Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика семейных взаимоотношений
авторы Е. Бене и Д. Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой)
Цель методики: изучение эмоциональных отношений ребенка с семьей. Предлагаемая методика направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе. Выявляются также типы психологических защит, используемые ребенком. Описание методики
Методика имеет две формы:
для детей 4 – 6-8 лет;
для детей 6-8 – 10 лет и подростков.
Вариант для маленьких детей содержит следующие отношения:
положительные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются ребенком как исходящие от других;
отрицательные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются им как исходящие от других;
зависимость от других.
Вариант для старших детей направлен на исследование следующих отношений: 1) двух видов положительного отношения: слабого и сильного. Слабые чувства связаны с дружеским одобрением и принятием, сильные — с переживаниями, относящимися к интимному психическому контакту и манипуляции; 2) двух видов отрицательного отношения: слабого и сильного. Слабые связаны с недружественностью и неодобрением, сильные выражают ненависть и враждебность; 3) родительского потакания, выражающегося высказываниями типа «этого члена семьи мама слишком балует»; 4) родительской сверхопеки, представленной в высказываниях типа «мама беспокоится, что этот человек может простудиться». Все эти пункты, кроме пунктов, касающихся сверхопеки и потакания, представляют две направленности чувств: исходят ли чувства от ребенка и направляются другим людям, или ребенок ощущает себя объектом чувств других. Примером первой категории будет: «я люблю прижиматься к этому члену семьи». А примером второй: «этот человек любит крепко обнимать меня». Процедура тестирования не вызывает у ребенка затруднений и занимает не более 25 минут. Методика очень проста в обработке.
Тестовый материал Тестовый материал методики призван дать конкретные представления о семье ребенка. Он состоит из 20фигур, представляющих людей различных возрастов, форм и размеров, достаточно стереотипных, чтобы воссоздать различных членов семьи ребенка, достаточно двусмысленных, чтобы представить специфическую семью. Присутствуют фигуры от «дедушек» и «бабушек» до новорожденных детей. И все это дает ребенку возможность создать из них свой семейный круг. Кроме представителей семьи в тест включены другие важные фигуры. Для тех вопросов, которые не соответствуют ни одному члену семьи, предназначена фигура господина «Никто». Каждая фигура снабжена коробочкой наподобие почтового ящичка со щелью. Каждый вопрос теста написан на отдельной маленькой карточке. Ребенку говорится, что карточки содержат послания, и что его задача — положить карточку в ящичек той фигуры, которой она соответствует больше всего. Тестовая ситуация становится, таким образом, игровой ситуацией, и тестовый материал должен подготовить субъекта к предстоящему эмоциональному реагированию. Ребенок сидит в удобной позе недалеко от фигур, представляющих его семью. Он выбрал их из всего набора. Он и экспериментатор видят в них семью ребенка. К ним обращаются как к членам семьи, и эта иллюзия сохраняется в течение всей тестовой ситуации. Задача ребенка — подчиняться маневрам теста. Его не просят проанализировать сложный комплекс чувств, испытываемых им к семье. Многие дети оказались бы не способными сделать это. От ребенка ожидается, что он выразит себя в выборе эмоциональной позиции, которая будет собрана из различных источников, достаточных для того, чтобы понять основу отношений ребенка. Вопрос, таким образом, фиксирован. Но его место жестко не определено и позволяется отдать вопрос господину «Никто». Более того, чувства, «брошенные» в фигуру, немедленно исчезают из поля зрения, не оставляя обвиняющего следа. Таким образом, у ребенка отсутствует зримое напоминание распределения его любви или ненависти и, следовательно, чувство вины не мешает свободе самовыражения.
Вопросы теста
Форма для маленьких детей
(. — место для имени ребенка) Положительные чувства, исходящие от ребенка 1. . думает, что ты хороший. Кто хороший? 2. . любит тебя. Кого любит . 3. . нравится играть в твоей кровати. В чьей кровати нравится играть . 4. . любит целовать тебя. Кто любит целовать . 5. . любит сидеть у тебя на коленях. У кого любит сидеть . 6. . нравится быть твоим малышом. Чей малыш . 7. . любит играть с тобой. С кем любит играть . 8. . нравится гулять с тобой. Кто должен брать . на прогулки? Отрицательные чувства, исходящие от ребенка 10. . думает, что ты непослушный. Кто непослушный? 11. не любит тебя. Кого не любит . 12. . думает, что ты плохой. Кто плохой? 13. . хотелось бы отшлепать тебя. Кого хотелось бы отшлепать . 14. . хочет, чтобы ты ушел. Кого хотелось бы прогнать . 15. . ненавидит тебя. Кого ненавидит . 16. . думает, что ты гадкий. Кто гадкий? 17. Ты злишь . Кто злит. Положительные чувства, получаемые ребенком 20. Ты любишь играть с . Кто любит играть с . 21. Ты любишь целовать . Кто любит целовать . 22. Ты улыбаешься . Кто улыбается . 23. Ты даешь почувствовать себя счастливым. Кто делает счастливым? 24. Ты любишь обнимать . Кто любит обнимать . 25. Ты любишь . Кто любит . 26. Ты милый с . Кто мил с . 27. Ты думаешь, что . — милый(ая) мальчик (девочка). Кто думает что . милый(ая) мальчик (девочка)? Отрицательные чувства, получаемые ребенком 30. Ты шлепаешь . Кто шлепает . 31. Ты делаешь . грустным. Кто делает . грустным? 32. Ты бранишь . Кто бранит . 33. Ты доводишь . до слез. Кто доводит . до слез?
Форма для старших детей
Нежные чувства, исходящие от ребенка 0. Этот член семьи очень хороший. 1. Этот член семьи очень веселый. 2. Этот член семьи всегда помогает другим. 3. Этот член семьи имеет великолепные возможности. 4. Этот член семьи никогда не подведет тебя. 5. Этот член семьи много шутит. 6. Этот член семьи заслуживает хорошего подарка. 7. Этот член семьи — хороший спортсмен. 8. С этим членом семьи хорошо играть. 9. Этот член семьи очень добрый. Сильные положительные с ceкcуальным оттенком чувства, исходящие от ребенка 10. Мне нравится прижиматься к этому члену семьи. 11. Я люблю, когда меня целует этот член семьи. 12. Иногда мне хочется, чтобы я спал в одной кровати с этим членом семьи. 13. Мне хотелось бы, чтобы этот человек был возле меня всегда. 14. Мне бы хотелось, чтобы этот человек заботился обо мне больше, чем о ком-либо другом. 15. Я хотел(а) бы, чтобы мой будущий супруг напоминал этого члена семьи. 16. Мне нравится, когда этот член семьи щекочет меня. 17. Мне нравится обнимать этого члена семьи. Слабые отрицательные чувства, исходящие от ребенка 20. Этот член семьи иногда слишком суетится. 21. Этот член семьи иногда придирается. 22. Этот человек иногда портит чужие забавы. 23. Этот член семьи иногда вспыльчив. 24. Этот член семьи бывает в плохом настроении. 25. Этот член семьи временами слишком много жалуется. 26. Этот член семьи иногда досаждает без всякого повода. 27. Этот член семьи никогда не удовлетворен. 28. Этот человек не очень терпелив. 29. Этот член семьи иногда слишком зол. Сильные отрицательные (враждебные) чувства, исходящие от ребенка 30. Иногда мне хочется убить этого члена семьи. 31. Иногда у меня возникает желание, чтобы этот человек убирался прочь. 32. Иногда я ненавижу этого члена семьи. 33. Иногда я представляю себя бьющим этого члена семьи. 34. Иногда я думаю, что был бы счастливей, если бы этого человека не было в семье. 35. Иногда я чувствую, что «сыт этим человеком по горло». 36. Временами я хочу сделать что-то только для того, чтобы досадить этому человеку. 37. Этот член семьи может сильно разозлить меня. Нежные чувства, получаемые ребенком 40. Этот член семьи добр ко мне. 41. Этот член семьи очень тактичен со мной. 42. Этот член семьи очень меня любит. 43. Этот член семьи очень внимателен ко мне. 44. Этот член семьи готов помочь мне. 45. Этот член семьи любит забавляться со мной. 46. Этот член семьи действительно понимает меня. 47. Этот член семьи всегда выслушает меня. Сильные положительные, с «оттенком» чувства, получаемые ребенком 50. Этот член семьи любит баловать меня. 51. Этот член семьи любит крепко обнимать меня. 52. Этот член семьи любит прижимать меня к себе. 53. Этот член семьи любит помогать мне мыться. 54. Этот член семьи любит пощекотать меня. 55. Этот член семьи любит быть со мной в постели. 56. Этот член семьи хочет всегда быть со мной. 57. Этот член семьи заботится больше обо мне, чем о ком-либо другом. Слабые отрицательные чувства, получаемые ребенком 60. Этот член семьи иногда смотрит на меня неодобрительно. 61. Этот член семьи любит подразнить меня. 62. Этот член семьи иногда ругает меня. 63. Этот член семьи не соглашается со мной, когда мне хотелось бы того. 64. Этот член семьи не всегда соглашается помочь мне, когда у меня трудности. 65. Этот член семьи иногда ворчит на меня. 66. Этот член семьи иногда зол со мной. 67. Этот член семьи слишком занят, чтобы у него оставалось на меня время. Сильные отрицательные (враждебные) чувства, получаемые ребенком 70. Этот член семьи часто бьет меня. 71. Этот член семьи слишком часто наказывает меня. 72. Этот член семьи дает мне почувствовать себя глупым. 73. Этот член семьи заставляет меня бояться. 74. Этот член семьи неодобрителен ко мне. 75. Этот член семьи заставляет меня чувствовать себя несчастным. 76. Этот член семьи всегда недоволен мной. 77. Этот член семьи недостаточно любит меня. Материнская сверхопека 80. Мама беспокоится, что этот член семьи может простудиться. 81. Мама беспокоится, что этот член семьи может заболеть. 82. Мама беспокоится, чтобы этот член семьи не попал под машину. 83. Мама беспокоится, что этот член семьи может удариться и что-то себе повредить. 84. Мама беспокоится, что с этим человеком может что-нибудь случиться. 85. Мама боится разрешить этому члену семьи слишком много резвиться. 86. Мама боится разрешить играть этому члену семьи с озорными детьми. 87. Мама беспокоится, что этот член семьи очень мало ест. Отцовское сверхпотакание 90. Об этом члене семьи папа зачастую попусту волнуется. 91. Этому члену семьи папа уделяет слишком много внимания. 92. Этого члена семьи папа слишком балует. 93. С этим членом семьи папа проводит слишком много времени. 94. Этого члена семьи папа любит больше всех. Материнское сверхпотакание 95. Об этом члене семьи мама зачастую попусту волнуется. 96. Этому члену семьи мама уделяет слишком много внимания. 97. Этого члена семьи мама слишком балует. 98. С этим членом семьи мама проводит слишком много времени. 99. Этого члена семьи мама любит больше всех.
Литература: Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. С. 14 – 41. Слепкова В.И., Заеко Т.А. «Методичка практикум по диагностике семейных отношений»
Источник
Методики изучения эмоциональных отношений (чувств)
Методика «Способны ли вы к привязанности?»
Методика взята из книги: Он + она: Психологические тесты. — Ростов/н/Д: Феникс, 2000.
Инструкция. Ответьте на предлагаемые вопросы «да», «нет» или «не знаю», согласно с первой мыслью, которая придет вам в голову.
1. Свобода, независимость и много друзей — вот основной лозунг моей жизни среди людей.
2. Я могу полюбить кого-то и быстро забыть об этом.
3. У меня действительно очень много контактов с людьми и сегодня я могу уже забыть о тех, которые мне не нужны.
4. Привязанность, по моему мнению, свидетельствует скорее о чертах детской или женской психики.
5. Когда я думаю о людях, к которым чувствую привязанность, меня всегда охватывает беспокойство и глубокая забота.
6. Не понимаю тех людей, у которых есть проблемы в связи с излишней привязанностью к другим.
7. Я считаю, что это, скорее, люди привязываются ко мне, нежели я к ним.
8. Люблю и имею очень близкие контакты, но если откровенно, то не чувствую в этом никаких обязательств.
9. Я могу в любую минуту и без колебаний отплыть, улететь на край этого прекрасного света.
10. Люблю привязываться к людям, это всегда дает мне чувство покоя и радости.
11. В глубине души чувствую грусть, когда подумаю, что у меня нет такой особы, которую я мог бы назвать «моей».
12. Но это же очевидно, что после 10 лет знакомства в моих отношениях с человеком над всем господствует привязанность.
13. Есть такие люди, которых я знаю много лет и ежедневно, но несмотря на это не чувствую к ним привязанности.
14. Я боюсь привязанности к другим, потому что это отнимает у меня мою индивидуальность.
15. Я думаю, что иногда для меня проблема — чрезмерная привязанность к себе самому, что затрудняет мне перемены.
За каждый ответ «да» начисляется 10 очков. За «не знаю» начисляется 5 очков. За отрицательные ответы не полагается ничего. Просуммируйте все очки.
150-100 очков. Привязанность у вас ассоциируется с тюрьмой, а близкие связи с кандалами.
95-50 очков. Привязанность к людям является важной частью ваших отношений с ними.
45-0 очков. Привязанность для вас является такой же естественной, как и дышать воздухом. Временами вы даже страдаете от ее избытка.
Методика «Удовлетворенность своей жизнью»
Тест взят из книги: Он + она: Психологические тесты. — Ростов/н/Д: Феникс, 2000. Инструкция. Отвечайте на приведенные ниже вопросы «да», «нет» или же ставьте знак вопроса.
1. Каким, на ваш взгляд, должен быть мужчина: более активным, чем женщина, или нет?
2. Приятно ли вам сделать что-то хорошее для любимого человека, даже если это будет мелочь?
3. Если бы не дети, дом, привычки, вы меняли бы что-то в жизни?
4. Удобно ли вам проявлять свою нежность к любимому человеку в присутствии посторонних?
5. Не считаете ли, что лет через 15 главным стимулом совместной жизни становится привычка?
6. Вы легко проявляете свои чувства?
7. Вы не чувствуете себя необходимым любимому человеку?
8. Стал ли человек, с которым вы разделили судьбу, самым близким и дорогим?
9. Трудно ли вам определить, что такое любовь?
10. В значительной ли мере зависит ваша жизнь от того, что происходит между вами и самым дорогим человеком?
11. Вы чаще ревнуете любимого (любимую), чем скучаете по нем (ней)?
12. Вы очень любите человека, с которым разделяете судьбу?
13. Утомляет ли вас человек, с которым вы разделяете судьбу?
14. Вы часто стараетесь порадовать его?
15. Бывает ли так, что у вас складывается впечатление, будто вы абсолютно не понимаете друг друга и совсем иначе представляете свой союз?
Подсчет баллов. За каждый ответ «да» на четный вопрос и ответ «нет» на нечетный вопрос начисляется по 10 баллов, а за каждый знак вопроса — по 5 баллов. Под-считывается набранная сумма баллов.
Результаты. Свыше 100 баллов — вы эмоциональны, умеете любить глубоко и верно, не стыдитесь своего чувства и умеете проявить его. Но при неблагоприятных обстоятельствах и сложности во взаимоотношениях с близким человеком любовь может стать для вас источником страданий.
50-95 баллов — проблема любви для вас важна, хотя и не стоит на первом плане. Реализм, терпимость, часто гордость руководят вашим поведением. Временами чувство может полностью завладеть вами, хотя вряд ли вы способны «потерять голову».
0-45 баллов — Вы руководствуетесь здравым смыслом. Прежде чем проявить чувство, десять раз все взвесите и обдумаете. Любовь кажется вам смешной детской забавой.
Тест «Удовлетворенность своей жизнью»
Тест разработан английским психологом В. Коулманом. Надо ответить на следующие вопросы.
1. Другие одеваются лучше, чем вы?
2. Вы хотите жить в другом доме?
3. Хотели бы ыы иметь другую работу?
4. Хотелось ли вам хоть раз выдать себя за кого-то другого?
5. Гордитесь ли ыы тем, что сделали в своей жизни?
6. Умеете ли ладить с партнером?
7. У вас всегда хорошие отношения с друзьями?
8. Находите ли ыы общий язык со своими родственниками?
9. Вы удовлетворены своей сексуальной жизнью?
10. Вам нравится ваша внешность?
11. Хорошо ли ыы спите?
12. Часто бываете разочарованы и озлоблены?
13. Нравится ли вам быть активным?
14. Вы легко расслабляетесь?
15. Думаете ли вы, что судьба была к вам несправедлива?
Подсчитайте очки: в вопросах 1-4, 12 и 15 за отрицательный ответ, а в вопросах 5-11, 13 и 14 за положительный ответ дается 1 очко.
9 очков и больше: вы счастливы и удовлетворены тем, что имеете.
4-8 очков: вы в основном довольны, хотя существует многое, что хотелось бы по возможности изменить.
3 очка и меньше: вы, несомненно, недовольны. Существует множество вещей, которые вы хотели бы изменить. Полное удовлетворение вызывают лишь некоторые аспекты вашего образа жизни.