- Метафоры чувств
- Метафорическая концептуализация чувств в литературе ХVIII века
- Словарь метафор
- Словообразовательные метафоры
- Примеры метафор из художественной литературы
- Метафоры из русского фольклора
- Метафоры в произведениях С.А. Есенина
- Метафоры в произведениях А.С. Пушкина
- Метафоры в произведениях А.А. Фета
- Метафоры в произведениях А.А. Блока
Метафоры чувств
Я родился для того, чтобы не родиться…
Остывшее солнце на блюдце вечности посылало своё счастье больному сердцу. Тысячи созвездий и их миллионы возгласов пытались родить в нем жизнь. Оно, сердце, было большое и красное. Каждый поцелуй, когда-то, рождал в нём нежный розовый призрак, который воспарял в голубую негу все выше и выше, желая донести другим мирам свое счастье, слезы и робкое «люблю»… Этот желток, который порой светился на фоне белой, безжалостной действительности, пытаясь разбить оковы страха и преобразить грешный мир – стал умирать и темнеть, затемняя и омертвляя все вокруг себя.
Всего лишь несколько ясных мгновений вернуть бы назад, и было бы понятно, по чему я умер. Я только потом воскрес, когда ушел из мира. Всего секунду твоего люблю, и я был бы жив, я был бы рядом: весь твой! Опустевший и поржавевший корабль судьбы совсем забыт. Стоит на пустынном берегу и грустит. Что его, такого большого и старого, никто не жалеет, и даже знойные пески часов не могут засыпать и погрести его в свое жестокое время. У него была жизнь, и может очень важная и тяжелая. Он странствовал в поисках счастья на этой земле и в этом мире. Ох! Если бы он знал, что это ошибка.… Если бы он заплыл чуть дальше и изучил те тайны, которые хранит бездна уже миллионы мгновений; если бы он утонул в ее сладких и обволакивающих струйках нежности, и сумел наполнить свой пустой и тяжелый трюм ее жизнью, он бы не был так одинок на пустынном берегу счастья.
Тишина забирала тени под свое крыло, и ветер устал кружить и щекотать скелет старого, больного судна. А ведь у него было когда–то сердце, которое жило и сияло своим рубиновым оттенком, озарявшее душу и плоть, питающее его и волнующее многих, кто был рядом с ним, видел или слышал его. Это сердце уже не молодо… Тихо бьется…
Я умер, чтобы родиться заново.
Наступила зима.
Первый снег своей бархатной негой покрыл старые, уставшие от вечного молчания, горы и холмы. Детский девственный смех и крики, вызванные этим чудом, будили, уже было, заснувшую природу под одеялом цвета облачка. Заботливые родители, одевшие своих чад хоть и тепло, все-таки пытались их заманить правдами и неправдами домой – ведь холодно! Бабульки, усевшись на старой и дряхлой, как они сами, скамеечке, что-то живо обсуждали, кивая своими обвязанными пуховыми платками головами в сторону детворы.
Пробудившись после долгого молчания, бело-румянная красавица зимушка, зажгла печи домов и усадеб, и, дымок из труб заполнил морозный воздух запахом усталости и сна…
Светло-голубое небо, чистое, без единого облачка, заставляет смотреть на него, не отрывая взгляда. И иногда, кажется, что вот-вот в нем покажется узор, который «сядет» на окна и будет смотреть в твою комнату, мигая и улыбаясь под лучами яркого, горячего солнца, но оставаясь при этом холодным и безмолвным. Молчание и какая-то светлая грусть будут волновать мое сердце, мою душу, когда застывший взгляд окунется в даль, в глубину горизонта, и там ему привидится тихий уголок, где будет искриться и переливаться первый выпавший снег.
Звезда. Одинокая звездочка. Она светит. Сколько вечностей она заставляет собой любоваться. Высоко-высоко, далеко-далеко – она всегда рядом. Даже во сне многих образов и безмолвных вселенных она остается видимой и осязаемой, освещающей их путь к неозаримым краям ночных мечтаний. Ее маленькие лучики, как детки, наивно прикасаются ко всему, изучая своей пытливостью каждое живое. Ни один из нас не мог не любоваться ею и желать дотронуться или, хотя бы, долететь до нее. Но она ждет. Она шепчет тебе ночами и сумерками: «Иди ко мне, мой милый. Я расскажу тебе тайну вселенной, тайну вечной жизни, тайну сияния своего и тайну… любви.
Искрящиеся язычки моего девственного тела наполнят твое сердце и озарят до блеска твою уставшую душу». Звезда. Казалось, просто звездочка. А сколько в ней света, силы и нежной любви. Если бы мы могли представить себе, сколько чувств и желаний она бы дала нам. Сколько прекрасных мгновений ее мощное светило оставило бы в наших снах. Полет звезды, полет к звезде – вот чего хочет каждый, кто хоть раз видел ее и слышал созвучие ее благоухающего нежного света и мерцающего в своде неба шепота вечности. Но она так далека и необъятна!
Звездочка, свети и не умирай. Прошу тебя!
Ух, ты. Снег! Он падает мне на лицо. От него оно становится бледнее. Холодно. Брррр.… Хм. И снег холодный. Даже обжигает. Не ясно, почему так долго нет трамвая? Вопрос глупый. В такое время его обычно не дождешься. А я все-таки жду. По крайней мере, надеюсь, что он подойдет. Ага! Что-то едет… Точно, пятерка!
Я поднимаюсь по ступенькам и вхожу в жестяное тело пустого трамвая. Все глухо. Пока. Следующая остановка. И тут… «Ха-ха! О. А-а-а», — вошли пьяные и довольные. Как хорошо, что я не замечен. А трамвай идет и идет. Туда, сюда. У него такая судьба. Он как маятник. Ему задан ритм – вот он и едет так. А за стеклом — снежинки и холод. И в трамвае не теплее, кажись. Он ведь жестяной, как консервная банка. А все-таки едет, да еще по рельсам. Хм. Как-то грустно. Я никому не нужен. Разве что трамваю. Ведь я за проезд заплатил. Мы с ним проехали много остановок. Вот и моя. Ладно.… Пойду я. Прощай, старый трамвай! А снег все идет и идет. Они как-то похожи — трамвай и снег. Только снег обжигает и трогает меня, а трамвай нет. Вот. Хм… Да-да! Именно так!
Источник
Метафорическая концептуализация чувств в литературе ХVIII века
ЧУВСТВ В ЛИТЕРАТУРЕ ХVIII ВЕКА
(на примере произведений русского сентиментализма)
Кафедра общего языкознания и славянских языков КемГУ
В лингвистическом мире все больше внимания уделяется изучению проблем эмотологии (взаимосвязи языка и эмоций). Именно эмоции и человеческие чувства регулируют процессы поведения и определяют то, как человек интерпретирует окружающий мир, воспринимает и порождает речь.
К настоящему моменту накопилось значительное количество исследований, связанных с отражением эмоций и чувств в языке. Объектом исследования становились концепты «радость», «любовь», «гнев», «страх», «печаль» и некоторые другие. Следует отметить, что анализ эмоциональных концептов выполняется в основном на современном языковом материале, в то время как необходимо рассмотреть и историю формирования подобных концептов. Наше же исследование посвящено описанию базового эмоционального концепта – концепта «чувство» – в текстах ХVIII века, созданных в рамках русского сентиментализма.
Уже в названии данного литературного направления просматривается его основной объект: слово «сентиментализм» происходит от французского sentiment (чувство). Основной тезис сентиментализма – Человек богат своими чувствами. Все сказанное и определяет выбор произведений русских писателей-сентименталистов как перспективный источник для анализа изучаемого нами концепта «чувство».
Целый ряд лингвистов указывал на то обстоятельство, что основным способом репрезентации эмоций и чувств является метафора. Чувства человека представляют собой объекты «невидимого мира», и потому отображение их свойств возможно лишь путем выявления сходства по ряду параметров с некоторыми вполне материальными объектами.
1. Метафора «ЧУВСТВО – ЭТО СТИХИЯ». Достаточно частотным в произведениях русского сентиментализма является уподобление чувства стихиям. Как отмечает , в таких метафорах, уподобляющих чувства и эмоции стихии, «акцентируется неконтролируемая сила эмоций, их стихийность, спонтанность, независимость от воли и сознания (разума) человека» [1].
Основное свойство большинства стихий (огня, воды, воздуха) – изменчивость, подвижность. Эта особенность свойственна и чувствам человека: Душу, которая примечает все движения природы и вместе с нею изменяется в чувствах своих ( «Письма русского путешественника).
Наиболее часто чувства человека уподобляются огню. Образ огня служит продуктивной основой для создания метафорических конструкций, которые позволяют выявить в структуре концепта «чувство» признаки «пламя», «огонь»: Когда он говорил с нею, и чувства его были – пламя ( «Письма русского путешественника); Не будучи красавцем, он нравился своею миловидностию…одушевленным огнем внутреннего чувства ( «Письма русского путешественника).
Также в изученном материале было отмечено уподобление чувств воздушной стихии: Всякое дуновение ветерка проницает, кажется, в сердце мое и развевает в нем чувства радости ( «Письма русского путешественника). Чувства предстают как ветер, они вьются, как трепещет воздушная струя (ветер связан с движением воздуха).
Таким образом, уподобление чувства стихии является значимым для сентиментальных произведений.
2. Метафора «ЧУВСТВО – ЭТО ЧЕЛОВЕК». Уподобление чувства человеку является некой универсальной особенностью для разных культур. Человеку свойственны в первую очередь этические особенности, например, добродетель: Добродетельные чувства несовместимы с тоскою ( «Юлия») и высокая нравственность: Сие чтение не только не повредило его юной душе, но было еще весьма полезно для образования в нем нравственного чувства (Карамзин «Рыцарь нашего времени). Данные особенности находятся в полном соответствии с эстетикой сентиментализма и просвещения, где категории добродетели и нравственности являются центральными.
Особенностями эстетики сентиментализма объяснима и группа метафор, в которых представлено исправление чувств, подобное исправлению поведения человека: занимается исправлением чувств и всего чувственного ( «Письма русского путешественника). В произведениях сентиментализма главное место отводилось проблеме воспитания души, нравственного совершенствования, что и определило появление названных метафор.
3. Метафора «ЧУВСТВО – ЭТО ВМЕСТИЛИЩЕ». Чувство в произведениях русских писателей-сентименталистов осмыслялось как некое вместилище, окружающее человека. Об этом позволяет говорить наличие таких языковых конструкций, которые представляют собой сочетаемость лексемы чувство с предлогом в: Ах, государи мои! Вы не можете войти в чувства художника, отвлекаемого от работы ( «Письма русского путешественника).
4. Метафора «ЧУВСТВО – ЭТО ПИЩА». Человеческие чувства могут восприниматься как некая особая пища. На это обстоятельство косвенно указывает употребление для их характеристики прилагательного сладкий: Кто не испытывал нежной силы подобных воспоминаний, тот не знает весьма сладкого чувства ( «Рыцарь нашего времени).
5. Метафора «ЧУВСТВО – ЭТО РАСТЕНИЕ». Так, чувства человека могут быть незрелыми, подобно незрелому плоду: На что ни смотрел – на стол, где несколько лет изливались на бумагу незрелые мысли и чувства мои, на окно, под которым я сиживал… ( «Письма русского путешественника). Употребление подобных метафор актуально для сентиментальных произведений, так как идея незрелости чувств человека, необходимость взращивать их и развивать являлись знаковыми для данного литературного направления.
В результате проведенного исследования стали возможными следующие выводы:
1. Концепт «чувство» является одним из наиболее значимых концептов сентиментального текста.
2. Основным способом репрезентации данного концепта в текстах является метафора.
3. Концепт «чувство» является по своей природе калейдоскопическим концептом, т. е. для него свойственен целый набор, калейдоскоп разнообразных образов.
4. Наиболее часто чувство уподобляется человеку, стихии, вместилищу, пище и растению, предмету. В данных метафорах отражаются такие особенности чувства, как его изменчивость, незрелость, способность к развитию и воспитанию, значимость для полноценного существования любого человека.
5. Особенностями концепта «чувство» в произведениях русского сентиментализма является постоянное подчеркивание важной роли чувства в жизни просвещенного человека, необходимость развивать, воспитывать и исправлять чувства, так как именно в этом видится залог формирования полноценной личности, а также абсолютное доверие к своим чувствам и их приоритетность по сравнению с разумом.
1. Арутюнова, в языке чувств // . Язык и мир человека. – М.: Языки русской культуры, 1999. – С. – С. 385–399.
Научный руководитель – к. ф.н., доцент
Источник
Словарь метафор
Составим небольшой словарь метафор, которые прочно вошли в нашу речь. Учтем, что многие фразеологизмы являются метафорами.
- Ахиллесова пята
- бегут (мчатся) облака
- бездонное небо
- без гроша в кармане
- безмолвная улица
- бледное небо
- бойкий спор
- борьба без правил
- брачные оковы
- бряцать оружием
- бутылочные (изумрудные) глаза
- быть под каблуком
- быть на высоте
- вверх тормашками
- вдаваться в тонкости
- в духе времени
- ведет себя как хитрый лис
- вешать нос
- визг пилы
- вилами по воде писано
- витать в облаках
- взирать с высоты
- взобраться в гору
- вложить всю душу
- вой ветра
- возводить потёмкинские деревни
- волки сыты и овцы целы
- волчья хватка
- воронка разрыва
- вставлять палки в колеса
- втирать очки
- выдоить все деньги
- выдохшийся человек
- вызвать на «ковёр»
- выплеснуть младенца вместе с водой
- вытравить из сознания
- гвоздь программы
- глаз-алмаз
- глухая ночь
- говор ручья
- головка сыра
- гора вещей
- горбатые крыши
- горит лампочка
- горячая любовь
- гребень птицы
- грибы лисички
- губа не дура
- деликатный вопрос
- дерево стоячее
- деревья-карлики
- держать язык за зубами
- дождь барабанил
- дождь прошёл
- дремлет дорога
- дуги бровей
- душа ушла в пятки
- ежовые рукавицы
- железная воля
- железный характер
- железное здоровье
- железные мускулы
- железные нервы
- жемчужина поэзии
- завыл ветер
- загадывать вперёд
- загнать себя в угол
- загоготал (заржал) от удовольствия
- зайти в тупик
- заложить фундамент отношений
- запускать руку в кассу
- зарыть топор войны
- засучить рукава
- зелёная молодежь
- золотая голова
- золотая листва
- золотая осень
- золотое сердце
- золотые руки
- золотые слова
- зубастый парень
- изливать душу
- каланча (о чрезмерно высоком человеке)
- каменное лицо
- каменное сердце
- кипит желание
- кисель дорог
- кислое выражение лица
- кисея тумана
- ключ проблемы
- кольцо колбасы
- концы с концами не сходятся
- коралловые губы
- корень слова
- кот наплакал
- крошка (о маленьком ребёнке)
- крутая машина
- крыло здания
- ласковые лучи
- лбом стену прошибать
- ледяное сердце
- ледяной взор
- лента дороги
- лес голосов
- лес рук
- лёд (броня) равнодушия
- листья пропитались солнцем
- луковки церквей
- луч надежды
- любопытный вопрос
- мальчик для битья
- мачты стонут
- медь волос
- много воды утекло
- море голов
- море проблем
- мрачнее тучи
- мудрое решение
- найти общий язык
- наступить на любимую мозоль
- начать с чистого листа
- небо на ладони
- неверный глаз
- не зная броду, соваться в воду
- ни капли таланта
- ни перед чем не останавливаться
- ножка стула
- нос корабля
- облако ходячее
- огонь губ
- огненный шар
- оказаться прижатым к стене
- оставить мокрое место
- отложить на черный день
- оставлять зарубки на память
- острое зрение
- острые скулы
- открыть себе путь
- отплатить той же монетой
- паутина лжи
- палка о двух концах
- песочная рубаха
- плечи рычага
- погасить ссору
- подошва горы
- подтянуть потуже пояс
- поезд ползет еле-еле
- пойти как по маслу
- пойти легким путем
- полилась мелодия
- попасть в переплёт
- поставить шах и мат
- поток (океан) слёз
- потускневший взгляд
- приложить руку
- притормозить
- пробить стену непонимания
- провалиться на месте от стыда
- пузатый чайник
- пустая голова
- пустить корни в городе
- пшеничные усы
- пятое колесо в телеге
- раскурить трубку мира
- рев водопада
- розовые мечты
- рубить с плеча
- рыльце в пушку
- самому в петлю лезть
- с глазу на глаз
- сесть в калошу
- сиреневый туман
- скрипучий голос
- сладкие речи
- служебная лестница
- соль разговора
- солнце садилось
- ствол орудия
- стена дождя
- столкнуться с преградой
- считать каждую копейку
- тёплая встреча
- туча комаров
- тучка золотая
- тяжёлая артиллерия
- увязнуть в трясине лжи
- усталые капли пота
- учить азы
- факел знаний
- хвост кометы
- цвет общества
- цепи рабства
- цепь озер
- часы идут
- человек-волк
- чёрная зависть
- чёрная измена
- чёрные мысли
- чугунные ладони
- шепот листвы
- широко простирать руки
- шоколадный загар
- ядовитый человек
- янтарный блеск
Словообразовательные метафоры
Белоручка, безмозглый, бесчеловечный, бесхребетный, бессердечный, быстротечный, бычиться, буквальный, взбеленить, взыграть, взгреть, веский, возродиться, волнолом, горлан, глубокомыслие, дармоед, дальновидный, двоедушный, душегрейка, жестокосердие, ежиться, захребетник, змеистый, змеевик, издержать, легковесный, мальчишество, маячить, миндальничать, мироед, меднолобый, молокосос, нахлебник, небоскреб, новоиспеченный, обездушить, окрыситься, охладеть, перешеек, предвкушать, приземистый, приструнить, проныра, пылкий, сатанеть, скотство, сердцевед, сердцеед, сладкогласный, сластолюбие, услаждать, цепенеть, цыганить, школить, юлить.
В лексике русского языка особое место занимают авторские (индивидуальные) метафоры, которые отличаются яркой образностью, необычностью, а также единичностью своего употребления. Такие метафоры создаются писателем в художественном произведении и не получают общеязыкового распространения.
Приведем примеры авторских метафор из произведений художественной литературы и поэзии.
Примеры метафор из художественной литературы
Допускаю также появление… борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
* * *
Волны несутся гремя и сверкая. (Ф.И. Тютчев)
* * *
Умильная прелесть (Ф.И. Тютчев)
* * *
Замшевая походка. (В.В. Набоков)
* * *
Царапающий взгляд. (М. Горький)
* * *
Я хочу кинжальных слов. (К. Бальмонт)
* * *
Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. (Н.С. Тихонов)
* * *
Пустых небес прозрачное стекло. (A. Ахматова)
* * *
Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М. Цветаева)
* * *
Мама и убитый немцами вечер. (В. Маяковский)
* * *
Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы. (Б. Л. Пастернак)
Метафоры из русского фольклора
- добрый молодец
- грозный царь
- удалой боец
- дума крепкая
- дума черная
- сердце жаркое
- плечи богатырские
Метафоры в произведениях С.А. Есенина
В саду горит костер рябины красной.
* * *
Руки милой — пара лебедей
В золото волос моих ныряют.
* * *
Ты — мое васильковое слово,
Я навеки люблю тебя.
Как живет теперь наша корова,
Грусть соломенную теребя?
* * *
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
* * *
Туча кружево в роще связала,
Закурился пахучий туман.
Еду грязной дорогой с вокзала
Вдалеке от родимых полян.
* * *
Лес застыл без печали и шума,
Виснет темь, как платок, за сосной.
Сердце гложет плакучая дума…
Ой, не весел ты, край мой родной.
* * *
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
* * *
Не больна мне ничья измена,
И не радует легкость побед,
Тех волос золотое сено
Превращается в серый цвет.
* * *
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
И мне в ответ березка:
«О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.
Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.
* * *
Сердце гложет плакучая дума…
* * *
Прячет месяц за овинами
Желтый лик от солнца ярого.
Высоко над луговинами
По востоку пышет зарево.
Пеной рос заря туманится,
Словно глубь очей невестиных.
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
На березки в роще теневой
Серьги звонкие повесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело.
* * *
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
На березки в роще теневой
Серьги звонкие повесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело.
* * *
Теперь бы брызнуть в небо
Вишневым соком стих
За отческую щедрость
Наставников твоих.
* * *
Метафоры в произведениях А.С. Пушкина
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы.
* * *
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила…
* * *
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
* * *
Утих и шум, и крик торговый;
Лишь только лает страж дворовый
Да цепью звонкою гремит.
Она поет — и звуки тают,
Как поцелуи на устах,
Глядит — и небеса играют
В ее божественных глазах;
Дул север. Плакала трава
И ветви о недавнем зное,
И роз, проснувшихся едва,
Сжималось сердце молодое.
* * *
У ночи много звезд прелестных,
Красавиц много на Москве.
Но ярче всех подруг небесных
Луна в воздушной синеве.
Метафоры в произведениях А.А. Фета
Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот;
Смотри: из-за дремлющих сосен
Как будто пожар восстает.
Сияние северной ночи
Я помню всегда близ тебя,
И светят фосфорные очи,
Да только не греют меня.
* * *
На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.
***
Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.
***
«На стоге сена ночью южной»
И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.
Метафоры в произведениях А.А. Блока
И вновь, сверкнув из чаши винной,
Ты поселила в сердце страх
Своей улыбкою невинной
В тяжелозмейных волосах.
Я опрокинут в темных струях
И вновь вдыхаю, не любя,
Забытый сон о поцелуях,
О снежных вюгах вкруг тебя.
И ты смеешься дивным смехом,
Змеишься в чаше золотой,
И над твоим собольим мехом
Гуляет ветер голубой.
И как, глядясь в живые струи,
Не увидать себя в венце?
Твои не вспомнить поцелуи
На запрокинутом лице?
***
В легком сердце — страсть и беспечность,
Словно с моря мне подан знак.
Над бездонным провалом в вечность,
Задыхаясь летит рысак.
***
И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу.
***
Источник