Методы чувственного познания природы

Наблюдение — как форма чувственного познания

Тамара Кульменёва
Наблюдение — как форма чувственного познания

Природа – это уникальная книга. Её тираж – один экземпляр.

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы.

Природа – источник ощущения прекрасного. Начальной школой воспитания эстетических чувств, ощущением прекрасного является сама природа. Чувствовать природу человек начинает с колыбели.

Важнейшая задача – ввести ребенка в природу, научить видеть, понимать и чувствовать ее красоту. Сделать это – значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральной сфер.

Человек, умеющий видеть прекрасное в природе родного края, умеющий удивляться ее совершенству, испытывающий стремление разгадать ее тайны, становится лучше в нравственном отношении, наделен чувством ответственности и стремлением жить по законам красоты. Кто отдаляется от природы, тот лишается не только многих знаний, но и ощущений прекрасного, наполняющих жизнь счастьем.

Важно уметь обращать внимание ребенка на прекрасное в природе.

Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой родного края к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, чувственного познания окружающей природы родного края.

Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.

Через наблюденияя решаю следующие задачи:

• на примере природы Родного края познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь им осознать своё место в нём;

• нравственное воспитание дошкольников, развивать доброе, заботливое отношение к природе и людям;

• способствовать физическому развитию ребёнка, его оздоровлению;

• учить ориентироваться в родной природе.

Важно, чтобы был диалог с детьми – когда дети не только слушают, а еще и обсуждают, высказывают собственное мнение.

В условиях ФГТ наблюдение важно тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание и осмотр объектов природы, заполнение календарей, коммуникативная — рассказы детей на основе впечатления, продуктивная — это возможность выразить воспитанниками своих впечатлений в рисунках и поделках.

Формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении.

Определим организационно-методическую форму проведения наблюдений:

Циклическая организация наблюдений.

Пространственная организация наблюдений.

Продолжительность наблюдений.

Структура наблюдения.

Подготовка и организация наблюдений.

Каждое утро мы с ребятами наблюдаем и отмечаем изменения в календаре погоды, выбирая соответствующие карточки — схемы, тем самым формируем интерес к явлениям родной природы, умение сравнивать и анализировать народные приметы.

На прогулках привлекаем внимание детей к окружающим природным объектам живым и неживым. Обращаем внимание детей на появление первоцветов в родной природе, листочков на дереве, знакомим их с насекомыми, птицами нашего края, устраиваем различные игры с использованием песка, воды, веточек, листочков. Организуем наблюдения в цветнике.

Рядом с нашим детским садом, есть лесная зона, где мы можем познакомиться с разнообразием родной природы с растительным и животным миром. Здесь мы с детьми можем провести интересные наблюдения в естественных условиях и сделать важные выводы. Именно здесь мы можем привить любовь и бережное отношение к природе.

Наблюдая красоту природы, восхищаясь ее многообразием и неповторимостью, ее яркими красками и причудливыми формами мы выражаем свои чувства и свой эмоциональный отклик, через создание поделок из природного материала собранного во время экскурсий и прогулок в лес.

Завершить своё выступление хочется словами Гёте

«Природа – это единственная книга, каждая страница

которой, полна глубокого содержания».

Методическое пособие «Природа Земли» В подготовительной группе мы знакомим детей с природой и её особенностями и закономерностями. Как природа взаимодействует с человеком и.

Источник

«Наблюдение как метод чувственного познания природы»
консультация на тему

Подробно раскрыто содержание наблюдения как формы взаимодействия с детьми, аскрыто , обозначены требования к проведению наблюдений и описаны примеры использования этого метода в работе с детьми.

Скачать:

Вложение Размер
nablyudeniya.doc 37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению познавательно-речевого развития воспитанников №35 «Цветик-семицветик»

Консультация для воспитателей

«Наблюдение как метод чувственного познания природы»

Подготовила и провела

Среди разнообразных методов экологического воспитания важное место принадлежит наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов природы через различные анализаторы: зрение, осязание, обоняние, слух, тактильное и др. Наблюдение – результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности.

Содержанием н. является: с одной стороны, получение знаний, с другой – оно само требует определённых знаний, как отправной точки для восприятия.

Для проведения н. важными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей организации и приёмов включения детей в процесс.

Содержание н. складывается из следующих моментов: выделение самих объектов (целого), частей из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения растений и животных), различных проявлений живых существ (т.е. способов их функционирования), определение свойств и характеристик объектов и их частей, выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы.

Таким образом, содержание наблюдений — это то, что дети могут познать в непосредственном контакте с природой; та сенсорная информация, которая исходит от объекта и которую дети способны усвоить самостоятельно, но при методически грамотно создании условий педагогом.

Требования к проведению наблюдения.

Первое требование связано с пространственной организацией наблюдений. Во время наблюдения дети получают чувственную информацию от объекта, находясь в непосредственной близости и контактируя с ним. Необходимо продумать количество детей, их расстановку. Недопустимо самостоятельное получение информации подменять словесной информацией от взрослого. Это другая форма познания, которая ещё недоступна дошкольнику (абстрактное мышление ещё не сформировано).Воспитатель должен словесно обозначить всё то, что ребёнок увидел. тогда знания усвоятся прочно.

Второе требование связано с временным параметром: рассматривание объектов и явлений природы должно быть непродолжительным. Причина: наблюдение – это психическая интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточения внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдения нельзя играть, манипулировать предметами, разговаривать. Продолжительность наблюдения должна ограничиться 3-10 мин. (в зависимости от возраста). Дети должны начать и закончить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии.

Третье требование связано со структурой наблюдения. Оно должно иметь начало, основную часть и конец. Функции частей различны.

Начало решает трудную задачу – собрать детей и сконцентрировать внимание. Приёмы в этом моменте не должны быть очень яркими и эмоциональными, чтобы не затмить основную часть н6аблюдения.

Основная часть подчиняется задаче: использовать приёмы которые позволят детям получить сенсорную информацию . Для начала предлагается внимательно посмотреть на объект и педагог начинает задавать вопросы. После каждого вопроса должна следовать пауза 2-3 сек. Секунды молчания и тишины – главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответов на вопрос. Это и есть момент самостоятельного получения информации. Основная часть должна быть цельной, единой. Её нельзя прерывать длительными пояснениями , рассказом, отвлекать стихами, загадками, играми. Воспитатель помнит о том, как трудно им сосредоточиться. Единственное, что может облегчить восприятие – это правильно подобранные движения, которые выполняют сами дети. В данном случае двигательная активность снимает напряжение, но не выводит из содержательного пространства.

Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы после него дети находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать. Именно в конце наблюдения предлагается почитать стихи, спеть песни, загадать загадки – но всё это в по поводу наблюдения.

Четвёртое требование относится к осуществлению содержания. Оно вытекает из знания и учёта биологических особенностей объекта. Если нужно продемонстрировать, как ест рыбка, то надо сделать так, чтобы она была голодной. В тех случаях, когда специальная организация наблюдения затруднена в силу неопределённости и непредсказуемости ситуации, воспитатель использует форму «задания для самостоятельного исследования». он просит детей быть внимательными и постараться заметить то, о чём он скажет.

Таким образом, соблюдение требований, предъявляемых к организации наблюдений за объектами и явлениями природы, позволяет осуществить их педагогически целостным способом и с наибольшим эффектом для воспитания. Проведение наблюдений в соответствии с обозначенными требованиями возможно только при условии специальной подготовки к ним. Эта подготовка включает:

— содержание наблюдения и организацию, с помощью которой его можно продемонстрировать,

— время и места проведения наблюдения,

— количества детей, которые могут участвовать в нём одновременно,

— методических приёмов, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в конце наблюдения.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Источник

Наблюдение – метод чувственного познания природы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

«Организация наблюдений в детском саду»

Скачать:

Вложение Размер
nablyudenie_-_metod_chuvstvennogo_poznaniya_prirody.doc 92 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение – метод чувственного познания природы

Задание «Организация наблюдений в детском саду»

Цель: выяснить особенности организации и проведения наблюдений в детском саду. Содержание:

1. Знакомство с видами наблюдений в детском саду.

2. Знакомство с методикой проведения наблюдений в детском саду.

3. Определение особенностей проведения наблюдении по экологическому образованию в разных возрастных группа детского сада.

1. Описать методику проведения наблюдений в детском саду.

2. Разработать методику наблюдений для разных возрастных групп.

3. Спланировать длительное наблюдение.

4. Разработать систему наблюдений в детском саду, пользуясь программой (по выбору).

Методика наблюдений в детском саду

для разных возрастных групп

Наблюдение – основной метод ознакомления детей с природой.

Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание.

Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически.

В зависимости от познавательных задач воспитатель использует разные виды наблюдений. В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета или явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животным – характер движения, издаваемые звуки и т.д.

Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, от сезонных изменениях в природе используется более сложный вид наблюдения – длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Отличие длительного наблюдения от кратковременного в том, что во время длительного наблюдения мы наблюдаем за одним и тем же предметом, прослеживаем все стадии его роста и развития и итоги наблюдения заносим в дневники или календарь.

Наблюдение за растением:

Растение выбранное для наблюдения, должно быть в хорошем состоянии. Следует продумать организацию занятия: растение должно быть хорошо освещено, расположено таким образом, чтобы к нему было легко подойти. Дети располагаются так, чтобы было видно растение всем, а при необходимости действовать с растением. Следует приготовить оборудование для ухода за растением. В младших группах при рассматривании берётся одно растение. В средней (5 лет) и старшей (6 лет) два и более, причём новое растение(биологическая х-ка и приёмы ухода) рассматривается в сравнении с уже известными растениями.

Рассматривание растения начинается с обозначение и выделения самого яркого признака, например: цветки бальзамина. После этого определяются основные особенности внешнего строения растения: рассматривают по порядку величину, форму стебля(или ствола), листья, цветки. В конце занятия в младших группах(4 года) – воспитатель, в средней (5 лет) – воспитатель и дети, в старше (6 лет) – детям даётся полная биологическая характеристика растения, дети должны усвоить способы ухода за растениями.

В процессе занятия по ознакомлению детей с растением нужно подключать как можно больше анализаторов: обонятельный, кожный, зрительный.

Во время показа как ухаживать за растением нужно подключать к работе как можно больше детей.

Пример: один ребёнок поливает растение, другой – протирает листья, третий – рыхлит землю.

Наблюдение за животными:

При наблюдении за животными нужно создать такую обстановку, чтобы оно вело себя свободно и естественно.

Например: наблюдение за кроликом – для кролика сооружается загончик, вокруг которого на стульчиках размещаются дети. Руководя наблюдением за животным, воспитатель направляет внимание детей на его поведение: «что делает? Как продвигается? Что ест? Как?» И только в связи с каким-то действием рассматривает внешние признаки животного: «Как передвигается кролик?(прыгает) А почему кролик прыгает, посмотрите на его ноги.(передние короткие, задние — длинные)» При ознакомлении детей с животным нужно подключать как можно больше анализаторов. В конце занятия идёт обобщающий рассказ о животном (биологическая характеристика).

Чтобы развивать самостоятельное наблюдение детям можно давать различные задания. Например: на прогулке игра «Кто больше увидит», «Кто лучше опишет клён». Можно давать задания индивидуально детям рассмотреть то или иное растение или животное и рассказать товарищам или родителям.

Во время работы в уголке природы дети могут знакомиться и закреплять свои знания о комнатных растениях (внешний вид и способы ухода, за изменениями, происходящими с ними по сезонам); за животным, рыбами, особенностями, их внешний вид, поведения и ухода за ними.

На участке детского сада дети могут наблюдать за растениями цветника, различными насекомыми, за птицами, за деревьями и кустарниками, за овощами и фруктами в огороде, расположенном на участке, а также за погодой и за трудом людей.

Результаты наблюдения можно закрепить различными способами.

Например: обобщающие беседы «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» на таких занятиях идёт закрепление знаний, полученных на экскурсии. Результаты наблюдения за животными и растениями можно также закрепить в беседе; в изо деятельности (нарисовать кошку), на физ.занятии (попрыгать как зайчик). В старших группах(6 лет) можно использовать схематическое отражение изменений (развитие гороха). При наблюдении за погодой результаты заносятся в дневники и календари.

Рассматривание картин, демонстрация диа- и кинофильмов.

К группе наглядных методов относятся рассматривание картин, демонстрация диа – и кинофильмов. Использование этих методов помогает решать разнообразные задачи: уточнить и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщить их, формировать эстетическое восприятие.

Картины дают возможность подробно рассматривать явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, позволяют наблюдать явления, недоступные для непосредственного наблюдения: дикие звери, животные южных и северных стран.

При ознакомлении детей с природой используют дидактические сюжетные, предметные и художественные картины.

Дидактические сюжетные и предметные картины специально созданы для наглядного пособия для обучения детей.

Они используются с разными дидактическими целями.

Мл.гр.(4 года) – для уточнения и конкретизации представлений, их закрепления.

Ср.гр (5 лет) – для расширения знаний – это даёт возможность вывести детей за пределы непосредственного опыта. Рассматривание картин также используют для систематизации и обобщения знаний дете й, в беседах, рассказах о природе.

Ст.гр.(6 лет) – для формирования понятий. Пример: для формирования понятия «Осень» отбирают 3 картины с изображением осенних явлений природы в разные периоды.

Цель использования картин: сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно художественный смысл картины.

Методика рассматривания картин: показ картины 1-2 мин. Для свободного рассматривания. Главный приём вопросы: помогают выяснить смысл картины (кто изображён?); описать предметы и явления (кто? какого цвета? какой формы? Какого цвета шерсть у кошки?) для установления связи между изображённым; для перехода предела за пределы изображаемого; о личном опыте.

Рассматривание начинают от главного к второстепенному.

Демонстрация диа- и кинофильмов.

При ознакомлении детей с природой в д/саду используют диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, телефильмы. С их помощью воспитателей формируют у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления которые протекают в природе длительное время.

Кинофильмы вызывают у детей особое эмоциональное отношение, интерес, а это способствует более успешному освоению знаний.

Диафильмы и диапозитивы по статичности изображения приближаются картинам. Они дают возможность показать явления крупным планом, а серии кадров позволяют показать изменение в развитии явлений. Используются они во всех возрастных группах для формирования представлений, а также для конкретизации, расширения и обобщения знаний.

Методика демонстрации диа- и кинофильмов.

Мл.гр (4 года) – неозвученные фильмы.

Ср. и ст. гр.(5-6 лет) – озвученные.

Перед просмотром необходимо подготовить детей. Для этого проводят беседы, экскурсии, чтение книг, связанных с содержанием фильма.

Непосредственно перед просмотром проводят установочную беседу с детьми, дают задания, на что обратить внимание при просмотре фильма. После первого просмотра проводят беседу, направленную на выделении наиболее важных по содержанию моментов. После второго просмотра необходимо проконтролировать, как дети усвоили содержание фильма. С этой целью проводят проверочные беседы, рисование на тему просмотренного фильма.

Мл.гр – используют диапозитивы и диафильмы. Просмотр в медленном темпе, возвращаясь к более важным кадрам. Беседа после просмотра не проводится. Просмотр сопровождается словом воспитателя.

Ср.гр – короткие озвученные фильмы; кинофильмы, сопровождающиеся словом воспитателя.

Ст.гр – используют все виды фильма, но основное место занимает озвученный фильм.

Планирование длительного наблюдения

ПРИМЕРНЫЙ ОБЪЕМ ЗНАНИЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ.
Дети должны знать названия 4-5 растений, называть их части (стебель или ствол, ветки, листья, цветы), уметь более точно и подробно описывать растения, отмечая форму листьев (овальные, круглые и др.). Знать еще одну растительную группу – куст.
Воспитатель продолжает учить детей отмечать сходство и различие в форме, величине, окраске листьев и цветов, формировать интерес и любовь к растениям, умение замечать изменения в их развитии.

С КАКИМИ РАСТЕНИЯМИ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ.
С растениями такого же вида, как и в младшей + агава, бегония рекс. Кроме этого – с растениями похожими на кустик (герань, бальзамин, колеус). Время от времени вносят новые, желательно цветущие растения, растения, имеющие висячие стебли (аспарагус, традесканция /2 вида/, хлорофитум, сеткрезия, плющ, комнатный виноград).

ЧТО ДЕТИ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ ПО УХОДУ ЗА РАСТЕНИЯМИ.
Поливать растения водой комнатной температуры, определять растение, нуждающееся в поливке (на ощупь, по цвету земли), наполнять лейки водой для отстаивания воды. Протирать листья растений, горшок и поддон, мочить и отжимать тряпочку. Поливать из мелкой сетчатой лейки или пульверизатора растения.

НАШ УГОЛОК ПРИРОДЫ

ЦЕЛЬ: Уточнить и расширить представления детей об условиях окружающей среды, необходимых для удовлетворения жизненно важных потребностей растений в свете, воздухе, тепле, пище. Формировать представление о растениях как о живых организмах. Развивать желание заботиться о комнатных растениях.

НАБЛЮДЕНИЕ 1. СРАВНЕНИЕ КОМНАТНОГО И САДОВОГО РАСТЕНИЯ (бархатцы, ноготки).
ЦЕЛЬ: Закреплять понятия «комнатные и садовые растения». Учить сравнивать растения, устанавливать сходства и различия. Уточнить условия произрастания и жизни комнатных и садовых растений.

Д/игра «ЧТО ГДЕ РАСТЕТ?»
ЦЕЛЬ: Учить классифицировать растения (цветы) на комнатные и садовые (полевые); узнавать и называть знакомые комнатные растения и садовые (полевые) цветы на иллюстрациях (фото)

Индивидуальная работа с детьми (по 2 –3 чел.) по уходу за комнатными растениями. Уточнить правила ухода за комнатными растениями.
Внесение дополнительных атрибутов (фартуков)

НАШ НОВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ДРУГ

(с элементами ФЭМП)
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с новым комнатным растением (БАЛЬЗАМИНОМ). Дать его бытовые названия (ОГОНЕК, ВАНЬКА МОКРЫЙ). Обучать детей описывать растение, отмечая при этом характерные признаки. Учить рассматривать растение в определенной последовательности, работать с сенсорными эталонами и графическими моделями. Познакомить с понятием «куст». Развивать речь. Закрепить счет, знание геометрических фигур. Формировать интерес к комнатным растениям.

НАБЛЮДЕНИЕ 2. НАДО ЛИ ПОЛИВАТЬ РАСТЕНИЯ?
ЦЕЛЬ: Формировать избирательный подход к поливу растений. Учить различать политые и не политые растения по состоянию земли (липкая – сыпучая, светлая – темная). Развивать сенсорный опыт.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Е.Благининой
ОГОНЕК
Хрустит за окошком морозный денек
Стоит на окошке цветок Огонек.
Малиновым цветом цветут лепестки,
Как будто и вправду зажглись огоньки.
Его поливаю, его берегу,
Его подарить никому не могу

Руководя трудом детей, педагог напоминает приемы работы по уходу за растениями: поливать их надо аккуратно; отмечает, какое растение нужно поливать (когда земля сухая). Учит протирать влажной тряпочкой горшки и поддоны. Дети повторяют последовательность выполнения задания.

СРАВНЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ (с элементами ФЭМП)

ЦЕЛЬ: Продолжать обучать детей описывать комнатные растения, отмечая при этом различия и сходства между ними, и наиболее характерные признаки внешнего вида. Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения (сравнивать по величине, форме, размеру). Формировать умение различать геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, овал). Развивать речь. Учить составлять описательные рассказы, опираясь на модель.

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ.
ЦЕЛЬ: Учить детей составлять описательные рассказы о комнатный растениях, опираясь на объект, на модель, по картинке.

НАБЛЮДЕНИЕ 3. ЗА ЦВЕТУЩИМИ РАСТЕНИЯМИ.
ЦЕЛЬ: Привлекать детей к наблюдениям за комнатными растениями, изменениями в их развитии. Закреплять знания цветов и оттенков. Развивать сенсорный опыт.
(данные наблюдения проводить по мере зацветания растений в течение года)

Поручения во время ухода за комнатными растениями: полив растений, наполнение леек водой, затирание лужиц воды после полива, уборка инвентаря.

ДЛЯ ЧЕГО РАСТЕНИЮ КОРНИ?

ЦЕЛЬ: Уточнить и расширить представления детей о комнатных растениях, их строении. Уточнить функцию корней растения. Доказать, что корешок растения всасывает воду. Установить взаимосвязь строения и функции растения. Формировать представление о растениях как о живых организмах.

НАБЛЮДЕНИЕ-ОПЫТ 4. ДЛЯ ЧЕГО КОРЕШКИ?
Результаты опыта зарисовываются, делается вывод (начало опыта проводится на занятии).

НАБЛЮДЕНИЕ-ОПЫТ 5. КАКУЮ ВОДУ ЛЮБЯТ РАСТЕНИЯ?
ЦЕЛЬ: Познакомить с новым правилом поливки растений (необходимо поливать отстойной водой комнатной температуры). Провести опыт, поместив или полив растения (для опытов) горячей, холодной и отстойной водой.

Напомнить детям о правилах поливки растений: после поливки в лейки надо налить воды и оставить до следующего дня. Упражнять детей держать лейку правильно.

«БАННЫЙ ДЕНЬ» ДЛЯ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ.

ЦЕЛЬ: Закрепить названия растений и знания детей об их строении, характерных особенностях и потребностях. Учить детей самостоятельно мочить и хорошо отжимать тряпочки, протирать листья широколистных растений. Познакомить детей с новым способом мытья растений – опрыскиванием из пульверизатора (душ).

НАБЛЮДЕНИЕ 6. ОПРЫСКИВАНИЕ РАСТЕНИЙ
ЦЕЛЬ: Закрепить представления о новом способе мытья комнатных растений – опрыскивание. Рассказать, что некоторые растения нуждаются в ежедневном опрыскивании для лучшего роста. Рассмотреть пульверизатор, механизм его действия, учить детей пользоваться им.

Д/игра «ЦВЕТОВОД»
ЦЕЛЬ: Закрепить названия растений, знания об их характерных особенностях, относить растение к одной из растительных групп в зависимости от строения (травка, дерево, куст), упражнять в составлении модели или рисунка растения.

При подготовке к поливу растений предложить детям три емкости с водой разной температуры, и выбрать подходящую, для полива растений, воду.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ НОВОГО КОМНАТНОГО РАСТЕНИЯ.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с новым комнатным растением (ХЛОРОФИТУМОМ). Отметить характерные особенности цветка, к какой растительной группе он относится. Учить рисовать с натуры, передавать характерные особенности растения: строение, направление листьев, форму, цвет горшка. Закреплять навыки рисования кистью и красками. Учить располагать изображение на листе крупно. Воспитывать интерес к комнатным растениям.

НАБЛЮДЕНИЕ 7. В ПОГОНЕ ЗА СВЕТОМ
ЦЕЛЬ: Формировать представление о потребностях растений для жизни. Установить, как растение ищет свет.

Д/игра « 1, 2, 3 ….. НАЙДИ»
ЦЕЛЬ: Закреплять знания детей о комнатных растениях. Учить узнавать растения на фото, картинках, упражнять в нахождении одинаковых, похожих по строению цветов, цветущих и без цветов, находить растение по названию, по описанию-загадке.

Привлекать детей к уходу за комнатными растениями: Упражнять в действии с пульверизатором (помогая ребенку); протереть горшки и поддоны; набрать воды в лейки.

ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ КОМНАТНЫМ РАСТЕНИЕМ (ПЛЮЩ)

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с новым комнатным растением, отличающимся по строению и внешнему виду от уже знакомых: висячие растение (ПЛЮЩ, ТРАДЕСКАНЦИЯ, РОИЦИСУС) Выделить отличительные особенности, внести в словарь более точные определения внешнего вида отдельных частей (длинные, свисающие стебли, маленькие фигурные листочки). Познакомить с новыми знаками символами. Уточнить и систематизировать знания детей о потребностях растений, познакомить с индивидуальными потребностями нового растения – необходимость ежедневного опрыскивания.

НАБЛЮДЕНИЕ 8. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ НЕКОТОРЫХ РАСТЕНИЙ,
ЦЕЛЬ: Обучать детей таким приемам заботы, которые обеспечивают растению хороший рост. Знакомить с индивидуальными особенностями растения (плющ – на обратной стороне листа расположены щеточки, с помощью которых плющ ползет по шнуру вверх)

Д/игра «СПОР РАСТЕНИЙ»
ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о комнатных растениях (название, внешний вид) Учить сравнивать растения по величине, высоте, размеру и т.п. Закреплять понятия: высокий – низкий, широкий – узкий, большой – маленький и т.п.

Поручения во время ухода за комнатными растениями: полив растений (определения необходимости полива растений по состоянию земли); протирание широколистных растений.

НАКОРМИМ ЗЕЛЕНОГО ДРУГА

ЦЕЛЬ: Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям. Закрепить знания о строении и функциях отдельных частей растения. Формировать понятие, что растение – это живой организм (оно пьет, растет, питается) Дать понятие, что земля для растения является источником питания. Продемонстрировать пересадку растения с посильным участием детей.

НАБЛЮДЕНИЕ 9. «КОМУ В ГОРШОЧКЕ ТЕСНО?»
ЦЕЛЬ: Формировать внимательное отношение к комнатным растениям, закреплять знания о потребностях растений в связи с сезонными изменениями. Закрепить представление о способе размножения растений – делением куста. Выбрать растения для пересадки.

НАБЛЮДЕНИЕ 10. КАК РАЗМНОЖАЮТСЯ РАСТЕНИЯ.
ЦЕЛЬ: Познакомить детей со способом размножения растений – черенкование (отводками).

Пересадка остальных комнатных растений: закрепить знание инвентаря, развивать трудовые навыки. Поручения: набрать земли; выбрать нужный горшок, полить, убрать инвентарь.

ПОМОЩНИКИ ДЮЙМОВОЧКИ
ЦЕЛЬ: Формировать бережное и заботливое отношение к комнатным растениям. Обобщить и закрепить знания детей о комнатных растениях, их потребностях и способах ухода за ними (опрыскивание, протирание листьев, полив растений водой комнатной температуры и т.д.). Уточнить знания о строении растения, и о функциональном значении его частей. Закрепить названия известных растений. Воспитывать интерес к комнатным цветам и желание за ними ухаживать в дальнейшем.

НАБЛЮДЕНИЕ 11. РАССМАТРИВАНИЕ НОВОГО РАСТЕНИЯ – ФИАЛКА (которое Дюймовочка подарила ребятам на итоговом занятии)
ЦЕЛЬ: Познакомить с новым комнатным цветущим растением, выделить его характерные особенности и познакомить с индивидуальными потребностями (не любит опрыскивания, полив желателен снизу)

НАБЛЮДЕНИЕ 12. ЗА ПОЯВИВШИМИСЯ КОРЕШКАМИ У ЧЕРЕНКОВ И ИХ ПОСАДКА.
ЦЕЛЬ: Знакомить со способами размножения комнатных растений, закрепить знания о значении корня. Посадка черенков в горшочки с землей. Дальнейшее наблюдение за их развитием.

Уточнить с детьми те цветы, которые нуждаются в ежедневном опрыскивании: опрыскивание цветов, полив растений (расставить знаки символы о необходимости влаги)

Практическая работа №4

1 Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания.Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки,важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать,понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.

Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.

Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки:

отдельно стоящие хвойные и лиственные деревья и кустарники;

2 Перспективный план по маршруту экологической тропы

Занятия по данному плану разработаны для детей старшей и подготовительной группы

«Деревья и кусты»

-закрепить название деревьев и кустов, их строение, внешние признаки;

-учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;

-систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;

-воспитывать бережное отношение

— черная и красная смородина;

-побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, -учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;

— воспитывать чувство прекрасного.

-продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними;

-вызвать интерес к выращиванию овощных культур.

-семена, рассада, плоды овощных культур.

-уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста.

-учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.

— многолетние и однолетние

-углубить знания детей о муравьях, их образе жизни;

-сформировать представления о роли муравьёв в жизни леса;

-воспитывать бережное отношение к муравьям.

-муравейник (участок группы)

об «альпийской горке»,

как разновидности цветника;

-дать детям знания о составляющих частях «альпийской горки»

(сочетание объектов живой и

(цветущие и вьющиеся

растения, камни разных

-обобщить представления детей о ягодных культурах, об их значимости для здоровья человека.

— красная и чёрная смородина.

— расширить и закрепить знания

детей о лекарственных растениях;

— развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;

— учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года.

— цветущие растения и травы.

— развивать у детей интерес к наблюдениям за зимующими птицами, прилетающих на кормушку и желание их подкармливать; воспитывать

бережное отношение к ним.

птичий столб с кормушкой

экологической тропе (итоговое)

— обобщить знания по

проекту «Экологическая тропа»

все объекты экологической

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы».

«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы».

Наблюдение основа чувственного познания природы Среди разнообразных методов экологического образования дошкольников ведущее место занимает наблюдение.Правильная организация чувственного восприяти.

В материале дается консультация для воспитателей ДОУ на тему «Наблюдение – основа чувственного познания природы». В данной консультации раскрываются вопросы психолого-педагогического обоснования проце.

Подробно раскрыто содержание наблюдения как формы взаимодействия с детьми, аскрыто , обозначены требования к проведению наблюдений и описаны примеры использования этого метода в работе с детьми.

Источник

Читайте также:  Даш что по настроению
Оцените статью