Методики исследующие мотивационные эмоциональные поведенческие сферы это тесты

Диагностика мотивационной сферы личности

В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Теоретическая определенность и однозначность взглядов на явления мотивации еще далеки от своего завершения. Это, в частности, отражается и на многозначности определений основных понятий этой области психологии, таких, как потребность, мотив, мотивация.

Потребность состояние индивида, создаваемое испытываемой нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Классификация потребностей, необходимость их диагностики.

Трудно назвать общепринятую классификацию мотивов личности. Тем не менее, на уровне наиболее глобальных потребностей, значимых в детском возрасте, имеется больше согласия, чем в классификации мотивов, актуальных уже для подросткового возраста. И это не случайно, так как мотивационная сфера личности развивается по пути дифференциации.

Итак, глобальные потребности, свойственные человеку буквально с первых лет жизни:

Первичные природные, организмические потребности:

Витальные потребности жизнеобеспечения.

Потребности органического удовольствия (эрогенные, прасексуальные потребности, которые в детском возрасте частично удовлетворяются ощущениями вкусового, осязательного и иного сенсорного удовольствия).

Потребности движения и новизны (в двигательных играх, физической разрядке, впечатлениях).

Первичные социальные, индивидные потребности:

Потребность в общении и любви окружающих (в контакте и приятии со стороны родителей и других людей).

Потребность самоутверждения и достижения (состязательные мотивы роста личных успехов и возможностей).

Потребности познания и когнитивного консонанса (в построении связной и непротиворечивой картины мира).

Высшие личностные, вторичные потребности развиваются у детей уже, как правило, в подростковом и юношеском возрасте в благоприятных обстоятельствах — на базе удовлетворенных природных и социальных потребностей (но не развиваются в случае их хронической фрустрации и подавления — такова позиция по этому сложному вопросу сторонников гуманистической психологии):

Потребность в сострадательной любви (это альтруистический эквивалент природной эгоистической потребности в любви окружающих, необходимый базис психической зрелости взрослого человека как родителя и воспитателя собственных детей).

Потребность в продуктивной самореализации (в создании прагматически или эстетически ценных продуктов собственной созидательной и творческой активности).

Потребность смысла жизни (в построении стройной системы из знаний и верований и в реализации моральных ценностей в собственной жизни).

Внутренний дискомфорт от ощущения неудовлетворенности плюс определенный ситуационный стимул могут вызывать психическое состояние, которое характеризуется актуализацией определенной потребности. Потребность ищет своего удовлетворения в определенном предмете (А.Н. Леонтьев, 1971). Когда она находит этот предмет, то в опыте образуется устойчивая связка «потребность–предмет», которая и становится движущим мотивом поведения. Например, в период младенчества едва ли не большая часть потребностей ребенка опредмечивается в образе матери. Но в принципе одна и та же потребность может сформировать у людей разные мотивы поведения. Например, случаи формирования психических нарушений, связанных с неадекватной сексуальной ориентацией (гомосексуализм, нарциссизм, сексуальный фетишизм и т.п.) = примеры образования неадекватных связок «потребность–предмет». В этом случае первичная потребность сексуального удовольствия находит удовлетворение в природно и социально неадекватном объекте и способе своего удовлетворения.

Природная незапрограммированность связок «потребность–предмет» у человека (по сравнению с животными, у которых эти связки, как правило, закреплены инстинктивно) создает для него не только преимущества гибкой адаптации, но и риск драматических ошибок псевдоадаптации.

Мотивация побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Мотив побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности; материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются. (Психология: Словарь/Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.-М.,1990.-С.219).

В отечественной психологии мотив понимается как осознанная потребность (А. Г. Ковалев, 1965), как предмет потребности (А. Н. Леонтьев, 1975) и отождествляется с потребностью (П. С. Симонов, 1981).

В содержании мотива можно выделить как специфическое, индивидуально-неповторимое, определяемое конкретной ситуацией, так и устойчивое, для которого данный конкретный предмет или явление не более чем одна из возможных форм воплощения. Такое устойчивое предметное содержание характеризует уже не столько сам предмет потребности, сколько личность, испытывающую эту потребность.

Мотивация не только определяет (детерминирует) деятельность человека, но и буквально пронизывает большинство сфер его психической деятельности. X. Хекхаузен (1986) различал мотив и мотивацию следующим образом. Понятие «мотив» включает, по его мнению, такие понятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т. д. Мотив задается целевым состоянием отношения «индивид среда». Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные отношения человека к окружающей среде. Люди различаются по индивидуальным проявлениям характера и силе тех или иных мотивов. Поведение человека в определенный момент мотивируется не любыми или всеми возможными мотивами, а тем из самых высоких мотивов, который при данных условиях больше всех связан с возможностью достижения цели (действенный мотив). Мотив остается действенным, т.е. участвует в мотивации поведения до тех пор, пока не будет достигнута цель либо изменившиеся условия не сделают другой мотив более насущным для данного человека.

Читайте также:  Как развивать чувство веры

В отличие от мотива X. Хекхаузен определяет мотивацию как побуждение к действию определенным мотивом. Мотивация понимается как процесс выбора между различными возможными действиями, как процесс, регулирующий и направляющий действие на достижение специфических для данного мотива состояний и поддерживающий эту направленность. О деятельности говорят, что она мотивирована тогда, когда она направлена на достижение цели конкретного мотива. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности человека, его интересы и стремления.

Мотивационная сфера личности – это сложная система разнохарактерных мотивов (установок, потребностей, интересов), отражающих различные стороны деятельности человека и его социальные роли.

Направленность личности – это устойчивое доминирование какого-либо влечения, интереса, определяющее вектор поведения; это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.

Стилевые черты формируются не сами по себе, а в тесном взаимодействии с мотивационными чертами. Хроническая неудовлетворенность (фрустрация) определенной потребности приводит к тому, что формируются черты характера, обслуживающие эту потребность.

Мотивационные черты — это психические свойства индивида, определяющие скорее выбор направленности, чем способа деятельности. При микроанализе деятельности (в широкой временной перспективе, как, например, при проектировании карьеры) некоторые более узкие, локальные мотивационные черты могут восприниматься наблюдателем как стилевые. Так что отличие мотивационных черт от стилевых следует считать относительным. Иногда в силу наличия круговой причинности во взаимосвязи психических явлений и свойств мотивационные черты связываются со способностями в единый комплекс. Так происходит, например, при развитии склонностей.

При диагностике мотивации пытаются экспериментально активизировать типы мотиваций, при этом валидность методики складывается из валидности диагностической ситуации и адекватности оценочных шкал предмету диагностики. Отсюда прямые методы диагностики (анкеты, опросники), не создающие актуальную ситуацию, имеют низкую валидность даже при правильном содержании.

Диагностика определенного мотива однозначно не обуславливает диагностику соответствующего ему вида мотивации. Необходимо учитывать вклад детерминант конкретной ситуации. Таким образом, интенсивность актуальной мотивации складывается из интенсивности латентного мотива и интенсивности ситуационных детерминант мотивации. Эта особенность используется в экспериментальных и диа­гностических процедурах, когда через разные типы инструкций пытаются актуализировать разные типы и уровни мотивации в экспериментальной ситуации.

Методики диагностики мотивационной сферы личности

В психодиагностике мотивации выделяют три основные группы методов: прямые методы, личностные опросники и проективные методы.

Прямые методы – используются для выяснения кажущихся мотивов, стереотипов, социально желательных ценностных ориентаций, чем о реально действующих мотивах поведения и деятельности: — анкеты (перечень мотивов, которые нужно дифференцировать), интервью, прямой опрос.

Пример: методика «Ценностные ориентации» М.Рокича. Состоит из двух списков ценностей по 18 в каждом. Испытуемый ранжирует ценности по значимости. Анализируется иерархия терминальных и инструментальных ценностей (терминальные ценности – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит, чтобы к ней стремиться; инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойств личности являются предпочтительными в любой ситуации).

2. Личностные опросники. В опросниках предлагаются утверждения, касающиеся некоторых поведенческих характеристик, которые прямо не соответствуют мотивам, но эмпирически связаны с ними. Основная проблема измерения мотивации с помощью опросников связана со снижением объективности ответов из-за действия фактора социальной желательности или защитной мотивации.

Наиболее используемые из них:

Методика А.Эдвардса, основанная на перечне потребностей Г.Мюррея. Тест содержит 15 шкал, которые составлены из индикаторов потребностей в виде 210 пар утверждений. Испытуемый должен выбрать один ответ из каждой пары. Итоговый индекс потребности выражает ее силу относительно других потребностей из списка.

Опросник мотивации достижения А.Меграбяна, 1960: 2 шкалы – стремление к успеху и избегание неудач.

Тест анализа мотивации (Р.Кеттелл, Д.Чайлд, 1975): в 4 субтестах, состоящих из 208 пунктов, выявляются основные тенденции личности (Эрги: направленность на партнера, уверенность в себе, самолюбование, неуживчивость и т.д.) и куртурально сформированные тенденции (чувства: совесть, отношение к себе и окружающим, родителям, карьере и пр.).

Методика «Направленность личности» В.Смекайла и М.Кучера: 30 вопросов, позволяет выявить три типа направленности: на себя, на взаимоотношения и на задание.

Проективные методики. Проективные методы построены на анализе продуктов воображения и фантазии. Они основаны на исследованиях влия­ния мотивации на воображение и перцепцию. Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов.

ТАТ (тематической апперцепции тест) – проективная методика исследования личности (Х.Морган, Г.Мюррей, 1935). Стимульный материал – 30 черно-белых картин и одна пустая рамка для задания на фантазию, на картинах изображены неопределенные неоднозначные ситуации, при этом имеющие некий общий смысл. В 2 этапа по 10 картин предъявляются испытуемому в определенной последовательности с интервалом между сериями. Испытуемый должен придумать небольшой рассказ о том: 1) что привело к ситуации на картине, 2) что там происходит, 3) о чем думают и что чувствуют герои, 4) чем ситуация закончится (рассказ записывается дословно, с использованием техники).

Читайте также:  Кольцо настроения своими руками

Фиксируется время с момента предъявления до начала рассказа и общее время рассказа по каждой картине. В заключительном опросе уточняются детали, оговорки и ошибки восприятия.

нахождение героя, с которым обследуемый идентифицирует себя;

определение потребностей героя;

давление среды на героя;

сравнение сил героя и давления внешней среды, определяет основную тему.

Тема раскрывает: что тестируемый реально делает, к чему стремится, что не осознает, вытесняя в фантазии, что испытывает в настоящее время, что думает о своем будущем.

Перечень основных потребностей по Г.Мюррею:1) унижение, 2) достижение, 3) аффилиации, 4) агрессии, 5) независимости, 6) противодействия, 7) уважения, 8) защиты, 9) доминирования, 10) привлечения к себе внимания, 11) избегания вреда, 12) избегания неудач, 13) покровительства, 14) порядка, 15) игры, 16) неприятия, 17) осмысления, 18) сексуальных отношений, 19) зависимости, 20) понимания.

Дополнительные потребности: 21) приобретения, 22) избегания обвинений, 23) признания, 24) созидания, 25) разъяснения, 26) признания, 27) бережливости и накопления.

ТАТ имеет массу модификаций: тест детской апперцепции Е.Т.Соколовой, тест «Четыре картины», тест тематической апперцепции Хекхаузена и др.

Тест юмористических фраз (ТЮФ) А. Г. Шмелева и В. С. Болдыревой (1982 г.). Последний вариант методики состоит из 43 фраз, напечатанных на карточках 9х5 см., и одной пустой карточки того же формата, которые необходимо разложить по 9 темам: «агрессия (самозащита)», «взаимоотношения полов», «пагубные пристрастия (пьянство)», «деньги», «мода», «карьера», «семейные неурядицы», «человеческая глупость», «бездарность в искусстве».

Достоинства и недостатки методик диагностики мотивационной сферы личности представлены в таблице 5.

Источник

Психодиагностические методики, применяемые для исследования мотивационной сферы личности.

Лекция 6. Психодиагностика мотивации.

План

1. Понятие про мотивы и мотивацию в отечественной и зарубежной психологии

2. Психодиагностические методики, применяемые для исследования мотивационной сферы личности.

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и явля­ется одним из основных понятий, которое используется для объясне­ния движущих сил поведения, деятельности. В отечественных работах мотив понимается и как осознанная потребность (Ковалев А. Г., 1965), и как предмет потребности (Леонтьев А. Н., 1975) и отождествляется с потребностью (Симонов П. В., 1981).

Мотив и мотивация. Мотивы с обобщением, относительно устойчивым предметным содержанием, мы называем «обобщенными мотивами» в отличие от «конкретных мотивов», предметное содержание которых узкоспецифично. «Обобщенные мотивы» выступают в роли устойчивых атрибутов личности, однако они являются динамическими образованиями, которые при взаимодействии с ситуационными детерминантами актуализируются, т. е. переходят из латентного состояния в актуальное, реально действующее.

Отличие мотива от мотивации со стороны динамически энергетических характеристик заключается в том, что интенсивность актуальной мотивации складывается из интенсивности латент­ного мотива и интенсивности ситуационных детерминант мотивации.

Мотивы и потребности. Потребности конкретизируются в мо­тивах и реализуются через них. Как потребности, так и мотивы имеют свою качественную специфику, и их нельзя отождествлять. Одна и та же потребность может реализовываться через разные мотивы, а один и тот же мотив может реализовывать разные потребности.

Диагностика мотивов и потребностей не тождественна, хотя тес­но взаимосвязана. Психодиагностика мотивов необходима для диаг­ностики потребностей, но она недостаточна.

Каждому мотиву соответствует свой «мотивационный вес», ха­рактеризующий степень вклада, который данный мотив вносит в реа­лизацию той или иной потребности. С другой стороны, мотивы, свя­занные с определенной потребностью, — это не просто сумма моти­вов, а иерархическая система, в которой имеются определенные уров­ни доминирования мотивов.

Индикаторы мотивации. Анализ литературы позволяет назвать ряд индикаторов, с помощью которых выносятся суждения о качественных или количественных характеристиках мотивации:

1. Прямая оценка представлений человека о причинах или особенностях поведения, интересах и т. д. (когнитивная репрезентация).

2. Искажение объекта перцепции под влиянием мотивационных тенденций.

3. Повышенная апперцептивная восприимчивость к объекту актуальной мотивации (сенситивизация, принцип резонанса).

4. Влияние мотивов на когнитивные оценки и тем самым на структурирование, классификацию и организацию определенного стимульного материала.

5. Выявление зоны целей, соответствующих мотиву.

6. Валентность объекта (через выявление системы побудительных ценностей, соответствующих мотивам).

7. Проявление мотивов в воображении и фантазии (тест тематической апперцепциии др.).

8. Избирательностьвниманияк аспектам ситуации, соответствующим мотивам.

9. Эффект Зейгарник (через оценку характера навязчиво повторяющихся (персеверирующих) нереализованных действий, намерений можно косвенно судить о лежащих в их основе мотивах).

10. Настойчивость при столкновении с преградой (величина усилий, которые Проявляет человек для преодоления преграды, может характеризовать силу мотивационной тенденции, детерминирующей его действия).

11. Выявление совокупности внутренних или внешних преград, релевантных (соответствующих) мотивам.

12. Время принятия решения при мотивационном конфликте выбора альтернатив (приближение-приближение, избегание-избегание).

13. Временные параметры:

а) количество времени, которое человек реально посвящает определенной активности (реальное распределение времени);

б) количество времени, которое человек желалбы посвятить определенной активности (желаемое распределение времени);

в) количество времени, которое человек тратитна обсуждение, разговоры и т. п. по темам, релевантным актуальной мотивации.

14. Свободный выбор активности в лабораторной ситуации.

15. Оценка эффективности выполнения деятельности (при прочих равных условиях в определенных пределах более сильной мотивационной тенденции соответ­ствует больший уровень эффективности соответствующей деятельности, поведения).

16. Экспериментальное создание мотивационного конфликта между разными мотивационными тенденциями.

17. Выявление личностного смысла различных характеристик поведения, дея­тельности, ситуации и т. д.

Читайте также:  Чувствую свое тело тяжелым

18. Типичные защитные механизмы, которые могут быть связаны с мотивами, потребностями (мотивационные тенденции, реализация которых блокирована вне­шними или внутренними преградами, проявляются в защитной мотивации).

19. Свободные ассоциации (детерминация характера и количества ассоциаций актуальной мотивационной тенденцией).

20. Выявление тактик каузальной атрибуции, релевантных определенным моти­вам (мотивам могут соответствовать типичные тактики приписывания (атрибуции) причин, кото­рые организуются в определенные атрибутивные стили).

21. Наблюдение за поведением других:

а) в смоделированной ситуации,

б) в естественной обстановке.

22. Наблюдение за своим поведением.

23. Динамика поведения отдельногочеловека в течение длительного периода(монографический метод).

24. Формирование и трансформация мотивов в эксперименте.

26. Характер и интенсивность эмоциональных реакций, детерминированных актуальной мотивацией.

Как и в случае диагностики других психологических показа­телей, при диагностике потребностно-мотивационной сферы можно остановиться на определен­ном уровне диагностических средств.

1) интервью, анкетами с прямыми вопросами типа: «Почему Вы сделали так-то и так-то?», «Ради чего Вы поступили подоб­ным образом?» и т.п. Можно также применить перечни потреб­ностей, мотивов, интересов, ценностей, из которых обследуе­мый должен сделать выбор более или менее соответствующих его потребностям, мотивам, интересам, ценностным ориентациям. Подобные методы позволяют в основном судить лишь о «кажущихся мотивах», причинных стереотипах, ценностных ориентациях.

2) личностными опросниками, позволяющими реконструи­ровать потребности и мотивы обследуемого по данным самооценок поведения (Q-данные), которые напрямую не соотно­сятся с потребностно-мотивационными тенденциями, но эмпирически с ними связаны. Как и в случае анкетирования и интервью, возникают проблемы с фактором социальной желальности и защитной мотивации;

3) экспертными оценками на основе перечисленных выше индикаторов потребностно-мотивационных тенденций или опросников (L-данные);

4) проективными тестами и репертуарными методиками которые основаны на принципе психологической проекции, (Т-данные).

Полная диагностика требует, как известно, привлечения тpeх типов данных: Q- (самооценочные анкеты), Т- (объективные тесты) и L-данные (например, экспертные оценки).

Опросники мотивов — это подгруппа личностных опросни­ков, ориентированных на диагностику потребностно-мотивационной сферы личности, позволяющих определить, на что на­правлена активность индивида. В таких опросниках мотивы рас­сматриваются как причины выбора направленности поведения.

Психодиагностические методики, применяемые для исследования мотивационной сферы личности.

Прямые методы психодиагностики мотивационной сферы лич­ности. По этим методам можно судить скорее о «кажущихся мотивах», причинных стереотипах, ценностных ориентациях, чем о реально действующих мотивах деятельности.

Самый простой вариант такой методики — прямо спросить у че­ловека, «почему» или «ради чего» нечто им делается или делалось в прошлом. Также могут быть использованы интервью, анкеты, когда человеку предлагается для выбора или оценки определенный пере­чень мотивов, потребностей, интересов и т. д. Ответы на анке­ты подвержены сознательной или неосознанной фальсификации. Че­ловек часто стремится к социально одобряемым ответам, т. е. на его ответы сильно влияет фактор социальной желательности.

«Список личностных предпочтений» А. Эдвардса (EPPS) (Edwards A., 1954) является опросником, который измеряет силу по­требностей по классификации Г. Мюррея. (Murray H., 1938). К непосредственным потребностям Г. Мюррей относил потребности в достижении, уважении, порядке, проявлении себя, автономии, содействии, внутреннем анализе, помощи, лидерстве, унижении, заботе, изменении, терпении, индивиде другого пола, агрессии.

Для каждой из 15 шкал были выделены индикаторы потреб­ностей, которые формулируются в виде утверждений (всего 210 пар утверждений). Опросник построен на основе вынужденного выбора одного из пары утверждений. Итоговый индекс потреб­ности выражает не абсолютную силу потребности, а силу этой потребности относительно других потребностей из перечня.

«Форма по изучению личности» Д. Джексона (PRF) — это методика для измерения мотивационной сферы, также построенная на тео­рии мотивации Мюррея. Опросник Джексона измеряет 20 мотиваионных переменных, из которых 12 аналогичны потребностям из опросника EPPS (Д. Джексон). Добавленные свойства (потребности) обозначены как осмотрительность, импульсивность, игра, социальное одобрение, понимание, когнитивная структура, защищенность.

«Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувстви­тельности к отвержению» А. Мехрабиана измеряет два обобщен­ных мотива: стремление к принятию (у автора — аффилятивная тен­денция) и страх отвержения (у автора — чувствительность к отверже­нию). Опросник состоит из двух шкал. Первая шкала содержит 26 пунктов, вторая — 24 пункта. Шкалы оценивают, по мнению автора, в первом случае общие ожидания индивида о по­зитивном исходе при установлении межличностного контакта, а во втором случае соответственно негативные ожидания.

Опросник, для измерения результирующей тенденции мотивации достижения А. Мехрабиана (RAM) имеет две формы: для мужчин и для женщин. Опросник построен на основе тео­рии мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе пунктов те­ста учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стрем­ления к успеху (Мs) и мотивом избегания неудачи (МAF) в поведении, детерминированном мотивацией достижения. Рассматривались осо­бенности уровня притязаний, эмоциональной реакции на успех и не­удачу, различия в ориентации на будущее, фактор зависимости-неза­висимости в межличностных отношениях и др.

Методика А. Мехрабиана измеряет результирующую тенденцию мотивации достижения, т. е. разницу (MS-MAF), так как пункты построены на основе сравнительных утверждений. Поэтому ответ на пунк показывает, преобладает ли MS над МAF или наоборот. Высокие пока затели по этому тесту указывают на тенденцию стремления к успех (МS>МAF), а низкие показатели — на тенденцию избегания неудач (МS

Источник

Оцените статью