Воспитание у детей дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Учебный материал по теме «Развитие у детей дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_emotsionalnoy_otzyvchivosti.docx | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
БДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 38» г. Омск
ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ
В современном обществе педагоги, занимающиеся проблемами воспитания и обучения детей, направляют все свои усилия на поиск наилучших путей и способов в развитии ребенка как будущего полноценного и ответственного члена общества. Один из таких путей – воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст — это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить ребенка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Несмотря на то, что у дошкольников небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни, задача педагогов развить эмоциональную сферу ребенка.
Эмоциональная отзывчивость — одна из важнейших способностей, данных человеку. В литературе по дошкольному воспитанию отзывчивость рассматривается авторами, как правило, с позиций нравственного воспитания. А.В. Запорожец, Я.З. Неверович понимают отзывчивость как эмоциональную реакцию дошкольника на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающую сопереживание и сочувствие. М.С. Лисина, А.Е. Ольшанникова рассматривают отзывчивость в качестве главной эмоциональной единицы, проявляющейся в отношениях и общении между людьми. Т.П. Гаврилова считает, что отзывчивость является составляющим компонентом эмпатии и проявляется в сопереживании, сочувствии другому человеку.
В.А. Сухомлинский утверждал, что отзывчивость на состояние других людей составляет едва ли не самое драгоценное достояние человека.
Эмоциональная отзывчивость как устойчивое свойство человека проявляется в том, что он легко, быстро, гибко и в широком диапазоне эмоционально реагирует на различные воздействия — социальные события, процесс общения, особенности партнеров, идеи, эмоциональные проявления окружающих и т. д.
В процессе развития ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими.
Ребенок, достигший относительно высокого уровня эмоционального воображения, пытается, прежде чем приступить к решению задачи, предварительно проиграть в воображаемом плане различные варианты действия и предугадать их последствия для окружающих людей, а следовательно, и для него самого. Так он стремится определить направление своего последующего поведения, избегая тех поступков, которые может совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний.
Со временем способность ребенка контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.
Это обусловило выбор проблемы исследования, которая состоит в разрешении противоречия, которая сложилась в традиционной системе воспитания, когда дети формально знают нравственные нормы и правила, но не всегда поступают в соответствии с ними из-за отсутствия эмоциональной отзывчивости.
Для решения данной проблемы мы поставили следующие цели:
Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, отношение к самому себе.
Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.
Согласно поставленным целям был составлен комплекс занятий и план мероприятий, направленный на воспитание у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости.
Были поставлены следующие задачи:
- познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом;
- формировать умение понимать эмоциональное состояние по различным признакам (мимике, пантомимике, жестам, интонации голоса);
- дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
- обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
- научить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами.
Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса. Основными целями нравственного воспитания по Программе является способствование накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, формирование эмоциональной отзывчивости, формирование таких качеств, как сочувствие, отзывчивость и др. Эти цели стали основой для всей нашей дальнейшей работы.
На первом этапе работы для констатирующего эксперимента была использована диагностическая методика «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.Р. Калининой); а также методика «Закончи историю» автора Р.Р. Калининой.
Результаты диагностирования показали, что существуют достаточные основания для проведения развивающей работы с дошкольниками по развитию эмоциональной отзывчивости.
На втором этапе был разработан комплекс занятий и план мероприятий по данной теме. Источником комплекса занятий стала методика М.И. Чистяковой «Психогимнастика», самостоятельная разработка занятий, а так же беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами; словесные, настольные, подвижные, ролевые игры; рисование эмоций; проигрывание этюдов; чтение литературных произведений и др.
Принципы проведения занятий были следующие: принцип целесообразности, принцип учета возрастных особенностей; принцип активности, самостоятельности, творчества, принцип эмоциональной комфортности, благополучия каждого ребенка, количество детей присутствующих одновременно на занятии не превышало 10 человек.
Наиболее удачными в организации педагогического процесса были игровые занятия. Занятие «Радость, страх, удивление» вызвало у детей большой эмоциональный отклик.
Развитие симпатии, эмоциональной отзывчивости приходят постепенно. В этом помогли игры, например игра «Угадай, что со мной». С помощью жестов мимики ребенок выражал то или иное свое внутреннее состояние, другие дети старались отгадать его. Умение выражать сочувствие, помогать товарищу дети из игры постепенно переносят в реальные ситуации.
Очень понравились детям игры на выражение различных эмоций «Маленький скульптор», «Остров плакс», «Встреча с другом», «Эгоист» и др. Игры на развитие эмоций были направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности дошкольников.
Запомнились и игры на развитие выразительности жестов «Это Я!Это мое!», «Заколдованный ребенок»и др.
Так же детям понравились этюды на выражение удивления «Круглые глаза», «Удивление» и др. Так же были интересны этюды на выражение удовлетворения и радости «Золотые капельки», «Цветок» и др.
Большое внимание уделялось решению нравственных ситуаций в повседневной жизни дошкольников, а также формированию позитивного отношения со сверстниками и взрослыми.
Рассматривание иллюстраций, репродукций, просмотр кукольного театра помогает детям различать эмоциональное состояние другого. Опираясь на инсценировки, художественные произведения, детские рисунки, просмотр диафильмов дети постепенно осваивали правила доброжелательного отношения друг к другу, эмоциональной отзывчивости.
Всем детям предоставлялась возможность поучаствовать в драматизации, обыграть какого либо персонажа, а затем описать свои чувства. Дети совместно с педагогом составляли рассказы с использованием вежливых слов, выражений, придумывали истории и объясняли свое то или иное отношение к героям рассказа, рисовали на тему «Мое удивление», «Моя радость» т. д.
На третьем этапе была проведена повторная диагностика дошкольников и проведен сравнительный анализ полученных данных.
В ходе контрольного этапа эксперимента была определена эффективность использования комплекса занятий, а также других мероприятий, направленных на воспитание эмоциональной отзывчивости.
После проведенной работы дети стали меньше ошибаться при соотношении моральных норм с реальными жизненными ситуациями, чаще стали разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку. Большинство детей в совместной деятельности стремятся помочь сверстникам, младшим детям, взрослым. Если видят, что кто-то огорчен, пытаются утешить его, узнать, что с ним произошло, пытаются исправить ситуацию.
Проделанная работа совершенствовала эмоциональную чуткость и отзывчивость дошкольников.
Ведь правильное понимание эмоциональных состояний человека очень важно для формирования адекватных межличностных отношений, овладения собственными эмоциями, их регуляции и воздействия на окружающих. Понимание эмоций и чувств способствует лучшему пониманию художественной литературы, театральных постановок, что в свою очередь обогащает знания детей об этом мире
В дальнейшем предполагаем продолжать работу по воспитанию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста.
Источник
Особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей
Мария Камчаткина
Особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей
Эмоциональная сфера ребёнка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребёнка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребёнка и становление его исходно благополучной психики.
Эмоциональная отзывчивость – это способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, пониманию их внутренних состояний.
Эмоциональная отзывчивостьдошкольников понимается нами в первую очередь как:
— умение откликаться на события, явления окружающей действительности;
— способность сопереживать окружающим людям, животным, соотносить факты с жизненным опытом;
— эмоциональный отклик на боль другого человека или живого существа.
Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка»
Содержание эмоциональногокомпонента образования включает две стороны:
— собственно-эмоциональное развитие;
— опосредованно-эмоциональное развитие.
Собственно-эмоциональное развитие – это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определённые способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций.
Опосредованно-эмоциональное развитие – это преднамеренное воздействие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий и деятельности в целом.
В формировании эмоциональной отзывчивостив дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребёнка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребёнок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития.
Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребёнка его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми.
Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребёнка со взрослыми. В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребёнка. Установлено, что если взрослый расположен к ребёнку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребёнок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребёнку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищённости, что способствует нормальному развитию личности ребёнка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития эмоциональной отзывчивости у ребёнка.
Дошкольникам свойственно стремление разделить свои переживания не только со взрослыми, но и со сверстниками. Равенство сверстника позволяет ребёнку прямо «накладывать» своё отношение к воспринимаемому им миру на отношение партнёра.
Значительная роль в развитии и воспитании у ребёнка старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости принадлежит семье. В условиях семьи складывается присущие только ей эмоционально-нравственный опыт, убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение у окружающим людям.
Развитие эмоциональной отзывчивости зависит от характера общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
В общении с родителями, которые помогают ребёнку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах.
По мере развития личности у ребёнка повышается способность к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.
Взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребёнком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования нравственных чувств дошкольника.
1. Андреенко Т. А, Алекинова О. В. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. — СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
2. Крылова Т. А., Сумарокова А. Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. – СПб. : Речь, 2011.
Консультация для родителей «Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития» Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом. Речь — основное средство общения людей, орудие мышления.
Консультация для воспитателей «Развитие эмоциональной отзывчивости на содержание прочитанного произведения» муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №130» Консультация Тема : «Развитие эмоциональной.
Методики изучения уровня эмоциональной сферы у детей 5–6 лет с задержкой психического развития Цель исследования – провести диагностику уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития Нами были.
Методы, применяемые педагогом-психологом для развития эмоциональной отзывчивости и навыков общения у дошкольников 3–7 лет Социо-игровая педагогика Педагог здесь существует наравне с детьми. Он стремится не научить своих подопечных чему-то (передать им информацию.
Особенности развития мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития В статье рассматриваются актуальные проблемы развития мелкой моторики у детей раннего возраста; описываются особенности развития детей раннего.
Особенности эмоциональной сферы детей с тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома Особенности эмоциональной сферы детей с тяжелой умственной отсталостью в условиях Детского дома. Воспитатель ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь».
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь.
Консультация «Театрально-игровая деятельность как средство формирования эмоциональной отзывчивости у детей 6–7 лет» Сегодня дошкольное образование особое внимание обращает на развитие эмоциональной сферы ребенка. Это нашло отражение в государственных стандартах.
Упражнения для развития эмоциональной сферы детей Вот несколько примерных упражнений для работы с эмоциями. ЭТАП 1 А • Детям читается рассказ или сказка, в которой герой испытывает определенное.
Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры общения у детей младшего дошкольного возраста через театрализованные игры Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики.
Источник