Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ
Марина Критинина
Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ
ГОКУ «Школа – интернат р. п Квиток»
«Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ».
Воспитатель: Критинина М. П.
Благополучие детей с ограниченными возможностями здоровья, зависит от их умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, выстраивать межличностные отношения в процессе трудовой деятельности и в личной жизни, от умения создавать свой быт, организовывать досуг. В неблагоприятных условиях, при отсутствии специальной педагогической и психологической помощи, в ситуации стойкой неуспешности, черты эмоциональной незрелости, характерные для этих детей, могут способствовать возникновению асоциальных форм поведения. С учетом этого в коррекционной педагогике в процессе образования и воспитания детей с ОВЗ используются специальные образовательные технологии, методы обучения и воспитания.
Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты – психологи, но и педагоги, воспитатели, родители.
Коррекция эмоционально – волевой сферы осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях. Где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся и накапливают социальный опыт, занимаются рисованием, музыкой, литературой и т. д. Ценность таких знаний и занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они получают возможность глубже понимать себя и других, у них часто и чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно – ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных упражнений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, сказок, инсценировок, драматизаций мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка. Для устранения и предупреждения причин эмоционального дискомфорта можно и необходимо использоватьследующие методические средства:
— Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, которые основываются на понимании и социальной роли человека в обществе;
— Психогимнастические игры, которые основываются на законах социально – психологического тренинга.В этих игра формируется:
— принятие своего имени;
— принятие и понимание своих черт характера;
— понимание своего прошлого, настоящего и будущего.
— Коммуникативные игры; т. е. – игры, направленные на формирование у детей умения видеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальной и невербальной поддержкой; — игры и задания, способствующие углублению сферы общения; — игры, обучающие коллективному общению, развивающие чувства здорового сопернечества;
— Игры и задания, которые развивают осознание понятий – «сила воли», «хозяин своих чувств», и др.
— Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки»;
-Релаксационные методы – использование упражнений основанных на методах активной нервно – мышечной релаксации (дыхательные техники).
Вот основные преимущества выше перечисленных методов при развитии эмоционально – волевой сферы к детей с ОВЗ.
Здесь персонажами становятся сами дети. В ходе игры они не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но ещё и учатся управлять собой. Все предметы могут быть воображаемыми, а могут замещаться предметами обычного обихода. Каждая часть занятий решает несколько самостоятельных задач, которые очень важны для развития эмоциональной сферы ребенка.
Выражает какой –либо образ фантазии, насыщенной эмоциональным содержанием. Например, ребенок играет зайчика в своем воображении. Это доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движений. Также упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается напряжение и тревожность.
— Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт.
Они направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции.
Это упражнения, при которых происходит тренировка общих способностей невербального воздействия детей друг на друга. В эти упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению и оценка эмоций, здесь главное – уметь сопереживать, освобождаться от инертности, заторможенности, активно общаться и проявлять свои эмоции.
— Мимические и пантомимические этюды.
Здесь дети могут выразительно изображать отдельные эмоциональные состояния (гнев, радость, удивление, интерес и т. д., а также знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.
Нацелена такая тренировка на снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительных эмоций, которые стимулируют и упорядочивают психическую и физическую активность детей и приводят в равновесие их эмоциональное состояние.
— Элементы психологического тренинга.
Этот тренинг помогает ребёнку воссоздать и проиграть реальную ситуацию, найти выход из неё, как с положительным, так и с отрицательным результатом. Ребёнок убеждается в том, что в любой ситуации можно найти несколько вариантов решений, при этом ребенок сам может повлиять на исход ситуации, выбирая для себя самый подходящий.
Диагностировать эмоциональное самочувствие детей с ОВЗ необходимо с опорой на обследование эмоционального климата детского коллектива и эмоционального самочувствия конкретного ребенка в разных жизненных ситуациях.
Наиболее существенными направлениями в коррекции эмоционально – волевой сферы у детейс ОВЗ следует считать:
— Комфортную организацию режимных моментов.
Это – оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий. Они включают в себя оздоровительно-профилактическую гимнастику, физминутки, спортивные игры, подвижные (и народные) игры, игровые задания и упражнения, организация познавательного и активного досуга.
Это – сюжетно-ролевые игры, игры и упражнения на эмоции и эмоциональный контакт, коммуникативные игры, дидактические игры и т. д.
Куда включается рисование, ритмопластика, танцы, узыкально-ритмические задания.
— Занятия-образы:
Игры – драматизации, сказкотерапию.
— Психогимнастику с этюдами, мимикой, пантомимикой.
Кроме этого, обязательны посещения комнаты или кабинета психологической разгрузки.
Еще задания, направленные на организацию совместной деятельности, составление рассказов, организацию театрализованных игр и многое другое.
Также важно использование наглядных пособий – фотографий, рисунков, схем, символов, графических изображений.
Важно и необходимо соблюдать щадящий режим, особенно в начальных классах, чёткое последовательное чередование умственного труда и отдыха, смена видов занятий, использование новинок педагогики в коррекции эмоционально-волевой сферы, что, в целом, предупреждает утомление и восстанавливает работоспособность детей.
Необходимо добавить, что эмоции человек не только переживает, но и выражает внешне – это изменение мимики, вегетативные проявления (частота сердечных сокращений и дыхания), покраснения, побледнения, изменения тонуса мышц, потоотделения, дрожи и многое другое.
Под эмоциями мы подразумеваем самые разнообразные реакции – от бурных взрывов до тонких оттенков настроения. Именно эмоции отражают личные переживания через вдохновение, пристрастность, интерес. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты-страсти, стрессы – то есть чистые эмоции. Наиболее мощная эмоциональная реакция – аффект, именно которому подвержены наши воспитанники. Аффект может возникнуть при воздействии различных раздражителей – ответ на грубость, на наказания, вследствие чрезмерных физических нагрузок, какие-либо психические или физические травмы, воздействие наркотиков, психоэмоциональных переживаний и т. д. Релаксация, приёмы самоконтроля, бережное отношение, дружелюбие, милосердие, душевное равновесие, покой, умение совладать с самим с собой и справиться с негативным состоянием, умение взрослых снять тревожность и эмоциональное напряжение ребенка, коммуникативный тренинг, медикаментозное лечение невротических проявлений, формирование волевого контроля, повышение уверенности в себе, уход от травмирующих ситуаций – это составляющие благоприятных эмоциональных состояний и успокоенности ребенка.
На своих занятиях я придерживалась именно таких направлений. Сначала я выявила ребят, в характере которых преобладают отрицательные эмоции, невротические состояния, психозы и т. д. Затем с помощью психолога мы наметили план работы с ними, определили направления индивидуальной работы. Я проводила беседы («Мой брат», «Слова волшебные», «Улыбнись мне», организовывала сюжетные игры, учила аутотренингу, применяла и использовала сказки, музыкальное сопровождение, просмотр фильмов – сказок с инсценированием и многое другое.
Думаю, что дальнейшее развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы, компенсация недостатков интеллектуального и психологического развития просто необходимо нашим воспитанникам и продолжать работать по данной теме я буду и в дальнейшем, а диагностика, тестирование и другие виды контроля покажут результативность наших занятий.
Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы с детьми подготовительной группы «Я чашка» «Я чашка»Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы (с применением песочной терапии) Образовательная область «Социально.
Игра как основное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольника Характер взаимоотношений ребенка-дошкольника оказывает большое влияние на его эмоциональное благополучие, проявляющееся в уверенности, защищенности,.
Использование современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе ИГРА НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА «БУКВА ЗАБЛУДИЛАСЬ» Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения,.
История возникновения игрушки и роль игры в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников История возникновения игрушки и роль игры в развитии эмоционально – волевой сферы дошкольников История возникновения игрушек уходит своими.
Конспект НОД по развитию эмоционально-волевой сферы младших дошкольников с помощью развития сенсомоторных функций. «Путешествие в Волшебную страну Радости» Цели: Развивать эмоциональную сферу детей, сенсорные функции: зрительное, слуховое, осязательное.
Конспект занятия «Палитра вкусов и эмоций» по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников Конспект занятий «Палитра вкусов и эмоций» по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников Актуальность: Занятия направлены на развитие.
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников методом глинотерапии Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников методом глинотерапии Дошкольный возраст, по определению А. Н. Леонтьева.
Опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников на занятиях по физической культуре» Проблема эмоцилнально-волевой сферы у дошкольников все чаще привлекает внимание исследователей в области педагогики и психологии. Дети дошкольного.
Оценка эмоционально-волевой сферы старших дошкольников Справка об уровни психологической готовности детей к школьному обучению По итогам фронтального контроля в подготовительной группе 1 «Радуга»,.
Развитие эмоционально-волевой сферы по средствам песочной терапии у детей дошкольного возраста. Развитие эмоционально-познавательной сферы по средствам песочной терапии у детей дошкольного возраста. «Дети не любят игрушек неподвижных,.
Источник
Формы и методы работы психолога в реализации задач: коррекция нарушение эмоционально-волевой сферы в поведении детей с ОВЗ
Людмила Госсман
Формы и методы работы психолога в реализации задач: коррекция нарушение эмоционально-волевой сферы в поведении детей с ОВЗ
Формы и методы работы психолога в реализации задач: коррекция нарушение эмоционально – волевой сферы и типичных отклонений в поведении детей с ОВЗ
Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычном образовательном учреждении. Независимо от социального положения, расовой принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
Наш детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Начиная работу с детьми с ОВЗ, перед нами встала проблема организации для них учебного процесса, выбор форм и методов работы с этой категорией воспитанников. Так как на сегодняшнем этапе реализации образовательной программы является приоритетным личностно – ориентировочное образование, то мы в работе с детьми должны опираться на индивидуальные особенности ребенка. Необходимость индивидуального подхода к детям признается всеми, но осуществление его на практике – дело непростое. Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление способов развития, возможностей ребенка.
Как правило, у детей с ОВЗ имеются трудности в общении, поведении, обучении, эмоциональном развитии. Помимо проблем социального взаимодействия и общения, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют сложности в адекватном восприятии мира. У них нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится деструктивным.
Психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе комплексной реабилитации детей. Основная задача коррекционной работы — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Основными методами коррекционного воздействия в нашей работе являются:
Игра – это любимое занятие и ведущая деятельность ребенка с самых ранних лет. Она позволяет ребенку получить представление об окружающем его мире. С ее помощью формируются такие важные психические функции, как мышление, воображение, фантазия. Игровая терапия также призвана помочь ребенку преодолеть сложности развития, исключить проблемы поведения, разобраться, что беспокоит малыша на самом деле. Итогом проведенной терапии является повышение самооценки ребенка, развиваются коммуникативные навыки, понижается уровень тревожности, страха. Процесс игротерапии чаще проводится в сенсорной комнате, либо, если речь идет о групповой терапии в музыкальном зале совместно с музыкальным руководителем. Игры применяются разные, для улучшения психологическогосамочувствия используются следующие игры: «Жмурки», «Полоса препятствий», «Краски», и др., игры, помогающие в коррекции агрессии: «Сражение», «Обзывание овощами, фруктами, ягодами», «Злые — добрые кошки» и др.,игры расслабляющие: «Снеговик», «Буратино», «Тряпичная кукла», «Насос и мяч», «Цветные ладошки» и другие.
1. Психогимнастика.
Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Психогимнастика примыкает к психолого – педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств.
Наиболее эффективными являются упражнения психогимнастики, которые включают в себя в конце занятия дальнейшие элементы арт – терапии.
— Игра «Кляксы» (выдувание из соломинки, «Монотип», эти упражнения помогают ослабить воображение слишком расторможенных детей и развивают воображение.
— Свободное и тематическое рисование, (важным в этом упражнении является выбор цвета ребенком). Для создания комфортной обстановки детям позволяем рисовать лежа на полу. В воспитательных целях, для дружеского эмоционального общения предлагаем детям изготовление совместных работ на большом листе бумаги. Рисование регулирует поведение, дети становятся спокойнее.
3. Сказкотерапия, куклотерапия.
Еще русский философ И. А.Ильин сказал: «Сказка – это сон, приснившийся нации». Это один из самых эффективных методов работы с детьми с ОВЗ младшего возраста, которые испытывают затруднение в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. «Сказка – для личностного развития» — это психологический термин, который означает развитие эмоциональной, волевой, нравственной, интеллектуальной сфер методом работы со сказкой. Сказкотерапия способствует формированию психических процессов, помогает детям победить страхи, развить воображение. Работусо сказкой я разнообразила дидактическими играми:
— развитие внимания: «Найди отличия», «Помоги герою сказки пройти через лабиринт», «Где спрятались герои сказки» и др. ,
— развитие памяти: «Кто за кем стоит» (запоминание последовательности героев сказки, «Перескажи отрывок» и др. ,
— развитие мышления: «Собери башенку для Маши», «Разложи сказки по картинкам» и др. ,
-развитие мелкой моторики: «Собери бусы для Аленушки», «Одень медвежонка» и др. ,
— развитие крупной моторики: «Покажи движение каждого героя», «Станцуй как зайчик, как медведь, как лисичка».
Методы и приемы работы со сказкой разнообразны,и это прекрасно: работая всего лишь с одной из сказок, малыш учится очень многому – процессу социализации и индивидуального роста.
1. Коррекционная работа в сенсорной комнате.
Сенсорная стимуляция очень важна для детей, страдающих ДЦП, ранним детским аутизмом, синдромом Дауна. Релаксация и медитация в этой комнате – это не только избавление от эмоционального негатива и укрепление нервной системы – это сохранение и приумножение душевного и физического здоровья. В зависимости от целей занятия в бассейне можно достичь эффекта расслабления (релаксации) или наоборот повышение двигательной и эмоциональной активности. Погружаясь в сухой бассейн, перемещаясь в нем, дети принимают позу, которая соответствует состоянию их мышечного тонуса. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию.
По результатам проводимой работы мы убедилась, что взаимодействие педагога – психолога с детьми с ОВЗ рассматривается как комплексная технология психологической поддержки и помощи ребенку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога – психолога. Эффективность и полезность занятий с детьми с ОВЗ зависит от выбранных форм и методик работы, а проводимая коррекционная работа приводит к психологической и социальной реабилитации, способствует повышению самооценки детей.
1. Жданов В. В Школа – центр для детей –инвалидов как один из путей развития специального образования: журнал дефектологии / В. В Жданов 1996 №6 – 37.
2. Ляпидиевская Г. В. О создании в России сети реабилитационных центров для детейи подростков с ограниченными возможностями: журнал вестник психосоциальной и коррекционно – реабилитационной работы/ Г. Ляпидиевская 1997-№ 1-37с
3. Татарникова Г. М., Вепрева И. П., Кириченко Т. Т., авторы составители Индивидуальное сопровождение детей «группы риска»— 2016.
Доклад «Роль праздников в развитии эмоционально-волевой сферы детей» Роль праздников в развитии и воспитании детей. 1.1. Значение и роль праздника В результате многолетней работы с детьми, я пришла к выводу,.
Формы и методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду Формы и методы работ в детском саду с детьми с ОВЗ. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив,.
Игровое занятие для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы Игровое занятие «Круг» для детей с нарушением эмоционально-волевой сферы. Занятие «Круг» — ритмически организованное занятие, направленное.
Отчёт педагога-психолога «Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольников на начало учебного года» «Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольников» на начало учебного года. Для диагностики эмоционально-волевой сферы дошкольников.
Открытое занятие на тему: «Коррекция эмоционально-волевой сферы» с детьми подготовительной группы Цель: формирование положительного эмоционального состояния Задачи: -способствовать развитию самоуважения детей; -развитие чувства единства,.
Педагогический опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы с помощью игры» Педагогический опыт работы педагога-психолога МБДОУ Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Назаровой Натальи Геннадьевны.
Игра на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5–6 лет с ЗПР «В гостях у медведя» Игра на развитие эмоционально-волевой сферы «В гостях у медведя» на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет с ЗПР Задача-коррекция.
Презентация для аттестации «Коррекция эмоционально-волевой и поведенческой сферы дошкольников посредством игровой терапии» «Коррекция эмоционально-волевой и поведенческой сферы дошкольников посредством игровой терапии» педагог-психолог МБДОУ «Детский сад 3252.
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР через театрализованную деятельность, специальные игры, упражнения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №443 г. Челябинск» «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей.
Картотека упражнений по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит.
Источник