Методы коррекции эмоционального состояния подростка

Методы коррекции эмоционального состояния подростка

Каждому современному педагогу, которому часто в практике приходится сталкиваться с учащимися, переживающими “трудные времена” (определенные неблагоприятные жизненные условия) или состояние острого горя, наступающего после значимой потери, и каждому родителю необходимо научиться определять наличие симптомов стрессового состояния у детей и овладеть набором специальных приемов и технологий для работы с такими детьми.

Стресс сопровождает человека всю его жизнь

Знаменитый Ганс Селье, канадский биолог и врач, создатель учения о стрессе, говорил: «Полная свобода от стресса означает смерть». Он не считал стресс вредным, а рассматривал его как реакцию, помогающую организму выжить.

Ганс Селье разделял стресс на эвстресс и дистресс. Эвстресс характеризуется положительным влиянием на деятельность человека. Дистресс («distress», англ.— горе, нужда, страдание, недомогание, истощение), напротив производит разрушительные действия в организме человека. Дистресс тоже может повышать адаптационные возможности человека, но все же тормозит его развитие, приводит к истощению сил.

Психологическим стрессом называют состояние повышенного эмоционального напряжения. Возникает оно у человека в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Стресс приводит к разнообразным изменениям в организме, личности и ее отношениях с окружающим миром.

Разные стрессоры, активизируя гормональные системы, приводят к разным типам заболеваний. В медицине различают понятия активный стресс и пассивный стресс. При активном стрессе чаще наблюдаются явления сердечной недостаточности, при пассивном — заболевания, связанные со сбоями в иммунной системе.

Адаптационные возможности человека достаточно велики, поэтому многие незначительные отклонения, возникающие в деятельности организма под влиянием стрессовых ситуаций, легко обратимы.

Но в ситуациях длительного нервного напряжения могут развиться такие болезни, как гипертония, сердечная недостаточность, диабет, язва желудка и др. Отрицательные состояния возникают в том случае, когда нагрузка превышает устойчивость человека к неблагоприятным воздействиям. Небольшой стресс не оказывает разрушительного влияния на здоровье человека и часто мобилизует его резервные и творческие возможности, способствуя соматическому, психическому и личностному развитию.

Какие ситуации вызывают у ребенка стресс?

– Любые значительные, но естественные перемены в жизни ребенка. Например, поступление в детский сад или школу, появление младшего братика или сестренки, переезд, смена школы, развод или повторный брак родителей. Разумеется, разными детьми одна и та же ситуация может восприниматься по-разному.

– Кризисные ситуации (совершенное над ребенком или на его глазах насилие, попадание в зону военного конфликта, акты терроризма, стихийное бедствие, лишившее семью дома или имущества, несчастный случай, болезнь или утрата близкого человека и т.д.). Важно помнить: для ребенка психотравмирующей ситуацией может оказаться незначительное с точки зрения взрослого событие – например, смерть любимого хомячка.

– Обычные жизненные ситуации, связанные с неизвестностью, или отрывом от семьи, или болью. Например, первая поездка в летний лагерь, посещение стоматолога или назначенные врачебные процедуры (уколы, зондирование желудка и др.), обследование в больнице, предстоящая операция. Радостные события так же могут послужить источником стресса. Например, предстоящее свидание или посещение гостей.

– Интенсивные умственные и эмоциональные нагрузки: школьные перегрузки, контрольные, экзамены, тесты, ситуации постоянного соперничества, конкуренции с другими детьми, информационные перегрузки (телевидение, Интернет).

– Неблагополучная обстановка в семье (ссоры родителей, нарушенные отношения самого ребенка с родителями или другими членами семьи), напряженные отношения с одноклассниками, конфликты с учителями.

У взрослого человека рано или поздно складываются свои способы реагирования на конфликты, свои способы борьбы с психическим напряжением. У ребенка такая защита от стресса еще не выработалась.

Основные признаки стрессового состояния у детей

1. Настроение ребенка часто меняется или у него преобладает устойчивое отрицательное настроение.

2. Сон ребенка становится плохим, он с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

3. Ребенок быстро устает после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.

4. Ребенок становится беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.

5. Ребенок проявляет признаки дискомфортного психологического состояния: он рассеян, забывчив, беспокойно непоседлив, у него отсутствует уверенность в себе, своих силах.

6. У ребенка состояние психологического стресса может проявляться в ненаблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

7. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Или у него отмечается стойкая потеря аппетита.

8. Признаками стрессового состояния у ребенка являются также не наблюдавшиеся ранее покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.

9. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.

10. О неблагополучии психоэмоционального состояния ребенка говорят такие признаки, как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность.

Все вышеперечисленные признаки могут свидетельствовать о наличии у ребенка стрессового состояния лишь в том случае, если они не наблюдались ранее. Необходимо также отметить тот факт, что не все эти признаки могут быть выражены явно. Но беспокоиться взрослым нужно начинать уже тогда, когда были замечены некоторые из них.

Читайте также:  Если работа сплошной стресс

Наличие вышеуказанных симптомов говорит о появлении психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии, и на поведении ребенка. Игнорирование их может привести не только к стойким нарушениям в здоровье ребенка, но и отразиться на формировании его личностных качеств.

Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния непосредственной радости и может привести к развитию неврозов. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, они начинают жаловаться на частые головные боли или расстройства работы органов пищеварения, у них может нарушаться ритм сердечной деятельности, отмечаться повышение артериального давления.

В каких случаях ребенку может потребоваться профессиональная помощь?

– если ребенок в течение длительного периода времени не способен полностью управлять своим поведением (он агрессивен, не способен контролировать свои поступки и выражения, вспыльчив, излишне обидчив, плаксив и т.д.);

– если у него наблюдается полное отсутствие проявления чувств (ребенок стал вялым, безразличным ко всему, потерял интерес к занятиям, которые его раньше увлекали и т.д.);

– если ребенок проявляет стойкую потерю аппетита или у него появилась бессонница в течение длительного периода времени;

– если у ребенка появились сильные страхи;

– если у ребенка слишком затянулся процесс переживания острого горя, он не может вернуться к привычному течению жизни, перестроиться к произошедшим с ним изменениям.

Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей

1. Взрослым нужно научиться распознавать наличие у ребенка признаков эмоционального неблагополучия, постараться услышать, как ребенок сигналит о своем перенапряжении, не игнорировать неблагоприятные симптомы, ожидая, что все пройдет само собой.

2. Каждый ребенок имеет определенный лимит физических и психических возможностей. Обязательно нужно изучить особенности конкретного ребенка и беречь его от непосильных нагрузок, умело распределяя и грамотно совмещая их с периодами отдыха для восстановления сил.

3. От стрессовых ситуаций ребенка оградить невозможно. Нужно развивать у него навыки стрессоустойчивости и оказывать ему необходимую поддержку.

Для этого, в первую очередь, нужно научить ребенка не терять оптимистического подхода к жизни ни при каких обстоятельствах. «Прорвемся!», «Нет худа без добра!», «Ну разве это такая большая проблема?» – такие фразы должны прочно войти в лексику ребенка, стать его жизненным кредо. Юмор и вера в свои силы – один из лучших способов профилактики и снятия стрессового напряжения в любом возрасте и у любых людей.

Можно научить ребенка смотреть на трудности в жизни с разных позиций: как бы отреагировал на это любимый герой книги или кино, Мудрец или Супермен. Ребенок должен понять и всегда помнить о том, что встречающиеся в его жизни трудности и проблемы преходящи и обязательно разрешатся, каждая проблема имеет несколько вариантов разрешения, а с ним рядом постоянно есть близкие люди, в любой момент готовые помочь и поддержать его.

4. Как правило, для того, чтобы выйти из состояния стресса, ребенок старается израсходовать избыток выделившихся гормонов, которые обусловили раздражение. Одни дети для этого будут колотить игрушки или посуду, другие – кого-нибудь из окружающих, третьи – бегать, суетиться, кричать или слушать громкую музыку. Иногда дети начинают что-нибудь жевать, часто не чувствуя при этом вкуса пищи.

Не одергивайте ребенка, под страхом наказания заставляя его успокоиться. Такой способ взаимодействия с ним вызовет только дополнительное напряжение. Найдите полезный выход для накопившейся энергии ребенка с использованием физической силы по дому, в классе или на открытом воздухе. Пусть ребенок обязательно занимается активным спортом и почаще играет в подвижные игры с другими детьми.

5. Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в детстве при нарушении при нарушении условий для нормального физического развития. Наукой давно доказана взаимообусловленность физического и психического состояния человека. Ощущение здоровья, своих физических возможностей и телесного благополучия способствует устойчивому чувству внутреннего комфорта.

Ребенку нужно обеспечить максимально комфортные условия труда и отдыха: длительный сон в хорошо проветриваемом помещении, правильно подобранный рацион питания, грамотно распределенные физические и интеллектуальные нагрузки согласно индивидуальным особенностям ребенка. Обязательным условием для оптимально благоприятного развития ребенка должно быть соблюдение специально разработанного для него режима дня.

6. Научите ребенка навыкам мышечного расслабления, приемам ауторелаксации, дыхательным упражнениям, вызыванию позитивных зрительных образов и др. Их можно найти в популярной литературе. Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению дыхания.

Надежные способы снятия стрессового напряжения у большинства людей индивидуальны. Для одних это физическая нагрузка, для других – общение с природой, с близкими по духу людьми или искусством, кто-то наслаждается одиночеством или медитирует.

Помогите ребенку найти свои, индивидуальные способы избавления от чрезмерного эмоционального напряжения.

7. В кризисных ситуациях не пренебрегайте квалифицированной помощью специалистов. В Санкт-Петербурге существуют специальные службы помощи детям и подросткам, телефоны доверия, психологические консультации и другие виды помощи детям и взрослым.

Читайте также:  Как избавится от чувства утраты

В нашем Центре вам и вашим детям может быть оказана высококвалифицированная помощь в виде психологических консультаций, дифференциальной диагностики для определения актуального психического состояния и поиска наиболее эффективных способов разрешения сложившейся ситуации, проводятся занятия по индивидуальной или групповой психокоррекции наблюдаемых трудностей у детей.

Педагог-психолог высшей квалификационной категории
Гюнинен Оксана Владимировна

Источник

Программа по коррекции эмоционального состояния подростков «Мой мир»

Осознание своих целей и желаний, затем — анализ своих реальных возможностей и условий жизни, затем — свободный выбор и принятие на себя ответственности за все последствия выбора, то есть пристальный интерес к самому себе, постоянное соотнесение своих планов с жизненными планами других людей — такая жизнь приносит радость, чувство осмысленности бытия. Человек ощущает себя ответственным за то, как и чем он живет. И основана эта ответственность на глубоком знании себя, своего внутреннего мира.

Источник создания собственного образа мира — чувства, переживания, личные смыслы, которые каждый из нас вкладывает в то или иное знание о мире. Без них наша картина мира была бы безжизненна. Вся известная нам информация о внешнем мире, весь наш опыт его познания, все переживания и чувства, объединяясь, позволяют нам создать свою, личную картину мира. Эта картина постоянно изменяется, пополняется новым знанием и новыми впечатлениями. [6]

В целом, эмоциональные состояния регулируют поведение и мысли человека. Кроме того, они позволяют человеку понять самого себя: что мне нравится и что мне претит? Как я отношусь к тем или иным явлениям и событиям? Что мне дорого и от чего мне легко отказаться? Мы разговариваем со своим внутренним «Я» на языке эмоций и чувств. Правда, этому языку надо еще научиться. Нужно знать о том, какие бывают эмоции и чувства, как они проявляются лично у вас, каковы индивидуальные особенности вашего эмоционального мира. Тогда разговор с самим собой может состояться. [6]

Осознание себя открывает перед ним возможности:

  • узнать себя;
  • оценить себя;
  • изменить себя;
  • принять себя.

Актуальность и главная цель программы — помочь раскрыть собственный внутренний мир, узнать о его свойствах, научиться с ним разговаривать методами арт-терапии. В чем может состоять их помощь? Открытие внутреннего мира, его уникальных свойств — это личная работа каждого. Только сам человек может до конца понять свое Я. Произведения искусства дадут возможность ощутить всю глубину внутреннего мира через сильные, настоящие переживания. Но только работа собственной души позволит каждому из нас заговорить на общем языке с личным «Я».

Основные арт-терапевтические методы, применяемые в программе: фототерапия и музыкотерапия.

Фототерапия связана с лечебно-коррекционным применением фотографии, опирающимся на психотерапевтические отношения. Рассматривание и обсуждение снимков позволяют ребенку выразить свои чувства и представления. При этом, однако, фотография служит лишь инструментом психологического исследования, а контакт со специалистом и использование им различных приемов консультирования выступают необходимым условием и важным фактором психологических изменений.[8]

Фотография стимулирует различные воспоминания, задействует «визуальную память», которая преобладает в раннем детстве. Если в распоряжении подростка имеется несколько или множество фотографий, создаются предпосылки для того, чтобы проследить по ним повторяемость событий и характерных для человека реакций на разные ситуации, что способствует осознанию им своего поведения и источников своих проблем. [3]

Специалисты выделяют одиннадцать психологических функций фотографии. Применительно к подросткам эти функции можно расшифровать следующим образом [8]:

Актуализирующая функция позволяет подростку через фотографию актуализировать либо положительный, либо отрицательный опыт с целью повторного переживания. Эта функция становится особенно важной при депрессии, суицидальных настроениях подростка.

Стимулирующая функция активизирует все сенсорные системы, позволяя преодолеть подростковую сенсорную депривацию. В процессе фотографирования и просмотра готовых снимков у подростка формируются новые представления.

Организующая функция фотографии активизирует творческое мышление и способствует «встраиванию объекта восприятия в систему личных значений».

Благодаря объективирующей функции фотографии подросток осознает свою принадлежность к национальной, социальной, религиозной, культурной или иной группе, и это является основой для самоидентификации.

Отражающая функция фотографии позволит увидеть и понять внутреннюю и внешнюю динамику развития.

Смыслообразующая функция дает возможность подростку увидеть в каких-то событиях жизни новые смыслы, взглянуть на одно и то же событие с разных сторон, обеспечивает альтернативное понимание, устанавливает связь между событиями и внутренним миром.

Деконструирующая функция фотографии решает задачу «освобождения» подростка от ложных, «сконструированных» значений, способствует формированию новой системы значений, отражающих его внутреннюю и внешнюю реальность.

Функция рефрейминга поможет не только реабилитировать свое Я, но и обогатить жизненный опыт. Используя свои фотографии в коллаже или работая с цифровым фото, подросток имеет возможность посмотреть на себя и свою жизнь по-новому, увидеть новые смыслы, реализовать мечты.

Удерживающая функция фотографии помогает отреагировать какие-то жизненные события безопасно. Фотография удерживает чувства, не давая им выплеснуться.

Экспрессивно-катарсическая функция решает задачу повторного переживания события с целью его отреагирования. Рассматривая изображения, относящиеся к тематике своей проблемы, молодые люди освобождаются от тягостных переживаний.

Защитная функция фотографии — обеспечивает возможность не только дистанцироваться от травматичных переживаний, но и частично контролировать их. Контроль над ситуацией и своими чувствами дает ощущение безопасности, столь важной при психологической работе с подростком.

Читайте также:  Воспитание ребенка с нарушением эмоционально волевой сферы

Музыкальное восприятие в сочетании с активизацией зрительных образов (просмотр видеозаписей красивых картин природы, шедевров мировой живописи на фоне музыки) обеспечивает моделирование, реконструкцию психоэмоционального состояния; оказывает сильнейшее психотерапевтическое воздействие на человека, помогает ему выйти из конфликтной ситуации, потрясений. [4]

Музыкотерапия, как направление, решает задачи нормализации психоэмоционального состояния в регулятивном направлении (снятие нервно-психического напряжения, релаксация). Нормализация психоэмоционального состояния посредством восприятия музыки обеспечивается путем выхода человека из отрицательных переживаний, наполнения eго положительными эмоциями, реконструирования его эмоционального состояния, когнитивной сферы. [4]

В качестве проявлений лечебного и коррекционного воздействия этого вида арт-терапии выделяются следующие:

  • регуляция психоэмоционального состояния;
  • повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
  • облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции;
  • активизация творческих проявлений. [4]

В данной программе музыкотерапия применяется как интегративное средство, создающее общее терапевтическое пространство совместно с фототерапевтическими техниками.

Основной целью фототерапии и интегративной музыкотерапии в представленной программе, является коррекция как психофизиологических и психоэмоциональных нарушений, так и повышение резервных возможностей организма в целом.

Принципы психолого-педагогического воздействия

Коррекционная программа никоим образом не может быть программой усредненной, обезличенной или унифициронной. Напротив, через оптимизацию условий развития и доставление ребенку возможностей для адекватной широкой ориентировки в проблемной ситуации она создает максимальные возможности для индивидуализации пути развития подростка и утверждения его «самости». В программе учитывается принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей участника, через создание условий для проецирования личных глубинных образов и отражения истинных чувств и переживаний.

Принцип комплексности методов психологического воздействия программы заключается в использовании наиболее близких и подходящих друг другу арт-терапевтических техник, которые дополняют друг друга, и помогают участнику глубже прочувствовать, заглянуть в свой внутренний мир. [2]

Принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий. В процессе занятий участник учится входить в свой внутренний мир и общаться с ним через зрительные образы, закрепляя это состояние с помощью визуализации. Психологом дается установка сохранить образы, вызвавшие наибольшие положительные эмоции, и использовать их для коррекции своего эмоционального состояния в дальнейшем.[2]

Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые задания и упражнения, предъявляемый материал подобраны таким образом, чтобы создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно завершается на позитивном эмоциональном фоне.

Программа выстраивает индивидуальную модель коррекции, которая включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития подростка, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека. [2]

Ожидаемый эффект от использования программы

Коррекционная работа по программе направлена на качественное преобразование устойчивости эмоционального состояния, а также на развитие коммуникативных и адаптивных способностей подростка.

Диагностический инструмент для определения эффективности работы по программе: проективные цвето-диагностики эмоционального состояния Люшера и эмоционального статуса личности Дорофеева.

Цель программы: стабилизация психо-эмоционального состояния подростка.

Задачи:

  • Регуляция психоэмоционального состояния;
  • Снятие эмоционального напряжения.
  • Улучшение самочувствия.

Оборудование, материалы: электронная рамка с набором фотографий и специально подобранным музыкальным рядом.

Курс рассчитан на 12 индивидуальных занятий с подростком. Время занятия 20-30 минут. Во время занятия для просмотра на электронной фото-рамке предлагается набор фотографий, соответствующий теме занятия (фотографии природы, пейзажей, природных явлений). Время смены кадра — 5 секунд, достаточное для того, чтобы рассмотреть изображение и не снизить интереса к видеоряду. Во время просмотра звучит спокойная, приятная музыка (классическая, инструментальная, звуки природы).

Часть 1. Беседа с подростком о релаксации. Релаксация — как способ снятия напряжения, улучшения настроения.

Часть 2. Просмотр подростком под музыку видеоряда, без разговоров и комментариев. Время просмотра 10-15 минут.

Часть 3. Выбор фотографии, которая наиболее понравилась и запомнилась. Рефлексивная беседа с подростком об этом месте, о его ощущениях чувствах, о его желаниях, о возможности мысленно возвращаться в это место, когда захочется расслабиться и отдохнуть.

После занятия педагог сохраняет копию выбранной фотографии в отдельной папке в компьютере для заключительного занятия, а также для диагностики и наблюдения за эмоциональным состоянием воспитанника.

На заключительном занятии, на фото-рамке просматриваются только выбранные подростком во время предыдущих занятий фотографии. Проводится беседа о мире вокруг нас, который мы выбираем сами; насколько этот образ мира зависит от наших чувств и переживаний, и наоборот. Подростку предлагается изменить этот «мир», если что-то в нем не устраивает (заменить фотографии). Если этот «мир» принимается полностью, то запомнить его, унести с собой в своих мыслях, чтобы возвращаться в него, когда в этом есть необходимость.

Источник

Оцените статью