- Диагностика стресса
- Диагностика стресса.
- 1. Методики на определение актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности.
- 2. Методики, помогающие прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях.
- 3. Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса.
- 4. Диагностика профессиональных стрессоров.
- 5. Методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека.
- Методики по психологии методика по стрессу
- 1. Тест Спилберга-Ханина
- 2. Шкала Гамильтона
- 3. Шкала Цунга
- 4. Шкала Холмса и Рея
- 5. Цветовой тест Люшера
- Материалы и методы исследования
- Изучение наличия стресса до проведения теста по химии
- Изучение наличия стресса после проведения теста после химии
Диагностика стресса
Диагностика стресса.
Направления психодиагностики, отбор конкретных методик и условия их применения зависят, прежде всего, от концептуальной основы деятельности специалиста, проводящего диагностику, от направленности его работы, полученного запроса, цели проведения диагностики, от конкретной ситуации.
Сложности, существующие в области изучения стрессового поведения, отразились и на подходах к классификации методов психодиагностики стресса. Из множества представленных в науке и практике методик, предлагаемых специалистами по работе в области стресса, можно выделить, в соответствии с целью и предметом исследования, несколько классов:
1. Методики на определение актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности.
К этой группе методик можно отнести:
- опросник Т. А. Иванченко, М. А. Иванченко, Т. П. Иванченко «Инвентаризация симптомов стресса»;
- методику для выявления подверженности стрессу Т. А. Немчина и Дж. Тейлора;
- шкалу психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона;
- тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона;
- комплексную оценку проявлений стресса Ю. В. Щербатых;
- тест «Степень напряженности» И. А. Литвинцева;
- методику экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников О. С. Копниной, Е. А. Суслова, Е. В.Заикина и др.
Поскольку стресс сопровождается переживанием тревоги и нервно-психического напряжения, в эту же группу можно отнести блок методик, направленных на диагностику тревожности:
- опросник Т. А. Немчина «Определение нервно-психического напряжения»;
- шкала самооценки тревоги В. Цунга;
- шкала ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбергера;
- опросник иерархической структуры актуальных страхов (ОАС) Ю. В. Щербатых.
2. Методики, помогающие прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях.
Такие методики разрабатываются, как правило, для профотбора специалистов, будущая профессиональная деятельность которых предполагает работу в сложных напряженных ситуациях (летчики, моряки и др.). Данные методики позволяют выявить нервно-психическую неустойчивость и предрасположенность к невротическим расстройствам. Наиболее широко используются для этих целей следующие инструменты:
- симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волкова, Н. Водопьяновой;
- методика склонности к срывам в стрессовой ситуации «Прогноз» В. А. Баранова.
3. Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса.
Известно, что существование в длительных стрессовых ситуациях или переживание острого (травматического) стресса приводит к истощению адаптационной энергии организма. Результатом данного процесса является ухудшение различных показателей физического здоровья и психологического самочувствия. К методикам этого класса можно отнести:
- Гиссенский опросник;
- шкала клинических жалоб SCL Р.Л. Дерогатис;
- шкалу оценки влияния травматического события (ШОВТС) и др.
К последствиям стресса причисляют и развитие депрессивных состояний. Возникновение депрессии имеет сложный патогенез, однако очевидно, что переживание фрустрации или хронических стрессов может провоцировать появление депрессивных состояний и депрессивных симптомов. Методики, направленные на выявление депрессивных симптомов, синдрома и депрессии как заболевания, таковы:
- «Опросник суицидального риска»;
- методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Зунга, адаптация Т. И. Балашовой;
- методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Жмурова;
- опросник «Уровень депрессии» А. Бека и др.
4. Диагностика профессиональных стрессоров.
В настоящее время проблема стрессов на рабочем месте актуальна для большинства работающих людей. Знание факторов стрессогенности в деятельности персонала и руководителей является целью организационной диагностики. Н. Водопьянова считает, что «организационная диагностика стресса — необходимая составляющая стресс-менеджмента». Стресс на работе может быть связан как с особенностями организационной культуры, так и с профессиональными стресс-факторами методики данного класса можно разбить на несколько групп:
4.1. Методики, направленные на определение уровня стресса и факторов стресса в профессиональной деятельности.
В эту подгруппу можно включить такие методики, как:
- шкала оценки стрессогенности профессионально трудных ситуаций (ПТС) на рабочем месте Н. Водопьяновой, Е. Старченковой;
- тест на профессиональный стресс Ю. В. Щербатых;
- опросник «Причины деятельностного стресса»;
- тест-вопросник «Причины стресса в вашей работе»;
- тест на определение профессионального стресса Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышникова;
- оценка уровня деятельностной стрессогенности.
В настоящее время получила широкое распространение и такая методика, как «Методика интегральной диагностики и коррекцин профессионального стресса (ИДИКС) А. Б. Леоновой».
Система ИДИКС предназначена для диагностики профессиоального стресса, ориентирована на получение интегрированной ценки уровня переживаемого стресса и подбор комплекса оптизационных мер, адекватных специфике каждого конкретного случая. ИДИКС предназначен для работы с людьми старше 17 лет. Стандартное время работы с системой составляет 20-30 мин. Ограничений по работе с системой не выявлено.
4.2. Для сохранения профессионального здоровья особую важность приобретает диагностика симптомов эмоционального выгорания.
В настоящее время не существует единой модели выгорания, признанной всеми специалистами. К. Маслач рассматривает выгорание как ответную реакцию организма на профессиональные стрессы и предлагает трехкомпонентную модель: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция персональных достижений [Maslach, 1982].
Научное исследование факторов СЭВ стало возможным благодаря использованию таких традиционных методик, как:
- методика диагностики профессионального выгорания К. Маслач — С . Джексон, адаптация И. Е. Водопьяновой;
- методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко;
- опросник определения психического «выгорания» А. А. Рукавишникова и др.
4.3. Результатом высокой стрессогенности деятельности может быть ухудшение психофизиологических параметров и снижение общей энергетики организма. Выявить данные показатели можно при помощи таких методик, как:
- опросник ДО PC «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности (утомление, монотония, пресыщение, стресс) А. Леоновой, С. Величковской;
- опросник «Ваш индекс психоэнергетической опустошенности»;
- опросник диагностики психофизиологической дезадаптации О. И. Родиной и др.
4.4. Особая группа методик посвящена диагностике проблем, связанных с управлением временем в профессиональной деятельности. Наиболее известны в этой подгруппе следующие методики:
- тест «Профессиональная компетентность во времени» JI. В. Куликова;
- опросник «Тайм-синдром менеджера» Н. Водопьяновой;
- опросник «Дефицит времени в управленческой деятельности» Н. Водопьяновой.
5. Методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека.
Психологи выделяют два вида ресурсов — внешние и внутренние (личностные). Применение методик данного класса — часть профилактической работы с клиентом, которому необходимо знать о наличии этих ресурсов для того, чтобы использовать их в возможной трудной ситуации и поддерживать удовлетворительное качество жизни.
5.1. Специалисты в области стресса уверены, что одним из важнейших внешних ресурсов стрессоустойчивости является социальная поддержка. Для диагностики социальной поддержки может быть использована многомерная шкала восприятия социальной поддержки MSPSS С. Зимета, а также опросник В А. Ананьева «Источники социально-психологической поддержки». Шкала Зимета позволяет определить уровень поддержки, которую оказывают семья, друзья и «значимые другие».
Опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (ОППР) Н. Водопьяновой и М. Штейна позволяет исследовать наличие или потери материальных и нематериальных; внешних и внутренних ресурсов.
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что стрессоустойчивость связана с конкретными внутренними, психологическими ресурсами. Именно эти ресурсы определяют специфику восприятия и переживания стресса. Ресурс стрессоустойчивости — индивидуальные свойства и способности личности, обеспечивающие ее психологическую устойчивость к стрессорам [Куликов, 1995, 2000]. Однако Н. Е. Водопьянова отмечает, что методики, направленные на измерение характерных особенностей личности и выявление предрасположенности к преодолению стресса, не предопределяют того, как человек справляется с реальными стрессовыми ситуациями. Кроме того, наличие внешней поддержки также оказывает влияние на наше переживание стрессов.
К значимым личностным ресурсам относят такие особенности личности, как интернальный локус контроля, уверенность в себе, высокая мотивация достижения, наличие веры в собственные силы, оптимизм, эго-защитное поведение, отсутствие склонности к поведению по типу А, отсутствие иррациональных установок и т. д. Для диагностики данных качеств в психологии существует традиционный набор методик, хорошо известных каждому практическому психологу.
Многие исследователи отмечают также, что важным фактором стрессоустойчивости являются образ жизни и качество жизни, влияющие на развитие и сохранение ресурсов. В связи с этим целесообразно упомянуть о таких методиках, как «Анализ стиля жизни» (Бостонский тест на стрессоустойчивость), тест «Здоровое поведение», опросник качества жизни ВОЗКЖ-ЮО, разработанный Всемирной организацией здравоохранения, и др.
5.2. Диагностика копинг-поведения в стрессовых ситуациях.
Центральный аспект современных теорий стресса — концептуализация процессов преодолевающего поведения как стабилизирующего фактора, помогающего человеку адаптироваться в трудных ситуациях. В настоящее время концепция преодолевающего поведения получила широкое признание среди психологов различных направлений, что привело к разработке надежного диагностического инструментария, позволяющего измерить как сам процесс копинга, так и его результат. Для этого используются следующие методики:
- диагностика предпочитаемых копинг-стратегий (Э. Хейм, в адаптации JI. И. Вассермана);
- опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса;
- опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолла;
- опросник SVF120 «Преодоление трудных жизненных ситуаций» В. Янке и Г. Эрдманна (адаптация Н. Е. Водопьяновой);
- опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер, в адаптации Т. Л. Крюковой и др.).
Информация, полученная в результате диагностических исследований, может явиться надежным фундаментом для осознания наших взаимоотношений со стрессом и выработки эффективных стратегий совладания с ним.
Источник
Методики по психологии методика по стрессу
Существуют различные методики, способы и технические устройства для регистрации и оценки эмоционального стресса, так называемые методы исследования стресса.
1. Тест Спилберга-Ханина
Любая деятельность связанна с возникновением тревожности, но её степень зависит уже от самой личности. Умение оценивать собственный уровень тревожности является неотъемлемым компонентом самоконтроля. Свой уровень тревожности кране важно и нужно понимать, так как это может как поспособствовать, так и усугубить результаты тех, или иных действий.
2. Шкала Гамильтона
Шкала Гамильтона – это одна из самых распространённых и общепринятых методик диагностики депрессии и оценки её динамики, также используется для точной оценки уровня синдрома тревожности человека. Шкала интерпретирует результаты по пяти категориям: норма, лёгкое депрессивное расстройство, депрессивное расстройство средней степени тяжести, депрессивное расстройство тяжёлой степени, депрессивное расстройство крайне тяжёлой степени тяжести.
Данная методика получила самое широкое распространение в клинической оценке прогресса или ухудшения состояния пациента, также для оценки эффективности препаратов — антидепрессантов, в период клинических испытаний.
3. Шкала Цунга
В России методика получила широкое распространение в отделении наркологии НИИ им. Бехтерева Т.И. Балашовой.
4. Шкала Холмса и Рея
Шкала Холмса и Рея позволяет в совокупности рассматривать «картину» стрессов за год, прожитый пациентом. Она представляет собой шкалу из перечня произошедших травмирующих событий, ранжированных по баллам, определяющих степень стрессогенности. Данный метод интерпретирует результаты на три уровня стресса: низкий, средний и высокий.
Данный метод используется для выявления и оценки уровня стрессоустойчивости пациентов и позволяет определить вероятность возникновения психических заболеваний (было установлено, что 150 баллов означают 50% вероятности возникновения какого-то заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%.) [4] [8]
5. Цветовой тест Люшера
- применим к исследованию людей любого возраста;
- основан на методе цветовых выборок.
Данный метод был выбран нами для изучения промежуточных тестирований как стрессового фактора для учащихся во время урока по предмету Химия.
Краткий вариант ЦТЛ (цветового теста Люшера) представляет из себя набор (таблицу) 8-ми цветов:
- синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;
- сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;
- оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;
- светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость
- Фиолетовый;
- Коричневый;
- Черный;
- Нулевой — олицетворяют негативные тенденции: страх, переживание и т.п.
Испытуемый выкладывает/выбирает цветовые карточки начиная с самого предпочтительного в этот момент до менее.
В результате выкладки цветовых карточек получаем восемь позиций:
- 1-я позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения);
- 2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый;
- 3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация;
- 5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например, синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как неподходящий в данной ситуации;
- 7-я и 8-я позиции характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.[6]
Материалы и методы исследования
Исследовательская работа содержала следующие этапы:
- I этап. В начале урока, непосредственно перед тестом, нами проведен устный опрос и тест Люшера.
- II этап. Тест по химии.
- III этап. Проведен тест Люшера и устный опрос.
Изучение наличия стресса до проведения теста по химии
До проведения теста по химии были проведены устный опрос и цветовой тест Люшера.
Во время устного опроса было выявлено наличие стресса у части учащихся. Каждому ученику был задан следующий вопрос: «Является ли для Вас промежуточный контроль стрессовым фактором?». Было получены 40% положительных ответов и 60% отрицательных. Исходя из устного опроса можно заметить, что для большей части учащихся тестирование не является стресс фактором.
Для анализа следующих таблиц обратим внимание на 3, 4, 7 и 8 позиции. Первые две отражающих ощущения испытуемых, последние выявят стремление подавить то или иное чувство (Приложение1).
Можно заметить, что на 3 и 4 позициях, отражающих ощущения испытуемых, довольно часто встречаются такие цвета, как фиолетовы, коричневый, чёрный и белый, что свидетельствует о наличии негативных тенденций.
Изучение наличия стресса после проведения теста после химии
После проведения теста по химии также был проведён устный опрос и цветовой тест Люшера. Как выкладка цветовых карточек, так и устный опрос выявили уменьшение количества учащихся, подверженных стрессу после проведения промежуточного контроля по предмету Химия (Приложение 2).
Можно заметить, что на 3 и 4, 7 и 8 позициях, намного реже встречаются такие цвета, как фиолетовы, коричневый, чёрный и белый, что свидетельствует о наличии негативных тенденциях, в том числе и стресс, и всё чаще основные цвета: синий, оранжевый, зелёный и жёлтый, что говорит о преобладание положительных тенденций, таких как спокойствие и уверенность.
Источник