Методы словесно эмоционального воздействия

Методы формирования сознания личности это методы формирования взглядов, понятий, убеждений

Методы этой группы очень важныи для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса — формирования чувств, эмо­ционального переживания требуемого поведения. Если ученики остаются безразличны к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс развивается медленно и редко достигает на­меченной цели.

Метод убеждения, поскольку главное назначение — формирование устойчивых убеждений. Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания..

Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных методов. Нынешние наставники все больше включают в арсенал методов убеждения забытые библейские притчи, эзоповы и крыловские басни, назидательные рассказы К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого, усматривая в них средства возрождения духовных начал воспитания. Широко практикуются также рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, увещевания, внушения, инструктажи, диспуты, доклады. Сильнодействующий метод убеждения — пример.

Методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу, диспут и метод наглядно-практического воздействия — пример.

Рассказ на этическую тему,который используется преиму­щественно в младших и средних классах, — это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.

К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие.

1.Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален,доступен, соответствует переживаниям детей. Рассказ для под­ростков более сложный: им гораздо ближе поступки, которые волнуют своим высоким смыслом.

2.Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии,изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо
подобранное музыкальное сопровождение.

3.Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию
рассказа.

4. Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально Неумелый, косноязыч­ный рассказчик не может рассчитывать на успех.

Разъяснениеметод эмоционально-словесного воздейст­вия на воспитанников. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива. В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Для последнего характерно некритическое восприятие школьником педагогического воздействия. Вну­шение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Дети и подростки особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту специфику психики, использует внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.

Этическая беседаметод систематического и последова­тельного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон — воспитателя и воспитанников. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что воспитатель вы­слушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собесед­ников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравствен­ные, моральные, этические проблемы. Цель этической бесе­ды — углубление, упрочение нравственных понятий, обоб­щение и закрепление знаний, формирование системы нрав­ственных взглядов и убеждений.

Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий.

1. Очень важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Воспитатель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценариюс заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают, учить их с уважени­ем относиться к мнениям других, терпеливо и аргументиро­ванно вырабатывать правильную точку зрения.

3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют воспитателю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу.

Читайте также:  Что делать когда чувствуешь беспокойство

4. Материал для беседы должен быть близок эмоционально­му опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные с непонятными или чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения — объективности, справедливос­ти, культуры общения.

6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Диспуты — это живые горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения.

В основе диспута — спор, борьба мнений. Чтобы диспут дал хорошие результаты, к нему нужно готовиться. К диспуту разрабатывается 5 — 6 вопросов, требующих самостоятельных суждений. С этими вопросами участников диспута заранее знакомят. Иногда воспитатель может назначить участников спора. Выступления должны быть живыми, свободными, краткими. Тексты записывать не надо, иначе диспут будет скучным, формальным. Цель диспута — не вывод, а процесс. Но нельзя допускать, чтобы диспут превращался в спор ради спора. Педагог помогает ребятам дисциплинировать мысль, придерживаться логики доказательств, аргументировать свою позицию.

Пример — воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности:

Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово — второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность.

«Долог путь наставлений, — говорил римский философ Сенека, — короток путь примера». Когда говорят о примере, подразумевают прежде всего пример живых конкретных людей — родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых, политических личностей, революционеров.

Источник

Методы воздействия на эмоциональную сферу ребенка

Марина Сафонова
Методы воздействия на эмоциональную сферу ребенка

Методы воздействия на эмоциональную сферу ребенка предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний. Этому могут способствовать подвижные игры,Живое домино ’’, дидактические игры, Яблонька, наклонись ’’, ,Ступеньки доброты ’’,, Опиши друга ’’,, Тропинка ’’.

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности.

В результате стимулирования коммуникативного поведения должна формироваться устойчивая направленность на положительное общение, блокирующая агрессивные поступки детей.

Так, например, с целью коррекции отрицательных эмоций и отработки умений воздействовать друг на друга с детьми могут быть проведены игры, Царевна несмеяна”,, Дорисуй ” и другие.

Реализация каждого метода воспитания коммуникативной активности предполагает использование совокупности приемов, неответствующих педагогической ситуации, особенностям детей, индивидуальному стилю педагогической деятельности воспитателя.

Приемы воспитания – это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение ребенка сказывается внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение. М. И. Режн. выделяет три группы приемов воспитания коммуникативной активности.

Первая группа приемов связана с организацией совместной деятельности детей в группе.

Прием, Эстафета”. Воспитатель так организует деятельность, чтобы в процессе её проведения взаимодействовали бы дети разных групп.

Прием, Взаимопомощь ’’. Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организованного дела.

Прием, Общаться по правилам ’’. На период выполнения того или иного задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение детей.

Вторая группа связана с организацией диалога педагога и ребенка.

Для воспитания коммуникативной активности можно применить следующие приемы в рамках беседы с ребенком.

Прием, Ролевая маска ’’. Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.

Читайте также:  Как всегда чувствовать себя бодро весь день

Прием, Прогнозирование развитие ситуации ’’. Во время беседы педагог предлагает высказать предложение о том, как могла развиться та или иная ситуация, как ребенок поступил бы в данной ситуации.

Третья группа методов связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д.

Прием, Сочини конец истории ’’. Детям предлагается завершить какую-либо историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.

Прием, Добрые слова ’’. Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям.

Педагогических приемов бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый педагог использует те, которые соответствуют особенностям развития детей. Прием, который подходит одному ребенку, может быть неприемлем для другого.

Консультация «Адаптация ребенка как этап социализации. Роль ДОУ в развитии ребенка» Адаптация ребенка как этап социализации. Роль ДОУ в развитии ребенка. ДОУ, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций.

Консультация для педагога «негативные методы, используемые в отношении ребенка (наказания) со стороны воспитателя» «Оправданным ли является полное отрицание наказания как воспитательной меры? Взрослые, которые, боясь обидеть или расстроить ребенка, совсем.

Консультация для педагогов и родителей «Как ребенка в 3–4 года научить читать, простые и эффективные методы» Консультация для педагогов и родителей «Как ребенка в 3-4 года научить читать: простые и эффективные методы» С ростом и взрослением ребенка.

Консультация «Использование самомассажа, как нетрадиционного метода логопедического воздействия» Использование самомассажа, как нетрадиционного метода логопедического воздействия в работе по коррекции задержки речевого развития с детьми.

Методические рекомендации (методы и техники), способствующие саморазвитию ребенка. Часть 1 Методические рекомендации (методы и техники, способствующие саморазвитию ребенка. 1. Методика Льва Толстого по обучению чтению. Используя.

Методические рекомендации (методы и техники), способствующие саморазвитию ребенка. Часть 2 Методические рекомендации (методы и техники, способствующие саморазвитию ребенка. Часть 2.9. Методика Л. Китаева и М. Трунова- методика воспитания.

Презентация «Иcследовательский проект. СМИ как фактор воздействия на сознание развивающейся личности» 1 слайд. Достаточно сложно представить сегодняшнюю жизнь людей любого возраста без доступа к Интернету. Он является неоспоримым благом цивилизации,.

Специальные закаливающие воздействия в летний период СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД 1. Воздушные ванны. 2. Световоздушные и солнечные ванны. 3. Водные процедуры. 4. Босохождение.

Технология комплексного воздействия в работе с детьми с особыми вариантами поведения и развития Одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования является поддержание и укрепление психического здоровья детей.

Эмоциональное проявление — плач: причины и факторы, формирующие эмоциональную стабильность Эмоциональное проявление — плач: причины и факторы, формирующие эмоциональную стабильность. Одним из частых эмоциональных проявлений у детей.

Источник

Памятка: «Способы саморегуляции в стрессовых ситуациях»

Памятка: «Способы саморегуляции в стрессовых ситуациях»

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью силы слов (аффирмация), мысленных образов (визуализация), управления мышечным тонусом и дыханием. Приемы саморегуляции можно применять в любых ситуациях.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

·эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

·эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

·эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Существуют естественные способы саморегуляции психического состояния, к которым относятся: длительный сон, еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. Но подобные средства нельзя использовать, например, на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством. Она предотвращает накопление остаточных явлений перенапряжения, способствует полноте восстановления сил, нормализует эмоциональный фон деятельности и помогает взять контроль над эмоциями, а также усиливает мобилизацию ресурсов организма.

Естественные приемы регуляции организма являются одними из наиболее доступных способов саморегуляции:

·размышления о хорошем, приятном;

·различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

·рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;

·купание (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

·высказывание похвалы, комплиментов и пр.

Кроме естественных приемов регуляции организма, существуют и другие способы саморегуляции (самовоздействия). Рассмотрим их более подробно.

Читайте также:  Слабость лень сонливость плохое настроение что делать

Способы саморегуляции, связанные с управлением дыханием

Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервнопсихическую напряженность. Ниже представлен один из способов использования дыхания для саморегуляции.

Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании:

1. На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна).

2. На следующие четыре счета задержите дыхание.

3. Затем сделайте плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6.

4. Снова задержите дыхание перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.

Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Способы саморегуляции, связанные с управлением тонусом мышц, движением

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Как правило, добиться полноценного расслабления сразу всех мышц не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза.

1. Дышите глубоко и медленно.

2. Пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот).

3. Постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе.

4. Прочувствуйте это напряжение.

5. Резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе.

6. Сделайте так несколько раз.

В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.

Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы удивления, радости и пр.).

Способы саморегуляции, связанные с воздействием словом

Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Один из таких способов саморегуляции основан на использовании самоприказов — коротких, отрывистых распоряжениях, сделанных самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с соответствующей организацией своего поведения. Говорите себе: «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила общения.

Последовательность работы с самоприказами следующая:

1. Сформулируйте самоприказ.

2. Мысленно повторите его несколько раз.

3. Если это возможно, повторите самоприказ вслух.

Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.

Настроить себя на успех можно с помощью самопрограммирования.

1. Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.

2. Используйте аффирмации. Для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня», например: ·«Именно сегодня у меня все получится»;

·«Именно сегодня я буду самой(-ым) спокойной(-ым) и выдержанной(-ым)»;

·«Именно сегодня я буду находчивой(-ым) и уверенной(-ым)»;

·«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».

3. Мысленно повторите текст несколько раз.

Формулы-настрои можно произносить вслух перед зеркалом или про себя, по дороге.

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Особенно трудно переносимым является ее дефицит в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, что является одной из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!».

Источник

Оцените статью