Методика Определения типа темперамента диагностика учащихся.
Цель:Выявить особенности темперамента ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika.docx | 26.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств ст. Холмской»
Методика Определения типа темперамента
ОПРОСНИК АЙЗЕНКА (подростковый)
Диагностика учащихся «ДШИ ст.Холмской»
ст. Холмская 2012 г.
Определения типа темперамента
ОПРОСНИК АЙЗЕНКА (подростковый)
Цель: Выявить особенности темперамента ребенка.
Инструкция: «Вам предлагается ряд вопросов об осо бенностях Вашего поведения, если Вы отвечаете на во прос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно («несогласен»), то знак «-». От вечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».
- Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
- Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?
- Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?
- Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражитель ным, злишься?
- Часто ли у тебя меняется настроение?
- Тебе больше нравится быть одному, чем встречать ся с другими ребятами?
- Бывает ли так иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?
- Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?
- Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?
- Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
- Ты веселый человек?
- Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
- Многое ли раздражает тебя?
- Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?
- Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все окон чилось хорошо?
- Тебе можно доверить любую тайну?
- Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят?
- Бывает ли так иногда, что у тебя без всякой причи ны сильно бьется сердце?
- Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?
- Ты когда-нибудь говорил неправду?
- Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят не достатки в работе, которую ты сделал?
- Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?
- Часто ли ты чувствуешь себя усталым без всякой причины?
- Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом?
- Ты обычно весел и всем доволен?
- Обидчив ли ты?
- Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?
- Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помо щи по хозяйству?
- Бывает ли так, что у тебя иногда сильно кружится голова?
- Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь?
- Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень на доело?
- Ты любишь иногда похвастаться?
- Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?
- Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте?
- Ты быстро решаешься на что-нибудь?
- Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?
- Тебе часто снятся страшные сны?
- Можешь ли ты забыть обо всем и от души повесе литься среди своих друзей, приятелей, подруг?
- Тебя легко огорчить чем-нибудь?
- Случалось ли тебе говорить плохо о ком-нибудь?
- Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззабот ным человеком?
- Если тебе случится попасть в неловкое положение, ты потом долго переживаешь?
- Ты любишь шумные и веселые игры?
- Ты всегда ешь все, что тебе предлагают?
- Тебе трудно отказаться, если тебя о чем-нибудь просят?
- Ты любишь часто ходить в гости?
- Бывают ли такие моменты, что тебе не хочется жить?
- Ты когда-нибудь был грубым с родителями?
- Тебя считают веселым человеком?
- Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
- Ты больше любишь сидеть в стороне- и смотреть, чем самому принимать участие в общем веселье?
- Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
- Ты обычно бываешь уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают?
- Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?
- Ты стесняешься первым заговаривать с незнако мыми людьми?
- Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно?
- Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
- Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным без всякой причины?
- Ты считаешь, что трудно получить настоящее удо вольствие в гостях, на утреннике, на елке?
- Тебе часто приходиться волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь, не подумав ?
1. Экстраверсия — интроверсия:
«да»(«+») 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35,
«нет» («-») 6, 33, 51, 55, 59
«да» («+») 2, 5, 7, 10, 13, 15, 17, 18, 21, 23, 26,
29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 50, 51, 52 56, 58, 60.
Источник
Урок по профориентации. Темперамент. Что такое темперамент. Типы темперамента. Тест Айзенка для подростков.
Урок 2-3. Темперамент. Что такое темперамент. Типы темперамента. Тест Айзенка для подростков.
Темперамент: история возникновения понятия «Темперамент»,типы темперамента в соответствии с учением Гиппократа, современные понятия о типах нервной системы и их соответствие типам темперамента, определение типа темперамента по тесту Айзенка (самодиагностика).
Темпера́мент ( лат. temperamentum — «устойчивая смесь компонентов») — устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности. Темперамент составляет основу развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека и проявляется в поведении человека (характера), в степени его жизненной активности.
Теория темперамента по Гиппократу и Галену (гуморальная теория).
Ведет свое начало от древнегреческого врача Гиппократа (460—377 до н. э.). Гиппократ объяснял особенности темпераментов людей различной пропорцией жидких веществ в организме, а именно: крови, желчи и лимфы. Отсюда и произошел как сам термин « темперамент » (от латинского темпера — пропорция), так и названия отдельных темпераментов:
-сангвиник — человек полнокровный,
-флегматик страдает избытком лимфы,
-у меланхолика преобладает в организме черная желчь.
В новое время гуморальная теория объясняет особенности темпераментов химизмом крови, а также наличием в крови гормонов, выделяемых железами внутренней секреции.
Гиппократ предположил, а Гален объяснил темперамент более детально как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):
Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма , «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком .
Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе , «жёлчь, яд») делает человека истеричным и хамовитым, «горячим» — холериком .
Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе , «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом .
Люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.
Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно. Если работа неинтересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, эмоционально раним.
Теория темперамента Кречмера и Шелдона.
Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:
Астеник — худой человек среднего или высокого (за счет длинных ног) роста с узкими плечами, тонкими руками и кистями, длинной и узкой грудной клеткой, лишенным жира животом. Соответствующий тип характера — шизотим .
Пикник . Пикники – люди среднего роста и с плотной фигурой, их глубокая грудная клетка переходит в массивный, склонный к ожирению живот. Соответствующий тип характера — циклотим .
Атлетик . Атлетик — средний или высокий рост, широкие плечи, статная грудная клетка, упругий живот. Соответствующий тип характера — иксотим , «вязкий характер».
Кречмер и Шелдон
Теория характера Э.Кречмера и типы темпераментов по У.Г.Шелдону очень похожи. Эндоморф — аналог Пикника, Эктоморф — аналог Астеника, Мезоморф — аналог Атлетика.
Неврологическая теория темперамента И.П. Павлова.
Наиболее обоснованной является выдвинутая И. П. Павловым неврологическая теория темпераментов, выводящая особенности темперамента из физиологических свойств нервной системы человека.
И.П.Павлов определяет темперамент как самую общую характеристику нервной системы отдельного человека: «темперамент, есть. основная характеристика нервной системы, придающая определенный облик всей деятельности каждого индивидуума». По учению И.П.Павлова, физиологической основой темпераментов являются устойчивые функциональные особенности нервной системы, позволяющие выделить несколько характерных типов нервной системы.
Типы нервной системы. Каждый тип нервной системы представляет собой характерную совокупность трех основных свойств нервных процессов — силы, уравновешенности и подвижности.
Сила тормозного и раздражительного процессов характеризуется работоспособностью клеток коры головного мозга, их функциональной способностью выдерживать воздействия раздражителей разной степени интенсивности.
Уравновешенность нервных процессов представляет собой известную степень соответствия между силой раздражительного и тормозного процессов в коре головного мозга.
Подвижность нервных процессов характеризуется способностью нервных клеток более или менее быстро переходить от возбуждения к торможению и наоборот.
Соответственно этим особенностям нервных процессов И. П. Павлов различает следующие типы нервной системы:
По силе раздражительного и тормозного процессов могут быть выделены сильныи и слабый типы нервной системы.
Животное с сильным типом нервной системы адекватно реагирует на внешние раздражения: интенсивные раздражители вызывают в коре его головного мозга сильные процессы возбуждения и торможения, неинтенсивные раздражители вызывают соответственно слабые реакции. У животного с слабым типом нервной системы все происхождит наоборот.
По уравновешенности нервных процессов могут быть выделены уравновешенный и неуравновешенный типы нервной системы. В первом случае наблюдается соответствие между силой возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга. Сильное возбуждение уравновешивается такой же силой торможения в других отделах мозга. При неуравновешенном типе нервной системы это соответствие нарушается: возбуждение по силе может преобладать над процессами торможения и наоборот.
По подвижности нервных процессов могут быть выделены подвижный и малоподвижный типы нервной системы. Первый характеризуется способностью нервных клеток коры быстро переходить от состояния возбуждения к состоянию торможения и наоборот. Малоподвижный тип характеризуется замедленной сменой этих процессов, их «застойностью».
Эти особенности нервной системы выступают не изолированно, а всегда в органической связи друг с другом. Действительный тип нервной системы характеризуется одновременно особенностями и силы, и уравновешенности, и подвижности нервных процессов. Это позволило И.П.Павлову установить следующие четыре основных типа нервной системы: живой, безудержный, инертный и слабый, которым он дает следующую характеристику.
Живой тип характеризуется наличием сильной нервной системы, отличающейся вместе с тем хорошей уравновешенностью возбудительного и тормозного процессов и их подвижностью, выражающейся в быстрой смене этих процессов.
Безудержный тип, отличаясь наличием сильной нервной системы, характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов, а именно: преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
Спокойный тип характеризуется наличием сильной нервной системы, уравновешенностью процессов возбуждения и торможения, но вместе с тем их малой подвижностью: процессы возбуждения и торможения у этого типа нервной системы медленно и с трудом сменяют друг друга.
Слабый тип характеризуется наличием слабой нервной системы, малой работоспособностью нервных клеток, их быстрой истощаемостыо. Этот тип нервной системы отличается слабым течением процессов возбуждения и торможения неадекватно силе получаемых раздражителей, а в отдельных случаях даже срывом в работе нервных центров, появлением при воздействии сильных раздражителей «запредельного торможения» вместо нормального возбудительного процесса.
Установленные И.П.Павловым основные типы нервной системы позволяют объяснить многие особенности темпераментов. Сам И.П.Павлов считал, что сангвинический темперамент стоит в связи с наличием у данного человека «живого» (сильного, уравновешенного и подвижного) типа нервной системы; холерический темперамент бывает у людей, отличающихся «безудержным» (сильным, но неуравновешенным) типом нервной системы; флегматик характеризуется инертным, а меланхолик — слабым типом нервной системы.
Урок 3. Практика. Темперамент. Что такое темперамент. Типы темперамента. Тест Айзенка для подростков.
В основе разработки данной методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и другие).
Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет. Соответственно может использоваться: при выявлении особенностей личности подростка , формировании классных коллективов, в профессиональном отборе молодежи на различные типы профессий (в частности на профессии типа «человек — человек»), в педагогической практике в целях коррекции взаимоотношений в системах: «ученик — учитель», «ученик — класс».
Инструкция. «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно, то знак «–». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».
1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?
3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?
4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь, сердит, злишься?
5. Часто ли у тебя меняется настроение?
6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?
7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?
10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?
12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
13. Верно ли, что многое раздражает тебя?
14. Нравится ли тебе такая работа, где надо делать все быстро?
15. Ты переживаешь из–за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?
16. Тебе можно доверить любую тайну?
17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?
18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физической нагрузки) сильно бьется сердце?
19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?
20. Ты когда-нибудь говорил неправду?
21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
23. Ты часто чувствуешь себя усталым без всякой причины?
24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?
25. Ты обычно весел и всем доволен?
26. Обидчив ли ты?
27. Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?
28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
29. У тебя бывают головокружения?
30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?
32. Любишь ли ты иногда похвастаться?
33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
35. Ты обычно быстро принимаешь решения?
36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
37. Тебе часто снятся страшные сны?
38. Можешь ли ты забыть обо всем и повеселиться в обществе друзей?
39. Тебя легко огорчить?
40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание?
42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?
43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?
44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?
45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?
46. Ты любишь часто ходить в гости?
47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?
49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?
50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?
52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из–за разных мыслей?
53. Бываешь ли ты обычно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?
54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
55. Ты стесняешься заговорить первым с незнакомыми людьми?
56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить?
57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?
59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?
60. Тебе часто приходится волноваться из–за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?
Ключ
1. Экстраверсия — интроверсия:
«да» («+») 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57.
«нет» («–») 6, 33, 51, 55, 59.
2. Нейротизм:
«да» («+») 2, 5, 7, 10, 13, 15, 17, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 50, 51, 52, 56, 58, 60.
3. Показатель лжи:
«да» («+») 8, 16, 24, 28, 44.
«нет» («–») 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.
Интерпретация результатов
Оценочная таблица для шкалы «Экстраверсия-интроверсия»
Источник