Методы морально эмоциональной поддержки оптантов
14 — методы активизации самопознания клиента (фор, мирование готовности оценивать других людей по определенным критериям, формирование готовности к самооценке, готовности оценивать различные ситуации самоопределения и др.).
Методы морально-эмоциональной поддержки:
1 — группы общения (в профориентации чаще исполь зуются для создания благоприятной атмосферы взаимо действия, но не для решения собственно профконсультационных проблем); своеобразным развитием подобных групп применительно к профориентационной проблемати ке стали «Клубы ищущих работу» и их всевозможные мо дификации, где на фоне благоприятной психологической атмосферы удается более эффективно рассматривать и собственно профориентационные вопросы;
2 — тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных де ловых контактах);
3 — сложные методы индивидуальной и групповой пси хотерапии (НЛП, гештальтгруппы, логотерапия и др.) иногда позволяют лучше осознать клиенту смысл выбирае мой деятельности или смысл самого процесса самостоя тельного решения проблем, связанных с самоопределени ем (требуют особой подготовки профконсультанта);
4 — «пламенные» публичные выступления, несмотря на некоторое ироничное к ним отношение, при умелом ис пользовании могут сформировать серьезную мотивационную основу самоопределения у ряда клиентов;
5 — профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотре нинга;
6 — личное обаяние профконсультанта (то, что от при роды и то, что можно самостоятельно в себе развивать);
7 — различные положительные (успешные) примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант для повышения уверенности клиента в принци пиальной возможности разрешения своих проблем;
8 — «праздники труда», повышающие престиж конкретных профессий (естественно, при умелой организации j, учете специфики той аудитории, для которой такой праздник организуется, то есть чтобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не «торжественное меропри-
Источник
Типы профконсультаций
1. Ранняя, детская консультация. Это консультация родителей и воспитателей по формированию положительного отношения к труду, а также – по выбору кружка или спецшколы.
2. Профориентация и профконсультация в годы учебы в школе — подготовка к выбору, формирование ценностно-смысловой и операциональной основы самоопределения, когда у школьника формируется представление об основных действиях по выбору и реализации своих жизненных целей.
3. Профконсультация учителей. важно организовать реальное сотрудничество с учителями (особенно с классными руководителями и учителями труда), при котором удалось бы распределить некоторые функции в профориентационной помощи подростку.
4. Профконсультация родителей. важно быть готовым выслушивать собственные проблемы родителей, постепенно выводя их на уровень реального сотрудничества, предполагающего согласование и распределение усилий по оказанию помощи своим детям.
5. Профконсультация старшеклассников и выпускников школ — главная особенность этого типа профконсультации — помощь в конкретном выборе, а также — уточнение и перепроверка выбора.
6. Помощь абитуриентам в уточнении специальности (или факультета, кафедры) уже выбранного учебного заведения.
7. Профотбор на профессии с особыми условиями труда — операторские, военные, летные. Часто проводится с использованием психофизиологической аппаратуры и предполагает разработку тестовых норм для конкретных трудовых постов.
8. Профконсультация безработных при смене работы предполагает:
а) выбор новой профессии и нового места работы;
б) выбор конкретной работы и места ее приобретения. Важно учитывать прошлый опыт взрослого клиента. Часто приходится предлагать непривлекательные варианты (акцент переносится не на выбор, а на помощь в обретении смысла в непривлекательном варианте…).
9. Профконсультация работников кадровых служб предприятий, организаций, учебных заведений. Главная проблема многих кадровых работников – недостаток такта при общении со своими клиентами. Перспективными здесь представляются различные коммуникативные тренинги с моделированием ситуаций собеседования при приеме на работу или при решении различных трудовых споров.
10. Профконсультация подростков и взрослых инвалидов. Особое требование – компетентность при использовании методов клинической психологии. Очень важен особый такт при работе с данными категориями клиентов.
11. Ретроспективная профконсультация, когда уже взрослый человек стремится осмыслить всю свою жизнь или важный отрезок жизни. Если жизнь прожита неудачно, то не всегда следует говорить такому клиенту правду. Иногда для некоторых людей бывают полезны и иллюзии, что их жизнь все-таки удалась (это особенно важно для старых и пожилых клиентов…).
Общая классификация методов профессиональной консультации выглядит следующим образом:
- информационно-справочные методы
· экскурсии на предприятия и в учебные заведения;
· встречи со специалистами;
· просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
· система профориентационных уроков;
II. диагностические
- беседы-интервью закрытого типа;
- открытые беседы-интервью (с возможностью отвлечения от заготовленных вопросов);
- опросники профессиональной мотивации;
- опросники профессиональных способностей;
- личностные опросники – MMPI, темперамента по стреляу, айзенка, русалова
- проективные личностные тесты – люшера, праздники
- наблюдение;
- сбор косвенной информации о клиенте (от знакомых, родителей, друзей, педагогов, других специалистов);
- исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (работа с испытательным сроком);
- методы морально-эмоциональной поддержки клиента;
- группы общения (используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия);
- тренинг общения (освоение коммуникативных навыков при приеме на работу, деловых контактах, на экзаменах);
- сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (гештальтгруппы, логотерапия);
- профориентационные активизирующие методы (игры с элементами психотренинга);
- обсуждение и проигрывание ситуаций по формированию эмоциональной устойчивости, морально-эмоциональной готовности к возможным сложностям самоопределения;
- методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития клиента.
- построение цепочки последовательных действий, обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив;
- построение системы различных вариантов действий клиента, позволяющие выбрать наиболее оптимальные варианты перспектив;
- приемы формирования у клиента самостоятельной готовности анализировать различные ситуации жизненного и профессионального самоопределения с помощью имеющихся методов формирования у клиента готовности выделять собственные критерии оценки профессиональных планов и перспектив.
25. Переодизация Д. Сьюпера.
Стадия проф. Развития Сьюпера:
1. Этап роста (0-14 лет) – выстраиваются представления о профессии, осознаются свои интересы, способности
2. Этап разведки (14-25 лет) – апробация своих сил в различных видах деятельности
3. Пробный этап (25-30 лет) – пробует себя в качестве специалиста
4. Этап стабилизации (30-44 года) утверждение как надежного специалиста
5. Этап поддерживания – сохранение достигнутого, упрочнение позиции
6. Этап спада – снижение проф и соц активности
26. Профессионально психологическая консультация и её виды.
Профессиональная консультация — научно организованное информирование о профессиях, предназначенное главным образом для молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу, в целях практической помощи в выборе профессии с учетом склонностей, а также потребностей общества.
- справочная консультация, в ходе которой учащимся сообщается о каналах трудоустройства, требованиях о приеме на работу и учебу, системе оплаты труда, перспективах профессионального роста;
- диагностическая консультация, направленная на изучение личности учащегося, его интересов, склонностей, особенностей с целью выявления их соответствия избираемой или близкой к ней профессии;
- формирующая консультация, имеющая целью руководство выбором учащимися профессии, коррекцию этого выбора, она рассчитана на длительный период времени, предполагает систематическую регистрацию изменений личности школьника в отношении профессионального самоопределения;
- медицинская профконсультация, направленная на выявление состояния здоровья школьника, его психологических свойств в отношении к избираемой профессии, его переориентацию (если необходимо) на другую или близкую к избираемой области деятельность, которая будет больше соответствовать его психофизиологическим данным.
В проведении профессиональной консультации выделяют два этапа — первичная профконсультация и углубленная профконсультация.
Первичная профконсультация — это форма индивидуальной консультации, проводимой с группой, в процессе которой происходит обучение правилам выбора профессии, дается информация о многообразии профессий, об интересах и склонностях. Результатом профконсультации является формирование профплана оптанта, повышение степени осознанности и ответственности выбора.
Углубленная индивидуальная профконсультация основывается на глубоком всестороннем изучении человека: его склонностей, интересов, состояния здоровья и физического развития, уровня и структуры внимания, типа мышления, умелости рук и координации движений, особенностей характера. При этом учитывается мнение учителей и родителей, успешность обучения и особенности референтной группы. Обобщение этих данных дает возможность воздействовать на учащихся не только с целью профориентации, но и развития личности в целом.
27. Психологические особенности профессионального становления личности.
— необходимо рассматривать профессиональное созревание как процесс, длящийся всю жизнь;
— профессиональный путь человека и его основные этапы неразрывно связаны с возрастным развитием и общим становлением личности.
В первую очередь, автора интересовало выяснение индивидом своих склонностей и способностей и поиск подходящей профессии
Стадия проф. Развития Сьюпера:
1. Этап роста (0-14 лет) – выстраиваются представления о профессии, осознаются свои интересы, способности
2. Этап разведки (14-25 лет) – апробация своих сил в различных видах деятельности
3. Пробный этап (25-30 лет) – пробует себя в качестве специалиста
4. Этап стабилизации (30-44 года) утверждение как надежного специалиста
5. Этап поддерживания – сохранение достигнутого, упрочнение позиции
6. Этап спада – снижение проф и соц активности
Источник
Техники морально-эмоциональной поддержки в профориентации Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов
Техники морально-эмоциональной поддержки в профориентации
Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:
v группы общения (в профориентации чаще используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия). Своеобразной формой развития подобных групп применительно к профориентационной проблематике стали «клубы ищущих работу» и их всевозможные модификации, где в благоприятной психологической атмосфере удается более эффективно рассматривать и собственно профориентационные вопросы;
v тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах);
v сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальтгруппы, логотерапия и др.). Иногда они помогают клиенту лучше осознать смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением; эти методы требуют особой подготовки профконсультанта;
v пламенные публичные выступления. Несмотря на некоторое ироничное к ним отношение, такие выступления при умелом использовании могут сформировать серьезную мотивационную основу самоопределения у ряда клиентов. Правда, они могут стать и сильным средством манипуляции по отношению к клиентам;
v профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;
v личное обаяние профконсультанта (то, что от природы, и то, что можно самостоятельно в себе развивать);
v различные положительные (успешные) примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант для повышения уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем;
v «праздники труда», повышающие престиж конкретных профессий (естественно, при умелой организации и учете специфики той аудитории, для которой такой праздник организуется, т. е. чтобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не торжественно-заорганизованное мероприятие).
Профориентационная игра «Эпитафия»
Говорят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: «Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года«, или «Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет».
Далее ведущий спрашивает у группы: «Что на Кавказе считать не умеют? Может, со смыслом делались эти приписки на могильных плитах? А с каким смыслом? Смысл приписок в том, что таким образом односельчане оценивали насыщенность и общую ценность жизни данного человека»
Инструкция.
Сейчас мы совместными усилиями составим рассказ о некотором человека, который в наше время (например, в 1995 году) закончил школу и стал жить дальше, прожив ровно 75 лет. Каждый должен по очереди назвать важное событие в жизни данного человека — из этих-то событий и сложится его жизнь. Обращаю особое внимание на то, что события могут быть внешними (поступил туда-то, поработал там-то, сделал то-то), а могут быть и внутренними, связанными с глубокими размышлениями и переживаниями (например, некоторые люди стали великими, редко выходя из своего дома). Желательно предлагать события, соответствующие реальности (без всяких встреч с инопланетянами и прочими веселыми ребятами-суперменами).
В конце игры каждый попробует оценить, насколько удалась жизнь главному герою, насколько она оказалось интересной и ценной: каждый как бы сделает приписку на могильной плите нашего главного героя, сколько же лет он прожил не по паспорту, а по-настоящему.
2. Ведущий называет первое событие, например: «Наш герой окончил среднюю школу с двумя тройками». Далее остальные игроки по очереди называют свои события. Ведущий должен проследить за тем, чтобы никто не подсказывал и не мешал очередному участнику. Если участников игры немного (всего 6-.8 человек), целесообразно пройтись по второму кругу, т. е. дать каждому участнику возможность назвать и второе событие.
3. Когда последний игрок называет свое событие, предполагается, что главный игрок умирает в 75 лет, согласно условию игры.
4. Ведущий предлагает всем немного подумать и по очереди, пока без каких-либо комментариев, просто сказать, сколько лет можно было бы приписать на могильной плите героя.
5. Все по очереди называют свои варианты (лет, прожитых не напрасно).
6. Далее ведущий предлагает прокомментировать названные годы тем игрокам, которые назвали наибольшее и наименьшее ко* Данный пример в несколько видоизмененном виде взят из книги , Кроника -ческое время личности — Киев: Наукова думка, 1984.
168 Раздел 3. Методики для работы с группой (10 — 15 человек)
Количество лет для главного героя. Здесь возможна небольшая дискуссия, в которой ведущему совсем не обязательно высказывать свою точку зрения (или хотя бы подождать с этим, дав возможность высказаться участникам). Довольно часто, по нашему опыту, многие игроки оценивают судьбу первого героя не очень высоко, называя 20, 30, 45 и т. п. лет (а по паспорту — 75 лет!). Нередко группа высказывает желание «еще разок попробовать». Но часто и после второго проигрывания (даже с несколько иным героем) получается не очень-то интересно. Обычно при втором проигрывании группа начинает излишне фантазировать, и многие потом сами заявляют, что «все это не похоже на правду — чушь какая-то (или «мрак какой-то»). Таким образом, построить интересную жизнь даже в воображении оказывается совсем непросто.
7. Завершить игру можно напоминанием о том, что события бывают внешние и внутренние (нередко игра получается неинтересной как раз потому, что называются в основном внешние события, и жизнь оказывается похожей на биографию для отдела кадров). Ведущий предлагает каждому по очереди назвать какое-нибудь действительно интересное и достойное событие, которое могло бы украсить любую жизнь.
8. Немного подумав, участники’игры по очереди называют такие события. Задача ведущего — не столько критиковать (а многие по прежнему называют внешние события), сколько хвалить игроков, поощряя их вообще размышлять об этом.
9. Можно даже предложить участникам задание на дом: «Если у вас будет соответствующее настроение, то тихо и спокойненько подумайте, какие события могли бы украсить конкретно ваши будущие жизни».
Источник