Методики изучения эмоционально волевой готовности

Диагностика волевой готовности к школе
тест (подготовительная группа) на тему

Скачать:

Вложение Размер
diagnostika_volevoy_gotovnosti_k_shkole.docx 16.42 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика волевой готовности к школе

МЕТОДИКА «ДОМИК» (Н.И.ГУТКИНА)

Цель: диагностика умения ориентироваться на образец, точно скопировать его, развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсорно-моторной координации и тонкой моторики руки.

Материал: картинка, изображающая домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв

Ход работы : ребенку предлагается срисовать предложенную картинку.

Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картину, какую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладется образец). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то рисуешь , то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо проследить, чтобы у испытуемого не было резинки), а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе»

По ходу работы ребенка необходимо проследить зафиксировать следующее: 1. Какой рукой ребенок рисует. 2. Как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по пямяти.3. быстро или медленно проводит линии.4. отвлекаемость во время работы.5. Высказывания и вопросы во время рисования. 6. Сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом. Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, он может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

Обработка результатов: проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибки считаются:

а) отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла) (забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика);

б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (збалла за каждую увеличению деталь);

в) неправильно изображений элемент рисунка (2 балла). Неправильно могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причем, если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора (колечки дыма, штриховка на крыше), 2 балла начисляется не за каждую неправильно изображенную деталь, а за всю часть рисунка. Правая и левая часть забора оценивается отдельно. Если часть правой (левой) стороны забора (дыма, штриховки) скопировано верно, а часть неверно, то за этот элемент рисунка начисляется 1 балл.

Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку;

г) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основанием домика линии, а выше или ниже; смещение трубы к левому углу крыши, существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30 градусов отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответсвует основанию домика, а не превышает его;

д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления. 1 балл за каждое отклонение: стен домика, крыши, забора;

е) разрывы между линиями в тез местах, где они должны быть соединены (1балл за каждый разрыв). В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл становиться за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки;

ж) залезание линий за другую (1балл за каждое залезание). В том случае, когда линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл становится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

Хорошее выполнение рисунка оценивается «0». Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

МЕТОДИКА «ДА ИЛИ НЕТ» (Н.И.ГУТКИНА)

Цель: диагностика умения действовать по правилу

Ход работы : взрослый задает ребенку такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «да» и «нет». Но именно этого по условиям задания делать нельзя.

Инструкция испытуемому: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово «да» и слово «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя произносить? (Испытуемый повторяет слова). Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно? После этого, экспериментатор начинает задавать вопросы:

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты любишь, когда тебе читают сказки?

3. Ты любишь смотреть мультфильмы?

4. Ты хочешь остаться в детском саду еще на год?

5. Ты любишь гулять?

6. ты любишь играть?

7. Ты хочешь учиться?

8. Ты любишь болеть?

Обработка результатов: ошибками считаются только слова «да» и «нет». Слова «ага» и «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считаются ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вообще молчит и ограничивается утвердительным или отрицательным движением головы.

Задание выполнено на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки. Если допущена ошибка, то это средний уровень. Если допущено более одной ошибки, то считается, что испытуемый с заданием не справился.

МЕТОДИКА «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ» (Д.Б.ЭЛЬКОНИН)

Цель: диагностика умения действовать по речевой инструкции взрослого

Материал: тетрадный лист, на котором поставлены точки для начал узоров и карандаш

Ход работы: ребенку предлагается нарисовать узоры. Всего в задании три узора. Первый узор тренировочный, его можно показать на доске, если нужно помочь ребенку. Второй и третий рисунки выполняются ребенком самостоятельно под диктовку экспериментатора: помогать, исправлять ошибки нельзя!

Инструкция ребенку: «Сейчас мы поучимся рисовать красивые узоры. Я буду говорить, как проводить линии, а ты рисуй то, что я диктую.

Обработка результатов: оценивается уровень выполнения каждого из узоров, кроме тренировочного. Выполнение узора под диктовку и его самостоятельное продолжение оценивается порознь.

4 балла – безошибочное воспроизведение (неровность линий, неаккуратность не влияют на оценку)

3 балла – имеются одна-две ошибки

2 балла – больше двух ошибок

1 балл – ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков

0 баллов – правильных участков нет.

За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале.

Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну за выполнение диктанта, другую за самостоятельное продолжение узора. Они колеблются от 0 до 4. Итоговая оценка работы под диктовку выводится путем суммирования оценок за отдельные узоры. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8. Аналогично выводится итоговая оценка за самостоятельное продолжение узора. Затем обе итоговые оценки суммируются. Суммарный балл может колебаться в пределах от 0 до 16 баллов (если оба вида работы выполнялись без ошибок). На основании полученных данных делается вывод об умении ребенка слушать и точно выполнять инструкцию взрослого, правильно воспроизводить на бумаге заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого. Низкий уровень: от 0 до 4 баллов; средний уровень: от 5 до 10 баллов; высокий уровень: от 11 до 16 баллов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфические особенности проведения психологической диагностики у детей с различными нарушениями зренияю.

Готовность ребёнка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. .

в документе представлен наглядный материал в цвете для диагностики зрительной памяти, восптиятия, логического мышления, классификация.

Использование данных упражнений помогут педагогам и родителям в подготовке детей к обучению в школе. Упражнения направлены на развитие мышления, памяти, внимания, умения действовать согласно инструкци.

Уже с раннего возраста мамы учат детей читать, считать, решать и писать, но этого, явно, мало.При поступлении в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника.

Тема: «Возвращение Вовки из тридевятого царства»Цель: поддерживать мотивационную готовность дошкольников к обучению в школе.Задачи. ОО Познавательное развитие: показать важность и значимос.

Источник

Программа диагностики готовности к школьному обучению. Компонент психологической подготовки к школе — эмоционально-волевая готовность
рабочая программа на тему

Учиться в школе успешно ребенок будет если сможет управлять своим поведением, подчинять свои желания требованиям школы, и адекватно общаться со сверстниками и взрослыми.

В связи с этим в процессе наблюдения особое внимание уделяется изучению волевых проявлений в процессе деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
Компонент психологической подготовки к школе — эмоционально-волевая готовность 30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования

«Волгоградская Гуманитарная Академия профессиональной подготовки

специалистов социальной сферы»

Программа профессиональной переподготовки

«Организация предшкольной подготовки в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО»

Дисциплина: Актуальные проблемы по подготовке детей к школе

слушатель Аржанова Т.А.

к.п.н. Бологова О. Б.

г. Волгоград — 2016

программа диагностики готовности к школьному обучению

Компонент психологической подготовки к школе — эмоционально-волевая готовность

Особое значение в психологическом развитии старшего дошкольника и будущего первоклассника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих, развитие умения произвольно регулировать свою деятельность.

Ребенка ждет напряженный труд, он должен уметь делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа.

Рост самосознания прежде всего проявляется в самооценке: как ребёнок оценивает свои успехи и неудачи, ориентируется ли он на то, как оценивают его поведение другие. Этот факт является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению.

Учиться в школе успешно ребенок будет если сможет управлять своим поведением, подчинять свои желания требованиям школы, и адекватно общаться со сверстниками и взрослыми.

В связи с этим в процессе наблюдения особое внимание уделяется изучению волевых проявлений в процессе деятельности.

Волевые качества, которые должны быть сформированы у ребенка при поступлении в школу:

  • дисциплинированность (подчиняется ли общественным правилам поведения и деятельности; как реагирует на требования взрослого; насколько осознанно выполнение общественных правил поведения и деятельности);
  • самостоятельность: умеет ли действовать без посторонней помощи, не умеет;
  • настойчивость: умеет ли достигать цели, доводить дело до конца в ситуации не успеха, затруднений; как реагирует на препятствия в деятельности;
  • организованность: умеет ли рационально организовать свою деятельность, сосредоточенно выполнять ее;
  • инициативность: выполняет ли какую-либо деятельность по собственной инициативе; в каких видах деятельности это проявляется и каким образом.

Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им.

Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что, руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера.

Эмоционально-волевая готовность предполагает:

1. Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности);

2. развитие эмоциональной устойчивости;

3. сформированность небоязни трудностей;

4. умение ограничивать эмоциональные порывы;

5. умение систематически выполнять задания (произвольность).

6. особенности общения детей со сверстниками и взрослыми;

7. сформированность новой внутренней позиции;

8. особенности самоконтроля и произвольности у детей

Изучение произвольности и контроля у детей (Ю.А.Афонькина,

Цель : определение уровня умения сохранять цель в условиях затруднения успеха, проявлять настойчивость, целеустремленность, самостоятельность.

Материал : подобрать 7 разных открыток и 2 одинаковые (7 разных и 1

парную разрезать на 4 части по диагоналям).

Процедура исследования : проводится индивидуально и состоит из 4 серий.

1 серия. Взрослый на глазах у ребенка складывает 2 открытки, перемешивает их части и затем предлагает ребенку собрать одну из них.

2 серия. Ребенку дают перемешанные части других пяти открыток, показывают целую, предлагают собрать такую же. Образец не убирают, способ действия не показывают.

3 серия. Ребенку дают тот же материал, что и во второй серии, и предлагают собрать из частей одну открытку. Образец не дают, способ действия не показывают.

4 серия. Ребенку дают тот же материал, что и во второй серии, и просят

собрать из этих частей как можно больше открыток.

Во всех сериях в случае затруднения ребенку показывают решение.

Время выполнения задачи не ограничивается.

Обработка результатов : важно проследить, как испытуемый сохраняет цель в ситуации напряженного внимания, сосредоточенности. Деятельность детей анализируют с точки зрения наличия целенаправленности: насколько ребенок целеустремлен, прибегает ли и как часто к помощи взрослого, прекращает ли попытки выполнить задание при столкновении с

Изучение новой внутренней позиции (А.Л.Венгер, Д.Б.Эльконин)

Цель: Определить сформированность новой внутренней позиции.

Эксперимент проводится индивидуально с детьми 6-7 лет в форме беседы «Об отношении к школе и будущей учебе». Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает, хочет ли он пойти в школу. В зависимости от ответа задают первый вопрос:

1. Что тебе в школе нравится больше всего? Что для тебя самое интересное и привлекательное в школе?

Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать маленькие истории про тебя самого, но только не о том, что с тобой уже было, а что могло

бы случиться. А ты будешь мне говорить, чтобы ты сделал(а) или сказал(а), если бы такая история произошла с тобой».

2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ты у меня

маленький, тебе будет трудно ходить в школу. Не хочешь ли ты отложить

поступление в школу? Что ответишь маме?

3. Представь себе, что мама так и сделала, не стала тебя отправлять в

школу. Что бы ты стал делать в то время, когда другие ребята будут учиться в школе?

4. Представь себе, что ты вышел гулять и встретил мальчика. Ему тоже

6 лет, но он не ходит ни в детский сад, ни в первый класс. Он тебя спрашивает: «Что нужно делать, чтобы хорошо приготовиться к школе?» Что ты

5. Представь себе две школы — школа «А» и школа «Б». В школе «А» расписание уроков в первом классе такое: каждый день бывают уроки математики, письма, чтения, а рисование, музыка и физкультура бывают редко. В школе «В» наоборот ежедневно физкультура, музыка и рисование, уроки математики, письма и чтения по одному разу в неделю. В какой школе тебе хотелось бы учиться?

6. Представь, что тебе предложат учиться не в школе со всеми, а учительница будет приходить к тебе каждый день. Ты бы согласился заниматься дома?

7. В школе «А» от первоклассников строго требуют внимательно слушать учительницу и делать все так, как она велит: не разговаривать на уроках, поднимать руку если надо что-то сказать или выйти. А в школе «Б» не сделают замечание, если ты встанешь во время урока поговорить с соседом или выйдешь из класса без спроса. В какой школе ты хотел бы учиться?

8. Представь себе, что в какой-то день ты хорошо и старательно работал на всех уроках, и учительница сказала тебе: «Сегодня ты учился хорошо, даже замечательно, и я хочу наградить тебя за такое хорошее учение. Выбирай: дать тебе шоколадку, игрушку или поставить в журнале хорошую отметку?».

9. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить другую учительницу на это время или попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побывала у вас в классе учительницей». Как по-твоему будет лучше, чтобы пришла другая учительница или ее заменили мамы?

Обработка результатов : показателем новой внутренней позиции при

переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту являются:

— положительное отношение к поступлению в школу, пребыванию в

ней как к необходимому событию в жизни;

— особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;

— отказ от характерных для дошкольного детства ориентаций деятельности и поведения;

— признание авторитета учителя.

Каждый ответ ориентирован как школьный или дошкольный вариант.

Сформированность новой внутренней позиции определяют следующим

I. Общее отношение к поступлению в школу и учению:

1. Положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе.

2. Наличие школьно-учебных ориентаций в ситуации необязательного

посещения школы, отказ от предполагаемого отпуска или отсрочки.

II. Ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий:

1. Предпочтение занятий по математике, чтению занятиям по рисованию, труду и прочему времяпрепровождению вне школы.

2. Содержательное представление по подготовке к школе.

3. Отказ от школы, лишенной школьно-учебного содержания (школы, в

которой занятия по грамоте и счету заменены уроками художественно-

III. Ориентация на новые, собственно школьные формы организации

1. Предпочтение коллективных занятий индивидуальной форме обучения.

2. Предпочтение школы, в которой соблюдение правил школьной дисциплины является обязательным.

3. Предпочтение отметки другим видам поощрения (сладостям, игрушкам).

IV. Признание авторитета учителя.

Количественные результаты оформляют в таблицу:

Элемент внутренней позиции

1 2 1 2 3 1 2 3

Карта проявлений самостоятельности

Карта проявлений самостоятельности заполняется психологом или воспитателем на основе наблюдений, проведенных за ребенком. Если оказалось, что указанное качество ребенок не проявляет никогда , то в соответствующей графе ставится 0 баллов, иногда — 2 балла, часто — 4 балла.

Умеет найти себе дело

Имеет свою точку зрения

Не обращается за помощью к сверстникам

Не обращается за помощью к взрослому

Стремится все делать сам

Доводит начатое дело до конца

Без указания взрослого убирает посуду, игрушки,

Самостоятельно решает конфликты со сверстниками

Не заботится о том, чтобы всегда находиться в

согласии с большинством

Негативно относится к какой-либо помощи со

стороны взрослого или сверстников

Без напоминания выполняет порученные дела

Может играть один

Обработка и интерпретация результатов.

Подсчитав количество баллов, можно определить уровень развития самостоятельности у ребенка: низкий — 0-12 баллов; средний — 13-24 балла;

высокий — 25-48 баллов.

Существенным показателем уровня развития самостоятельности является наличие у ребенка потребности в ней, о которой можно судить по степени активности и инициативности, проявлению интереса к той или иной деятельности и желания заниматься ею, по достижению результата внешней или внутренней цели деятельности. Реализация потребности ребенка в самостоятельном выполнении деятельности во многом зависит от возможностей достижения результата, от владения ребенком необходимыми умениями, навыками, способами действия. Наличие необходимых возможностей придает ребенку уверенность в своих силах и стимулирует его активность и настойчивость в достижении цели деятельности, самостоятельность в выборе способов ее реализации. Таким образом, все развитие самостоятельности у ребенка тесно связано с такими психологическими его особенностями, как активность, инициативность, самоконтроль.

Карта проявлений инициативности

Данная карта заполняется на основе многократных специальных наблюдений за особенностями поведения ребенка в различных ситуациях.

При заполнении карты ставите в соответствующей клетке количество баллов: если ребенок указанную форму поведения не проявляет никогда , то он получает 0 баллов; редко — 1 балл; часто — 2 балла и всегда — 3 балла.

Берет на себя главные роли в играх

Выступает инициатором какой-либо

Перехватывает у сверстников инициативу в

Принимает участие во всех делах

Любит высказывать свою точку зрения

Стремится к лидерству

Любит находиться в центре внимания

Стремится быть первым во всем

Не боится взяться за незнакомое ему дело

Испытывает радость от внимания к нему со

стороны взрослого и сверстников

Не соглашается с мнением других, настаивает

Не любит занимать второстепенные роли

Говорит быстро, громко

Обработка и интерпретация данных.

Сложив сумму полученных ребенком баллов, можно считать развитие

у него инициативности достаточно высоким, если получилось в сумме от

23 до 44 баллов; средним — от 11 до 22 баллов; низким — от 0 до 10 баллов.

Тест для родителей или близких ребенка.

Цель: изучения уровня развития волевых привычек – стойких способов саморегуляции деятельности ( трудовой, учебной ) и общения, что является основой произвольной памяти, внимания, мыслительных навыков.

1. Достаточно ли сформированы у ребенка гигиеничные навыки (чистить зубы утром, мыть руки перед едой )?

а) делает всегда сам, без напоминания;

б) делает всегда, но иногда приходиться напоминать;

в) без специального напоминания не делает.

2. Помогает ли ребенок дома по хозяйству ( моет посуду, убирает постель, накрывает на стол ) ?

а) делает постоянно;

в) делает очень редко.

3. Есть ли у ребенка навыки самообслуживания (может сам себе приготовить бутерброд, одеться по погоде ) ?

а) в достаточной мере;

б) есть некоторые;

4. Умеет ли ребенок удерживать внимание ( 15 – 20 мин. ), когда находится один ( при рисовании, чтении вслух )?

а) очень часто умеет;

5. Умеет ли ребенок управлять своими желаниями?

а) умеет в достаточной мере;

6. Умеет ли ребенок вести себя за столом ?

а) как правило умеет;

б) умеет, но делает далеко не всегда;

7. Есть ли у ребенка более – менее стойкие интересы ?

а) есть и достаточно стойкие;

б) интересы есть, но все время меняются;

в) определенных интересов нет.

8. Умеет ли ребенок вести себя в обществе?

б) умеет, но иногда приходится напоминать;

9. Придерживается ли ребенок определенного режима дня?

а) как правило, да;

б) в общем придерживается, но иногда нарушает;

в) не придерживается.

10. Если ребенок задает вопрос, всегда ли он выслушивает ответы?

а) как правило с интересом выслушивает;

б) иногда при ответе отвлекается;

в) иногда спрашивает просто так, не требуя ответа.

Первый вариант ответа (а) в каждом вопросе оценивается 3 баллами, второй (б) – 2, третий (в) – 1 баллом. Потом находят сумму баллов, полученных во всех десяти вопросах.

Уровень сформированности волевых качеств определяется по таким критериям:

хороший – 26-22 баллов;

средний – 22-18 баллов;

низкий – 18 и ниже.

Методика «Графические фигуры» (1).

Цель: диагностика произвольности действий и поведения.

Материал: альбомный лист разделен по полам, в верхней половине рисунки по возрастающей степени сложности (рис. № 3).

Рисунки: елка, снеговик, солнце, робот (сочетание круга, прямоугольника, треугольника).

Ребенку надо повторить рисунки на второй половине листа.

В ходе выполнения задания в протоколе отмечается, может ли ребенок самостоятельно проанализировать образец, прежде чем начать работу, отмечает ли недостатки в работе и как на них реагирует, обращается ли за помощью, дополнительными объяснениями, стремиться ли закончить задание незавершенным, как реагирует на оценку взрослого.

О проявлении произвольности деятельности и поведения можно судить по умению понять (повторить) инструкцию и выполнить указания экспериментатора (повторить все элементы рисунков как можно точнее), а также по количеству отвлечений в ходе обследования.

Методика «Действия в 2, 3 и 4 хода» (1).

Цель: оценка произвольности действий и поведения.

Инструкция для действия в два хода: «Подойди, пожалуйста, к столу, возьми со стола льва и положи его на полку шкафа».

Инструкция для действия в три хода: «Подойди, пожалуйста, к окну, возьми с подоконника жирафа и принеси мне. А я тебе дам крокодила, которого ты должен будешь отнести на место жирафа».

Инструкция для действия в четыре хода: «Подойди, пожалуйста, к шкафу, возьми со шкафа бегемота и положи его на подоконник, а с подоконника возьми крокодила и положи его на стол. Затем возьми с полки льва и принеси его мне».

Инструкция может в случае невыполнения повторяться до 3 раз.

Оценка результатов та же, что и в методике «Графические фигуры».

Методика «Рисунок человека»

При исследовании психологической готовности к обучению рекомендуется проводить одну из этих методик (лучше «Нарисуй человека») стразу же после знакомства с ребенком и небольшой беседы. Это дает ребенку время и возможность привыкнуть к ситуации, раскрепоститься и довериться исследователю.

Цель: прогноз индивидуального стиля поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых и конфликтных ситуациях, выявление неосознаваемых аспектов личности.

Материалы: лист белой бумаги (формат А4), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый (некоторые авторы предлагают только простой карандаш), ластик.

Инструкция для КРС: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», т.к. этим искажается суть исследования.

Инструкция для методики «Рисунок человека»: «Нарисуй, пожалуйста, человека».

Если ребенок спрашивает, что ему нарисовать, взрослый должен просто повторить инструкцию.

Время: не более 20 минут.

После выполнения задания обычно задаются следующие вопросы:

Для методики «рисунок человека».

  • Кто здесь нарисован?
  • Как его зовут?
  • Сколько ему лет?
  • Он ходит в школу или в садик?
  • Ему навиться в школе? Что?
  • Он веселый?
  • У него есть друзья? С кем он дружит? И т.п.

Отвечая на эти вопросы, ребенок проецирует самого себя и свои отношения.

Показатели личностной сферы по методикам

Руки – ведущий показатель сферы общения. Редуцированные кисти рук или отсутствие кистей свидетельствует о сниженной практике общения. При этом потребность в общении не обязательно снижена. Она может быть высокой, но подавленной. В КРС рисование семьи с соединенными руками является индикатором психологического благополучия. Ребенок нарисовал руки у всех членов семьи, но «забыл» нарисовать их себе (или нарисовал непропорционально маленькими) – это может быть связанно с чувством бессилия, собственной незначительности в семье, с ощущением, что окружающие подавляют его активность, чрезмерно его контролируют.

Голова. Если в рисунке пропущены части лица (глаза, рот), это нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм. Уши обозначают открытость восприятия или настороженность к окружающему миру. Открытый рот признак агрессии или вербальной активности агрессивного характера. Рисование зубов и выделение рта часты у детей, склонных к вербальной агрессии. В КРС если ребенок так рисует не себя, а другого члена семьи, то это часто связано с чувством страха, воспринимаемой враждебностью этого человека к ребенку.

Поза – интровертная или экстравертная говорит о широте круга общения. Интровертная поза при хорошо прорисованных кистях рук может интерпретироваться как высокая избирательность в общении. Сочетание интровертной позы с отсутствием кистей рук дает основание предполагать аутизацию как снижение потребности в общении, влекущее бедность эмоциональных контактов. Экстравертная поза при отсутствии кистей рук интерпретируется как предельно широкое, но крайне формальное, поверхностное общение.

Резкая преувеличенность кистей при экстравертной позе – это, как правило, показательно очень напряженной, но неудовлетворенной потребности в общении.

Грубые искажения пропорций фигуры человека (резкая вытянутость, сплющенность, подчеркнутая геометричность, роботообразность) отчасти связаны со сферой общения и обычно указывают на шизоидный вариант развития ребенка. Некоторые авторы полагают, что эти признаки в рисунке человека отражают отклонения в схеме собственного тела.

Тревожность хорошо прочитывается в рисунке человека. На нее указывают подчеркнуто прорисованные, преувеличенные глаза (особенно зачерненные). Тенденция к штриховке (особенно – к размашистой) здесь, также свидетельствует о тревожности. Самоисправления (особенно частые, бессмысленные: когда они не ведут к улучшению результата) – показатель тревоги не только в рисуночных пробах, но и практически во всех поведенческих проявлениях. «Тревожная линия» — длинная линия, состоящая из отдельных мелких штрихов, когда ребенок как бы боится ее провести всю сразу. К показателям тревоги относиться линия с сильным нажимом и преувеличенное внимание к деталям.

Наличие украшений, необязательных деталей (сорочки, цветочки на платье, перья на шляпке, цепочки, бантики и пр.) При выраженной демонстративности дети изображают «демонстративных персонажей» (клоунов, принцесс, бандитов, фей).

Дополнительные показатели по изображению человека.

Девочки больше чем мальчики уделяют внимание рисованию лица, это указывает на хорошую половую идентификацию девочки. Пухлые губы у девочки, также, — признак половой идентификации. Если мальчик хорошо прорисовывает лицо, то это может указывать на озабоченность своей физической красотой, стремлением компенсировать свои физические недостатки, формированием стереотипов женского поведения.

Длинная шея может означать любопытство.

При высокой технике рисования (и только в этом случае) высокодиагностично отсутствие или редуцированность в рисунке человека каких-либо первостепенных деталей. Так, например, отсутствие или чрезвычайно примитивное изображение ног может указывать на низкую бытовую, житейскую ориентацию ребенка, на возможность ухода от реальной деятельности в сферу воображения.

Дополнительными диагностическими показателями могут служить размеры фигуры и ее расположение на листе . Так, очень маленькая фигурка (особенно – загнанная в угол) рассматривается как признак снижения настроения, депрессивных тенденций. Иногда маленькую фигурку рисует ребенок с конфликтной самооценкой, надеясь, что на мельком изображении несовершенства техники рисунка не так заметны. Резкое увеличение фигуры может говорить о тревоге, если оно сочетается с другими показателями тревоги.

Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое

пособие. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. — 88 с.

Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. « Диагностика и формирование психологической готовности. детей к обучению в школе»

Источник

Читайте также:  Может ли девушка чувствовать нравится она парню или нет
Оцените статью