Методика шкала эмоциональной возбудимости шэв модификация рукавишникова
Учебно — методический и программно — аналитический материал для НОЦ практической психологии
Тесты интеллектуального развития
Тест умственных способностей. Разработан на основе методики Р. Амтхауэра «IST».
Направлен на измерение уровня развития приобретенного (вербального) интеллекта.
Тест «Домино — 48» Модифицированный вариант классического теста интеллекта «Домино» К. Анстея.
Предназначен для оперативного измерения уровня развития невербального интеллекта.
Тестовая батарея общих профессиональных способностей. Основана на тестах дифференциальных способностей Д. Беннета.
Включает пять отдельных тестов, направленных на диагностику разного рода профессиональных способностей.
Тест «Нарисуй человека». Адаптированный сокращенный вариант известной методики Гудинаф-Харрис.
Предназначен для оценки умственного развития ребенка 3-7 лет по сделанному им рисунку человека.
Тесты диагностики умственного развития ребенка 5-7 лет.
В пособие включены три теста, позволяющие определить уровень умственного развития ребенка 5-7 лет и сделать вывод о его готовности обучаться в школе.
«Готов ли ваш ребенок учиться в школе»
Пособие предназначено в первую очередь для родителей и воспитателей детских дошкольных учреждений. На основе полученной оценки делается вывод о степени готовности ребенка к обучению в школе.
Тест интеллекта, свободный от влияния культуры, тест вербального интеллекта.
Предназначены для измерения двух основных видов интеллекта : вербальный и невербальный.
Опросник профессиональных предпочтений. Адаптированный вариант методики Дж. Холланда «SDS».
Позволяет оценить принадлежность человека к одному из 6-ти типов личности.
Опросник терминальных ценностей (ОтеЦ)
Позволяет оценить выраженность восьми терминальных ценностей
Опросник терминальных ценностей – (ОтеЦ-2)
Опросник терминальных ценностей (ОтеЦ-2), предназначен для подростковой выборки.
Опросник межличностных отношений. Адаптация известной методики В. Шутца FIRO-B.
Предназначен для оценивания поведения в трех основных областях межличностных потребностей.
Личностный опросник НЭП. Адаптированный вариант методики Г. Айзенка «EPQ»
Позволяет определить параметры личности.
Тест «Рука» Адаптированный вариант проективной методики Б.Брикмена и Э. Вагнера, З. Пиотровски
Предназначен для оценки тенденций к агрессивному поведению и некоторых особенностей межличностных отношений.
Опросник приспособленности (подростковый вариант), адаптированный вариант известной методики Х.Белла.
Позволяет получить информацию о том, что думает и чувствует индивид.
Шкала эмоциональной возбудимости (ШЭВ). Адаптированный вариант опросника В. Брайтвайт.
Позволяет получить качественную оценку эмоциональной возбудимости.
Опросник личностной ориентации. Адаптированный вариант методики Э. Шострома POI.
Предназначена для оценки степени самоактулизации личности.
Шкала социального самоконтроля (ШСС) Адаптированный вариант опросника M. Снайдера.
Предназначена для определения уровня социального самоконтроля.
Шкала субъективного благополучия (ШСБ), Мендельсон, Чич и др.
Предназначена для измерения уровня психо-эмоционального самочувствия.
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
Предназначена для измерения склонности к реализации различных форм девиантного поведения.
Опросник психического выгорания А. Рукавишникова.
Предназначен для диагностики психического «выгорания» учителей.
Методика исследования макиавеллизма личности.
Определяет склонность человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях.
Опросник диагностики волевых качеств личности (ВКЛ)
Предназначен для диагностики выраженности волевых качеств личности взрослого человека.
Методические материалы по прикладной психологии
Методические материалы для психологического обследования детей 5-7 лет.
Позволяет сделать полное психическое обследование детей 5-7 лет.
Программы социально-психологического тренинга.
Подробное описание последовательности встреч и техники проведения.
Программа анимало-терапии для дошкольников.
Подробное изложение программы психокоррекции эмоционально-личностных проблем дошкольников, испытывающих сложности адаптации в социуме.
Сборник психокоррекционных техник. Адаптированный перевод работы П.Гаека и Э. Бакаларж «упражнения по психотерапии».
Пособие предназначено для практических психологов, занимающихся проблемами психотерапии и психокоррекции.
Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандартные требования к психологическим тестам.
Первая часть посвящена этическим нормам и требованиям, соблюдение которых предполагает любое психодиагностическое обследование. Стандартные требования предназначены для разработчиков и пользователей психологических тестов и психодиагностических методик.
Учебно — методический и программно — аналитический материал для исследовательской психологической лаборатории
1. Тест Д. Векслера (детский вариант)
2. Тест Д. Векслера (взрослый вариант)
3. Интеллектуальный тест Р. Кеттелла
4. Интеллектуальный тест Р. Кеттелла (стим. мат.)
6. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра
7. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра (стим. мат.)
8. Тест Дж. Гилфорда
9. Рисуночный тест Р.Силвер
10. Тест Е. Торренса
11. Тест детской апперцепции (САТ)
12. Цветовой тест М. Люшера
13. Цветовой тест М. Люшера (сокращ. комп.)
14. Тест Сонди — диагностика эмоционального состояния, влечений и потребностей.
15. Тест Сонди — диагностика эмоционального состояния, влечений и потребностей. (сокращ. комп.)
16. Тест С.Розенцвейга (базовый вариант- взрослый)
17. Тест С.Розенцвейга (базовый вариант- детский)
18. Тест С.Розенцвейга (дополнительный комп.- взрослый)
19. Тест С.Розенцвейга (дополнительный комп.- детский)
20. Тест С.Розенцвейга (базовый вариант- взрослый) стим. мат.
21. Факторный личностный опросник Р.Кеттелла (базовый вариант 16 PF-взрослый)
22. Факторный личностный опросник Р.Кеттелла (баз. вариант взрослый)
23. Факторный личностный опросник Р.Кеттелла (дополнительный комплект HSPQ-подростковый)
24. Факторный личностный опросник Р.Кеттелла (дополнительный комплект СPQ-детский)
25. Факторный личностный опросник Р.Кеттелла (дополнительный комплект СPQ-детский)
26. Факторный личностный опросник Р.Кеттелла (дополнительный комплект HSPQ-подростковый)
27. Личностный опросник MMPI
28. Личностный опросник MMPI (стим. мат.)
29. Тест акцентуаций свойств темперамента (ТАСТ)
30. Тест акцентуаций свойств темперамента (стим. мат.)
31. Методика рисуночных метафор «Жизненный путь»
32. Проективная методика «Hand-тест»
33. Тест Э. Ландольта
34. Тест Тулуз-Пьерона
35. Методика экспресс-диагностики функционального состояния и работоспособности человека (Методика М.П. Мороз)
36. Методика интегральной диагностики и коррекции стресса (ИДИКС) (методика А.Б. Леоновой)
37. Мотивационный тест А. Шмелева (ТЮФ)
38. Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал»
39. Ко-терапевтическая компьют.система «Келли-98»
40. Оценка уровня развития и формирования коллектива «Вектор»
41. Методика определения готовности к школе (комплект для ОШ и гимназий)
42. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах (Методика Л.А. Ясюковой)
43. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах (Методика Л.А. Ясюковой) стимул. мат.
44. Прогноз и профилактика проблем обучения , социализация и профориентация старшеклассников. (Методика Л.А. Ясюковой)
45. Автоматизированная профориентационная экспресс-диагностика «Ориентир» (групповая)
46. Транс-медитативный аудио-сеанс «Встреча с целителем» (CD)
47. «Ультрапарадоксальная психотерапия» Н.И. Косенкова /психокоррекция функционального состояния психосоматических больных/. CD
48. Методический комплект для детей 5(6)-8 лет
49. Методический комплект для детей 7-10 лет
50. Методический комплект для детей 9-14 лет
51. Комплект ученика для детей 5(6)-8 лет
52. Комплект ученика для детей 7-10 лет
53. Комплект ученика для детей 9-14 лет
54. Методика диагностики дифференциаций эмоциональной сферы ребенка «Домики» (методика О. А. Ореховой)
Специализированное оборудование для исследовательской психологической лаборатории
1. Полиграфическая система РИФ, предназначен для исследования психофизиологических особенностей человека, решения задач безопасности. Позволяет проводить комплексную оценку психологических характеристик: уровень интеллектуального развития, стиль мышления, особенности внимания, памяти, мышления, способность к обучению.
2. Полиграфическая система КРИС, используется для определения эмоциональной и нервно-психической устойчивости, уровня самоконтроля, преобладающего настроения, мотивационной сферы личности, работоспособности.
3. Аудио-видео комплекс АВК-04, предназначен для видеозвуковой поддержки, исследовательских процедур.
4. Мультимедийный проектор NEC LT 265/LT 245, предназначен для поддержки научно-исследовательской и учебной деятельности, осуществляемой на базе психофизиологической лаборатории.
Специализированное оборудование для научно-образовательного и консультативного центра «Инклюзивное образование»
1. Принтер Брайля Everest — D V 4 с соответствующим программным обеспечением,
2. Магнитный набор «Ориентир» (3 штуки),
3. Компьютер – 2 штуки,
4. Программа экранного доступа Jaws for Windows ,
5. Многофункциональное устройство,
6. Программа Fine Rider,
7. дисплей Брайля Focus 14,
9. Метр складной с рельефными делениями
Специальная учебная литература на Брайле (рельефно-графические пособия ) для незрячих и слабовидящих студентов:
1. Азбука движений. Основные положения тела: пособие по физической культуре .— Москва : ООО «ИПТК «Логосвос», 2012 .— [34] c. : ил. – 3 экз.
2. Алфавиты. Рельефные изображения и брайлевские обозначения : пособие : 12+ / ред. А. А. Юносова .— Москва : ООО «ИПТК «Логосвос», 2012 .— [18] с. – 3 экз.
3. Альбом рельефных прописных букв, цифр, знаков и краткое руководство по обучению плоскому письму / сост. Р. А. Вершинина, А. И. Каплан. – Москва : ООО «ИПТК «Логосвос», 2012 . – [30] c. – 3 экз
Подробнее со специальным техническим оснащением НОЦ «Инклюзивное образование» можно ознакомиться по ссылке.
Источник
Формы и методы диагностики, профилактики и коррекции эмоционального выгорания
Для диагностики, профилактики и коррекции эмоционального выгорания, а также факторов, влияющих на возникновение и развитие феномена, можно использовать методический комплекс, включающий следующие формы и методы психологической работы.
В целях диагностики выгорания и его детерминант применяется:
– метод наблюдения (для диагностики состояния психологического благополучия работников, социально-психологического климата в коллективе, взаимоотношений между коллегами и с администрацией);
– метод беседы (для диагностики эмоционального состояния профессионалов, их отношения к субъектам их деятельности и коллегам, к работе в целом, а также для определения факторов, негативно влияющих на психологическое состояние и эффективность деятельности специалистов);
– метод экспертных оценок (для изучения объективного состояния социально-психологического климата и организационных характеристик деятельности коллектива);
– метод анализа документации (в целях изучения особенностей организации деятельности);
– психодиагностические методики: «Опросник психического выгорания для учителей» (А.А.Рукавишников)[11], «Опросник психического выгорания для работников социальных профессий» (В.Е.Орел, И.Г.Сенин)[10], опросник «Профессиональное выгорание» (Н.Водопьянова)[6] для выявления уровня эмоционального выгорания; опросник «Нейротизм. Экстраверсия. Психотизм» (А.А.Рукавишников и др.)[12] для диагностики индивидуально-личностных особенностей; «Шкала эмоциональной возбудимости» (А.А.Рукавишников и др.)[13] для оценки качественных характеристик нейротизма; опросник «Стилевая саморегуляция поведения» (В.И.Моросанова)[8] для диагностики уровня развития умений и навыков саморегуляции; методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич)[7] для изучения особенностей ценностно-мотивационной сферы педагогов; «Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе» (О.С.Михалюк и А.Ю.Шалыто)[14] для диагностики социально-психологического климата коллектива; методика «Особенности организации профессиональной деятельности» (М.В. Борисова)[3] для анализа факторов, связанных с организацией деятельности и др.
В целях профилактики и коррекции выгорания проводятся лекции, семинары, практические занятия с элементами тренинга, направленные на ознакомление с феноменом эмоционального выгорания, факторами, способствующими его возникновению, возможными способами предотвращения выгорания и снижения негативного влияния этого явления на личность и деятельность профессионала.
Представленные формы и методы практической психологической работы могут применяться на разных этапах профессионального становления личности.
На этапе профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов целесообразно использовать методики, направленные на выявление профессиональной мотивации школьников, их профессиональных интересов и предпочтений, таких как «Дифференциально-диагностический опросник» (Е.А.Климов), методику «Карта интересов» (А.Е. Голомшток), «Опросник профессиональных предпочтений» (Л.Н. Кабардова; Дж. Холланд) и др., для ориентации школьников на ту или иную профессиональную сферу.
Кроме того, для учащихся, ориентированных на социальную сферу, необходимо проводить специальную диагностику, выявляющую личностные особенности, которые способствуют возникновению эмоционального выгорания.
Так, для выявления уровня нейротизма можно использовать методику «Шкала эмоциональной возбудимости» для экспресс-диагностики уровня нейротизма и оценки его качественных характеристик; опросник «Нейротизм. Экстраверсия. Психотизм» для диагностики индивидуально-личностных особенностей учащихся.
«Шкала эмоциональной возбудимости»
Методика может использоваться для экспресс-диагностики как общего уровня выраженности нейротизма личности, так и его отдельных компонентов, таких, как общая эмоциональность, гнев, робость и отсутствие контроля над эмоциями.
Общая эмоциональность – чувствительность к дисстрессу. Высокий балл свидетельствует о тенденции к повышенной эмоциональной лабильности, раздражительности, переживанию негативных эмоций – легкости их возникновения и продолжительности. Низкий балл свидетельствует об эмоциональной стабильности, устойчивости к психотравмирующим стимулам, отсутствии негативных эмоций.
Гнев. Высокий балл свидетельствует о наличии экстернальной агрессивности. Проявляется в тенденции частого и интенсивного переживания чувства гнева и его вербального и невербального выражения. Низкий балл показывает отсутствие агрессивных тенденций.
Робость. Высокий балл характеризует нерешительность, частые сомнения, легкость возникновения и интенсивность переживания чувства тревоги, неуверенности. Низкий балл свидетельствует о том, что испытуемый не впадает в панику в стрессовых ситуациях, способен спокойно и обдуманно принять необходимое решение.
Отсутствие контроля над эмоциями. Индивиды с высокими значениями импульсивны, эмоционально лабильны, неспособны контролировать свои эмоциональные реакции. Низкий балл свидетельствует о развитой способности контролировать свои эмоции.
Эмоциональная возбудимость (суммарный показатель). Лица с высокими значениями имеют низкий порог переживания дисстресса, переживают его более часто и с большей интенсивностью. Для них характерна раздражительность, переживание негативных эмоций, агрессивность, импульсивность, нерешительность, чувство тревоги и неуверенности, эмоциональная лабильность, отсутствие контроля над эмоциями. Испытуемые с низкими значениями эмоционально стабильны, устойчивы, адекватно реагируют на психотравмирующие ситуации, гораздо меньше склонны испытывать негативные эмоции, не агрессивны, не тревожны, контролируют собственные эмоциональные проявления.
Испытуемому выдается бланк ответов, на котором дана инструкция и пункты опросника. Каждый пункт оценивается по 5-балльной шкале. Испытуемому надо отметить на бланке балл, соответствующий его ответу на данный пункт. Баллы по отдельным пунктам суммируются в итоговый балл по тесту, который затем переводится в стандартную оценку (стены) по таблице норм. Испытуемые, получившие от 1 до 3 стенов, обладают низкой эмоциональной возбудимостью. Испытуемые, получившие от 8 до 10 стенов, обладают высокой эмоциональной возбудимостью. Оценки 4 и 7 стенов свидетельствуют о тенденции к низкой или высокой возбудимости соответственно, а оценки 5-6 стенов говорят о средней выраженности данного свойства.
Методика позволяет также получить качественную оценку нейротизма при исследовании выраженности отдельных его компонентов: общая эмоциональность – пункты 1,3,6,10,13,15; гнев – пункты 4,9,12; робость – пункты 5,8,11; отсутствие контроля над эмоциями – пункты 2,7,14.
Инструкция: Вам предлагается несколько утверждений о том, как люди себя ведут, что-то делают или чувствуют. Прочтите внимательно каждое утверждение и решите, насколько оно верно по отношению к Вам. Для каждого утверждения обведите ту цифру, которая соответствует номеру выбранного Вами варианта ответа. Если Вы решили что
– «нет, это на меня совсем не похоже» – обведите цифру 1
– «нет, это на меня не очень похоже» – обведите цифру 2
– «вы затрудняетесь ответить» – обведите цифру 3
– «да, это что-то похожее на меня» – обведите цифру 4
– «да, это на меня очень похоже» – обведите цифру 5
1. Я человек эмоциональный 1 2 3 4 5
2. Мне трудно контролировать свои импульсы 1 2 3 4 5
3. Я часто расстраиваюсь 1 2 3 4 5
4. Я срываюсь на крик реже, чем большинство людей 1 2 3 4 5
5. Когда я пугаюсь, то впадаю в панику 1 2 3 4 5
6. Многие вещи меня раздражают 1 2 3 4 5
7. Я склонен быстро перескакивать с одного увлечения на другое 1 2 3 4 5
8. Меня трудно испугать 1 2 3 4 5
9. Я известен как «горячий» и «темпераментный» человек 1 2 3 4 5
10. По сравнению с другими людьми я легче переживаю неудачи 1 2 3 4 5
11. Обычно я могу на что-то решиться 1 2 3 4 5
12. Когда я рассержен, я сразу даю это понять окружающим 1 2 3 4 5
13. Меня трудно вывести из себя 1 2 3 4 5
14. Я легко впадаю в скуку 1 2 3 4 5
15. Я почти всегда спокоен – ничто не беспокоит меня 1 2 3 4 5
Источник