Тест «Волшебная страна чувств» (Т. Д. Зинкевич Евстигнеева)
Главная > Инструкция
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Методики исследования эмоционально – личностного развития дошкольника
1.Тест «Волшебная страна чувств» (Т.Д.Зинкевич – Евстигнеева)
Цель: исследование психоэмоционального состояния ребенка.
Дата проведения обследования_______________________
Волшебная страна чувств
Рис. 1.
Рис.1.Волшебная страна чувств
Перед ребенком (или детьми) психолог раскладывает восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики (рис. 1).
Инструкция 1 : «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое чувство живет в домике определенного цвета. Какое — то чувство живет в красном домике, какое — то в синем, какое -то в черном, какое -то в зеленом. Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.
Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики.
Пожалуйста, помоги жителям нарисуй и раскрась домики.
Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой — где написано слово «Домики».
Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».
Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств. В результате мы узнаём, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.
Инструкция 3: «Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри — вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.
Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».
Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».
Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это — человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).
Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят.
При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.
1. На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.
2. На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее, он является диагностичным.
3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:
— голова и шея (символизируют ментальную деятельность);
— туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);
— руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);
— тазобедренная область (символизирует область творческих переживаний);
— ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность; а также возможность «заземления» негативных переживаний).
Исследуя «карту», мы узнаём, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.
2. Тест «Страхи в домиках» (М.А.Панфилова)
Цель: выявить какой именно страх испытывает ребенок. Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей.
После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ выбросить или потерять. Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.
Инструкция: « В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты показывай соответствующий дом».
Источник
Проективная методика «Волшебная страна чувств»
При обработке результатов мы обращали внимание на следующее:
1) все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков;
2) адекватно ли подобраны цвета при «заселении» в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако, несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, он, тем не менее, является диагностичным;
3) каким образом распределены обозначающие чувства цвета внутри силуэта человека. Символически силуэт делится на 5 зон:
• голова и шея — символизируют ментальную деятельность;
• туловище до линии талии, исключая руки— символизируют эмоциональную деятельность;
• руки — символизируют коммуникативные функции;
• тазобедренная область — символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний;
• ноги — символизируют чувство «опоры», уверенность в себе.
Таким образом, данная методика показывает нам актуальное эмоциональное состояние ребенка.
Мы получили следующие результаты в экспериментальной группе: ( см. рис. 1)
1) При раскрашивании домиков у 6 человек были задействованы все цвета, а у 14 — встречаются повторяющиеся цвета. Это говорит о том, что на этих деток следует обратить большее внимание.
2) При «заселении» в домики у 8 человек цвета подобраны адекватно, а у 12- нет. У этих 12 человек «радости» и «удовольствию» соответствует черный и коричневый цвет.
3) Говоря о распределении обозначающих чувства цветов внутри силуэта человека мы получили следующие результаты: у 5 человек — развита ментальная деятельность; у 10 человек ярко выражена эмоциональная деятельность, как ни странно у всех эмоции раскрашены желтым цветом.; У 5 человек раскрашены ноги, что говорит о том, что эти дети уверенны в себе и у них есть чувство опоры. Вся эта информация говорит о том, что следует обратить внимание на развитие эмоциональной сферы у этих детей.
Таблица 1 — Результаты методики «Волшебная страна чувств» в экспериментальной группе на констатирующем этапе психолого — педагогического эксперимента
№ | Чувства | ||||||
Радость | Удовольствие | Страх | Вина | Обида | Грусть | Разочарование | Интерес |
1. | + | + | |||||
2. | + | + | |||||
3. | + | + | |||||
4. | + | + | |||||
5. | + | ||||||
6. | + | ||||||
7. | + | ||||||
8. | + | ||||||
9. | + | + | |||||
10. | + | ||||||
11. | + | + | |||||
12. | + | + | |||||
13. | + | ||||||
14. | + | ||||||
15. | + | ||||||
16. | + | ||||||
17. | + | ||||||
18. | + | ||||||
19. | + | ||||||
20. | + | ||||||
Итого |
Рисунок 1- Результаты диагностики по методике «Волшебная страна чувств» в экспериментальной группе на констатирующем этапе психолого — педагогического эксперимента
Результаты контрольной группы 🙁см. рис. 2)
1) При раскрашивании домиков у 12 человек были задействованы все цвета, а у 8 — встречаются повторяющиеся цвета.
2) При «заселении» в домики у 13 человек цвета подобраны адекватно, а у 7- нет. У этих 7 человек «радости» и «удовольствию» соответствует черный и коричневый цвет.
3) Говоря о распределении обозначающих чувства цветов внутри силуэта человека мы получили следующие результаты: у 5 человек — развита ментальная деятельность; у 8 человек ярко выражена эмоциональная деятельность, как ни странно у всех эмоции раскрашены желтым цветом.; у 7 человек раскрашены ноги, что говорит о том, что эти дети уверенны в себе и у них есть чувство опоры. Вся эта информация говорит о том, что следует обратить внимание на развитие эмоциональной сферы у этих детей.
Таблица 2- Результаты методики «Волшебная страна чувств» в контрольной группе на констатирующем этапе психолого — педагогического эксперимента
№ | Чувства | ||||||
Радость | Удовольствие | Страх | Вина | Обида | Грусть | Разочарование | Интерес |
1. | + | + | |||||
2. | + | ||||||
3. | + | + | |||||
4. | + | ||||||
5. | + | ||||||
6. | + | ||||||
7. | + | ||||||
8. | + | ||||||
9. | + | ||||||
10. | + | ||||||
11. | + | ||||||
12. | + | ||||||
13. | + | ||||||
14. | + | ||||||
15. | + | ||||||
16. | + | ||||||
17. | + | ||||||
18. | + | ||||||
19. | + | ||||||
20. | + | + | |||||
Итого |
Рисунок 2 — Результаты диагностики по методике «Волшебная страна чувств» в контрольной группе на констатирующем этапе психолого — педагогического эксперимента
«Фейс-тест» (тест лица) Н. В. Кузьминой
Экспериментальная группа( см. рис. 3)
При обработке результатов были сделаны следующие выводы: у 6человек преобладает радостное состояние, у 8 — сердитое и у 6 — печальное. Это говорит о том, что следует обратить внимание на деток у которых преобладают расстроенные чувства.
Таблица 3- Результаты методики «Фейс — тест» в экспериментальной группе на констатирующем этапе психолого — педагогического эксперимента
№ | Эмоции | ||
Печаль | Серьезность | Сердитость | Радость |
1. | + | ||
2. | + | ||
3. | + | + | |
4. | + | + | |
5. | + | ||
6. | + | + | |
7. | + | ||
8. | + | ||
9. | + | + | |
10. | + | + | |
11. | + | ||
12. | + | + | |
13. | + | ||
14. | + | + | |
15. | + | + | |
16. | + | ||
17. | + | ||
18. | + | ||
19. | + | ||
20. | + | ||
Итого |
Рисунок 3- Результаты диагностики по методике «Фейс — тест» в экспериментальной группе на констатирующем этапе психолого — педагогического эксперимента
Контрольная группа( см. рис. 4)
Результаты: у 12 человек преобладает радостное состояние, у 5 — сердитое и у 3 — печальное.
Таблица 4- Результаты методики «Фейс — тест» в контрольной группе на констатирующем этапе психолого — педагогического эксперимента
№ | Эмоции | ||
Печаль | Серьезность | Сердитость | Радость |
1. | + | ||
2. | + | ||
3. | + | ||
4. | + | ||
5. | + | ||
6. | + | ||
7. | + | ||
8. | + | ||
9. | + | + | |
10. | + | + | |
11. | + | ||
12. | + | + | |
13. | + | + | |
14. | + | ||
15. | + | + | |
16. | + | + | |
17. | + | + | |
18. | + | + | |
19. | + | ||
20. | + |
Рисунок 4 — Результаты диагностики по методике «Фейс — тест» в контрольной группе на констатирующем этапе психолого — педагогического эксперимента
Формирующий этап.
С целью развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста была проведена развивающая система упражнений (см. приложение В).
Методологической основой формирующего этапа послужили методические рекомендации авторов книг: Л. С. Выготский, М. И. Чистякова, Н. В. Кузьмина.
Задачи формирующего этапа работы:
· реализация системы упражнений направленной на развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста;
· выработка новых навыков понимания своих эмоций и эмоций других людей, а также умения управлять своими эмоциями.
Система упражнений была направлена на проведение развивающих занятий.
Цель занятий была направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.
Контрольный этап
Цель контрольного этапа: определить результаты опытно-экспериментальной работы, ее значимость; подвести общие итоги; составить рекомендации для образовательного учреждения (см. приложение Г).
Задачи контрольного этапа:
1. Проведение повторного диагностического исследования участников эксперимента с использованием диагностического инструментария, применявшегося на первом этапе.
2. Обработка данных, полученных в результате реализации системы упражнений направленной на развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.
3. Анализ результатов экспериментального исследования.
После проведения системы упражнений мы провели повторное диагностическое исследование участников эксперимента и получили следующие результаты.
Проэктивная методика «Волшебная страна чувств» ( см. рис. 5)
Мы получили следующие результаты в экспериментальной группе:
1) При раскрашивании домиков у 14 человек были задействованы все цвета, а у 6 — встречаются повторяющиеся цвета. Это говорит о том, что на этих деток следует обратить большее внимание.
2) При «заселении» в домики у 15 человек цвета подобраны адекватно, а у 5- нет..
3) Говоря о распределении обозначающих чувства цветов внутри силуэта человека мы получили следующие результаты: у 7 человек — развита ментальная деятельность; у 6 человек ярко выражена эмоциональная деятельность, как ни странно у всех эмоции раскрашены желтым цветом.; у 7 человек раскрашены ноги, что говорит о том, что эти дети уверенны в себе и у них есть чувство опоры. Вся эта информация говорит о том, что следует обратить внимание на развитие эмоциональной сферы у этих детей.
Таблица 5 — Результаты методики «Волшебная страна чувств» в экспериментальной группе на контрольном этапе психолого-педагогического эксперимента
№ | Чувства | ||||||
Радость | Удовольствие | Страх | Вина | Обида | Грусть | Разочарование | Интерес |
1. | + | + | + | ||||
2. | + | + | |||||
3. | + | + | |||||
4. | + | ||||||
5. | + | ||||||
6. | + | ||||||
7. | + | ||||||
8. | + | ||||||
9. | + | ||||||
10. | + | + | |||||
11. | + | ||||||
12. | + | + | |||||
13. | + | ||||||
14. | + | + | |||||
15. | + | ||||||
16. | + | ||||||
17. | + | ||||||
18. | + | + | |||||
19. | + | ||||||
20. | + | + | |||||
Итого |
Рисунок 5 — Результаты повторного исследования по методике «Волшебная страна чувств» в экспериментальной группе на контрольном этапе психолого-педагогического эксперимента
Результаты контрольной группы: ( см. рис. 6)
1) При раскрашивании домиков у 12 человек были задействованы все цвета, а у 8 — встречаются повторяющиеся цвета.
2) При «заселении» в домики у 13 человек цвета подобраны адекватно, а у 7- нет. У этих 7 человек «радости» и «удовольствию» соответствует черный и коричневый цвет.
3) Говоря о распределении обозначающих чувства цветов внутри силуэта человека мы получили следующие результаты: у 5 человек — развита ментальная деятельность; у 8 человек ярко выражена эмоциональная деятельность, как ни странно у всех эмоции раскрашены желтым цветом.; у 7 человек раскрашены ноги, что говорит о том, что эти дети уверенны в себе и у них есть чувство опоры. Вся эта информация говорит о том, что следует обратить внимание на развитие эмоциональной сферы у этих детей.
Таблица 6- Результаты проективной методики «Волшебная страна чувств» в контрольной группе на контрольном этапе психолого-педагогического эксперимента
№ | Чувства | ||||||
Радость | Удовольствие | Страх | Вина | Обида | Грусть | Разочарование | Интерес |
1. | + | + | |||||
2. | + | ||||||
3. | + | + | |||||
4. | + | ||||||
5. | + | ||||||
6. | + | ||||||
7. | + | ||||||
8. | + | ||||||
9. | + | ||||||
10. | + | ||||||
11. | + | ||||||
12. | + | ||||||
13. | + | ||||||
14. | + | ||||||
15. | + | ||||||
16. | + | ||||||
17. | + | ||||||
18. | + | ||||||
19. | + | ||||||
20. | + | + | |||||
Итого |
Рисунок 6- Результаты повторного исследования по методике «Волшебная страна чувств» в контрольной группе на контрольном этапе психолого-педагогического эксперимента
Таблица 7-Сравнительная таблица экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе психолого — педагогического эксперимента по методике «Волшебная страна чувств»
Эмоции | Констатирующий этап | Контрольный этап | ||
Экспериментальная группа | Контрольная группа | Экспериментальная группа | Контрольная группа | |
Положительные(радость, удовольствие,интерес) | 30%(9 чел.) | 25%( 7 чел.) | 80%( 15 чел.) | 25%( 7 чел.) |
Отрицательные(страх,вина, обида, грусть, разочарование) | 70%(11 чел.) | 75%( 13 чел.) | 20% ( 5 чел.) | 75%( 13 чел.) |
Рисунок 7-Сравнительная диаграмма экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе психолого — педагогического эксперимента по методике «Волшебная страна чувств»
Методика «Фейс — тест»
Экспериментальная группа ( см. рис. 7)
При обработке результатов были сделаны следующие выводы: у 16человек преобладает радостное состояние, у 2 — сердитое и у 2 — печальное. Это говорит о том, что следует обратить внимание на деток у которых преобладают расстроенные чувства.
Таблица 7- Результаты проэктивной методики «Волшебная страна чувств» в экспериментальной группе на контрольном этапе психолого-педагогического эксперимента
№ | Эмоции | ||
Печаль | Серьезность | Сердитость | Радость |
1. | + | + | |
2. | + | ||
3. | + | + | |
4. | + | + | |
5. | + | ||
6. | + | + | |
7. | + | ||
8. | + | ||
9. | + | + | |
10. | + | + | |
11. | + | ||
12. | + | + | |
13. | + | ||
14. | + | ||
15. | + | + | |
16. | + | ||
17. | + | ||
18. | |||
19. | + | ||
20. | + | ||
Итого |
Рисунок 8- Результаты повторного исследования по методике «Фейс — тест» в экспериментальной группе
Контрольная группа (см. рис. 8)
Результаты: у 12 человек преобладает радостное состояние, у 5 — сердитое и у 3 — печальное.
Таблица 8 — Результаты методики «Фейс — тест» в контрольной группе
№ | Эмоции | ||
Печаль | Серьезность | Сердитость | Радость |
1. | + | ||
2. | + | ||
3. | + | ||
4. | + | ||
5. | + | ||
6. | + | ||
7. | + | ||
8. | + | ||
9. | + | + | |
10. | + | + | |
11. | + | ||
12. | + | + | |
13. | + | + | |
14. | + | ||
15. | + | + | |
16. | + | + | |
17. | + | + | |
18. | + | + | |
19. | + | ||
20. | + |
Рисунок 9- Результаты повторного исследования по методике «Фейс — тест» в контрольной группе на контрольном этапе психолого-педагогического эксперимента
Таблица 9-Сравнительная таблица экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе психолого — педагогического эксперимента по методике «Фейс — тест»
Эмоции | Констатирующий этап | Контрольный этап | ||
Экспериментальная группа | Контрольная группа | Экспериментальная группа | Контрольная группа | |
Положительные (радость,серьезность) | 25%( 7 чел.) | 40%( 8 чел.) | 70%( 14 чел.) | 40%( 8 чел.) |
Отрицательные (печаль, злость) | 75% ( 13 чел.) | 60%( 12 чел.) | 30%( 6 чел.) | 60%( 12.чел.) |
Рисунок 10-Сравнительная диаграмма экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе психолого — педагогического эксперимента по методике «Фейс — тест»
В результате проведения экспериментального исследования мы выявили, что нами были выбраны именно те методики, которые помогают выявить уровень развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста. Повторное проведения методик для диагностики уровня развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста позволило увидеть, что у детей экспериментальной группы стали преобладать положительные эмоции, а это говорит о том, что мы верно подобрали систему упражнений.
Таким образом, в результате проведения экспериментального исследования мы подтвердили гипотезу о том, что развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста будет эффективным, если:
— исследовать уровень эмоционального развития ребенка дошкольного возраста;
— разработать и реализовать систему упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста;
-проводить психопрофилактические меры систематически и комплексно.
Заключение
Данная дипломная работа на тему: «Средства развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста» посвящена проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников, тема особенно актуальна и важна для тех педагогов, которые работают в ДОУ.
Анализ психолого — педагогической и научно — методической литературы, позволил раскрыть понятие эмоции — как особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей (П. К.Анохин). Эмоциональной сферы -которая является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма (ПК. Анохин, 1975, В.К. Вилюнас, 1976, К.Е. Изард, 1980, Я. Рейковский, 1979, С.Л, Рубинштейн, 1946, П.В. Симонов, 1970, 1993; и др.). Рассмотрены психические особенности развития ребенка дошкольного возраста, развитие эмоциональной сферы ребенка в дошкольном возрасте, средства развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.
Целью данной работы было следующее исследовать средства эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Осуществление цели и решение поставленных задач проходило в три этапа.
На первом этапе были рассмотрены эмоции как психологический феномен, его проявление у воспитанников детского сада, а также средства развития эмоциональной сферы у ребенка дошкольного возраста.
На втором этапе была проведена работа по практическому исследованию уровня развития эмоциональной сферы у воспитанников детского сада. Для этого были использованы методики, которые являются наиболее адекватными целям и задачам данной работы: Проективная методика «Волшебная страна чувств» и «Фейс — тест» Н. В. Кузьминой.
На третьем этапе дипломного проекта проводился анализ результатов, полученных после формирующего эксперимента.
Анализ диаграммных данных показал, что в экспериментальной группе на контрольном этапе эксперимента повысился уровень развития положительных эмоций.
Следовательно, уровень развития эмоциональной сферы в экспериментальной группе до и после проведения формирующего эксперимента отличаются. До проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе преобладали негативные эмоции, а после — положительные. Отсюда можно сделать вывод об эффективности разработанной нами системы упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.
Было выявлено, в экспериментальной группе во всех, без исключения методиках, произошли положительные изменения. Безусловно, сказывается роль проведенной системы упражнений. У детей контрольной группы эти показатели не изменились. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза подтверждается.
Результаты исследования оформлялись в дипломной работе в виде диаграмм и таблиц.
Были сделаны следующие выводы: развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста будет эффективным, если:
— исследовать уровень эмоционального развития ребенка дошкольного возраста;
— разработать и реализовать систему упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста;
-проводить психопрофилактические меры систематически и комплексно.
Воспитателям и родителям необходимо создать все условия для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.
Предложенные рекомендации для родителей и воспитателей, для развития эмоциональной сферы, по нашему мнению, помогут ребятам научиться распознавать свои эмоции и эмоции других людей, а также помогут научиться управлять своими эмоциями.
Список литературы
1. Анохин, П. К. Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.:Знание,2002.
3. Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд – во МГУ, 2002 ., 188 с..
4. Вилюнас В. К., Гиппенрейтер Ю.Б.. Психология эмоций. Тексты. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — 288 с
5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 2006
6. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л. С. Выготский. — М., 2002
7. Вимонас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.:Пресиздат,2003
8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Альма,2001
9. Валлон А. От действия к мысли.- М., 2003
10. Валлон А. Психическое развитие ребенка.- М., 2004
11. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.1.- М., 2001
12. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.3. М., 2005
13. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 2004. — № 10. – с. 61-64.
14. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. — М. : Политиздат, 2001. — 272 с
15. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии// Вопросы философии.- 2003.№12
16. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М.: Айрис – пресс, 2006.
17. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. Я.З. Неверович. – М.: Знание, 2005.
18. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 2005
19. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. — СПб. : Издательство «Питер», 2001. — 464 с
20. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2001. — 752 с
21. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. «Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика». — М.: Академия, 2004 г.- 288с.
22. Крейн У.Теории развития.- СПб, 2002
23. Костюк Г.С. Избранные психологические труды.- М.,2003
24. Кулачковская С.Е., Ладывир С.О Я – дошкольник.- К.,2007
25. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 2006.
26. Костерина Н.В. Психология индивидуальности (эмоции): Текст лекций. Ярославль, 2005.
27. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка //Психолог в детском саду. 2003
28. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» — Ярославль: Академия развитие, 1997 г. — 208 с.
29. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми у детей от рождения до 7 лет, Автореф. Дис.- М.,2003
30. Люблинская Г.О. Детская психология, Высшая школа.- К.,2001
31. Лурия А. Р. Теория развития высших психических функций в советской психологии. Вопросы Философии. – М., 2003
32. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей – М.: ЛИНКА – ПРЕСС,2007.
33. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с.
34. Обухова Л.В. Возрастная психология.- М.: Высшее образование, МГППУ,2009
35. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 2.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М., 2007
37. Симонов, П. В. Высшая нервная деятельность человека: мотивационно-эмоциональные аспекты / П. В. Симонов. — М. : Наука, 2003
38. Степанова В. А. Проявления эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития в изобразительной деятельности / В. А. Степанова – М. : Москва, 2004. – 140 c
39. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М. 2007
40. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Владос, 2006.
41. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001
42. ФедоровичЛ. А.. Составители О. В. гнета, Макаренко И. В., Федорович Л. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие — Кременчуг: Христианская Заря, 2008. — 217с.
43. Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе / Принцип развития в психологии. – М.: Просвещение, 2008
44. Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. – М. : Просвещение, 2005
45. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 2008
46. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Наука, 2001.
47. Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 2002.
48. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 2005
49. Эльконин Д.Б. Детская психология.- М., 2004.
50. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития.- М.: СП «Интерпракс», 2003
Источник