Статьи
Психотерапия — это вид лечения, при котором основным инструментом воздействия на психику больного является слово врача. Психотерапия в широком смысле охватывает всю область общения врача и больного. Врач-клиницист любого профиля, общаясь с больным, неизбежно оказывает на него психотерапевтическое воздействие.
Что такое психокоррекция? Кто занимается ПК, на кого и на что она направлена? Основные методы используемые в психокоррекционной практике с детьми и подростками. Некоторые методы ПК работы со взрослыми.
Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является одной из наиболее актуальных проблем современной педиатрии и неврологии, поскольку количество больных с ЧМТ в мире ежегодно увеличивается на 2%, из них 1,5 млн. погибает и 2,5 млн. становится инвалидами [1,2,3]. Распространенность ЧМТ в Европе составляет 150–300 (в среднем 235) на 100 000 населения, в США 200-610 на 100 тысяч, в России – 630 на 100 000 населения
Сон — это жизненно необходимое, периодически наступающее особое состояние организма, занимающее ежедневно у человека около трети времени, характеризующееся отсутствием произвольной активности, почти полным отключением от сенсорных воздействий внешнего мира, сновидениями, а также специфическими электрофизиологическими и гуморальными проявлениями
В настоящее время в РФ проживает более 166 тысяч детей-инвалидов с нарушениями психических функций (включая умственную отсталость, речевые расстройства, другие психологические расстройства), что составляет 32,8% от общего количества детей-инвалидов, определяя высокую социальную значимость данной проблемы.
Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения, характеризующееся внезапным (в течение минут, реже – часов) появлением очаговой неврологической симптоматики (двигательных, речевых, чувствительных, координаторных, зрительных и др. нарушений) и/или общемозговых нарушений (изменения сознания, головная боль, рвота и др.), которые сохраняются более 24 часов или приводят к смерти больного в более короткий промежуток времени вследствие причины цереброваскулярного происхождения [1,2,3]. Заболеваемость инсультом у детей составляет, в среднем, 2-3 на 100 тыс. в год, при этом 40% всех случаев приходится на возраст до года [4,5,6,7].
Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде, или вследствие аномалии его развития, и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психо-речевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекци. Распространенность ДЦП в России составляет: 1,6-6 на 1000 доношенных детей, 9-40 на 1000 недоношенных
Магнитотерапия широко применяется в медицине. Магнитное поле обладает противовоспалительным действием, уменьшает отек тканей, способствует более быстрому заживлению ран, повышает устойчивость к вредным воздействиям на организм (радиации, химиотерапии).
Первые психотропные средства были созданы в середине 20 века, в 1952 году. Тогда врачи отметили эффективность аминазина при лечении страха, возбуждения, эмоциональной напряженности. С тех пор было синтезировано и изучено большое количество его аналогов, каждый из которых имеет свои особенности и сферу применения.
Все знают, что «бессонница» — это нарушение сна. Но важно понимать, что сон у человека может нарушаться при совершенно различных, или даже диаметрально противоположенных состояниях.
Сексуальная жизнь во многом определяет качество жизни человека. Распространенность эректильной дисфункции (ЭД) среди мужчин всех возрастов составляет 15–17%, у мужчин старше 45 лет достигает 40%, прогрессируя с возрастом и охватывая 75–80% к 80 годам.
Сексуальную функцию и ее расстройства принято оценивать с позиций воздействия повреждающих факторов на каждую из составляющих полового акта. У мужчин эти составляющие условно разделяются: 1) на половое влечение (либидо), 2) сексуальную возбудимость, 3) эрекцию, 4) эякуляцию, 5) оргазм. Выпадение всех указанных функций встречается крайне редко и в современной терминологии обозначается как импотенция. Сегодня термин «импотенция» в случае длительной (более 6 мес) неспособности мужчины «достигать и поддерживать эрекцию» заменен на более благозвучный и менее обидный — «эректильная дисфункция», «сексуальная дисфункция».
Кардинальным отличием современной методики ЭСТ является использование современной анальгезии и физиологично действующих кортокоимпульсных аппаратов (конвульсаторов). Эти характерные особенности модифицированной ЭСТ, сделав методику гораздо более безопасной и эффективной, обеспечили ей признание во всем мире как адекватного инструмента в терапевтическом арсенале психиатрии, наркологии и неврологии.
В наше время термин «депрессия» вышел далеко за рамки профессиональных кругов и пустился в свободное плавание, подменяя собой и грусть, и разочарование, и отчаяние, и боль потери, и усталость, и еще великое множество состояний, свойственных здоровому человеку.
Что должно послужить сигналом для обращения к психиатру? Как помочь близкому?
Не будем описывать все многообразные жизненные явления, вызывающие ту или иную психическую реакцию или состояние. Давайте углубимся в химию процесса. Рассмотрим, что создает наше настроение и обуславливает поведение изнутри. Что такое нейромедиаторы, и как они работают.
Несмотря на то, что средство не новое, оно остается уникальным для решения целого ряда терапевтических задач в мировой психиатрии.
Серотониновый синдром — последствие неверного выбора лекарств, впервые описан в 1960 году.
Лечение цветоритмом эффективно в пограничной терапии. Четыре цвета — красный, желтый, синий и зеленый — различное действие, разные сферы применения.
Элекстростимуляция головного мозга (транскраниальная элекстростимуляция)
ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция) существенно влияет на работу синапсов в головном мозге и улучшает функционирование нервных клеток.
Негативные кардиоваскулярные эффекты психотропных препаратов встречаются в 75 % случаев их применения, особенно опасно улинение интервала QT
Тест Равена предназначен для изучения логичности мышления. Его относят к «культрно-независимым» невербальным тестам.
Электроэнцефалография (как наука) — это раздел клинической нейрофизиологии, изучающей закономерности возникновения, распределения по коре и взаимодействия электрической активности головного мозга. Электроэнцефалография (как методика) — техника регистрации электроэнцефалограммы.
Шизофрения — это не стиль жизни, не способ общения с окружающим миром, не исключительный взгляд на действительность, не особенность характера, не дурное воспитание. Шизофрения — это заболевание.
Дети 2-3 лет боятся чего-то конкретного (животных, чудища, живущего в шкафу, темноты). В 4 года страхи начинают терять свою конретность и становятся более «смысловыми» (страх воды, высоты).
Источник
Общая характеристика методов и приемов психокоррекции
Разнообразные методы психокоррекции формировались в рамках существующих психологических направлений, основными из которых считаются психоаналитическое, бихевиористское и экзистенциально–гуманистическое. Разные методологии этих направлений, разные представления о модели «здорового», «нормального» человека диктуют различия в средствах и приемах психокоррекции.
В психоаналитическом подходе психокоррекционная работа направлена на смягчение симптомов внутреннего конфликтного взаимодействия между Сверх–Я и Оно через преодоление неадекватных психологических защит.
В бихевиористском направлении отклонения от нормы, вызывающие необходимость в психокоррекции, рассматриваются как результат «вредного» научения. Поэтому основной упор делается на изменении тех форм поведения, которые не соответствуют обстоятельствам жизни клиента; коррекционная работа осуществляется, прежде всего, как обучение нужным формам поведения.
В экзистенциально–гуманистическом направлении психокоррекционная работа понимается, прежде всего, как создание условий для позитивных личностных изменений (личностного роста, самоактуализации, расширения пространств бытия). При этом задача психолога состоит не в приведении индивидуальных особенностей клиента в соответствие нормам психического развития, а в ориентации на уникальные возможности, потенциалы, ресурсы личности.
В отечественной психологии содержание психокоррекционной работы отражает теоретические подходы основных научных школ. Например, в рамках культурно–исторического подхода психокоррекция понимается как развитие высших психических функций через овладение знаковыми системами при учете зоны ближайшего развития. Деятельностная парадигма связывает психокоррекцию с формированием системы действий и четкой структуризацией деятельности.
Методы и приемы психокоррекции можно рассматривать не только с позиций основных теоретических направлений психологии, но и с точки зрения целей психокоррекции. Так, авторы «Рабочей книги практического психолога» в индивидуальной психокоррекции выделяют два направления:
1. Методы усиления регулирующих функций психики, развития эмоционального самоконтроля и самоуправления; при этом задача улучшения психической саморегуляции клиента решается с помощью деловых бесед, в ходе которых обсуждаются конкретные поступки, действия клиента, имеющие место затруднения; осуществляется коррекция познавательных и эмоциональных компонентов саморегуляции через убеждение, развитие контролирующих эмоций и формирование адекватных реакций на различные внешние воздействия со стороны руководителя или коллеги, члена семьи или случайного инициатора конфликтной ситуации;
2. Методы нормативно–ценностной коррекции, объектами которых выступают нормативные комплексы, обусловливающие отказ от подчинения совместным принципам, целям, задачам, протест против регламентации; ощущение необоснованного лишения свободы часто приводит к вредным привычкам, нездоровым пристрастиям. Методы групповой психокоррекции, как правило, нацелены на выработку норм личностного поведения и межличностного взаимодействия, развития способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах. В качестве таких методов используются специально разработанные психотехники, упражнения, ролевые игры, групповые дискуссии и т. п.
Психокоррекция семейных отношений — особая форма психологического воздействия, ориентированная на решение проблем во взаимоотношениях, преодоление семейных конфликтов, построение функциональных отношений, в основе которых лежит правильно организованная иерархическая система. Различают психокоррекцию супружеских отношений и семейную психокоррекцию.
Психокоррекция супружеских отношений может проводиться и как самостоятельный вид психологической помощи и как один из этапов психокоррекции семейной. Наиболее частыми причинами проблем в супружеских отношениях являются:
1) различное представление супругов о распределении ролей в данном виде отношений («Кто в доме хозяин?»);
2) различное представление супругов о способе выражения чувств («Дарит цветы — любит, не дарит — не любит»);
3) неоправданные ожидания в интимно-личностной сфере («Я думала (думал), а оказалось. »);
4) неоправданные ожидания на бытовом уровне (материальное благосостояние, социальный статус, жилищные условия).
Все перечисленные причины в своей основе, как правило, имеют отсутствие уважения друг к другу и принятия себя как личности у каждого из супругов. Отсутствие самоуважения вследствие глубоко скрываемой низкой самооценки (страх непринятия) приводит к неискренности в отношениях с другими и подмене истинных чувств на стереотипные способы их выражения (то есть чувства подменяются социально значимыми ценностями). Общепринятые догмы выступают как кривое зеркало, искажая личность партнера. Таким образом, главное, что должны достигнуть клиенты для нормализации супружеских взаимоотношений в процессе коррекции, — это:1) «увидеть» себя;2) принять себя;3) «увидеть» друг друга;4) принять друг друга;5) научиться разговаривать друг с другом, выражая свои мысли и чувства партнеру понятным для него образом.
В семейной психокоррекции объектом психологического воздействия выступает семья, воспринимаемая как единое целое, включающее в себя не только непосредственно супругов и их родственников, но всех значимых близких. Как самостоятельный вид психологической помощи семейная психологическая коррекция не имеет широкого распространения. Так, семейное консультирование является разновидностью семейной психотерапии. Отличие семейного консультирования от психотерапии заключается в отказе от концепции болезни и акценте на анализе ситуации, способов родительского взаимодействия, поиске личностных ресурсов и способов решения проблемы. Соответственно, семейную психокоррекцию, от данных видов помощи, будет отличать направление психологического воздействия, акцентированное на приведение семейных отношений к соответствию определенной норме, основанной на социокультурологических особенностях конкретно взятой семьи. Как и семейное консультирование, и семейная психотерапия, семейная психокоррекция может осуществляться в рамках любого из теоретических направлений.
Связь психодиагностики и психокоррекции в семейном консультировании, состоит в том, что психодиагностика может выполнять роль психокоррекции в семейном консультировании.
Психодиагностика может быть 2 или 3 этапом консультирования. Психодиагностика – в узком смысле-измерение индивидуально-психологических св-в личности на основе специальных методов. Основными методами диагностики являются тестирование и опрос (методики: тесты и опросники). Тесты — стандартизированные задания предназначенные для измерения в сопоставимых величинах индивидуально — психологических свойств личности, а также знаний, умений, навыков. Опросники — методики, материал которых состоит из вопросов, на которые клиент должен ответить, или утверждений, с которыми клиент должен выразить свое согласие или несогласие. Различают опросники открытые и закрытые, анкетные и личностные. В рамках психологического консультирования целесообразнее использовать опросники закрытого типа.
В процессе консультирования не всегда целесообразно проводить психодиагностическое исследование. Оно необходимо в ряде определенных ситуаций.
1, Прежде всего, психодиагностика необходима для постановки более точного диагноза.
2. Для оценки индивидуальных особенностей клиента (характер, темперамент, способ реагирования, зависимость — доминантность, ригидность — креативность).
3. При применении специалистом нового метода. В этом случае консультирование превращается в научно-практический психологический эксперимент.
4. Тестирование само по себе имеет психотерапевтическое значение (установление контакта, снятие напряжения, чувство значимости).
5. Данные тестов полезны для отслеживания динамики состояния клиента и оценки результатов. Как правило, необходимость в этом возникает, когда клиент сам не в состоянии адекватно оценить происшедшие с ним положительные изменения.
6. Для инициирования саморефлексии клиента. Регулярность диагностических срезов: два-три раза: в начале сессии, после ее завершения и, в случае необходимости, во время контрольной встречи.
Тестовый материал, применяемый в рамках консультирования, должен соответствовать ряду критерий.
Критерии подбора тестового материла
1. Тесты должны быть просты в обработке.
2. Тесты должны быть доступны пониманию клиента.
Правила предъявления тестов клиенту
Перед началом психодиагностического исследования специалист должен четко понимать цель данного исследования.
2. Специалист должен предоставить клиенту в доступном для него виде цель тестирования. То есть клиент должен понимать цель и значимость тестирования.
3. Тест должен соответствовать возрастной категории клиента.
4. При предъявлении тестов и объяснении их результатов необходимо учитывать интеллектуальные возможности клиента.
5. Тестирование и интерпретация результатов должна проводиться с учетом культурологических и национальных особенностей клиента.
6. Специалист должен гарантировать конфиденциальность. Клиент должен быть уверен, что полученная информация останется неизвестной третьим лицам.
7. Осуществление индивидуального подхода. Выполнение данного правила подразумевает при интерпретации результатов психодиагностики учитывать специфику личности и социальной ситуации клиента, а также его психосоматическое состояние в момент психодиагностики.
Табу в психодиагностическом исследовании
1. Нельзя использовать в консультативной психодиагностике тесты, предназначенные для оценки симптомов психических заболеваний.
2. Нельзя использовать клинические тесты личности.
3. Нельзя строить психологический диагноз только на основе данных проективных методик.
4. Нельзя преподносить данные исследования клиенту в безапелляционной форме.
Действия психолога при организации любого воздействия на ребенка должны быть согласованы с родителями. Решение вопроса о присутствии родителей на психологическом обследовании должно решаться индивидуально. При диагностическом обследовании дошкольников и младших школьников присутствие родителей желательно. Это поможет родителям увидеть особенности ребенка, а психологу будет легче строить работу по обсуждению результатов диагностики. Кроме того, реакции родителей на происходящее дают психологу дополнительный материал об особенностях взаимоотношений в семье.
В более старшем возрасте, если ребенок не возражает, обследование может проводиться без родителей. При проведении массовых социологических или социально-психологических обследований необходимо поставить в известность родителей о целях и методах их проведения, познакомить с их результатами.
В работе с семьей тесты можно разделить на две группы:
1. Детско-родительские отношения глазами родителей
Изучая детско-родительские отношения глазами родителя нужно обратить внимание на следующие особенности семейного воспитания: родительские установки и реакции; отношения родителей к ребенку и жизни в семье; нарушения воспитательного процесса в семье; причины отклонений в семейном воспитании; типы воспитания; уровень родительской компетентности и т.д.
Эти аспекты взаимоотношения родителей и детей исследуются с помощью следующих тестов:
1. Тест «Детско-родительские отношения» (PARI);
2. Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ);
3. Тест-опросник родительского отношения (ОРО);
4. Тест « Типовое семейное состояние»;
5. Опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT);
Опросник «Мера заботы»;
7. Опросник «Лики родительской любви»;
8. Тест «Тип родительской позиции»;
9. Опросник «Представления об идеальном родителе»;
2. Детско-родительские отношения глазами ребенка
/. Методика Рене Жиля;
3. Тест «Кинестетический рисунок семьи»;
4. Опросник «Наедине с собой».
Наиболее распространенным методом, используемым в диагностике детей являются рисуночные проективные методики («Дом-дерево-человек», «Автопортрет», «Картина мира», «Свободный рисунок», «Несуществующее животное»).
тест «Сказка». Детям предлагается незаконченная сказка, которую нужно завершить. Ребенок идентифицирует себя с главным персонажем и проявляет свои эмоциональные реакции. Если ребенок проявляет тревогу, эмоциональную напряженность, слушая сказку, прервите чтение, попробуйте провести тест в другой раз. Обращайте внимание на интонацию, темп речи, на поведение ребенка. Тест труден в интерпретации. Нужно хорошо знать ребенка, его актуальное состояние, отношения с близкими. В условиях индивидуального консультирования, можно попросить родителей закончить сказку так, как с их точки зрения закончил ее ребенок, а потом сопоставить и обсудить соответствия или расхождения детского и взрослого вариантов.
С целью повышения эффективности психолого-педагогического воздействия важно точно определить особенности внутрисемейных отношений. Для это в психологической практике сложился ряд наиболее используемых методов исследования, а именно мотивов воспитания и родительских позиций, это метод «Сочинение» и метод «Незаконченный рассказ».
Метод «Сочинение». Суть данного метода состоит в том, что родителям предлагается написать сочинение на следующие темы: «Я как родитель», «Портрет моего ребенка». Далее, тексты сочинений анализируются и оцениваются психологом или социальным педагогом, при этом используются следующие критерии:общий эмоциональный фон текстов (формальный, невыраженный, позитивный или негативный); наличие позитивных или негативных оценок облика ребенка; выделение временных планов в общении и взаимодействии с ребенком.
Метод «Незаконченный рассказ». В данном методе используется проективное моделирование ситуации, в которой проявляются важные компоненты взаимодействия родителей и ребенка. Завершая рассказ, родители проецируют свое отношение к ребенку. Родителям и детям даются разные инструкции. Процедура проведения методики такова. Сначала родителям читаются вслух три рассказа, где ребенок является главным героем сюжета. В рассказе описываются типичные конфликты детей 7—8 лет. Герой рассказа стоит перед выбором. Если в семье есть разнополые дети, то зачитываются два варианта рассказа («для мальчиков» и «для девочек»).
В результате предметом анализа психолога является следующее: адекватность предсказания родителями ответов ребенка (степень совпадения); отношение к недостаткам ребенка, преобладающий эмоциональный оттенок в отношении к ребенку; форма подачи совета; способы решения конфликта.
Ответы и поведение родителей из гармоничных и дисгармоничных семей существенным образом отличаются друг от друга и могут рассматриваться как диагностические признаки для определения типа семьи.
Библиографический метод — сбор и анализ данных о жизненном пути личности. Исследование жизненного стиля и сценария личности (метод генограммы, анализ детских воспоминаний) могут быть использованы для выявления особенностей формирования жизненного стиля ребенка. Данные методы несут терапевтическую и коррекционную нагрузку и могут быть использованы как в условиях индивидуального так и группового консультирования.
Библиографический метод — сбор и анализ данных о жизненном пути личности.
Генограмма. Для изучения хода семейной истории, моделей поведения передающихся из поколения в поколение, событий которые происходят в семье и влияют на развитие личности, широко используется гемограмма семьи.
Генограмма представляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи (минимум в трех поколениях). Генограмма показывает семейную информацию графически, что позволяет быстро охватить сложные системы взаимоотношений в ней. Она может стать источником гипотез в том, как скалывались отношения между поколениями и как эти отношения актуализируются в настоящем. Изучая свою семью с помощью генограммы, родители убеждаются в том, что то, какое положение занимали в своей семье, влияет на их актуальную ситуацию и на характер общения с ребенком.
Анализ ранних детских воспоминаний направлен на выявление актуального жизненного стиля личности (А. Адлер). Психолог предлагает назвать несколько самых ранних детских воспоминаний, как можно более подробно их описать и попытаться дать им названия, начиная с фраз: «Моя жизнь- это. », «Жить -это значит. ». При проведении методики важно фиксировать внимание на деталях воспоминания, на эмоциональном отношении к происходящему в детстве, к особенностям людей, представленных в воспоминаниях. Интерпретация воспоминания психологом проводится в психоаналитическом ключе. Использование этого метода дает материал для понимания того, как формировался жизненный стиль родителя.
Психотехнические средства коррекционной работы в семейном конс-и. Особенности коррекции в различных направлениях и психологических школах
Непосредственно семейная психотерапия начинается, когда психотерапевт, изучив семью и установив семейное нарушение, организует воздействие на семью и её отдельных членов с целью достижения желательных изменений в их жизни. При этом возникают проблемы и задачи, которые условно разделяют на 3 группы (Эйдемиллер, Юстицкис): формирование правильного отношения семьи к семейной терапии; общие вопросы проведения терапии; наконец, методики семейной психотерапии.
Формировать позитивное отношение к процессу семейной психотерапии необходимо, хотя и непросто для членов семьи – её участников, вследствие причин организационных, эмоциональных и интеллектуальных. Поэтому психотерапевту надо формировать сильную и устойчивую мотивацию к участию в психотерапии.
Как правило, первая встреча является определяющей для дальнейшего – во время её выясняется степень сложности проблем, с которыми сталкивается психотерапевт, а клиенты (член семьи) получают первое представление о семейной психотерапии и решают, продолжать ли в ней своё участие. Вообще, задача психотерапевта в ходе первой встречи – помочь клиенту в короткий срок понять, что необходима серьёзная и длительная работа и что от него потребуются активность и чувство ответственности за успех психотерапии. Поэтому необходим хорошо разработанный план первой встречи с членом семьи. Сначала психотерапевт должен ознакомиться с проблемами клиента, актуализировать его эмоциональные переживания, связанные с семьёй и т.д., дать клиенту увидеть совокупность фрустраций, с которыми он имеет дело в повседневной жизни. Дальнейшая задача психотерапевта – создание у клиента представления о том, что семейная психотерапия даст возможность найти решение его проблем, т.к. последний ещё плохо представляет себе семейную психотерапию. Психотерапевт должен использовать состояние клиента для создания мотивов к участию в психотерапии, а так же, что не менее важно, проработать мотивы, препятствующие участию, увидеть будущие сложности и найти пути для их решения. Ещё один важный аспект этой встречи – сформировать у клиента активный интерес к самому содержанию психотерапевтической деятельности, чтобы избежать в будущем ситуации, когда клиент пассивно ждёт помощи от психотерапевта. Вместо этого он настраивается на активный поиск решения своих семейных проблем с помощью психотерапевта.
Способ организации и проведения семейной психотерапии не должен определяться “научными воззрениями” семейного психотерапевта. В идеале выбор способа организации семейной психотерапии должен зависеть от особенностей семьи. Также любой семейный психотерапевт должен быть в равной мере готов к применению самых различных стилей психотерапии (и их смены) в зависимости от семьи, отдельных её членов, её проблемы и семейных условий. Возможно, что с одним членом семьи предпочтителен авторитарный стиль, с другим – недирективный. Итак, ответ на все эти стоящие перед психотерапевтом вопросы зависит от всей совокупности условий.
Далее рассматривается вопрос, какие методики семейной психотерапии наиболее применимы. Методика семейной психотерапии – это типовая совокупность действий, с помощью которых психотерапевт решает определённую психотерапевтическую задачу. Семейная психотерапия за время своего развития приобрела большое число различных техник, пришедших из опыта вновь появившихся школ. Перечислю основные виды психотерапевтических техник, наиболее широко применяемых в семейной психотерапии.
Директивы (или указания) – это прямые, конкретные указания о необходимости определённых действий со стороны всей семьи или отдельных её членов для того, чтобы они добились своих целей. Это могут быть указания сделать что-то; делать что-то иначе, чем до сих пор; не делать что-то, что делали до этого. В случае так называемой парадоксальной директивы истинная её цель противоположна провозглашаемой. Эффективность применения директив решающим образом зависит от правильности её применения, требует тщательного изучения семьи, психотерапевтического воздействия на семью примером самого психотерапевта, а главное, достаточного авторитета психотерапевта.
Метод семейной дискуссии тоже широко применяется в практике семейной психотерапии. Во время её проведения члены семьи обсуждают широкий круг проблем, касающийся её жизни, и способы решения различных семейных вопросов. Дискуссия можно преследовать многочисленные цели: например, исправление неправильных представлений о семейных взаимоотношениях или обучение членов семьи методам дискуссии. Управление дискуссией требует от психотерапевта должного умения. В числе основных приёмов, используемых при ведении семейных дискуссий, называются эффективное использование молчания, умение слушать, обучение с помощью вопросов, повторение, обобщение, конфронтация с определённым мнением или членом семьи и т.д.
Подчас выясняется, что у членов семьи недостаточно развиты те навыки и умения, необходимые для успешной семейной жизни; в ходе семейной психотерапии эти недостающие навыки формируются с помощью разнообразных психотерапевтических техник, специальных упражнений и “тренировок”: формирование версионного мышления, проигрывание семейных ролей и т.д. Общий их принцип состоит в том, что перед членом семьи ставится определённая задача, например, в виде умения или навыка, который он должен сформировать, и сообщается критерий, с помощью которого он судит о том, удалось ли ему (ей) справиться с заданием.
Методы психологической коррекции и психотерапии многообразны и выбор их зависит от того, какова проблема, к какой психологической школе принадлежит психолог, какого подхода он придерживается.
1. Поведенческий подход. В рамках этого подхода отклонения трактуются соответственно принципам бихевиоризма. Психологическая коррекция и психотерапия связываются с необходимостью формирования оптимальных поведенческих навыков. При этом используются методы, условно относящиеся к трем основным группам. 1) Методы контробусловливания предполагают разрыв установившейся нежелательной связи между условным раздражителем и реакцией или замена этой реакции новой. 2) Оперантные методы базируются на принципах, обоснованных Б.Скиннером. В основе этих методов лежит система наград, которые получает клиент за те действия, которые терапевт считает желательными.
К третьей группе относятся те методы, которые опираются на взгляды социобихевиористов, согласно которым человек научается через наблюдение.
2. Деятельный подход предполагает коррекцию за счет организации специального обучения, в ходе которого подвергающийся коррекции человек овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне осуществить контроль и управление внутренней и внешней активностью.
3. Когнитивистский подход. Он основывается на теории «личностных конструктов» Дж.Келли, который высказал предположение о том, что главным является то, какими средствами располагает человек для описания мира, для прогнозирования будущих событий. Сюда могут быть отнесены различные методы нейролингвистического подхода, основанного на изменении поведения путем использования различных систем представления информации у человека. Этот подход претендует на роль метасистемы современной психотерапии.
4. Психоаналитический подход. Общая направленность терапии — помочь клиенту выявить неосознаваемые причины тягостных переживаний и болезненных проявлений. Конкретные методы психоаналитической работы варьируются в зависимости от конкретного направления. Так, для З.Фрейда основным был катарсический метод (катарсис, т.е. «очищение»), который связывался с тем, что человек заново переживает травматические события детства и может отреагировать на те чувства, которые подавлялись. Для К.-Г.Юнга основным был метод «активного воображения». Для К-.Хорни ведущим являлся метод совместного с клиентом анализа жизненного пути (без глубокой проработки эмоциональных проблем) и определения реалистических целей. Для «трансактного анализа» (Э.Берн) цель терапии — освободить человека от тех зависимостей, которые обретены им в детстве и направляют его в качестве своеобразных предписаний, заставляя «играть в игры» (т.е. вести себя во взаимодействиях с другими так, чтобы извлекать определенные психологические выгоды, подкрепляя позиции «Ребенка» и «Родителя». В результате, возникает интеграция «эго-состояний» — «Ребенка», «Родителя» и «Взрослого» — за счет ориентации на последнего).
5.Экзистенциально-гуманистический подход. В рамках этого подхода подчеркивается важность проблем человеческого становления и ответственности человека за свое становление.
6.Психодрама (Я.Морено). При этом подходе участники группы моделируют в театрализованной форме ситуации, предлагаемые одним из участников в виде рассказа о событиях его жизни или сновидениях. Сам рассказчик может быть и актером, и зрителем. Важным условием является доброжелательность группы, спонтанность поведения и импровизация. «Проживая важные ситуации человек, по-новому осознает проблемы, поведение, отношения к событиям, ценностям, конкретным людям, открывает новые возможности построения отношений и самореализации. Большое значение имеет катарсис, возникающий при реагировании на внутренние конфликты, выявляющиеся в ходе психодрамы. Элементы психодрамы широко используются в других направлениях психотерапии.
7. Телесно-ориентированный подход не является единой теоретической платформой. Основателем этого подхода является В.Райх. Согласно представлениям Райха, сдерживание энергии приводит к образованию так называемого «мышечного панциря». Так как душа и тело едины, то можно, «распуская панцирь», помогать человеку в высвобождении энергии и, тем самым, облегчать душевные страдания людей. Основные приемы при этом связаны с массажем и дыханием, а также двигательными и голосовыми упражнениями различного типа. Продолжателем идей В. Райха явился Александр Лоуэн, по мнению которого, основная цель терапии — возвращение человека к его «первичной природе», т.е. к состоянию искреннего удовольствия, свободы телодвижений, раскрепощению тела, включению тела в жизнь.
8. Психосинтез как направление психотерапии связан с именем Роберта Ассаджоли, который начинал свою работу в Италии как психоаналитик. Различие психоанализа и психосинтеза состоит в том, что в рамках концептуальных построений психосинтеза выделяются семь составляющих в структуре личности: низшее бессознательное (инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и др.); среднее бессознательное (мысли, чувства, которые легко могут осознаться, аналог фрейдовского предсознательного); высшее бессознательное, или сверхсознание (высшие чувства и способности — интуиция, вдохновение); поле сознания — анализируемые мысли, чувства, побуждения; сознательная самость — Я — точка ясного осознавания; высшая самость — своего рода «внутренний бог». Важную роль в психосинтезе играет понятие субличностей — как бы независимых личностей внутри нас. В процессе терапии человек узнает о различных составляющих своей личности, научается отличать их от самого себя при помощи специальных процедур, благодаря чему возможно расширение поля сознания до всего объема бессознательного и постепенного открытия своего объединяющего психологического центра. Психосинтез означает кульминацию самораскрытия, самореализации и интеграцию вокруг нового центра.
9. Трансперсональный подход. Ведущий теоретик этого направления Станислав Гроф, признает «значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания» и готовности для психотерапевта последовать за клиентом в новые сферы опыта. Сам Гроф отмечал связь своих представлений с концепциями К.-Г.Юнга, Р.Ассаджоли, А. Маслоу.
10. Гештальттерапия. Это направление исходит из идеи о том, что причиной различных психических отклонений (в первую очередь, неврозов) является незавершенность некоторых психических образований (гсштальтов). При этом цель психотерапии — завершить гештальты. Этот подход имеет много заимствований по методам из других направлений.
1. Суггестивные методы: Гетеросуггестивные (внушение на яву, гипноз, внушение во сне); аутосуггестивные (Аутогенная тренировка Шульца, йога, мышечная релаксация Джекобсона, произвольное самовнушение по Куэ)
2. Поведенческие методы: Методы семейной терапии . Методы игровой терапии . Психодрама . Музыкогерапия . Библиотерапия . Арт-терапия
3. Психодинамические методы
. Методы индивидуальной терапии А. Адлера
. Методы психоаналитической терапии З.Фрейда
. Методы психоаналитической терапии К.Юнга
. Методы транзактного анализа Э. Берна
4. Экзистенциально-гуманистические методы: Методы клиент-центрированной терапии К.Роджерса Методы логотерапии В. Франкла Методы гештальт-терапии
Техники, связанные с изменением деструктивных реакций и поведения клиента.
Источник