Методики по изучению эмоциональности

32 Методики изучения эмоций

Вопрос № 32 Методики изучения эмоций

Несмотря на большой интерес к эмоциям, методов их изучения сравнительно мало. Если речь идет о простейших биолог эмоциях или аффектах, связанных с деятельностью организма, то при их изучении нередко используются ………………………………………………. с помощью которых регистрируются и изучаются органические процессы, сопровождающие эмоции.

Аффекты, имеющие ярковыраженную экспрессию, изучают с помощью фотографии лица, выражающего различные эмоциональные переживания ч-ка.

Кроме этого, имеется несколько теорий эмоций. В исследованиях, которые исходят из них, применяются свои методы изучения эмоций, направленные на проверку и подкрепление соответствующих теорий.

Кроме того, теория Джеймса-Ланге проверялась с помощью методов изучения реакции внутренних органов на эмоциогенные стимулы.

Таламическая и активационная теория эмоц исследовалалсь с помщью методов, регистрирующих работу таламуса и ретикулярной формации и др.

«САМОЧУВСТВИЕ. АКТИВНОСТЬ. НАСТРОЕНИЕ.» (САН) Методика является разновидностью опросников состояний и настроений. Разработана В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шарай и М. П. Мирошниковым в 1973 г.

САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность).

Каждую из них представляет 10 пар слов. На бланке обследования между полярными характеристиками располагается рейтинговая шкала. Примеры заданий:

работоспособный 3210123 разбитый

напряженный 3210123 расслабленный

медлительный 3210123 быстрый

Испытуемому предлагают соотнести свое состояние с определенной оценкой на шкале. При обработке результатов исследования оценки пересчитываются в «сырые» баллы от 1 до 7. Количественный результат представляет собой сумму первичных баллов по отдельным категориям (или их среднее арифметическое).

Изучение контент-анализа как метода исследования

. изучение контент-анализа как метода исследования . Задачи курсовой работы следующие: 1. Рассмотреть понятие «контент -анализа» 2. Изучить контент-анализ как метод анализа . представляет собой Приложение 1. Контент-анализ применяется при исследовании . большие) обрабатываются с помощью современной вычислительной техники. Контент-анализ . единица анализа. Такой единицей может быть как одно слово, так .

При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния — самочувствие, активность и настроение — могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений. Однако получены данные о том, то шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы: «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация» (А.Б.Леонова, 1984).

Конструктная Валидность САН устанавливалась на основании сопоставления с результатами психофизиологических методик с учетом показателей критической частоты мельканий, температурной динамики тела, хронорефлексометрии. Текущая ваидность устанавливалась путем сопоставления данных контрастных групп, а также путем сравнения результатов испытуемых в разное время рабочего дня.

Разработчиками методики проведена ее стандартизация на материале обследования выборки 300 студентов. САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.

«Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».

«Шкала депрессии». Этот тест адаптирован в НИИ им. Бехтерева Т.И.Балашовой. Он предназначен для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной диагностики.

Методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний», разработанная В.А.Жмуровым, позволяет выявить следующие формы психических состояний:

a. Апатия — состояние безучастности, равнодушия, полной индифферентности к происходящему. Это тотальное выпадение как высших и социальных чувств, так и врождённых эмоциональных программ;

b. Гипотимия — аффективная подавленность в виде опечаленности, тоскливости, безысходности, разочарования, обречённости, ослабления привязанности к жизни. Положительные эмоции при этом поверхностны, истощаемы, могут полностью отсутствовать;

c. Дисфория — мрачность, озлобленность, враждебность, угрюмое настроение с ворчливостью, брюзжанием, неприязненным отношением к окружающим, вспышками раздражения, гнева, ярости с агрессией и разрушительными действиями;

d. Растерянность — острое чувство неумения, беспомощности, непонимания самых простых ситуаций. Типичны сверхизменчивость, неустойчивость внимания, вопрошающее выражение лица, позы и жесты озадаченного и крайне неуверенного человека;

Глава 1. Теоретический анализ проблемы изучения внимания в психолого-педагогичесих .

. развития внимания и умение применять их практике. Глава 1. Теоретический анализ проблемы изучения внимания в психолого-педагогичесих исследованиях Внимание как познавательный процесс человека Никакой . внутренним можно отнести такие, как интерес к объекту, личная значимость объекта, состояние здоровья, бодрость, сытость, душевное равновесие, наличие привычки работать внимательно, хорошие .

e. Тревога — неясное, непонятное самому человеку чувство растущей опасности, предчувствия катастрофы. Эмоциональная энергия действует столь мощно, что возникают своеобразные физические ощущения (внутри всё сжалось в комок, натянулось как струна и т.д.);

f. Страх — разлитое состояние, переносимое на все обстоятельства и проецирующееся на всё в окружении. Выражается переживанием опасности, непосредственной угрозы жизни, здоровью, благополучию, престижу.

Методика «Самооценка эмоционального состояния» разработана американскими психологами А.Уэссманом и Д.Риксом и предназначена для выявления эмоционального состояния человека в данный момент времени на основе анализа самоощущений.

МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ»

Довольно простым опросником для самооценки эмоциональ­ных состояний является методика, разработанная американски­ми психологами А. Уэссманом и Д. Риксом (в данном случае, при­водится ее сокращенный вариант).

Измерение в этой методике производится в десятибалльной (стеновой) системе. Испытуемому дается и инструкция: «Выбе­рите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучше всего описывает Ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите в соответствующей стро­ке для ответов».

Измеряются следующие показатели:

1— С (самооценка) «Спокойствие—тревож­ность» (индивидуальная самооценка — И1 —равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из данной шкалы. Аналогич­но получаются индивидуальные значения по показателям П2Д13, П4);

ГО — С «Энергичность — усталость»;

ПЗ — С «Приподнятость — подавленность»;

П4 — С «Чувство уверенности в себе — чувство беспомощ­ности»;

П5 — С — суммарная (по четырем шкалам) оценка состоя­ния: И5 = И1+ И2 + ИЗ + И4, где И1, И2, ИЗ, И4 — индивидуаль­ные значения по соответствующим шкалам

«Шкала депрессии». Этот тест адаптирован в НИИ им. Бехтерева Т.И.Балашовой. Он предназначен для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной диагностики.

Диагностика эмоц. сферы взрослого человека осущест-ся как с помощью анкет и опросников, так и посредством использования проективных методов, таких как тесты Люшера, «Несущест. животное» и др.

1. Опросник САН – предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения. Состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испыт-го просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень актулизазии той или иной характеристики своего состояния. Обработка:при подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса –в 7б. Полюса шкал всегда меняются, но положительные состояния всегда получают высокие б, а отрицательные-низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории (самочувствие, активность и настроение) и подчитываются количество баллов по каждой из них. Полученные рез-ты по каждой категории делятся на 10. Сред. балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4б., говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже 4-х свид-т об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5б.

2.Шкала самооценки тревожности (Ч.Д. Спилбергер) Она позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).

Включает в себя инстр-ию и 40 вопросов-суждений, 20-для оценки ур.ситуативной тревожности (СТ) и 20-для оценки ур. личностной тревожности (ЛТ).

Инстр. Прочитайте внимательно предложения. Зачеркните цифру в соотв-щей графе справа, в зачисимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросом не задумывайтесь.( Для оценки Ситуативной тревожности !)

Инструкция для оценки ЛТ … как вы себя чувствуете обычно.

Источник

Методики диагностирования психоэмоционального состояния подростков

Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда,

когда он меньше всего ее заслуживает.

В ходе жизнедеятельности у каждого из нас возникают те или иные эмоциональные состояния. Они определяют как уровень информационного и энергетического обмена человека, так и направленность его поведения. Эмоции способны очень сильно управлять нами. Не является исключением и их отсутствие. Ведь это такое эмоциональное состояние, которое позволяет описать поведение человека как особенное.

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ?

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ особая форма психических состояний человека,

Читайте также:  Десятое королевство эмоции магнитные истории

переживания с проявлением эмоционального реагирования своего отношения к окружающей действительности и к самому себе;

те состояния, которые регулируются преимущественно эмоционально-волевой сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения;

относительно устойчивые переживания.

Эмоциональные состояния, возникающие у человека в процессе какой-либо деятельности, оказывают влияние и на его психическое состояние, и на общее состояние организма, и на его поведение в той или иной ситуации. Они воздействуют как на процессы познания и развитие личности, так и на качество жизни в целом.

Значение проблемы эмоциональных состояний едва ли нуждается в обосновании.

Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение — условие готовности к деятельности и ее благоприятному для здоровья осуществлению.

Психоэмоциональное состояние – основа здоровья личности.

Все мы в свое время были подростками и прошли через трудности подросткового возраста. Но только становясь родителями, мы можем в полной мере оценить проблемы детей этого периода жизни.

Психологи выделяют следующие типы психоэмоционального состояния подростков:

уверенность – неуверенность в себе.

Несмотря на то, что эти психические процессы противоположны, у подростков они могут чередоваться и меняться в течение коротких промежутков времени. Это обусловлено гормональной бурей и может быть характерно для абсолютно здорового, нормального ребенка. Сейчас он может дружески разговаривать с вами, а через две минуты – замкнуться в себе или устроить же скандал и уйти, хлопнув дверью. И даже это – не повод для беспокойства, а всего лишь вариант нормы.

Однако те состояния , которые преобладают в поведении ребенка в этом возрасте, способствуют формированию соответствующих свойств характера (высокая или низкая самооценка, тревожность или жизнерадостность, оптимизм или пессимизм и т.п.), и это будет влиять на всю его дальнейшую жизнь.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА:

Положительные изменения , происходящие с подростком:

проявление чувства взрослости;

рост самосознания, самооценки, саморегуляции;

повышенное внимание к своей внешности;

проявление самостоятельности в приобретении знаний и навыков;

появление познавательной мотивации;

желание быть не хуже, а лучше других.

ранимая неустойчивая психика;

намеренная манипуляция взрослыми;

внутренний кофликт с самим с собой и окружающими;

повышенное негативное отношение к взрослым;

страх одиночества (мысли о суициде),

ведут к эмоциональным расстройствам, отклонениям в поведении. Трудности в развитии адаптивных и социальных качеств в целом приводят к нарушению психического и психологического здоровья у подростков.

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКА.

Для получения своевременной и достоверной информации о психоэмоциональных проявлениях ребенка, определении причин нарушений его в обучении, поведении и развитии, необходимо применение различных диагностических методов выявления детей группы риска, нуждающиеся в коррекции эмоциональных нарушений.

Наблюдение является классическим методом, используется в психологических исследованиях как дополнительный метод диагностики, что не снижает его ценности и значимости. Целенаправленное отслеживание специфики и изменений эмоциональных состояний школьников происходит в процессе различных видов деятельности. На основании наблюдения экспериментатор (классный руководитель) составляет различные шкалы, заносит результаты в карты оценки состояния. Наблюдение в психологических исследованиях часто используется совместно с методом экспертной оценки.

Беседа и анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Опросники, тесты, диагностические методики

Источник

Методики для оценки состояния эмоционально-волевой сферы

Лена Маковей
Методики для оценки состояния эмоционально-волевой сферы

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

Методика «Выбери нужное лицо»

Данная методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду.

Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка.Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.

Методика «Контурный САТ-Н

(Детский апперцептивный тест

Л. Беллак, О. Беллак)

Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми (родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то, что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития ребенка.

Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.

Цветовой тест Люшера

Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды

Методика «Лесенка»

Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс, в семье.

Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Нужно определить свое место на лестнице ума, здоровья, красоты и т. д.

Методика «Разрезные картинки» М. М. Семаго

Цель:выявление уровня сформированности наглядно – действенного и наглядно – образного мышления, специфики формирования пространственных представлений.

Материал:Цветные изображения (мяч, кастрюля, варежка, пальто, разрезанные на 2, 3, 4, 5, 6 частей.

Перед ребенком на столе кладется эталонное изображение и рядом, в случайном порядке, раскладываются детали этого же изображения, но разрезанного.

Инструкция задается в словесной форме и одновременно в виде показа. Ребенка просят сложить из частей, находящихся перед ним, точно такую же картинку, как эталонная.

Целесообразно первой предъявить картинку, разрезанную таким образом, чтобы ребенок сложил её без затруднений. Если ребенок затрудняется, то специалист может сложить картинку или её часть на глазах у ребенка, а ребенку останется лишь закончить её или сложить эту картинку ещё раз, уже самостоятельно.

После этого необходимо предъявить ребенку другую картинку, разрезанную точно таким же образом, чтобы убедится в доступности задания для выполнения. Если ребенок не справляется с заданием, то следует заменить складываемую картинку на такую же, но разрезанную более просто, оставив эталонную на месте. А в случае отказа ребенка – попробовать поменять и эталонное изображение.

После успешного выполнения предварительного ориентировочного задания ребенку постепенно предлагают самостоятельно выполнить более трудные варианты задания.

Анализируется не только успешность выполнения, но, в первую очередь, стратегия деятельности ребенка.

• Хаотическая, то есть не имеющая цели, манипулятивная деятельность ребенка.

Метод «проб и ошибок»— действия в наглядно-действенном плане, с учетом проведенных проб и полученных ошибок

• Целенаправленное выполнение задания без предварительной программы или хотя бы зрительно- пространственной оценки

• Выполнение в наглядно–действенном плане с предварительным зрительным «примериванием», соотнесением результата м образца.

Дети 3 – 3,5 – летнего возраста обычно справляются с заданием на складывание картинок, разрезанных пополам, как по вертикали, так и по горизонтали, но часто демонстрируют зеркальные варианты «сборки».

Дети 4 – 4,5 лет, как правило, выполняют задания на складывание картинок, разрезанных на три равные части (вдоль или поперек рисунка, на четыре равные прямоугольные части.

Дети 4,5 – 5,5 – летнего возраста обычно справляются с заданием на складывание картинок, разрезанных на три – пять неравных частей (вдоль и поперек рисунка, на четыре равные диагональные части, при этом возможны единичные ошибки в виде несовпадения узора рисунка.

Дети старше 5,5 – 6 лет обычно успешно выполняют задания на складывание картинок, разрезанных на четыре и более неравных частей различной конфигурации.

Методики для изучения межличностных отношений

«Два дома». Ребенку предлагается рисунок двух домиков, один из которых красивый, большой светлый, а другой – маленький, черный и невзрачный. Его просят представить, что красивый дом принадлежит ему и что туда можно приглашать друзей и всех, кого захочешь. «Подумай, кого из ребят твоей группы ты бы пригласил к себе пожить, а кого бы поселил подальше, в черный дом».

Читайте также:  Депрессия после родов три года

«Капитан корабля». «Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты бы взял в помощники, когда отправился в дальнее путешествие? Кого бы ты не взял с собой в плаванье, кого бы оставил на берегу?»

«Три открытки». «Подари эти три картинки тем детям, кому хочешь. Если бы у тебя было много таких картинок, и ты бы раздал всем детям в группе, но кому-то троим, не хватило бы – кому бы ты не дал?»

Методики изучение ролевой игры

Тест — Взятие ребенком на себя роли

Цель. Изучение особенностей взятия ребенком на себя роли.

Экспериментальный материал. Сюжетные игрушки для игр в «детский сад», «семью», «больницу».

Ход проведения исследования. Проводится 3 экспериментальные серии игр с детьми 3-7 лет.

Первая серия. Игры в «самих себя», во «взрослых», в «товарищей»,

Серия состоит из трех взаимосвязанных ситуаций;

1 ситуация — экспериментатор организует игру в «детский сад», но так,чтобы каждый из ее участников оставался самим собой: воспитатель — воспитателем, а дети — детьми. Если дети согласны, воспитатель передает им управление игрой, при необходимости спрашивает. «Что надо делать?» — и выполняет их указания;

2 ситуация — в случае отказа детей от игры в «самих себя» или по ее окончании, если игра возникает,взрослый предлагает играть иначе: один ребенок будет воспитателем (называя при этом имя воспитателя группы, а воспитатель с другим ребенком — детьми. В дальнейшем педагог участвует в развертывающейся игре в роли одного из детей;

3 ситуация воспитатель предлагает поиграть так: он будет воспитателем группы, а дети будут играть роль кого- либо из товарищей своей же группы. При этом он или сам называет имена тех, кого будут изображать играющие, или предлагает детям выбрать самим.

В каждой из организованных таким образом игр принимают участие по двое детей всех возрастных групп детского сада.

Вторая серия. Игры с нарушением последовательности действий при выполнений ребенком роли. Организовывают игры с хорошо знакомым детям содержанием; в «детский сад», в «больницу», в «Семью». По ходу игры экспериментатор пытается нарушить последовательность действий (например, сначала предлагает «съесть моро-женое, а потом суп»). В каждой

из игр принимают участие по двое детей всех возрастных групп.

Третья серия. Игры с нарушением» смысла роли. Роль ставится в противоречие с действиями, которые должен выполнять ребенок.Можно использовать 2 ситуации:

1 ситуация — с детьми развертывается ролевая игра «трамвай»: предлагается сумка для денег, билеты, подготавливается место для вожатого. После того как игра разворачивается,детям предлагают играть так: вожатый будет продавать билеты, а кондуктор вести вагон. Когда измененная игра начинается, экспериментатор, играющий с детьми, выходит на остановке и говорит, что вожатого зовет начальник депо;

2 ситуация — разыгрываются игры с правилами: «Волк и зайцы», «Волк и гуси», «Кот и мыши», «Лиса и зайцы». Предлагают, чтобы гуси ловили волка, зайцы — лису и волка, мыши — кота.

Оценка результатов. В первой серии определяют, что прежде всего выделяет ребенок в действиях взрослого. Выясняют, как роль взаимосвязана с правилами действия или общественного поведения.

Во второй серии анализируют, каков характер логики действий и чем она определяется. Как относится ребенок к нарушению логики действий и каковы мотивы протеста против ее нарушения

На основе данных первой и второй серий определяют уровень развития игры для каждого ребенка. В третьей серии определяют отношение ребенка к роли, взятой на себя в игре, доказать, что внутри роли фактически имеется известное правило поведения, отражаю-щее логику реального действия и реальных отношений.

Тест — Устойчивость в подчинении игровому правилу (по Д. Б. Эльконину)

Цель диагностики. Изучение устойчивости в подчинении игровому правилу.

Экспериментальный материал. Сюжетные игрушки для игры в «дочки-матери» и «пожарных».

Ход проведения исследования. Исследование проводится с детьми 3-7 лет. Сюжет игры варьируют с учетом возраста и пола детей.

Взрослый организует следующие ситуации:

ситуация — экспериментатор предлагает детям поиграть в «дочки-матери». Когда игра разворачивается, он берет на себя роль воспитателя и предлагает играющим оставить своих дочек в детском саду;

ситуация — экспериментатор Организует игру в «пожарных», берет на себя роль пожарного и, когда команда прибывает тушить пожар, просит шофера остаться в машине.

Оценка результатов. Анализируют поведение ребенка в ситуации борьбы мотивов, когда необходимо подчиниться правилу, вытекающему из роли, преодолев сиюминутные желания. Детей распределяют по четырем уровням подчинения игровому правилу (таблица 1)по возрастам: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

Влияние сюжета и роли на подчинение правилу, содержащемуся в игре

(по Д. Б. Эльконину)

Цель диагностики. Изучение влияния сюжета и роли на подчинение правилу игры.

Экспериментальный материал. Разработанные сюжеты игр в «эстафету», «машинистов», «прятки», «кошки-мышки».

Ход проведения исследования. Исследователь организует несколько серий.

Первая серия. Взрослый с детьми проводит эстафету. Все испытуемые встают в линию и по сигналу экспериментатора — «Раз, два, три!» должны бежать к нему.

Вторая серия. Экспериментатор предлагает поиграть в «машинистов». Дети встают в одну линию, каждый из них – машинист. По сигналу экспериментатора (3 хлопка в ладоши) машинисты должны бежать к нему. Кто выезжает раньше или задерживается, тот проигрывает.

Третья серия. Проводится индивидуально. Экспериментатор играет с ребенком в «прятки». Ребенок прячется, а взрослый его ищет.Перед началом игры ребенку говорят: «Сиди тихо. Если выглянешь или будешь разговаривать, я тебя сразу найду и поймаю».

Четвертая серия. Проводится индивидуально. Игра в «кошки-мышки». Ребенок-мышка прячется в норку.Перед этим экспериментатор-кошка говорит: «Сиди тихо. Я — голодная кошка. Если выглянешь или зашумишь, я тебя сразу найду и съем». Затем предлагает поиграть в «машинистов». Дети встают в одну линию, каждый из них

Таким образом, во второй серии появляется роль, а в четвертой — еще и сюжет.

Оценка результатов. Подсчитывают количество детей, подчинившихся и не подчинившихся правилу. Результаты заносят в таблицу (таблица 2).

Рассматриваются особенности поведения детей разных возрастов в играх с сюжетом и без сюжета и особенности подчинения правилу в игре. Делают выводы о влиянии сюжета и роли на эффективность подчинения правилу.

Методики по изучению уровня готовности к школьному обучению

Методика. Тест Керна-Йрасека.

Цель методики:

психофизиологическое исследование функциональной готовности ребенка к поступлению в школу, определение его степени «школьной зрелости».

Методика может проводиться индивидуально или подгруппами по 10-15 человек. Детям дают по одному листу чистой нелинованной бумаги. В правом верхнем углу листа указывается имя, фамилия, возраст ребенка, дата исследования. Карандаш кладется так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его правой или левой рукой. Тест состоит из 3 заданий.

Срисование фразы «Он ел суп».

«Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй нарисовать это. Хорошенько посмотри, как это написано и в верхней части листа (показать где) напиши также».

Ребенку выдается карточка размером 7-8 см на 13-14 см. На карточке пишется рукописная фраза «Он ел суп». Высота заглавной буквы 1,5 см, остальных — 1 см. Карточка кладется чуть выше рабочего листа.

Оценка:

5 баллов — Срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют 3 слова. Строка от прямой линии не более, чем на 30 градусов.

4 балла — Предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность необязательна.

3 балла — Буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

2 балла — С образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет видимость письма.

1 балл — Каракули.

Ребенку выдается бланк с изображением группы точек. Расстояние между ними по вертикали и горизонтали — 1 см. Диаметр точек 2 мм. Карточка с точками кладется так, чтобы острый угол пятиугольника был направлен вниз.

«Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же, вот здесь». (Показать где).

Оценка:

5 баллов дается за точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигур по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более, чем наполовину.

4 балла — возможно незначительное нарушение симметрии. Одна точка может выхолить за рамки столбца или строчки. Допустимо изображение кружков вместо точек.

3 балла — Группы точек грубо похожи на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника. Возможно большее или меньшее количество точек, но не менее 7 и не более 20.

2 балла — Точки располагаются группами. Их группы напоминают любые геометрические фигуры. Величина и количество точек не существенны. Недопустимы другие изображения, например, линии.

Читайте также:  Связь стресса с болезнями

1 балл — Каракули.

Здесь (каждому ребенку указывается где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю, так, как умеешь».

Запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок.На любой вопрос ребенка нужно отвечать: «Рисуй так, как ты умеешь». Разрешается ребенка подбодрить.На вопрос: «Можно ли нарисовать тетю?»— необходимо объяснить, что все рисуют дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.

Оценка:

5 баллов — У нарисованной фигуры должна быть голова, туловище, конечности, голова с туловищем должна соединяться шеей, она должна быть не больше чем туловище. На голове волосы, либо шапка, шляпа, уши. На лице глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Есть признаки мужской одежды.

4 балла — Выполнение всех требований как при оценке в 10-9 баллов.Возможны 3 отсутствующие части: шея, волосы, один палец руки. Но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

3 балла — У фигуры должна быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы 2-мя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках.

2 балла — Примитивный рисунок человека-головы с конечностями — (достаточно лишь одной пары, конечности изображены одной линией).

1 балл — Отсутствует ясное изображение туловища и конечностей — «головоног».

Общий количественный результат тестирования получается суммированием баллов, полученных за выполнение каждого из трех заданий.

12-15 баллов – готов к обучению в школе

9-11 баллов – условно готов

3-6 баллов – не готов

Методика. «Дорисовывания фигур»

(модифицированный вариант Е. П. Торренса)

Цель методики:

исследование развития воображения.

Подготовка и проведение исследования:

детям дается по 10 фигур (см. приложение к методике № 2) и предлагается, поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так чтобы получилась картинка. Рисунки оцениваются по десятибалльной шкале.

Оценка:

0-2 балла – ребенок ничего не придумал; нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи и линии.

3-4 балла – нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не угадывается.

5-7 баллов – изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями.

8-9 баллов – нарисовал несколько объектов, объединенных сюжетом.

10 баллов – создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы, превращенные в образы.

8 — 10 баллов – готов к обучению в школе

3 — 7 баллов – условно готов

0-2 балла – не готов

Методика. Экспериментальная беседа

определение внутренней позиции дошкольника, оценка степени психосоциальной зрелости.

Вопросы для собеседования:

1. Ты хочешь остаться еще на год в детском саду (дома?

2. Ты хочешь идти в школу?

3. Какие занятия (в детском саду) тебе больше всего нравятся? Почему?

4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?

6. Почему ты хочешь идти в школу?

7. Тебе нравится школьная форма и школьные принадлежности?

8. Если тебе сейчас предложу поиграть в школу,то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?

9. Во время игры в школу,что у нас будет длиннее: урок или перемена?

Оценка ответов:

Учитываются все ответы, кроме 6-го и 7-го.Ответы должны быть примерно такие:

• Хочу идти в школу.

• Не хочу еще на год оставаться в детском саду (дома).

• Те занятия, на которых учили (буквы, цифры, и т. д.).

• Люблю, когда мне читают книжки.

• Сам прошу, чтобы мне почитали.

• Хочу быть учеником.

• Пусть урок будет длиннее.

Такие ответы свидетельствуют о сформированности внутренней позиции дошкольника.

7 баллов — готов к обучению в школе

4- 6 баллов — условно готов

1- 3 балла — не готов

Давая заключение, следует помнить, что беседа – вспомогательная методика, однако она необходима для выявления общего кругозора ребенка и его личностной готовности.

Методика. Тест «Нелепицы»

Стимульный материал представляет собой рисунок, содержащий массу явных «нелепостей», то есть вещей, которые в реальной жизни невозможны и смешны. «Нелепицы» предлагаются в качестве первого задания, поскольку в ходе обсуждения картинки ребенок, как правило, раскрепощается и успокаивается.

Основным результатом данного теста является способность ребенка эмоционально откликаться на «нелепость» рисунка и умение объяснить смысловые ошибки изображения. Это отвечает возможностям здорового ребенка данного возраста.

Инструкция:Картинка предлагается ребенку со словами: «Посмотри, какая у меня картинка» (см. приложение к методике № 6). Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует,педагог может спросить: «Ты рассмотрел картинку? Смешная картинка? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно? При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную оценку.

Критерии оценки:

2 балла – Готов к обучению в школе. Ребенок реагирует на картинку живо, непосредственно, без вмешательства взрослого. Она смешит его, вызывает улыбку. Он с легкостью указывает на все «нелепости».

1 балл – Условно готов. Реакция ребенка менее спонтанная, но он самостоятельно или с большой помощью первого или второго вопроса – находит нелепые места.

0 баллов – Не готов. Ребенок эмоционально никак не реагирует на картинку и только с помощью педагога находит несоответствие в ней. Свое отношение к происходящему он никак не выражает.

Методики по выявлению уровня отклоняющегося поведения

графическая методика М. А. Панфиловой

Тест проводится с детьми с 4-х лет.

Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы,ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Кактус домашний или дикий?

2. Его можно потрогать? Он сильно колется?

3. Кактусу нравится,когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Обработка результатов и интерпретация

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам,а именно:

• сила нажима на карандаш

Агрессия — наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность — отрывистые линии, сильный нажим

Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, в центре листа

Зависимость, неуверенность — маленькие рисунок внизу листа

Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков, необычность форм

Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса

Оптимизм — использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов

Тревога — использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии

Женственность — наличие украшения, цветов, мягких линий, форм

Экстровертированность — наличие других кактусов, цветов

Интровертированность — изображен только один кактус

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности — наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса

Стремление к одиночеству — изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус

Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ Благополучие детей с ограниченными возможностями здоровья, зависит от их умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, выстраивать межличностные.

«Сказкотерапия, как метод развития эмоционально — волевой сферы дошкольников» Одними из самых серьезных социальных проблем, с которыми сталкиваются воспитатели нашего детского сада, являются нарушение коммуникативных.

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей. Цели: 1. Образовательная. а) познакомить с основными эмоциями:.

Игры с детьми, имеющими особенности в развитии эмоционально-волевой сферы Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости, возбудимости, слабости учебной мотивации. Так.

Методические материалы по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у лиц с нарушениями речи Л. М. Шипицина, Л. С. Волкова в результате исследований, выполненных с использованием методики «Цветовых выборов» М. Люшера, выявили некоторые.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Программа по развитию эмоционально-волевой сферы детей 4–7 лет «Давайте жить дружно» В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются.

Занятие по развитию эмоционально-волевой сферы детей 5–6 лет «На лужайке» Занятие по развитию эмоционально-волевой сферы детей 5-6 лет Тема: «На лужайке» Цель: развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы.

Источник

Оцените статью