Методы чувственного познания наблюдение это

«Наблюдение как метод чувственного познания природы»
консультация на тему

Подробно раскрыто содержание наблюдения как формы взаимодействия с детьми, аскрыто , обозначены требования к проведению наблюдений и описаны примеры использования этого метода в работе с детьми.

Скачать:

Вложение Размер
nablyudeniya.doc 37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению познавательно-речевого развития воспитанников №35 «Цветик-семицветик»

Консультация для воспитателей

«Наблюдение как метод чувственного познания природы»

Подготовила и провела

Среди разнообразных методов экологического воспитания важное место принадлежит наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов природы через различные анализаторы: зрение, осязание, обоняние, слух, тактильное и др. Наблюдение – результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности.

Содержанием н. является: с одной стороны, получение знаний, с другой – оно само требует определённых знаний, как отправной точки для восприятия.

Для проведения н. важными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей организации и приёмов включения детей в процесс.

Содержание н. складывается из следующих моментов: выделение самих объектов (целого), частей из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения растений и животных), различных проявлений живых существ (т.е. способов их функционирования), определение свойств и характеристик объектов и их частей, выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы.

Таким образом, содержание наблюдений — это то, что дети могут познать в непосредственном контакте с природой; та сенсорная информация, которая исходит от объекта и которую дети способны усвоить самостоятельно, но при методически грамотно создании условий педагогом.

Требования к проведению наблюдения.

Первое требование связано с пространственной организацией наблюдений. Во время наблюдения дети получают чувственную информацию от объекта, находясь в непосредственной близости и контактируя с ним. Необходимо продумать количество детей, их расстановку. Недопустимо самостоятельное получение информации подменять словесной информацией от взрослого. Это другая форма познания, которая ещё недоступна дошкольнику (абстрактное мышление ещё не сформировано).Воспитатель должен словесно обозначить всё то, что ребёнок увидел. тогда знания усвоятся прочно.

Второе требование связано с временным параметром: рассматривание объектов и явлений природы должно быть непродолжительным. Причина: наблюдение – это психическая интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточения внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдения нельзя играть, манипулировать предметами, разговаривать. Продолжительность наблюдения должна ограничиться 3-10 мин. (в зависимости от возраста). Дети должны начать и закончить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии.

Третье требование связано со структурой наблюдения. Оно должно иметь начало, основную часть и конец. Функции частей различны.

Начало решает трудную задачу – собрать детей и сконцентрировать внимание. Приёмы в этом моменте не должны быть очень яркими и эмоциональными, чтобы не затмить основную часть н6аблюдения.

Основная часть подчиняется задаче: использовать приёмы которые позволят детям получить сенсорную информацию . Для начала предлагается внимательно посмотреть на объект и педагог начинает задавать вопросы. После каждого вопроса должна следовать пауза 2-3 сек. Секунды молчания и тишины – главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответов на вопрос. Это и есть момент самостоятельного получения информации. Основная часть должна быть цельной, единой. Её нельзя прерывать длительными пояснениями , рассказом, отвлекать стихами, загадками, играми. Воспитатель помнит о том, как трудно им сосредоточиться. Единственное, что может облегчить восприятие – это правильно подобранные движения, которые выполняют сами дети. В данном случае двигательная активность снимает напряжение, но не выводит из содержательного пространства.

Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы после него дети находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать. Именно в конце наблюдения предлагается почитать стихи, спеть песни, загадать загадки – но всё это в по поводу наблюдения.

Четвёртое требование относится к осуществлению содержания. Оно вытекает из знания и учёта биологических особенностей объекта. Если нужно продемонстрировать, как ест рыбка, то надо сделать так, чтобы она была голодной. В тех случаях, когда специальная организация наблюдения затруднена в силу неопределённости и непредсказуемости ситуации, воспитатель использует форму «задания для самостоятельного исследования». он просит детей быть внимательными и постараться заметить то, о чём он скажет.

Таким образом, соблюдение требований, предъявляемых к организации наблюдений за объектами и явлениями природы, позволяет осуществить их педагогически целостным способом и с наибольшим эффектом для воспитания. Проведение наблюдений в соответствии с обозначенными требованиями возможно только при условии специальной подготовки к ним. Эта подготовка включает:

— содержание наблюдения и организацию, с помощью которой его можно продемонстрировать,

— время и места проведения наблюдения,

— количества детей, которые могут участвовать в нём одновременно,

— методических приёмов, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в конце наблюдения.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Источник

Наблюдение — как форма чувственного познания

Тамара Кульменёва
Наблюдение — как форма чувственного познания

Природа – это уникальная книга. Её тираж – один экземпляр.

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы.

Природа – источник ощущения прекрасного. Начальной школой воспитания эстетических чувств, ощущением прекрасного является сама природа. Чувствовать природу человек начинает с колыбели.

Важнейшая задача – ввести ребенка в природу, научить видеть, понимать и чувствовать ее красоту. Сделать это – значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральной сфер.

Человек, умеющий видеть прекрасное в природе родного края, умеющий удивляться ее совершенству, испытывающий стремление разгадать ее тайны, становится лучше в нравственном отношении, наделен чувством ответственности и стремлением жить по законам красоты. Кто отдаляется от природы, тот лишается не только многих знаний, но и ощущений прекрасного, наполняющих жизнь счастьем.

Важно уметь обращать внимание ребенка на прекрасное в природе.

Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой родного края к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, чувственного познания окружающей природы родного края.

Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.

Через наблюденияя решаю следующие задачи:

• на примере природы Родного края познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь им осознать своё место в нём;

• нравственное воспитание дошкольников, развивать доброе, заботливое отношение к природе и людям;

• способствовать физическому развитию ребёнка, его оздоровлению;

• учить ориентироваться в родной природе.

Важно, чтобы был диалог с детьми – когда дети не только слушают, а еще и обсуждают, высказывают собственное мнение.

В условиях ФГТ наблюдение важно тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание и осмотр объектов природы, заполнение календарей, коммуникативная — рассказы детей на основе впечатления, продуктивная — это возможность выразить воспитанниками своих впечатлений в рисунках и поделках.

Формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении.

Определим организационно-методическую форму проведения наблюдений:

Циклическая организация наблюдений.

Пространственная организация наблюдений.

Продолжительность наблюдений.

Структура наблюдения.

Подготовка и организация наблюдений.

Каждое утро мы с ребятами наблюдаем и отмечаем изменения в календаре погоды, выбирая соответствующие карточки — схемы, тем самым формируем интерес к явлениям родной природы, умение сравнивать и анализировать народные приметы.

На прогулках привлекаем внимание детей к окружающим природным объектам живым и неживым. Обращаем внимание детей на появление первоцветов в родной природе, листочков на дереве, знакомим их с насекомыми, птицами нашего края, устраиваем различные игры с использованием песка, воды, веточек, листочков. Организуем наблюдения в цветнике.

Рядом с нашим детским садом, есть лесная зона, где мы можем познакомиться с разнообразием родной природы с растительным и животным миром. Здесь мы с детьми можем провести интересные наблюдения в естественных условиях и сделать важные выводы. Именно здесь мы можем привить любовь и бережное отношение к природе.

Наблюдая красоту природы, восхищаясь ее многообразием и неповторимостью, ее яркими красками и причудливыми формами мы выражаем свои чувства и свой эмоциональный отклик, через создание поделок из природного материала собранного во время экскурсий и прогулок в лес.

Завершить своё выступление хочется словами Гёте

«Природа – это единственная книга, каждая страница

которой, полна глубокого содержания».

Методическое пособие «Природа Земли» В подготовительной группе мы знакомим детей с природой и её особенностями и закономерностями. Как природа взаимодействует с человеком и.

Источник

Вопрос 1. Наблюдение — метод чувственного познания природы

1. Теоретические вопросы: Значение наблюдения для формирования реалистических представлений об окружающее мире. Виды наблюдений. Основные линии развития наблюдения как сложной познавательной деятельности дошкольников. Особенности организации циклических наблюдений. Требования, предъявляемые к организации наблюдений с дошкольниками. Методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах. Методы фиксации наблюдения.

2. Практическое задание: Составить вопросы для распознающего наблюдения.

3. Основные понятия: наблюдение, содержание наблюдений, классификация наблюдений, цикл.

4. Основные исследователи: А.И.Васильева,П.Г.Саморуков, Т.В.Христовская, С.Н.Николаева.

Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

Содержание наблюдений — это то, что дети мо­гут познать в непосредственном контакте с природой, та сенсорная информация, которая исходит от самих объектов и которую они могут получить самостоятельно при условии специальной педагоги­ческой организации наблюдений педагогом.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития наблюдательности у ребенка .Психологи и педагоги рассматривают наблюдение в 3-х аспектах:

— наблюдение как восприятие;

— наблюдение как деятельность;

— наблюденпие как метод.

С позиции педагоганаблюдение — способ формирования наблюдательности и метод организации.С позиции психологов наблюдение — овладение перцептивными действиями. Основная задача воспитателя в наблюдении обеспечить детям более полное и точное восприятие. В наблюдении выделяют три этапа:

1.Восприятие-отражение предмета в совокупности признаков, которые действуют в данный момент на органы чувств.

2.Осмысление и интерпретация фактов.

3.Образование и применение представлений и понятий.

1.По времени протекания: 2.По условиям протекания:

-кратковременные -в естественных условиях

-длительные -в специально созданных условиях

3.По участию воспитателя: 4.По способу организации:

-плановые -фронтальные (за погодой)

-по инициативе детей -подгрупповые

5.По решению познавательных задач:

-первичные -сравнительные -систематические

-повторные -итоговые -эпизодические

6.По соотношению сенсорных и интеллектуальных процессов:

-распознающие (формирование у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особен­ностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств);

-длительные (представ­ления о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе);

Отдельно выделяются наблюдения с раздаточным материалом (могут быть только объекты неживой природы). Они проводятся со средней группы по 2-3 объекта, начиная со старшей группы до 5 объектов.

В развитии деятельности наблюдения исследователи выделили три основные линии:

1.По мере развития деятельности наблюдение меняется, соотношение включенных в эту деятельность сенсорных и интеллектуальных процессов.

2.Изменение структуры наблюдения, становление и совершенствование ее отдельных компонентов. (Какие изменения произошли за определенное время?).

3.Наблюдение постепенно обособляется в познавательной деятельности, основной мотив которой — познавательное отношение к познанию окружающего мира.

Обитатели уголка природы весь учебный год живут рядом с дошкольниками — это обстоятельство накладывает особый отпе­чаток на педагогический процесс: нельзя, чтобы у детей за этот длительный период наступило равнодушное привыкание к ним. Педагогический процесс должен быть построен так, чтобы у де­тей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний.

Цикл — это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из на­блюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними.

Цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств:

— в нем осуществ­ляется распределение всего объема знаний на «порции», что обес­печивает постепенное и более надежное их усвоение;

— протяженность цикла во времени — распределение наблюдений, следующих одно за другим, на до­статочно длительный срок;

— многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одно­му и тому же объекту на протяжении 1—3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, ко­торые они осуществляют самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя;

— проведе­ние цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режим­ные моменты экономит время для занятий и делает работу с деть­ми разнообразной.

В подготовке к наблюдению воспитатель опре­деляет:

-задачи(содержание зна­ний, умений и навыков в соответствии с программой), которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности.

выбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы), который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия. Растение или животное должно быть в хорошем состо­янии, чистым, здоровым. Животных перед наблюдением лучше не кормить. В этом случае они более активны: хорошо едят, двигаются. Это обеспечит лучшее сосредоточение детей на объ­екте, вызовет интерес к нему.

-подготавливает все необходимые в ходе наблюдения предметы: миски с кормом и водой, тряпочки, щеточки, которыми пользуются во время ухода за животными. Наблюдение может происходить с использованием специальных приборов (термометр, лупа и т. д.).

продумывает организацию детей: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним — покормить, поиграть.

предусмотривает хорошее освещение объекта. Лучше, если свет падает слева или из-за спины (не слепит глаза).

-продумать, покрытие чтобы животное передвигалось без труда.

-пространство, в котором будет находиться животное, нужно огородить.

Требования к проведению наблюдений:

1.Связь с пространственной организацией наблюдений. Это требование проистекает из того, что во время проведения наблюдений дети получают чувственную (сенсорную) информацию посредством восприятия объектов природы с по­мощью зрения, слуха, обоняния, тактильных и кинестетических ощущений. Педагогическое требование к пространственной организации наблюдения заключается в том, чтобы любой объект природы был максимально доступен для восприятия всем детям.

2.Связь с временным параметром наблю­дения: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными. Это требование оп­ределяется тем, что наблюдение — это психическая интеллекту­альная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия и умственного напряжения. Продолжительность наблюдений в повседневной жизни за растениями, животными, явлениями неживой природы необходимо ограничить 3 — 10 мин — это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, для сосредоточе­ния внимания и самостоятельного получения и усвоения ими не­большого объема информации.

3. Связь со структурой наблюдений.

Начало наблюдения решает зада­чу — собрать детей и сконцентрировать их внимание. Приемы, которыми пользуется воспитатель в этот момент, не должны быть слишком яркими, необычными, чтобы само наблюдение не по­казалось скучным. Нецелесообразно использовать игрушки, сюр­призные моменты, неожиданные эффекты — все это может выз­вать сильные эмоции и помешать наблюдению, так как эмоцио­нальное состояние детей не позволит им включиться в интенсив­ную умственную работу. Наилучшими являются словесные и действенные приемы, ко­торые могут вызвать легкие положительные эмоции и готовность воспринимать воспитателю.

Вторая часть наблюдения является основной. Задача вос­питателя — использовать приемы, которые обеспечат детям са­мостоятельное получение сенсорной информации и реализацию за­думанного содержания наблюдения.

Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой.

Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать за животными и рас­тениями без каких-либо действий со стороны взрослого.

4.Относится к той стороне организации наблюдения, которая может обеспечить осуществление содержа­ния. Это требование обусловлено знаниями и учетом биологических особенностей живых существ.

Практическое задание. Составить вопросы для распознающего наблюдения в старшей группе.

Воспитатель загадывает детям загадку о рябине.

— Почему вы решили, что это рябина? Опишите ее.

— Что напоминают вам листочки рябины? На что они похожи?

— Какого они цвета?

— Когда цвела рябина?

— Что делает рябину такой привлекательной?

— Где находятся семена рябины?

— Какие птицы питаются ягодами рябины?

— Как человек может использовать ягоды рябины?

Вопрос 2. Организация предметно-природной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

1.Теоретические вопросы: Определение развивающей экологической среды. Экологический подход к организации зеленой зоны в ДОУ. «Экологическое пространство» в группах и помещении ДОУ. «Экологическое пространство» на участке ДОУ как главный метод экологического воспитания.

2.Практическое задание: Составить рекомендации по организации на участке ДОУ экологической тропы.

3. Основные понятия: экологическая среда, экологически правильное содержание животных, уголок природы.

4. Основные исследователи: С.Н.Николаева, Л.И.Новикова, С.Л.Новоселова.

Экологическая среда в детском саду – это, прежде всего, конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная, с экологической точки зрения, организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду необходимую для воспитания детей.

Экологически правильное содержание животных — это создание для них индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания: отведение достаточно большого пространства (наземного, воздушного, почвенного, водного); оснащение помещения (вольера, аквариума, террариума) соответствующей атрибутикой из природного материала; создание необходимого температурного режима; подбор нужных кормов. Такие условия являются наиболее гуманным способом содержания животных, что важно с точки зрения нравственного воспитания детей. В таких условиях животные активны, поэтому можно организовать наблюдения разных сфер их жизни: питания, гнездостроения, передвижения, выращивания потомства и др. В таких условиях дети могут проследить приспособительные особенности животных: маскировочную окраску, запасание кормов, заботу о потомстве, гнездостроение и др.

Экологически правильное содержание комнатных растений — это соответствие их индивидуальным потребностям, размещения в пространстве с учётом строения их и степени освещённости места, полив в необходимых количествах подбор нужного состава земли, подкормка в определенные моменты жизни.

Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию природной зоны в детских садах позволит детям увидеть:

1.Неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой.

2.Морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания.

3.Появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы.

4.Специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов.

5.Многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.

Растения и животных, находящихся в детском саду, можно по-разному расположить и сгруппировать, создавая интересные «экологические пространства» для проведения разнообразной педагогической работы. «Экологическое пространство» — это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение. Наиболее традиционными «экологическими пространствами» как формами организации зеленой зоны в детском саду являются групповые уголки природы.
Уголок природы в группе детского сада.
Главная особенность и преимущество уголка природы — непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками. Минимальный состав уголка природы — комнатные растения и аквариум с водными обитателями. Таким может быть уголок природы в ясельной и младшей группах. В состав уголка природы средней группы кроме аквариума и растений можно включить декоративную птицу и морскую свинку, что позволит детям увидеть разнообразие животного мира и способов ухода за живыми существами. Уголки природы старших групп включают аквариум с рыбами, птицу в клетке, кого-нибудь их наземных животных (хомяка или черепаху) и растения. Кроме постоянных растений и животных в уголке природы могут находиться временные объекты природы, например мини-город на окне — лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года. Уголок природы должен быть правильно оборудован — без этого он становится витриной, которая мало используется в педагогическом процессе. В каждой возрастной группе должно быть два функциональных места — для выполнения трудовых операций и для хранения кормов и предметов ухода за обитателями уголка природы. Место для труда — это небольшой столик, на котором можно разместить клетку с птицей или поддон из нее, емкости с кормами, доску для резания овощей и прочие предметы.

Помимо уголков природы в помещении детского сада могут быть созданы другие «экологические пространства»: комната или кабинет природы, зимний сад.

Комната природы включает крупные объекты: вольеры с птицами, большие клетки с наземными животными, емкие аквариумы, напольные и давно растущие растения. Часть пространства может быть отведена под «огород на окне»: при специально устроенном дополнительном освещении лампой дневного света на нем можно круглый год выращивать экологически чистые зеленые культуры (укроп, петрушку, лук, чеснок, салат), а также проращивать овес и другую зелень для животных. Можно осуществить выгонку цветущих луковичных растений (крокусов, нарциссов, тюльпанов и др.), чтобы получить, например к 8 Марта, букетики своих цветов. Эти объекты требуют к себе особого внимания. Уход за ними должны осуществлять взрослые, но при обязательном участии старших дошкольников.

В зимнем саду преобладают растения, поэтому он должен иметь хорошее освещение — естественное через большие окна, стеклянную
крышу или искусственное. В этом случае можно выращивать самые различные растения. Возле южных солнечных окон хорошо устроить уголок пустыни, создав композицию из суккулентов. В противоположном углу, особенно если есть небольшой бассейн с фонтаном, можно подобрать влаголюбивые растения и создать тропическую композицию. Зимний сад позволяет создать настоящую коллекцию плодовых растений: комнатный лимон, мандарин, декоративный гранат, фейхоа, инжир, банановая пальма, кофейное дерево, чайный куст, лавр и др. При правильном уходе все эти растения будут плодоносить, что, естественно, порадует и взрослых, и детей. В таком помещении в полусвободном режиме обычно живут декоративные птицы, находится 1-2 аквариума. Зимний сад, так же как и комната природы, используется в разных целях -для ознакомительных занятий, труда, отдыха и общения с природой. Для отдыха детей и взрослых должны быть предусмотрены сиденья, которые позволяют расслабиться в наблюдении за рыбами, птицами, растениями. Это могут быть декоративные деревянные скамеечки, пеньки или специальные легкие табуреты.
Рядом с комнатой природы и зимним садом должно быть подсобное помещение, в котором имеется кран с водой, ножная ванна, шкафы или полки для взрослого и детского инвентаря.
На участке детского сада также создается развивающая экологическая среда. Благоприятный микроклимат получается, если вся территория хорошо озеленена: по периметру вдоль забора посажены высокие деревья и кустарники, являющиеся преградой для пыли, выхлопных газов, сильного ветра, уменьшающие шум улицы и создающие тень в жаркие летние дни. «Хвойный бор» получится, если небольшое свободное и светлое пространство засадить хвойными деревьями — елью и сосной. Фруктовый сад и огород традиционны для дошкольного учреждения, но они способны выполнять иную, чем ранее, функцию в экологическом воспитании детей. На большом участке детского сада в одном из тихих уголков можно устроить площадку природы, на которой будут сосредоточены разные сооружения и объекты природы: птичий столб, небольшой домик-сарай с выгулом для летнего содержания каких-либо животных, бассейн или ручеек с водой для игр и опытов, композиции из цветущих растений. Птичий столб высотой 3-4-5 метров устанавливается в центре площадки, на нем крепятся две стационарные кормушки для подкормки птиц, вверху — домик для гнездования, на земле вокруг столба — желоб для воды (это летний птичий водопой). В каждом дошкольном учреждении в зависимости от возможностей помещения и территории зеленую зону можно организовать по-своему. Но обязательными для любого детского сада должны быть цветники — учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. Цветников должно быть много: при входе на территорию (бордюры, клумбы, газоны), чтобы у всех приходящих сразу поднималось настроение; на каждом групповом участке, чтобы дети видели, как растут цветы, ухаживали за ними и собирали семена, украшали ими свое помещение; на свободных местах газона, особенно тех, которые видны из окон, чтобы дети имели возможность наблюдать цветущий пейзаж. В цветниках можно представить различные неприхотливые однолетние и многолетние растения (последних должно быть больше). Из многолетников подходят незабудки, золотые шары, топинамбуры (земляные груши, плоды которых можно давать животным), простые сорта лилий, ирисов, пионов; из однолетних — ноготки, космея, бархатцы, эшольция, петуния, настурция. Если пространство небольшое, предпочтительнее вертикальное озеленение: например, декоративная фасоль, цветущий горошек подходят для оформления беседок на групповых участках.
На территории детского сада можно создать миниферму, фито-поляну, «уголок нетронутой природы», экологическую тропу или зеленый маршрут — эти «экологические пространства» позволят проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период.
Практическое задание. Составить рекомендации по организации на участке ДОУ экологической тропы.

1. Разработка и составление картосхемы.

2. Выявление на участке интересных объектов для наблюдения.

3. Посадка недостающих объектов.

4. Составление паспортов на каждый объект экологической тропы.

Источник

Читайте также:  Как вернуть свое настроение
Оцените статью