Методы и приемы создания и поддержания психологического комфорта на уроке
статья на тему
Статья содержит практические упражнения, методики, игры для создания положительного эмоционального настроя на уроке, поддержания психологического комфорта и снятия напряжения уч-ся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_psikhologicheskogo_nastroya_na_urok.docx | 322.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы создания и поддержания психологического комфорта на уроке
Психологический комфорт – это условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они основаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка.
Принцип психологического комфорта:
— учеба должна давать детям радость; протекать на фоне положительных эмоций; исключать психотравмирующие ситуации.
Благоприятная обстановка, психологический комфорт на уроке поможет ученикам в развитии и становлении себя как успешной личности.
Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга: сохраняют психическое здоровье учащихся, помогают развивать способности личности, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный психологический климат на уроке.
Мне хочется привести примеры положительных эмоциональных настроев на уроках (на этапе оргмомента):
1.Вот учитель входит в класс.
Что мы делаем сейчас?
Вот учебник, вот тетрадь,
Их не надо открывать.
Знает каждый ученик,
Будет нужен и дневник.
Не забудьте про пенал,
Чтоб на парте он лежал.
2.Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.
3.Звонкий прозвенел звонок.
Встаньте прямо, не шумите,
Всё ль на парте, посмотрите.
Все ль на месте, всё ль на парте:
Книжка, ручка и тетради.
Не забудьте дневника,
Он – документ ученика.
Сели. Мы приступим к новой теме.
4.Заходите, дети, в класс!
Мы урок начнем сейчас.
Встали прямо, подравнялись,
Посмотри на парту,
Всё ли там в порядке?
Ручку, книжку и дневник
Имеет каждый ученик.
Больше не крутитесь.
Начинаем наш урок,
Знайте, вам пойдет он впрок.
5.Прозвенел уже звонок,
Встаньте, дети, не ленитесь,
Все мне дружно улыбнитесь.
Здравствуйте, ребята, сели
И на парты посмотрели.
Будут нужными опять:
Книжка, ручка и тетрадь.
Не забудет про дневник
Ни один наш ученик.
Молодцы! Готов весь класс,
Мы урок начнём сейчас.
Это начинается новый наш урок.
Много интересного будем изучать,
Значит, будут нам нужны
Книжка и тетрадь.
Хорошо известно вам, что должен ученик
При себе всегда иметь ручку и дневник.
7.Заходите, дети, в класс,
Прозвенел звонок сейчас.
Все тихонько быстро встали,
Подравнялись и собрались.
Скажем: «Здравствуйте» друг другу
И посмотрим на столы
Всё, что нужно принесли?
А теперь тихонько сели,
На меня все посмотрели.
Чтобы создать благоприятный психологический настрой на урок — с утра пораньше для бодрости (чтобы проснуться) с первым звонком можно сделать утреннюю зарядку под музыку.
Точечный массаж лица. Методика «Волшебные точки» (Приложение)
— Кто до сих пор не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически активные точки лица).
«Паутинка-разминка» или блиц-опрос, используя мяч:
«Винегрет» – вопросы из разных областей знаний, например:
— За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)
— Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.)
— Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)
— Сколько букв в русском алфавите? (33)
— Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)
— Какой сегодня день? (Вторник, 19 января.)
— Записываем в тетради: 19 января. Классная работа….
Другие методы: эффект удивления, неожиданности, противоречивости информации.
- Земля плоская, как блин. И не смейтесь. Я знаю это точно…. И т.д.
Создание ситуации успеха
Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребёнка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперед.
Ситуация успеха — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.
Для успеха общения педагогу необходимо умение управлять вниманием учащихся. Приём новизны, когда учитель в самом начале урока или беседы заинтриговывает учеников сообщением какой-то новой информации, причем не абсолютно новой, а такой, когда в известном явлении открывается что-то новое. Хорошо в разговоре опираться на интересы детей, для каждого класса могут быть свои характерные приёмы. Если учащиеся находятся в состоянии повышенной возбудимости и очень бурно реагируют на слова, то более эффективной формой является подача материала от менее интересного к более интересному.
Одним из лучших способов организации активного общения на уроке считается игра. В игре воспроизводится деятельность и отношения, которые складываются в некоторых реальных жизненных ситуациях. Известный психолог Л.С. Выготский объяснял игру как «царство произвольности, свободы и воображения”, где за счет оперирования чистыми значениями и смыслами создаются «мнимые ситуации” и происходит «иллюзорная реализация нереализуемых желаний”. Игра выступает как метод, с помощью которого педагог ускоряет, уплотняет и оживляет процесс практического усвоения знаний и навыков учащихся.
Суть игры как вида общения состоит в том, что новые знания получаются в результате постоянного диалога, столкновения разных мнений и позиций, взаимной критики предположений, их обоснования и закрепления.
Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как:
- игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и, тем самым, является эффективным средством управления учебным процессом;
- обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящий характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90% информации;
- игра — свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;
- игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;
- в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет плохих и хороших учеников: есть только играющие); результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;
- обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение;
- состязательность — неотъемлемая часть игры — притягательна для учащихся; удовольствие, полученное от игры создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет;
- в игре всегда есть некое таинство — неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа;
- игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична, так как является одновременно и методом и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения.
В целях положительного эмоционального настроя, снятия напряжения, стимулирования интереса к учебному предмету, изучаемому материалу можно использовать разнообразные фильмы, слайды, книги – всё то, что оживляет общение на уроке, вызывает удивление, притягивает внимание.
Использование физминуток позволяет расходовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью. После физминутки ребята становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Для эмоциональной разрядки, для снятия напряжения можно использовать занимательный математический диктант вида «ДА (НЕТ)».
Если верно, ставим + , если неверно –.
1.Если в числе 10 переставить цифры местами, то получится 01. Верно? (01 – номер пожарной службы.)
2.Оказывается, пожарных учат надевать штаны за 3 сек. Успеет ли хорошо натренированный пожарный за 9 сек. надеть 9 штанов?
3.У 4-х палок 8 концов. А у 5 с половиной палок 12 концов. Верно?
4.1 кг железа тяжелее 1 кг ваты. Верно?
5.Шел муж с женой
Да брат с сестрой
Да шурин с зятем.
А всего их трое. Верно?
6.Маленький мальчик Миша нашел во дворе 12 котят. Скольких друзей может осчастливить Миша, даря каждому другу по 3 котенка. Ответ: 4. Верно?
— Кто не сделал ни одной ошибки, погладьте себя по голове.
Другие приемы: «Перфокарты», «Компас» и т.д.
Музыкальное оформление, двигательная активность, работа над песенным материалом, ролевая игра, приёмы драматизации, использование аудио- и видеоматериалов, соревнование, различные виды взаимодействия учащихся способствуют созданию благоприятной, комфортной обстановке на уроке, возникновению положительных эмоций, психологической разгрузке, развивает индивидуальное творчество, вселяет уверенность в себе, стимулирует воображение.
Для снятия напряжения при письме можно покатать на ладони грецкий орех или любой предмет с гранями (ручку, карандаш). Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты (и таланты детей) с помощью пальчиковой гимнастики .
Релаксация (под музыку звуков природы).
Релаксационные моменты в течение урока благотворно влияют на здоровьесбережение учащихся и учителей.
- Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.
Особо важное значение имеет конец урока. Очень важно, с каким настроением обучающиеся уйдут из класса. И здесь особую роль играет как оценка работы преподавателя и настроя на урок обучающихся, так и самооценка своей деятельности самих обучающихся.
Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).
(Яблоня, яблоки, листья, цветы.)
- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны — прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.
Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.
А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.
Рефлексия «Все в твоих руках».
- На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
— Большой – для меня было важным и интересным…
— Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
— Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
— Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
— Мизинец – для меня было недостаточно…
В конце урока вопрос учащимся:
— За что бы вы себя могли похвалить?
Важнейшим видом профессионального общения учителя наряду с уроком является внеклассное мероприятие (вечер, экскурсия, культпоход, классный час, собрание). Эти виды общения не должны напоминать урок, иначе школьники будут избегать этих мероприятий, рассматривая их как принудительное продолжение уроков.
Словесные поощрения детей
Прекрасно!Молодец!Умница!Хорошо!Удивительно!Остроумно!Ярко!Очень эффектно!Отлично!Очень точно!Поздравляю!Я горжусь тобой!Ты помог другому!
Я горжусь тобой!Огромный успех!Ты – победитель!Поразительно!Ты хорошо постарался!Я восхищаюсь тобой!Ты делаешь большие успехи!Я уважаю тебя!Ты очень ответственный человек!Я верю в тебя!Я знала, что ты сможешь это делать!Великолепно!
Несравненно!Как умно!Ты – хороший друг!Сенсационно!Красота!Огромное достижение!
Ты быстро продвигаешься вперёд!Ты добился большого успеха!Тут мне без тебя не обойтись!С каждым днём у тебя получается всё лучше!Ты увлёк всех!Я знала, что ты сможешь это делать!Как умно!Какой ты внимательный!Ты – моя радость!Ещё лучше, чем прежде!Это как раз то, что нужно!Ты проявил талант!
«Дерево достижений» (или можно использовать как «Дерево настроения»)
- Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас помочь нашему дереву покрыться листвой.
Красный лист – на уроке мне было всё понятно и у меня всё получилось, чему я очень рад(а)! (У меня прекрасное настроение!)
Желтый лист – я доволен(а) своей работой на уроке. (Настроение хорошее.)
Белый лист –на уроке мне было тяжело, я устал(а). (Настроение грустное, устал(а).)
Источник
Эмоциональные методы мотивации и стимулирования в обучении младших школьников
С потребностью в эмоциональном общении человек рождается, поэтому большую роль в обучении младших школьников играют эмоциональные методы мотивации и стимулирования. (Приложение Слайд 1).
К ним относятся: (Слайд 2.)
– поощрение и порицание;
– учебно-познавательные игры – создание ситуации успеха;
– стимулирующее оценивание;
– свободный выбор заданий;
– удовлетворение желания быть значимой личностью.
Методы поощрения и порицания давно используют в учебно-воспитательной практике. К ним прибегают в тех случаях, когда надо усилить положительные побуждения или, наоборот, затормозить отрицательные.
Круг поощрений в школе весьма разнообразен.
Виды поощрений: (Слайд 3.)
– одобрение;
– похвала;
– подбадривание;
– доверие;
– доброжелательно-требовательная манера;
– выставление повышенной оценки;
– награждение.
Применение порицаний и других видов наказания является исключением в формировании мотивов учения, и, как правило, этот метод применяется лишь в вынужденных ситуациях.
Виды порицаний: (Слайд 4.)
– замечание (указание на недостатки);
– осуждение;
– ограничение в правах (лишение удовольствия);
– лишение доверия;
– выговор (строгое замечание).
Надо помнить, что эффективность поощрений и порицаний детей может быть достигнута при определённых условиях. Учитель должен быть твёрдым и последовательным в своих требованиях, главное их предъявлять разумно и считаться с интересами школьников. Главное, – не наказать, а заставить действовать.
Поддерживать интерес ребёнка к учёбе помогут учебно-познавательные игры. По меткому замечанию А.С. Макаренко, игра для ребёнка имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе. Игра выступает, как мотив радости в учении. По характеру педагогического процесса Герман Константинович Селевко делит следующим образом:
Педагогические игры: (Слайд 5.)
– обучающие, тренировочные;
– контролирующие, обобщающие;
– познавательные, развивающие, творческие;
– коммуникативные, психологические.
В основном, на практике используются словесно-дидактические игры. Они построены на словах и действиях играющих. Ценны игры с предметами, игрушками, а также настольно-печатные игры. В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя выполняют задания различной трудности.
Включение школьника в процесс обучения поможет создание наглядно-образных представлений. Без них нельзя себе представить успешное осуществление задач связи обучения с жизнью.
Наглядно-образные представления: (Слайд 6.)
– коллекции, наглядные пособия;
– опыты;
– таблицы, схемы;
– репродукции картин;
– учебные фильмы;
– ИКТ.
Это наглядный показ коллекций различных предметов, материалов, наглядных пособий и опытов, демонстрация предметов, схем и таблиц, картин, специальных учебных фильмов, использование информационных компьютерных технологий. Каждая демонстрация сочетается с методом наблюдения. А приёмы сравнения, сопоставления при наблюдении облегчают осмысление, повышают прочность запоминания материала. Вы не сможете ничего добиться, пока у Вас не будет чего-то захватывающего.
При создании ситуации успеха необходимо вспомнить ряд заповедей, которые сформулировал В. А. Сухомлинский
Заповеди ситуации успеха. (Слайд 7.)
– Нет единых для всех школьников предпосылок успеха.
– Важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности.
– Нельзя требовать от ученика невозможного.
– Раскрыть силы и возможности каждого ребёнка, дать ему радость успеха в умственном труде.
– Определить индивидуальную тропинку успеха в учебной деятельности каждого ученика. Беречь эту тропинку и огонёк желания быть хорошим.
Помните: в работе, ориентированной на детей, есть только один ключ к успеху – ДОВЕРИЕ.
При проверке знаний учащихся большое значение имеет стимулирующее оценивание. Выявление знаний – это начальный этап проверки при условии, если будет охвачен каждый ученик и оценен по результатам его личной учебной деятельности. Важно также, чтобы каждый учитель во время оценивания создавал атмocфepу творчества и доброжелательности. В дидактике сформулированы правила оценки ЗУНов (Слайд 8). Например, критерии оценки на каждом уроке представлены в таблицах. Знакомясь с критериями оценки, следует рассказать учащимся о требованиях к ним, показать на примере отличных ответов. При оценке обязательным является анализ ответа и указание, на что надо обратить внимание при повторении материала. Необходимо поощрение школьников при оценке. Например, значки отличия. Не следует поощрять одних и тех же. Главное – это справедливость, объективность оценивания, чтобы сделать оценку мощным средством мотивации и стимулирования учебной деятельности.
Школьники на уроке часто лишены свободы выбора, их действия строго регламентированы. Между тем ещё Ш.А. Амонашвили отмечал, что проблема заключается в том, чтобы школьник предложенную педагогически необходимую учебную задачу принимал как свободно выбранную. Одним из важнейших компонентов свободного выбора является самостоятельная постановка цели деятельности. Создание ситуации свободного выбора может служить одним из средств развития у школьников способности к свободной постановке учебных целей. Предметом выбора является неконечная цель, а набор промежуточных целей. В результате переход от одной темы к другой приобретает статус значимого действия. Такая работа приносит учащимся большое удовлетворение, т.к. постановка учебной задачи ими осознана, а это служит необходимой предпосылкой возникновения потребности в свободной, без принуждения учебной деятельности.
И наконец, основная задача учителя создать такие условия, чтобы труд ученика стал источником умственного удовлетворения и душевной радости. Суть не в том, чтобы вносить в учение внешнюю занимательность, хотя и она нужна, надо искать мотив радости в самом процессе обучения, т. е. в учебной деятельности. В ней ребёнок под руководством учителя оперирует научными понятиями, усваивает их, однако при этом никаких изменений в саму систему научных понятий он не вносит. Результат учебной деятельности – это изменение самого ученика, его развитие. Какими же мотивами может и должна побуждаться такая деятельность? Это мотивы собственного роста, собственного совершенствования направленные на удовлетворение желания быть значимой личностью.
И в заключении, могу сказать, что только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении. (Слайд 9.)
Источник