Мир чувств это метафора

Метафоры чувств

Я родился для того, чтобы не родиться…

Остывшее солнце на блюдце вечности посылало своё счастье больному сердцу. Тысячи созвездий и их миллионы возгласов пытались родить в нем жизнь. Оно, сердце, было большое и красное. Каждый поцелуй, когда-то, рождал в нём нежный розовый призрак, который воспарял в голубую негу все выше и выше, желая донести другим мирам свое счастье, слезы и робкое «люблю»… Этот желток, который порой светился на фоне белой, безжалостной действительности, пытаясь разбить оковы страха и преобразить грешный мир – стал умирать и темнеть, затемняя и омертвляя все вокруг себя.
Всего лишь несколько ясных мгновений вернуть бы назад, и было бы понятно, по чему я умер. Я только потом воскрес, когда ушел из мира. Всего секунду твоего люблю, и я был бы жив, я был бы рядом: весь твой! Опустевший и поржавевший корабль судьбы совсем забыт. Стоит на пустынном берегу и грустит. Что его, такого большого и старого, никто не жалеет, и даже знойные пески часов не могут засыпать и погрести его в свое жестокое время. У него была жизнь, и может очень важная и тяжелая. Он странствовал в поисках счастья на этой земле и в этом мире. Ох! Если бы он знал, что это ошибка.… Если бы он заплыл чуть дальше и изучил те тайны, которые хранит бездна уже миллионы мгновений; если бы он утонул в ее сладких и обволакивающих струйках нежности, и сумел наполнить свой пустой и тяжелый трюм ее жизнью, он бы не был так одинок на пустынном берегу счастья.
Тишина забирала тени под свое крыло, и ветер устал кружить и щекотать скелет старого, больного судна. А ведь у него было когда–то сердце, которое жило и сияло своим рубиновым оттенком, озарявшее душу и плоть, питающее его и волнующее многих, кто был рядом с ним, видел или слышал его. Это сердце уже не молодо… Тихо бьется…
Я умер, чтобы родиться заново.

Наступила зима.
Первый снег своей бархатной негой покрыл старые, уставшие от вечного молчания, горы и холмы. Детский девственный смех и крики, вызванные этим чудом, будили, уже было, заснувшую природу под одеялом цвета облачка. Заботливые родители, одевшие своих чад хоть и тепло, все-таки пытались их заманить правдами и неправдами домой – ведь холодно! Бабульки, усевшись на старой и дряхлой, как они сами, скамеечке, что-то живо обсуждали, кивая своими обвязанными пуховыми платками головами в сторону детворы.
Пробудившись после долгого молчания, бело-румянная красавица зимушка, зажгла печи домов и усадеб, и, дымок из труб заполнил морозный воздух запахом усталости и сна…
Светло-голубое небо, чистое, без единого облачка, заставляет смотреть на него, не отрывая взгляда. И иногда, кажется, что вот-вот в нем покажется узор, который «сядет» на окна и будет смотреть в твою комнату, мигая и улыбаясь под лучами яркого, горячего солнца, но оставаясь при этом холодным и безмолвным. Молчание и какая-то светлая грусть будут волновать мое сердце, мою душу, когда застывший взгляд окунется в даль, в глубину горизонта, и там ему привидится тихий уголок, где будет искриться и переливаться первый выпавший снег.

Звезда. Одинокая звездочка. Она светит. Сколько вечностей она заставляет собой любоваться. Высоко-высоко, далеко-далеко – она всегда рядом. Даже во сне многих образов и безмолвных вселенных она остается видимой и осязаемой, освещающей их путь к неозаримым краям ночных мечтаний. Ее маленькие лучики, как детки, наивно прикасаются ко всему, изучая своей пытливостью каждое живое. Ни один из нас не мог не любоваться ею и желать дотронуться или, хотя бы, долететь до нее. Но она ждет. Она шепчет тебе ночами и сумерками: «Иди ко мне, мой милый. Я расскажу тебе тайну вселенной, тайну вечной жизни, тайну сияния своего и тайну… любви.
Искрящиеся язычки моего девственного тела наполнят твое сердце и озарят до блеска твою уставшую душу». Звезда. Казалось, просто звездочка. А сколько в ней света, силы и нежной любви. Если бы мы могли представить себе, сколько чувств и желаний она бы дала нам. Сколько прекрасных мгновений ее мощное светило оставило бы в наших снах. Полет звезды, полет к звезде – вот чего хочет каждый, кто хоть раз видел ее и слышал созвучие ее благоухающего нежного света и мерцающего в своде неба шепота вечности. Но она так далека и необъятна!
Звездочка, свети и не умирай. Прошу тебя!

Ух, ты. Снег! Он падает мне на лицо. От него оно становится бледнее. Холодно. Брррр.… Хм. И снег холодный. Даже обжигает. Не ясно, почему так долго нет трамвая? Вопрос глупый. В такое время его обычно не дождешься. А я все-таки жду. По крайней мере, надеюсь, что он подойдет. Ага! Что-то едет… Точно, пятерка!
Я поднимаюсь по ступенькам и вхожу в жестяное тело пустого трамвая. Все глухо. Пока. Следующая остановка. И тут… «Ха-ха! О. А-а-а», — вошли пьяные и довольные. Как хорошо, что я не замечен. А трамвай идет и идет. Туда, сюда. У него такая судьба. Он как маятник. Ему задан ритм – вот он и едет так. А за стеклом — снежинки и холод. И в трамвае не теплее, кажись. Он ведь жестяной, как консервная банка. А все-таки едет, да еще по рельсам. Хм. Как-то грустно. Я никому не нужен. Разве что трамваю. Ведь я за проезд заплатил. Мы с ним проехали много остановок. Вот и моя. Ладно.… Пойду я. Прощай, старый трамвай! А снег все идет и идет. Они как-то похожи — трамвай и снег. Только снег обжигает и трогает меня, а трамвай нет. Вот. Хм… Да-да! Именно так!

Читайте также:  Способность знака восприниматься органами чувств

Источник

Метафорическая концептуализация чувств в литературе ХVIII века

ЧУВСТВ В ЛИТЕРАТУРЕ ХVIII ВЕКА

(на примере произведений русского сентиментализма)

Кафедра общего языкознания и славянских языков КемГУ

В лингвистическом мире все больше внимания уделяется изучению проблем эмотологии (взаимосвязи языка и эмоций). Именно эмоции и человеческие чувства регулируют процессы поведения и определяют то, как человек интерпретирует окружающий мир, воспринимает и порождает речь.

К настоящему моменту накопилось значительное количество исследований, связанных с отражением эмоций и чувств в языке. Объектом исследования становились концепты «радость», «любовь», «гнев», «страх», «печаль» и некоторые другие. Следует отметить, что анализ эмоциональных концептов выполняется в основном на современном языковом материале, в то время как необходимо рассмотреть и историю формирования подобных концептов. Наше же исследование посвящено описанию базового эмоционального концепта – концепта «чувство» – в текстах ХVIII века, созданных в рамках русского сентиментализма.

Уже в названии данного литературного направления просматривается его основной объект: слово «сентиментализм» происходит от французского sentiment (чувство). Основной тезис сентиментализма – Человек богат своими чувствами. Все сказанное и определяет выбор произведений русских писателей-сентименталистов как перспективный источник для анализа изучаемого нами концепта «чувство».

Целый ряд лингвистов указывал на то обстоятельство, что основным способом репрезентации эмоций и чувств является метафора. Чувства человека представляют собой объекты «невидимого мира», и потому отображение их свойств возможно лишь путем выявления сходства по ряду параметров с некоторыми вполне материальными объектами.

1. Метафора «ЧУВСТВО – ЭТО СТИХИЯ». Достаточно частотным в произведениях русского сентиментализма является уподобление чувства стихиям. Как отмечает , в таких метафорах, уподобляющих чувства и эмоции стихии, «акцентируется неконтролируемая сила эмоций, их стихийность, спонтанность, независимость от воли и сознания (разума) человека» [1].

Основное свойство большинства стихий (огня, воды, воздуха) – изменчивость, подвижность. Эта особенность свойственна и чувствам человека: Душу, которая примечает все движения природы и вместе с нею изменяется в чувствах своих ( «Письма русского путешественника).

Наиболее часто чувства человека уподобляются огню. Образ огня служит продуктивной основой для создания метафорических конструкций, которые позволяют выявить в структуре концепта «чувство» признаки «пламя», «огонь»: Когда он говорил с нею, и чувства его были – пламя ( «Письма русского путешественника); Не будучи красавцем, он нравился своею миловидностию…одушевленным огнем внутреннего чувства ( «Письма русского путешественника).

Также в изученном материале было отмечено уподобление чувств воздушной стихии: Всякое дуновение ветерка проницает, кажется, в сердце мое и развевает в нем чувства радости ( «Письма русского путешественника). Чувства предстают как ветер, они вьются, как трепещет воздушная струя (ветер связан с движением воздуха).

Таким образом, уподобление чувства стихии является значимым для сентиментальных произведений.

2. Метафора «ЧУВСТВО – ЭТО ЧЕЛОВЕК». Уподобление чувства человеку является некой универсальной особенностью для разных культур. Человеку свойственны в первую очередь этические особенности, например, добродетель: Добродетельные чувства несовместимы с тоскою ( «Юлия») и высокая нравственность: Сие чтение не только не повредило его юной душе, но было еще весьма полезно для образования в нем нравственного чувства (Карамзин «Рыцарь нашего времени). Данные особенности находятся в полном соответствии с эстетикой сентиментализма и просвещения, где категории добродетели и нравственности являются центральными.

Особенностями эстетики сентиментализма объяснима и группа метафор, в которых представлено исправление чувств, подобное исправлению поведения человека: занимается исправлением чувств и всего чувственного ( «Письма русского путешественника). В произведениях сентиментализма главное место отводилось проблеме воспитания души, нравственного совершенствования, что и определило появление названных метафор.

3. Метафора «ЧУВСТВО – ЭТО ВМЕСТИЛИЩЕ». Чувство в произведениях русских писателей-сентименталистов осмыслялось как некое вместилище, окружающее человека. Об этом позволяет говорить наличие таких языковых конструкций, которые представляют собой сочетаемость лексемы чувство с предлогом в: Ах, государи мои! Вы не можете войти в чувства художника, отвлекаемого от работы ( «Письма русского путешественника).

4. Метафора «ЧУВСТВО – ЭТО ПИЩА». Человеческие чувства могут восприниматься как некая особая пища. На это обстоятельство косвенно указывает употребление для их характеристики прилагательного сладкий: Кто не испытывал нежной силы подобных воспоминаний, тот не знает весьма сладкого чувства ( «Рыцарь нашего времени).

5. Метафора «ЧУВСТВО – ЭТО РАСТЕНИЕ». Так, чувства человека могут быть незрелыми, подобно незрелому плоду: На что ни смотрелна стол, где несколько лет изливались на бумагу незрелые мысли и чувства мои, на окно, под которым я сиживал ( «Письма русского путешественника). Употребление подобных метафор актуально для сентиментальных произведений, так как идея незрелости чувств человека, необходимость взращивать их и развивать являлись знаковыми для данного литературного направления.

Читайте также:  Методика диагностики стресс совладающего поведения амирхан

В результате проведенного исследования стали возможными следующие выводы:

1. Концепт «чувство» является одним из наиболее значимых концептов сентиментального текста.

2. Основным способом репрезентации данного концепта в текстах является метафора.

3. Концепт «чувство» является по своей природе калейдоскопическим концептом, т. е. для него свойственен целый набор, калейдоскоп разнообразных образов.

4. Наиболее часто чувство уподобляется человеку, стихии, вместилищу, пище и растению, предмету. В данных метафорах отражаются такие особенности чувства, как его изменчивость, незрелость, способность к развитию и воспитанию, значимость для полноценного существования любого человека.

5. Особенностями концепта «чувство» в произведениях русского сентиментализма является постоянное подчеркивание важной роли чувства в жизни просвещенного человека, необходимость развивать, воспитывать и исправлять чувства, так как именно в этом видится залог формирования полноценной личности, а также абсолютное доверие к своим чувствам и их приоритетность по сравнению с разумом.

1. Арутюнова, в языке чувств // . Язык и мир человека. – М.: Языки русской культуры, 1999. С. – С. 385–399.

Научный руководитель – к. ф.н., доцент

Источник

Словарь метафор

Составим неболь­шой сло­варь мета­фор, кото­рые проч­но вошли в нашу речь. Учтем, что мно­гие фра­зео­ло­гиз­мы явля­ют­ся мета­фо­ра­ми.

  • Ахиллесова пята
  • бегут (мчат­ся) облака
  • без­дон­ное небо
  • без гро­ша в кармане
  • без­молв­ная улица
  • блед­ное небо
  • бой­кий спор
  • борь­ба без правил
  • брач­ные оковы
  • бря­цать оружием
  • буты­лоч­ные (изу­мруд­ные) глаза
  • быть под каблуком
  • быть на высоте
  • вверх тор­маш­ка­ми
  • вда­вать­ся в тонкости
  • в духе времени
  • ведет себя как хит­рый лис
  • вешать нос
  • визг пилы
  • вила­ми по воде писано
  • витать в облаках
  • взи­рать с высоты
  • взо­брать­ся в гору
  • вло­жить всю душу
  • вой вет­ра
  • воз­во­дить потём­кин­ские деревни
  • вол­ки сыты и овцы целы
  • вол­чья хватка
  • ворон­ка разрыва
  • встав­лять пал­ки в колеса
  • вти­рать очки
  • выдо­ить все деньги
  • выдох­ший­ся человек
  • вызвать на «ковёр»
  • выплес­нуть мла­ден­ца вме­сте с водой
  • вытра­вить из сознания
  • гвоздь про­грам­мы
  • глаз-алмаз
  • глу­хая ночь
  • говор ручья
  • голов­ка сыра
  • гора вещей
  • гор­ба­тые крыши
  • горит лам­поч­ка
  • горя­чая любовь
  • гре­бень птицы
  • гри­бы лисички
  • губа не дура
  • дели­кат­ный вопрос
  • дере­во стоячее
  • деревья-карлики
  • дер­жать язык за зубами
  • дождь бара­ба­нил
  • дождь про­шёл
  • дрем­лет дорога
  • дуги бро­вей
  • душа ушла в пятки
  • ежо­вые рукавицы
  • желез­ная воля
  • желез­ный характер
  • желез­ное здоровье
  • желез­ные мускулы
  • желез­ные нервы
  • жем­чу­жи­на поэзии
  • завыл ветер
  • зага­ды­вать вперёд
  • загнать себя в угол
  • заго­го­тал (заржал) от удовольствия
  • зай­ти в тупик
  • зало­жить фун­да­мент отношений
  • запус­кать руку в кассу
  • зарыть топор войны
  • засу­чить рукава
  • зелё­ная молодежь
  • золо­тая голова
  • золо­тая листва
  • золо­тая осень
  • золо­тое сердце
  • золо­тые руки
  • золо­тые слова
  • зуба­стый парень
  • изли­вать душу
  • калан­ча (о чрез­мер­но высо­ком человеке)
  • камен­ное лицо
  • камен­ное сердце
  • кипит жела­ние
  • кисель дорог
  • кис­лое выра­же­ние лица
  • кисея тума­на
  • ключ про­бле­мы
  • коль­цо колбасы
  • кон­цы с кон­ца­ми не сходятся
  • корал­ло­вые губы
  • корень сло­ва
  • кот напла­кал
  • крош­ка (о малень­ком ребёнке)
  • кру­тая машина
  • кры­ло здания
  • лас­ко­вые лучи
  • лбом сте­ну прошибать
  • ледя­ное сердце
  • ледя­ной взор
  • лен­та дороги
  • лес голо­сов
  • лес рук
  • лёд (бро­ня) равнодушия
  • листья про­пи­та­лись солнцем
  • луков­ки церквей
  • луч надеж­ды
  • любо­пыт­ный вопрос
  • маль­чик для битья
  • мач­ты стонут
  • медь волос
  • мно­го воды утекло
  • море голов
  • море про­блем
  • мрач­нее тучи
  • муд­рое решение
  • най­ти общий язык
  • насту­пить на люби­мую мозоль
  • начать с чисто­го листа
  • небо на ладони
  • невер­ный глаз
  • не зная бро­ду, совать­ся в воду
  • ни кап­ли таланта
  • ни перед чем не останавливаться
  • нож­ка стула
  • нос кораб­ля
  • обла­ко ходячее
  • огонь губ
  • огнен­ный шар
  • ока­зать­ся при­жа­тым к стене
  • оста­вить мокрое место
  • отло­жить на чер­ный день
  • остав­лять заруб­ки на память
  • острое зре­ние
  • ост­рые скулы
  • открыть себе путь
  • отпла­тить той же монетой
  • пау­ти­на лжи
  • пал­ка о двух концах
  • песоч­ная рубаха
  • пле­чи рычага
  • пога­сить ссору
  • подош­ва горы
  • под­тя­нуть поту­же пояс
  • поезд пол­зет еле-еле
  • пой­ти как по маслу
  • пой­ти лег­ким путем
  • поли­лась мелодия
  • попасть в переплёт
  • поста­вить шах и мат
  • поток (оке­ан) слёз
  • потуск­нев­ший взгляд
  • при­ло­жить руку
  • при­тор­мо­зить
  • про­бить сте­ну непонимания
  • про­ва­лить­ся на месте от стыда
  • пуза­тый чайник
  • пустая голо­ва
  • пустить кор­ни в городе
  • пше­нич­ные усы
  • пятое коле­со в телеге
  • рас­ку­рить труб­ку мира
  • рев водо­па­да
  • розо­вые мечты
  • рубить с плеча
  • рыль­це в пушку
  • само­му в пет­лю лезть
  • с гла­зу на глаз
  • сесть в калошу
  • сире­не­вый туман
  • скри­пу­чий голос
  • слад­кие речи
  • слу­жеб­ная лестница
  • соль раз­го­во­ра
  • солн­це садилось
  • ствол ору­дия
  • сте­на дождя
  • столк­нуть­ся с преградой
  • счи­тать каж­дую копейку
  • тёп­лая встреча
  • туча кома­ров
  • туч­ка золотая
  • тяжё­лая артиллерия
  • увяз­нуть в тря­сине лжи
  • уста­лые кап­ли пота
  • учить азы
  • факел зна­ний
  • хвост коме­ты
  • цвет обще­ства
  • цепи раб­ства
  • цепь озер
  • часы идут
  • человек-волк
  • чёр­ная зависть
  • чёр­ная измена
  • чёр­ные мысли
  • чугун­ные ладони
  • шепот лист­вы
  • широ­ко про­сти­рать руки
  • шоко­лад­ный загар
  • ядо­ви­тый человек
  • янтар­ный блеск

Словообразовательные метафоры

Белоручка, без­мозг­лый, бес­че­ло­веч­ный, бес­хре­бет­ный, бес­сер­деч­ный, быст­ро­теч­ный, бычить­ся, бук­валь­ный, взбе­ле­нить, взыг­рать, взгреть, вес­кий, воз­ро­дить­ся, вол­но­лом, гор­лан, глу­бо­ко­мыс­лие, дар­мо­ед, даль­но­вид­ный, двое­душ­ный, душе­грей­ка, жесто­ко­сер­дие, ежить­ся, захре­бет­ник, зме­и­стый, зме­е­вик, издер­жать, лег­ко­вес­ный, маль­чи­ше­ство, мая­чить, мин­даль­ни­чать, миро­ед, мед­но­ло­бый, моло­ко­сос, нахлеб­ник, небо­скреб, ново­ис­пе­чен­ный, обез­ду­шить, окры­сить­ся, охла­деть, пере­ше­ек, пред­вку­шать, при­зе­ми­стый, при­стру­нить, про­ны­ра, пыл­кий, сата­неть, скот­ство, серд­це­вед, серд­це­ед, слад­ко­глас­ный, сла­сто­лю­бие, услаж­дать, цепе­неть, цыга­нить, шко­лить, юлить.

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка осо­бое место зани­ма­ют автор­ские (инди­ви­ду­аль­ные) мета­фо­ры, кото­рые отли­ча­ют­ся яркой образ­но­стью, необыч­но­стью, а так­же еди­нич­но­стью сво­е­го упо­треб­ле­ния. Такие мета­фо­ры созда­ют­ся писа­те­лем в худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии и не полу­ча­ют обще­язы­ко­во­го распространения.

Читайте также:  Тропарь божией матери нечаянная радость

Приведем при­ме­ры автор­ских мета­фор из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры и поэзии.

Примеры метафор из художественной литературы

Допускаю так­же появ­ле­ние… бор­зо­пис­цев, кото­рые не могут дока­зать, где они вче­ра ноче­ва­ли, и у кото­рых нет дру­гих слов на язы­ке, кро­ме слов, не пом­ня­щих род­ства. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
* * *

Волны несут­ся гре­мя и свер­кая. (Ф.И. Тютчев)
* * *

Умильная пре­лесть (Ф.И. Тютчев)
* * *

Замшевая поход­ка. (В.В. Набоков)
* * *

Царапающий взгляд. (М. Горький)
* * *

Я хочу кин­жаль­ных слов. (К. Бальмонт)
* * *

Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоз­дей. (Н.С. Тихонов)
* * *

Пустых небес про­зрач­ное стек­ло. (A. Ахматова)
* * *

Молодость моя! Моя голуб­ка смуг­лая! (М. Цветаева)
* * *

Мама и уби­тый нем­ца­ми вечер. (В. Маяковский)
* * *

Соловьи сло­во­сло­вьем гро­хо­чу­щим огла­ша­ют лес­ные пре­де­лы. (Б. Л. Пастернак)

Метафоры из русского фольклора

  • доб­рый молодец
  • гроз­ный царь
  • уда­лой боец
  • дума креп­кая
  • дума чер­ная
  • серд­це жаркое
  • пле­чи богатырские

Метафоры в произведениях С.А. Есенина

В саду горит костер ряби­ны красной.
* * *

Руки милой — пара лебедей
В золо­то волос моих ныряют.
* * *

Ты — мое василь­ко­вое сло­во,
Я наве­ки люб­лю тебя.
Как живет теперь наша корова,
Грусть соло­мен­ную тере­бя?
* * *

Черемуха души­стая
С вес­ною расцвела
И вет­ки золо­ти­стые,
Что куд­ри, завила.
А рядом, у проталинки,
В тра­ве, меж­ду корней,
Бежит, стру­ит­ся маленький
Серебряный ручей.
* * *

Туча кру­же­во в роще связала,
Закурился паху­чий туман.
Еду гряз­ной доро­гой с вокзала
Вдалеке от роди­мых полян.
* * *

Лес застыл без печа­ли и шума,
Виснет темь, как пла­ток, за сосной.
Сердце гло­жет пла­ку­чая дума…
Ой, не весел ты, край мой родной.
* * *

Полыхают зори, курят­ся туманы,
Над рез­ным окош­ком зана­вес багряный.
* * *

Не боль­на мне ничья измена,
И не раду­ет лег­кость побед,
Тех волос золо­тое сено
Превращается в серый цвет.
* * *

Зеленая при­чес­ка,
Девическая грудь,
О тон­кая березка,
Что загля­де­лась в пруд?
Что шеп­чет тебе ветер?
О чем зве­нит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лун­ный гребешок?
И мне в ответ березка:
«О любо­пыт­ный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь сле­зы лил пастух.
Луна сте­ли­ла тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обни­мал меня.
* * *

Сердце гло­жет пла­ку­чая дума…
* * *

Прячет месяц за овинами
Желтый лик от солн­ца ярого.
Высоко над луговинами
По восто­ку пышет зарево.
Пеной рос заря туманится,
Словно глубь очей невестиных.
Прибрела вес­на, как странница,
С посош­ком в лап­тях берестяных.
На берез­ки в роще теневой
Серьги звон­кие повесила
И с рас­све­том в сад сиреневый
Мотыльком порх­ну­ла весело.
* * *

Прибрела вес­на, как странница,
С посош­ком в лап­тях берестяных.
На берез­ки в роще теневой
Серьги звон­кие повесила
И с рас­све­том в сад сиреневый
Мотыльком порх­ну­ла весело.
* * *

Теперь бы брыз­нуть в небо
Вишневым соком стих
За отче­скую щедрость
Наставников твоих.
* * *

Метафоры в произведениях А.С. Пушкина

Под гне­том вла­сти роковой
Нетерпеливою душой Отчизны внем­лем призыванье.

Пока сво­бо­дою горим,
Пока серд­ца для чести живы.
* * *

Природа жаж­ду­щих степей
Его в день гне­ва породила…
* * *

Сквозь вол­ни­стые туманы
Пробирается луна.
* * *

Утих и шум, и крик торговый;
Лишь толь­ко лает страж дво­ро­вый
Да цепью звон­кою гремит.
Она поет — и зву­ки тают,
Как поце­луи на устах,
Глядит — и небе­са играют
В ее боже­ствен­ных гла­зах;
Дул север. Плакала тра­ва
И вет­ви о недав­нем зное,
И роз, проснув­ших­ся едва,
Сжималось серд­це молодое.
* * *

У ночи мно­го звезд прелестных,
Красавиц мно­го на Москве.
Но ярче всех подруг небес­ных
Луна в воз­душ­ной синеве.

Метафоры в произведениях А.А. Фета

Какая холод­ная осень!
Надень свою шаль и капот;
Смотри: из-за дрем­лю­щих сосен
Как буд­то пожар восстает.
Сияние север­ной ночи
Я пом­ню все­гда близ тебя,
И све­тят фос­фор­ные очи,
Да толь­ко не гре­ют меня.
* * *

На сто­ге сена ночью южной
Лицом ко твер­ди я лежал,
И хор све­тил, живой и друж­ный,
Кругом рас­ки­нув­шись, дро­жал.
***

Я ль нес­ся к без­дне полу­ноч­ной,
Иль сон­мы звезд ко мне неслись?
Казалось, буд­то в дла­ни мощной
Над этой без­дной я повис.
***

«На сто­ге сена ночью южной»

И с зами­ра­ньем и смятеньем
Я взо­ром мерил глу­би­ну,
В кото­рой с каж­дым я мгновеньем
Все невоз­врат­нее тону.

Метафоры в произведениях А.А. Блока

И вновь, сверк­нув из чаши вин­ной,
Ты посе­ли­ла в серд­це страх
Своей улыб­кою невинной
В тяже­лоз­мей­ных воло­сах.
Я опро­ки­нут в тем­ных струях
И вновь вды­хаю, не любя,
Забытый сон о поцелуях,
О снеж­ных вюгах вкруг тебя.
И ты сме­ешь­ся див­ным смехом,
Змеишься в чаше золотой,
И над тво­им собо­льим мехом
Гуляет ветер голу­бой.
И как, гля­дясь в живые струи,
Не уви­дать себя в венце?
Твои не вспом­нить поцелуи
На запро­ки­ну­том лице?
***

В лег­ком серд­це — страсть и беспечность,
Словно с моря мне подан знак.
Над без­дон­ным про­ва­лом в веч­ность,
Задыхаясь летит рысак.
***

И очи синие, бездонные
Цветут на даль­нем берегу.
***

Источник

Оцените статью