Методы профилактики эмоционального выгорания социальных работников

Эмоциональное выгорание сотрудников соцсферы: как восстановиться

Всемирная организация здравоохранения официально признала эмоциональное выгорание заболеванием. Как и у любой болезни, у выгорания есть симптомы, причины и меры профилактики. Причины кроются как в личных качествах человека, так и в неправильной организации работы коллектива в учреждении. В статье разберем 6 основных причин выгорания и способы их устранения.

Сотрудники социальной сферы сильно уязвимы перед эмоциональным выгоранием, потому что они постоянно взаимодействуют с людьми. Не зря говорят: “Эмоциональное выгорание — плата за сочувствие”. Руководителю социальной организации важно заниматься профилактикой выгорания, чтобы не потерять ценных сотрудников, сохранить их интерес к работе и эмоциональное здоровье.

Выгорание подкрадывается незаметно. Сначала у человека портится настроение на работе и побаливает голова, потом он перестает улыбаться коллегам и раздражается по любому поводу на работе и дома. На финальной стадии он теряет интерес ко всему, с отвращением думает о работе, которую любил месяц назад, и ищет утешение во вредных привычках.

1. Новичок в шоке от адаптации. Решение — наставничество

Когда сотрудник только приходит в социальную организацию, он с “горящими глазами” погружается в работу и старается выполнять задачи со всей ответственностью. Спустя какое-то время он расстраивается, что результаты работы не оправдывают его ожиданий. Например, психолог верил, что поможет клиенту добиться позитивных изменений в жизни и прикладывал все усилия для этого, а на деле клиент стоит на месте. Новый сотрудник еще не знает, что клиенты бывают разные и не всем можно помочь, и начинает накручивать себя и сомневаться, что эта работа вообще для него.

Как помочь сотрудникам?

Организуйте систему наставничества. Задачи наставника:

  • Постепенно включить новичка в работу, и показать реальную картину, развеяв ложные ожидания;
  • Ответить на все вопросы новичка и поддержать в случае трудностей, установить доверительное открытое общение;
  • Обсудить с новым сотрудником причины и симптомы выгорания, чтобы пресечь его на первых этапах зарождения;
  • Закрепить за новичком супервизора, который будет наблюдать за его работой, исправлять ошибки и обсуждать его сильные и слабые стороны.

Супервизия нужна не только новичкам, но и опытным специалистам, чтобы оценивать их работу и мотивировать к профессиональному росту.

2. Негативные клиенты. Решение — релаксация

Социальные сотрудники каждый день “варятся” в проблемах своих клиентов. Есть особенные клиенты, которые жадно выкачивают всю энергию из сотрудника и заполняют освободившееся место негативом. Тогда сотрудник приходит к новому клиенту в истощенном состоянии, его продуктивность падает, а стресс нарастает.

Как помочь сотрудникам?

Негативных клиентов не избежать, поэтому обучите сотрудников полезной технике, как отстраниться от негатива, который выплескивает клиент:

Представьте перед собой озеро. Тихая вода, вокруг ни души… Посередине озера стоит лодка. Мысленно посадите негативного клиента в лодку и отправьте его плавать. Наблюдайте, как лодка все дальше удаляется от вас вместе со всем негативом.

Любой клиент забирает у специалиста эмоциональные силы. Создайте условия, чтобы ваши сотрудники восстанавливались при необходимости. Для этого нужно предусмотреть индивидуальную и групповую релаксацию во время рабочего дня:

  • Установите плановые тайм-ауты, чтобы можно было на время менять характер решаемых задач, получать передышку от общения с клиентами;
  • Порекомендуйте сотрудникам использовать быстрые методы расслабления: сделать 10 вдохов выдохов, выпить стакан воды, сделать короткую медитацию, принять душ, включить успокаивающую музыку, сделать расслабляющую гимнастику, поочередно до максимума напрягать части тела и расслаблять их;
  • Продумайте групповые тренинги для расслабления.

Все участники рисуют солнце. На каждом лучике сотрудник дополняет фразу: «В трудную минуту ресурсом для меня является…».

3. Неподходящий режим рабочего дня и образ жизни. Решение — планирование

Некоторые руководители забывают, что его сотрудники не роботы. В результате коллектив задерживается после 21.00, остается без полноценного обеда, в погоне за прибылью берет много клиентов или работает без выходных и отпуска.

Читайте также:  Депрессия если бросил пить

Как помочь сотрудникам?

  • В течение дня переключать сотрудников с одной задачи на другую;
  • Равномерно распределять нагрузку;
  • Следить, чтобы сотрудники отгуливали весь отпуск и все выходные;
  • Установить гибкий график работы, чтобы сотрудники могли включаться в работу в свои личные часы продуктивности.

4. Нездоровая атмосфера в коллективе. Решение — тренинги

Специалисты развиваются и растут в коллективе, который дает им одобрение, поддержку и хорошее настроение. Каждый должен чувствовать себя частью сплоченной команды. Бывают организации, где сотрудники конкурируют друг с другом, поддерживают только формальные отношения или вообще изолируются от группы. Постоянные конфликты висят грузом между коллегами и мешают социальной поддержке.

Как помочь сотрудникам?

Руководителю нужно работать над позитивным климатом коллектива. Для этого важно проводить групповые тренинги, делать ежедневные неформальные планерки, формировать единую корпоративную культуру, давать совместные рабочие задачи.

Пример упражнения для сплочения коллектива:

Каждый участник по очереди отвечает на вопрос:
— Что я хочу подарить тому, кто сидит рядом?

Он называет подарок, который по его мнению порадует коллегу. “Обладатель” подарка благодарит и объясняет, понравился ли бы ему этот подарок и почему.

5. Нет мотивации. Решение — поощрение

Каждый сотрудник хочет чувствовать собственную значимость на работе и понимать, что руководство ценит его труд и мнение. Иначе он будет ощущать бесполезность и потеряет мотивацию.

Как помочь сотрудникам?

Руководителю следует показывать благодарность и ценность сотрудника не только выплачивая зарплату:

  • Благодарить за работу лично словами и грамотами;
  • Выплачивать премии за проявленную инициативу;
  • Разработать карьерный план с каждым сотрудником;
  • Отправлять сотрудников на обучение и повышение квалификации;
  • Давать сотрудникам управленческие задачи.

6. Личные особенности человека. Решение — тщательный отбор на должности и саморазвитие

Есть люди, которые больше других подвержены выгоранию. Например, люди:

  • с низкой самооценкой,
  • с нездоровым поведением в стрессовых ситуациях,
  • со слабой выносливостью,
  • с проблемами в семье и деньгах,
  • на неподходящей работе,
  • без четких приоритетов и системы внутренних ценностей,
  • интроверты и перфекционисты.

И в то же время устойчивы к выгоранию люди с высокой самооценкой и хорошим здоровьем, открытые и общительные, способные формировать в себе позитивные установки и ценности.

Как помочь сотрудникам?

Вакансии социальной сферы предъявляют завышенные требования к кандидатам. Принимая людей на работу, делайте отбор не только по профессиональным навыкам, но и проверяйте перечисленные выше личностные качества.

Текущих сотрудников отправляйте на тренинги по профилактике выгоранию и проводите упражнения для определения эмоционального состояния.

По моему сигналу начинайте отсчитывать в уме одну минуту. Я засекаю ее по секундомеру. В какой-то момент я подниму желтый шар, через некоторое время синий. Вы продолжайте отсчитывать, пока не досчитаете свою минуту.

Если вы остановились до желтого шара, значит ваша минута длилась меньше 45 секунд — это признак сильной тревожности.

Если вы остановились во время поднятия желтого шара, ваша минута длилась 45-55 секунд — это легкая тревожность.

Если вы закончили отсчет минуты с поднятием синего шара, ваша тревожность в норме.

Опрос на определение причины выгорания

Ответьте честно на вопросы и обсудите ответы с руководителем:

  1. Какие стрессы и кризисы я переживаю на данном этапе жизни?
  2. Что мне помогает справиться со стрессом?
  3. К какому контингенту относятся мои клиенты?
  4. Сколько клиентов в день я принимаю? А в неделю?
  5. Есть ли клиенты, с которыми мне больше нравится работать? Почему?
  6. Соответствует ли моя работа моим внутренним ценностям?
  7. Мне нравится моя работа? Она мне подходит и я чувствую себя компетентным в ней?
  8. Поддерживают ли меня коллеги и супервизоры?
  9. Что меня больше всего задевает?
  10. Как общество относится к работе, которой занимаюсь я и моя организация?

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Источник

Коррекция эмоционального выгорания у сотрудников социальной сферы

Наталья Устюжанина
Коррекция эмоционального выгорания у сотрудников социальной сферы

Читайте также:  Как пережить психологический стресс

Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника. Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом.

Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойствен, как и другим специалистам, работающим в системе «человек — человек», так называемый синдром «эмоционального выгорания».

При рассмотрении теоретических предпосылок коррекции эмоционального выгорания у сотрудников социальной сферы были выделены стадии, симптомы и диагностика эмоционального выгорания[1].

Делая анализ литературных данных, можно сказать, что исследователи, изучая синдром «эмоционального выгорания» рассматривали его как результат влияния комплекса стрессогенных факторов и как, выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Анализ исследований синдрома «психического выгорания» показывает, что основные усилия психологов были направлены на выявление факторов, вызывающих выгорание. Обе группы факторов связаны между собой. С одной стороны, длительное психотравмирующее воздействие объективных факторов может приводить к изменениям, деформациям профессионала. С другой стороны, субъективные факторы особенно негативно проявляют себя, именно при дополнительном воздействии объективных факторов. Синдром профессионального «выгорания» — ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения.

В данном сообщении представлен случай консультирования сотрудника социальной сферы: возраст – 50 лет, пол — женский, стаж работы в профессии -30 лет. Профессия — провизор. Место работы — аптека от склада. Образование – высшее. Детей нет. В браке не состоит. Официально не трудоустроена.

В данном случае клиент обратился на консультацию с запросом отвращения к работе, усталостью, нехваткой сил и постоянным желанием – спать. Таким образом,из анализа данной ситуации сложился вывод: что клиент «выгорел» на работе.

Была разработана программа коррекции индивидуально для клиента по методикам арт-терапии[3] и коучинга, расчитананная на три недели. В программу входит шесть занятий по 60 мин.

Целью эмпирической программы является коррекция эмоционального выгорания у сотрудника социальной сферы.

Для проведения эмпирической программы коррекции была подобрана «Диагностика эмоционального выгорания личности» В. В. Бойко.

Краткое описание данного метода исследования:

Методика Бойко направлена на выявление синдрома «Эмоционального выгорания» позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить,к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения»[2]. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры.

Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания«. Уровень эмоционального выгорания оценивается по 12 шкалам,которые группируются в соответствии с тремя фазами: «Напряжение», «Резистенция» и «Истощение».

В ходе реализации коррекционной работы нами была проведена

«Диагностика эмоционального выгорания личности» В. В. Бойко.

Результаты входящей диагностики показали, что у испытуемой фазы формирования синдрома «выгорания» сформировались. Фаза «Напряжение», «Резистенции» и «Истощения» в сформированной стадии.

В фазе «Напряжения»доминируют симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, «загнанность в клетку», тревога и депрессия.

В фазе «Резистенции»у испытуемой доминируют: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, расширение сферы экономии эмоций и редукция профессиональных обязанностей, а симптом – эмоциональная нравственная дезориентация – складывающийся. И последняя фаза «Истощение»,в ней доминируют симптомы: эмоциональная отстраненность и личная отстраненность;а симптомы: эмоциональный дефицит и психосоматические нарушения – складывающиеся симптомы.

Таким образом, мы видим, что у испытуемой все фазы развития стресса сформировались.

Для проведения коррекционной программы были разработаны индивидуальные занятия по арт-терапии и коучингу. Цель занятий была направлена на гармонизацию эмоционального состояния, как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности и личностного роста; «проработку» эмоций и чувств, в том числе подавляемых; психопрофилактику негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение, содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств. А также

Читайте также:  Как называется эмоция с закатыванием глаз

формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья через овладение способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.

Результат проведенной коррекционной работы показал, что у испытуемой после проведения итоговой диагностики фазы формирования синдрома «выгорания» «Напряжение» и «Истощения» перешли в фазу не сформированности.

А фаза «Резистенции» в стадию формирования.

По результатам проведения Эмпирической программ коррекции эмоционального выгорания у сотрудника социальной сферыбыли сделаны определенные выводы:

Первое – важность программы, второе – эффективность.

Изучение синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников, важно в современной жизни. Особенно актуальна данная проблема в сфере социальной работы. Он в первую очередь угрожает людям, работающим напряженно и с большой эмоциональной нагрузкой, что в полной мере можно отнести к работникам аптеки, как к руководителям, так и к первостольникам. Человек, преследуя карьерные и профессиональные цели, с головой уходит в работу, стремится покорять все новые рубежи своего дела, приходит раньше и уходит позже окончания рабочего дня, работает в выходные. Служебные дела постепенно вытесняют остальную жизнь. В результате абсолютного погружения в работу совсем не остается времени на себя. Накапливается физическая усталость, а потом — моральная и психологическая.Организм начинает подавать опасные сигналы: хроническая усталость и недосыпание, постоянные головные боли, апатия, непроходящее плохое физическое самочувствие.Но всему этому не придается значения: мол, на пенсии отдохнем.

По некоторым данным, СЭВ страдает до четверти работающих людей в мире. И в России, в условиях жесткой профессиональной конкуренции, ситуация не лучше. Как не упустить опасный момент, не проглядеть симптомы надвигающейся болезни? Изучаемая в работе проблема, на наш взгляд, представляется очень важной, так как «эмоциональное выгорание «оказывает негативное влияние не только на самих социальных работников, но и на их деятельность и самочувствие, и на тех, кто находится рядом c ними.

По итогам реализации коррекционной программы мы видим, что результаты итоговой диагностики испытуемой значительно улучшились.

1. 4. Баробанова М. В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания». Учебное пособие. — М. : Педагогика, 2005. — 527 с. 30.

2. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996

3. Киселева М. В, Кулганов М. В.Арт-терапия в психологическом консультировании: учебное пособие – CПб. :Речь, 2014.- 64с.

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов Мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Профилактика эмоционального выгоранияТренинг для педагогов Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания и снятие психоэмоционального.

Консультация «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками. Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности,.

Психологический практикум «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Уважаемые коллеги! Мой интерес к синдрому профессионального выгорания вызван тем, что значительно увеличилось число педагогов, психологов,.

Консультация «Синдром эмоционального выгорания воспитателя» Немного из истории Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатором Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Н. Н. Арсенина педагог-психолог Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Важнейшее условие духовного роста педагога.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: — познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Тренинговое занятие для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Цель: формирование позитивного мышления у участников образования. Задачи: • Создать условия для изучения данного вопроса; • Познакомить.

Источник

Оцените статью