Методика выявления темперамента для школьников

Методика диагностики темперамента младших школьников

Анкета для диагностики темперамента младших школьников

Скачать:

Вложение Размер
anketa_na_temperament.doc 42 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика темперамента младших школьников.

Изучение темперамента школьника методом наблюдения

Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

  • а) легко включается в работу;
  • б) действует со страстью;
  • в) действует спокойно, без лишних слов;
  • г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания учителя:

  • а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
  • б) возмущается тем, что ему делают замечания;
  • в) выслушивает и реагирует спокойно;
  • г) молчит, но обижен.

3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

  • а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
  • б) быстро, со страстью, но других не слушает;
  • в) медленно, спокойно, но уверенно;
  • г) с большим волнением и сомнением.

4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

  • а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
  • б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
  • в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
  • г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

  • а) бросает, потом опять продолжает работу;
  • б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
  • в) проявляет неуверенность, растерянность.

6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

  • а) быстро соглашается;
  • б) возмущается;
  • в) остается, не говорит ни слова;
  • г) проявляет неуверенность.

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

  • а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
  • б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
  • в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
  • г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком «+» соответствующие реакции для каждого пункта плана.

Схема наблюдения за темпераментом школьника.

Источник

Методика Определения типа темперамента диагностика учащихся.

Цель:Выявить особенности темперамента ребенка.

Скачать:

Вложение Размер
diagnostika.docx 26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств ст. Холмской»

Методика Определения типа темперамента

ОПРОСНИК АЙЗЕНКА (подростковый)

Диагностика учащихся «ДШИ ст.Холмской»

ст. Холмская 2012 г.

Определения типа темперамента

ОПРОСНИК АЙЗЕНКА (подростковый)

Цель: Выявить особенности темперамента ребенка.

Инструкция: «Вам предлагается ряд вопросов об осо бенностях Вашего поведения, если Вы отвечаете на во прос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно («несогласен»), то знак «-». От вечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».

  1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
  2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?
  3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?
  4. Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражитель ным, злишься?
  5. Часто ли у тебя меняется настроение?
  6. Тебе больше нравится быть одному, чем встречать ся с другими ребятами?
  7. Бывает ли так иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?
  8. Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?
  9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?
  10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
  11. Ты веселый человек?
  12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
  13. Многое ли раздражает тебя?
  14. Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?
  15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все окон чилось хорошо?
  16. Тебе можно доверить любую тайну?
  17. Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят?
  18. Бывает ли так иногда, что у тебя без всякой причи ны сильно бьется сердце?
  19. Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?
  20. Ты когда-нибудь говорил неправду?
  21. Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят не достатки в работе, которую ты сделал?
  22. Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?
  23. Часто ли ты чувствуешь себя усталым без всякой причины?
  24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом?
  25. Ты обычно весел и всем доволен?
  26. Обидчив ли ты?
  27. Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?
  28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помо щи по хозяйству?
  29. Бывает ли так, что у тебя иногда сильно кружится голова?
  30. Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь?
  31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень на доело?
  32. Ты любишь иногда похвастаться?
  33. Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?
  34. Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте?
  35. Ты быстро решаешься на что-нибудь?
  36. Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?
  37. Тебе часто снятся страшные сны?
  38. Можешь ли ты забыть обо всем и от души повесе литься среди своих друзей, приятелей, подруг?
  39. Тебя легко огорчить чем-нибудь?
  40. Случалось ли тебе говорить плохо о ком-нибудь?
  41. Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззабот ным человеком?
  42. Если тебе случится попасть в неловкое положение, ты потом долго переживаешь?
  43. Ты любишь шумные и веселые игры?
  44. Ты всегда ешь все, что тебе предлагают?
  45. Тебе трудно отказаться, если тебя о чем-нибудь просят?
  46. Ты любишь часто ходить в гости?
  47. Бывают ли такие моменты, что тебе не хочется жить?
  48. Ты когда-нибудь был грубым с родителями?
  49. Тебя считают веселым человеком?
  50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
  51. Ты больше любишь сидеть в стороне- и смотреть, чем самому принимать участие в общем веселье?
  52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
  53. Ты обычно бываешь уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают?
  54. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?
  55. Ты стесняешься первым заговаривать с незнако мыми людьми?
  56. Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно?
  57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
  58. Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным без всякой причины?
  59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удо вольствие в гостях, на утреннике, на елке?
  60. Тебе часто приходиться волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь, не подумав ?

1. Экстраверсия — интроверсия:

«да»(«+») 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35,

«нет» («-») 6, 33, 51, 55, 59

«да» («+») 2, 5, 7, 10, 13, 15, 17, 18, 21, 23, 26,

29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 50, 51, 52 56, 58, 60.

Источник

Диагностика темперамента у детей младшего школьного возраста и учет его в учебно-воспитательной работе

Среди различных направлений и форм перестройки народного образования едва ли не главное, узловое значение приобрела индивидуализация учебно – воспитательного процесса. Сейчас стали по – настоящему осознавать всю глубину отчуждённости, которую многие дети испытывают по отношению к школе. Более того, становится очевидным, что эта отчуждённость – закономерное следствие того, что сама школа во многом отчуждена от ученика. И проявляется это прежде всего в игнорировании индивидуальности школьника.

Почему детям трудно учиться? Как помочь преодолеть им школьные трудности, начиная с первого класса? Эти вопросы стоят передо мной все 18 лет педагогической практики. В связи с этим меня заинтересовала проблема изучения и диагностики темперамента, учёт его в учебно-воспитательной работе.

Каждый тип темперамента может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Зная темпераменты учащихся, учитель должен так организовать деятельность каждого школьника, чтобы постепенно менее резко проявлялись свойства темперамента, которые мешают ребёнку в его учебной работе и поведении, и закреплялись положительные свойства его темперамента. В результате будут воспитываться (приобретаться) нужные качества обеспечивающие гармоническое развитие каждого учащегося.

Задача данной работы – определение личностных (темпераментных) особенностей учащихся с целью помощи педагогу в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании; разработка индивидуальных рекомендаций для учителя.

Для определения типа темперамента лучше всего использовать 2 метода: наблюдение и Личностный опросник Айзенка.

Наблюдение – метод, наиболее подходящий в педагогической работе, особенно метод направленного наблюдения по определённой схеме или программе наблюдения. Эта схема указывает, на какие явления, а также на какие формы поведения и в каких ситуациях следует обратить особое внимание.

Средством диагностики, позволяющим дать наиболее быстрый результат, является опросник, как один из методов многомерного шкалирования. Следует, однако, отметить, что опросники, в принципе не применимы к исследованию дошкольников и учеников 1–2-х классов. Дело в том, что многие содержащиеся в них вопросы просто непонятны детям и, кроме того, им труднее, чем взрослым, оценивать своё поведение.

Диагностическое обследование индивидуальных особенностей темперамента учащихся проводится фронтально. Методическое обеспечение – “Методика экспресс – диагностики характерологических особенностей личности”.

В основе разработки данной методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кэттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и др.).

Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (детский вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с детьми каждого типа.

Обработку тестирования следует начинать с определения достоверности ответов испытуемых. Если ответы совпадают с указанными в ключе, то каждому из них приписывается 1 балл. Если сумма баллов по показателю искренности ответов составляет 5 или 6, то полученные результаты подвергаются сомнению (возможно, испытуемый был при ответах ориентирован лишь на социальное одобрение). Если сумма баллов более 7, то данные тестирования считаются недостоверными и дальнейшая обработка результатов не проводится. При сумме баллов 0 – 4 ответы достоверны.

На чистом листе бумаги вычерчиваются две взаимно перпендикулярные оси экстравертированности и нейротизма, как это обозначено на рис. 1, со значениями шкал 0 – 24. Точка пересечения осей соответствует значению 12.

Подсчитывается сумма баллов по показателю экстраверсии – интроверсии. Баллы за ответы по данному показателю начисляются также, как и по показателю “искренности ответов” (за каждый ответ, совпадающий с показателем экстраверсии в ключе опросника, присваивается 1 балл).

Рис. 1. Двухфакторная модель экстравертированности и нейротизма Г. Айзенка.

Определив место испытуемого в двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма, можно делать предположение о наличии у него определённых черт характера .

На основе данных тестирования экспериментатор пишет заключение, в котором отмечает уровневые характеристики показателей по каждому испытуемому и тип темперамента.

При групповой форме обследования берутся отдельные, выборочные компоненты индивидуально – психологических качеств личности. Для группового обследования подбираются методы, удовлетворяющие следующим условиям: непродолжительность проведения, возможность быстрого и правильного понимания инструкции и интерпретации показателей учащихся, лёгкость обработки результатов. Перед работой рекомендуется беседа с детьми, во время которой даётся минимум психологической информации о рассматриваемом вопросе, пробуждается интерес к предстоящей работе. Если задачей является обсуждение личностных качеств, например, темпераментных, нежелательно рассказывать о них перед тестированием, чтобы исключить возможность осознанного или неосознанного искажения результатов. Предварительная характеристика предстоящего теста даётся в общих выражениях: “Сейчас мы будем изучать некоторые особенности, о которых подробнее расскажу после окончания работы…”.

Рис. 2. Взаимосвязь двух основных измерений личности по Г. Айзенку (“Круг Айзенка”).

Значительно сэкономить время и снизить вероятность ошибок при тестировании и обработке материала помогает изложение условий выполнения и обработки теста на доске или отдельных листах, которые выдаются каждому учащемуся. Перед началом работы необходимо добиться полного понимания инструкции каждым учащимся. После начала работы все ответы на вопросы и пояснения непонятного делаются индивидуально. При выполнении тестов желателен постоянный контроль, чтобы исключить “заимствование” результатов соседями по столу, обсуждения и взаимных подсказок.

Следует помнить, что диагностика не является самоцелью – она должна быть либо информационной, либо познавательной, либо служить средством для более адекватной и целенаправленной обработки рекомендаций по развитию, совершенствованию и коррекции.

Ход диагностической работы.

Проведение теста Айзенка. (Описание методики дано в приложении).

Градация результатов и нахождение “соответствующих точек” на шкале интро-экстраверсия, эмоциональная стабильность; определение типа темперамента.

Отбор данных, где балл по шкале “ложь” больше 3.

На основе данных, полученных в ходе тестирования даются рекомендации о путях самокоррекции свойств личности, показании которых оказались чрезмерно высокими либо слишком низкими. (см. приложение).

Индивидуальный подход и тип темперамента.

Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, даёт возможность варьировать нужным образом приёмы воспитательных воздействий. Специально изучалось, как по – разному влияет на детей с одинаковой заинтересованностью учением, но при разном темпераменте, отрицательная оценка педагога. Оказалось, что если у ученика с сильной нервной системой обнаруживается стимулирующее действие отрицательной оценки, то у ученика со слабостью типа нервной системы после такой оценки бывали заметны подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Понятно, что столь различные реакции учеников требуют и различной педагогической тактики.

Учителя знают, что изменения школьного расписания, замена одного урока другим нарушают нормальную работу класса. Некоторые ученики легко и быстро осваиваются с такого рода изменениями, другие медленно. При объяснении подобных фактов также следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного занятия на другое даже на уроке по одному и тому же предмету. В тоже время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности нередко поддерживают рабочее состояние на уроках.

Предметом особой заботы учителей чаще всего бывают дети – холерики и дети с меланхолическим темпераментом. В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться у учащихся – холериков посредством тренировок развивать отстающий тормозной процесс. От этих учащихся следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими людьми, аккуратности и порядка в работе. Надо помнить о том, что холерик не любит однообразной, кропотливой работы. При этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять. Поскольку холерик может довольно быстро перейти к состоянию аффекта, когда теряется контроль за поведением со стороны сознания, то при общении с ним не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Это только усилит его возбуждение.

На учащихся меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся ещё больше затормаживает их, снижает работоспособность. Очень важно помочь им войти в коллектив, включиться в его общественную работу, почувствовать себя защищённым в коллективе. На занятиях этих учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.

Внимание учителя должны привлекать учащиеся – флегматики, которым, к сожалению, обычно не уделяется достаточно внимания – они спокойны, никому не мешают. У флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость.

У сангвиников нужно воспитывать усидчивость, настойчивость, целеустремлённость.

В соответствующих условиях воспитания и при слабом типе нервной системы может развиться сильная воля, и наоборот, при сильном типе нервной системы в условиях “тепличного” воспитания могут возникнуть признаки недостаточной энергии, беспомощности. Не всякий холерик решителен и не всякий сангвиник отзывчив. Такие свойства должны выработаться. Это предполагает и определённую саморегуляцию, самовоспитание.

Растущему человеку необходимо постепенно научиться сознательно регулировать своё поведение и деятельность. У представителей разного типа темперамента это происходит по – разному. Так, если холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергичность действий, то флегматику легче, чем холерику, выработать усидчивость, выдержку и хладнокровие. Темперамент сказывается в том, что для одного ученика нужны одни приёмы выработки тех или иных психических качеств, а для другого – другие.

Показательно, что черты темперамента могут проявляться в разных сферах жизни (например, в условиях школы и дома) в разной степени; определённые проявления темперамента могут ограничиваться в то или другое русло под воздействием вырабатываемых установок и привычек. Другими словами, темперамент сказывается на чертах поведения, но не предопределяет их; первостепенное значение имеют воспитательные воздействия и вся система отношений растущего человека к окружающему миру.

Задача учителя заключается не в том, чтобы попытаться переделать один тип темперамента в другой, а в том, чтобы путём систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и корректировать отрицательные черты, которые могут быть связаны с данным темпераментом.

Зная характеристики типов темперамента и индивидуальные особенности детей в классе мы можем создавать детям наиболее благоприятные условия обучения, устранять причины возможной дезадаптации, а следовательно, помогать ребёнку справляться с его психологическими трудностями, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию, сделать интересной его жизнь.

Источник

Читайте также:  Как чувствует себя мужчина при простатите
Оцените статью