- Стресс-менеджмент: 4 методики, которые помогут успокоиться
- Как перестать нервничать на работе?
- Причины профессионального стресса
- • Физические
- • Эмоционально-психологические
- • Информационные
- • Коммуникативные
- • Организационные
- Как проявляется стресс на работе?
- 1. Базовая релаксация
- 2. Методика «Неотложка»
- • Физическая активность
- • Болтовня
- • Механическая работа
- • Любимые вещи и занятия
- 3. Техника «Акт любви и уважения»
- • Поездка на природу
- • Занятия спортом в фитнес-студии
- • Поиск и развитие хобби
- • Общение с друзьями и семьёй
- • Здоровые привычки
- 4. Модификация поведения
- Заключение
- Стресс на рабочем месте и стресс-менеджмент
- Что такое стресс-менеджмент
- Управление стрессом на организационном уровне
- Управление стрессовой ситуацией на личностном уровне
- Стресс на рабочем месте и стресс-менеджмент
- Что такое стресс-менеджмент
- Управление стрессом на уровне организации
- Управление стрессами на уровне личности
- Заключение
Стресс-менеджмент: 4 методики, которые помогут успокоиться
Как перестать нервничать на работе?
Стресс-менеджмент – это современная наука об управлении стрессом. Если говорить честно, то руководить подобным процессом сложно, а в некоторых ситуациях и не нужно. Дело в том, что это природный механизм защиты, способ функционирования живых существ в определённых условиях. Но вполне реально взять эмоциональное и психологическое состояние под контроль, снизить риски возникновения напряжения и минимизировать последствия.
В наши дни это понятие ассоциируется с эффективным офисным управлением. Сюда входят методики разрешения деловых конфликтов, проблем, адаптации сотрудников к коллективу, рабочему графику и любой нестандартной обстановке. Эти способы снижают долю отрицательного влияния на человека и помогают справляться с реакциями организма на внешние события.
Причины профессионального стресса
• Физические
Если условия труда некомфортны, организм напрягается. Поэтому вредно работать долгое время в холодном, душном или очень шумном помещении. Ненормированный рабочий день, плохая экология, постоянные командировки со сменой часовых поясов тоже влияют на состояние человека.
• Эмоционально-психологические
В эту категорию факторов относят неправильную расстановку профессиональных приоритетов. Монотонность труда или, наоборот, частая смена задач снижают стрессоустойчивость работника. Также причинами стресса становятся проблемы по вопросам профессиональной этики.
• Информационные
Когда человек страдает от переизбытка обязанностей, ему становится тяжелее адаптироваться к жизненному ритму, ведь нужно успевать сделать много задач и в то же время пополнять багаж знаний и навыков. Это актуально для сотрудников, совмещающих несколько должностей или активно стремящихся к быстрому повышению.
• Коммуникативные
Любые проблемы в общении с коллегами или начальством способны довести до стресса. К примеру, для интровертов резким выходом из зоны комфорта будет ситуация, где нужно заводить полезные знакомства или громко отстаивать свои интересы.
• Организационные
Это стресс от руководства. Необходимость постоянного контроля и мотивации сотрудников, большая материальная ответственность. У простых работников организационный стресс тоже встречается. Он возникает от завышенных требований начальства, задержек отпуска, зарплаты, недооцененности и отсутствия перспектив.
Как проявляется стресс на работе?
Прежде всего, стоит говорить об изменениях на физиологическом уровне:
• Возникает расстройство сна.
• Беспокоят частые головные боли.
• Наблюдаются проблемы с памятью.
• Понижается общий тонус организма.
• Иммунная система начинает работать со сбоями.
• Пропадает аппетит, обнаруживаются проблемы с желудком.
Если рассуждать об эмоциональном и психологическом фоне, то человек в стрессе становится невнимательным, рассеянным, раздражительным. Ощущается сильная усталость или беспричинная тоска, не возникает радости от любимых занятий и результатов труда. Нарастает чувство тревоги и беспомощности. Таким образом, требуется немедленная работа над собой и устранение усугубляющих факторов.
1. Базовая релаксация
Когда стресс вызван интенсивной работой или неожиданной эмоциональной вспышкой, важно быстро расслабиться, снизить нагрузку на организм и упорядочить мысли. В этом случае рекомендуется пользоваться базовой релаксацией – это попеременное сосредоточение на разных частях своего тела, которое поможет отвлечься и погрузиться в лёгкий транс. Просто сконцентрируйтесь на областях туловища и конечностях, напрягая и расслабляя мышцы.
Добавьте к этой технике медитацию, элементы аутотренинга, позитивные аффирмации и дыхательные упражнения (включая самое простое: глубокий вдох, пауза в несколько секунд и медленный выдох).
2. Методика «Неотложка»
Если на рабочем месте возник сильный стресс, от которого нужно избавиться за 10-15 минут, чтобы закончить начатое, надо действовать чётко. Для формата «здесь и сейчас» подходят такие советы:
• Физическая активность
Подвигайтесь, чтобы ускорить кровообращение. Помогут короткая прогулка по внутреннему двору офисной территории, подъём по лестнице и даже приседания или махи руками вдали от посторонних глаз.
• Болтовня
Выберите коллегу, который не занят рабочим процессом слишком сильно и настроен к вам положительно. Поговорите с ним 5-10 минут, избегая профессиональных тем. Это поможет переключить мыслительный процесс.
• Механическая работа
Попробуйте просто занять руки чем-нибудь, чтобы голова отдохнула. Наведите порядок на столе, полейте цветы или уберите кухонный уголок.
• Любимые вещи и занятия
Если вы точно знаете, что делает вас счастливым или, по крайней мере, радостным, реализуйте этот способ: посмотрите на фотоснимки своих детей или питомцев, включите любимую песню, прочтите пару статей в интересном блоге.
3. Техника «Акт любви и уважения»
Если у вас есть хотя бы полтора часа свободного времени на успокоение собственных нервов, используйте эту методику. Вы также можете обращаться к советам дома, чтобы закрепить положительный результат.
• Поездка на природу
Здесь будут одинаково полезны прогулки в лесу, бег по парку, катание на коньках или велосипеде, поход на лыжах и другие виды физической активности, которые позволяют дышать свежим воздухом и выбрасывать лишнюю энергию.
• Занятия спортом в фитнес-студии
Запишитесь в тренажёрный зал, бассейн или секцию боевых искусств, чтобы вместе с калориями и потом от вас ушли негативные эмоции. Попробуйте йогу, бальные или спортивные танцы.
Старайтесь ежедневно высыпаться и не сбивать режим сна в выходные. Из-за недостатка полноценного отдыха организм восприимчив к слабым раздражителям, а значит, есть риск развития хронического стресса. Даже если вы просто поспите 60-90 минут, возникшая проблема после пробуждения покажется уже не такой серьёзной и опасной.
• Поиск и развитие хобби
Найдите то, что приносит удовольствие и дарит новые эмоции. От кулинарных курсов до волонтёрства, от коллекционирования до рукоделия – ищите, опираясь на личные интересы и вкусы. Если вы уже определились, обратитесь к этому в стрессовой ситуации и получите порцию позитива.
• Общение с друзьями и семьёй
Не ограничивайтесь простой перепиской в социальных сетях или звонком – выберитесь на выходные загород или устройте «культурный туризм». Хорошо помогают расслабиться любые путешествия вне отпуска, хотя бы на небольшое расстояние.
• Здоровые привычки
Важно следить за здоровьем, чтобы стрессовая ситуация не расстроила все системы в организме. Вам помогут закаливания, гимнастика на рабочем месте, самомассаж, полноценное питание, приём витаминов, регулярное употребление воды или травяных отваров. А вот от крепкого чая и кофе лучше отказаться, как и от наркотических и алкогольных стимуляторов.
4. Модификация поведения
В этом упражнении работает принцип «Если не можешь изменить проблему, измени своё отношение к ней». Переведите негативную реакцию в позитивное поле. Попробуйте перефразировать свои высказывания, когда обсуждаете проблему с коллегами и семьёй, а также когда прокручиваете её в голове. К примеру, предложение «У меня проблемы на работе» можно переконструировать в реплику «У меня на работе возникла ситуация, которая требует внимания».
Заключение
Помните, что для борьбы со стрессом для начала надо признать существующую проблему. Разберитесь во всех причинах угнетающей ситуации и определите в ней собственный потенциал. Выясните, что вы можете устранить и исправить, а с чем придётся сталкиваться время от времени в любом случае.
Источник
Стресс на рабочем месте и стресс-менеджмент
Стресс сопровождает людей как на работе, так и при других обстоятельствах. Большое количество важных дел, которые необходимо вовремя выполнить, подписание бумаг, строгий начальник, а также незначительные неурядицы на работе – все это лишь небольшая часть причин, способных негативно сказываться на эмоциональном здоровье человека.
Тем не менее, вопрос стрессоустойчивости беспокоит не только рядового сотрудника, но и начальника или менеджера, на котором лежит основная задача – правильно и полноценно организовать работу коллектива. Борьба со стрессом на рабочем месте стала причиной того, что психологи разработали такой метод, как «стресс-менеджмент».
В этой статье вы сможете прочесть, что из себя представляет данное понятие, как такой менеджмент влияет на сотрудников, какие меры предпринимаются, чтобы снизить напряжение и поддерживать продуктивность.
Что такое стресс-менеджмент
Сам по себе стресс является реакцией организма на определенные события, которые затронули человека физически или морально. Стресс-менеджмент же направлен исключительно на борьбу со стрессовым состоянием, которое возникает на рабочем месте. Согласно статистике, наличие такого стресса – самый распространенный вариант.
Термин «стресс-менеджмент» является в России достаточно новым понятием и пришло оно из-за границы. Какого-то единого определения этот термин не имеет, но можно отметить, что психологи расценивают стресс-менеджмент, как ряд мероприятий, позволяющих справиться со своими негативными эмоциями и преодолевать последствия стресса.
Управление стрессом состоит из 3-х этапов, которые помогают справиться с ситуацией, среди них:
- проведение профилактических мероприятий, которые предотвращают появление стрессовых ситуаций;
- снятие напряжения в связи с появлением стресса;
- помощь в преодолении последствий, которые повлек за собой стресс.
Так как стресс-менеджмент больше направлен на рабочую обстановку, следует говорить о том, что он имеет 2 уровня:
- борьба со стрессом при помощи организованной работы;
- борьба со стрессовыми ситуациями на личностном уровне.
Далее стоит поговорить более подробно о каждом из этих уровней.
Управление стрессом на организационном уровне
В данном случае речь идет о профилактике и поддержке сотрудников, которые существенно поддаются стрессовым ситуациям посредством специализированных программ. Такая техника помощи требует от организаторов и руководителей немалых знаний, чтобы они могли максимально правильно составить план действий оказания помощи. Основная задача стресс-менеджера заключается в организации и формировании благоприятного климата на рабочем месте, что повлечет за собой исключительно пользу.
В случае возникновения стрессовой ситуации, климат способен либо усилить ее, либо сплотить коллектив. Стоит отметить, что некоторые стрессовые ситуации, происходящие на работе, могут наилучшим образом отразиться на сотрудниках. Однако для создания благоприятной почвы, необходимо следовать определенным правилам:
- наличие доступных корпоративных средств связи с бесперебойной работой;
- привлечение сотрудников для решения важных рабочих вопросов;
- наличие командной работы в компании, основа которой лежит в сплочении коллектива.
Достаточно часто на сегодняшний день многие руководители прибегают к сплочению коллектива за счет развлекательных мероприятий, однако, такой современный способ является стандартным и не всегда может дать положительный результат. Куда гораздо более важным является благоприятный климат в офисе в рабочее время.
Также стресс-менеджер часто использует технологию, которая позволяет сотрудникам самостоятельно принимать решения, что способствует уменьшению стресса. Не менее важным моментом можно считать перераспределение обязанностей. Например, это можно использовать после увольнения одного из сотрудников, распределив его обязанности между другими коллегами и сделав их работу более занимательной, а также не такой рутинной.
Еще одним фактором, положительно влияющим на психоэмоциональное состояние является гибкий график работы хотя бы части сотрудников. Это позволяет минимизировать стрессовые ситуации. Следуя некоторым данным, зарубежные психологи пришли к выводу, что организованные фитнесс-программы, а также различные тренинги и мастер-классы отлично влияют на настроение работников, помогая им справиться со стрессом и минимизировать последствия.
Управление стрессовой ситуацией на личностном уровне
Минимизация негативных последствий, связанных со стрессом, на уровне личности достигается путем прохождения различных тренингов и семинаров. Такие мероприятия организовываются при помощи руководства компании или же индивидуально сотрудниками. Наиболее популярными методами являются модификация поведения или релаксация.
Первый вариант борьбы со стрессом подойдет для пробивных и напористых людей. Он направлен на то, что человек должен начать иначе реагировать на различные факторы и обстоятельства. Обучение модификации поведения происходит за счет видео-тренингов, специальных обучающих аудиокниг и другой литературы. Второй вариант — релаксация, прекрасно подходит всем сотрудникам. Он включает в себя медитацию и аутотренинг.
На плечи стресс-менеджера в данном случае возлагается 2 важнейших задачи – подобрать определенный состав сотрудников для прохождения тренингов, а также подобрать программу, по которой будет происходить обучение. Кроме того, следует отметить, что сотрудник, ведущий здоровый образ жизни, менее подвержен стрессам. Именно поэтому работники, посещающие тренажерные залы и не злоупотребляющие вредной едой и алкоголем, отличаются высокой стрессоустойчивостью.
Подводя итоги, следует отметить, что каждый человек способен испытывать стресс на рабочем месте, а задача руководителя и стресс менеджера минимизировать негативные последствия. Можно попытаться и справиться самостоятельно, научившись избавляться от стресса за 10 уроков курса «Детоксикация мозга».
Источник
Стресс на рабочем месте и стресс-менеджмент
Стресс – явление частое не только в жизни, но и на работе. Огромное количество дел и задач, планы и отчеты, требования руководства, надлежащее выполнение своих обязанностей, сопутствующие проблемы и неурядицы – это лишь небольшая часть того массива стрессовых факторов, которые могут на нас влиять, и это не может не беспокоить.
В то же время беспокоит данный вопрос не только обычных людей, желающих жить и работать без стресса, но и множество руководителей, менеджеров по персоналу и других специалистов по всему миру. Именно по этой причине сегодня в обиход входит понятие «стресс-менеджмент», идущее рука об руку с проблемой преодоления стресса на рабочем месте.
В этой статье мы с вами поговорим о том, что же такое стресс-менеджмент, а также узнаем, какие меры могут предпринимать организации и их сотрудники, чтобы снизить негативное влияние стресса, дольше сохранять продуктивность, поддерживать позитивный настрой и не чувствовать себя измотанным и смертельно уставшим от работы.
А на программе «Психическая саморегуляция» вы научитесь практическим приемам совладания со стрессом и сильными психоэмоциональными состояниями, чтобы сохранять спокойствие и в жизни, и на работе.
Что такое стресс-менеджмент
Для начала вспомним, что стресс является общей реакцией организма на сильное физическое или психологическое воздействие. Также под ним понимается угнетенное состояние организма и нервной системы человека. Что же касается стресс-менеджмента, то он касается именно стрессов на работе, которые согласно статистике, встречаются наиболее часто (кстати, другие интересные статистические данные мы освещали в статье «Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и продуктивность»).
Итак, термин «стресс-менеджмент» в России появился не так давно, и, как и многие подобные понятия, он пришел к нам с Запада. Какого-то общепринятого определения у него пока нет, но большинство психологов и специалистов по личной эффективности понимают его как управление собой при воздействии стресса, позволяющее преодолевать его последствия.
Мы думаем, что это вполне верная трактовка, и даже если мы возьмем в руки какую-нибудь современную книгу, связанную с преодолением стресса, мы увидим, что стресс-менеджмент толкуют именно так. Если же немного упростить трактовку, то получим, что стресс-менеджмент – это управление стрессом.
Процесс управления стрессом происходит по трем базовым направлениям:
- профилактика стрессогенных факторов;
- снижение напряжения от стрессогенных факторов, не поддающихся устранению;
- организация системы преодоления последствий воздействия стрессогенных факторов.
Но, раз уж, согласно названию статьи, мы говорим о стрессе на рабочем месте, будет правильнее сузить область рассмотрения темы. И в профессиональной деятельности стресс-менеджмент имеет два основных уровня:
- управления стрессом на уровне организации;
- управление стрессом на уровне личности.
Далее мы поговорим о каждом из этих уровней отдельно.
Управление стрессом на уровне организации
Управление стрессом на уровне организации предполагает изменение организационного климата и антистрессовую поддержку сотрудников в рамках специальных программ. Огромное значение на этом уровне имеет понимание отрицательных последствий влияния стресса, т.к. только с помощью него руководство организации и специалисты по работе с персоналом могут организовать мониторинг стресса и разработать меры по минимизации, смягчению и профилактике последствий стрессогенных факторов.
Формирование благоприятного организационного климата – одна из первостепенных задач эффективного стресс-менеджмента организации, ведь такой климат служит, пожалуй, самой лучшей профилактикой стресса вообще.
Если возникает стрессогенная ситуация, климат в организации способен либо усиливать ее воздействие, либо преобразовывать отрицательные реакции персонала в положительные. Интересно, что сложные ситуации могут благотворно сказаться на сплоченности коллектива и усилить его творческий потенциал.
Исходя из этого факта, руководство множества организаций сегодня принимает все меры для создания внутри своих коллективов атмосферы доверия и уважения друг к другу, причем это касается не только сотрудников одних уровней – конструктивные взаимоотношения выстраиваются и между руководителями и подчиненными.
Однако создать правильный благоприятный климат – задача не из легких, и огромную роль при ее решении играют «мелочи», кажущиеся на первый взгляд несущественными. Поэтому для достижения данной цели принято применять специальные методы:
- организация системы обратной связи с помощью корпоративных средств связи (сайт, почта, пресса);
- привлечение сотрудников к принятию важных для организации решений (реорганизация структуры, доработка технологического процесса и т.д.);
- применение командных и проектных форм организации труда.
Большие надежды сегодня возлагаются также на корпоративные мероприятия, направленные на сплочение организации и усиление корпоративного духа, но этот подход уже не является чем-то инновационным – скорее его можно назвать стандартным. Поэтому специалисты предупреждают, что при его использовании можно столкнуться с разного рода трудностями и неприятностями.
Да, можно устраивать массу интересных и веселых праздников для сотрудников, но при этом не иметь налаженной системы обратной связи, позволяющей руководству иметь представление о потребностях персонала и персоналу осознавать реальные бизнес-задачи, которые ставит организация. Такая политика приведет лишь к тому, что сотрудники превратятся в потребителей развлечений и зарплаты, не берущих на себя никакой ответственности за то, что происходит в компании.
Пример, конечно, частный, но он прекрасно подчеркивает невозможность создания благоприятного климата при использовании стандартных схематичных подходов. Тем более здесь не берутся во внимание два важных принципа:
- Принцип уважения к личности и предоставления ей прав и ответственности. Люди, занятые в компании, должны понимать ее главные цели и задачи, быть причастны к ее победам и достижениям, осознавать причины, по которым принимаются те или иные решения.
- Принцип разработки мер по формированию благоприятного корпоративного климата. При этом должны изучаться настроения, интересы и потребности персонала. Понимание этих особенностей помогает подбирать оптимальные методы взаимодействия с сотрудниками посредством удовлетворения их основных потребностей.
Методики создания благоприятного климата описываются в специализированной литературе, посвященной исследованиями организационного климата. При правильном подходе благоприятный климат способен стать эффективной мерой по профилактике и смягчению стрессогенных факторов, а также способом релаксации и восстановления.
Также следует упомянуть еще об одном факторе стресс-менеджмента на организационном уровне. Им является предоставление персоналу большего объема ответственности за результаты своей деятельности. Но этот фактор будет действовать лишь в совокупности с четким распределением функционала и нагрузки, позволяющим предупредить как недостаточную загруженность, так и перегруженность работой.
Если сотрудники будут сами решать, что и как им делать во время работы, негативные последствия стресса уменьшатся в разы. Однако на практике осуществить это очень сложно, хотя некоторые способы все же есть. Например, плановые совещания по обсуждению задач с каждым конкретным подразделением.
Не менее важное значение имеет и перераспределение обязанностей. Конечно, оно возможно далеко не всегда, но менеджеры, занимающиеся управлением стрессом, об этом вопросе должны помнить всегда. А чтобы его решить, можно использовать самые разные рабочие ситуации, к примеру, увольнение одного из сотрудников.
При увольнении освобождается рабочее место, и это легко использовать как повод пересмотреть должностные инструкции и рабочие задания, чтобы сделать другие рабочие места более интересными для остального персонала, а также оптимизировать нагрузку. При этом применяются разные методы анализа работы, такие как экспертная оценка, хронометраж времени, фотография рабочего дня и т.д.
Еще одним отличным средством профилактики стресса на рабочем месте является внедрение гибкого рабочего графика. Минимизировать стрессовые нагрузки и повысить удовлетворенность трудом можно, если дать хотя бы части сотрудников возможность самостоятельно выстраивать свой график, исходя из производственной необходимости и функционала.
Кроме того, существенным организационным фактором, способным смягчить стресс на работе, служит социальная поддержка сотрудников, выполняемая непосредственными руководителями и сплоченными коллективами. Многие исследователи считают, что они играют роль буфера между людьми и стрессом.
Здесь важно заметить, что для оказания социальной поддержки осваивать антистрессовые программы в первую очередь должны менеджеры по управлению стрессом. Сегодня многие такие программы есть в зарубежных компаниях. Они включают в себя поведенческие и когнитивные методы борьбы со стрессами, а практика их применения показывает, что они снижают напряжение, улучшают сон и повышают сопротивляемость организма стрессам на работе.
Исследований на эту тему проводилось немало. К примеру, в Нидерландах проводился эксперимент, где принимали участие 130 человек. Он показал, что корпоративные программы по обучению персонала методам управления стрессами не только снижают нервозность, но и приводят к психологическому комфорту, повышают уверенность в себе и даже увеличивают производительность труда. Причем этот эффект сохранялся полгода, после чего нужно было просто применить антистрессовые методы вновь.
Для большей эффективности таких программ изначально можно обучать им более чувствительных сотрудников – в последствии они помогут своим менее восприимчивым к нововведениям коллегам научиться справляться со стрессами. А сопутствующее положительное влияние такого подхода выражается в существенной экономии средств на разработку и внедрение программ по управлению стрессами, а также в повышении статуса сотрудников, обучающих других людей.
Стоит сказать и еще об одном антистрессовом факторе – это фитнес-программы, предоставляемые сотрудникам организациями, – они позволяют укрепить физическое здоровье. Но это не единственное их назначение, ведь умеренные физические нагрузки, как известно, благоприятно влияют и на психику (подробнее об этом читайте в статье «Профилактика стресса и развитие стрессоустойчивости»).
Однако данные программы отличаются важным нюансом – ответственность за посещение занятий, соблюдение режима и ведения здорового образа жизни лежит на самих сотрудниках. Если отследить посещаемость фитнес-программ людьми еще возможно, то принудить к их посещению возможным не представляется. Но если говорить более объективно, то внедрить в организацию методы управления стрессом и обучить им персонал в разы дешевле, чем организовать фитнес-программу.
Поэтому более эффективными все же считаются такие средства снижения влияния стресса как семинары, мастер-классы и тренинги, где сотрудники могут обучиться техникам расслабления и методам изменения поведения, овладеть навыками деловой коммуникации и полезным приемам поведения в конфликтных ситуациях.
Как видите способов управления стрессом на уровне организаций достаточно много, но эта информация все же более полезна управленцам и руководителям, нежели рядовым сотрудникам, которые просто каждый день ходят на работу и выполняют возложенные на них функции. На уровне личности пользы будет намного больше, если применять индивидуальные меры управления стрессами.
Управление стрессами на уровне личности
Профилактика, предотвращение и минимизация негативного воздействия стресса на рабочем месте на уровне личности достигается за счет прохождения специализированных тренингов. Они либо организуются руководством организаций, либо проходятся сотрудниками в индивидуальном порядке, т.е. самостоятельно. Одной из наиболее эффективных мер для достижения желаемого результата служит релаксация.
Польза релаксационных техник при работе со стрессом известна уже давно. Еще в начале 20 века специалисты при работе с пациентами учили их последовательной концентрации на разных частях тела, параллельно их напрягая и расслабляя. Задача состояла (и состоит сейчас) в том, чтобы сосредотачиваться на ощущениях, возникающих при расслаблении, что впоследствии позволяло достигать полного расслабления тела и психики.
Естественно, с того момента техники релаксации стали более усовершенствованными, и сегодня многие из них включают в себя два базовых подхода – аутотренинг и медитацию. Кстати, с некоторыми хорошими методиками вы можете познакомиться в статье «Упражнения для релаксации и снятия эмоционального и мышечного напряжения».
Второй вариант программы-антистресс на индивидуальном уровне – это модификация поведения. В большей степени данный вариант необходим людям, отличающимся чрезмерной напористостью, повышенной активностью и постоянным ощущением аврала и загруженности. Но и всем остальным модифицировать поведение, конечно же, можно.
Модификация поведения предполагает, что человек начинает осваивать новые формы поведения – иначе реагировать на стрессогенные факторы и обстоятельства. Научиться этому можно, обратившись к специальной литературе, аудио- и видеоматериалам, тренингам, полезным статьям в Интернете.
Если же подобные задачи решаются на организационном уровне, любые мероприятия по разработке и внедрению соответствующих программ следует организовывать только после подробного изучения факторов и уровня стресса в самой организации. При этом менеджеры по управлению стрессом должны решить еще ряд важных задач:
- Определить состав сотрудников для обучения: руководители это будут, сотрудники, наиболее подверженные стрессу, сотрудники с наиболее стрессовой работой или весь персонал вообще? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно отлично разбираться в особенностях каждой конкретной организации. Однако на практике доказана эффективность обучения антистрессовым программам конкретно управленцев. Плюс к этому один лишь факт внедрения в организацию антистрессовых программ не дает стрессогенной обстановке обостряться.
- Определить содержание программы и субъекты обучения. Программа должна быть адекватной и надежной, а этого можно достичь, если в разработке будет участвовать экспертная группа (руководители службы по работе с персоналом, топ-менеджеры, линейные менеджеры). Такой подход помогает достичь баланса между основной программой обучения сотрудников и обучением стресс-менеджменту, а также позволяет оптимально выбирать специалистов, обучающих стресс-менеджменту (заметим, что последних стоит выбирать на конкурсной основе, чтобы понять, какие подходы они используют, убедиться в их профессионализме и оценить будущие затраты).
Нельзя забывать и о том, что для профилактики стресса на работе на индивидуальном уровне каждый сотрудник должен осознавать всю важность ведения здорового образа жизни, поддержания хорошего состояния здоровья и обеспечения себя надлежащим уровнем физической активности.
Именно поэтому высокой стрессоустойчивостью отличаются сотрудники тех компаний, которые предлагают посещать тренажерные залы и бассейны, организуют подвижные игры. Такие вещи позволяют людям становиться более выносливыми физически, поддерживают жизненный тонус, повышают запас энергии и иммунитет, снижают риск многих заболеваний.
И, подводя итог вопросу о профилактике и борьбе со стрессом на работе на уровне личности, отметим, что каждому человеку свойственен свой личный временной порог стресса. Кто-то способен работать при высоких нагрузках очень долго, при этом адаптируясь к стрессу достаточно легко и быстро, а кто-то даже при небольшой нагрузке быстро теряет работоспособность. Есть также и те, для кого стресс служит стимулом, и такие люди лучше всего работают как раз-таки в стрессовых условиях.
Эти особенности обязательно должны учитывать и руководители организаций при разработке антистрессовых программ, и сами сотрудники – чтобы правильно оценивать свои силы и подбирать оптимальные и эффективные методы повышения стрессоустойчивости (о некоторых мы писали в статье «Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения»).
Заключение
Сегодняшняя статья носит информационный характер, и мы уверены, что она будет полезна и тем, кому по роду деятельности приходится нести ответственность за подчиненных, и тем, кто желает повысить свою осведомленность по теме стресса на работе, ведь с помощью этих знаний разработать какую-то собственную программу по профилактике и снижению влияния стресса будет намного проще.
Если же вам не достает информации (а это, скорее всего, именно так), то советуем, во-первых, изучить все материалы, ссылки на которые уже даны в статье (в частности, статью «Стрессоустойчивость: как сохранять спокойствие и продуктивность»), а во-вторых, посмотреть другие наши материалы по этой теме.
Кроме того, сегодня есть огромное количество научной и научно-популярной литературы, рассказывающей о стрессе, его особенностях и методах профилактики и преодоления. Обратите внимание на следующие книги:
- Е. С. Жириков «Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу».
- А. М. Тюрин «Как избежать стрессов на предприятии».
- Л. А. Китаев-Смык «Стресс и психологическая экология».
- Б. Р. Мандель «Психология стресса».
- Линда Джуэлл «Индустриально-организационная психология».
- Джеррольд Гринберг «Управление стрессом».
- Шэрон Мельник «Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и высокую эффективность в любых ситуациях».
Чтобы изучить стресс, понять, как он действует в профессиональной и повседневной жизни, и научиться эффективно с ним справляться, не принося вреда ни себе, ни окружающим, придется изучить немало дополнительной информации. Так что вышеназванные книги станут серьезной основой для ваших будущих исследований, а наша статья пусть послужит хорошим дополнением к ним.
Источник