Теория и методика воспитания: конспект лекций.
6.4. Методы стимулирования поведения и деятельности.
Данная группа методов используется для формирования нравственных чувств, т. е. положительного или отрицательного отношения личности к предметам и явлениям окружающего мира (обществу в целом, отдельным людям, природе, искусству, самому себе и т. д.). Эти методы помогают человеку сформировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей и выбору соответствующих им целей. В основе методов стимулирования лежит воздействие на мотивационную сферу личности, направленное на формирование у воспитанников осознанных побуждений к активной и социально одобряемой жизнедеятельности. Они оказывают огромное влияние на эмоциональную сферу ребенка, формируют у него навыки управления своими эмоциями, учат управлять конкретными чувствами, понимать свои эмоциональные состояния и порождающие их причины. Данные методы воздействуют и на волевую сферу: способствуют развитию инициативы, уверенности в своих силах; настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, умения владеть собой (выдержка, самообладание), а также навыков самостоятельного поведения.
Среди методов стимулирования поведения и деятельности выделяют поощрение, наказание и соревнование.
Поощрение – это выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет в ребенка уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение.
Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательного дозирования и осторожности, так как неумение использовать этот метод может нанести вред воспитанию. Методика поощрения предполагает соблюдение ряда условий: 1) поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не его стремления получить поощрение; 2) важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам коллектива; 3) поощрение должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива; 4) при использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.
Наказание – это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Известны следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Перечисленные виды наказаний могут реализовываться в различных формах в зависимости от логики естественных последствий: наказания-экспромты, традиционные наказания.
Как всякий метод стимулирования, оказывающий сильное влияние на эмоциональную и мотивационную сферы личности, наказание должно применяться с учетом ряда требований: 1) оно должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика; 2) нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика; 3) применяя наказание, следует убедиться, что ученик понял, за что его наказывают; 4) наказание не должно быть «глобальным», т. е. наказывая ребенка, надо найти в его поведении и положительные стороны и подчеркнуть их; 5) за один проступок должно следовать одно наказание; если проступков много, наказание может быть суровым, но только одним, за все проступки сразу; 6) наказание не должно отменять поощрения, которое ребенок мог заслужить ранее, но еще не успел получить; 7) при выборе наказания необходимо учитывать сущность проступка, кем и при каких обстоятельствах он был совершен, каковы причины, побудившие ребенка совершить данный проступок; 8) если ребенок наказан, значит, он уже прощен, и больше не стоит вести разговор о прежних его проступках.
Соревнование – это метод, направленный на удовлетворение естественной потребности ребенка к соперничеству, лидерству, сравнению себя с другими. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Соревнование способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование не только стимулирует активность ребенка, но и формирует у него способность к самоактуализации, которую можно рассматривать как метод самовоспитания, поскольку в ходе соревнований ребенок учится реализовать себя в различных видах деятельности.
Методика организации соревнований предполагает учет следующих требований: 1) соревнование организуется в связи с конкретной воспитательной задачей (оно может выполнять роль «пускового механизма» в начале новой деятельности, помочь завершить трудную работу, снять напряжение); 2) не все виды деятельности детей следует охватывать соревнованием: нельзя соревноваться по внешности (конкурсы «мисс» и «мистер»), проявлению нравственных качеств; 3) чтобы из соревнования ни на минуту не исчез дух игры и товарищеского общения, оно должно быть оснащено яркой атрибутикой (девизы, звания, титулы, эмблемы, призы, знаки почета и др.); 4) в соревновании важны гласность и сравнимость результатов, поэтому весь ход соревнований надо открыто представлять детям, которые должны видеть и понимать, какая деятельность стоит за теми или иными очками или баллами.
Источник
Использование методов нравственного воспитания дошкольников в разных видах детской деятельности.
Автор: Кириллова Ольга Геннадьевна, старший воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N 391, г. Нижний Новгород.
Методы нравственного воспитания – это пути и способы реализации задач и содержания нравственного воспитания.
Организация практического нравственного опыта, использование упражнений в положительных поступках являются основным методом нравственного воспитания.
Методы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей.
Выделяют следующие методы нравственного воспитания :
- Метод формирования нравственного поведения
- Метод формирования нравственного сознания
- Методы стимулирования чувств и отношений ребенка
- Реализация методов нравственного воспитания происходит во всех видах детской деятельности: в труде, в игре, в обучении, в общении
- Метод формирования нравственного поведения
К методам данной группы относится приучение к формам общественного
поведения , упражнение, организация разнообразной деятельности детей
( общение, игра, труд, обучение) и руководство ею.
Любой вид деятельности – общение, игра, труд, обучение -важен для упражнения в поступках и действиях .
Главный результат приучения — формирование навыков и умений поведения.
С чего начинается приучение?
Приучение начинается с раннего возраста детей : малышей приучают, к режиму питания, сна ,к формам правильного общения ,к самообслуживанию .В процессе самообслуживания и общения педагоги показывают детям на конкретных примерах выполнение способа действий ,контролируют , дают оценку. При овладении маленьким ребенком правил взаимоотношений педагог показывает на конкретных примерах ,как войти ,как поздороваться, обратится к сверстнику или взрослому попросить игрушку и т.д. Приучение предполагает использование упражнений Упражнения включаются в поток жизненных ситуаций.
Поручение – это специально организованная взрослым ситуация для многократных упражнений в тех или иных формах поведения.
Упражняя ребенка в культуре общения (ребенок- взрослый) можно давать коммуникативные поручения: отнести в другую группу, что-либо, при этом ,педагог должен напомнить ребенку ,как необходимо обратиться к взрослому ( войдя в группу поздороваться, назвать по имени отчеству того к кому идет обращение, при разговоре смотреть в глаза собеседнику ,использовать вежливые формы при высказывании просьбы, попрощаться ).
В воспитании детей дошкольного возраста широко используются игровые упражнения. Например, дети «обучают» новую куклу правилам поведения в детском саду. В результате многократных упражнений в различных условиях у детей формируется прочные привычки культурного общения и поведения.
Формирование личности в процессе деятельности обеспечивается лишь целенаправленным руководством ею со стороны педагога.
Рассмотрим руководство разнообразной деятельностью детей как метод воспитания поведения .
Мерилом нравственности является не слова, а поведение и поступки.
Организация практического нравственного опыта, использование упражнений в положительных поступках являются основным методом нравственного воспитания.
- Метод формирования нравственного сознания
Основная функция методов данной группы – формирование нравственных представлений , понятий и на основе убеждений и нравственной направленности личности
Но формирование личности в процессе деятельности обеспечивается лишь целенаправленным руководством со стороны педагога. При этом условии, руководство детской деятельностью становится методом нравственного воспитания направленное на формирование нравственного сознания.
Методом формирования нравственного сознания являются:
Метод убеждения реализуется в разных формах :
разъяснение, внушение , рассказы, и беседы на этические темы.
Разъяснение формирование элементарных представлений и понятий о нормах и правилах и разъясняет значение каждого правила.
Разъяснение и внушение тесно связаны с приучением к правильному поведению. При этом необходимо учитывать опыт детей и возраст.
ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА-это беседа на моральные темы. Функция её- моральное воздействие на сознание и поведение детей с целью формирования и развития обобщенных нравственных представлений и понятий ,на основе которых воспитывается убежденность. Большое значение имеет этическая беседа и для развития у детей умений правильно оценивать свое отношение к поступкам сверстников и своим собственным. Источником бесед является взаимоотношение детей, поступки героев художественных произведений, мультфильмов, спектаклей. Этические беседы могут быть коллективные и индивидуальные. Назначение индивидуальной беседы : опираясь на особенности и возможности отдельных детей, на специфику их поступков ,«поговорить по душам», оказать воздействие на сознание, на поведение ребенка.
- Метод стимулирования чувств и отношений ребенка
К этой группе методов относится
— пример нравственного поведения ,
— поощрения и коррекция поведения
Во всех видах детской деятельности происходит сочетание методов
ПРИМЕР как метод воспитания используется педагогом одновременно прибегая к методам разъяснения и убеждения
Труд:
различают четыре вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.
Воспитатель привлекает детей к совместному сотрудничеству к выполнению совместных поручений, организует труд рядом.
В труде у детей развивается самостоятельность, формируются навыки в самообслуживании. Выполняя несложные обязанности связанные с накрыванием на стол, помогая подготовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственность отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.
Дежурство:
Дежурство — форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной для коллектива. Дети поочередно включаются разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенны; дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
Дежурства вводятся постепенно. В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельны при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Воспитатель учит ребенка соблюдать последовательность в работе, контролирует его, приходит на помощь, учитывая его индивидуальные особенности. Оценивая работу дежурных, он подчеркивает их старательность, тщательность выполнения обязанностей, заботу о товарищах, помощь, оказанную взрослому.
Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Воспитатель назначает 2—3 дежурных (в зависимости от объема работы) и сам распределяет между ними работу («Коля, ты поставишь на каждый стол стакан с кисточками», «Верочка, тебя я попрошу разложить клееночки и
тряпочки» ), приходит им на помощь ,учит детей доводить начатое дело до конца, убирать использованное оборудование.
В старших группах вводится дежурство по уголку природы .Дежурные ежедневно меняются ,каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Дежурных выбирают с учетом дружеских отношений детей. Воспитатель учит детей согласовывать свои действия, определять, что надо делать, с учетом действий това- рища, договариваться о том, кто и какую часть работы будет выполнять, приучает к самоконтролю, экономным по времени и силам приемам труда.
Большое внимание в организации трудовой деятельности дошкольников уделяется решению задач нравственного воспитания.
Педагог формирует у детей представление о важности выполняемого ими дела для коллектива, воспитывает желание во время справиться со своей работой, проявляя заботливость с окружающих. Он обращается к дежурным как к своим помощникам, благодарит за своевременное выполнение обязанностей, учит всех детей относиться с уважением к их труду. Растут требования и к качеству работы дежурных, своевременному ее выполнению, уровню самоорганизации. Дети должны проявляй достаточную деловитость, сноровку, сознательно выполняй предъявляемые требования.
В старшей группе появляется больше возможностей для организации коллективного труда детей: уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор урожая, семян, оформление зала к празднику и т. д. Обычно коллективный: труд на участке организуется во время прогулки, в групповой комнате — во вторую половину дня.
Воспитатель разъясняет детям значение предлагаемой работы, необходимость разделения их на несколько групп и дает каждой из них определенное задание. Намечая содержание коллективного труда, он учитывает, какие виды работ детям уже знакомы, а какие нет, как распределить их и поясняет детям «Эта группа будет мыть строительный материал. В прошлый раз она протирала стеллажи, поэтому сегодня поменяется заданиям со второй группой. Так будет справедливо: все поработают там, где им особенно интересно, и там, где надо поучиться другом делу».
Необходимо позаботиться и о том, чтобы распределить работу между детьми в каждой из групп. При необходимости педагог помогает дошкольникам договориться, учит уступать друг другу, предотвращает возникновение конфликте между ними.
Игра:является школой нравственного поведения ,т.к в основе совместной деятельности лежит общение: умение договорить о игре, ролях, действиях, формируется у детей желание помочь друг другу. Педагог в зависимости от возраста использует разные методы в младшем возрасте используются игровые упражнения
В младшем возрасте руководство игрой состоит в том, что уже в рамках простых ,несложных сюжетов добиваться положительного нравственного содержания игровых и реальных взаимоотношений детей друг с другом. Педагог беря на себя главную роль может наглядно показать как развивается общий игровой сюжет, как выстроить отношения со сверстникам .С первых дней пребывания в детском саду детей учат: делиться игрушками, уступать игрушки друг другу, не мешать, проявлять заботу и внимание.
В сюжетно-ролевых играх – моделируется деятельность взрослых, отношения, нравственные нормы. Педагог руководит деятельностью детей так, чтобы сформировать у детей доброе отношение друг к другу, чтобы споры возникшие в игре решались справедливо.
Обучение детей
В основе руководства детской деятельностью лежит реализация задач образовательных программ. Во всем образовательном процессе педагог ориентирует детей на соблюдение нравственных норм.
Программа « Детство» решает задачи
- по культуре внешнего вида в разделе программы
-ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
- Задачи по культуре поведения ,Культуре общения в разделе программы
-РЕБЕНОК ВХОДИТ В МИР СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
- Задачи по воспитания уважения к труду взрослых и привлечения к детскому труду реализуется в разделе
-РЕБЕНОК ПОЗНАЕТ ПРЕДМЕТНЫЙ МИР ,ПРИОБЩАЕТСЯ К ТРУДУ
- Задачи по речевому этикету реализуется в разделе
-РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДЕТЕЙ
В речевом развитии, через ознакомление детей с художественной литературой происходит обогащение знаний детей о культуре взаимоотношений , о нравственном поведении ,о правилах гигиены и т.д.
В игровой деятельности решаются задачи, формирующие у детей
доброе отношение друг к другу ,умение решать споры справедливо, воспитывать желание помочь друг другу.
Этическое воспитание является составляющей нравственного воспитания.
Методы и приемы используемые на занятиях по этикету
ЭТИКЕТ- установленный ,принятый порядок поведения, форм обхождения (С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка)
ЭТИКЕТ- это правила ,которые человек должен выполнить в данном обществе при определенных обстоятельствах(как себя вести в общественных местах за столом и т.д) и по которым складываются о нем первое впечатление ,имеющее зачастую решающее значение для дальнейшего общения.
Основные методы и приемы ,используемые на занятиях по этикету
Младший возраст
Старший возраст
- Взаимодействие со сказочным персонажем
—Подсказать, как себя вести
-поиграть вместе с ним
-помочь ему
-подражать ему
-помочь справится с трудной ситуацией
-найти ошибку в его поведении
-научить его чему либо
- Словесные приемы
—рассказ взрослого
—сказка познавательного содержания
-вопросы
-беседа
-проблемная ситуация
-Рассказ ребенка из личного опыта
-беседа (этич.беседы , по прочитанному)
-проблемная ситуация
—рассказ взрослого
-Занятие-игра
-игровые упражнения
-дидактические игры
-элементы сюжетно-ролевых игр
-игры путаницы
-игровые упражнения
-игра с правилами
-игры соревнование
-турниры
-развлекательные игры типа «Поле чудес»
-дидактические игры
-игры действия
-игры-воображения
-игры-путаницы
-кроссворды
- Наглядные приемы
-иллюстрации
-видеоматериалы (мультфильмы, диафильмы, фотографии, видеозаписи)
-фотографии
-образец воспитателя
-иллюстрации
-схемы
-видеоматериалы (мультфильмы, диафильмы, видеозаписи)
-фотографии
-картинки правила
-образец сверстника
- Использование театра
-спектакли(кукольный настольный,
на фланелеграфе и т.д
—инсценировки в исполнении отдельных детей
—этюды
-сценки
-спектакли
- Художественное слово(все группы)-стихи,пословицы.поговорки,сказки,загадки,басни
- Использование музыкального репертуара (все группы)
- Практические действия детей
— самостоятельные действия с чайными и столовыми принадлежностями
—изготовление рисунков, аппликаций для украшения праздничного стола
—разбор проблемных ситуаций произошедших с игрушками
—сервировка стола по схеме
-составление схемы сервировки стола
-изготовление украшений для праздничного стола
-творческая деятельность детей (складывание салфеток, украшение стола и т.д.)
-разбор проблемных ситуаций из жизни группы
- Наблюдение (все группы)
-за действиями взрослого
-за действиями ребенка
Источник