Особенности использования арт-терапевтических методик в коррекционной работе педагога-психолога с эмоциональ-ными состояниями дошкольников.
методическая разработка по коррекционной педагогике
Описание общих разделов арт-терапии.
Применение различных способов арт-терапии для коррекции и воспитания ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminarpraktikum_po_artter.docx | 600.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности использования арт-терапевтических методик в коррекционной работе педагога-психолога с эмоциональ-ными состояниями дошкольников.
«…Мы переживаем ее (мечту) в основном в зрительных образах; при этом возможны и чувства, могут вплетаться и мысли,
а так же возникать ощущения в других модальностях, но, тем не менее, она есть, прежде всего, именно образы. Трудности осознания мечты как раз и заключаются
в необходимости перевода языка образов в слова. «Я могу нарисовать ее, — часто говорит нам человек о своей мечте, —
но я не знаю, как ее выразить словами».
Внутренний мир ребенка по своей структуре сложен. Как помочь детям увидеть, услы-шать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, рас-крыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Чтобы решить данную проблему, психологами системы образования стали использоваться креативные методы в коррекционной работе, а в частности, технологии арт-терапии.
Основные цели арт-терапии – самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, гармонизация личности. В арт-терапии спонтанное рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Изобразительное творче-ство является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, создавая некий синтез, который ни ребенок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.
Арт-терапия в учреждениях образования — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.
Ее привлекательность для психологов и педагогов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вер-бальные каналы коммуникации, арт-терапия использует язык визуальной и пластической экспрес-сии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для ис-следования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.
Применительно к специальному образованию арт-терапию, можно рассматривать, как син-тез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирова-ния художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить кор-рекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личност-ном развитии.
Во многих случаях «арт-терапевтическими» называют оздоровительные занятия с исполь-зованием физических упражнений, танцев, вдыханием благовоний, чтением сказок и т. д., по-скольку считают, что такое определение охватывает все многообразие форм творческой деятель-
ности и может использоваться для описания воздействия тех или иных видов искусства на челове-ка.
Современная арт-терапия включает в себя следующие направления :
❖ изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисо-ванием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;
❖ имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию; ❖ музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки; ❖ сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды; ❖ кинезитерапия — воздействие через танцевальные движения; ❖ коррекционная ритмика (воздействие движениями), хореотерапия; ❖ игровая терапия и т. д.
Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъекта, которое проявляется в следующих направлениях :
∙ реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно -творческой деятельности;
∙ актуализации переживаний и выведении их во внешнюю форму через продукт ху-дожественной деятельности;
∙ создании новых, эмоционально позитивных переживаний, их накоплении; ∙ актуализации креативных потребностей и их творческом самовыражении.
Функциями арт-терапии являются:
1. Катарсическая — очищающая, освобождающая от негативных состояний. 2. Регулятивная — снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосомати-ческих процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния. 3. Коммуникативно-рефлексивная — обеспечивающая коррекцию нарушений обще-ния, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.
В арт-терапии не делается акцент на целенаправленное обучение и овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности. Более важным является самовыраже-ние ребенком себя, своих чувств и эмоций.
Методы арт-терапии можно применять с дошкольниками разного возраста, имеющими различные поведенческие и эмоциональные нарушения, нарушения физического развития, а также для предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей.
Музыкотерапия — это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях.
В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением (в медицине и психологии), имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в
процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапев-тическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в лич-ностном развитии, психоэмоциональном состоянии). Именно катарсистическое (очищающее) воз-действие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.
Музыкально-терапевтические сеансы могут осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой формах. Музыкотерапия используется в работе с дошкольниками с нарушениями речи, ЗПР, ДЦП, нарушениями зрения и умственной отсталостью, с детьми, имеющими эмоционально личностные проблемы, конфликтные межличностные и т.д.
Занятия средствами музыкотерапии с дошкольниками направлены на моделирование по-ложительного состояния, выход посредством восприятия музыки из психотравмирующей ребенка ситуации.
Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состоя-ния детей с ограниченными возможностями:
∙ Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности — «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.
∙ Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принад-лежности к прекрасному миру природы — «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетхове-на.
∙ Для общего успокоения — «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.
∙ Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми — «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.
∙ Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением, — «Дон Жуан» Моцарт, «Венгерская рапсодия №1» Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.
∙ Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения — «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена. ∙ Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей — «Итальянский кон-церт» Баха, «Симфония» Гайдна.
∙ Для повышения концентрации внимания — «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.
Таким образом, музыкотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра переживаний и формирование такого миро-воззрения, которое помогает человеку быть здоровым и счастливым.
Сказкотерапия — это лечение сказками, при котором происходит совместное с ре-бенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.
В сказкотерапии различают директивный и недирективный подходы. В директивной тера-пии психолог руководит терапевтическим процессом: задаёт темы, наблюдает за поведением ре-бёнка и интерпретирует его. В недирективной сказкотерапии роль психолога снижается: основная функция сводится к созданию атмосферы эмоционального принятия ребёнка и условий для спон-танного проявления его чувств. Недирективное проведение сказкотерапии основывается на при-знании уникальности личности ребенка, своеобразия его внутреннего мира. Поддерживается ат-мосфера эмоционального принятия ребенка. Занятия могут быть групповыми (3-5 детей) и со-
ставленными из цикла историй., связанными с их героями и их приключениями. При этом каждый ребенок воспринимает сказку по-своему, беря из нее только то, что актуально для него, созвучно его проблемам.
Групповая сказкотерапия, так же как и индивидуальная, предполагает предварительную психологическую диагностику, которая помогает выявить круг проблем у детей и подобрать мак-симально «эффективные» сказки и игры. При использовании сказкотерапии как метода коррекции, хорошие результаты при групповой форме работы дают дети, не владеющие элементарными навыками общения, замкнутые пассивные, дети с нарушением поведения, неконтролируемой агрессией, завышенной самооценкой, страдающие фобиями.
В практической психологии можно встретить несколько способов работы со сказками как с проекцией, в зависимости от того, какие задачи ставит перед собой психолог.
⮚ Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ас-социации, которые касаются личной психической жизни человека, затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются.
⮚ Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, даль-нейшая работа идет с графическим материалом.
⮚ «Почему герой так поступил?» — то есть более активная работа с текстом, где обсуж-дение поведения и мотивов персонажа служит поводом к обсуждению ценностей и по-ведения человека. Вводятся оценки и критерии «хорошо» — «плохо».
⮚ Проигрывание эпизодов сказки. Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку или взрослому прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыг-рать» эмоции.
⮚ Использование сказки как притчи-нравоучения, подсказка с помощью метафоры вари-анта разрешения ситуации
⮚ Переделка или творческая работа по мотивам сказки.
Сказки делятся на пять видов в зависимости от назначения:
∙ психокоррекционные, ∙ психотерапевтические, ∙ медитативные.
Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.
Она используется в настоящее время для психологической коррекции клиентов с невроти-ческими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обучении и со-циальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах.
Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также — освободиться от негативных переживаний прошлого. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полу-шария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.
Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.
Существует ряд серьезных моментов, касающихся выбора материалов в соответствии с целями занятий :
1. Выбор материалов влияет на то, как проходит занятие. Некоторые материалы, такие как карандаши, мелки и фломастеры, позволяют «усилить» контроль, в то время как другие — пастель, краска и глина — способствуют более свободному выражению.
2. Если клиент не уверен в себе или просто устал, он будет чувствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать.
3. При индивидуальной работе с детьми или группами, чье поведение трудно контролиро-вать, стоит начать с «контролируемых» материалов.
4. Многие чувствуют себя неуверенно в отношении своих художественных способностей. Вырезание картинок из журнала для создания коллажа «уравнивает» участников и позво-ляет даже очень неуверенным клиентам присоединиться к работе.
5. Как только все клиенты с удовольствием начнут участвовать в упражнении, такие мате-риалы как краска или глина могут дать возможность более глубокого самовыражения, осо-бенно при изучении чувств или реакций.
Наиболее распространенные приемы изотерапии (работа с красками, карандашами и при-родным материалом).
В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». В нашем случае, в усло-виях арт-терапии, речь идет о спонтанных рисунках дошкольников и младших школьников, вы-полненных в абстрактной манере. При помощи мараний можно рисовать такие вещи, как страхи, гнев, в дальнейшем преобразовывать их во что-то позитивное. Их можно облечь в привлекатель-ную для детей форму: они могут замазывать краской вход в пещеру; брызгами, пятнами, разнооб-разными линиями создавать города, явления природы, сказочных существ; закрашивать цветными мелками собственный силуэт, нарисованный на полу.
Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, пола, стены, мольберта и пр. Из отдельных кара-кулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере.
Рисунок на стекле
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактиль-ные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно разма-зывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не вы-сыхает. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рису-нок, снова смыть. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Под-ходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных и затю-канных» замечаниями учителей и родителей, учебными неуспехами, нагрузкой, непомерными требованиями. Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует де-тей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, усту-пать или отстаивать позиции, договариваться.
Рисование пальцами и ладонями не подвержено влиянию стандартных шаблонов. Рисова-ние пальцами – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и дей-ствия выражаются в социально принимаемой форме. В связи с нестандартностью ситуации, осо-
быми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно со-провождается эмоциональным откликом, который может иметь широкий диапазон от ярко отри-цательной до ярко положительной реакции.
Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)
С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, ко-торый выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладо-нями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся ча-стички стряхиваются. Изображение получается «лохматым», пушистым, малоразборчивым, но при этом эффектным и привлекательным. Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахар-ного песка, вермишели и т.д. Описанная техника создания изображений подходит детям с выра-женной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.
Танце-двигательная терапия объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями. На ее развитие оказали влияние психоаналитическая теория (В.Райх, 1942; Г.Салливан, 1953), ана-литическая психология К. Юнга (1961). Одним из главных достоинств танце-двигательной тера-пии является ее преемственность традициям древнейших культур, с точки зрения понимания стро-ения и роли движения в жизни человека и целостного подхода к телесному и психическому здоро-вью.
Выделяют три компонента терапевтического процесса:
1. Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных двойных сообщений). 2. Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообра-зия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, опре-деление границ своего движения и их расширение). 3. Аутентичное движение (спонтанная, танце-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к инте-грации личности).
Работа танцевально-двигательных терапевтов успешно используется в программах образо-вательных заведений различных уровней. Она хорошо подходит для работы с эмоциональными расстройствами детей, подростков и взрослых в больницах, клиниках и спец. школах. Среди детей также могут быть умственно-отсталые и с задержками психоэмоционального развития. Танце-вальная терапия также может помочь людям с физическими недостатками улучшить свою само-оценку, научиться балансу и координации.
Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагиро-вание внутреннего напряжения и поиск путей развития.
Это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через работу с образами личного и коллективного бессознательного. Эти об-разы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта — компози-ции из фигурок, построенной на специальном подносе (ящике) с песком, подобно тому, как они актуализируются в сновидениях или при использовании техники активного воображения.
∙ Попросить ребенка дать название миру, созданному в песочнице. ∙ Предложить ребенка ответить на один из вопросов:
o Что это за мир? o Что это за страна?
o Что самое главное жители этой страны могли бы сказать жителям других стран и миров?
o Чему нас может научить опыт путешествия по этой стране, по этому миру?
∙ Предложить ребенка описать песочный мир.
Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вер-бальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) экспрессии детей. В качестве материалов используются песок, вода и миниатюрные фигурки. С их помощью детям предлагается создавать композиции на специальном подносе. По-сле завершения работы с песком ребенок дает название своему творению и рассказывает о нем психологу. Психолог отмечает важные моменты процесса (особенности поведения ребенка, дей-ствия с песком, первую фигурку, поставленную в песочницу и т. д.), фиксирует композицию на фото или слайд-пленку, подробно записывает рассказ ребенка.
Основная идея песочной картины отражает актуальные жизненные ценности, потребности, «зону ближайшего развития» автора. Иными словами, основная идея расскажет нам о том, что яв-ляется для ребенка наиболее значимым в данный момент. Над чем он сознательно или бессозна-тельно работает, к чему стремится.
Узнать основную идею песочной картины можно, как минимум, тремя способами .
Важно отметить, что каждый предмет появляется в песочнице неслучайно. Он что-то сим-волизирует. Но что? Чтобы прикоснуться к пониманию этого, важно понять следующее: предметы имеют многоуровневое значение, несут информацию личного и коллективного бессознательного.
Игровая терапия — метод коррекции эмоциональных и поведенческих рас-стройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаи-модействия с окружающим миром — игра.
Игра — это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Игра является для ре-бенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже ес-ли реальные обстоятельства этому противоречат.
Характерные особенности игры :
1.Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление чего требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач.
2.Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими об-стоятельствами.
3.Отличительными признаками развертывания игры являются быстро меняющиеся си-туации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое при-способление действий к новой ситуации.
Источник