- ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОННАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 5-7 ЛЕТ. (В.М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников»
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Развитие эмоций дошкольника учебно-методический материал (старшая группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОННАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 5-7 ЛЕТ. (В.М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников»
«Психолог в дошкольном учреждении»
(методические рекомендации к практической деятельности)
М., Изд-во «Гном и Д» 2002 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsii_testirovanie.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОННАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 5-7 ЛЕТ.
(В.М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников»
Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимике при демонстрации заданной эмоции.
(проводиться индивидуально в двух сериях)
Первая серия: Ребенку предлагается продемонстрировать веселого печального испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.
Выразительное средство используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы.
М — мимика, П — пантомимика.
Вторая серия : Ребенку предлагают назвать и изобразить героя сказки или мультфильма, который был веселым, грустным, испуганным, сердитым, удивленным. Эмоциональное состояние героя называют по мере выполнения задания или отказа от выполнения предыдущего.
В таблицу 2 записывают, какой персонаж выбрал ребенок. Знаком «+» обозначают используемое ребенком выразительное средство во время изображения предъявленного героя.
М- мимика, П- пантомимика, Пр – персонаж
Анализируют использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния. Сравнивают результаты первой и второй серии исследования.
Изучение выразительности речи .
Ребенку предлагают произнести фразу « У меня есть собака»
Радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.
Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы.
Обработка данных : Делают сравнительный анализ выразительности речи у детей при передачи разных эмоциональных состояний.
Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.
Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо?»
Обработка данных : Выясняют, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний. Сравнивают графические изображения по сложности восприятия их детьми.
Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей.
(проводиться индивидуально, в двух сериях)
Первая серия . Ребенку предлагают ответить на вопросы:
- Когда бывает интересно?
- Когда человек удивляется?
- Когда человек получает удовольствие?
- Когда бывает страшно?
- Когда человек злиться?
- Когда бывает радостно?
- Когда у человека горе?
Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу.
Вторая серия: Ребенку предлагают ответить на вопросы:
- Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?
- Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?
- Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?
- Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?
- Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?
- Что почувствует мальчик, если ему подарят «Денди»?
- Что почувствует человек, если у него пропадет любимая собака?
Каждый последующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносят в таблицу.
Обработка данных: Оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам. Сравнивают понимание детьми эмоционального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах первой и второй серии исследования.
Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния .
(Проводиться индивидуально или группой в течение нескольких дней. За один раз дети рисуют две- три эмоции )
Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злобу, горе, радость.
Обработка данных: Оценивают содержательную сторону детских работ, расположение изображения на листе бумаги, величину изображения, использование цвета.
ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.
(Шадринский государственный педагогический институт)
составитель О. М. Попова
Цель: выявить особенности структуры эмоциональной сферы дошкольников
Оборудование: карандаши и стандартные листы для рисования сложенные пополам.
На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами написано «дом» на второй и третьей страницах в вертикальных позициях сверху — «дерево» «человек».
Инструкция : «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше, дерево, дом и человек »
Появляются постепенно: глаза, нос, рот иногда намек на волосы, руки, пуговица (элементы одежды)
Рисунок двух размерный.
Появляется круг, квадрат, прямоугольник, туловище, голова без шеи, ноги далеко друг от друга
В рисунке появляются такие детали, как уши, волосы, шляпа, одежда прозрачна. Женские фигуры разделены в талии.
Уточнение пропорций: ноги сближаются, появляется намек на шею, совершенствуется изображение прически и одежды.
СИМПТОМОКОМПЛЕКСЫ ТЕСТА ДДЧ
Рисунок в самом центре листа
Рисунок в верхнем углу листа
Дом- дерево с самого края
Рисунок внизу листа
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РЕБЕНКОМ В ЕСТЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ СОСТАВИТЬ ОБЩУЮ КАРТИНУ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА
Это более размытая, чем настроение, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния .
Приподнятое настроение, улыбка, жесты выражающие открытость и расслабленность, руки свободно двигаются, голова поднята, во время беседы корпус направлен в сторону собеседника. Ребенок легко вступает в общение и игры, проявляя заинтересованность.
Подавленность, плохое настроение, растерянность. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова, плечи опушены, руки висят вдоль тела или лежат на столе, выражение лица грустное или индифферентное. Ребенок часто плачет, легко обижается иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется.
Т.е. насколько ребенок умеет выражать свои чувства, насколько богат его эмоциональный мир
Богатый и разнообразный эмоциональный мир ребенка, усвоены оттенки эмоций, обучен сдерживанию таких эмоций как плач, крик
Эмоциональные проявления невыраженные, эмоции плоские, односторонние (или плачет или улыбается) или не выражает никаких чувств. Использует крик или плач с целью воздействия на взрослого. Если ребенок вообще не выражает никаких чувств, то это может свидетельствовать об органических поражениях, предрасположенности к неблагоприятному развитию личности.
Незаконченная миеленизация нервных волокон, приводит к частому переходу от возбуждения к торможению и наоборот. Внешне проявляется в быстрой и легкой смене эмоций от печали к радости, от горя к веселью.
Чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости.
«Психолог в дошкольном учреждении»
(методические рекомендации к практической деятельности)
М., Изд-во «Гном и Д» 2002 год
СНИМАЕМ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ.
Клюева Н.В. доктор пед. наук, психолог
Кряжева Н.Л. психолог
«Управление ДОУ» № 5, 2003 г.
Цель аутотренинга: Помочь педагогу оценить свое психоэмоциональное состояние, скорректировать его, выработать навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, обрести уверенность в себе.
Обстановка: спокойная обстановка, исключающая яркий свет, шумы, дефицит времени, спокойная, мягкая музыка.
Время: 1-2 раза в день или 1-2 раза в неделю.
«Сеанс психофизической настройки»
Цель: расслабление, оздоровление, нервно-психическое равновесие, через дыхание активизация функций внутренних органов.
Продолжительность 10-12 минут.
- Устройтесь удобно, расслабьте все мышцы. Вам хочется отдохнуть, вы устали… .Выдох удлиняется… после выдоха несколько секунд не дышите. Во время удлиненного выдоха тихая, медленная волна перекатывается внутри вас, освобождая от внутреннего напряжения.
- Мышцы расслаблены, веки опущены. Вам приятно находиться в состоянии покоя Мозг отдыхает, нервы успокаиваются, силы восстанавливаются.
- Ваше сознание как мягкое облачко над лучезарным морем. Море красиво, волны катятся, бьются о берег. Солнечный луч радостно бежит по брызгам волн. Белая чайка в небе спокойно кружит. Пахнет свежестью и морем.
- Вы — птица. Ваши крылья- это вера в себя, силу мозга, уверенность и жизнерадостность.
- Ваше сердце мерно стучит. Вам легко дышится. Медленно повторяйте следующие фразы: «Я могу легко отвлекаться от тревожных мыслей. Энергия восстанавливается с избытком. Мне становиться все лучше и лучше. Я могу быть со всеми приветливым, терпеливым, добрым. Я бодр и творчески настроен. Я отдохнул Я полон энергии, я уверен в своих силах и призвании»
Сеанс подходит к концу: «Я считаю с трех до одного.
«Три- сонливость проходит, «два»- я потягиваюсь, «один»- я бодр и полон сил»
Потянитесь. Глубже подышите. Улыбнитесь! Встаньте.
Источник
Развитие эмоций дошкольника
учебно-методический материал (старшая группа) по теме
Рекомендую ознакомится с замечательной книгой!
Данное пособие предназначено для психологов и воспитателей детских дошкольных учреждений. Оно поможет в изучении и развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Системная работа с использованием игр и занятий будет способствовать изменению взгляда ребенка на мир и отношения к окружающим, осознанию и контролю его эмоциональных проявлений.
Посоие расчитано на детей 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsii.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
§ познакомить детей с эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением;
§ учить детей различать эмоции по схематическим изображениям; учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом;
§ продолжать учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; продолжать учить слушать и понимать музыкальные произведения; развивать эмпатию.
ЗАНЯТИЕ 1. Радость.
1. Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Новая кукла».
Вопросы к детям:
— О чем вы думали, когда слушали музыку?
— Что хочется делать под такую музыку?
2. Повторное прослушивание музыкального произведения.
Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу или другую игрушку, и потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, ‘какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали радость.
Сделать акцент на том, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Спросить, от чего зависит, как человек выражает свою радость. Во время беседы подвести детей к выводу о том, что степень выражения радости зависит от человека, его особенностей и от самого события.
4. Рисование на тему «Радость».
Предложить желающим рассказать о своем рисунке.
Придумать название альбома, который можно сделать из детских рисунков после занятия.
5. Ответы детей на вопрос:
— Что такое радость?
Зачитать детям варианты ответов на этот вопрос, которые дали их ровесники:
— Радость — это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая — это когда у одного, а большая — когда у всех.
— Радость — это когда праздник.
— Радость — когда никто не плачет. Ни один человек.
— Радость — когда нет войны.
— У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с ней вместе радуемся.
— Радость — это я! Потому что мама говорит: «Ты моя радость!»
(М. Потоцкая «Что такое радость»)
Детям предлагается встать в хоровод и всем вместе порадоваться хорошей песне «Вместе весело шагать. » (муз. В. Шаинского, ел. М. Матусовского).
1. Прослушивание двух музыкальных пьес С. Майкапара «Тревожная минута» и «Раздумье».
Вопросы к детям:
— Каков характер этих пьес?
— Похожи ли они между собой?
Детям предлагается охарактеризовать первое музыкальное произведение, затем — второе.
2. Беседа по сказкам: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Краденое солнце», «Волк и семеро козлят».
— Когда герои этих сказок переживали горе?
— Как они справились с горем?
3. Чтение отрывков из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе».
Прочитать отрывок, в котором описывается, как Федора переживает уход посуды. Затем — заключительную часть произведения, где описывается радость Федоры.
4. Драматизация ситуации «Пропала собака».
Один ребенок исполняет роль хозяина пропавшей собаки, а дети успокаивают его, каждый по-своему.
После драматизации спросить у ребенка, исполнявшего роль хозяина:
— Что ты чувствовал, когда тебя успокаивали?
— Кто лучше всех тебя успокоил?
1. Чтение отрывков из произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр», где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила.
Вопросы к детям:
— Почему рассердились Умывальник и Крокодил?
— Как описал автор гнев Умывальника?
— Как описал автор гнев Крокодила?
Рассматривание иллюстраций художника А.М. Алянского, на которых изображены сердитые Умывальник и Крокодил.
Детям предлагается рассказать, как художник передал гнев героев.
2. Драматизация отрывка из сказки Л.Н. Толстого «Три медведя».
Дети разыгрывают эпизод, где описывается, как сердятся медведи, узнав о том, что кто-то пользовался их вещами.
Обращается внимание детей на то, как по-разному выражают гнев медвежонок, медведица и медведь.
3. Рассказы детей о ситуациях, когда они сердились, гневались, злились.
4. Упражнение «Зеркало».
Детям предлагается изобразить перед зеркалом свой гнев.
5. Рисование гнева.
Предложить детям цветовым пятном изобразить свой гнев.
Рассмотреть с детьми рисунки. Обратить внимание на цветовую передачу гнева, отметить схожесть и отличия в изображениях гнева детьми.
ЗАНЯТИЕ 4. Страх.
1. Игра «Гуси-лебеди».
Дети гуляют по помещению, представляя, что они находятся на цветущей полянке. Когда ведущий подает сигнал тревоги, дети прячутся за стульчики.
Игра повторяется несколько раз.
2. Упражнение «Найди пиктограмму».
Дети выбирают пиктограмму страха из заранее подготовленных.
Сопоставить выбор детей с тем чувством, которое они переживали, когда прятались от гусей.
Рассмотреть с детьми выбранную ими пиктограмму, обратить внимание на брови, глаза, рот.
3. Обсуждение с детьми поговорки «У страха глаза велики». Отметить прямой и скрытый смысл поговорки.
— Пугались ли вы когда-нибудь так, что причина страха вам казалась значительно страшнее, чем было на самом деле?
4. Чтение отрывка из сказки С. Михалкова «Три поросенка» (эпизод, в котором описывается, как поросята убегают от волка и дрожат от страха).
— Почему Наф-Наф не боялся страшного волка?
1) Рисование на тему «Наф-Наф не боится страшного волка».
2) Предложить детям нарисовать эпизод из сказки С. Михалкова «Три поросенка».
Рассмотреть рисунки детей. Обратить внимание на особенности изображения смелого поросенка.
ЗАНЯТИЕ 5. Удивление.
1. Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане. » (об удивительных чудесах на острове у князя Гвидона).
— Какие чудеса описывает автор?
— Почему все эти чудеса так удивляли и привлекали людей?
Детям предлагается сочинить письмо, которое можно было бы послать князю Гвидону, рассказать в нем об удивительных вещах, которые встречались детям, или об удивительных случаях, которые с ними происходили.
2. Упражнение «Зеркало».
Предложить детям посмотреть в зеркало, представить себе, что там отразилось что-то сказочное, и удивиться.
Обратить внимание детей на то, что каждый человек удивляется по-своему, но, несмотря на разницу, в выражениях удивления всегда есть что-то похожее.
— Что общего в том, как вы изображали удивление?
3. Игра «Фантазии».
Предлагается детям продолжить начало удивительных приключений:
— К нам пришел слон.
— Мы оказались на другой планете.
— Внезапно исчезли все взрослые.
— Волшебник ночью поменял все вывески на магазинах.
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. —— М.: АРКТИ, 2001. — 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника) http://www.pedlib.ru/Books/2/0107/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В статье содержатся дидактические игры и приемы по коррекции речевых наршений у детей старшего возраста посредством театрализованной игры.
Статья о развитии эмоций дошкольников.
Песочная игротерапия как средство развития эмоций дошкольников.
В старшем возрасте эмоциональные оттенки театрализованной игры начинают выражаться в движениях ребенка, его мимике. Особую выразительность приобретает сопровождающая игру речь: восклицания, высказыван.
В презентации предоставлен материал по работе над эмоциями с детьми ЗПР.
Статья адресована специалистам, работающим с детьми со сложными нарушениями в развитии, а также для осуществления помощи родителям, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
В методическом пособии указанны актуальность проблемы, методы и приемы работы. Разработан перспективный план по возрастам (5-7 лет). Подобран игравой материал.
Источник