Методики распознавания эмоций детьми

Конспект занятия «Распознавание базовых эмоций и способов их выражения детьми старшего дошкольного возраста»

Елена Аникина
Конспект занятия «Распознавание базовых эмоций и способов их выражения детьми старшего дошкольного возраста»

• Установление эмоционального контакта и развитие у детей чувства единства, сплоченности и принадлежности к группе;

• Развитие умения понимать, выражать и различать как своё эмоциональное состояние, так и эмоциональное состояние другого человека;

• Тренировка мимических и пантомимических навыков в выражении различных эмоциональных состояний человека; закрепление знаний об эмоциях человека;

• Профилактика эмоционально-волевых нарушений.

Время занятия Деятельность психолога Деятельность детей Примечание

2мин Упражнение «Приветствие»

«Для того, чтобы поприветствовать, друг друга закройте глаза и представьте, что вы находитесь в лесу и слышите пение птиц. Светит яркое солнышко. На деревьях уже появились листочки, ветерок играет с ними. Листочки шелестят, как будто шепчутся, и хотят с нами поговорить. Они шепчут имя каждого из вас. Начнёт тот, кто сидит справа от меня».

Упражнение «Я очень рад»

«А теперь мы порадуемся всем присутствующим здесь. Для этого произнесём фразу: «Я очень рад, что в нашей группе есть (произносим имя, сидящего рядом ребёнка)». Начнёт тот, кто сидит слева от меня.

Дети сидят в кругу. По команде психолога ребёнок, сидящий справа от психолога произносит своё имя «как эхо в лесу», открывает глаза и дотрагивается до ребёнка, сидящего рядом. Следующий ребёнок продолжает упражнение и т. д. по кругу, пока все дети не назовут своих имён.

Дети продолжают сидеть в кругу. По команде психолога ребёнок, сидящий слева,произносит фразу: «Я очень рад, что нашей группе есть (произносит имя, сидящего рядом ребёнка)». Следующий ребёнок продолжает упражнение и т. д. по кругу, пока все дети не выполнят данное задание.

Музыкальное сопровождение «Пение птиц в лесу».

«Угадай облачко – эмоцию»

«По небу плыли облака,

А я на них смотрел.

И два похожих облака найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь

И даже жмурил глаз,

А что увидел я, то вам

Всё расскажу сейчас».

Далее психолог предлагает детям угадать загадки об эмоциях человека и назвать их.

Вот облачко весёлое

смеётся надо мной:

-Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже засмеялся с ним:

-Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку

Махал я вслед рукой!

Психолог: «Скажите, о каком эмоциональном состоянии говорится в этой загадке?»

Психолог подтверждает ответы детей и на мольберте устанавливает «облачко – радости». Далее детям предлагается найти в «Азбуке настроения» карточку – фотографию с изображением радости и показать её.

Дети слушают психолога.

Дети отгадывают загадку и называют эмоцию радости.

Дети показывают карточку – фотографию из «Азбуки настроения», подтверждая угаданную эмоцию. Используется мольберт для закрепления пиктограмм в виде нарисованных облачков.

Используется раздаточный материал «Азбука настроения» для каждого ребёнка с карточками фотографиями различных эмоциональных состояний.

Эмоция радости.

Психолог предлагает детям угадать следующую эмоцию и читает загадку:

«А вот другое облачко

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унёс.

И каплями – дождинками

Расплакалось оно.

И стало грустно – грустно так,

А вовсе не смешно.Психолог: «Скажите, о каком эмоциональном состоянии говорится в этой загадке?»

Психолог подтверждает ответы детей и на мольберте устанавливает «облачко – грусти». Далее детям предлагается найти в «Азбуке настроения» карточку – фотографию с изображением грусти и показать её. Дети отгадывают загадку и называют эмоцию грусти.

Дети показывают карточку – фотографию из «Азбуки настроения», подтверждая угаданную эмоцию

Эмоция грусти.

Психолог предлагает детям угадать следующую эмоцию и читает загадку:

«А вот другое облако.

И вдруг по небу грозное,

И кулаком громадным

Сердито мне грозит».

Психолог: «Скажите, о каком эмоциональном состоянии говорится в этой загадке?»

Психолог подтверждает ответы детей и на мольберте устанавливает «облачко – злости». Далее детям предлагается найти в «Азбуке настроения» карточку – фотографию с изображением злости и показать её.

Дети отгадывают загадку и называют эмоцию злости.

Дети показывают карточку – фотографию из «Азбуки настроения», подтверждая угаданную эмоцию

Эмоция злости.

Психолог предлагает детям угадать следующую эмоцию и читает загадку:

«Вдруг говорит другое облачко:

Ох, испугался я, друзья,

Но,ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Психолог: «Скажите, о каком эмоциональном состоянии говорится в этой загадке?»

Психолог подтверждает ответы детей и на мольберте устанавливает «облачко – страха». Далее детям предлагается найти в «Азбуке настроения» карточку – фотографию с изображением страха и показать её.

Дети отгадывают загадку и называют эмоцию страха.

Дети показывают карточку – фотографию из «Азбуки настроения», подтверждая угаданную эмоцию

Эмоция страха.

Психолог предлагает детям угадать следующую эмоцию и читает загадку:

«А маленькое облачко

Над озером плывёт,

И удивлённо облачко

-Ой, кто там в глади озера

Такой мохнатый, мягонький?

Летим, летим со мной!»

Психолог: «Скажите, о каком эмоциональном состоянии говорится в этой загадке?»

Психолог подтверждает ответы детей и на мольберте устанавливает «облачко – удивления». Далее детям предлагается найти в «Азбуке настроения» карточку – фотографию с изображением удивления и показать её.

Дети отгадывают загадку и называют эмоцию удивления.

Дети показывают карточку – фотографию из «Азбуки настроения», подтверждая угаданную эмоцию

Эмоция удивления.

Психолог обращается к детям: «Как вы думаете, какого облачка ещё не хватает у нас на мольберте?

После ответов детей на мольберте закрепляется последняя пиктограмма.

Психолог предлагает детям перечислить все названные эмоции ещё раз.

Психолог задаёт детям вопросы:

• Почему не оказалось ни одного одинакового облачка?

• Что помогло нам сейчас выразить эмоциональное состояние?Дети отвечают: «Облачка отвращения и презрения».

Дети показывают карточку – фотографию из «Азбуки настроения», подтверждая данную эмоцию.

Дети, выборочно называя эмоцию по желанию, с помощью мимики показывают названное эмоциональное состояние.

Дети отвечают: «Все облачка разные, потому что эмоций у человека много и они не похожи друг на друга».

Дети отвечают: Нам помогала мимика. Изменения мимических мышц лица. Эмоция отвращения и презрения. 3мин. Минутка – шалости.

Психолог предлагает детям разделиться на две команды. Каждая команда образует свой круг.Даются три команды по очереди в музыкальных паузах:

«Кочка» — дети приседают в кругу;

«Стог» — дети поднимают руки вверх и соединяют их в середине круга с руками других детей;

«Тропинка» — дети выстраиваются друг за другом, руки кладут на плечи впереди стоящего;

Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.

Дети делятся на две команды и под музыкальное сопровождение выполняют задания.

Классические мелодии для детей в аранжировке С. Долгушина.

7мин. Создание модели поведения человека с определённым эмоциональным состоянием.

(на примере чтения четверостиший А. Барто).

Детям предлагается выбрать стихотворение А. Барто и эмоцию, с которой ребёнок прочитает данное стихотворение.

Остальные дети должны будут угадать, какое эмоциональное состояние выражаетих товарищ и ответить на вопрос: что помогло Вам выразить эмоцию при показе. Дети по желанию выбирают стихотворение и загадывают эмоциональное состояние. Далее показ детей в театральной зоне комнаты.

Игра «Мы охотимся на льва»

Детям предлагается стоя в кругу вместе с психологом проговаривать текст, сопровождая его движениями и выражая определённые эмоции.

• Мы охотимся на льва,

• Не боимся мы его;

• У нас длинное ружьё;

• И подзорная труба;

• Да,это поле: топ, топ, топ;

• Да,это болото: чав, чав;

• Да,это море: буль, буль;

• Да,это тропинка: шур, шур, шур;

• Нам по ней не проползти;

• Нам над ней не пролететь;

• А дорожка напрямик на полянку вывела;

• Кто это здесь лежит?

• Наверное, это лев?

• Побежали мы домой,

По тропинке: шур, шур, шур;

По морю: буль, буль,буль;

По болоту: чав, чав, чав;

По полю: топ, топ, топ;

• Прибежали домой. Устали? Льва боитесь?

Дети покачивают кистями рук.

• Имитируют. Как будто смотрят в подзорную трубу.

• Руки в стороны, плечи вверх;

• Шагают на месте.

• Руки в стороны, плечи вверх;

• Хлопают в ладоши.

• Руки в стороны, плечи вверх;

• Разводят руки в стороны;

• Руки в стороны, плечи вверх;

• Хлопают в ладоши на вытянутых руках;

• Выпрямились, руки вверх;

• Шагаем в середину круга.

• Смотрим в середину круга.

• Образуем круг, возвращаемся на место.

• Хлопают в ладоши на вытянутых руках;

• Разводят руки в стороны;

• Хлопают в ладоши.

• Шагают на месте.

Читайте также:  Метод чувственного восприятия сформулирован

Дети стоят в кругу и на вопрос психолога отвечают: «Не боимся мы его».

Детям предлагается повторить фразу: «У меня хорошее настроение»,изменяя силу голоса: шёпотом, спокойно, громко.

Психолог предлагает детям поаплодировать себе и друг другу. Занятие окончено.

Дети вместе с психологом, изменяя силу голоса,произносят фразу: «У меня хорошее настроение:

Дети хлопают все вместе в ладоши.

Руки опущены вниз.

Руки подняты вверх.

«Они прославляли город». Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста ОНИ ПРОСЛАВЛЯЛИ ГОРОД (старший дошкольный возраст) Цели Познавательные: — формирование интереса к родному городу; — формирование желания.

Конспект итогового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на Остров Эмоций» Конспект итогового занятия для детей старшего дошкольного возраста 6 — 7 лет (подгруппа 10 – 12 детей) «Путешествие на Остров Эмоций» Цель:.

Конспект НОД в младшей группе по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств радости и грусти «На лесной полянке» Тема: «На лесной полянке» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с эмоциями: «Радость», «Грусть». Обучать приемам регулирования.

Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Капризная принцесса» Подготовила: Педагог-психолог Добротворская Е. В. Нововоронеж 2017 Название игры: «Капризная принцесса» Цель: развитие познавательной.

Конспект занятия по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста «Божья коровка» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Калачёвская средняя общеобразовательная школа» дошкольное отделение. Конспект занятия.

Конспект занятия по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста «Совёнок» Цель: учить изображать сову с помощью пластилина. Задачи: • расширить представления детей о лесной птице сове, об особенностях её внешнего.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Зима» Тема: «Зима». Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, продолжать учить составлять рассказ по.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Дружная семья» Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Дружная семья» Цель: формировать представления о семье и её членах, о.

Мастер-класс «Использование нетрадиционных способов рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста» «Использование нетрадиционных способов рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста». “Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.

Развитие социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста в игре «Развитие социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста в игре».На современном этапе развития общества с новой силой ощущается потребность.

Источник

Методы диагностики эмоциональной сферы у детей. Наблюдение, опросники, проективные методики

Олеся Гашилова
Методы диагностики эмоциональной сферы у детей. Наблюдение, опросники, проективные методики

Методы диагностики эмоциональной сферы у детей.

Наблюдение, опросники, проективные методики

В соответствии с классификацией проективных методик Л. Франка данный метод может быть отнесен к категории катарсических, где игровая ситуация задается вопросами в особо организованных условиях. Ответы на них позволяют обнаружить выносимые вовне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию, а в некоторых случаях аффективно отреагировать на создавшуюся ситуацию.

В основе подобных проективных техник лежит предположение, что в аффективно-личностном восприятии каждый человек может быть идентифицирован с каким-либо животным. Еще у Аристотеля в «Физиогномике» животные наделялись особыми качествами, что, в свою очередь, способствовало инверсии — описанию людей путем сравнения их с животными по чертам характера, особенностям внешности или поведения. В наше время это подтверждается наличием многих совпадений выбираемых людьми пород собак и особенностей внешности и поведения их хозяев. Многие авторы также указывают на легкость, с которой дети используют животных в качестве объекта проекции.

В варианте «Теста Метаморфоз» Жаклин Руайер идентификационная основа теста была распространена и на другие группы объектов (мебель, посуду, растения и т. п.).

Процедура проведения и регистрации результатов

Методика не нуждается в каких-либо специальных стимульных материалах и проводится в форме устных ответов на вопросы. Ответы ребенка предполагают возможность оценить для каждой категории, представляемой ребенку, то, чем бы ему хотелось быть и почему, а потом — чем бы не хотелось быть и почему. Таким образом можно получить серию более или менее символичных образов, каждый из которых составлен из «выбора» и «мотивации» и, в свою очередь, является отражением, с одной стороны, осознанных или неосознанных желаний, потребностей и притязаний ребенка, с другой страхов, опасений и отвержений ребенка, в той или иной степени проявляющихся в его поведении.

Следует отметить, что, несмотря на сложность описания процедуры, проведение методики обычно занимает не более 10-12 минут и требует от ребенка минимальных затрат сил.

Работа с методикой может быть начата только при условии хотя бы минимально установленного контакта с ребенком, так как диалогичность проведения обследования предполагает определенную степень интимности. индивидуализации в подаче инструкции. При этом желательно, чтобы близкие родственники либо не присутствовали при процедуре проведения, либо не выражал и своей заинтересованности в ответах ребенка. И то и другое достоверно сказывается на качестве ответов, смущает ребенка, делает его более скованным или заставляет «работать на публику». В отдельных случаях влияние поведения, реакций и оценок родителей на ответы ребенка может стать целью самостоятельного исследования как особенностей взаимодействий в диаде ребенок-взрослый, так и приспособительных (адаптационных) к окружающей среде возможностей ребенка, что можно трактовать как особенности формирования уровня эмоционального контроля (по О. С. Никольской).

Очень технологично и функционально использование методики в качестве «разгрузочной» процедуры, когда ребенок утомлен выполнением трудоемких заданий или ему просто необходимо переключиться на деятельность иного типа. В то же время именно в состоянии определенного утомления ответы ребенка бывают наиболее спонтанны, естественны и откровенны.

Процедура проведения методики «Метаморфозы»состоит из 4 этапов:

• дополнительные вопросы;

• заключительный этап («Три желания»).

1-й этап (позитивный выбор)

Инструкция 1 А. «Представь, что мы играем в волшебника. И в этой игре волшебник предлагает тебе превратиться в какое-нибудь животное. Каким животным ты хотел бы стать больше всего?»

После ответа ребенка необходимо обязательно спросить: «а почему, почему именно в?». При этом в вопросах взрослого ребенок должен услышать именно интерес, а не осуждение или непонимание.

Детям младшего возраста имеет смысл сказать при этом, что потом он (ребенок) снова станет самим собой, превратится в мальчика (девочку).

Все ответы ребенка должны либо фиксироваться в протоколе, либо записываться на магнитофон, и впоследствии переноситься в протокол.

В таком же ключе ребенку задаются вопросы по категориям: растения, посуда, мебель, одежда, игрушки. Однако не следует задавать вопросы излишне подробно и дотошно.

Все данные категории предъявляются всем детям как основные и обязательные.

Детям начиная уже с 7-8-летнего возраста, инструкция может быть представлена в следующем виде.

Инструкция 2А, «Если бы тебе предложили превратиться в какое либо животное, позволив выбирать, какое животное ты бы выбрал? В какое животное ты предпочел бы превратиться?»

После ответа ребенка обязательно нужно выяснить, почему он хотел бы превратиться именно в это животное.

Помимо основных категорий (см. выше) детям более старшего возраста (после 7-8 лет) могут задаваться такие дополнительные категории,как: рабочие инструменты, части человеческого тела, музыкальные инструменты, цвета, учебные предметы.

В принципе, если этого требует ситуация, возможны вопросы по каким-либо иным, значимым для ребенка категориям. Но не следует перегружать методику, так как это вполне может вызвать пресыщение ребенка, потерю его интереса и необходимой для проведения обследования глубины эмоционального контакта. Если ответы ребенка достаточно четко представляют его эмоциональное состояние, можно сократить количество исследуемых категорий (но только не за счет основных).

2-й этап (негативный выбор).

На этом этапе ребенку задаются как бы противоположные вопросы, то есть оценивается выбор ребенка в негативной форме.

Инструкция 1 Б. «Если волшебник спросит тебя, в какое животное ты не хочешь превращаться ни за что, что ты скажешь?»

Инструкция 2Б. (для детей от 7 лет). «А в какое животное ты не превратился бы ни за что?»

После этого вновь нужно спросить, почему ребенок дал такой ответ. Процедура охватывает вопросы по всем обсуждаемым на первом этапе категориям.

3-й этап (дополнительные вопросы)

Третий этап состоит из серии дополнительных вопросов, призванных исследовать отношение ребенка к таким значимым для него категориям, как полоролевая идентификация, ценностные ориентации, привычки, установки. Дополнительные вопросы обычно задаются не слишком напористо, как бы в продолжение предыдущего разговора. Тематика зависит от полученных ответов и касается значимых для ребенка тем. Количество вопросов не должно превышать 3-5, а для детей дошкольного возраста не более 2-3 вопросов.

Примеры дополнительных вопросов:

• «Если бы ты мог выбрать, кем быть — мальчиком или девочкой, что бы ты выбрал, почему?»;

• «Если бы у тебя было много свободного времени, что бы ты стал делать, почему?» (для детей старте 7 лет).

Читайте также:  Чем убрать чувство голода при диете

• «Если бы ты мог изменить что-то в своей жизни или в жизни окружающих тебя людей, что бы ты изменил?»

Можно предложить ребенку «заказать» изменения в его собственной жизни, жизни близких для него людей и т. п.

4-й этап («Три желания»).

Данная часть методики условно носит название «Три желания». Обычно имеет смысл сказать ребенку, что на этом игра «в волшебника» заканчивается, но осталось самое приятное.

Инструкция В. «Загадай волшебнику три самых заветных (главных) желания!»

Если ребенок затрудняется в своих «заветных» желаниях,со стороны психолога желательны лишь нейтрально стимулирующие высказывания типа: «Ну попробуй», «У каждого есть самые главные желания». При этом, в отличие от предыдущих этапов, никаких пояснений и объяснений от ребенка не требуется.

Все ответы ребенка заносятся в протокол. Там же можно фиксировать все особенности поведения ребенка, его мимику, эмоциональные реакции, латентное время ответов и т. п.

В соответствии с основными категориями в протоколе используются следующие сокращения: Ж — животные, Р — растения, П — посуда, М — мебель. О — одежда, И-игрушки.

Еще раз хочется отметить, что беседа с ребенком должна носить естественный, непринужденный, но заинтересованный характер, но при этом не быть слишком заинтересованной или, напротив, слащавой.

Анализ и интерпретация результатов

При интерпретации важно различать объективную и субъективную символизацию, общепринятые и индивидуальные символы. Возможно выделение символики в соответствии с той психотерапевтической школой, к которой принадлежит специалист, проводящий обследование.

Положительные ответы (ответы на вопросы, чем бы ребенок хотел стать) могут быть сгруппированы под общим названием «Предпочтения». Они выражают то, что ребенок желает, чем он хотел бы быть. При этом с помощью объяснения на вопрос «почему?» удается выяснить мотивы ребенка или те причины, по которым он делает то или иное предпочтение.

Отрицательные выборы могут быть объединены под общим названием «Отвержения». На первый взгляд, можно считать, что это то, что противоположно субъекту. В действительности ребенок таким образом выражает то, чего он боится или что боится испытать, от чего ему хотелось бы избавиться, в том числе он продуцирует и свои страхи. Часто, анализируя именно отвержения, удается представить картину внутреннего мира ребенка со всеми его переживаниями и опасениями. В воображаемой форме он проецирует свои наиболее тайные мучения, символический образ своей «тени».

Сколь бы различны ни были ответы ребенка, его представления — предпочтения или отвержения (положительные или отрицательные выборы, для удобст ва анализа их можно сгруппировать и представить в виде определенных типов ответов. Понятно, что в каждом конкретном случае отнесение выбора к тому или иному типу достаточно условно. Тем не менее нами выделяются основные варианты ответов (выборов ребенка,которые можно условно отнести к следующим категориям:

• защитный выбор (и примыкающий к нему агрессивный выбор);

• социально одобряемый выбор;

• протестные или негативистские ответы.

Следует отметить, что возникновение и упорное «застревание» ребенка на таких темах, как одиночество, грязь, тема нижнего белья, темноты, сломанности и изуродованности, усталости и апатии, страха «не быть», являются для психолога знаком того, что ребенок (в первую очередь, если это подросток) должен быть направлен на дополнительное обследование «смежных» специалистов — детского психиатра или суицидолога.

Анализ ответов на дополнительные вопросы должен осуществляться в том же ключе, что и анализ ответов на основные категории. Однако здесь допускается несколько ббльшая свобода анализа и интерпретации, в том числе с точки зрения чисто бытовой логики. Необходимо также учитывать общекультурный и социальный уровень семьи обследуемого ребенка, окружающую его социальную среду в целом.

Еще более значимыми эти показатели становятся при анализе ответов заключительной части обследования (четвертый этап — «Три желания»).

Основной задачей этого этапа является выявление истинных или компенсаторных форм реагирования ребенка в той или иной социальной ситуации, в том числе и образовательной.

Для этого должно быть выявлено наличие или отсутствие рассогласования между декларируемыми (осознанно заявляемыми) проблемами, в том числе и предъявляемыми родителями, их представленность в желаниях ребенка. В качестве примера можно привести очень большое декларируемое переживание ребенком школьных неуспехов, которое является, в первую очередь, мнением самих родителей о переживаниях ребенка. Однако в «метаморфозах» эта тема представлена лишь игровые и пищевые интересы и желания). Хотя следует отметить, что подобное полное «вытеснение» может носить и компенсаторный характер.

Особое внимание должно быть уделено таким «отрицательным» желаниям,как: «не вырастать», «не становиться взрослым», «не иметь братьев и сестер» и — как крайний вариант подобной тематики «нежить» или «не быть». Подобные желания отчетливо характеризуют страхи или проблемы ребенка, которые требуют вмешательства, по крайней мере, психотерапевта, а в некоторых случаях — и детского психиатра.

В заключение приведем примерные ответы детей для основных категорий выборов предпочтения и отвержения, а также типичные, условно нормативные предпочтения и отвержения по основным предлагаемым категориям.

Ответы детей мы постарались привести в том виде, в котором они были даны самими детьми — с присущими им стилистическими и синтаксическими особенностями и неточностями.

Примерные типы ответов по основным категориям

1. Защитные выборы

Защитными считаются те выборы, в которых объект превращения является максимально защищенным, минимально уязвимым как для внешних, так и для внутренних воздействий.

Защитные выборы предпочтения

Ребенок хотел бы быть:

Ж — «Птицей — она высоко летает, никто ее не трогает», «Черепахой — у нее толстый панцирь, она ничего не чувствует, нельзя ударить», «Кротом — он живет под землей, его не видно, никто его не трогает».

Р — «Кактусом (частый вариант — розой) с шипами он (она) колючий», к нему (к ней) никто не подойдет, нельзя трогать».

П — «Железной кружкой, миской — ее нельзя разбить», «Вазой (или подобное) в серванте — ее никто не берег, ею не пользуются», «Тарелкой на стене она не служит для употребления».

М — «Пуфиком — на нем никто не сидит», «Зеркалом — оно просто висит, ничего не надо делать».

О — «Шапкой — она наверху, на нее ничего не надевают», «Нарядным костюмом — он редко одевается и поэтому не портится».

И — «Подарочной куклой, сувениром — в них не играют и не трогают руками».

Примечание. Следует отметить, что наряду с защитной темой в ответах, в частности в последнем можно проследить тему утомления, усталости. У детей подросткового возраста может звучать тема безразличия, апатии. Тем не менее мы относим эти ответы к разряду защитных, поскольку подростковая отгороженность от мира в большинстве случаев является компенсаторно сформированным защитным механизмом. В предпубертатном возрасте или при субъективном ощущении «давления» достаточно часто звучит тема освобождения, свободы от какой-либо зависимости извне. В ответах, относимых к этой категории, могут проглядывать и дисморфофобические переживания у детей подросткового возраста.Характерным примером такого рода может служить следующий выбор:

«Старым креслом, которое лежит на антресолях, и никто не видит, какое оно облезлое стало».

Защитные выборы отвержения

Ж — «Слоном, волком, зайцем, уткой (и тому подобное) — на них охотятся, продают шкуру».

Р — «Не быть каким-либо красивым цветком или ценной породой дерева-их срывают, пилят», «Травой -ее топчут».

П — «Тарелкой, чашкой, рюмкой (и тому подобное) -тем, что бьется», «Чайником — он на огне».

М — «Вешалкой — на ней обязательно что-нибудь висит, каждый трогает».

О — «Ботинками — они все время в грязи», «Джинсами — их носят, носят до дыр», «Зонтом — на него сыпется всякая гадость».

И — «Мячиком — он прыгает все время и бьют его все время», «Коллекционной машинкой (и подобное) -все трогают, сравнивают, критикуют».

2. Агрессивные выборы

К категории агрессивных можно отнести те выборы, где объект, в который «превращается» ребенок, потенциально или явно агрессивен и представляет определенную угрозу для окружения.

Агрессивные выборы предпочтения

Ж — «Тигром — он сильный, сам первый дерется», «Волком — он злой и его все боятся».

Р — «Цветком — который ест мух, его не могут даже люди трогать», «Кактусом — потому что он сам колется».

П — «Чайником — потому что он горячий», «Ножом — им все режут», «Вилкой — она колется».

М — «Лампой — может током ударить», «Дверью -она прищемить может».

О — «Рубашка крапивная из сказки — она жжется», «Носки шерстяные они колючие».

И — «Ружье, сабля (и подобное) — в войну стрелять, рубить».

Агрессивные выборы отвержения

Чаще всего ответы по этому типу следует оценивать не как собственно агрессия, а как страх агрессии со стороны внешнего окружения. Тем самым ответы данного типа смыкаются с ответами защитного типа, выявляемого с помощью «теста Рука». К этой же категории ответов можно отнести страх самому стать субъектом агрессии.

Читайте также:  Могу ли при беременности чувствую сердцебиение ребенка

Ж — «Муравьем — его легко растоптать», «Зайцем -за ним волк гоняется в него все стреляют».

Р — «Травой — по ней все ходят (вариант: топчут)», «Цветами — их рвут».

П — «Ножом, вилкой — можно порезаться, уколоться», «Чайником — можно обжечься, он горячий».

М — «Полкой — она может упасть» (ответ проецирует один из базальных страхов «не быть», «не существовать»,

О — «Джинсами — на них ползают, они рвутся и пачкаются», «Варежками, ботинками — они грязные и их выбрасывают».

И — «Хрупкой, ломкой игрушкой, которую легко сломать», «Мячиком от пинг-понга — его бьют».

3. Демонстративные выборы

К выборам этой категории относятся все варианты демонстративного поведения и наличия мотивов быть в центре внимания, однако сюда можно также отнести ответы, направленные на привлечение внимания, вызванные потребностью во внимании при ощущении его дефицита. Демонстративные выборы можно рассматривать и как средство инициации общения и взаимодействия.

Демонстративные выборы предпочтения

Ж — «Кошечкой — она красивая, ее все любят, гладят», «Пантерой — она грациозная, сильная, стройная», «Чайкой — она красивая, белая».

Р — «Розой (варианты тюльпан, астрой, гладиолусом и т. п.) — она красивая», «Елкой ее на новый год ставят, украшают».

П — «Вазой (рюмкой и тому подобное) — она красивая», «Посудой, которую ставят на праздники, так как она красивая».

М — «Креслом — в нем удобно сидеть», «Трюмо (вариант: зеркалом) — на нем стоят красивые вещи, духи, салфеточки».

О — приводятся те предметы, которые красивы или модны с точки зрения ребенка, которые привлекают внимание.

И — «Барби — она красивая, у нее много платьев, ее все любят» (в основном выбор девочек, «Красивой машинкой (новой или коллекционной, велосипедом» (чаще выбирают мальчики).

Демонстративные выборы отвержения

Ж — «Не хочу быть мышкой — она маленькая, серенькая, незаметная», «Змеей, волком, крысой, крокодилом, акулой».

Р — «Ромашкой — она некрасивая», «Травой, подорожником — их все топчут, не замечают».

П — выбор старой, разбитой, сломанной посуды определяется причиной некрасивости и невостребованности.

М — ответы по этой категории аналогичны ответам категории «Посуда».

Примечание. При ответах типа «Р» объекты в основном отвергаются по причине своей внешней непривлекательности. В ситуации возникновении подобных ответов у детей подросткового возраста необходим их анализ, в первую очередь, с точки зрения дисморфофобических проблем.

4. Самоутверждаемые выборы

Часто в данном тине ответов звучит тема свободы, независимости и самоутверждения через осознания собственной значимости и ценности себя как личности. Наиболее частыми являются темы, связанные с полетом, парением в воздухе, независимостью от внешних воздействий (тема устойчивости).

Самоутверждаемые выборы предпочтения

Ж — «Орлом — он свободен, летает, где хочет», «Львом — он царь зверей, сам себе хозяин», «Бабочкой — просто летает, ничего не делает».

Р — «Перекати-полем — находится там, где хочет, путешествует по миру, как хочет», «Дубом (баобабом для более старших детей) — он сильный, мощный, с ним трудно что-либо сделать».

П — «Самоваром — он важный, нужный, большой и красивый» (интегративный аспект самоутверждения, «Большим праздничным сервизом — он нужен в важных, торжественных случаях».

М — «Шкафом он большой, нужный. Без него нельзя — он главная часть в комнате». «Диваном он большой и тяжелый. Его не сдвинуть с места, он очень нужный».

О — «Пальто, курткой — без них зимой невозможно», «Рабочим костюмом — в нем всегда ходят на работу и на всякие важные встречи».

Самоутверждаемые выборы отвержения

Данная категория выборов характеризует нежелание ребенка стать чем-либо малозначительным, неважным или незаметным.

Ж — «Мухой, муравьем — они маленькие и ненужные», «Жабой, лягушкой — противные, их не любят».

Р — «Сорняками они никому не нужны», «Больным, хилым деревом — его могут срубить или оно погибнет».

П — «Дуршлагом — он дырявый и им редко пользуются», «Блюдцем — из него маленькие пьют».

М — «Калошницей (если ребенок не знает названия того, куда ставят обувь, то он описывает именно это предмет мебели) в нее грязные ботинки ставят», «Стулом — на нем сидят и давят».

Примечание. В типе ответов «Р» также можно проследить опасения ребенка «не быть», «не существовать», «не соответствовать» требованиям окружения, взрослых.

Следует отметить, что чем младше ребенок, тем чаще на вопрос «Почему?» он отвечает «Мне нравится». Такой ответ можно считать немотивированным, но достаточным для детей 4,5-6-летнего возраста. У детей более старшего возраста значительное увеличение количества таких ответов может быть расценено как признак инфантилизма, но только в том случае, если мы уверены, что ребенок вполне откровенен в беседе со специалистом.

4. Социально одобряемые (социально направленные) выборы

Социально одобряемый выбор может носить явно защитный характер в том случае, когда ребенок пассивно дает ответы, ожидаемые от него взрослыми. В таком случае специалист должен представлять, что такие ответы не отражают собст венно эмоциональных проблем ребенка и не могут в полном объеме быть отнесены к категории социалыго одобряемых. Истинно социально одобряемые ответы характеризуют скованность ребенка социальными нормами и, как правило,отражают тенденцию воспитания в семье по типу: «Все для других, во имя человечества, а не для себя». При этом следует понимать, что, в отличие от «ожидаемых» взрослыми ответов, ответы такого типа могут быть вполне искренними.

Социально одобряемые выборы предпочтения

Ж — «Собакой — она служит человеку и во всем ему помогает», «Лошадью — она много работает для человека», «Пчелой — она мед дает».

Р — «Лекарственным растением (ромашкой, зверобоем и т. п.) — им лечат», «Крепким деревом, чтобы строить дом», «Новогодней елкой — она приносит праздник».

П — «Тарелкой, вилкой, ложкой» и т. п. -то что чаще всего употребляется, являясь самым необходимым в хозяйстве.

М «Шкафом — в него вещи кладут, он нужен», «Столом, табуреткой — необходимо, нужно для жизни».

О — «Шубой — она теплая», «Джинсами, джинсовыми куртками — в них все ходят, потому что они удобные».

И — «Конструкторами, азбукой, интересной игрой — это для учебы и чтобы стать взрослым», «Куклой, машинкой, трансформером — так как в них любят играть дети».

Социально одобряемые выборы отвержения

Ж — «Акулой, змеей — они вредные», «Крокодилом он ест животных и людей, он вредный».

P-в данном случае выбираются все варианты ядовитых растений, даже если ребенок не знает их названий, а также «колючки, репейники — они пристают к одежде» (подразумевается, что их трудно счищать, они приносят вред).

П — основным критерием отнесения к данной категории является та посуда, которой не пользуются,то есть которая не приносит пользы: «Тарелка на стене, красивая посуда в шкафу».

5. Протестные или негативистские выборы

Чаще всего их можно получить при работе с выборами предпочтений, когда ребенок выбирает в качестве объекта превращения заведомо неприятные, отрицательные объекты.

Этот факт можно расценивать как негативное отношение к самому процессу, процедуре обследования, с одной стороны, или как своего рода защитную протестную позицию (чаще всего наблюдается у подростков) — с другой. При этом серия дополнительных вопросов должна быть составлена с учетом всех этих особенностей.

Условно нормативные выборы по основным категориям

В этом разделе приводятся наиболее часто встречающиеся типичные ответы (выборы, которые дают дети 6-7-летнего возраста при отсутствии у них каких-либо выраженных личностных проблем (условно нормативные выборы).

Условно нормативные выборы предпочтения

Ж — «Кошкой — она красивая», «Собакой — она живет вместе с человеком», «Котом — мне нравится».

Р — «Цветком — растут везде», «Деревом оно крепкое, живет долго».

П — «Чашкой, тарелкой (и подобное) — они всегда нужны, без них нельзя есть».

М — «Шкафом — он большой, в нем много вещей лежит».

О — «Кофтой, брюками, курткой — они нужны, их носят».

И — «Куклой, машинкой, трансформером — в них играют, мне нравится».

Условно нормативные выборы отвержения.

Ж — «Волком — он злой», «Зайцем — он ото всех бегает», «Жабой — она противная».

Р — «Крапивой — она колется», «Травой -она под ногами».

П — «Чашкой, тарелкой — они бьются», «Кастрюлей, чайником — они на огне стоят».

Источник

Оцените статью