Методы исследования темперамента личности

Методы исследования темперамента

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Метод лабораторного эксперимента в таком эксперименте можно точно измерять реакции, что особенно важно для получения их временных характеристик и для оценки энергетических параметров поведения. Лишь в лабораторных условиях можно измерять непроизвольные реакции, не поддающиеся сознательному контролю субъекта и именно поэтому раскрывающие свойственные ему подлинные особенности темперамента. Значение этих условий, типичных для лабораторного эксперимента, подчеркивают главным образом те психологи, которые занимаются изучением типов нервной системы. Однако применительно к диагностике темперамента лабораторные методы имеют некоторые недостатки, главный из которых состоит в том, что в таких условиях, как правило, производятся измерение по необходимости кратковременно, происходит в небольшом временном интервале, а это значит, что его результаты, по которым судят о темпераменте, могут оказаться случайными, маловероятными. Это связано с тем, что физиологические механизмы темперамента очень сложны; так тонус нервной системы, определяющий интенсивность реакции, обычно на разных ее уровнях различен. Известно также, что некоторые реакции зависят не только от темперамента индивида, но и от ряда других факторов, в принципе не поддающихся одновременному контролю.

Для преодоления этих трудностей применяются комплексные, полифункциональные исследования, в которых одновременно применяется ряд измерительных приемов, многочисленные показатели свойств темперамента и регистрация различных реакций. Конечно, такие исследования, учитывая используемую в них аппаратуру, довольно дороги и требуют от экспериментатора основательной подготовки, что не способствует их широкому распространению.

Многие исследователи, особенно те, кто занимается изучением темперамента у детей, проводят для диагностики темперамента естественный эксперимент, который, обладая основными чертами экспериментального метода, в то же время весьма близок к методу наблюдения. Этот метод создает возможность для детального контроля условий и хода эксперимента, а также для управления ими; вместе с тем он позволяет измерять интересующее нас поведение в естественных условиях.

Примерами естественного эксперимента по исследованию темперамента детей могут служить разнообразные подвижные игры, организуемые исследователем. В педагогической работе наиболее подходящим методом диагностики темперамента, как и других психологических особенностей ученика, является наблюдение. Однако для определения темперамента и других черт личности недостаточно просто наблюдать поведение индивида. Если мы замечаем, что ребенок быстро выполняет порученное ему действие, совершает движения с большей или меньшей энергией, или же знакомимся с поведением ребенка в трудных или необычных жизненных ситуациях, то на основании многих подобных наблюдений можно с известным приближением судить об определенных особенностях его темперамента. Успешным путем познания темперамента может быть только направленное наблюдение, проводящееся таким образом, чтобы с его помощью можно было бы действительно регистрировать те формы поведения, в которых в большей или меньшей степени проявляются особенности темперамента. Проведение таких наблюдений, особенно лицам, не имеющим специальной подготовки, может облегчить прежде всего схема наблюдения, содержащая как бы программу наблюдения. Эта схема указывает, на какие явления, а так же на какие формы поведения и в каких ситуациях следует обратить особое внимание.

Метод тестирования: «Шкала оценок для измерения выраженности силы и других св-в НС (Стреляу), тест-опросник Г. Айзенка (57 вопросов об особенностях поведения), «Определение преобладающего темперамента» (Белова) (определение смешанных типов темперамента, с преобладанием одного из них).

52. Общее представление о характере. Основные типологии характера.

В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и мало изменяемым. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. С характером неразрывно связаны и способности. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием. Его можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. Основные черты личности, которые входят в состав характера человека. 1. свойства личности, к. определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных) (рациональность, расчетливость или противоположные им качества). 2. черты, к. относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей (настойчивость, целеустремленность, последовательность а также альтернативные им) В этом плане характер сближается с волей человека. 3. инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия — интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность – импульсивность, переключаемость – ригидность и др. своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу. Ник. Дмит.Левитов: Характер — психический склад личности, выраженный в ее направленности и воли. Основное — направленность. Направленность определяет деятельность, воля подкрепляет ее. Классификация черт 1. Свойство характера как целого: определенность (связанная с направленностью), цельность и непротиворечивость, сложность (широта), сила (твердость);2. Черты характера, связанные с направленностью;3. Черты характера, связанные с волей.

Типология.Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие: 1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый. 2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров. (Э. Кречмер) три типа строения тела или конституции человека: 1. Астенический -обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле, тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми, накоплениями. 2. Атлетическому -сильно развитый скелет и мускулатура, среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой, плотная, высокая голова. 3. Пикнический развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате, среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.

(Андрей.Евген. Личко). Акцентуация — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.

Читайте также:  Чувство жажды чего то нового

1. Гипертимный тип 2. Циклоидный тип 3. Лабильный тип 4. Астеноневротичесчий тип 5. Сензитивный тип 6. Психастенический тип 7. Шизоидный тип 8. Эпилептоидный тип 9. Истероидный тип 10. Неустойчивый тип 11. Конформный тип.

(К. Леонгард). основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров: 1. Гипертимный тип 2. Дистимный тип 3. Циклоидный тип 4. Возбудимый тип 5. Застревающий тип 6. Педантичный тип 7. Тревожный тип 8. Эмотивный тип 9. Демонстративный тип 10. Экзальтированный тип 11. Экстравертированный тип 12. Интровертированный тип.

Источник

Методы изучения темперамента и характера человека

Введение

Потребности, интересы и идеалы, вообще установки личности определяют, что хочет человек: его способности – что он может. Но остается еще вопрос о том, что же он есть — каковы основные, стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о характере. Тесно связанный с направленностью личности, характер человека вместе с тем имеет своей предпосылкой его темперамент. Темперамент и характер отличны и вместе с тем тесно связаны друг с другом. Их научное изучение шло не совпадающими, но неоднократно скрещивающимися путями.

Понятие о темпераменте человека

Темпераментом называется совокупность динамических особенностей психических процессов и поведения. К ним относятся скорость реакции, индивидуальный темп работы, быстрота переключения психических процессов и двигательной активности с одного вида деятельности на другой, скорость включения человека в различные виды деятельности и торможения. О людях, которые по-разному – один быстрее, другие медленнее – реагируют на слова и действия других, говорят, что они обладают различным темпераментом. О тех, кто переходит от одного вида деятельности к другому, также говорят как о людях с разным темпераментом. То же самое касается индивидуальных различий в скорости реакций, в возбудимости и в эмоциональности поведения.

Слово «темперамент» происходит от латинского temperamentum, переводимого как «надлежащее соотношение частей». Такое понимание темперамента связано с тем, что в древности (в учении древнегреческого врача Гиппократа – V век до нашей эры) утверждалось, что тип темперамента задается соотношением в организме человека четырех видов жидкостей:

До сих пор сохранились названия темпераментов, предложенные Гиппократом: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Типы темперамента

После Гиппократа одним из первых дал характеристики темпераментам людей немецкий философ И.Кант. Сангвиник, по Канту, — человек, отличающийся быстрой сменой сравнительно слабых по силе эмоций. Холерик – горячий, порывистый человек. Меланхолик — индивид, для которого характерны глубокие и длительные эмоциональные переживания. Флегматик – медленный, спокойный человек. Темперамент на протяжении многих веков его исследования последовательно соотносили то с качественными особенностями крови человека (И.Кант), то со строением тела (Э.Кречмер), то с обменными процессами, происходящими в организме человека. Современные теории темперамента связывают его со строением нервной системы, ее свойствами. По И.П. Павлову, она обладает такими основными свойствами: силой, подвижностью и уравновешенностью. Исследования последних несколько десятков лет, проведенные Б.М. Тепловым, В.Д. Небылицыным и другими, обнаружили в центральной нервной системе гораздо больше различных свойств, чем предполагал Павлов, так что типология темпераментов, основанная на свойствах нервной системы, претерпела изменения. Тем не менее в основном она сохранилась в том виде, в каком ее в свое время предложил наш известный физиолог.

Силу нервной системы характеризует ее способность выдерживать длительные и значительные нагрузки. Подвижность нервных процессов – скорость и другие динамические особенности их возникновения и существования. Переключаемость нервных процессов характеризуется способностью переходить от состояния возбуждения к состоянию торможения, и наоборот. Уравновешенность характеризует соотношение в нервной системе процессов возбуждения и торможения.

Сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы, по Павлову, — у сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный тип – у флегматика; сильный, неуравновешенный – у холерика; слабый – у меланхолика.

Эта типология строилась И.П. Павловым на основе экспериментальных исследований животных, базировались на ограниченных представлениях о свойствах нервной системы и поэтому несколько упрощена. Более соответствует действительности та, в основу которой положены представления о свойствах нервной системы в работах ученых.

Сангвинический темперамент, по-видимому, свойствен людям с сильной, динамической, уравновешенной и переключаемой нервной системой. Такие люди спокойно ведут себя, контролируют проявления своей эмоциональности, способны управлять собой.

Холерический темперамент, скорее всего, образует сочетание сильной, подвижной, динамичной, переключаемой нервной системы с ее неуравновешенностью, причем процесс возбуждения в такой нервной системе явно доминирует над процессом торможения. Внешне поведение холерика отличается высокой активностью, темпом движений, быстротой реакций и повышенной эмоциональностью. У такого человека громкая речь, резкие движения. Холерики редко бывают спокойными и своей возбужденностью «заводят» остальных.

Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но малоподвижной и слабо переключаемой нервной системой. От сангвиника он отличается замедленностью реакций. Внешне такой человек обычно выглядит очень спокойным, невозмутимым, и его очень трудно вывести из себя.

Меланхолик – имеет слабую нервную систему, она невозбудимая и неуравновешенная, в которой торможение возникает легко и доминирует над возбуждением. Внешне меланхолик кажется подавленным, заторможенным человеком, у которого почти всегда плохое настроение. От любых достаточно сильных эмоциональных воздействий, особенно в ситуациях стресса, он впадает в состояние депрессии.

Описанные типы темперамента человека в чистом виде в жизни встречаются не часто. Чаще всего они сочетаются друг с другом так, что у одного и того же человека обнаруживаются признаки разных типов темперамента. К тому или иному типу человека относят на основании того, что в его психологии и поведении доминируют черты какого-либо одного из описанных типов. Встречается немало людей, которых вообще нельзя отнести ни к одному из представленных типов темперамента, так как у них свойства нервной системы, характерные для каждого типа, «перемешаны».

Характер человека

В отличие от темперамента характер человека относится не к внешним, динамическим особенностям поведения, а к внутренним, психологическим основам поступков, зависит от личности человека и от его личного отношения к тому, что он делает. В характере проявляются воля и мотивация поведения человека. Если с определенным сочетанием свойств нервной системы человек рождается на свет, то его характер воспитывается при жизни.

Читайте также:  6 чувств художника вкус

Характер – это более основательная характеристика личности, чем темперамент, поэтому для описания характера используется словосочетание «черты характера», а не «свойства характера». Чертой личности в психологии называют устойчивую особенность личности – такую, которая определяет поступки человека. Термином «свойство» обозначают какую-либо отдельную частную сторону психологии человека, от которой скорее зависит стиль, а не суть поведения. По своей сути поступки людей мало зависят от темперамента, поэтому его особенности называют свойствами.

В жизни характер человека проявляется в самых различных видах его деятельности, придавая поведению целенаправленность, настойчивость, а человеку – стремление добиваться успехов (волевые черты характера). Характер человека также проявляется в его добросовестности, ответственности, аккуратности (деловые черты), в открытости, общительности, интересе и внимании к людям (коммуникативные черты характера). Три названные группы черт характера – основные.

Индивидуальные различия в характерах людей касаются сочетания и степени развитости у человека различных волевых, деловых и коммуникативных черт характера. Поскольку таких черт у человека довольно много, не менее, чем несколько десятков, поскольку индивидуальные различия в характерах людей бывают довольно значительными. Они зависят и от общества, в котором родился и общался в течении жизни. Индивидуальные различия в характере отмечаются уже в детстве к концу раннего возраста и далее постепенно увеличиваются.

В отличие от темперамента характер человека может изменяться и реально изменяется в той или иной степени в течение всей жизни. На детство приходится основной этап в формировании характера. Он начинает складываться у человека с первых лет жизни под прямым влиянием его родителей или заменяющих их людей, воспитывающих ребенка. Он зависит от отношения этих людей к ребенку и способа обращения с ним. При хорошем обращении с ребенком в течение самых первых лет его жизни у ребенка формируются положительные черты характера, а при плохом – отрицательные. Такие черты характера, как доброта, открытость, общительность, — обычно следствие хорошего обращения с ребенком, а такие черты характера, как злость, замкнутость и агрессивность, — результат плохого с ним обращения.

В виде устойчивых черт характера у ребенка складываются реакции на обращение с ним взрослых. Особенно большое влияние на формирование характера оказывают такие способы обращения, которые вызывают у ребенка сильные эмоции и связаны с удовлетворением его наиболее важных жизненных потребностей. Так начинают формироваться коммуникативные черты характера. Волевые черты складываются несколько позднее под воздействием полученных ребенком поощрений и наказаний. Если родители или заменяющие их люди умело сочетают поощрения и наказания, поддерживают у ребенка старание, настойчивость, целеустремленность и другие качества поведения, то у него складываются волевые черты характера.

Последними в дошкольном возрасте начинают формироваться деловые черты характера, причем их становление зависит как от получаемых поощрений и наказаний, так и от подражания ребенка окружающим. Если эти люди сами постоянно демонстрируют ребенку хорошие деловые черты характера, то вполне можно рассчитывать и на то, что временем эти же черты характера проявятся у ребенка.

Характер человека, сложившийся в основном в детстве, может оставаться более или менее постоянным или изменяться дальше. Будет ли он меняться и, если да, то как конкретно – это зависит от целого ряда обстоятельств. Во-первых, от того, сформировались ли и стали ли достаточно устойчивыми соответствующие черты характера в детстве. Если они оформились и стабилизировались, то как правило, обнаруживается тенденция к их устойчивости. Если же они еще не сформировались, то могут меняться и дальше.

Во-вторых, стабильность характера зависит от отношения человека к самому себе и от отношения к нему со стороны окружающих. Если отношение положительное, это способствует ранней стабилизации характера. Наиболее существенные, изменения в характере отмечаются в том случае, когда отношение человека к себе и отношение к нему окружающих противоречивы и неблагоприятны. С возрастом, от 12 – 15 до 35 – 40 лет, характер человека обычно несколько улучшается, затем стабилизируется лет на 20 и к концу жизни, после 65 – 70 лет, вновь может несколько ухудшиться.

Типы характера

Характер людей, как и их темпераменты, делятся на типы, однако классификации характеров существенно отличаются от типологии темпераментов. Если крайне выраженные сочетания свойств темперамента называются типами темперамента, то крайне выраженные черты характера именуются его акцентуациями. Это понятие происходит от слова «акцент» — выделение, подчеркивание. Акцентуированными по характеру называются люди, у которых есть сильно выраженные черты характера, выходящие за пределы нормы. Например, у человека могут быть сильно развиты такие черты характера, как доброта, общительность, оптимизм или противоположные им отрицательные черты характера: агрессивность, замкнутость, пессимизм. Строго говоря, почти каждый человек – в известном смысле слова акцентуированная личность, поскольку у него можно обнаружить хотя бы одну из многих акцентуированных черт характера. Однако на практике понятием «акцентуация» пользуются в основном тогда, когда у человека обнаруживают не одну, а несколько различных черт характера.

Явление характерологической акцентуации может иметь временный (возрастной) и постоянный характер. У большинства людей временные акцентуации характера обнаруживаются в критические периоды жизни, во время болезней, в сложных, напряженных жизненных условиях. К критическим относятся переходные периоды в жизни человека от младенческого к дошкольному возрасту (около 3 лет), от младшего школьного к подростковому возрасту (от 11 – 12 до 14 – 15 лет), от подросткового возраста к юности (18 – 19), от юности к взрослению (35 -40 лет), от взрослости к старческому возрасту (после 70 лет). Постоянно акцентуированный характер, как правило, отмечается у людей с тяжелым детством.

На характер человека общество влияет специфическим образом. Оно формирует идеологию, в которую входят проектируемые образованием желательные черты характера, нужные данному обществу. В идеологии они заданы в виде ценностей и норм морали. Включаясь в официальную, подчиненную государству образовательную систему в качестве целей обучения и воспитания детей, эти ценности и нормы реализуются в содержании и методах обучения и воспитания детей. В результате люди вырастают с некоторыми типичными чертами характера.

Читайте также:  Погадать что чувствует ко мне человек

Этот акт нашел отражение в истории и в некоторых социальных типологиях характеров современных людей, например в типологии, предложенной известным американским философом и психоаналитиком Э. Фроммом. Он также отразился в многочисленных примерах трудностей адаптации в чужом обществе, с которыми сталкиваются люди, родившиеся и выросшие в одной стране, но вынужденные взрослыми эмигрировать и жить в другой стране.

Вот некоторые примеры: спартанское, военно-спортивное и общественно-религиозное воспитание в Древней Греции формировало один тип характера – воина, свято верившего в правоту дела, которое он защищал, и активного политического деятеля. Другая школа воспитания, сложившаяся там же, — афинская — сочетала в себе элементы умственного, нравственного и эстетического воспитания и, скорее, формировала тип характера ученого-интеллектуала, образованного культурного человека, далекого от политики и войн.

Э. Фромм, глубоко психологически проанализировав, к чему ведет реально пришло общество развитого капитализма и свободных рыночных отношений в 40 — 50-е годы в США, пришел к выводу о том, что типы социальных характеров людей, которые оно породило, не отличаются особой привлекательностью. Он назвал их соответственно «садистами», «мазохистами», «конформистами» и «отшельниками», определив следующим образом. Все это – неудачники, которые в своих бедах винят других и против них направляют агрессию.

«Садисты» — это неудачники, которые в своих бедах винят других и против них направляют свою агрессию.

«Мазохисты» — это неудачники, которые винят самих себя и направляют агрессию против себя.

«Конформисты» — сознательные, беспринципные приспособленцы, которые легко и просто меняют свои взгляды, как только изменяется экономическая или политическая конъюнктура.

«Отшельники» — те, кто замыкается в себе и тем самым «уходит» от жизненных проблем, предпочитая не решать их, а просто не замечать.

Американские социологи У.Томас и Ф.Знанецкий в известной работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1920 гг.) показали, как изменяется культура, установки и ценности людей, в зрелом возрасте покинувших свою страну и вынужденных переселиться в другую. Примечательно, что они по своему характеру в конечном счете как бы останавливаются между двух культур, не полностью покидая прежнюю и не вполне приспосабливаясь к новой, т.е. становятся маргинальнымиличностями.

Семья в отличие от общества формирует у человека не общесоциальные, а национальные, религиозные, культурные и другие типы характеров, которые считаются ценными и полезными для жизни в той или иной социальной группе. Эти черты характеры могут быть очень разными и противоречивыми.

Основные индивидуальные различия в характерах людей порождаются именно семейным воспитанием. Это касается тех черт характера, которые свойственны представителям различных общественных групп населения.

Определенное влияние на характер человека оказывает и школа. Сильнее всего воздействие школы отражается на формировании так называемых межличностных черт характера, связанных с деловым и личным общением людей. Большое значение для формирования характера школьников имеет их общение со сверстниками и учителями.

Существуют некоторые возрастные особенности проявления черт характера. Свой, отличный от других возрастов, характер имеют дети до 11-12 лет, подростки с 11-12 до 14-15 лет, юноши и девушки в возрасте от 15-16 до 25-30 лет, взрослые люди в период от 25 до 40-50 лет, от 40-50 до 60-70 лет и после 70 лет.

Методы изучения темперамента и характера человека

Для исследования типов темперамента используют две группы методов, одна из которых основана на изучении действий и реакций человека (при наблюдении за ними извне и самооценке), а другая – на психофизиологическом исследовании свойств нервной системы. В первом случае вывод о темпераменте человека делается на основе того, насколько его действия и жизненные реакции соответствуют некоторым стандартам действий и реакций, связанных с разными типами темперамента. Во втором случае выводы о темпераменте испытуемого делают на основании сравнения свойств нервной системы, обнаруженных у данного человека, с теми свойствами, которые наукой приписываются людям определенного типа темперамента.

При самооценке человек, пользуясь текстом предложенного ему опросника, сам оценивает свои действия и реакции на те или иные раздражители в типичных жизненных ситуациях. При обращении к внешним оценкам за человека это делают квалифицированные специалисты-наблюдатели. Свойства нервной системы с целью определить темперамент человека изучается с помощью специальных проб и приборов, которые точно фиксируют физиологические реакции организма человека в ответ на определенные сенсорные стимулы.

Достаточно строгими, позволяющими безошибочно оценивать темперамент человека, являются только психологические, объективные методы, поскольку сам человек и его окружающие могут серьезно ошибаться в оценках его темперамента. Дело в том, что те действия и реакции, по которым мы обычно судим о темпераменте человека, — это результат изучения. Они зависят от воспитания и культуры данного человека. В итоге действительный, природный темперамент может оказаться скрытым за внешними, этически оправданными формами поведения.

К примеру, в традиционной культуре народов, живущих на юге Европы, принято разговаривать громко и при этом широко и свободно жестикулировать во время разговора. То же самое поведение рассматривается как не вполне культурное у некоторых народов, живущих на севере Европы. Поэтому южане могут внешне показаться людьми, у которых доминирует холерический темперамент, а северяне – людьми с преобладанием флегматического темперамента. В действительности это не так. научные исследования показывают, что распределение темпераментов по типам у северных и южных народов примерно одинаково.

Вывод

Черты характера человека изучаются иначе, чем свойства темперамента. Для этого обычно используются или общие личностные тесты, в содержание которых входят вопросы и задания, предназначенные для оценки черт характера человека, или специальные, характерологические тесты. Среди последних выделяются те, по которым можно определить, например, имеющиеся у человека акцентуации характера.

1. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. уч. зав. — М.: Владос, 1998

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – М.: Педагогика, 1989

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 3254 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Оцените статью