Межличностный эмоциональный интеллект это

Эмоциональный интеллект и способы его развития

«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».

Что такое эмоция?

Как зарождается эмоция?

  1. Сначала приходит стимул из окружающего мира.
  2. Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.

Эмоции характеризуются тремя компонентами:

  1. Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
  2. Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
  3. Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.

Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.

Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.

Чувства длительны и устойчивы.

Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «тепло» внутри.

Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?

Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.

Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.

Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное время.

Теория базовых эмоций

Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.

Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:

  1. Нейрофизиологический
  2. Экспрессивный
  3. Субъективный

Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх.

Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения,
психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.

Теория эмоций, возникшая в 2014 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:

  1. радость
  2. печаль
  3. страх
  4. гнев

На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров). Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.

Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.

Краткая история

В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.

Читайте также:  Генераторы с эмоциональным авторитетом

В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.

Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире.

Модель Майера-Саловея

Модель Рувена Бар-Она

Модель Гоулмана

Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?

EQ основан на четырех факторах:
  1. Самосознание
  2. Самоконтроль
  3. Эмпатия
  4. Управление отношениями

Важность коэффициента эмоционального интеллекта

Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
  • понимает свои эмоции;
  • знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
  • умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
  • стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
  • умеет регулировать свои эмоции;
  • умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Человек с низким уровнем EQ:
  • конфликтен;
  • раздражителен;
  • нерешителен;
  • стремится держать все под контролем;
  • подвластен сильному чувству гнева.

«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения
обоих».

Фазы управления эмоциями:
  1. Идентификация. Распознавание эмоции.
  2. Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
  3. Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
  4. Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.

Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?

  • Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
  • Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
  • Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
  • Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.

Как развить эмоциональный интеллект?

Шаг первый

Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.

Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.

В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.

Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:

Факт (ситуация, человек)

Шаг второй

Практика «Немой телевизор»

Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости.

Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.

Практика «Общественный транспорт»

Шаг третий

Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.

Читайте также:  Разум или чувства базаров

Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.

Практика «Телесные методы»
Практика «Проблемы»

Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).

Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально
конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.

Шаг четвертый

Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Практика «Эмоциональный баланс»

Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-».

Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему
партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?

Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?

И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.

Источник

Как развивать эмоциональный интеллект? Исследования Дэниела Гоулмана

Книга Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» впервые была издана в 1995 году, но и сейчас она сохраняет свою актуальность. Тьютор по развитию эмоционального
интеллекта Артем Ступак рассказывает, почему.

«Безумен тот, кто, не умея управлять собой, хочет управлять другими» (с) Публий Сир

Будучи журналистом Гоулман проводил интервью со многими успешными людьми и понял, что есть в их поведении что-то такое, что напрямую влияет на достижение успеха, создание гармоничных отношений и развитие лидерских качеств. Изучив наработки и исследования по эмоциональному интеллекту предшественников, Гоулман создал свою структуру компетенций эмоционального интеллекта.

Подробнее об этом сертифицированный бизнес-тренер и тьютор по развитию эмоционального интеллекта Артем Ступак.

Гоулман разделил компетенции на два вида:

Внутриличностный эмоциональный интеллект

Межличностный эмоциональный интеллект

2. Навыки социального общения

А теперь обо всем по порядку.

В эту компетенцию входят следующие навыки:

1. Понимание своих эмоций

2. Понимание причины возникновения эмоций

3. Адекватная самооценка — сильные и слабые стороны

4. Уверенность в себе

5. Умение ставить цели и достигать их

Эти навыки развиваются именно в такой последовательности, и вот почему: не понимая, что человек чувствует и почему, он находится в нестабильном эмоциональном состоянии. Которое влияет на его самооценку и адекватное восприятие самого себя, что напрямую влияет на уверенность в своих силах. В таком состоянии человек имеет трудности с целеполаганием и последовательным достижением результатов.

Данная группа навыков одна из самых сложных для развития и, в тоже время, основополагающая в развитии эмоционального интеллекта в целом.

В эту компетенцию входят следующие навыки:

1. Управлять своим эмоциональным состоянием (как негативным, так и позитивным)

2. Управлять эмоциональными импульсами

3. Рациональное принятие решения в эмоциональной ситуации

4. Эффективное управление дистрессом

5. Создавать у себя необходимое эмоциональное состояние

Профессиональные руководители да и просто успешные люди умеют не только понимать себя, свои эмоции и чувства, но и управлять своим состоянием, не давая негативным эмоциям спровоцировать на непоправимые
действия. Как известно, иногда, самое лучшее слово — то, которое я не сказал.

Читайте также:  Как создать весеннее настроение

Живой человек испытывает и проявляет всю палитру эмоций и связанных с ними состояний: от крайне негативных до крайне позитивных. Но жить по воле страстей и, что еще хуже, принимать решения, полагаясь на сиюминутные эмоциональные импульсы, — значит отдать свою жизнь на волю случая.

Данная группа навыков эффективно «прокачивается» только после развития компетенции «Самоосознание». Как мы можем управлять тем, что не можем проанализировать и понять? Сначала понимаю — потом управляю.

Есть два вида стресса — эустресс и дистресс. Первый вариант выводит нас из зоны комфорта и дает позитивный эффект в нашей жизни. Второй же, наоборот, излишне нагружает нашу нервную систему и разрушает нас. Эффективно управлять своими эмоциями — знать и применять индивидуальные техники и методы нормализации эмоционального состояния.

Эмоции — энергия, которую надо уметь направлять на достижение своих целей, создавая у себя необходимое для этого ресурсное состояние. Управление эмоциями подразумевает еще и создание или возбуждение у себя
нужной эмоции для решения задачи. Поэтому негативные эмоции, как и позитивные, могут послужить хозяину на пользу.

В эту компетенцию входят следующие навыки:

1. Понимание: почему я делаю то, что делаю

2. Понимание своего профессионального и личного пути

3. Оптимизм, видение перспектив и умение принимать собственные ошибки

4. Приемы самомотивации

Великие открытия, успешные бизнес-проекты были сделаны людьми, которых никто насильно не заставлял, не мотивировал к этому. У этих людей откуда-то было собственное желание добиться своих целей и готовность преодолеть все преграды и ошибки на этом нелегком пути.

История жизни Томаса Эдисона, Рея Крока или Стива Джобса наглядно иллюстрируют компетенцию «Мотивация». Знание своих целей, понимание, почему мне это важно и ценно, следование своей интуиции или зову сердца, готовность сделать сотни ошибок и еще раз попробовать снова и снова — это способствует достижению успеха во всех сферах жизни.

В эту компетенцию входят следующие навыки:

1. Когнитивная эмпатия

2. Эмоциональная эмпатия

3. Эмпатическая забота

Когнитивная эмпатия — умение понять эмоциональное состояние другого человека по внешним признакам (вербально, невербально, паравербально).

Эмоциональная эмпатия — это сопереживание. Умение представить себя на месте другого человека и понять причину его эмоций: почему он так чувствует и поступает. Мы все находимся в разных жизненных обстоятельствах, которые определяют наши решения, поступки, эмоции и реакции. Понимание, что именно являлось причиной определенного действия другого человека, позволяет нам скорректировать собственное поведение с ним.

Эмпатическая забота — способность понять, в чем именно нуждается другой человек в этой ситуации от меня. Умение оказать правильную эмоциональную поддержку отличает человека с высоким уровнем развития эмпатии.

Навыки социального общения

В эту компетенцию входят следующие навыки:

1. Понимание различия людей, их сильных и слабых сторон

2. Умение устанавливать новые связи и выстраивать долгосрочные отношения

3. Навыки эффективной коммуникации

4. Социальный анализ

Положительный эффект развития первых четырех компетенций эмоционального интеллекта неизбежно тянет за собой вверх и последний пятый навык. Что логично: понимающий себя человек, умело управляющий своим состоянием, знающий, чего хочет и двигающийся к своей цели, умеющий считывать эмоции других людей, качественно лучше создает и выстраивает отношения с другими людьми.

И тем не менее, необходимо сознательно развивать свои навыки коммуникации, которые входят в разряд soft-skills навыков: научиться понимать различия людей, создавать и выстраивать долгосрочные отношения поможет типология поведения людей DISC.

Умение красиво говорить, выступать публично, убеждать и аргументировать, понимая, с каким человеком я говорю и в чем его особенности, в каком он эмоциональном состоянии, делает нашу коммуникацию эффективной. И конечно же, умело защищаться от эмоциональных и других видов манипуляций — ведь как известно, мир не без «добрых» людей.

Социальный анализ — умение прогнозировать поведение других людей. И этот навык особенно важен для руководителя. Как именно воспримет команда управленческие решения, поставленные цели и задачи — будет саботировать или ринется в бой — зависит от опыта и профессионализма управленца в понимании людей.

Итак, подходить к развитию эмоционального интеллекта необходимо системно и последовательно, начиная развивать компетенции внутриличностного эмоционального интеллекта. И самое главное — EQ невозможно развить быстро, только каждодневное сознательное желание разбираться со своими эмоциями, чувствами и мотивами поступков даст ощутимый эффект в умении управлять собой.

Часто я слышу от участников тренинга EQ, что они как можно быстрее хотят научиться управлять другими. Но если нет гармонии с самим собой, разве можно ее создать с другими?

Источник

Оцените статью