Методики для стресс менеджмента

Понятие стресс-менеджмента

Человек ежедневно подвергается влиянию различных раздражителей. Самое сильное напряжение доставляет общение с людьми на работе. Даже при чётком контроле начальства, координировании всех рабочих задач не удается избежать конфликтных ситуаций, причиной которых является человеческий фактор. Для этого нужны умения и навыки управления стрессами.

В работе важно умение управлять стрессами

Определение

Стресс-менеджмент – это совокупность способов, которые позволяют справиться с синдромом после неприятных ситуаций, а также методы управления стрессом, позволяющие препятствовать конфликтам в рабочем коллективе. Очень важно научиться управлять стрессом, чтобы проработать на одном месте длительное время. Важно обучить людей всех должностей управлять стрессом. Сотрудникам и руководителям необходим краткий курс стресс-менеджмента. Процесс обучения направлен на адаптацию человеческого восприятия к нестандартным ситуациям. Некоторые, испытывая нервное напряжение, начинают лучше работать. Сознательное управление уровнем стресса позволяет перенаправить ресурсы организма в нужное русло, а не на разрушение систем и органов. Для этого работник должен овладеть стратегией преодоления эмоционального напряжения.

В связи с гонкой технологий повышаются требования к сотрудникам компаний, перед ними каждый раз ставят новые задачи, требующие дополнительных знаний и навыков. Перенапряжение физическое, умственное и моральное приводит к значительному снижению работоспособности. Под влиянием нервов значительно снижаются защитные функции организма, работники часто берут больничные, стараются отказываться от сложных проектов. Контролировать стресс можно двумя методами:

  1. Снизить напряжение во всей структуре предприятия;
  2. Снизить влияние напряжённых ситуаций на одного сотрудника.

В наших фирмах, далеко не каждый руководитель заботится о моральном состоянии своих сотрудников, в то время как заграницей широко используется стратегия управления стрессом в команде. Ярким примером этого является руководство лондонского метрополитена, которое направило менеджеров высшего звена на длительный психологический тренинг: «Стресс под контролем». Результаты превзошли все ожидания:

  • затраты на удержание больничных сократились;
  • работоспособность повысилась;
  • работники стали браться за самые новые проекты.

Причины беспокойства на работе

Психология управления стрессами выделяет несколько главных причин, которые провоцируют сильное расстройство у сотрудников:

  • неэффективное построение менеджмента на предприятии;
  • противоречивые требования к сотрудникам, давление со стороны руководства;
  • несоблюдение штатных норм;
  • напряжённые планёрки и совещания;
  • постоянные инновации, требующие повышения квалификации;
  • нестабильные отношения между членами коллектива;
  • бесперспективность, невозможность продвижения по карьерной лестнице, шаткость положения компании;
  • сложности в отношениях с близкими людьми из-за перегруженности работой.

Полностью избежать критических моментов невозможно, но при помощи конфликтного менеджера можно организовать нормальное взаимодействие между участниками ссоры. Поведенческая линия сотрудников и самого начальника во многом зависит от домашней атмосферы. Сотрудник должен иметь возможность отдыхать дома: не нужно звонить им в выходной день или срочно вызывать на работу.

Семейные проблемы из-за перегруженности работой — одна из причин стресса

Как справиться с нервным напряжением

В менеджменте управления стрессами первоочередная задача отводится понижению уровня раздражительной ситуации. Чтобы научиться эффективно управлять своим расстройством, нужно оценить несколько факторов:

  • источник раздражения;
  • уровень интенсивности;
  • обученность методам борьбы при помощи стресс-менеджмента.

Выделяют несколько источников стрессовых ситуаций. Сюда относится значимость самой ситуации для индивида, её новизна, мнимые риски, перегруз. Контроль стресса начинается со снижения значимости. Нужно реально оценить ситуацию и понять, что случится при невыполнении той или иной задачи.

При большой загруженности лучше спокойно выполнять дела в удобном для вас порядке или разложить все материалы по степени важности и сложности. Такой ход поможет вам определить первоочерёдность выполнения дел и поможет значительно снизить нагрузку.

Вы сможете справляться с перенапряжением, если освоите методы борьбы со стрессом, которые представлены ниже.

Работа с психологическим состоянием

Для преодоления конфликтов человек должен изучить методы саморегуляции. Нужно научиться систематизировать состояния и симптомы нервного напряжения. Затем – отличать периодические психические состояния.

Стратегии стресса направлены на преодоление конфликта посредством перехода из одного состояния в другое. Управление стрессами на стадии расслабления предполагает использование всевозможных методик релаксации, дыхательных упражнений. В совокупности эти методики позволят достичь расслабления высшей стадии.

Понятие управления стрессом по Г. Селье

Самостоятельное восстановление

Чтобы научиться управлять своим стрессом, нужно понять, как расслабить своё сознание и тело. Это помогает не только восстановиться после нервного напряжения, но и расслабить своё тело в разгар самого конфликта.

  1. Организуйте для себя хороший отдых: поездка за город, поход в кино, отдых дома и т. д. С нашей загруженностью часто не получается отдохнуть в выходной день, поэтому и появляется хроническое чувство усталости, мозг отказывается работать, возникает раздражительность и агрессия.
  2. Распланируйте для себя график. Нужно совмещать работу с отдыхом. Монотонная работа значительно снижает работоспособность мозга. Делайте перерывы, отвлекайте себя. Контролем стресса предусматривается специальная гимнастика для отдельных групп работников. Например, работникам, которые проводят большую часть времени за ПК, рекомендуется делать гимнастику для глаз, наклоны головы, чтобы направить к мозгу кровоток.
  3. Очень важно здоровое питание, массажные и водные процедуры. Все эти мероприятия отлично сказываются на общем состоянии здоровья, помогают расслабиться и поднимают настроение.
  4. Прием медикаментозных средств. Этот метод включает седативные препараты на травах, витамины, ароматерапию. Иногда врач может прописать антидепрессанты или транквилизаторы. Но это делают только в крайних случаях, когда последствием эмоционального перенапряжения становится нервный срыв.

Поведение руководителя

В работе руководителя стресс-менеджмент должен стоять на первом месте, потому что от качества работы коллектива будет зависеть процветание организации. Руководитель должен быть осведомлён о стратегиях управления стрессом. Следует адекватно оценивать умственные и физические способности своих сотрудников. Кто-то будет очень рад, если его список заданий расширят, а для других – это станет потрясением.

Читайте также:  Мужчина выплескивает свои эмоции

В любом коллективе должен быть устав. Это поможет разграничить обязанности и предупредить стресс или конфликты. Критиковать сотрудников можно, но не затрагивать личностные недостатки. Сотрудники должны ощущать себя комфортно. Для этого нужно не забывать об организации:

  • полноценного обеда;
  • тематических вечеринок на фирме;
  • тимбилдинга;
  • поздравлений сотрудников.

Руководитель должен научиться осознанному овладению копингом стресса. Начальник, транслирующий уверенность, легко сможет справиться с любой неразберихой в коллективе.

Общение с подчиненными

Важно уметь управлять раздражительностью и конфликтами людям, которые работают в сфере обслуживания. Например, управление конфликтами и стрессами в сестринском деле предполагает обучение абстрагированию. Слишком большой поток больных людей, уход за ранеными, может стать для слишком впечатлительного человека толчком к нервному срыву.

Менеджмент предупреждения конфликтов в педагогической деятельности больше основан на качественном отдыхе.

Учителям очень важно разграничивать работу и личное. Не стоит слишком сильно переживать о детях во внеучебное время. Запомните, что вы несёте ответственность за детей только в учебное время, и вы не можете находиться с ними 24 часа в сутки.

Организационные меры управления стрессом

Заключение

Методы управления нервозным состоянием будут полностью зависеть от природы стресса и его появления. Менеджмент стресса предлагает осознать бессознательное поведение, которое часто продиктовано стереотипами или детскими травмами, провоцирующими неуверенность в себе. Попробуйте подсчитать все то, что вам удалось и не удалось. Сделайте собственный рейтинг достижений, чтобы видеть свой рост и набраться уверенности. Этот метод одинаково успешно работает как с руководствующим звеном, так и с подчинёнными.

Сознательное управление уровнем нервозности помогает свободно переходить из одного состояния в другое, расслабить организм при помощи различных методик. На любом предприятии сотрудники должны проходить краткий экскурс по стрессоустойчивости в рамках менеджмента управления.

Источник

Стресс на рабочем месте и стресс-менеджмент

Стресс – явление частое не только в жизни, но и на работе. Огромное количество дел и задач, планы и отчеты, требования руководства, надлежащее выполнение своих обязанностей, сопутствующие проблемы и неурядицы – это лишь небольшая часть того массива стрессовых факторов, которые могут на нас влиять, и это не может не беспокоить.

В то же время беспокоит данный вопрос не только обычных людей, желающих жить и работать без стресса, но и множество руководителей, менеджеров по персоналу и других специалистов по всему миру. Именно по этой причине сегодня в обиход входит понятие «стресс-менеджмент», идущее рука об руку с проблемой преодоления стресса на рабочем месте.

В этой статье мы с вами поговорим о том, что же такое стресс-менеджмент, а также узнаем, какие меры могут предпринимать организации и их сотрудники, чтобы снизить негативное влияние стресса, дольше сохранять продуктивность, поддерживать позитивный настрой и не чувствовать себя измотанным и смертельно уставшим от работы.

А на программе «Психическая саморегуляция» вы научитесь практическим приемам совладания со стрессом и сильными психоэмоциональными состояниями, чтобы сохранять спокойствие и в жизни, и на работе.

Что такое стресс-менеджмент

Для начала вспомним, что стресс является общей реакцией организма на сильное физическое или психологическое воздействие. Также под ним понимается угнетенное состояние организма и нервной системы человека. Что же касается стресс-менеджмента, то он касается именно стрессов на работе, которые согласно статистике, встречаются наиболее часто (кстати, другие интересные статистические данные мы освещали в статье «Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и продуктивность»).

Итак, термин «стресс-менеджмент» в России появился не так давно, и, как и многие подобные понятия, он пришел к нам с Запада. Какого-то общепринятого определения у него пока нет, но большинство психологов и специалистов по личной эффективности понимают его как управление собой при воздействии стресса, позволяющее преодолевать его последствия.

Мы думаем, что это вполне верная трактовка, и даже если мы возьмем в руки какую-нибудь современную книгу, связанную с преодолением стресса, мы увидим, что стресс-менеджмент толкуют именно так. Если же немного упростить трактовку, то получим, что стресс-менеджмент – это управление стрессом.

Процесс управления стрессом происходит по трем базовым направлениям:

  • профилактика стрессогенных факторов;
  • снижение напряжения от стрессогенных факторов, не поддающихся устранению;
  • организация системы преодоления последствий воздействия стрессогенных факторов.

Но, раз уж, согласно названию статьи, мы говорим о стрессе на рабочем месте, будет правильнее сузить область рассмотрения темы. И в профессиональной деятельности стресс-менеджмент имеет два основных уровня:

  • управления стрессом на уровне организации;
  • управление стрессом на уровне личности.

Далее мы поговорим о каждом из этих уровней отдельно.

Управление стрессом на уровне организации

Управление стрессом на уровне организации предполагает изменение организационного климата и антистрессовую поддержку сотрудников в рамках специальных программ. Огромное значение на этом уровне имеет понимание отрицательных последствий влияния стресса, т.к. только с помощью него руководство организации и специалисты по работе с персоналом могут организовать мониторинг стресса и разработать меры по минимизации, смягчению и профилактике последствий стрессогенных факторов.

Формирование благоприятного организационного климата – одна из первостепенных задач эффективного стресс-менеджмента организации, ведь такой климат служит, пожалуй, самой лучшей профилактикой стресса вообще.

Если возникает стрессогенная ситуация, климат в организации способен либо усиливать ее воздействие, либо преобразовывать отрицательные реакции персонала в положительные. Интересно, что сложные ситуации могут благотворно сказаться на сплоченности коллектива и усилить его творческий потенциал.

Исходя из этого факта, руководство множества организаций сегодня принимает все меры для создания внутри своих коллективов атмосферы доверия и уважения друг к другу, причем это касается не только сотрудников одних уровней – конструктивные взаимоотношения выстраиваются и между руководителями и подчиненными.

Однако создать правильный благоприятный климат – задача не из легких, и огромную роль при ее решении играют «мелочи», кажущиеся на первый взгляд несущественными. Поэтому для достижения данной цели принято применять специальные методы:

  • организация системы обратной связи с помощью корпоративных средств связи (сайт, почта, пресса);
  • привлечение сотрудников к принятию важных для организации решений (реорганизация структуры, доработка технологического процесса и т.д.);
  • применение командных и проектных форм организации труда.
Читайте также:  Как чувствуешь себя при выкидыше

Большие надежды сегодня возлагаются также на корпоративные мероприятия, направленные на сплочение организации и усиление корпоративного духа, но этот подход уже не является чем-то инновационным – скорее его можно назвать стандартным. Поэтому специалисты предупреждают, что при его использовании можно столкнуться с разного рода трудностями и неприятностями.

Да, можно устраивать массу интересных и веселых праздников для сотрудников, но при этом не иметь налаженной системы обратной связи, позволяющей руководству иметь представление о потребностях персонала и персоналу осознавать реальные бизнес-задачи, которые ставит организация. Такая политика приведет лишь к тому, что сотрудники превратятся в потребителей развлечений и зарплаты, не берущих на себя никакой ответственности за то, что происходит в компании.

Пример, конечно, частный, но он прекрасно подчеркивает невозможность создания благоприятного климата при использовании стандартных схематичных подходов. Тем более здесь не берутся во внимание два важных принципа:

  • Принцип уважения к личности и предоставления ей прав и ответственности. Люди, занятые в компании, должны понимать ее главные цели и задачи, быть причастны к ее победам и достижениям, осознавать причины, по которым принимаются те или иные решения.
  • Принцип разработки мер по формированию благоприятного корпоративного климата. При этом должны изучаться настроения, интересы и потребности персонала. Понимание этих особенностей помогает подбирать оптимальные методы взаимодействия с сотрудниками посредством удовлетворения их основных потребностей.

Методики создания благоприятного климата описываются в специализированной литературе, посвященной исследованиями организационного климата. При правильном подходе благоприятный климат способен стать эффективной мерой по профилактике и смягчению стрессогенных факторов, а также способом релаксации и восстановления.

Также следует упомянуть еще об одном факторе стресс-менеджмента на организационном уровне. Им является предоставление персоналу большего объема ответственности за результаты своей деятельности. Но этот фактор будет действовать лишь в совокупности с четким распределением функционала и нагрузки, позволяющим предупредить как недостаточную загруженность, так и перегруженность работой.

Если сотрудники будут сами решать, что и как им делать во время работы, негативные последствия стресса уменьшатся в разы. Однако на практике осуществить это очень сложно, хотя некоторые способы все же есть. Например, плановые совещания по обсуждению задач с каждым конкретным подразделением.

Не менее важное значение имеет и перераспределение обязанностей. Конечно, оно возможно далеко не всегда, но менеджеры, занимающиеся управлением стрессом, об этом вопросе должны помнить всегда. А чтобы его решить, можно использовать самые разные рабочие ситуации, к примеру, увольнение одного из сотрудников.

При увольнении освобождается рабочее место, и это легко использовать как повод пересмотреть должностные инструкции и рабочие задания, чтобы сделать другие рабочие места более интересными для остального персонала, а также оптимизировать нагрузку. При этом применяются разные методы анализа работы, такие как экспертная оценка, хронометраж времени, фотография рабочего дня и т.д.

Еще одним отличным средством профилактики стресса на рабочем месте является внедрение гибкого рабочего графика. Минимизировать стрессовые нагрузки и повысить удовлетворенность трудом можно, если дать хотя бы части сотрудников возможность самостоятельно выстраивать свой график, исходя из производственной необходимости и функционала.

Кроме того, существенным организационным фактором, способным смягчить стресс на работе, служит социальная поддержка сотрудников, выполняемая непосредственными руководителями и сплоченными коллективами. Многие исследователи считают, что они играют роль буфера между людьми и стрессом.

Здесь важно заметить, что для оказания социальной поддержки осваивать антистрессовые программы в первую очередь должны менеджеры по управлению стрессом. Сегодня многие такие программы есть в зарубежных компаниях. Они включают в себя поведенческие и когнитивные методы борьбы со стрессами, а практика их применения показывает, что они снижают напряжение, улучшают сон и повышают сопротивляемость организма стрессам на работе.

Исследований на эту тему проводилось немало. К примеру, в Нидерландах проводился эксперимент, где принимали участие 130 человек. Он показал, что корпоративные программы по обучению персонала методам управления стрессами не только снижают нервозность, но и приводят к психологическому комфорту, повышают уверенность в себе и даже увеличивают производительность труда. Причем этот эффект сохранялся полгода, после чего нужно было просто применить антистрессовые методы вновь.

Для большей эффективности таких программ изначально можно обучать им более чувствительных сотрудников – в последствии они помогут своим менее восприимчивым к нововведениям коллегам научиться справляться со стрессами. А сопутствующее положительное влияние такого подхода выражается в существенной экономии средств на разработку и внедрение программ по управлению стрессами, а также в повышении статуса сотрудников, обучающих других людей.

Стоит сказать и еще об одном антистрессовом факторе – это фитнес-программы, предоставляемые сотрудникам организациями, – они позволяют укрепить физическое здоровье. Но это не единственное их назначение, ведь умеренные физические нагрузки, как известно, благоприятно влияют и на психику (подробнее об этом читайте в статье «Профилактика стресса и развитие стрессоустойчивости»).

Однако данные программы отличаются важным нюансом – ответственность за посещение занятий, соблюдение режима и ведения здорового образа жизни лежит на самих сотрудниках. Если отследить посещаемость фитнес-программ людьми еще возможно, то принудить к их посещению возможным не представляется. Но если говорить более объективно, то внедрить в организацию методы управления стрессом и обучить им персонал в разы дешевле, чем организовать фитнес-программу.

Поэтому более эффективными все же считаются такие средства снижения влияния стресса как семинары, мастер-классы и тренинги, где сотрудники могут обучиться техникам расслабления и методам изменения поведения, овладеть навыками деловой коммуникации и полезным приемам поведения в конфликтных ситуациях.

Как видите способов управления стрессом на уровне организаций достаточно много, но эта информация все же более полезна управленцам и руководителям, нежели рядовым сотрудникам, которые просто каждый день ходят на работу и выполняют возложенные на них функции. На уровне личности пользы будет намного больше, если применять индивидуальные меры управления стрессами.

Читайте также:  Почему не чувствуется день рождения

Управление стрессами на уровне личности

Профилактика, предотвращение и минимизация негативного воздействия стресса на рабочем месте на уровне личности достигается за счет прохождения специализированных тренингов. Они либо организуются руководством организаций, либо проходятся сотрудниками в индивидуальном порядке, т.е. самостоятельно. Одной из наиболее эффективных мер для достижения желаемого результата служит релаксация.

Польза релаксационных техник при работе со стрессом известна уже давно. Еще в начале 20 века специалисты при работе с пациентами учили их последовательной концентрации на разных частях тела, параллельно их напрягая и расслабляя. Задача состояла (и состоит сейчас) в том, чтобы сосредотачиваться на ощущениях, возникающих при расслаблении, что впоследствии позволяло достигать полного расслабления тела и психики.

Естественно, с того момента техники релаксации стали более усовершенствованными, и сегодня многие из них включают в себя два базовых подхода – аутотренинг и медитацию. Кстати, с некоторыми хорошими методиками вы можете познакомиться в статье «Упражнения для релаксации и снятия эмоционального и мышечного напряжения».

Второй вариант программы-антистресс на индивидуальном уровне – это модификация поведения. В большей степени данный вариант необходим людям, отличающимся чрезмерной напористостью, повышенной активностью и постоянным ощущением аврала и загруженности. Но и всем остальным модифицировать поведение, конечно же, можно.

Модификация поведения предполагает, что человек начинает осваивать новые формы поведения – иначе реагировать на стрессогенные факторы и обстоятельства. Научиться этому можно, обратившись к специальной литературе, аудио- и видеоматериалам, тренингам, полезным статьям в Интернете.

Если же подобные задачи решаются на организационном уровне, любые мероприятия по разработке и внедрению соответствующих программ следует организовывать только после подробного изучения факторов и уровня стресса в самой организации. При этом менеджеры по управлению стрессом должны решить еще ряд важных задач:

  • Определить состав сотрудников для обучения: руководители это будут, сотрудники, наиболее подверженные стрессу, сотрудники с наиболее стрессовой работой или весь персонал вообще? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно отлично разбираться в особенностях каждой конкретной организации. Однако на практике доказана эффективность обучения антистрессовым программам конкретно управленцев. Плюс к этому один лишь факт внедрения в организацию антистрессовых программ не дает стрессогенной обстановке обостряться.
  • Определить содержание программы и субъекты обучения. Программа должна быть адекватной и надежной, а этого можно достичь, если в разработке будет участвовать экспертная группа (руководители службы по работе с персоналом, топ-менеджеры, линейные менеджеры). Такой подход помогает достичь баланса между основной программой обучения сотрудников и обучением стресс-менеджменту, а также позволяет оптимально выбирать специалистов, обучающих стресс-менеджменту (заметим, что последних стоит выбирать на конкурсной основе, чтобы понять, какие подходы они используют, убедиться в их профессионализме и оценить будущие затраты).

Нельзя забывать и о том, что для профилактики стресса на работе на индивидуальном уровне каждый сотрудник должен осознавать всю важность ведения здорового образа жизни, поддержания хорошего состояния здоровья и обеспечения себя надлежащим уровнем физической активности.

Именно поэтому высокой стрессоустойчивостью отличаются сотрудники тех компаний, которые предлагают посещать тренажерные залы и бассейны, организуют подвижные игры. Такие вещи позволяют людям становиться более выносливыми физически, поддерживают жизненный тонус, повышают запас энергии и иммунитет, снижают риск многих заболеваний.

И, подводя итог вопросу о профилактике и борьбе со стрессом на работе на уровне личности, отметим, что каждому человеку свойственен свой личный временной порог стресса. Кто-то способен работать при высоких нагрузках очень долго, при этом адаптируясь к стрессу достаточно легко и быстро, а кто-то даже при небольшой нагрузке быстро теряет работоспособность. Есть также и те, для кого стресс служит стимулом, и такие люди лучше всего работают как раз-таки в стрессовых условиях.

Эти особенности обязательно должны учитывать и руководители организаций при разработке антистрессовых программ, и сами сотрудники – чтобы правильно оценивать свои силы и подбирать оптимальные и эффективные методы повышения стрессоустойчивости (о некоторых мы писали в статье «Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения»).

Заключение

Сегодняшняя статья носит информационный характер, и мы уверены, что она будет полезна и тем, кому по роду деятельности приходится нести ответственность за подчиненных, и тем, кто желает повысить свою осведомленность по теме стресса на работе, ведь с помощью этих знаний разработать какую-то собственную программу по профилактике и снижению влияния стресса будет намного проще.

Если же вам не достает информации (а это, скорее всего, именно так), то советуем, во-первых, изучить все материалы, ссылки на которые уже даны в статье (в частности, статью «Стрессоустойчивость: как сохранять спокойствие и продуктивность»), а во-вторых, посмотреть другие наши материалы по этой теме.

Кроме того, сегодня есть огромное количество научной и научно-популярной литературы, рассказывающей о стрессе, его особенностях и методах профилактики и преодоления. Обратите внимание на следующие книги:

  • Е. С. Жириков «Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу».
  • А. М. Тюрин «Как избежать стрессов на предприятии».
  • Л. А. Китаев-Смык «Стресс и психологическая экология».
  • Б. Р. Мандель «Психология стресса».
  • Линда Джуэлл «Индустриально-организационная психология».
  • Джеррольд Гринберг «Управление стрессом».
  • Шэрон Мельник «Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и высокую эффективность в любых ситуациях».

Чтобы изучить стресс, понять, как он действует в профессиональной и повседневной жизни, и научиться эффективно с ним справляться, не принося вреда ни себе, ни окружающим, придется изучить немало дополнительной информации. Так что вышеназванные книги станут серьезной основой для ваших будущих исследований, а наша статья пусть послужит хорошим дополнением к ним.

Источник

Оцените статью