Методики исследования чувства юмора

Психологические исследования юмора

Психологические исследования юмора

Всякое знание ведет дальше и дальше вглубь тайны.

Предыстория

В отечественной психологии до недавнего времени тема юмора практически не затрагивалась: не было ни теоретических, ни экспериментальных исследований.

О таком важном социально-психологическом явлении, как юмор, нет ни слова в самых авторитетных отечественных изданиях, посвященных:

социальной психологии [1; 7; 8; 11; 12; 16; 18];

психологии общения [2; 5; 6; 10; 15];

психологии межличностного взаимодействия [9];

психологии эмоций [4].

Отсутствие интереса академической психологии к юмору повлекло за собой тот факт, что юмор не рассматривается и в ряде сравнительно недавно вышедших «толстых» психологических словарей (см., к примеру, [3]) и психологических энциклопедий ([17] и др.).

В зарубежной психологической науке картина примерно та же: юмор даже не упоминается в объемных трудах западных авторов:

по социальной психологии [23; 24; 25; 40; 45; 40];

по психологии общения [50];

по психологии эмоций [38].

Можно указать две причины, по которым тема юмора оказалась Золушкой в психологии, прежде всего в отечественной. Ассоциируя юмор с весельем, многие психологи, по-видимому, расценивали его как слишком незначительное для обстоятельного исследования явление [26]. Но люди тратят время на юмор и получают положительные эмоции, и уже поэтому он достоин внимания ученых. Тем более есть пр е д по л оже ние, что в ходе эволюции человека юмор и сопутствующий ему смех играли важную роль в формировании и сохранении социальных групп [34; 47].

Вторая вероятная причина игнорирования юмора учеными-психологами кроется в разнообразии юмористических стимулов, отсутствии единого, всеми признанного определения понятия «юмор», трудностях при изучении этого явления в реальных ситуациях [28].

Некоторые результаты исследований

В последние годы зарубежные психологи получили множество интересных данных, позволяющих изучить психологию юмора. В практическом плане особенно интересны разговорные формы юмора: шутки, остроты, спонтанный юмор. Однако большинство исследований юмора в психологическом аспекте были сосредоточены в основном на шутках и мультфильмах, являющихся, по сути, визуальными шутками, и не затрагивали других форм юмора [43]. В значительной степени это объясняется тем, что воздействие шуток и мультфильмов легко изучать в лаборатории. Было проведено много подобных исследований, в которых испытуемым демонстрировали шутки и мультфильмы различных типов и просили оценить, насколько они смешные.

Этот метод позволил психологам получить сведения, которые полезны для изучения функций юмора, но не обладают особой ценностью в практическом плане, поскольку юмор в лабораторных условиях оторван от живого общения. Исследовать спонтанный юмор, имеющий место в реальных условиях общения, намного труднее.

Тем не менее полученные результаты показали, что изучение любых форм юмора имеет высокую практическую значимость. Была предложена модель, описывающая психологические функции положительной эмоции – радости [30; 31]. В отличие от отрицательных эмоций, положительные эмоции расширяют фокус внимания и позволяют человеку творчески разрешать возникающие проблемы, находить оптимальные варианты поведения – особенно в преодолении жизненных невзгод. При этом положительные эмоции служат адаптационным механизмом укрепления здоровья. Эти выводы подтверждаются дальнейшими исследованиями [32; 33].

Юмор является способом передачи информации «между строк», с подтекстом, и скрытого воздействия на слушателей [44]. Это удобная форма для того, чтобы сообщать информацию непрямо, посредством намеков. Поскольку юмор предполагает игру с несоответствиями и одновременно передает различные смыслы, он особенно полезен в ситуациях, где серьезный, прямой способ обсуждения может усилить имеющиеся противоречия.

Юмористические высказывания, в силу своей многозначности, являются наиболее подходящим средством общения в ситуациях, чреватых конфликтом. Спорящие люди, серьезно обсуждая различия во мнениях, могут непроизвольно ужесточать свои позиции и тем самым отрезать пути к компромиссу. Напротив, беззлобное подшучивание собеседников друг над другом способствует (благодаря упомянутому выше расширению фокуса внимания) взаимопониманию и укреплению намерения принять позиции друг друга. Шуточный комментарий одного из спорящих может ослабить конфликт, не умаляя достоинства каждого из них. То есть юмор является средством предотвращения конфликтов и примирения сторон.

Люди, находящиеся в близких отношениях, могут в юмористическом ключе обсудить деликатную тему, по которой они совершенно не согласны друг с другом. Юмористический способ позволит им признать наличие разногласий, не драматизируя ситуацию. Приятное чувство радости, вызванное восприятием игрового несоответствия, а также смех способствуют примирению и получению удовольствия от близких отношений, несмотря на различия в точках зрения.

Юмор удобен и для щадящей, деликатной критики. Например, именно юмор более всего подходит для дружеской пикировки [39].

Читайте также:  Таком платье невеста чувствует себя как

Во всех ситуациях юмор дает возможность при необходимости отыграть назад, сказав: «Я пошутил».

Насмешки как агрессивная форма юмора нередко используются для принуждения людей к тем или иным действиям.

Так, они служат средством навязывания и поддержания групповых норм, вытеснения нежелательных лиц из группы, укрепления власти лидера и углубления статусных различий, регулирования поведения членов группы. Насмешки могут использоваться и при убеждении одним человеком другого.

Известно, что совместная успешная деятельность дает сплачивающий эффект. Таким же эффектом обладает и общий смех, вызванный рассказанной смешной историей.

Юмор играет особую роль в процессе обучения, это очень важный прием в арсенале преподавателей, учителей. Если в ходе объяснения используется юмористический сюжет, соответствующий учебной ситуации, это улучшает имидж преподавателя, способствует усвоению и запоминанию материала. Впрочем, на занятиях, по понятным причинам, юмор нужно использовать весьма дозированно, привязывая соответствующий всплеск познавательной активности к стержневым положениям изучаемой темы, которые учащиеся должны лучше понять и запомнить.

Когда цель недостижима

Как уже было сказано, расширение фокуса внимания оппонентов при юмористической подаче информации способствует нахождению решений, устраивающих обе стороны. Умение убеждать с помощью юмора помогает добиться оптимального результата даже в том случае, когда позиции сторон кардинально расходятся.

Единственная возможность оппонентов защитить свои главные интересы, когда позиции сторон несовместимы, – достичь компромисса. При компромиссе стороны отступают от части своих требований в обмен на уступки другой стороны.

Если компромиссное соглашение заключено без соблюдения «золотого правила» компромисса, то оно весьма ненадежно, поскольку потери, понесенные каждой стороной, подталкивают их к нарушению договоренности.

Чтобы компромиссное соглашение соблюдалось обеими сторонами, необходимо чем-то компенсировать потери каждой из них. Сделать это можно только путем расширения обсуждаемого круга интересов сторон. При этом каждой из них необходимо найти возможности удовлетворить дополнительные потребности партнера без особых потерь для себя. Иначе говоря, здесь следует руководствоваться «золотым правилом» компромисса, или «правилом пирога»:

«Прежде чем делить пирог – увеличьте его».

Для иллюстрации приведем пример, касающийся многих из нас.

Государство, пытаясь увеличить налоговые поступления, идет на повышение ставок налогов. Однако результат

нередко бывает прямо противоположным желаемому: объем поступлений сокращается. Считая повышение налогов несправедливым или неподъемным, многие находят всевозможные лазейки для сокращения платы или вовсе покидают ряды налогоплательщиков (сворачивают дело или уходят в теневую экономику). Таким образом, повышение ставок дает результат, противоположный ожидаемому.

Эту проблему более эффективно решают обратным способом – уменьшают ставки налогов. В результате гражданам становится выгодно проявлять экономическую активность: налоги необременительны. Количество плательщиков резко возрастает, в итоге суммарные поступления в казну увеличиваются. Выгодно и государству, и плательщикам.

Это прекрасный пример разумного компромисса. «Правило пирога», примененное здесь, наглядно можно изобразить так:

Здесь площади кругов означают всю получаемую прибыль, затушеванная часть – изымаемую в виде налогов. «Жесткий» вариант соответствует увеличению ставки налогов, «либеральный» – уменьшению ставки. Объем поступлений (площадь сегмента) во втором случае больше, чем в первом, хотя с каждого плательщика берут значительно меньше.

Взаимовыгодный компромисс достижим только в том случае, когда каждая сторона убедит другую в полезности для нее определенного решения проблемы. Иначе нет гарантий, что на компромиссное соглашение пойдут, а если пойдут – что будут его соблюдать.

Суммируя сказанное, приходим к выводу, что и для достижения взаимовыгодного компромисса необходимо умение убеждать. Юмор при этом еще более важен, поскольку компромиссом довольствуются только в самых сложных случаях.

Определение юмора

Мы определяем юмор как специфическую игру, включающую четыре компонента:

когнитивный (познавательный), выражающийся в несерьезном несоответствии смыслов забавных высказываний или действий людей;

эмоциональный, проявляющийся в эмоции радости;

поведенческий, реализуемый в форме смеха;

исполнительский, реализуемый с помощью эффекта внезапности, неожиданной развязки. Чем она неожиданнее, тем сильнее проявляются все компоненты юмора: несерьезное несоответствие, радость, смех и внезапность.

Неслучайно успешные юмористы исполняют свои номера с самым серьезным выражением лица.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

2. Чувство юмора

2. Чувство юмора Говорят, что джентльмен никогда не должен говорить женщине, что он уже слышал тот анекдот, который она рассказала. Мы можем добавить, что джентльмен не должен говорить, что он уже слышал этот анекдот в любом случае, даже если анекдот рассказал мужчина. Мы

8.2. Психологические аспекты исследования личности обвиняемого в уголовном процессе

8.2. Психологические аспекты исследования личности обвиняемого в уголовном процессе Глубокое и полное изучение следователем и судом психологических особенностей личности обвиняемого способствует решению следующих актуальных задач.? Правильная квалификация

Чувство юмора

Чувство юмора «Если вы могли бы выбрать одну черту характера, на которой продержитесь всю жизнь, выбирайте чувство юмора». * * *Я помню, как моя мама (тогда в возрасте около 50 лет) сидела рядом со мной в моей машине «Фольксваген Жук» 1966 года выпуска и мы попали под ливень.

Читайте также:  Вижу слышу чувствую кто сказал

12. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

12. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Методы психологии – основные пути и приемы научного показания психических явлений и их закономерностей.В психологии принято выделять четыре группы методов изучения

Могущество юмора

Могущество юмора Смех — наиболее цивилизованная музыка в мире. Питер Устинов[49] Юмор, подобно многим эмоциональным проявлениям, а также искусству и музыке, часто ошибочно относили к низшим видам умственной деятельности. На самом деле он при надлежит к числу самых

5 Чувство юмора

5 Чувство юмора Опросники, которые были предложены вам в трех предыдущих главах, тестируют особенности личности по принципу прямого самоотчета. Цели таких опросников вполне очевидны и однозначны, а будут они достигнуты или нет, это зависит только от желания и доброй воли

Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС — методика исследования самоотношения)

Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС — методика исследования самоотношения) Автор: С. Р. ПантилеевИнструкция. Вам предлагается ответить на вопросы (в форме возможных утверждений) об особенностях вашего характера, привычках, интересах и т. п. На эти

Чувство юмора

Чувство юмора Говорят, что комедия – это трагедия плюс время. Чем раньше вы примете такую точку зрения, тем лучше. Юмор – даже (или особенно) черный юмор – освобождает от эмоционального напряжения, помогая вам посмеяться над собой и своей ситуацией, взглянуть на

Чувство юмора

Чувство юмора Чувство юмора в работе интеллекта выполняет особую, очень важную роль.К этому чувству у большинства людей отношение достаточно прохладное: принято считать шутки и анекдоты чем-то несерьезным и неважным. Однако чувство юмора – это самый верный признак

Об использовании юмора

Об использовании юмора Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и легкость. Д. Дидро О том, что использование юмора продуктивно в плане достижения целей коммуникации, свидетельствует, в частности, опыт публичных выступлений.Сотрудничая с

Чувство юмора

Чувство юмора Наверняка ты уже слышал, что если рассмешить женщину, то она будет наполовину завоевана. Это близко к правде, поэтому должно быть твоим неотъемлемым привлекательным качеством.В далекие времена, когда Интернет казался чем-то из разряда фантастики, наши папы

Чувство юмора

Чувство юмора У послушных детей возникает обратная проблема. Их старания быть «правильными», соблюдать нормы и приличия приводят порой к излишней скованности. Родители могут и должны показывать детям, что можно оставаться свободными в рамках внешних правил. «Высокий

Источник

5. Чувство юмора

Опросники, которые были предложены вам в трех предыдущих главах, тестируют особенности личности по принципу прямого самоотчета. Цели таких опросников вполне очевидны и однозначны, а будут они достигнуты или нет, это зависит только от желания и доброй воли испытуемого. В большинстве случаев такой подход вполне приемлем, однако, как уже отмечалось в главе 1, иногда имеет смысл применить более тонкие и непрямые подходы к тестированию личностных качеств. Один из таких методов состоит в изучении реакции человека на различные виды шуток. Психоаналитики давно сошлись в том, что юмор – это нечто вроде окна во «внутренние тайники» сознания, а психологи в своих исследованиях подтвердили наличие реальной связи между тем, какой вид юмора нравится человеку, и типом его личности.

Прежде чем говорить об этих связях, мы предлагаем вам ответить на вопросы теста, который приводится ниже. Тест состоит из 32 рисунков, выбранных из различных газет и журналов (будем считать, что читателю незнакомо большинство этих изданий). Задание следующее: просмотрите все рисунки в порядке их очередности и быстро решите относительно каждого из них, насколько он вам покажется смешным. Оценивать рисунки надо по 5-балльной шкале по следующим критериям:

совсем не смешной 1

немного смешной 2

достаточно смешной 3

очень смешной 4

чрезвычайно смешной 5

Для того чтобы вам легче было подсчитывать баллы, запишите свои оценки в приведенной ниже таблице.

Помните, что оценку рисункам надо давать сразу же, как только шутка «дойдет» до вас; не надо подолгу раздумывать над каждым рисунком или возвращаться к ним снова. Если вы не находите ничего смешного в очередном сюжете после минутного просмотра, ставьте ему оценку 1 – «совсем не смешно».

1. «Игра закончена, Фарнсворт, – вы утихаете?»

3. «Не будете ли вы так любезны повторить вопрос?»

4. «Ну, я не знаю… но было бы забавно попробовать!»

5. «Я вижу, Шабатахта в конце концов заграбастал контракт на реставрацию могильника».

6. «Эти картины относятся скорее к его периоду осторожности, а не к периоду становления и исканий».

7. «Я совершенно отчетливо помню, что просил тебя не делать этого».

8. «Оставь деньги на столе… Оставь деньги на столе…»

10. «Они назвали нас «волосатиками» (The Fuzz – длинные волосы; полиция).

11. «Несчастные глупцы! Вы, наверное, забыли, что закон на моей стороне!»

Читайте также:  Что такое подвижность эмоций

12. «На твой день рождения я приготовила небольшой сюрприз!»

14. «Сейчас для нас как раз пришло время совершить какой-нибудь спонтанный поступок».

15. «А, наконец-то сюда идет Эдуард с напитками».

18. «Насколько я знаю, он просто бесит людей своим плакатом!»

19. «Понятно, почему ты уволил своего садовника».

20. «Джорж, пожалуйста… неужели ты не можешь подождать, пока мы вернемся в отель?»

21. «Это для вертикального крепления».

22. «Я хотел бы сделать признание в своей манере».

23. «Это вы звонили в скорую помощь?»

24. «Неужели человеку нельзя побыть одному?»

26. «Прошу пожаловать в комнату для гостей».

27. «Я надеялся красиво удалиться».

30. «Я думаю, это, должно быть, и есть та непристойность, сержант».

31. «Я думаю, умение принимать решения за доли секунды есть одно из главных достоинств нашего председателя».

32. «Я хотела бы, чтобы эта стена имела такой же цвет, как эти две маленькие кругляшки!»

В данном тесте использовано четыре вида юмора. Первый из них называется «чепухой». Рисунки с «чепухой» не имеют агрессивного или сексуального содержания; в данном случае эффект зависит от их формальной техники – двойного значения слов или совмещения несоответствующих элементов. Восемь шуток, относящихся к этому виду юмора, это рисунки 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25 и 29. Вам нужно сложить оценки, которые вы дали этим восьми рисункам, получить некоторый суммарный балл (он будет в интервале между 8 и 40), а затем отметить это значение на приведенном ниже профильном листе.

Второй вид юмора мы условно назвали «сатирой». Он включает те шутки, в которых высмеиваются какие-то определенные люди, группы или учреждения, т. е. используется непрямая межличностная агрессия. Рисунки 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26 и 30 попадают именно в эту категорию; суммарный балл подсчитывается обычным образом.

Третий вид юмора являет собой пример более откровенной и «чистой» агрессии. Он включает рисунки, изображающие физическое насилие или грубость, прямое оскорбление, пытки или садизм. Сюда относятся рисунки 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27 и 31.

Содержание четвертого вида юмора очевидно и без подсказки: это рисунки на сексуальные темы. Причем некоторые из сюжетов грубы и вульгарны настолько, насколько вообще позволяют требования к публикациям в книгах подобного жанра. К сожалению, данная шкала может эффективно дифференцировать людей только в том случае, если хотя бы часть из них будет задета, даже в какой-то степени оскорблена содержанием данных шуток. Рисунки 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28 и 32 помогут вам определить свое отношение к шуткам на сексуальные темы и принесут баллы, соответствующие этому отношению.

Теперь вы можете подсчитать свой итоговый балл – это простая сумма баллов по всем четырем видам юмора – и сверить его с профильной таблицей. С ее помощью вы можете оценить, склонны ли вы в целом находить шутки смешными и насколько смешными вы их считаете. Однако это не означает, что человек, набравший высокий балл, обязательно обладает хорошим чувством юмора: просто у него может быть непритязательный вкус. Данный тест, как и все предыдущие, составлен только с одной целью: описать человека, т. е. выявить его индивидуальные особенности, а не давать оценку его личным качествам.

Итак, определив свой «профиль предпочитаемого юмора», вы, видимо, захотите узнать, каким образом он связан с вашими личностными особенностями. Если коротко, то экстравертам больше нравятся шутки сексуального содержания и до некоторой степени те, что содержат прямую агрессию; им меньше нравятся шутки с «чепухой» и «сатира», однако в целом они дают юмору сравнительно высокие оценки (их общий балл выше среднего). У интровертов картина совершенно иная: им не по душе открыто сексуальные и агрессивные шутки, они предпочитают юмор познавательного характера, т. е. «чепуху» и «сатиру». Упорные, жесткие люди часто показывают высокие баллы на «агрессивном» юморе, уступчивым, мягким людям такие шутки обычно не нравятся. Что касается эмоциональной нестабильности, то она не коррелирует сколько-нибудь отчетливо ни с одним из видом юмора. Мужчины отличаются от женщин больше всего по категории агрессивного юмора (они показывают здесь в среднем более высокий балл). Шутки на сексуальные темы мужчины также оценивают несколько выше, чем женщины, а поскольку по двум другим видам юмора («чепуха» и «сатира») половые различия отсутствуют, мужчины получают обычно более высокие итоговые баллы.

Конечно, все эти соотношения в каждом отдельном случае могут быть и другими, однако они с достаточной степенью точности показывают нам общую картину. Причем эта картина оказывается настолько точной, что исследователи иногда используют тест на чувство юмора в качестве замаскированного индекса личности.

Источник

Оцените статью