Педагогические средства развития эмоциональной сферы ребёнка-дошкольника.
Анна Гаврилова
Педагогические средства развития эмоциональной сферы ребёнка-дошкольника.
Структура деятельности педагога, как и любой другой профессиональной деятельности,предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто ее осуществляет, объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена, цели (к чему она стремится, функций (какие при этом функции выполняются, средств (при помощи каких методов и технологий достигается ее цель). Содержательно задачу деятельности педагога соответственно можно определить как помощь в интеграции ребенка в общество, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении, иными словами — помощь в социализации ребенка. По сути, эта деятельность направлена на изменение тех обстоятельств в жизни ребенка, которые характеризуются отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо или потребностью в чем-либо.
Следовательно, целью деятельности педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, ближайшем окружении и других социумах.
Поскольку деятельность педагога, в первую очередь связана с диагностикой проблем ребенка и среды, он должен знать и уметь применять различные диагностические методики (психологические, педагогические, социологические) или же уметь обращаться за помощью к специалистам, которые могут квалифицированно поставить тот или иной диагноз (психологам, медицинским работникам и др.).
В зависимости от общих целей воспитания и развития ребенка, педагог должен уметь прогнозировать условия, обеспечивающие его оптимальное развитие: уметь выбирать методы и средства, позволяющие достичь намеченных результатов.
Любая деятельность осуществляется с помощью средств. К средствам относят все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций деятельности педагога обусловливает и многообразие ее средств, которые могут использоваться в комплексе. Поиск педагогических средств, способствующих эмоциональному развитию личности, раскрытию его индивидуальности, обосновывает интерес к потенциальным возможностям искусства. Искусство, как элемент культуры, имеет социальную природу, характеризует степень развития общества в целом и каждого человека в частности.
Артпедагогика осуществляет процесс воспитания и обучения посредством искусства на основе общих закономерностей развития психики нормально развивающихся детей и их сверстников с различными особенностями, тем самым существенным образом связана с общей и возрастной психологией.
Артпедагогикасочетает в себе комплекс основных видов художественной деятельности: театрально-исполнительскую, музыкальную, художественно-изобразительную. Именно эти виды деятельности являются важными и доступными для развивающейся личности, поэтому применение артпедагогики особенно эффективно в дошкольном, младшем и среднем школьном возрасте.
Проанализируем возможности каждого вида художественной деятельности в процессе развития эмоциональной сферы личности ребенка.
Особое место среди видов художественной деятельности занимает театрально-исполнительская деятельность.Игра детей во многом схожа с театральной деятельностью артиста: в игровой деятельности детей «зритель, автор пьесы, декоратор и техник соединены в одном лице», что позволило Л. С. Выготскому рассматривать игру ребенка как первичную драматическую форму синкретичной художественной деятельности; творчество ребенка в ней имеет характер синтеза.
Театрально-исполнительская деятельность детей является, скорее, театрализовано-игровой – это обобщенное понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, организуемые совместно с взрослыми или самостоятельно детьми.
Музыкальная деятельность включает в себя восприятие музыки, пение, движения под музыку. Каждый вид музыкальной деятельности имеет определенные особенности. Так, восприятие музыки – сложный, чувственный процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями.
Пение – это вид исполнительского искусства, которое оказывает глубокое воздействие на физиологические процессы организма, такие, как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и т. д. В процессе обучения пению особенно активно развиваются познавательная деятельность, эмоцииональная отзывчивость, музыкальный слух, нравственно-эстетическая культура личности. Исполнение песни позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других понимание и сочувствие.
Движение под музыку – это вид активной музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения. Он дает возможность ребенку овладевать «языком движений» и в единстве с музыкой сформировать двигательную и музыкально-ритмическую культуру. Естественные для ребенка подвижность, эмоциональный яркий отклик под музыку, желание двигаться под нее вместе со сверстниками делают музыкальное движение одним из самых любимых видов художественной деятельности.
Изобразительная деятельность – раздел артпедагогики, который подводит дошкольников к пониманию того, что изобразительное искусство отражает окружающий мир посредством линий, красок, цвета, формы. Знакомство с разными видами и жанрами изобразительного искусства, закономерностями его функционирования способствует воспитанию у детей эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведения искусства; стимулирует творческие проявления ребенка в различных видах искусства.
Психофизиологии, педагоги, исследователи игры единодушны в том, что игра – эмоционально насыщенный вид проявления активности детей. «Увеличение удельного веса эмоций в игре связано с ходом, процессом игры», — отмечал С. Л. Рубинштейн.
Игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений, окружающую действительность. Палитра эмоциональных проявлений, наблюдаемых в игре, их богатство, разнообразие обусловлены протеканием эмоций, порождаемых как реальным «я» ребенка, так и ролью, которую он выполняет. Наконец, игра предоставляет колоссальные возможности для перестройки эмоционального опыта играющего: создание и разрядка напряжения, освобождение от страха, злости, грусти и др. В игре возможно инсценирование эмоций, чувств. В игре реализуется способность ребенка «быть собой и другим». Весь путь развития эмоций – от их зарождения до факта эмоционального реагирования – в игровых заданиях контролируется контекстом игры, сюжетом, игровой ролью. Обладая особыми эмоциогенными свойствами, игра усиливает эмоции, провоцируемые сенсорными стимулами, индивидуализирует их, обогащает оттенками. Цель игры – дать ребенку свободу, возможность самому оценить свое поведение,понять собственный творческий потенциал: результатом является поддержание положительного образа «Я» ребенка.
В основе деятельности педагога лежит уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым.
Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять – важнейшая задача воспитателей дошкольного учреждения и родителей. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса ДОУ, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что, у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других» у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.
На занятиях с дошкольниками могут быть использованы следующие средства:
1. Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, и психодрама, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность – неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность – неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности – неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей.
2. Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально-психологического тренинга. В этих играх формируется принятие своего имени, своих качеств характера, принятие своего прошлого, настоящего, будущего.
3. Коммуникативные игры,которые включают: игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и невербальными «поглаживаниями»; игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; игры, обучающие умению сотрудничать.
4. Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».
5. Игры, направленные на развитие воображения, вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».
6. Задания с использованием «терапевтических» метафор.Система-тическое предъявление детям метафор приводит к усвоению ими основной идеи метафоры: «каждый человек способен изменить ситуацию», «безвыходных ситуаций не бывает», тем самым у ребенка формируется «механизм самопомощи». При прослушивании «терапевтических» метафор целесообразно использовать рисование (детям предлагается изобразить любую картинку, навеваемую метафорой).
7. Релаксационные методы – например, использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники.
Таким образом, для развития эмоциональной сферы ребенка среднего дошкольного возраста педагог может использовать разнообразные педагогические средства в комплексе.Они включают в себя разнообразную деятельность: общение с взрослыми и своими сверстниками, игры (ролевые, психогимнастические, коммуникативные и др., занятия искусством (музыкой, изобразительным искусством, театрально-исполнительской деятельностью). Целесообразно использовать разнообразные технические средства, игрушки, пособия. Активное влияние на развитие эмоций и чувств ребенка оказывает общение с природой посредством наблюдения, ухода за животными, растениями и др.
Методические рекомендации по использованию технологий http://www.maam.ru/users/files/download322.htmlМетодические рекомендациипо оценке профессиональной деятельности педагогического работника.
Системный анализ и оценка эффективности учебного занятия педагога дополнительного образования Системный анализ и оценка эффективности учебного занятия Детское объединение___ Группа.
Источник
Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
статья на тему
Консультация для родителей и сотрудников детских садов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_razvitiya_i_korrektsii_emotsionalnoy_sfery_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 610.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.
Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.
Поэтому взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки — важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.
Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты-психологи, но и педагоги, воспитатели, родители. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка.
При работе с детьми в данном направлении важно сделать акцент на развитие следующих умений:
• умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и т. д.);
• умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.
В занятиях используются следующие методические средства:
1. Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, и психодрама), которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность — неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность — неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности — неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей.
2. Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально-психологического тренинга. В этих играх формируется:
• принятие своего имени;
• принятие своих качеств характера;
• принятие своего прошлого, настоящего, будущего.
3. Коммуникативные игры:
• игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и невербальными «поглаживаниями»;
игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
• игры, обучающие умению сотрудничать.
4. Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».
Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».
Игры-драматизации. Их преимущество состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Участие детей в игре является добровольным. Элементами игр выступают специальные упражнения, объединенные в группы и направленные на развитие умений произвольной регуляции в различных сферах деятельности. Каждое упражнение включает фантазию (мысли и образы), чувства (эмоции и переживания) и движения ребенка. Чтобы ход общей игры не прерывался, все упражнения объединяются содержанием сюжетно-ролевой игры. Отсутствие каких-либо внешних атрибутов — одно из условий игр. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаться физическими действиями или замещаться предметами обычного окружения. Каждая часть занятий решает не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития эмоциональной сферы ребенка. В сюжет игры включаются творческие идеи и предложения самих детей.
Психогимнастика выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Психогимнастические упражнения используют механизм психофизического эмоционального единства. Например, ребенок не только выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемой трубе. Это упражнение доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движения. В последовательности психогимнастичеоких упражнений важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений (напряженных и расслабленных, резких и плавных, частых и медленных, дробных и цельных, едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний, вращений тела и прыжков, свободного продвижения в пространстве и столкновения с предметами), сопровождаемых попеременно мышечным расслаблением и напряжением. Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга. При этом упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.
Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции
Коммуникативные упражнения, при которых происходит тренировка общих способностей невербального воздействия детей друг на друга (эмоциональные проявления и контакты — пантомимы). В эти упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению и оценка эмоций. Главным инструментом, которым овладевает ребенок, выполняя данные упражнения, является умение сопереживать, освобождаться от эмоциональной напряженности, свободно проявлять эмоции, активно общаться.
Мимические и пантомимические этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и другие), связанные с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.
Содержание коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:
1. Комфортная организация режимных моментов.
2. Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий:
Источник