Методы формирования нравственных чувств

Средства и методы нравственного воспитания дошкольников

Светлана Гомзякова
Средства и методы нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, средикоторых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

Средством нравственного воспитания дошкольниковявляется собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство — деятельность как таковая — необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.

Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

Методы воспитания — это пути, способы достижения заданной цели воспитания.

В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю. К. Бабанский, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый — в общей и школьной педагогике; В. Г. Нечаева, В. И. Логинова — в дошкольной педагогике).

Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного воспитания.

Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:

методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;

методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;

методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение,

Принципы отбора методов нравственного воспитания:

-соответствие метода цели и задачам воспитания;

— гуманный характер метода;

— реальность метода;

— подготовленность условий и средств для использования метода;

— избирательность отбора метода;

— тактичность применения метода;

— планирование возможного результата воздействия метода;

— терпение и терпимость педагога при использовании метода;

— преобладающая практическая направленность метода в нравственном

воспитании дошкольников.

Методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.). эмоционального отношения к нравственным нормам. Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.

Инструкция. Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам.Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.

Читайте также:  Чувство холода по бедрам

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Еще в середине.

Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников «Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников» «ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ!» 1. Требования к качеству речи педагога.

Мультфильмы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников [«Мультфильмы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Автор опыта: Сороколетова Мария Федоровна, воспитатель муниципального.

Роль книги в формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников «Роль книги в формировании духовно – нравственного воспитания дошкольников» «Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если.

Консультация для родителей по развитию речи «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» Консультация для родителей по развитию речи: «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» В основе словесного.

Методы, средства и формы воспитания, используемые в тренировочном процессе дошкольников Для достижения поставленной цели и наилучших результатов в физической культуре я использую несколько методов, средств и форм воспитания.

Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.

Педагогический опыт использования сказок как средства нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста Педагогический опыт по теме «Использование сказок как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» Выполнила:.

План работы духовно-нравственного воспитания дошкольников Месяц Содержание Участники Ноябрь Организованная деятельность с детьми. «Своя хатка – родная матка». Цель: познакомить детей с предметами.

Методы и средства элементарной диагностики уровня воспитания и развития детей при реализации индивидуального подхода Испытывая необходимость анализа результативности воспитательно – образовательной работы, а также для определения дальнейших перспектив мне.

Источник

Средства и методы формирования нравственности и морали у дошкольников

Светлана Новикова
Средства и методы формирования нравственности и морали у дошкольников

В каждом времени, у каждого общества свой стиль жизни, свои обычаи и свой свод правил поведения, но есть ценности, на основе которых развивается культура любого народа, эти ценности общечеловеческие, неизменные, они вне времени.

Именно дошкольный возраст, по мнению многих педагогов, является периодом появления и формирования этических знаний, норм нравственности и морали. Особенностью детей этого возраста является способность к подражанию, но недостаточно развита произвольность поведения. Дошкольники не умеют контролировать свои действия и не осознают их нравственное содержание, что приводит к нежелательным поступкам. Поэтому задача формирования нравственных навыков поведения, которые в процессе накопления жизненного опыта перерастают в привычку, является первостепенной.

Семья, окружающая действительность, детский сад, все это в комплексе, оказывает влияние на развитие у ребенка представлений о морали. Влияние, которое взрослые оказывают на детей, может быть положительным или отрицательным, а может быть противоречивым. Противоречия в воспитании вызывают у ребенка раздражение, неудовлетворенность, что еще хуже, могут рождать хитрость, умение приспосабливаться. В результате у ребенка складывается не четкое представление о том, как относиться к окружающим в данной ситуации, как поступать в определенном случае.

Разрешение этой задачи требует от взрослых, которые влияют на жизнь ребенка, положительных качеств, которые нужно проявлять в различных сферах деятельности не от случая к случаю, а постоянно. Показателем нравственности человека является его отношение к окружающим, к самому себе, к миру. Это отношение выражается в умении сочувствовать, сопереживать, быть отзывчивым по отношению к другим. Все эти проявления формируются у детей уже в дошкольном возрасте. Основа формирования нравственности лежит в умении понимать другого, сопереживать ему.

Формирование любого нравственного качества должно проходить осознано. Наиболее ответственным этапом в формировании нравственности, в развитии механизмов поведения, в становлении личности дошкольника, является старший дошкольный возраст. Это процесс сложный и многогранный.

Читайте также:  Нарушение эмоционального фона у взрослого

На первом этапе работы с детьми необходимо дать знания, которые станут основой представлений о сути нравственного качества, о его необходимости и значимости.

Нравственное воспитание можно представить в виде механизма,состоящего из следующих компонентов: знания и представления, мотивы, чувства и отношения, навыки и привычки, поступки и поведение, в купе эти компоненты дают нравственное качество.

Главной особенностью данного механизма является принцип взаимозаменяемости, где каждый компонент механизма важен, его нельзя исключить, или заменить. При этом последовательность компонентов может меняться в зависимости от возраста ребенка, его индивидуальных качеств и особенностей характера [1, с. 68].

При формировании морального сознания дошкольников не достаточно просто знакомить с нравственными и моральными нормами, необходимо воспитывать личное, эмоциональное отношение к соблюдению и нарушению этих норм. Очень важной является взаимосвязь между одобрением и осуждением противоположных поступков.

Осуществление нравственного воспитания невозможно без применения определенных средств,которые можно объединить в несколько групп:

1. Художественные средства: художественные произведения, изобразительное искусство, музыка, кинематограф. Важность этой группы средств определяется способностью к эмоциональному окрашиванию познаваемых моральных явлений. Дети, эмоциональные и восприимчивые, доверчиво и живо относятся к произведениям, которые им читают, а также к рассматриванию иллюстраций.

Психика детей очень гибкая, подвержена влиянию художественных образов, она впитывает всю информацию, которая есть в художественных произведениях, переосмысливая ее в соответствии с имеющимся жизненным опытом, который в этом возрасте небольшой и потребностями развивающейся личности. Представления об этике и эстетике по мнению В. А. Сухомлинского, дети должны вынести именно из художественных произведений [2].

2. Природа, которая обладает возможностью вызывать у детей гуманные чувства и желание заботиться о тех, кто слабее, защищать и помогать, также является важным средством воспитания нравственных чувств и поведения:

3. Собственная деятельность детей, включающая игру, труд, обучающую и художественную деятельности, необходима при воспитании практики нравственного поведения.

В дошкольный период развития ребенка ведущей является игровая деятельность.

Игра очень эффективное средство в процессе формирования этических представлений. Именно она дает детям представление о поведении в определенных ситуациях, заставляет задуматься над своими поступками и происходит все это в занимательной и интересной форме, которая им доступна.

Игровое действие, которое направлено на другой объект, содержит в себе нравственный смысл, определенное отношение к этому объекту. А сюжет игры отражает взаимоотношения людей и их нравственные стороны. Нравственные нормы, которые являются регуляторами поведения, содержатся также и в игровых традициях. Первые детские законы общения, универсальные и гибкие, которые доступны всем детям и с удовольствием ими принимаются – это считалки, дразнилки, игровые припевки и правила.

Игровой фольклор, являющийся хорошим регулятором споров и ссор, возникающих в процессе общения детей, позволяет установить очередность и распределить роли. В нем есть ритуалы, при помощи которых можно помириться, определить очередность, есть законы, необходимые для сотрудничества детей, содержащие моральные основы. Таким образом, правила игры, становятся своеобразным кодексом детского товарищества и реальной школой нравственной регуляция поведения.

Игровая роль выступает и как образец нравственного поведения, который выполняет ориентировочную функцию, и как эталон поведения, выполняющий контролирующую функцию.

4. Общение и слово в широком смысле, выполняющие задачи уточнения представлений о морали и воспитании чувств и отношений, занимают особое место.

5. Средством нравственного воспитания является вся атмосфера, в которой живет ребенок и которая, должна быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью.

К сожалению, нередко ребенок окружен жестокостью и безнравственностью. Обстановка и близкие люди ребенка, являются не только средством воспитания чувств, представлений и поведения, они активизируют весь механизм нравственного воспитания, влияя на формирование определенных нравственных качеств.

Наглядным образом необходимым ребенку, является пример для подражания, который служит средством формирования у детей этических представлений. Таким примером могут быть родитель, воспитатель, знакомый взрослый, герой литературных произведений.

Читайте также:  Породы маленьких собак по темпераменту

Родители, дающие положительный пример ребенку, помогают ему легко и ненавязчиво жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Правила, которые только озвучиваются, но не соблюдается взрослым, не могут влиять на реальное поведение ребенка.

Ребенок, вступая в непростую систему взаимоотношений с окружающими людьми и приобретая при этом опыт поведения в обществе, внимательно присматривается к миру взрослых, к качеству отношений между ними.

Ситуации, содержащие воспитательный момент, создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, как поступить. Оценка взрослого при этом должна быть объективной, тактичной и не даваться от случая к случаю, быть систематичной. И тогда ребенок будет стараться повторить действие, чтобы снова услышать положительную оценку.

При выборе средств нравственного воспитания необходим учет ведущей задачи, возраста детей, уровня их общего и интеллектуального развития, этап развития нравственных качеств.

Помимо средств, существуют методы нравственного воспитания,которые условно объединяются в 3 группы:

1. Методы формирования нравственного поведения: приучение, упражнение, руководство деятельностью.

2. Методы формирования нравственного сознания: убеждение, разъяснение, внушение, беседа.

3. Методыстимулирования чувств и отношений: пример, поощрение, наказание.

Эффективный результат, при использовании любых методов, можно получить лишь при определенных условиях. Таковым условием является гуманность метода, не унижающего ребенка и не нарушающего его прав.

Важно, чтобы метод можно было осуществить, он должен быть реальным и требует логического завершения. Обещая ребенку награду, взрослые порой не задумываются, а сумеют ли они ее осуществить. Тоже происходит и с наказанием, не выполняется, данное обещание. Реальный результат в нравственном развитии ребенка в таком случае получить трудно. Обещанное надо выполнять.

Метод не может применяться одинаково по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание, что не принесет нужного результата.

Методы воспитания следует применять тактично. Ребенок не должен чувствовать, что его воспитывают. Наибольший эффект дает опосредованное воздействие, что является большим искусством, которым педагог овладевает, при условии бережного отношения к личности ребенка.

При подборе методов, важно предвидеть возможные результаты их воздействия на конкретного ребенка. Если нет уверенности в успехе, или предвидится слишком сильная реакция, то от выбранного метода лучше отказаться.

Применение методов нравственного воспитания требует от взрослых терпения и терпимости. В дошкольном возрасте невозможно рассчитывать на мгновенный и устойчивый результат. Необходимо с пониманием относиться к тому, что результата можно достигнуть с течением времени, не сразу и не совсем в той ожидаемой форме.

Практические методы, которые предполагают обучение ребенка определенным способам действия, являются преобладающими в нравственном воспитании дошкольников. В данном случае, на первое место выходит метод наглядного примера. Положительные поступки взрослого не дают гарантии таких же поступков у детей. Здесь важным моментом является организация наблюдения за поступками взрослого, а также практика поведения.

Методы нравственного воспитания нельзя применять изолированно, а только в комплексе.

Нравственное сознание является основой нравственного поведения. Работая с детьми дошкольного возраста в данном направлении, которое включает в себя формирование этических представлений, моральных требований и оценок своих сверстников, используются разнообразные средства, методы, приемы. Необходимо опираться на материал, который доступен детям, используя те формы работы, которые им больше интересны и будут способствовать их нравственному развитию.

Культура и мы 2014 — год Культуры в России Обращение общества к Культуре, объявление 2014 г – годом Культуры в России говорит о том, насколько глубоко.

Полоролевое воспитание дошкольников. Первые 5-6 лет жизни- это период когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики.

Источник

Оцените статью