- Методика «Волшебная страна чувств» методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Диагностическое занятие «Страна чувств» план-конспект занятия по психологии по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Методика страна чувств для подростков
Методика «Волшебная страна чувств»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Цель: Выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни. Исследование психоэмоционального состояния ребенка
Задачи:
• Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями.
• Развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения.
• Развивать у детей навыки самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_strana_chuvstv.docx | 36.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика «Волшебная страна чувств»
(Авторская — Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)
Цель: Выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни. Исследование психоэмоционального состояния ребенка
Задачи:
• Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями.
• Развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения.
• Развивать у детей навыки самоконтроля.
Инвентарь: цветные карандаши, заготовки карты волшебной страны.
Время работы: 25 мин.
Возрастные рамки применения: клиенты от 5 лет до 13 лет.
Алгоритм работы.
Вступление. Каждому ребенку рассказывается сказка о жизни жителей волшебной страны чувств, и помочь им в решении их жизненных трудностей.
Основная часть.
Инструкция к действию:
Перед ребенком раскладываются восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики.
Шаг 1. Ребенку зачитывается следующий текст.
Далеко-далеко, а, может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Вина, Грусть, Злость, Страх, Обида и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем, каждое чувство: живет в доме определенного цвета. Кто-то: живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом .
Каждый день, как встает солнце, жители занимаются своими делами.
Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильны, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои дома разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда — всю краску унес ветер.
Инструкция: У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики.
Шаг 2. Ребенку говорят:
Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них.
Инструкция: Покажи им, где их домики.
Шаг 3.Ребенку говорят:
Спасибо, ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои дома. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как, же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотрите — вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.
Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту.
Обработка результатов
При обработке результатов важно обращать внимание на следующее:
1) все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков;
2) адекватно ли подобраны цвета при «заселении» в домики. Например,
неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако, несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, он, тем не менее, является диагностичным;
3) каким образом распределены обозначающие чувства цвета внутри силуэта человека.
Символически силуэт делится на 5 зон:
• голова и шея — символизируют ментальную деятельность;
• туловище до линии талии, исключая руки — символизируют эмоциональную деятельность;
• руки — символизируют коммуникативные функции;
• тазобедренная область — символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний;
• ноги — символизируют чувство «опоры», уверенность в себе, возможность «Заземления» негативных переживаний.
Таким образом, данная методика показывает нам актуальное психоэмоциональное состояние ребенка.
6 – 8 домиков (75%-100%) раскрашены адекватными цветами, распределены по «Карте страны» гармонично – норма психоэмоционального состояния.
3 – 5 (38%-62%) домиков раскрашены неадекватными цветами, распределение по «Карте страны» вызывает дисгармонию – уровень психоэмоционального состояния ниже нормы.
Выводы: Методика «Волшебная страна чувств» позволяет не только продиагностировать эмоциональную сферу ребенка, определить в каком актуальном эмоциональном состоянии ребенок пребывает, но и является хорошей коррекционной техникой направленной на выброс и отреагирование негативных эмоциональных состояний, раскрытие ресурса личности, развитие саморегуляции, формирование умения выражать свои мысли, развитие фантазии и воображения.
Источник
Диагностическое занятие «Страна чувств»
план-конспект занятия по психологии по теме
Занятие направлено на исследование психоэмоционального состояния,сплочения группы,накопление положительного эмоционального опыта,снятия психоэмоционального напряжения и тревожности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_strana_chuvstv.docx | 60.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы: бланки методики «Карта чувств» (см. приложение 1), восемь цветных карандашей по количеству участников, круг из корсажной ленты диаметром 1,5 м, ширина ленты — 1,5–2 см, магнитофон, запись подвижной музыки.
Задачи: принятие правил и норм работы группы; исследование психоэмоционального состояния; сплочение группы; накопление положительного эмоционального опыта; снятие психоэмоционального напряжения и тревожности.
Занятие начинается и заканчивается выполнением ритуала «входа» в сказку. (На этапе «выхода» повторяется ритуал «входа» в «обратном направлении».)
Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом. Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.
Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда — всю краску унес ветер.
У вас есть цветные карандаши. Пожалуйста, помогите жителям и раскрасьте домики.
( Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой приложения 1, где изображены домики .)
Игра «Раскрась домик»
Ведущий. Спасибо вам, ребята, от лица всех жителей. Вы восстановили страну. Настоящие волшебники! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помогите каждому жителю найти свой домик. Закрасьте или подчеркните название чувства цветом, соответствующим цвету его домика.
(Дети выполняют задание.)
Спасибо! Вы не только восстановили страну, но и помогли жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотрите — вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.
Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту.
Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это — человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).
Методика «Волшебная страна чувств»
Волшебная страна чувств
1. Раскрась домики в цвета: красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный.
2. Рассели в цветные домики жителей этой страны.
3. Раскрась карту.
Методика «Волшебная страна чувств»
При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.
• Все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков?
• Адекватен ли подбор цвета при «заселении» чувств в домики? Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако несмотря на то что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее он является диагностичным.
• Каково распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека?
Целесообразно символически разделить силуэт на пять зон:
— голова и шея (символизируют ментальную деятельность);
— туловище до линии талии, исключая руки (символизирует эмоциональную деятельность);
— руки до плеч (символизируют область сексуальных, а также творческих переживаний);
— ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также возможность «заземления» негативных переживаний).
Исследуя «карту», мы узнаем, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах «поселились» негативные чувства) человек имеет стремление «заземлиться», избавиться от них.
Астапов В.М. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. — М., 1995.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — СПб.: Питер,1999 (cерия «Мастера психологии»).
Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. — СПб., 1994.
Зейгарник Б.В., Николаева В.В., Лебединский В.В . Практикум по патопсихологии. — М.: Изд. Московского университета, 1987.
Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб., 2001.
Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребенку. — СПб., 1998.
Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии . — СПб., 2000.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. — СПб., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны выраженные отклонения в речевом развитии. Замедленность, недифференцированность, узость объёма восприятия, нарушения аналитико-синтетической д.
Данный классный час является завершающим этапом работы по теме «Взаимоотношения полов» в 10 классе. Ему предшествовали следующие мероприятия: 1. Урок ОБЖ «Инфекционные заболевания, передающиеся полов.
Музыкально-ритмическая способность, то есть музыкальный ритм, ощущение его человеком – это основа музыкальности. Формирование чувства ритма у учащегося – одна из на.
Урок по обществознанию в 8 классе с использованием презентации.
к разработке данных карт привела необходимость быстрого контроля знаний и умений по критериям соответствующим требованиям к уровню подготовки учащихся.Пользуясь картами, можно быстро определить уров.
Описание методики диагностических задач универсальных учебных действий и степени их сформированности.(Материал для диагностического портфолио по требованиям ФГОС) РЕГУЛЯТИВНЫЕ.
Диагностический минимум педагога-психолога ДОУ(Источник: диагностический комплект Павлова Н.Н., Руденко Г.Л, 2012 г.).
Источник
Методика страна чувств для подростков
Методика «Волшебная страна чувств».
Цель: исследование психоэмоционального состояния.
Возраст : от 5 до 13 лет
Перед ребенком (или детьми) ведущий раскладывает или просит достать восемь разноцветных карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный) и бланк методики.
Инструкция 1: «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость, Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем… Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.
Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда – всю краску унес ветер.»
У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики.
Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой, где изображены домики.
Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету домика».
Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств.
В результате мы узнаем, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.
Инструкция 3: «Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри – вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.
Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту. Помести на ней Чувства, живущие в домиках, как тебе хочется » .
Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это – человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).
Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят и говорит, что в следующий раз они начнут ближе знакомиться с этой страной и узнают много интересных историй.
При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.
1. Все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.
2. Адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики.
3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:
· голова и шея (символизируют ментальную деятельность);
· туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);
· руки до плеч (символизируют эмоциональную деятельность);
· тазобедренная область (символизирует область творческих переживаний);
· ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также возможность «Заземления» негативных переживаний).
Исследуя «карту», мы узнаем, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие» в голове, окрашивают мысли. Если в голове живет «страх», наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В ногах живут чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими.
6 – 8 домиков (75%-100%) раскрашены адекватными цветами, распределены по «Карте страны» гармонично – норма психоэмоционального состояния.
3 – 5 (38%-62%) домиков раскрашены неадекватными цветами, распределение по «Карте страны» вызывает дисгармонию – уровень психоэмоционального состояния ниже нормы.
Показатель психоэмоционального состояния, по каждому ребенку, заносится в сводную таблицу результатов исследования ответственного поведения младших школьников ( см.Приложение).
Источник