настроение, либо раздражение и тоску.
Ю.А. Цагарелли показал, что незнакомая классическая музыка снижает эмоциональное напряжение больше, чем знакомая.
Как показала Л.Р. Фахрутдинова (1996), возникновение эмоции того или иного знака зависит от привычной (для данной культуры) или непривычной музыки. Привычная музыка вызывает в основном положительные эмоциональные переживания (удовольствие, радость, блаженство, счастье), либо печаль, грусть. Непривычная музыка – эмоционально отрицательно окрашенные состояния (апатию, усталость, вялость).
Учитывая влияние музыки на эмоциональную сферу человека, а влияние последней на его здоровье, в настоящее время все больше развивается такое направление, музыкотерапия.
Обобщенные характеристики музыкальных произведений, выражающие эмоциональные сходные состояния.
В России по инициативе В.М. Бехтерева в 1913 году было основано “Общество для выяснения лечебно-воспитательного значения музыки и её гигиены”. Были составлены своеобразные “лечебные каталоги музыки”, примером которых может служить таблица №7.
Пакеты музыкальных программ для регуляции эмоционального фона
Этот достаточно большой опыт дает возможность использование музыкотерапии для снятия или ослабления агрессивности у детей.
Ритмичные задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес детей к деятельности вообще. «Конвейерный» принцип отдельных упражнений представляет собой приём втягивания в общее дело трудных, негативно настроенных детей. Делая музыкальный ритм организатором движения, можно развить у детей внимание, внутреннюю собранность. С помощью музыкальных игр возможно снятие психоэмоционального напряжения в группе, воспитание навыков адекватного группового поведения, безусловного приятия (ситуационного) роли лидера или ведомого, т.е. социализация ребёнка через игру.
Слушание музыки на психодиагностике может предварять этюд, помогающий ребёнку войти в нужное эмоциональное состояние. Так, лирическая музыка (отражающая тончайшие нюансы настроения) дает общее настроение успокоения, тихой радости и грусти, ровное внешнее поведение. А драматическая музыка создает настроения возбуждения, повышенного жизненного тонуса, подвижное и неспокойное поведение (Б.Г. Ананьев).
Особенно интересна для нас одна из методик, которая может быть использована и на занятиях психогимнастикой. Основная цель этой методики – распознавание эмоций. Она состоит из 4-х музыкальных уроков с постепенным усложнением заданий. На первом уроке дети получают 6 карточек с изображением на них детского лица с различной мимикой: радости, гнева, грусти, удивления, внимания и задумчивости – это карты настроения. Прослушав музыкальную пьесу, дети должны поднять одну из карт. Если все поднятые карты совпадают по настроению с настроением музыки, то эмоции, выраженные в них, не называются. На последующих трех уроках дети, наоборот, учатся словесно описывать чувства, вызываемые контрастными музыкальными произведениями, и соотносить их с картами настроений. Так как мимика на картах настроения решена неоднозначно, то дети могут после 6 прослушивания одного и того же произведения показать две разные карты. Для характеристики музыкальных образов, своих чувств и звучание музыки дети пользуются двумя наборами полярных определений: веселый — грустный, бодрый — усталый, довольный – сердитый, спокойный – взволнованный, смелый – трусливый, медленный – быстрый, праздничная – будничная, теплая – холодная, задушевная – отчужденная, ясная – мрачная, радостная – грустная, красивая – некрасивая
Ожидаемые результаты можно сформулировать так:
Позитивное психоэмоциональное состояние ребёнка.
Контактность ребёнка, адаптивность в группе сверстников.
Зрелое поведение в социальных контактах и деятельности.
Формирование коммуникативных и организаторских способностей.
Развитие, самодисциплины и самоорганизации сообразительности.
Развитие сосредоточенности и способности к концентрации.
Снятие страха перед агрессией.
Занятия по программе будут полезны для детей с поведенческими проблемами, имеющих трудности в общении, детей с отставаниями в развитии эмоционально-волевой и личностной сферы.
Мною разработано перспективное планирование по реализации программы на год в виде сетки-схемы, в которой указаны время проведения занятий, темы, программное содержание занятий и методические приёмы работы с детьми.
В соответствии с планом разработаны конспекты 21 занятия, которые имеют психокоррекционный характер. Занятия проводятся с детьми по 6-8 человек в подгруппе, 4 раза в месяц в течение пяти месяцев с октября по февраль.
Не менее 10 часов составляет диагностика и собеседование с родителями в начале и в конце года. Итоги работы подводятся вместе с педагогами и родителями на открытых занятиях, собраниях, индивидуальных консультациях. Занятия проводятся в кабинете психолога (45 м.кв.)
Структура коррекционно-развивающих занятий.
Постоянный ритуал начала занятий.
Игры-перевоплощения или игры-беседы с обсуждением и анализом ситуаций и пиктограмм.
Этические сказки, пластические этюды, игры с элементами изотерапии, музыкальной терапии.
Минутки-шалости, подвижные игры.
Обсуждение занятия с детьми. Рефлексия.
Каждый раз перед занятием давайте детям установку на внимание, взаимоуважение, терпение. Следует успокоить их и настроить на вслушивание:
Послушаем своё дыхание (закрыть глаза)
Послушаем, как бьётся наше сердце.
Послушаем звуки в группе. Послушаем звуки на улице.
Послушаем, о чём говорят рыбки в аквариуме, птицы за окном.
Звук колокольчика всегда играет значительную роль в наших занятиях:
влечет, созывает, завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, успокоить.
Звоном колокольчика в начале и в конце занятия мы собираем детей в круг.
Круг — это возможность всем посмотреть друг на друга, взяться за руки
и почувствовать себя своим среди ровесников. Не разрывая круга, можно его расширять, сужать, двигаться влево и вправо.
В кругу проходит ритуал приветствия и прощания, многие игры.
Психокоррекционная программа продиктована жизненной необходимостью т.к. дети, поступающие в 1-ый класс, зачастую бывают психологически не готовы к этому важному этапу жизни. Занятия психокоррекционной программы сформируют у детей способность преодолевать трудности, придадут желание узнавать новое, научат вступать в контакт с людьми, разовьют речь, внимание, мышление и память.
Ожидаемые результаты можно сформулировать так:
Позитивное психоэмоциональное состояние ребёнка.
Контактность ребёнка, адаптивность в группе сверстников.
Зрелое поведение в социальных контактах и деятельности.
Список использованной литературы:
Алямовская В.Г »Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей».
Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) М.: Издательство «Ось-89», 2003 г
Белинская Е.В. «Сказочные тренинги». СПб. Речь 2006.
Вайнер М.Э. «Игровые технологии коррекции поведения дошкольников». Педагогическое общество России М 2005.
Вайнер М.Э. «Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников» Педагогич.общество России. М. 2006.
Вайнер М.Э. «Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки», журнал «Коррекционно-развивающее образование», 2008, № 4,с 64.
Дубина Л.А «Коммуникативная компетентность дошкольников»: Сборник игр и упражнений. М. 2006.
Настольно-обучающая игра «Что я делаю хорошо, что плохо». Умка. М , 2007.
Каменская В.Г., Зверева С.В. «К школьной жизни готов!» Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. СПб. Детство-Пресс. 2004
Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.: Книголюб, 2005
Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников». ЦГЛ. М. 2005
Котова Е.В.. «В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей». М. Творческий Центр. 2007.
С.В. Крюкова »Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программа эмоционального развития дошкольников. М. «Генезис». 2007
С.В. Крюкова «Здравствуй, я сам!» Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет М. «Генезис». 2007
Громова Т.В. «Страна Эмоций» Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка. М., УЦ «Перспектива». 2002.
Кумарина Г.Ф. «Методика педагогической диагностики готовности детей к обучению на этапе школьного старта» журнал «Коррекционно-развивающее образование», 2008, № 4, стр. 15. М.
Марченкова М.В., Теплицкая А.Г. «Сокровища реальной жизни в сказочных копилках», журнал «Вестник практической психологии образования», 2008, № 2 .
Степанов С.С. «Диагностика интеллекта методом рисуночного теста». Творческий центр. М. 2007
«Тесты для дошкольников. Мамина школа» М.АСТ. 2000.
Уханова А.В. «Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников», журнал «Вестник практической психологии образования», 2008, № 2.
Чистякова М.И. «Психогимнастика».М.1990
Ткаченко Т.А. «Формирование навыков общения и этических представлений» Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005
Фесюкова Л.Б.. «Уроки доброты», «Уроки этики», «Воспитание сказкой». Комплекты наглядных пособий для дошкольных учреждений. «Ранос», 2008г.
Фопель К. «Привет, ручки!» Подвижные игры для детей 3-6 лет: М.: Генезис, 2005.
Фопель К. «Как научить детей сотрудничать». Ч.4. М., 1999.
Хухлаева О.В, Хухлаев О.Е. Первушина И.М «Тропинка к своему Я». Программа групповых занятий с дошкольниками. М. «Генезис». 2007
Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб., 2000 г.
К ПРОГРАММЕ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Игра «Назови себя»
Беседа «Какие мы разные»
Игры в «ассоциации».
«Солнышко и тучка»
Игра «На какое растение, животное ты похож?»
Игра «Мне в себе нравится…»
Прощание «Солнечные лучики»
»Возьмемся за руки друзья!»
Дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить свое настроение.
Развивать групповую сплоченность, повышать у детей уверенность в себе, развивать сенсомоторную координацию.
Приветствие «Волшебный клубочек».
Игра «Позови ласково»
Игра-этюд »Домик в обруче».
Прощание «Эстафета дружбы».
Формирование тёплого отношения к семье, развитие навыков семейных отношений; помочь детям осознать себя как полноправного, любимого другими членами семьи.
Учить решать конфликтные ситуации, не обижая других.
Приветствие «Волшебный клубочек».
Ролевая игра «Семья».
Игра «Пирамида любви»
Рисование на тему «Моя семья»
Игра «День рождения»
Ритуал прощания «Солнечные лучики»
»Как понять настроение человека?»
Учить распознавать эмоции человека по мимике, пантомимике, жестикуляции и голосу.
Ввести понятие положительной и отрицательной эмоции.
Организация опыта осознанного переживания детьми ощущений мышечного напряжения и расслабления мышц.
Приветствие «Волшебный клубочек»
Беседа «Какие мы разные»
Как выглядит грустный человек?
Как выглядит весёлый человек?
»Огонь, вода, земля, воздух»
Игра «Кто тебя позвал?»
Прощание «Эстафета дружбы».
»Волшебные» средства взаимопонимания
Знакомство с »волшебными» средствами понимания
– интонацией и мимикой.
Развитие сочувствия и внимания к людям, эмпатии.
Организация опыта осознанного переживания детьми ощущений мышечного напряжения и расслабления мышц.
Тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения.
Приветствие «Волшебный клубочек».
Картинки-ситуациии «Страна Эмоций»
«Волшебные средствами понимания»
Этюды на различные позиции в общении.
»Мой самый радостный день»
»Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся».
Упражнение »Назови эмоцию»
(работа с пиктограммами).
Прощание «Эстафета дружбы».
Передавать в рисунке свое настроение с помощью цвета и абстрактных линий, фигур, пятен. Закрепление понятий пантомимики и жестов, развитие внимания ко всем детям в группе. Развитие эмпатии. Повышение самооценки.
Тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения.
Приветствие «Волшебный клубочек».
Картинки-ситуациии «Страна Эмоций»
Упражнение »Угадай настроение»
Этюд «ПОХОДКА И НАСТРОЕНИЕ»
Рисование «Моё настроение»
Прощание «Эстафета дружбы».
«Застенчивость и Уверенность»
Повысить у детей уверенность в себе, преодолевать замкнутость, пассивность, скованность, научить двигательному раскрепощению, общению.
В играх объединить такие психические функции как эмоции, движения.
Организация опыта осознанного переживания детьми ощущений мышечного напряжения и расслабления мышц.
Тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения.
Приветствие. Круг «От сердца к сердцу»
Картинки-ситуациии «Страна Эмоций»
Игра «Марш самооценки»
Игра «Прорвись в круг».
«Поссорились два петушка»
Этюд «По тонкому льду»
Прощание «Эстафета дружбы».
»Знакомство с чувством радости, удовольствия »
Знакомство с чувством радости, развитие умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние и умения понимать состояние другого.
Учить способам преодоления своего эмоционального неблагополучия.
Тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения.
Приветствие «Волшебный клубочек».
Картинки-ситуациии «Страна Эмоций»
Этюд «Подними, покачай».
Игра «Разноцветный букет»
Этюд «Встреча с другом»
ЭТЮД «НОВЫЕ ИГРУШКИ»
Игровое упражнение: нарисуй радостное лицо
Прощание «Эстафета дружбы».
»Посели себя в дом »радости» и »щедрости»
Закрепление и обобщение знаний о чувстве радости;
развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека.
Научить осознанию детьми нравственных норм.
Картинки-ситуациии «Страна Эмоций»
«Волшебные средствами понимания»
Упражнение «Путешествие на сказочную планету»
«Групповое рисование по теме «Путешествие на сказочную планету»
Ритуал прощания «Дружба»
»Знакомство с чувством страха»
Знакомство с чувством страха,
поиск путей преодоления страха, развитие эмпатии (сопереживания).
Повышать у детей чувство уверенности в себе.
Накапливать опыт преодоления эмоционального состояния неблагополучия.
Развивать умение справляться со своим страхом с помощью изотерапии.
Тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения.
Приветствие «Волшебный клубочек»
Картинки-ситуациии «Страна Эмоций»
Придумывание сказки «Как Баба-Ёжка стала доброй
Народная игра «Баба-Ёжка- костяная ножка
Игра – пантомима » Два друга»
Этюд «Ночные звуки»
Игра-аппликация «Спрячем страх за забором»
Игра «Дракон кусает свой хвост».
Прощание «Эстафета дружбы».
»Знакомство с чувством самодовольства.
Знакомство с чувством самодовольства. Расширение восприятия мира через моделирование сказок. Понимать причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие; перенос нового позитивного опыта в реальную жизнь; коррекция страха.
Развивать умение справляться со своим страхом с помощью изотерапии.
Приветствие «Доброе животное».
Картинки-ситуациии «Страна Эмоций»
Этюды на выражение эмоции
Истории для раздумий «У меня нет друзей»
Игра «Змей – горыныч»
Рисование на тему «Мой весёлый страх» под музыку
«Волшебные голоса природы»:
Ритуал прощания «Дружба»
»Знакомство с полярными чертами характера. Капризка»
Знакомство с полярными чертами характера.
Формировать отрицательное отношение к негативным чертам характера.
Стимуляция разрядки агрессивных импульсов, коррекция упрямства.
Тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения.
Приветствие. «Доброе животное»
«Страна Эмоций: Капризка, Упрямыч»
Проигрывание игрового сюжета перчаточными и пальчиковыми куклами
Упражнение «Моё настроение»
Игра «Передача чувств»
Ритуал прощания «Солнечные лучики»
»Мы поссорились и помирились»
Знакомство с чувством злости;
обучать детей отреагированию эмоций в конфликте;
формирование адекватных форм поведения;
тренировка умения различать положительные и отрицательные эмоции.
Обращение внимания детей на тактильные, кинестические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами.
Картинки-ситуациии «Страна Эмоций»: Раздражинка, Обидка»
Беседа «Как поступают друзья»
Разыгрывание ситуаций «Ссора»
«Мирись, мирись, больше не дерись»
Игра «Два барана»
Игра «Уходи, злость, уходи».
Ритуал прощания «Солнечные лучики»
Установление положительного эмоционального контакта; перенос нового позитивного опыта в реальную жизнь; обучение агрессивных детей приемлемым способом выражения гнева, навыкам распознавания и контроля владения собой при вспышке гнева.
Формировать способность к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
Знакомство детей с типами дыхания (различные по глубине и скорости), развитие способности детей концентрировать внимание на дыхании
Обращение внимания детей на тактильные, кинестические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами.
Тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения.
Картинки-ситуациии «Страна Эмоций»Гнев-Сердитка, Вредитель
«Ох, уж эти ссоры»- мирись, мирись, не дерись
«Мешочек для криков»
Упражнение «Возьмите себя в руки»
Игра «Ругаемся овощами»
Игра «Уходи, злость, уходи»
Ритуал прощания «Дружба»
Знакомство с чувством удивления, закрепление мимических навыков.
Организация опыта произвольного регулирования детьми своего дыхания (его темпа и глубины), опыта диафрагмального дыхания, произвольной задержки дыхания.
Картинки-ситуациии «Страна Эмоций»
Этюды выражения. »Кто заметит небылицы?» «Небылицы в лицах»
Конкурс на самого удивлённого.
Перекрестные ритмические хлопки в парах:
Игровое упражнение: нарисуй удивлённое лицо.
ЭТЮД «НАСОС И НАДУВНАЯ КУКЛА»
Ритуал прощания «Солнечные лучики»
Работа в творческой мастерской Создание условий для самовыражения, развитие умения передавать свои чувства и угадывать эмоции людей, используя мимику, жест, пантомимику и т.п.
Сочинение сказок-историй о персонажах «Страна Эмоций».
Игра «Следование за ведущим».
Игра «Скучно, скучно так сидеть»
Ритуал прощания «Солнечные лучики»
«Не плачь, куколка моя. «Страдания, Печаль, Доброта»
Развивать эмпатию и сочувствие другим людям. Способствовать полноценному развитию личности через самовыражение и творчество. Научить детей осознавать свои чувства в различных ситуациях.
Знакомство детей с элементарными приёмами релаксации через смену напряжения-расслабления мышц и регулирования дыхания.
Картинки-ситуациии «Страна Эмоций»
Конкурс «Самое печальное лицо»
Игра «Передай эмоцию».
Игра «Волшебный стул»
Этюд «Очень худой ребенок».
Этюды выражения эмоций с помощью музыки Чайковского «Болезнь куклы»
Упражнение «Нарисуй своё настроение»
Ритуал прощания «Солнечные лучики»
Снятие эмоционального напряжения. Научить детей понимать свои чувства. Развитие воображения, мимики, пантомимики, жестикуляции
Приветствие «Доброе слово».
Игра «Обезьянки». Игра «Возьми и передай!»
Этюд «Веселый цирк»
Игра «Раздумье». Этюд «Веселый цирк»
Ритуал прощания « Доброе животное».
»Я учусь владеть собой»
Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей.
Закрепить навыки работы с позитивными мыслями и эмоциями.
Организация опыта произвольного регулирования детьми своего дыхания (его темпа и глубины), опыта диафрагмального дыхания, произвольной задержки дыхания.
Обращение внимания детей на тактильные, кинестические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами.
Знакомство детей с элементарными приёмами релаксации через смену напряжения-расслабления мышц и регулирования дыхания.
Приветствие «Волшебный клубочек».
Путешествие по карте
Упражнение »Гора с плеч»
Игра »Скала. Я справлюсь»
ПСИХОГИМНАСТИКА «РУЧЕЁК РАДОСТИ»
«Эстафета передачи волшебного камня».
«Путешествие в страну Понимание».
Подведение итогов обучения, максимальное приближение ситуаций общения к жизни, развитие эмпатии. Символическое признание успехов детей в общении.
Источник