- Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника
- Методика диагностики эмоционального благополучия (Т. С. Воробьева)
- Читайте также
- Методика диагностики уровня социальной фрустрированности [11]
- Методика диагностики показателей и форм агрессии [12]
- Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению [14]
- Методика диагностики личности на мотивацию к успеху [15]
- Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач [16]
- Методика диагностики степени готовности к риску [17]
- Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей
- Методика «Шкала дифференциальной диагностики депрессивных состояний» [21]
- Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний [22]
- Методика диагностики психических состояний[23]
- Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко
- МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ
- Ассоциативная методика диагностики личностной зрелости
- Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания»
- Методика диагностики личности
- Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко
Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника
Шустова Светлана Владимировна
Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника
Основными методами, которые позволяют оценить эмоциональное состояние и выявить особенности эмоционального развития,являются: наблюдение, эксперимент и проективные рисуночные тесты. Эти методики давно используются в повседневном наблюдении за ребёнком, давая возможность тщательно исследовать поведение детей в реальных жизненных обстоятельствах. Регулярное наблюдение позволяет объективно оценивать состояние ребёнка при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками в детском саду, в процессе организационной деятельности и в отдельных режимных моментах.
Наблюдение за дошкольникамипроисходили в естественной ситуации: в группе и на прогулке, на протяжении всего дня, проведенного в детском саду. В ходе наблюдения я обратила внимание на основные параметры эмоциональных проявлений — эмоциональный фон, имеющий много общего с настроением, который бывает либо положительным, либо отрицательным. Эмоциональный фон, в первую очередь, даёт педагогу информацию о степени эмоционального благополучия ребёнка. Ещё один важный параметр – это выраженность эмоций. В основном дети такого возраста не владеют культурными формами выражения эмоций, не всегда могут сдерживать многие эмоциональные проявления, такие как плачь, крик и другие. Очень важно смотреть за эмоциональным миром ребёнка, усвоил ли он эмоциональные оттенки, или же его эмоции являются отрицательными, «плохими», односторонними и невыраженными. Следующий немаловажный параметр — эмоциональная подвижность. Эмоции любого ребёнка более подвижны, чем у взрослого человека, что внешне выражается в частой и лёгкой смене настроения и состояния в целом. Однако чрезмерно частая смена настроения говорит о неустойчивости эмоциональной подвижности.
Важно наблюдать за ребенком в таких ситуациях, в которых эмоциональное состояние проявляется наиболее ярко, что даёт возможность оценить степень эмоционального реагирования ребёнка на данные воздействия.К таким ситуациям относят:
— приход в детский сад;
— сломанная любимая игрушка;
— негативное поведение (крик, плач) сверстника, друга;
— агрессия сверстника, друга;
— появление (приближение) незнакомых людей;
— запрет, ругань, крик со стороны взрослого;
— незнакомая обстановка, помещение.
— уход матери, близкого взрослого;
— желание иметь то, что запрещено;
— желание иметь то, чем обладает другой ребенок;
— желание иметь то, чем обладает взрослый;
— сложная в использовании игрушка;
— ласковое внимание на другого ребёнка, а не на себя;
— сверстник забирает (прячет) игрушку, навязывает драку, оскорбляет;
— сверстники не принимают в игру;
— неудачи на занятиях;
— наличие какого-либо препятствия.
— нахождение в детском саду/дома;
— восприятие собственного отражения в зеркале;
— выполнение приятного задания, действия;
— положительная оценка, внимание другого человека при взаимодействии и общении;
— восприятие отражения другого ребёнка в зеркале;
— совместные игры, времяпрепровождение;
— сверстник дурачится, играется, смешит;
— смешные незнакомые звуки;
— воспитатель заигрывает с детьми, веселит их.
— уход матери, близкого взрослого;
— приход в детский сад;
— отсутствие внимания со стороны взрослого;
— наказание со стороны взрослого;
— игры, общение со сверстниками;
— трудности при выполнении задания;
— сверстники не принимают в игру.
— переход (приход) в новую группу;
— проявление интереса к окружающим предметам, явлениям природы;
— подготовка к праздникам.
— появление чего-либо/ кого-либо нового в группе;
— близкий взрослый общается иначе;
— услышанное или увиденное что-то нового;
— знакомый сверстник, необычное поведение знакомого.
Фиксация результатов оценки эмоционального состояния детей.
Предложенная классификация предполагает наблюдение за группой в режимные моменты, в процессе учебной, спортивной, игровой деятельности.
Так как основным методом оценки эмоционального состояния детей является наблюдение, в основном используются таблицы фиксации результатов, оцениваются в баллах, применены цвета. Мы применяем различные цвета для наглядности и выделения тех ситуаций из жизни ребёнка в детском саду, в которых он чувствует себя комфортно или неблагополучно. Кроме того, использование различных оттенков позволяет избежать классификации детей по тому или иному признаку (деление их на «хороших» и «плохих»). В результате наблюдений выявляются причины неблагополучия и трудности, возникающие у ребёнка в различных ситуациях, оценить собственные ошибки, что поможет понять причины затруднений взаимодействия с ребёнком и преодолеть их.
У каждого ребёнка эмоции проявляются индивидуально, поэтому необходимо обращать внимание на степень их проявления у конкретного ребёнка в той или иной ситуации и именно эту реакцию положить в основу оценки. Для этого используем шкалу оценки проявления эмоционального неблагополучия и комфорта (Таблица 1).
Таблица 1. Шкала оценки проявления эмоционального состояния.
Наблюдая за ребёнком, за его эмоциональным состоянием в ситуациях взаимодействия с родителями, с воспитателем, со сверстниками фиксируется по соответствующей индивидуальной схеме (Таблица 2).
Таблица 2. Оценка эмоционального состояния ребёнка в группе детского сада.
Код ребёнка _Василиса___ возраст_3 года___ № группы _7___
Формы и методы взаимодействия воспитателей ДОУ и родителей в сохранении физического здоровья дошкольника «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.
Диагностики развития и определения уровня мелкой моторики Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения.
Картотека игр для развития эмоционального интеллекта Картотека игр для развития эмоционального интеллекта. Каждую минуту мы ощущаем какие-то эмоции. Они влияют на наше поведение, помогают понимать.
Методики диагностики развития детей Методика «Что здесь лишнее?» Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления,.
Методы диагностики уровня интеллектуального развития детей дошкольного возраста 1. Психологическая диагностика (задача). Психодиагностика — это совокупность способов и средств определения индивидуально-психологических.
Опыт работы «Творческий подход в процессе диагностики индивидуального развития ребенка в ФЭМП» Обмен опытом по «Познавательному развитию» «Творческий подход в процессе диагностики индивидуального развития ребенка в формировании элементарных.
Основы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей дошкольного возраста Предмет дошкольной педагогики имеет психолого-педагогический характер. Особенности образования детей ориентированы на психические новообразования.
Проблема эмоционального развития в младшем возрасте Введение Как известно, в жизни человека эмоции играют очень важную роль. Они отличаются от других психических процессов, но отделить их.
Разнообразные формы и методы нравственно-эмоционального воспитания дошкольников . Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько осуществляется этот процесс во многом.
Создание дополнительных условий для творческого развития, психологической коррекции и успешной социализации детей-сирот Опыт создания дополнительных условий для творческого развития, психологической коррекции и успешной социализации детей-сирот в мастерской.
Источник
Методика диагностики эмоционального благополучия (Т. С. Воробьева)
Методика диагностики эмоционального благополучия (Т. С. Воробьева)
Особенности проведения методики
Для проведения методики Т. С. Воробьевой необходимы три полоски бумаги (сложенные гармошкой) и восемь цветных карандашей.
Перед началом обследования составляется список группы детей и список режимных моментов. Методика может проводиться индивидуально или с группой детей.
Сначала на первой полоске бумаги психолог предлагает ребенку попробовать, как рисует каждый карандаш. После этого психолог предлагает ему вторую полоску бумаги и дает следующую инструкцию: «Закрой глаза и представь, что ты пришел в детский сад. Ты раздеваешься, вешаешь свои вещи в шкафчик и проходишь в группу. Какое у тебя при этом настроение? Какого оно цвета? Никому не говори, открой глаза, возьми карандаш подходящего цвета и нарисуй круг… Теперь загни полоску, ее никто не должен видеть, ведь это секрет, его надо спрятать». Затем процедура повторяется в отношении других режимных моментов.
Третья полоска используется для того, чтобы определить, какой цвет предпочитает ребенок: «Найди карандаш, который нравится тебе больше всего по цвету. Нарисуй им квадрат. Отложи карандаш в сторону. Теперь из оставшихся семи карандашей найди самый красивый» и т. д.
На этом проведение методики заканчивается, и психолог приступает к обработке результатов.
На третьей полоске под каждым квадратом слева направо расставляются порядковые номера от 1 до 8. Затем соответствующие номера цветов переносятся на вторую полоску. При этом считается, что номера 1–3 говорят об эмоциональном благополучии; 4–6 – об эмоционально-нейтральном состоянии; 7–8 – 0 проявлении эмоционального неблагополучия. В случае если актуальное состояние ребенка было обозначено цветами, получившими в порядке предпочтения номера 7–8, следует повторно провести методику, поскольку ее результаты могли быть обусловлены, например, плохим самочувствием ребенка.
После обследования психолог получает общую картину эмоционального благополучия детей, представленную в виде таблицы 7.
Таблица 7
В ходе обработки результатов методики необходимо отметить эмоционально неблагополучных детей (которые обозначили цветами 7–8 три и более режимных момента). При этом нужно указать, в какие режимные моменты отмечается эмоциональное неблагополучие группы в целом и конкретных детей в частности. Обычно эта информация может быть основанием для продуктивной беседы с педагогом группы. Например, если группа не испытывает эмоционального благополучия во время занятий, но демонстрирует его в ходе игры, то, возможно, это говорит о том, что педагог недостаточно использует игровую деятельность в ходе образовательного процесса.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Методика диагностики уровня социальной фрустрированности [11]
Методика диагностики уровня социальной фрустрированности [11] Применяется для обследования взрослых. Цель: определение уровня социальной фрустрированности.Инструкция. Прочтите каждый вопрос и отметьте один, наиболее подходящий ответ.Опросный лист Продолжение
Методика диагностики показателей и форм агрессии [12]
Методика диагностики показателей и форм агрессии [12] Применяется для обследования подростков. Описание. А. Басc и А. Дарки предложили опросник для выявления важных, по их мнению, показателей и форм агрессии:1) использование физической силы против другого лица –
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению [14]
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению [14] Применяется для обследования подростков и взрослых. Цель: определение предрасположенности личности к конфликтному поведению.Описание. Для характеристики типов поведения людей в
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху [15]
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху [15] Эту методику необходимо использовать в сочетании с методиками «Мотивация к избеганию неудач» и «Готовность к риску». Применяется для обследования испытуемых старше 16 лет. Инструкция. Вам будет предложен 41 вопрос,
Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач [16]
Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач [16] Применяется для обследования испытуемых старше 16 лет.Инструкция. Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно слово, наиболее точно вас
Методика диагностики степени готовности к риску [17]
Методика диагностики степени готовности к риску [17] Применяется для обследования испытуемых старше 16 лет. Цель: определение степени готовности к риску.Инструкция. Оцените степень своей готовности совершить действия, о которых вас спрашивают. При ответе на каждый вопрос
Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей
Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей Применяется для обследования подростков и взрослых. Цель: определение степени удовлетворенности потребностей (материальных, социальных, в безопасности, признании, самовыражении).Инструкция. Перед
Методика «Шкала дифференциальной диагностики депрессивных состояний» [21]
Методика «Шкала дифференциальной диагностики депрессивных состояний» [21] Применяется для обследования подростков и взрослых с целью дифференциальной диагностики депрессивных состояний, состояний, близких к депрессии, и в целях предварительной, доврачебной
Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний [22]
Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний [22] Применяется для обследования испытуемых старше 16 лет. Цель: определение степени депрессивного состояния.Инструкция. Читайте каждую группу показаний и выбирайте подходящий вариант ответа, каждый из
Методика диагностики психических состояний[23]
Методика диагностики психических состояний[23] С помощью этой методики можно определить уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности. Применяется для обследования подростков и взрослых. Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических
Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко
Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении к своей профессиональной деятельности. Оно связано с
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ К сожалению, у нас нет пока перечня обязательных вопросов, с помощью которых можно было бы определить акцентуированные черты личности. Это объясняется тем, что, задавая вопросы, мы всякий раз должны применять индивидуальный подход,
Ассоциативная методика диагностики личностной зрелости
Ассоциативная методика диагностики личностной зрелости Авторы: Е. В. Каляева, Т. В. ПрокофьеваИнструкция. Вашему вниманию предлагается ряд слов. Подумайте, какие ассоциации вызывает каждое из этих слов, запишите их.Предлагаются 35 характеристик, раскрывающих понятие
Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания»
Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В предлагаемом варианте методики В. В. Бойко мною оставлены только те шкалы, которые имеют отношение к мотивации трудовой деятельности.Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных
Методика диагностики личности
Методика диагностики личности К сожалению, у нас нет пока перечня обязательных вопросов, с помощью которых можно было бы определить акцентуированные черты личности. Это объясняется тем, что, задавая вопросы, мы всякий раз должны применять индивидуальный подход,
Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко
Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении к своей профессиональной деятельности. Оно связано с
Источник