МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ
Важная роль в исследовании эмоциональных расстройств принадлежит анамнестическому методу, с помощью которого изучается эмоциональная сфера в процессе жизни больного, и клиническому наблюдению за его поведением. Для объективной характеристик эмоциональных реакций, состояний и отношений используются физиологический, биохимический и экспериментально-психологический методы.
При исследовании эмоций особенно большое значение придается вегетативным реакциям. Одним из наиболее чувствительных индикаторов изменений вегетативной нервной системы является кожно-гальваническая реакция (КГР). В качестве показателя эмоциональной сферы человека КГР (в литературе прошлых лет — психогальванический рефлекс) изучалась многими авторами
В наших и руководимых нами исследованиях использовались различные варианты методик, основывающихся на регистрации кожно-гальванической реактивности. Наибольшее распространение получил психофизиологический метод в виде модификации ассоциативного эксперимента, заключающийся в применении словесных раздражителей, различных по эмоциональной значимости для больного, в сочетании с регистрацией КГР. В таком эксперименте физиологические изменения определяются избирательным отношением человека к содержанию раздражителя и, следовательно, имеют не только физиологический, но и психологический смысл.
В работе В. М. Шкловского была использована методика, в которой учитывались и количественные, и качественные показатели кожно-гальванической реактивности, в том числе наличие вспышек спонтанных колебаний, более выраженных реакций в ответ на ситуационно-значимые слова по сравнению с незначимыми, эффекта последействия (повышение реакции на незначимое слово, если оно следует после значимого). КГР при мысленном представлении пси-хотравмирующей ситуации. Измерялись амплитуда КГР и общая длительность реакции.
Л. К. Богатской описана психофизиологическая методика для исследования эмоциональных отношений у психически больных. Регистрация КГР сочеталась с попыткой включения больных в воображаемые ситуации, отражающие значимые для них отношения. Испытуемому для мысленного представления предъявлялись 5 содержательно-значимых и 4 индифферентных сюжета Содержательно-значимыми сюжетами стремились вызвать у психически больных (главным образом с выраженными апато-абулическими расстройствами) представления, связанные с системами отношений, касающихся семьи, ближайшего окружения, работы, будущего.
Для количественной характеристики эмоциональных отношений в этой работе использовался, в частности, специальный индекс эмоциональности. С целью вычисления этого индекса — измеряется максимальная амплитуда среди реакций КГР на содержательно-значимые представления; определяется средняя величина амплитуды при индифферентных представлениях; находится отношение, показывающее, во сколько раз интенсивность реакции на наиболее эмоционально-значимое представление превышает реакцию на индифферентное.
В числе других вегетативных характеристик, использующихся при изучении эмоций, учитываются частота и ритмика сердечных сокращений, ЭКГ, показатели дыхания (частота дыхания, амплитуда дыхательных волн и др.), изменения артериального давления, элек тромиограммы .
Среди вегетативных показателей подчеркивается значение сердеч ных реакций в качестве индикатора эмоциональных состояний и ег относительная независимость от других физиологических показате лей, причем показатель вариабельности сердечно-сосудистых реакций рассматривается в качестве особенно надежного индикатора психического напряжения. Ритмограмма представляет собой последовательный ряд межсистолических интервалов сердца. Для визуального анализа ритмограмма регистрируется в графическом виде на бумажной ленте, где последовательно записываются интервалы R—R. ЭКГ в виде вертикальных линий. Обычно анализируются частота, амплитуда дыхательных волн, время вое становления сердечных реакций к исходному уровню после воздействия и др.
Многочисленные исследования были посвящены поискам электро энцефалографических коррелятов эмоционального напряжения у че ловека [Бобкова В. В., 1967; Экелова-Багалей Е. М. и др., 1975 Русалова М. Н., 1979, и др.]. Чаще указывается, что эмоции сопро вождаются угнетением альфа-ритма и усилением быстрых колебаний Однако в последнее время другими авторами подчеркивается, ч-п на фоне эмоционального напряжения нередко повышается амплитуд. альфа-ритма, увеличивается альфа-индекс, усиливаются медленны ритмы. М. Н. Русаловой показано, что электроэнцефалографически сдвиги при эмоциях представляют результат взаимодействия систек реализующих, с одной стороны, собственно эмоциональное напряже ние, а с другой,— регулирующих процессы внимания (их направлен ность, интенсивность, степень новизны эмоционально-значимого сти мула), чем, по автору, и объясняются различия, выявляемы в электроэнцефалограмме.
Современная психофизиологическая техника позволяет исследо вать в качестве коррелятов эмоциональных реакций, состояний отношений различные физиологические показатели, часто при однс временной их полиграфической регистрации. Так, на рис. 2 приведе на запись электроэнцефалограммы, электрокардиограммы, дыхани и КГР у больной истерией в ответ на безразличное слово “воздух и эмоционально-значимое слово “Коля” (имя мужа, включенног в психогению). Выявляются более выраженные и более длитель ные реакции на эмоционально-значимое слово — ЭЭГ, КГР, дыха ние (см. рис. 2.6.).
Начиная с известных работ В. Кэннона (1927), внимание иссле дователей было привлечено к биохимическим коррелятам эмоцио нальных состояний. В последние десятилетия увеличению числа эти работ способствовал возрастающий интерес к проблеме эмоциональ ного стресса.
Во многих исследованиях [Губачев Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и др., 1976; Мягер В. К., 1976; Levi L., 1970, 1972, и др.] не только был подтвержден факт изменения уровней биохимически активных веществ при эмоциональных сдвигах, но и показано, что определенным эмоциям, возможно, сопутствуют характерные изменения тех или иных биохимических веществ.
Проведенное нами сопоставление биохимических и психологических показателей свидетельствует о том, что при всей важности учета степени и характера эмоционально-аффективного напряжения в соотношении эмоций и биохимических сдвигов у больных неврозами играет роль не простое усиление эмоциональных реакции, а их преломление через особенности личности и систему ее отношений.
Изучение мимической стороны эмоций имеет большую историю. Начатые еще Ч. Дарвином и В. М. Бехтеревым, исследования в этих направлениях не потеряли своей актуальности до настоящего времени. Более того, в ряде случаев (например, при космическом полете, деятельности операторов подводных аппаратов), когда могут использоваться одни лишь каналы радио- и телесвязи, резко возрастает значение экспрессивных проявлений человека (мимика, речь и др.) для оценки эмоционального состояния. Из огромного числа публикаций последнего периода укажем лишь несколько.
В. А. Барабанщикова и Т. Н. Малкова (1980) на основании исследований П. Экмана (1973), в которых были выделены и описаны мимические проявления таких эмоций, как гнев, страх, удивление, отвращение, радость, горе, разработали методику для качественной и количественной оценки восприятия эмоциональных проявлений другого человека. Авторами даны стандарты мимических выражений эмоций. В ряде работ, выполненных под руководством А. А. Бодале-ва [Лабунская В. А., 1976, и др.], исследовались объективные и субъективные условия, влияющие на успешность опознания эмоционального состояния по выражению лица. К субъективным условиям, установленным в эксперименте, В. А. Лабунская (1976) относит показатели уровня развития невербального интеллекта, экстравертирован-ности и эмоциональной подвижности.
В качестве других экспрессивных проявлений человека, используемых при изучении эмоций, нередко выступает речь, такие ее фонетические характеристики, как речевая интонация, манера говорить и др. Различными авторами они используются с целью идентификации эмоционального состояния (Бажин Е. Ф., Корнева Т. В., 1978, и др.].
Несколько подробнее остановимся на методике Е. Ф. Бажина и сотр., позволившей получить новые результаты, существенные прежде всего для лечебно-реабилитационной практики. Основу методики составили магнитофонные записи речи 23 больных шизофренией и маниакально-депрессивным психозом, находившихся в различных эмоциональных состояниях. Больные произносили одни и те же фразы, состоящие из эмоционально-нейтральных предложений. Идентификация эмоциональных состояний производилась комиссией врачей-экспертов по специальной многомерной шкале, которая включала сниженное настроение, страх, гнев, радость, апатию. Испытуемый мог использовать алфавит, содержащий ряд оттенков указанных эмоциональных состояний, например, для сниженного настроения — легкая грусть, выраженная грусть (печаль), тоска.
При обработке полученных данных степень соответствия оценки аудитора оценке экспертов определялась по шестибалльной системе, после чего для каждого аудитора подсчитывался средний балл выполнения теста, характеризующий его “аудиторские способности”. В исследованиях Е. Ф. Бажина и Т. В. Корневой было показано, что идентификация эмоционального состояния диктора по речи, лишенной произвольного лексико-семантического аспекта, является выполнимой задачей, с которой в той или иной степени справились все испытуемые, хотя качество выполнения ее было неодинаковым. В определенной степени оно оказалось связанным с половыми, возрастными характеристиками испытуемых и их личностными особенностями [Корнева Т. В., 1978].
Исходя из того, что мимика и эмоциональная интонация речи выступают в качестве наиболее существенных элементов экспрессии, Н. А. Ганиной и Т. В. Корневой (1980) предложена методика, в которой испытуемому одновременно предъявляются образцы речевой и мимической экспрессии (30 фотографий лиц с эмоциональными 58
состояниями, наиболее соответствующими образцам речевой экспрессии описанной выше методики аудиторского анализа).
Многочисленные исследования были посвящены аппаратурному (объективному) анализу речи с целью определения эмоционального состояния говорящего. В работе В. X. Манерова (1975) учитывались частота основного тона речи за каждый период; средняя частота основного тона за любой отрезок высказывания; дисперсия частоты основного тона; изрезанность кривой основного тона. Автор пришел к выводу, что наиболее информативными являются параметры, связанные с частотой основного тона; измерение изрезанности мелодического контура, дисперсии и средней частоты основного тона может быть использовано для определения степени эмоционального возбуждения говорящего путем сравнения их со значениями, полученными в норме на тех же стандартных фразах. В работе подчеркивается, что аппаратурный анализ речи в настоящее время не позволяет, однако, достаточно успешно определить вид эмоционального состояния.
Широкий обзор других методов изучения экспрессивного компонента эмоций представлен в монографии К. Изарда (1980) “Эмоции человека”, изданной на русском языке.
Наличие связи между цветовой чувствительностью и эмоциональной сферой человека послужило основанием для разработки методов, характеризующих эмоциональное состояние испытуемого по изменению его цветовой чувствительности. Ф. И. Случевский (1974) указывает на такой метод, разработанный его сотрудником Э. Т. Дорофеевой (1967, 1970) и основанный на индикации эмоционального тона по отношению порогов цветоощущения, определяемых при помощи аномалоскопа. Метод позволяет дифференцировать (правда, без определения степени выраженности) шесть градаций и оттенков настроения, которые психопатологически могут быть обозначены как маниакальный — депрессивный, дисфорический — тревожный, эйфо-рический — астенический. В экспериментах, в частности, было установлено, что при повышенном, радостном, маниакальном состоянии цветовосприятие красного возрастает, а синего — ухудшается. Отрицательные эмоции, напротив, сопровождаются повышением чувствительности к синему и снижением — к красному цвету.
А. М. Эткиндом (1980) предложен цветовой тест отношений, созданный на основе цветоассоциативного эксперимента. В предшествующих исследованиях было показано, что цветовые ассоциации к эмоциональным терминам на высоком уровне значимости (р Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
Источник
32 Методики изучения эмоций
Вопрос № 32 Методики изучения эмоций
Несмотря на большой интерес к эмоциям, методов их изучения сравнительно мало. Если речь идет о простейших биолог эмоциях или аффектах, связанных с деятельностью организма, то при их изучении нередко используются ………………………………………………. с помощью которых регистрируются и изучаются органические процессы, сопровождающие эмоции.
Аффекты, имеющие ярковыраженную экспрессию, изучают с помощью фотографии лица, выражающего различные эмоциональные переживания ч-ка.
Кроме этого, имеется несколько теорий эмоций. В исследованиях, которые исходят из них, применяются свои методы изучения эмоций, направленные на проверку и подкрепление соответствующих теорий.
Кроме того, теория Джеймса-Ланге проверялась с помощью методов изучения реакции внутренних органов на эмоциогенные стимулы.
Таламическая и активационная теория эмоц исследовалалсь с помщью методов, регистрирующих работу таламуса и ретикулярной формации и др.
«САМОЧУВСТВИЕ. АКТИВНОСТЬ. НАСТРОЕНИЕ.» (САН) Методика является разновидностью опросников состояний и настроений. Разработана В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шарай и М. П. Мирошниковым в 1973 г.
САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность).
Каждую из них представляет 10 пар слов. На бланке обследования между полярными характеристиками располагается рейтинговая шкала. Примеры заданий:
работоспособный 3210123 разбитый
напряженный 3210123 расслабленный
медлительный 3210123 быстрый
Испытуемому предлагают соотнести свое состояние с определенной оценкой на шкале. При обработке результатов исследования оценки пересчитываются в «сырые» баллы от 1 до 7. Количественный результат представляет собой сумму первичных баллов по отдельным категориям (или их среднее арифметическое).
Изучение контент-анализа как метода исследования
. изучение контент-анализа как метода исследования . Задачи курсовой работы следующие: 1. Рассмотреть понятие «контент -анализа» 2. Изучить контент-анализ как метод анализа . представляет собой Приложение 1. Контент-анализ применяется при исследовании . большие) обрабатываются с помощью современной вычислительной техники. Контент-анализ . единица анализа. Такой единицей может быть как одно слово, так .
При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния — самочувствие, активность и настроение — могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений. Однако получены данные о том, то шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы: «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация» (А.Б.Леонова, 1984).
Конструктная Валидность САН устанавливалась на основании сопоставления с результатами психофизиологических методик с учетом показателей критической частоты мельканий, температурной динамики тела, хронорефлексометрии. Текущая ваидность устанавливалась путем сопоставления данных контрастных групп, а также путем сравнения результатов испытуемых в разное время рабочего дня.
Разработчиками методики проведена ее стандартизация на материале обследования выборки 300 студентов. САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.
«Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».
«Шкала депрессии». Этот тест адаптирован в НИИ им. Бехтерева Т.И.Балашовой. Он предназначен для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной диагностики.
Методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний», разработанная В.А.Жмуровым, позволяет выявить следующие формы психических состояний:
a. Апатия — состояние безучастности, равнодушия, полной индифферентности к происходящему. Это тотальное выпадение как высших и социальных чувств, так и врождённых эмоциональных программ;
b. Гипотимия — аффективная подавленность в виде опечаленности, тоскливости, безысходности, разочарования, обречённости, ослабления привязанности к жизни. Положительные эмоции при этом поверхностны, истощаемы, могут полностью отсутствовать;
c. Дисфория — мрачность, озлобленность, враждебность, угрюмое настроение с ворчливостью, брюзжанием, неприязненным отношением к окружающим, вспышками раздражения, гнева, ярости с агрессией и разрушительными действиями;
d. Растерянность — острое чувство неумения, беспомощности, непонимания самых простых ситуаций. Типичны сверхизменчивость, неустойчивость внимания, вопрошающее выражение лица, позы и жесты озадаченного и крайне неуверенного человека;
Глава 1. Теоретический анализ проблемы изучения внимания в психолого-педагогичесих .
. развития внимания и умение применять их практике. Глава 1. Теоретический анализ проблемы изучения внимания в психолого-педагогичесих исследованиях Внимание как познавательный процесс человека Никакой . внутренним можно отнести такие, как интерес к объекту, личная значимость объекта, состояние здоровья, бодрость, сытость, душевное равновесие, наличие привычки работать внимательно, хорошие .
e. Тревога — неясное, непонятное самому человеку чувство растущей опасности, предчувствия катастрофы. Эмоциональная энергия действует столь мощно, что возникают своеобразные физические ощущения (внутри всё сжалось в комок, натянулось как струна и т.д.);
f. Страх — разлитое состояние, переносимое на все обстоятельства и проецирующееся на всё в окружении. Выражается переживанием опасности, непосредственной угрозы жизни, здоровью, благополучию, престижу.
Методика «Самооценка эмоционального состояния» разработана американскими психологами А.Уэссманом и Д.Риксом и предназначена для выявления эмоционального состояния человека в данный момент времени на основе анализа самоощущений.
МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ»
Довольно простым опросником для самооценки эмоциональных состояний является методика, разработанная американскими психологами А. Уэссманом и Д. Риксом (в данном случае, приводится ее сокращенный вариант).
Измерение в этой методике производится в десятибалльной (стеновой) системе. Испытуемому дается и инструкция: «Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучше всего описывает Ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите в соответствующей строке для ответов».
Измеряются следующие показатели:
1— С (самооценка) «Спокойствие—тревожность» (индивидуальная самооценка — И1 —равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из данной шкалы. Аналогично получаются индивидуальные значения по показателям П2Д13, П4);
ГО — С «Энергичность — усталость»;
ПЗ — С «Приподнятость — подавленность»;
П4 — С «Чувство уверенности в себе — чувство беспомощности»;
П5 — С — суммарная (по четырем шкалам) оценка состояния: И5 = И1+ И2 + ИЗ + И4, где И1, И2, ИЗ, И4 — индивидуальные значения по соответствующим шкалам
«Шкала депрессии». Этот тест адаптирован в НИИ им. Бехтерева Т.И.Балашовой. Он предназначен для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной диагностики.
Диагностика эмоц. сферы взрослого человека осущест-ся как с помощью анкет и опросников, так и посредством использования проективных методов, таких как тесты Люшера, «Несущест. животное» и др.
1. Опросник САН – предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения. Состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испыт-го просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень актулизазии той или иной характеристики своего состояния. Обработка:при подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса –в 7б. Полюса шкал всегда меняются, но положительные состояния всегда получают высокие б, а отрицательные-низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории (самочувствие, активность и настроение) и подчитываются количество баллов по каждой из них. Полученные рез-ты по каждой категории делятся на 10. Сред. балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4б., говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже 4-х свид-т об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5б.
2.Шкала самооценки тревожности (Ч.Д. Спилбергер) Она позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).
Включает в себя инстр-ию и 40 вопросов-суждений, 20-для оценки ур.ситуативной тревожности (СТ) и 20-для оценки ур. личностной тревожности (ЛТ).
Инстр. Прочитайте внимательно предложения. Зачеркните цифру в соотв-щей графе справа, в зачисимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросом не задумывайтесь.( Для оценки Ситуативной тревожности !)
Инструкция для оценки ЛТ … как вы себя чувствуете обычно.
Источник