Приемы развития эмоционального интеллекта в ДОУ
Федюнина Ирина Владимировна
Приемы развития эмоционального интеллекта в ДОУ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Что же такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект — это ментальная способность, которая объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнёров по общению. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников – целенаправленный педагогический процесс. Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок — дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя, а также научиться управлять своими эмоциями в трудных ситуациях.
Как известно, наиболее эффективным методом развития и управления эмоциями у детей является игровая деятельность, так как в соответствии с ФГОС ДО, игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, и она способна осуществлять позитивные изменения в эмоционально-волевой сфере ребёнка.
Работа по развитию эмоционального интеллекта у детей в ДОУ проводится не только в режимные моменты, но в образовательной деятельности. На начальном этапе работы нами был разработан пошаговый алгоритм диагностики, который включил в себя изучение эмоционального состояния по методике «Цветовыбор» А. Е. Лутошкин. Этот метод нам показался не совсем полным, чтобы понять эмоциональное состояние детей. Поэтому следующим этапом нашей работы было проведение диагностических исследований по методики Л. П. Стрельниковой, Т. А. Данилиной. Предложенная классификация это карта наблюдения предполагает наблюдение за ребёнком и группой детей в режимные моменты, в процессе учебной, спортивной, игровой деятельности и свободной игры. В ходе наблюдений был сделан вывод, что в целом эмоциональный фон в группах ДОУ благополучный. Дошкольники в большинстве испытывают позитивные эмоции: радость, интерес, восторг, удовольствие. Однако сформировалась группа дошкольников, у которых выявлены негативные эмоции: злость, грусть, тревога. В связи с этим работав группах ДОУ была направлена на то, чтобы помочь детям справиться с негативными переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.
Важным этапом в работе по развитию эмоционального интеллекта является настрой детей на образовательную деятельность. Для этого были подобраны игры и игровые упражнения, которые направлены на концентрацию внимания, наблюдательности, воображения.Например: «Встаньте все те, кто…», «Что изменилось?», «Что делать, если…», «Опиши друга», «Заряд бодрости», «Слушаем тишину», «Найди и промолчи» и т. д.
Во время проведения образовательной деятельности педагоги ДОУ по возможности применяли сюрпризный момент. Например, каждый день в группу приходит какой-нибудь герой из сказки Буратино, Чиполлино и т. д. : Буратино приглашает детей поиграть и рассказать о своём настроении. Дети передают по очереди золотой ключик и рассказывают, что они чувствуют, с каким настроением пришли в детский сад. Или Чиполлино, просит угадать эмоцию, нарисованную на картинке и т. д. Сказочные герои приходят в детский сад с сувенирами, подарками. Детям это очень нравится и они с интересом вовлекаются в игру. Таким образом, если у детей были негативные эмоции, то они заменяются позитивными.
В образовательную деятельность воспитатели старались включать игры на снятие эмоционального напряжения:например: «Семейка гномс», «Домик настроений», «Скажем по кругу друг другу комплимент», «Путешествие в мир эмоций» и т. д. Эти игры способствуют управлять своими эмоциями, различать и понимать эмоции других.
Во время проведения непосредственно образовательной деятельности проведение обычных физкультминуток было заменено играми малой подвижности – на снятие эмоционального напряжения.Например: «Я радуюсь, когда…», «Угадай эмоцию», «Волна», цель игры — управление своим поведением, концентрация внимания. Детям предлагается изобразить море, которое в зависимости от погоды может быть самым разным, «Сбрось усталость». Так, например, в игре «Затейники» у детей развивается выразительность движений, чтобы они чувствовали себя раскованно, показывали движения и с юмором, и с разным эмоциональным состоянием.Для этого используются словесные подсказки-образы:
1. Улыбнись,как: кот на солнце; Буратино; как хитрая лиса; как будто ты увидел чудо;
2. Отдохните,как: турист, снявший тяжёлый рюкзак; ребёнок, который много трудился, но помог маме;
3.Испугайся как: заяц, увидевший волка; котёнок, на которого лает собака;
4. Вы устали,как: папа после работы; человек, поднявший тяжёлый груз; муравей, притащивший большую муху.
На развитие эмоционального интеллекта особое внимание оказывают дидактические игры. Так, например,серия игр Юлии Борисовны Гиппенрейтер: «Наши чувства», «Эмоциональное лото», «Эмоциональная угадай-ка». Их можно использовать не только в режимных моментах, но и в образовательной деятельности.
В игре «Наши чувства» дети встречаются с различными эмоциональными ситуациями, знакомятся с названиями чувств, учатся о них рассказывать и внимательно слушать друг друга. Детям раздаются карточки или они их сами вытягивают. На каждой карточке — фотография или рисунок ситуации, где человек переживает какую-то эмоцию. Над картинкой – текст, который поясняет её смысл. В нём выделено название эмоции. Внизу под картинкой задание для ребёнка, это вопрос на который надо ответить. Стопку карточек помещают на середину стола картинками вниз. Дети по очереди берут карточку, показывают её всем, кто умеет бегло читать, читают вслух и выполняют задание. Если дети ещё не читают, то текст читает воспитатель. Если ребёнок затрудняется ответить на вопрос, он может обратиться к помощи – взять одну из карточек «Я помогу», на которой написана подсказка. Игра должна проходить в доброжелательной атмосфере, чтобы каждый ребёнок мог свободно поделиться любыми переживаниями, и положительными и отрицательными.
В игре «Эмоциональное лото» дети закрепляют приобретённый словарь названий эмоций, распознают переживания других людей в различных жизненных ситуациях. Воспитатель или ребёнок достаёт из «мешочка» карточку «Вытяни меня» и громко читает то, что на ней написано. Дети ищут на своих таблицах картинки, которые соответствуют прочитанному тексту, и закрывают их карточкой «Ура! Нашёл!». Кто первым закрыл таблицу – выиграл. Зелёными карточками закрывают таблицу, если используется конкретная ситуация или эмоция. Красными карточками закрывают, в том случае, если дети могут найти несколько разных ситуаций с близкими по смыслу переживаниями.
В игру «Эмоциональная угадай-ка» можно играть индивидуально. Смысл игры -угадывать эмоцию, которую переживает герой на картинке.
В предлагаемых играх дети вместе с педагогами погружаются в мир эмоций – делятся своими переживаниями, учатся называть, осознавать и различать оттенки чувств, понимать переживания других. Всё это способствует развитию эмоционального интеллекта детей.
Таким образом, коррекции негативных эмоциональных состояний у детей способствовало снижению таких негативных проявлений, как страх, злость, печаль и способствовало более активному проявлению эмоций радости и интереса. Дети стали лучше управлять своим поведением, стали более общительные, они стали легче воспринимать и понимать эмоции окружающих людей, стали менее агрессивными.
На сегодняшний день убедительно доказана центральная роль эмоциональной стабильности в успешности школьного обучения, а развитие эмоциональной сферы ребенка признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе». И поэтому начинать воспитание и развитие эмоционального интеллекта следует уже в самом раннем возрасте. Это лучший путь к укреплению личности и профилактике разных отклонений и проблем в развитии.
Формирование эмоционального интеллекта дошкольников станет более успешным, при развитии его компонентов, при создании психолого-педагогических условий для реализации программы развития эмоционального интеллекта.
1. Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
2. Вильшанская А. Д. Мир человека, я и мои чувства, настроение, эмоции: методические рекомендации к тематическому словарю в картинках. — М. : Школьная Пресса, 2011.
3. Габдереева Г. Ш. Основные аспекты тревожности в психологии. //Тонус. — 2000. — № 5.
4. Данилина Т. А., Зедгидзе В. Я., Сренина Н. М. В мире детских эмоций: пособие для работников ДОУ. — М. : Айрис-пресс, 2007.
5. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. — М. : АРКТИ, 1999.
Формирование эмоционального интеллекта у дошкольников (информация для родителей) Мы мало отдаём времени детям. Мы мало играем с ними, не стараемся привлекать их к помощи взрослому в повседневной жизни, мало любим их,.
Индивидуальные занятия-один из путей развития ручных умений детей с нарушением интеллекта Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных коррекционных занятиях. Одной из основных.
Организация целенаправленного психологического сопровождения эмоционального развития детей с нарушением зрения в ДОУ В словаре русского языка глагол «сопровождать» означает идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. В дословном переводе.
Особенности развития поведенческой сферы дошкольников с нарушением интеллекта Проблема развития поведенческой сферы дошкольников с нарушением интеллекта из года в год становится актуальнее и значимее. Это связано с.
Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте. Прежде чем говорить об особенностях.
Педагогическая статья «Дидактическая игра-как средство развития интеллекта дошкольников» Тема: «Дидактическая игра- как средство развития интеллекта дошкольников» Выполнила: воспитатель Реутова С. А Дошкольный возраст – это.
Погремушка — средство развития ребенка с нарушением интеллекта 3–4 лет Погремушка – развивающая игрушка в жизни ребенка 3-4 лет с нарушением интеллекта. История русской народной игрушки — погремушки уходит.
Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ Психологический тренинг, направленный на профилактику эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Цели: профилактика психологического здоровья.
Видео «Методы и приемы развития музыкальности на музыкальных занятиях в ДОУ» » Методы и приемы развития музыкальности на музыкальных занятиях в детском саду» Маслова Светлана Анатольевна ЦРР детский сад №1 » Мечта».
Занятие по развитию эмоционального интеллекта для детей подготовительной группы на тему: «Как злость превратилась в любовь». Занятие по развитию эмоционального интеллекта для детей подготовительной группы на тему: «Как злость превратилась в любовь». Автор: педагог-психолог.
Источник
Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений
Светлана Валерьевна Садовская
Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений
Большую тревогу вызывают данные опросов родителей и педагогов, свидетельствующие о возникшей тенденции усиления неблагополучия в эмоциональнойсфере детей нынешнего поколения : они более раздраженные и непослушные, более нервные и склонные впадать в тревогу, более импульсивные и агрессивные и чувствуют себя более одинокими и подавленными.
Однако еще в «Никомаховой этике» Аристотеля философском исследовании добродетели, характера и добропорядочной жизни ставилась задача научить людей управлять эмоциональной жизнью с помощью интеллекта. «В наших страстях, правильно используемых,есть мудрость: они направляют наше мышление, определяют наши ценности, руководят нашим выживанием. Но им ничего не стоит сбиться с правильного пути, что они слишком часто и проделывают». Как представлялось Аристотелю, дело не в эмоциональности, а в уместности эмоций и их выражения. Вопрос о том, как привнести ум в наши эмоции — и вежливость на наши улицы и внимание и заботу в жизнь нашего общества не нов, но очень актуален.
Сейлови включил принятые Гарднером личностные умственные способности в свое определение эмоционального интеллекта,расширив их до пяти главных областей:
1. Знание своих эмоций. Самоосознание — распознавание какого-либо чувства, когда оно возникает, это имеет решающее значение для психологической проницательности и понимания самого себя. Неспособность замечать свои истинные чувства оставляет нас на их произвол. Люди, более уверенные в своих чувствах, оказываются лучшими лоцманами своей жизни, меньше сомневаясь в правильности личных решений.
2. Управление эмоциями. Умение справляться с чувствами, чтобы они не выходили за подобающие рамки, — это способность, которая основывается на самоосознании. Люди, которым недостает этой способности, постоянно сражаются с мучительным беспокойством, тогда как люди, ею обладающие, умеют гораздо быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчений.
3. Мотивация для самого себя. Приведение эмоций в порядок ради достижения цели необходимо для сосредоточения внимания, для самомотивации и владения собой и для того, чтобы быть способным к созиданию. Самоконтроль над эмоциями — отсрочивание удовлетворения и подавление импульсивности — лежит в основе всяческих достижений. Способность привести себя в состояние «вдохновения» обеспечивает достижение выдающегося качества любых действий. Люди, владеющие этим искусством, как правило, оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы они ни взялись.
4. Распознавание эмоций в других людях. Эмпатия, еще одна способность, опирающаяся на эмоциональное самоосознание, является основным «человеческим даром». Люди, способные сопереживать, больше настроены на тонкие социальные сигналы, указывающие, чего хотят или в чем нуждаются другие люди.
5. Поддержание взаимоотношений. Искусство поддерживать взаимоотношения по большей части заключается в умелом обращении с чужими эмоциями. Это те способности, которые укрепляют популярность, лидерство и эффективность межличностного общения. Люди, отличающиеся подобными талантами, отлично справляются со всеми делами, успех которых зависит от умелого взаимодействия с другими; они — просто звезды общения.
Определить уровень развития областей эмоционального интеллекта у наших детей нам помогла диагностика социально-коммуникативной компетентности под редакцией О. В. Дыбиной, С. Е. Анфисовой А. Ю. Кузиной, И. В. Груздовой. В результате ее проведения были выявлены уровни развитияпо следующим параметрам:
— умение понимать эмоциональное состояние сверстника, и рассказать о нем;
— умение получать необходимую информацию в общении;
— умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
— умение спокойно отстаивать свое мнение;
— умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
дети знают нормы организованного взаимодействия, но могут их нарушать, не способны к оказанию помощи, в конфликтных ситуациях не способны договориться. Оценивая эмоциональное состояние сверстника и взрослого большинство детей опирались на личные проекции.
Например детям предлагалось диагностическое задание «отражение чувств».
Отвечая на вопросы по картинкам дети скудно определяли эмоциональное состояние как «хорошее» и «плохое»или же опирались в определении настроения на свои проекции и предположения не учитывая объективные факты: мимика, жесты, поза.
Папа сердится:- говорит девочка.
На вопрос взрослого: – почему ты так решила?
Отвечает:- кружка ведь разбилась.
И далее прогнозирует ситуацию: «Папа ее наказал».
Хотя на картинке объективно видно, что у папы лицо совсем не сердитое, а поза не предполагает никакой агрессивности.
Федеральный государственный образовательный стандарт обязывает нас: «обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей» (п. 2.1. ФГОС ДО). А выявленные нами в результате диагностики проблемы являются ни чем иным как возрастной особенностью. М. И. Лисина, доктор психологических наук, профессор, изучавшая генезис общения у детей (3, стр. 207).отмечала: Каждому ребенку необходимо хорошее отношение сверстника. Но понять, что сверстнику нужно то же самое, он не может. Дошкольник относительно слабо интересуетсясвоим товарищем как таковым: он плохо отражает его портретные черты, редко обращает внимание на его душевное состояние. Зато он чутко воспринимает все тонкие полюсы отношений ровесников к самому себе. Таким образом, дошкольники относится к сверстнику как к «невидимому зеркалу» — они ищут в нем лишь собственное отражение. Испытывая потребность в признании и восхищении других, дети сами не умеют и не хотят выразить одобрение другому, своему сверстнику.
Помощь нашим воспитанникам в разрешении данного противоречия мы осуществляли через развитие эмоционального интеллекта в играх и игровых упражнениях, потому что в игре взрослый, оставаясь центром мира ребенка, может оказывать сильное влияние на развитие его социально-коммуникативной сферы. По мнению Л. С. Выготского (1,стр102, игра является источником развития и создает зону ближайшего развития. В игре все события как бы пропускаются через переживания, а значит лучше запоминаются и осмысливаются. А самое ценное то, что игра естественная деятельность ребенка, следовательно, мы имеем мощное мотивационное подкрепление. А развитие эмоционального интеллекта как раз и подразумевает развитие желания осознавать, управлять и правильно применять наши эмоции.
Игры и игровые упражнения проводятся мной каждую неделю, обязательно в группе и при участии воспитателя, т. к. именно воспитатель будет развивать эмоциональный интеллект своих детей в совместной игровой деятельности, ведь педагоги также как и дети, участвуя в играх не только развивают свой профессиональный репертуар, но и учатся приводить себя в состояние «вдохновения» работать над развитием эмоционального интеллекта у детей.
Предлагаю вашему вниманию игры и игровые упражнения, вызвавшие наибольший интерес у детей и педагогов.
Игра «Аплодисменты по кругу»
Развивать умелое обращение с чужими эмоциями.
вызывать положительные эмоции от умения оказывать внимание сверстникам.
Игра «Магазин цветов»
сосредоточить внимание детей на сверстнике
учить замечать в окружающих сверстниках хорошие качества и говорить о них внятно и громко
Игра «Чувство и движение»
Развитие самоосознания — распознавание какого-либо чувства, когда оно возникает, что в этот момент происходит с телом.
Развитие умения чувствовать свое тело, расслабляясь по контрасту с напряжением.
Развитие умение справляться с чувствами, чтобы они не выходили за подобающие рамки.
Организм человека представляет собой единое целое, поэтому эмоциональное напряжение всегда сопровождается напряжением мышечным, и, наоборот. Расслабление мышц приводит к снижению нервного возбуждения, эмоциональному расслаблению.
Игра «самый банановый»
учить распознавать эмоции в других людях, основываясь на мимических выражениях.
Игра «большие пальцы вверх шепчем все вместе»
Развивать самоконтроль над эмоциями, учить подавлять импульсивность.
1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966.
2. Выготский Л. С.Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 4. М. : Педагогика, 1984.
3. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М. : Просвещение, 2001.
4. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М. ; 1986.
5. Гоулман Дениел Эмоциональный интеллект. Издательство «Манн, Иванов и Фебер» М. ,2013.
Правила определения ведущей руки ребенка НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТОВ РУКОСТИ При проведении этих «тестов» важно помнить несколько правил, соблюдение которых поможет получить.
Проблемы здоровья детей дошкольного возраста В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается,что ключевой позицией обновления детского сада на современном этапе развития общества.
Источник