Методики диагностики эмоциональной отзывчивости у детей

Методы диагностики эмоциональной сферы дошкольника.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Поэтому взрослые (родители и вос-питатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных кон-тактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки — важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.

Скачать:

Вложение Размер
Методы диагностики эмоциональной сферы дошкольника 83.38 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Поэтому взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки — важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.

Эмоции определяют, организуют, предвосхищают и оценивают деятельность субъекта. Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем педагогики и психологии. Поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторон, но и об особенностях становления личности дошкольника.

Развитие старших дошкольников представляет собой глубокий, целостный процесс, который связан с развитием эмоций. Эмоции играют большую роль в развитии: определяют эффективность обучения, принимают участие в становлении творческой, трудовой, учебной деятельности, взаимоотношениях ребенка со сверстниками. В дошкольном возрасте дети недостаточно умеют управлять своими эмоциями, поэтому задачей взрослого становится научить ребенка управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение.

Правильно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Осваивая социальную обусловленность эмоций, дошкольники овладевают нормативными категориями, эталонами их проявления, что способствует начальному становлению эмоциональной культуры личности.

Актуальность проблемы развития у детей эмоционального развития обусловлена тем, что дошкольный возраст является самым чувствительным периодом для развития и становления личности ребенка, его характера. В целом, дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Таким образом, актуальность и социальная значимость вопроса развития эмоциональной сферы дошкольников определили направление нашего исследования. Тем не менее, это направление развития ребёнка всё ещё относятся к наиболее неразработанной области дошкольного образования. Для практического психолога поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира ребенка и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.

Объект исследования: эмоциональное развитие дошкольников.

Предмет исследования: особенности эмоционального развития дошкольников.

Целью работы является изучение методов диагностики эмоциональной сферы дошкольника, МДОУ №234 г. Кемерово.

В задачи исследования вошли следующие вопросы:

1. Дать характеристику развития эмоциональной сферы дошкольников;

2. Выявить методы изучения эмоций и чувств дошкольника.

3. Изучить метолы коррекции и развития эмоционально-волевой серы детей дошкольного возраста по программе «Радуга».

4. Провести исследование эмоциональной сферы дошкольников в МДОУ №234 г. Кемерово.

Гипотеза исследования: система проведения специально организованных учебных занятий является эффективным способом коррекции эмоциональной сферы дошкольников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Общая характеристика развития эмоциональной сферы

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. И в эмоциях, и в чувствах отражаются потребности человека, вернее то, как эти потребности удовлетворяются.

Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, эмоции же возникают в ответ на конкретную ситуацию. Чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях (чувство любви к ребенку может переживаться и как эмоция радости за него («сделал сам первый шаг»), гордости за успехи («победил в соревнованиях»), стыда (в случаях, если он совершил недостойный поступок), тревоги, если ребенку что-то угрожает (например, в период болезни и др.) [4, c. 89].

Одна из главных функций эмоций заключается в том, что они помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.

Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти, чувства в узком значении этого слова) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.

В настоящее время отсутствует единая общепринятая классификация чувств и эмоций. Чаще всего выделяют нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. Что касается эмоций, то широкое применение получила классификация их, предложенная К. Изардом.

Выделяются эмоции фундаментальные и производные. К первым относят:

Остальные – производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает, например, такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение [11, c. 23].

Эмоциональные состояния человека далеко не всегда носят однозначный характер. Некоторые из них – амбивалентны, двойственны. Они вмещают в себя одновременно два противоположных чувства. Так, например, уже в раннем детстве ребенок может переживать желание, интерес к взаимодействию со взрослыми, сверстниками и одновременно неуверенность в себе, боязнь вступить в непосредственный контакт с ними.

Такое состояние наблюдается в случаях отсутствия у детей достаточного опыта делового общения и часто ведет к негативным последствиям в личностном развитии ребенка.

Люди существенно различаются своей эмоциональной сферой. Прежде всего – эмоциональной впечатлительностью (что во многом связано с темпераментом) и устойчивостью. Есть эмоционально развитые люди, а есть и страдающие своеобразной эмоциональной тупостью, глухотой.

Эмоциональная сфера человека развивается, изменяется на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство — особый в этом отношении период. Это время, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену.

На протяжении дошкольного возраста увеличивается устойчивость чувств, они становятся более глубокими, осознанными и обобщенными. Возрастает умение ребенка контролировать свои эмоциональные реакции. Появляются новые, высшие чувства (нравственные, эстетические, познавательные).

Ребенок оказывается способным проявить не только симпатию (антипатию), элементарное сочувствие, но и эмпатию, нежность, любовь к близким, чувство гордости и стыда. Если 2-3-летний малыш гордится наличием у себя ряда достоинств (умение самостоятельно умываться, одеваться, «читать» стихи, выговаривать «трудные» звуки речи, стрелять из игрушечного ружья и т. д.), то на 4-5-м году жизни чувство гордости вызывают у него уже качественные показатели достижений в разных видах деятельности («хорошо рисую», «быстро бегаю», «правильно считаю», «красиво танцую» и т. п.).

Чем гордится ребенок, чего он стыдится – решающую роль в этом играют окружающие и в первую очередь – родители, воспитатели, их отношение к ребенку, оценка его достижений. Дошкольник не безразличен к прекрасному и безобразному, он способен откликнуться на музыку, художественную картину, поэзию, на прекрасное в природе, проявить чувство юмора. В дошкольный период развиваются и познавательные чувства — ребенок проявляет не только любопытство, но и любознательность, стремление утвердиться в истине. [14, c. 91].

Чувства к концу дошкольного возраста нередко становятся мотивом поведения ребенка. Постепенно происходит и интеллектуализация детских чувств. Развивается способность к эмоциональному предвосхищению. Видоизменяются и формы выражения чувств [5, c. 91].

Выявлена зависимость эмоций от содержания и структуры детской деятельности, от особенностей взаимодействия с окружающими людьми, от того, как он усваивает нравственные нормы и правила поведения.

Первоначально эмоциональная сфера формируется и видоизменяется в ходе практической деятельности, в процессе реального взаимодействия с людьми и предметным миром. В дальнейшем на этой основе складывается особая психическая деятельность – эмоционального воображения.

Она представляет собой сплав аффективных и когнитивных процессов, т. е. единство аффекта и интеллекта, которое Л. С. Выготский считал характерным для высших, специфически человеческих чувств.

Наблюдаются существенные различия в эмоциональной сфере мальчиков и девочек.

В числе эмоциональных проявлений дошкольника, которые обращают на себя внимание и вызывают озабоченность, а нередко и обоснованную тревогу, — детская агрессивность (удары ногами и кулаками, щипание, угрозы, разрушение построек сверстников и т. п.).

При этом мальчики чаще и в большей степени проявляют агрессивность, нежели девочки. Существенную роль в возникновении и закреплении этой формы выражения негативных эмоций играет семья (отсутствием чуткости и поддержки детей, применением насилия по отношению к ним и т. п.).

Поведение сверстников, просмотр телевизионных передач (сцен насилия) могут усиливать агрессивность ребенка. В предотвращении и коррекции агрессивности важна позиция взрослых (контроль агрессивных форм поведения, ограничение подверженности детей воздействиям, возбуждающим агрессию, обучение поведению, несовместимому с агрессией, а также управлению своим поведением, воспитание эмпатии, использование в руководстве детьми гуманистических методов и приемов и др.) [9, c. 88].

В своевременном распознавании и коррекции нуждаются и ряд других эмоциональных состояний и чувств, испытываемых порой дошкольниками (депрессия, конфликтность, тревожность, чувство враждебности, неполноценности и др.).

Чаще всего основной причиной этих состояний является депривация потребности ребенка в общении со стороны родных (в семье) и сверстников (в детском саду, во дворе и т. п.).

Вот почему педагогу важно изучить не только саму эмоциональную сферу ребенка, но и семейную микросреду, «детское общество», место ребенка в нем, отношение его к детскому саду, школе.

Нельзя упускать из поля педагогического зрения и проявление эмпатии, товарищества, альтруизма. Следует обращать внимание и на эмоциональную отзывчивость детей при восприятии ими художественных произведений. Если, слушая сказку, как справедливо замечал В. А. Сухомлинскнй, ребенок не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу.

1.2. Методы изучения эмоции и чувств дошкольника

Как изучить эмоциональную сферу ребенка? Не будем забывать, что на первых ступенях жизни он непосредствен, открыт в выражениях своих переживаний. Воспользуемся этим.

На начальных этапах реакции ребенка на внешний мир носят преимущественно двигательный характер, затем начинают протекать на фоне переживания удовлетворенности или неудовлетворенности, выражаясь через улыбку или беспокойство.

Такие особенности эмоций ребенка, как нерасчлененность, слитность, многообразие, подвижность, вызывают определенную трудность в изучении эмоциональной сферы. Поэтому ее рекомендуется изучать в деятельности или через деятельность, в ходе исследования познавательных процессов, поведения личности ребенка в целом [3, c. 21].

Следует напомнить нормативные показатели уровня развития эмоций ребенка: 6-7 месяцев – тянется к игрушкам, улыбается им, оживленно реагирует на лицо матери; 8-10 месяцев – положительное отношение вызывают дети его же возраста, реагирует на изменение лиц близких ему людей (улыбка вызывает радость, гримасы – страх, слезы); 1 -1,2 года – дифференцирование относится к окружающим предметам (к одним тянется, другие отвергает), начинает понимать нормы через «можно» и «нельзя», радуется, произнося слова.

Характерная особенность эмоций детей этого возраста – легкая «заражаемость чувствами» других людей на этой основе – формирование сопереживания. Так, плач сверстника вызывает у ребенка слезы. С полутора лет оценка поведения ребенка взрослыми становится источником его переживаний, поэтому он часто пытается заслужить положительную оценку окружающих. В этом возрасте у детей формируется чувство стыда под влиянием порицания взрослых.

К 1,5-2 годам у детей формируются симпатии и антипатии к отдельным людям, закрепляются чувства стыда и огорчения при поступках, вызывающих осуждение со стороны окружающих. В этом же возрасте возникают зачатки интеллектуального чувства в виде любознательности, эстетического — в виде стремления повторить знакомые мелодии, элементы танца, рассматривать иллюстрированные книги.

В 2-3 года у ребенка под влиянием коллективных игр и занятий в детском саду начинают формироваться общественные чувства. В этом возрасте радость и нежность вызывает поведение животных. На дальнейшее развитие интеллектуальных чувств указывает обилие задаваемых ребенком вопросов «что?», «почему?». Продолжают развиваться эстетические чувства; можно наблюдать интерес детей к явлениям природы.

В 3,5-4 года чувства к близким и знакомым ребенок переносит на персонажи сказок. Дети проявляют к ним активное сочувствие, а попавшему в беду стремятся «оказать помощь». В условиях неудачи дети обращаются к взрослым, одобрение которых служит мотивацией интересов детей.

В 4-5 лет получает дальнейшее развитие чувство привязанности к сверстникам. Новым в этом возрасте является чувство юмора, понимание комического. Дети понимают шутки и сами любят шутить. В эти годы формируются и проявляются возможности детей сдерживать свои эмоции, а также произвольно с помощью мимики и пантомимики выражать внешние признаки эмоций. Однако эмоции детей в целом остаются импульсивными, что в физиологическом плане определяется преобладанием возбуждения над торможением.

В 5-6 лет дети начинают по-разному реагировать на приближение времени поступления в школу: у некоторых это вызывает чувство тревоги, у некоторых – радости (дети любуются школьными принадлежностями, имитируют свои ответы учителю) [4, c. 89].

Рассмотренные свойства и возрастные особенности эмоций дают возможность говорить о сложности и трудности диагностики. Облегчает решение диагностических задач ориентация на определенные показатели:

1) эмоциональная возбудимость (невозбудимость) личности, о которой судят по тому, какие минимальные возбудители вызывают бурные эмоциональные реакции;

2) неустойчивость (устойчивость) эмоций личности, которая проявляется в быстрой смене настроений, переживаний;

3) тревожность личности, проявляющаяся в сомнениях, беспокойстве, боязливости;

4) направленность действий, поступков при фрустрациях (на себя, на других, на предметы или ситуации);

5) глубина переживаний.

Среди диагностических методов для изучения эмоциональной сферы широкое применение получили прожективные тесты.

В числе таковых прожективный тест школьной тревожности Амена.

Суть его заключается в следующем. Ребенку последовательно предлагается 10 картинок, на которых изображен его сверстник (пол которого соответствует полу испытуемого) в разных ситуациях, связанных с учебой (на занятии, во время общения со взрослыми в школе). Лицо главного героя дано в контурах. Испытуемый должен ответить, какое лицо у ребенка на картинке (веселое, грустное) и почему.

Вывод о наличии у ребенка «школьной тревожности» делается на основе подсчета «тревожных» ответов, т. е., когда ребенок говорит, что лицо героя грустное («он плачет, потому что получил двойку»). Если будет не менее 70 % таких ответов, значит, в наличии «школьная тревожность». Противоположные результаты будут свидетельствовать о позитивном отношении испытуемого к школе, желании стать ее учеником, отсутствии «школьной тревожности».

Эмоциональная сфера дошкольника изучается и с помощью экспериментальных методов. Так, для изучения отношения детей к героям художественных произведений и влияния этого отношения на восприятие комического Е. А. Бондаренко была разработана экспериментальная методика «Подмена героя». Суть ее заключается в следующем.

Для рассмотрения, последующего сравнения и выбора самого смешного сюжета детям предлагались юмористические картинки и экспериментальные варианты к каждой из них. В экспериментальных картинках, при сохранении в целом характера ситуации, заменялись один или несколько героев, к которым у детей на основе предшествующего знакомства сложились определенные отношения.

В подавляющем большинстве дети отдавали предпочтение тому варианту картинки, где изобретательность и находчивость проявлял герой, к которому у них ранее сложилось положительное отношение.

Ребенку небезразлично, по отношению к кому проявляются хитрость и обман. Эта особенность заметна не только при восприятии сказки, но и при восприятии самостоятельной, не связанной с каким-то определенным литературным произведением, картины [5, c. 91].

Имеет значение в художественном восприятии и степень близости, доступности образа. Так, например, младшие дошкольники в ролях юмористических персонажей чаще всего предпочитают видеть животных с антропоморфическими признаками, проявивших себя положительно в знакомых им сказках; средние дошкольники – животных, сказочных человечков, детей-ровесников; старшие – чаще просто наиоолее занимательных и находчивых, наиболее веселых персонажей.

Изучить эмоциональную сферу ребенка позволяют и методики, опирающиеся на семантику цвета. В их числе и диагностический цветовой тест М. Люшера и его модификации. Выполняя тестовые задания, предусмотренные этими методиками, дети располагают стандартизированные цвета и их оттенки в зависимости от своего отношения к задаваемой ситуации (общение с взрослым, сверстником, разные виды деятельности и т. д.), что позволяет оценить эмоциональное состояние ребенка, его динамику.

При наличии такой информации педагогу легче оказывать направленные воздействия на детей с целью оптимизации эмоциональной сферы своих воспитанников, грамотнее корректировать ее.

Прекрасным средством познания чувственного мира ребенка являются рисовальные тесты (пробы).

Рисунок дает ребенку возможность создать систему информации с использованием графических знаков в период, когда устная речь предоставляет ему гораздо более бедные коммуникативные средства. В силу этого именно посредством детского рисунка можно узнать о внутреннем мире ребенка то, что трудно, практически невозможно, постичь другими способами.

Рисунки удобны для организации исследования; весь необходимый инструментарий – это лист бумаги и карандаш; ребенок как бы сам фиксирует при помощи карандаша движение мысли. Это дает возможность воспитателю-исследователю обращать больше внимания на изменение эмоционального состояния испытуемого, отмечать особенности самого процесса рисования.

В числе рисовальных проб, которые могут быть использованы для диагностики эмоциональной сферы дошкольников,- рисунки «Дорога в детский сад» и «Я иду в школу».

Для графического проекционного тестирования необходимы: лист белой бумаги (21 Х 29 см), набор цветных карандашей, резинка. Ребенку предлагается нарисовать дорогу в детский сад (школу), не уточняя при этом содержания будущего рисунка.

Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут). Процесс тестирования состоит из двух частей — рисования и беседы. На все уточняющие вопросы ребенка следует отвечать, что он может рисовать, как ему хочется. В протоколе отмечается: отношение к заданию; последовательность рисования предметов, деталей; паузы более 15 секунд; стирание деталей; спонтанные комментарии ребенка; эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После окончания рисования воспитатель задает ряд вопросов о рисунке, например: «Что ты нарисовал? А кто еще идет рядом с тобой? Что делают дети? Им весело или скучно? Почему?» и т. д. Нужно попытаться выяснить смысл нарисованного ребенком, уточнить значение определенных деталей. При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может вызвать тревогу, настороженность ребенка.

Интерпретация рисунка. Анализ структуры рисунка содержит учет количества изображенных на рисунке объектов — как неживых предметов, так и детей, животных. Очень важно изучить расположение их по отношению друг к другу, поскольку рисунок может отражать реальные события (воспринимаемые), желаемые, или то, чего ребенок боится, избегает. Близость ребенка к зданию или к другу, когда дети изображены, взявшись за руки, показывает эмоциональное благополучие. Если же ребенок помещает себя в отдалении от группы детей, здания детского сада, это свидетельствует об отдаленности, отчуждении себя от других, чувстве тревожности по отношению к детскому саду [10, c. 92].

Анализ особенностей нарисованных фигур, предметов. Эмоциональное отношение ребенка к другим детям и детскому саду в целом выражается прежде всего в:

1) количестве изображаемых деталей: присутствуют ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, лоб, шея, плечи, руки, пальцы, ступни и т. д. у человека; полностью ли изображено здание — стены, крыша, двери, окна (открыты ли они), крыльцо, занавески, ручки дверей, дорога — булыжник или асфальт, тропинка, посыпанная песком, и т. д;

2) декорировании — детали одежды и украшения: шапка, воротник, банты, портфель, ремень, пуговицы; цветы на окнах; вдоль дороги — цветы, колючки и т. п.

Самых значимых и близких людей ребенок, как правило, изображает большими по величине. Иногда крупная фигура воспитателя, расположенная в центре на листе бумаги, может говорить о его авторитарности, подавлении других.

Значительно меньшими, чем других взрослых и детей, рисуют себя те, кто неуверен, низко оценивает себя, чувствует свою неумелость и требует внимания, заботы, ласки окружающих.

Информативна и абсолютная величина фигуры. Большие фигуры, здания, занимающие целый лист бумаги, рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети. Изображение маленьких фигур нередко связано с тревожностью, чувством небезопасности.

При анализе процесса рисования следует обращать внимание на последовательность изображения деталей, людей, предметов, животных; на возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам; паузы; спонтанные комментарии; цвет [8, c. 192].

Интерпретация процесса рисования требует большого опыта и хорошего знания личности ребенка, его окружения. Изображение в первую очередь себя может говорить об эгоцентризме ребенка; если он изображает мать, воспитателя, то они для него особо значимы, эмоционально близки. Если фигура человека декорирована, есть основание полагать, что ребенок хочет быть похож на него. Возвращение к рисованию каких-то деталей может указывать на главное, доминирующее переживание, связанное с определенными деталями рисунка. Паузы перед рисованием чаще всего связаны с напряженными, конфликтными отношениями и являются внешними проявлениями диссонанса мотивов. Ребенок как бы решает: рисовать ему этого человека, объект, предмет или нет. Стирание изображенного, перерисовка может быть связана с негативными эмоциями к человеку или же наоборот, с желанием как можно лучше изобразить предмет или человека. Здесь уже педагог (психолог) судит по конечному результату.

Комментарии ребенка проясняют смысл рисуемого, выдают наиболее эмоционально значимое для него.

Положительное эмоциональное отношение к детскому саду (школе), друзьям выражается в ярких чистых тонах рисунка. О негативном отношении ребенка к детскому саду (школе), его отрицательных эмоциях будет свидетельствовать преобладание темных тонов, нелюбимых красок.

Для изучения эмоций и эмоциональных состояний дошкольников часто используют рисуночный тест Бака «Дом. Дерево. Человек». Он позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.

Таким образом, развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность является эмоционально насыщенной. Все, во что включается дошкольник — игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах – должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ «№234» Г. КЕМЕРОВО

2.1. Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста по программе «Радуга»

Процесс формирования социально – личностных качеств у ребенка на современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях внедрения ФГОС ДО, приобретает особую актуальность. Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного школьного обучения, но и способствует саморазвитию личности. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

В связи с этим одним из важных направлений деятельности является обеспечение качественного психолого — педагогического сопровождения, позволяющего не только преодолеть возникающие трудности в процессе воспитания, но и предотвратить их.

В рамках образовательного процесса на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «№ 234 г. Кемерово детский сад комбинированного вида » в 2016-2017 учебном году проводилась работа по коррекции и развитию эмоционально — волевой сферы детей по программе «Радуга».

Данная программа была разработана на основе изучения методической литературы и личного профессионального опыта и направлена на коррекцию эмоционально — волевой сферы воспитанников. В основу программы положена «Цветик – семицветик» Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева, А. С. Тузаева, И. А. Козлова, программа И. А Пазухиной «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников».

В программе используются игры и упражнения по коррекции эмоционально-волевой сферы следующих авторов: И. А. Пазухина, С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник.

Цели, задачи, ожидаемые результаты

Назначение программы: психологическая коррекция эмоциональных нарушений у ребенка, смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

Основная цель программы коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, повышение осознанного восприятия ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, развитие социально-личностной компетентности и тем самым обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности [15].

В соответствии с этой целью формируются следующие задачи (коррекционные, профилактические, развивающие):

1) способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;

2) формировать у детей адекватную самооценку;

3) помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции.

Организация, формы и методы работы

Форма проведения занятий: коррекционно-развивающие занятия с подгруппой детей, тренинги.

Методы и приёмы

В процессе работы по программе используются приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы. Полифункциональные упражнения, с одной стороны, дающие возможность решать несколько задач, а с другой – позволяющие оказывать на разных детей различное воздействие.

Ролевые методы – предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей противоположных обычным, проигрывание своей роли. Ролевые методы включают в себя: ролевую гимнастику и психодраму. Ролевая гимнастика – ролевые образы животных, сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных предметов. «Психодрама, терапевтические сказки» Крюкова Н. П.

Психогимнастические игры основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. В психогимнастических играх у детей формируются: принятие своего имени, своих качеств характера, своих прав и обязанностей «Психогимнастика в детском саду» М. И. Чистякова.

Коммуникативные игры – это игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому человеку вербальную и невербальную поддержку; игры, способствующие углублению осознания сферы общения, игры, обучающие умению сотрудничать [14, c. 109].

Игры и задания, направленные на развитие произвольности.

Игры, направленные на развитие воображения – вербальные игры – придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочинение сказок или подбор ассоциаций к какому-либо слову. Невербальные игры предполагают изображение детьми того или иного живого существа или неживого предмета.

«Мысленные картинки» — закрывают глаза и под музыку придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе.

Эмоционально-символические методы – групповое обсуждение различных чувств. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на тему чувств. Направленное рисование, то есть рисование на определенные темы «Бессюжетное рисование».

Релаксационные методы – в программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные и визуально-кинестические техники Семенович А. В. «Нервнопсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза».

Занятия строились в доступной и интересной для детей форме с использованием: элементов цветовых игротренингов (Н. В. Нищева «Разноцветные сказки», Погосова Н. М. «Цветовой игротренинг», терапевтических сказок (Анималотерапия для детей Н. Л. Кряжева, развивающих играх (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения, упражнений (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию, этюдов, рассматривание рисунков и фотографий, чтение художественных произведений, рассказы психолога и рассказы детей, сочинение историй, беседы, моделирование и анализ заданных ситуаций, слушание музыки, рисование, мини-конкурсы, игры-соревнования.

Направления работы по программе. Программа состоит из 6 блоков:

2. Эмоциональный блок – «Мои чувства».

3. Поведенческий блок – «Я хозяин своих чувств».

4. Коммуникативный блок – «Давайте жить дружно».

5. Мотивационный блок – «Страна знаний».

6. Заключительный блок.

Категория и возраст воспитанников.

Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5-6 лет с проблемами в эмоционально-волевой сфере и в поведении.

Организационные условия проведения занятий

Программа реализуется в течение 1 учебного года в количестве 34 учебных часов. Занятия проводятся с группой детей, состоящей из 5-12 человек, 1 раза в неделю во второй половине дня. Занятия проводятся в кабинете психолога, в групповых помещениях, в музыкальном зале.

Комплексный подход к реализации программы

Неотъемлемыми участниками образовательных отношений в рамках реализации данной программы являются родители детей, посещающих занятия. Родители посещали консультации специалиста по возникающим вопросам и выявленным проблемам в ходе реализации программы, консультации «Развитие навыков социального поведения детей старшего дошкольного возраста», «Эмоции и волевые качества формируются в процессе общения ребенка со сверстниками» и другие.

Отслеживали индивидуальную карту развития, посещать открытые и итоговые занятия, родительские лектории, собраниях, высказывать свои пожелания и рекомендации по текущим вопросам, касающимся образовательного процесса, заполняли листы анкет.

Обеспечивая принцип комплексности, применялось взаимодействие узких специалистов (музыкальные руководители, инструктор ФК, учитель – логопед) для оказания эффективной помощи. Воспитатели групп создавали условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельность, для развития творческого потенциала ребенка.

2.2. Исследование эмоциональной сферы дошкольников

В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, используются проективные рисуночные тесты .

Этими методиками могут успешно пользоваться как специалисты-психологи, так и воспитатели, которые, наблюдая ребенка каждый день, имеют возможность тщательно исследовать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах.

С целью подтверждения практикой теоретических положений мной была организована опытно-экспериментальная работа с использованием проективных рисуночных методов для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: «Дом, дерево, человек», «Пальцем окрашивания».

Исследование проводилось в подготовительной группе детского сада МДОУ № 234, состоящей из 10 человек, из них 4 мальчиков и 6 девочек.

В исследовании приняло участие 10 человек. Возрастной состав группы: 6 лет.

Для установления причин эмоционального неблагополучия детей важно определить ситуации или объекты, вызывающие негативные, болезненные переживания. В этом случае целесообразно проводить вместе с тестированием детей и анкетный опрос родителей или других близких ребенку людей с целью выявления психологического микроклимата в семье.

Результаты, полученные с помощью проективных методик, нашли свое подтверждение при работе с родителями, с использованием теста родительского отношения. В данном типе родительских отношений у наших испытуемых преобладают такие тенденции, как:

1) восприятие своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым;

2) проявление родителями равнодушия по отношению к своему ребенку, досады, раздражения, обиды;

3) низкая оценка способности детей;

4) существование значительной психологической дистанции;

5) проявление авторитарности;

6) установление определенных рамок поведения.

Общий вывод: анализ информации, полученной с помощью исследования, дал следующую картину эмоциональной сферы детей в условиях семьи:

1) аффективные связи и конфликтные тревожные отношения с близкими родственниками;

2) эмоциональная озабоченность ребенка по поводу семейной ситуации;

3) эмоциональная разобщенность;

4) чувство непреодолимого страха, небезопасности;

5) депрессивность, чувство неполноценности в семейной ситуации;

6) недостаточная практика общения с ребенком;

7) чувство отверженности;

8) неадекватность в отношениях с авторитарными людьми.

Анализируя выше сказанное, можно отметить, что проведение диагностических срезов позволило нам выявить уровень тревожности и оценить внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций.

Результаты диагностического анализа свидетельствуют о неблагополучии развития эмоциональной сферы дошкольников и о необходимости ее коррекции. Результаты обследования эмоциональной сферы личности у детей старшего дошкольного возраста по методике «Пальцем окрашивания тест» представлены в таблице 1.

Источник

Читайте также:  Спи моя радость японский
Оцените статью