Текущая страница: 53 (всего у книги 76 страниц) [доступный отрывок для чтения: 28 страниц]
Методика опубликована в книге: Практические занятия по психологии / Под ред. А. Ц. Пуни. М.: ФиС, 1977.
Шкала оценки внешних признаков эмоционального возбуждения включает в себя оценку поведения, внимания, мимики, пантомимики, движений, статических поз, речи, вегетативных сдвигов.
Шкала оценки (окончание).
Протокол оценок внешних проявлений эмоционального возбуждения.
В каждой группе признаков шкала оценок строится по принципу нарастания внешнего проявления эмоционального возбуждения:
– оценка 2 балла соответствует обычному – фоновому – эмоциональному состоянию, свойственному человеку, находящемуся в спокойной обстановке;
– оценка 1 балл – недостаточному эмоциональному возбуждению (предстартовой апатии);
– оценка 3 балла – повышенному по сравнению с обычным уровню эмоционального возбуждения (для многих спортсменов он является оптимальным, соответствующим состоянию готовности);
– оценка 4 балла – состоянию предстартовой лихорадки, когда внешние проявления эмоций свидетельствуют об их чрезмерной интенсивности.
Методика «Шкала дифференциальных эмоций»
Методика взята из книги: Ротина Л. Н. Развитие эмоционального мира личности: Учебно-методическое пособие. Минск, 1999.
Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) – инструмент самоотчета, созданный для оценки выражения индивидом фундаментальных эмоций или комплексов эмоций. Она представляет собой список общеупотребительных определений, которые в то же время стандартизированы и переводят индивидуальное описание эмоционального переживания в отдельные категории эмоций. С помощью этой шкалы можно оценивать целый ряд эмоций человека. Изменение в инструкции позволяет использовать тот же самый набор шкал для оценки эмоциональных переживаний (частота, с которой в течение некоторого времени переживается эмоция, может рассматриваться как «эмоциональная черта»). Эта модификация шкалы была обозначена как вторая шкала дифференциальных эмоций. И первая, и вторая шкалы состоят из тридцати прилагательных (по три для каждой из десяти фундаментальных эмоций). Инструкция к первой методике требует от индивида оценить по одной пятипунктной шкале интенсивности степень точности, с которой каждое слово описывает то, что он чувствует в настоящее время. B инструкции ко второй методике индивида просят проанализировать определенный период времени (продолжительность которого может варьироваться) и оценить частоту, с которой он испытывал каждую эмоцию в течение этого времени. Цель второй шкалы – определить, как часто некто переживает каждую из фундаментальных эмоций, причем частота переживания данной эмоции рассматривается как показатель «эмоциональной черты». Ниже дается перечень слов, отражающих различные эмоциональные переживания.
6. Чувствующий неприязнь
16. Чувствующий омерзение
26. Чувствующий отвращение
28. Сеющий панику
Ключ: определения 1, 11 и 21 относятся к интересу; 6, 16, 26 – к отвращению; 2, 12, 22 – к радости; 7, 17, 27 – к презрению; 3, 13, 23 – к удивлению; 8, 18, 28 – к страху; 4, 14, 24 – горю; 9, 19, 29 – к стыду; 5, 15, 25 – к гневу; 10, 20, 30 – к вине.
Подсчитывается сумма баллов, набранная при ответах при первом и втором задании (первая и вторая шкала), для каждой эмоции. Диапазон выраженности эмоции – от 0 до 15 баллов. Сравнение суммы баллов по каждой эмоции выявляет преобладающую в данный момент эмоцию (по первой шкале) и частоту ее проявления (по второй шкале).
Модифицированная методика T. Дембо «Размещение себя на шкале»
Используется в психопатологической практике в целях выявления самооценки испытуемого, представления человека о том, насколько он счастлив. Процедура оригинального эксперимента такова. Экспериментатор показывает испытуемому лист бумаги с начерченной на нем вертикальной линией и просит представить, будто на этой линии расположилось все человечество: вверху – самые здоровые, внизу – самые больные. Задача больного – отметить крестиком свое место на этой импровизированной шкале. После того как он это сделает, проводится еще одна линия и предлагается аналогичная задача, с той лишь разницей, что оценка идет не по шкале здоровья, а по шкале ума (вверху – самые умные, внизу – самые глупые). Процедура, таким образом, позволяет выявить самооценку по ряду параметров. Вся длина линии (100 мм) принимается за 100% и высчитывается расположение крестика от нуля.
Модификация методики состоит в том, что в качестве шкал выбираются четыре эмоции – радость, гнев, страх и печаль. Испытуемому даются письменная инструкция и лист бумаги с четырьмя параллельными вертикальными отрезками прямых (каждый отрезок имеет длину 100 мм, не проградуирован, обозначены словами только его концы: нижний – «минимум», верхний – «максимум»). Каждый отрезок является шкалой, на которой испытуемый должен крестиком отметить свое место в отношении здоровья, чувства оптимизма (радость), склонности к проявлениям чувства гнева, тревоги (страха) и печали. Шкала «Здоровье» дается для ознакомления испытуемого с заданием, оценка по ней не учитывается. Данные по остальным шкалам выражаются количественно: числом миллиметров от начала шкалы до крестика, поставленного испытуемым (в %).
Эта методика может использоваться и во втором варианте, с привлечением знающих данного испытуемого судей. Высчитываются средние арифметические оценок, данных несколькими судьями.
Особенностями модифицированной методики Т. Дембо являются глобальность оценки и предельная открытость целей эксперимента перед испытуемыми и судьями. Недостатком методики является возможная неискренность испытуемого, возможное отсутствие у него рефлексивного опыта, наличие симпатий или антипатий между судьями и испытуемым, различия субъективных шкал у судей.
Методика «Склонность к постоянному пониженному настроению (дистимии)»
Методика предложена В. В. Бойко.
Инструкция. Отвечайте «да» или «нет» на нижеследующие ситуации.
1. Вы унылый, редко радующийся человек.
2. Вам трудно быть абсолютно беззаботно веселым, «отключившись» от всех забот.
3. Вас трудно чем-либо обрадовать.
4. Вы оцениваете жизнь в целом пессимистично.
5. В будущем вы не ожидаете радостей.
6. У вас часто несколько подавленное настроение.
7. Жизнь вам кажется трудной.
8. Вы равнодушны к анекдотам (или не любите их).
9. В беседе вы скудны на слова.
10. Вас часто посещают мрачные мысли.
11. Хорошая солнечная погода не вызывает у вас душевного подъема.
12. Вы чувствуете себя не совсем уютно в шумной, веселой компании.
Обработка данных и выводы. За каждый утвердительный ответ начисляется по 1 баллу. Подсчитывается общая сумма баллов. Если опрашиваемый получил 10—12 баллов, то у него дистимия, определяющая стиль его жизни, 5–9 баллов – у него заметна тенденция к пониженному настроению, 4 балла и меньше – такой тенденции у него нет.
Методика САН (самочувствие, активность, настроение)
Методика предложена В. А. Доскиным с соавторами (1973) и состоит из 30 биполярных шкал, которые группируются в три категории – самочувствие, активность и настроение.
Инструкция. На выданном бланке вам нужно выразить оценку своего состояния по каждой позиции в баллах в соответствии с имеющейся шкалой (зачеркните соответствующую цифру). Если вы не можете определить свое состояние по какой-нибудь позиции, то зачеркните 0.
Бланк для регистрации ответов.
Обработка результатов. Подсчитывается сумма балов по каждой категории, для чего цифры шкалы переводятся в семибалльную оценку: по позициям 1, 2, 5–8, 11—14, 17—20, 23—26, 29, 30 – от 7 до 1 балла, а по позициям 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28 – от 1 до 7 баллов.
Самочувствие определяется по сумме баллов, набранной по позициям 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность определяется суммой, набранной по позициям 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение выражается суммой, набранной по позициям 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Норма находится в пределах 50—55 баллов.
Самооценка эмоциональных состояний с помощью методики «Градусник»
Методика разработана Н. П. Фетискиным и предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас». Она может использоваться в процессе учебных занятий и трудовой деятельности. Достоинством методики является быстрая фиксация состояний в их динамике.
Инструкция. Перед вами на бланке изображен медицинский градусник, на котором имеется несколько шкал, соответствующих тому или иному эмоциональному состоянию (рис. 1).
Деления на шкалах соответствуют тому или иному уровню вашего состояния. Выберите ту шкалу, которая в наибольшей степени соответствует вашему состоянию в данный момент, и пометьте любым знаком на этой шкале градусника «температуру» имеющегося в данный момент состояния.
Шкалы градусника соответствуют следующим состояниям: восторженному, радостному, светлому (приятному); спокойному, уравновешенному; безразличному, скучному, дремотному; раздраженному, пресыщенному.
Интерпретация данных. Расположение знака до 36° соответствует слабой выраженности состояния, от 36 до 37° – средней выраженности состояния, от 37 до 38° – высокой выраженности, а от 38 до 39° – очень высокой выраженности данного эмоционального состояния.
Методика «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний»
Методика разработана Н. П. Фетискиным и предназначена для экспресс-диагностики ряда эмоциональных состояний на основании выбора эталонных масок, соответствующих, по мнению испытуемого, его состоянию в данный момент.
Инструкция. На бланке (рис. 2) изображены девять мимических масок, отображающих различные эмоциональные состояния.
Вам нужно сопоставить свое теперешнее эмоциональное состояние с эталонными масками и после этого на листе бумаги указать номер той из них, которая в большей степени совпадает с вашим настроением. Тут же буквой обозначьте степень выраженности вашего эмоционального состояния: а – оно выражено несколько больше других, б – выражено сильно, в – выражено очень сильно.
Обработка данных. Для обработки и анализа результатов необходимо пользоваться ключом, в котором пронумерованным маскам соответствуют следующие эмоциональные состояния.
1. Спокойное, уравновешенное.
2. Светлое, приятное. 7. Дремотное.
3. Безразличное. 8. Восторженное.
4. Скучное. 9. Пресыщенное.
Рисовально-символическая самооценка эмоциональных состояний
Методика предложена Н. П. Фетискиным. Ее характерной чертой является высокая включенность и самостоятельность испытуемых при конструировании экспрессивного образа переживаемого ими одного из следующих состояний: восторженного, радостного, спокойно-уравновешенного, безразличного, скучного и раздраженного. Для облегчения этой задачи испытуемым дается бланк с шифром указанных эмоциональных состояний, на котором положение бровей, глаз, носа, рта, шеи и рук различно для указанных выше пяти состояний.
Инструкция. Вам даны два бланка. На одном из них изображены контуры верхней части туловища («мишени») – рис. 3. На них вам нужно как можно точнее передать свое настроение. Для этого воспользуйтесь вторым бланком, на котором даны шифры различных настроений (табл. 1).
В таблице слева указаны некоторые части лица, а справа по горизонтали – их детали, которые отражают разные состояния человека. Для облегчения заполнения «мишени» к каждой детали лица дается словесное пояснение, т. е. что обозначает каждая из пяти деталей. А теперь подберите ту деталь бровей, которая в большей степени совпадает с вашим настроением в данный момент. После этого переходите к глазам и т. д. В процессе заполнения не старайтесь представить себя идеальным или симпатичным, а передайте как можно точнее свое состояние. Рисовать надо долго не думая, перенося из шифра те детали, которые совпадают, по вашему мнению, с имеющимся у вас настроением. На выполнение задания вам дается три минуты.
Возможны и другие варианты работы с методикой (в большей мере для лиц мужского пола), когда вместо цельного заполнения мишени символическими деталями предлагается записывать номер детали в специальный бланк (табл. 1). В этом случае нейтрализуется повышенный интерес к рисованию деталей и сокращается время исследования.
Таблица 1. Бланк заполнения рисовально-символической оценки эмоционального состояния.
Обработка результатов. Оценка результатов производится в диапазоне от +2 до –2 по каждой части лица. Детали бровей, носа и шеи слева направо оценивается так: +2, +1, 0, –1, –2; глаз, рта и рук: –2, –1, 0, +1, +2. На основе этого подсчитывается общее количество баллов выданной «мишени».
Интерпретация. Восторженному состоянию соответствует +12 баллов и больше, радостному – +6 – +11 баллов, спокойному, уравновешенному – 0 – +5 баллов; безразличному – 0 —6 баллов, скучному – 7 —11 баллов, раздраженному (пресыщенному) —12 и больше баллов.
Измерение степени выраженности сниженного настроения – субдепрессии
Для проведения исследования используется шкала сниженного настроения – субдепрессии (ШСНС), основанная на опроснике B. Зунга и адаптированная T. H. Балашовой. Шкала включает 20 утверждений, характеризующих проявления сниженного настроения – субдепрессии.
Исследование проводится индивидуально.
Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и отметьте один из четырех вариантов ответов справа в зависимости от того, как вы чувствуете себя в настоящее время.
После заполнения тестового бланка производится подсчет баллов, набранных испытуемым. В опроснике содержится 10 «прямых» (1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15 и 19) и 10 «обратных» вопросов (2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18 и 20). Каждый ответ оценивается от 1 до 4 баллов. «Обратные» ответы подсчитываются отдельно. Затем баллы, набранные испытуемым по «прямым» (∑пр) и «обратным» (∑об) ответам, суммируются, и полученная таким образом «сырая» оценка переводится в шкальную О’ по формуле
Нормативные данные, полученные на 200 здоровых испытуемых, указывают, что средняя величина индекса снижения настроения равна 40,25 ± 5,99 балла. Весь объем шкальных оценок делится на четыре диапазона:
– диапазон 1 – ниже 50 баллов – лица, не имеющие в момент опыта сниженного настроения;
– диапазон 2 – от 51 до 59 баллов – незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения;
– диапазон 3 – от 60 до 69 баллов – значительное снижение настроения;
– диапазон 4 – выше 70 баллов – глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия).
Таким образом, результаты каждого испытуемого соответствуют одной из четырех степеней снижения настроения. Полученные данные записываются в протокол с указанием как количества набранных испытуемым баллов, так и степени снижения настроения.
Методика «Определение уровня депрессии»
Предлагаемая методика В. А. Жмурова дается в авторской правке В. В. Бойко и выявляет главным образом тоскливую или меланхолическую депрессию на данный момент.
Инструкция. Прочтите каждую группу показаний и выберите подходящий вариант ответа – 0, 1, 2 или 3.
1.0. Мое настроение сейчас не более подавлено (печально), чем обычно.
1.1. Пожалуй, оно более подавлено (печально), чем обычно.
1.2. Да, оно более подавлено (печально), чем обычно.
1.3. Мое настроение намного более подавлено (печально), чем обычно.
2.0. Я чувствую, что у меня нет тоскливого (траурного) настроения.
2.1. У меня иногда бывает такое настроение.
2.2. У меня часто бывает такое настроение.
2.3. Такое настроение у меня бывает постоянно.
3.0. Я не чувствую себя так, будто я остался без чего-то очень важного для меня.
3.1. У меня иногда бывает такое чувство
3.2. У меня часто бывает такое чувство.
3.3. Я постоянно чувствую себя так, будто я остался без чего-то очень важного для меня.
4.0. У меня не бывает чувства, будто моя жизнь зашла в тупик.
4.1. У меня иногда бывает такое чувство.
4.2. У меня часто бывает такое чувство.
4.3. Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь зашла в тупик.
5.0. У меня не бывает чувства, будто я состарился(лась).
5.1. У меня иногда бывает такое чувство.
5.2. У меня часто бывает такое чувство:
5.3. Я постоянно чувствую, будто я состарился(лась).
6.0. У меня не бывает состояний, когда на душе очень тяжело.
6.1. У меня иногда бывает такое состояние,
6.2. У меня часто бывает такое состояние.
6.3. Я постоянно нахожусь в таком состоянии.
7.0. Я чувствую себя спокойно за свое будущее, как обычно.
7.1. Пожалуй, будущее беспокоит меня несколько больше, чем обычно.
7.2. Будущее беспокоит меня значительно больше, чем обычно.
7.3. Будущее беспокоит меня намного больше, чем обычно.
8.0. В своем прошлом я вижу плохого не больше, чем обычно.
8.1. В своем прошлом я вижу плохого несколько больше, чем обычно.
8.2. В своем прошлом я вижу плохого значительно больше, чем обычно.
8.3. В своем прошлом я вижу намного больше плохого, чем обычно.
9.0. Надежд на лучшее у меня не меньше, чем обычно.
9.1. Таких надежд у меня несколько меньше, чем обычно.
9.2. Таких надежд у меня значительно меньше, чем обычно.
9.3. Надежд на лучшее у меня намного меньше, чем обычно.
10.0. Я боязлив(а) не более обычного.
10.1. Я боязлив(а) несколько более обычного.
10.2. Я боязлив(а) значительно более обычного.
10.3. Я боязлив(а) намного более обычного.
11.0. Хорошее меня радует, как и прежде.
11.1. Я чувствую, что оно радует меня несколько меньше прежнего.
11.2. Оно радует меня значительно меньше прежнего.
11.3. Я чувствую, что оно радует меня намного меньше прежнего.
12.0. У меня нет чувства, что моя жизнь бессмысленна.
12.1. У меня иногда бывает такое чувство.
12.2. У меня часто бывает такое чувство.
12.3. Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь бессмысленна.
13.0. Я обидчив(а) не больше, чем обычно.
13.1. Пожалуй, я несколько более обидчив(а), чем обычно.
13.2. Я обидчив(а) значительно больше, чем обычно.
13.3. Я обидчив(а) намного больше, чем обычно.
14.0. Я получаю удовольствие от приятного, как и раньше.
14.1. Я получаю такого удовольствия несколько меньше, чем раньше.
14.2. Я получаю такого удовольствия значительно меньше, чем раньше.
14.3. Я не получаю теперь удовольствие от приятного.
15.0. Обычно я не чувствую вины, если нет на это причины.
15.1. Иногда я чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).
15.2. Я часто чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).
15.3. Я постоянно чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).
16.0. Если что-то у меня не так, я виню себя не больше обычного.
16.1. Я виню себя за это несколько больше обычного.
16.2. Я виню себя за это значительно больше обычного.
16.3. Если что-то у меня не так, я виню себя намного больше обычного.
17.0. Обычно у меня не бывает ненависти к себе.
17.1. Иногда бывает, что я ненавижу себя.
17.2. Часто бывает так, что я себя ненавижу.
17.3. Я постоянно чувствую, что ненавижу себя.
18.0. У меня не бывает чувства, будто я погряз(ла) в грехах.
18.1. У меня иногда бывает теперь это чувство.
18.2. У меня часто теперь бывает это чувство.
18.3. Это чувство у меня теперь не проходит.
19.0. Я виню себя за проступки других не больше обычного.
19.1. Я виню себя за них несколько больше обычного.
19.2. Я виню себя за них значительно больше обычного.
19.3. За проступки других я виню себя намного больше обычного.
20.0. Состояния, когда все кажется бессмысленным, у меня обычно не бывает.
20.1. Иногда у меня бывает такое состояние.
20.2. У меня часто бывает теперь такое состояние.
20.3. Это состояние у меня теперь не проходит.
21.0. Чувства, что я заслужил(а) кару, у меня не бывает.
21.1. Теперь иногда бывает.
21.2. Оно часто бывает у меня.
21.3. Это чувство у меня теперь практически не проходит.
22.0. Я вижу в себе не меньше хорошего, чем прежде.
22.1. Я вижу в себе несколько меньше хорошего, чем прежде.
22.2. Я вижу в себе значительно меньше хорошего, чем прежде.
22.3. Я вижу в себе намного меньше хорошего, чем прежде.
23.0. Обычно я думаю, что во мне плохого не больше, чем у других.
23.1. Иногда я думаю, что во мне плохого больше, чем у других.
23.2. Я часто так думаю.
23.3. Я постоянно думаю, что плохого во мне больше, чем у других.
24.0. Желания умереть у меня не бывает.
24.1. Это желание у меня иногда бывает.
24.2. Это желание у меня бывает теперь часто.
24.3. Это теперь постоянное мое желание.
25.1. Я иногда плачу.
25.2. Я плачу часто.
25.3. Я хочу плакать, но слез у меня уже нет.
26.0. Я не чувствую, что я раздражителен(на).
26.1. Я раздражителен(на) несколько больше обычного.
26.2. Я раздражителен(на) значительно больше обычного.
26.3. Я раздражителен(на) намного больше обычного.
27.0. У меня не бывает состояния, когда я не чувствую своих эмоций.
27.1. Иногда у меня бывает такое состояние.
27.2. У меня часто бывает такое состояние.
27.3. Это состояние у меня теперь не проходит.
28.0. Моя умственная активность никак не изменилась.
28.1. Я чувствую теперь какую-то «неясность» в своих мыслях.
28.2. Я чувствую теперь, что я сильно «отупел(а)» («в голове мало мыслей»).
28.3. Я ни о чем теперь не думаю («голова пустая»).
29.0. Я не потерял(а) интерес к другим людям.
29.1. Я чувствую, что прежний интерес к людям несколько уменьшился.
29.2. Я чувствую, что мой интерес к людям намного уменьшился.
29.3. У меня совсем пропал интерес к людям («я никого не хочу видеть»).
30.0. Я принимаю решения, как и обычно.
30.1. Мне труднее принимать решения, чем обычно.
30.2. Мне намного труднее принимать решения, чем обычно.
30.3. Я уже не могу сам(а) принять никаких решений.
31.0. Я не менее привлекателен(на), чем обычно.
31.1. Пожалуй, я несколько менее привлекателен (на), чем обычно.
31.2. Я значительно менее привлекателен (на), чем обычно.
31.3. Я чувствую, что я выгляжу теперь просто безобразно.
32.0. Я могу работать, как и обычно.
32.1. Мне несколько труднее работать, чем обычно.
32.2. Мне значительно труднее работать, чем обычно.
32.3. Я совсем не могу теперь работать («все валится из рук»).
33.0. Я сплю не хуже, чем обычно.
33.1. Я сплю несколько хуже, чем обычно.
33.2. Я сплю значительно хуже, чем обычно.
33.3. Теперь я почти совсем не сплю.
34.0. Я устаю не больше, чем обычно.
34.1. Я устаю несколько больше, чем обычно.
34.2. Я устаю значительно больше, чем обычно.
34.3. У меня уже нет никаких сил что-то делать.
35.0. Мой аппетит не хуже обычного.
35.1. Мой аппетит несколько хуже обычного.
35.2. Мой аппетит значительно хуже обычного.
35.3. Аппетита у меня теперь совсем нет.
36.0. Мой вес остается неизменным.
36.1. Я немного похудел(а) в последнее время.
36.2. Я заметно похудел(а) в последнее время.
36.3. В последнее время я очень похудел(а).
37.0. Я дорожу своим здоровьем, как и обычно.
37.1. Я дорожу своим здоровьем меньше, чем обычно.
37.2. Я дорожу своим здоровьем значительно меньше, чем обычно.
37.3. Я совсем не дорожу теперь своим здоровьем.
38.0. Я интересуюсь сексом, как и прежде.
38.1. Я несколько меньше интересуюсь сексом, чем прежде.
38.2. Я интересуюсь сексом значительно меньше, чем прежде.
38.3. Я полностью потерял(а) интерес к сексу.
39.0. Я не чувствую, что мое «Я» как-то изменилось.
39.1. Теперь я чувствую, что мое «Я» несколько изменилось.
39.2. Теперь я чувствую, что мое «Я» значительно изменилось.
39.3. Мое «Я» так изменилось, что теперь я сам(а) себя не узнаю.
40.0. Я чувствую боль, как и обычно.
40.1. Я чувствую боль сильнее, чем обычно.
40.2. Я чувствую боль слабее, чем обычно.
40.3. Я почти не чувствую теперь боли.
41.0. Некоторые расстройства (сухость во рту, сердцебиение, запоры, удушье) у меня бывают не чаще, чем обычно.
41.1. Эти расстройства бывают у меня несколько чаще обычного.
41.2. Некоторые из этих расстройств бывают у меня значительно чаще обычного.
41.3. Эти расстройства бывают у меня намного чаще обычного.
42.0. Утром мое настроение обычно не хуже, чем к ночи.
42.1. Утром оно у меня несколько хуже, чем к ночи.
42.2. Утром оно у меня значительно хуже, чем к ночи.
42.3. Утром мое настроение намного хуже, чем к ночи.
43.0. У меня не бывает спадов настроения весной (осенью).
43.1. Такое однажды со мной было.
43.2. Со мной такое было два или три раза.
43.3. Со мной было такое много раз.
44.0. Плохое настроение у меня бывает, но это длится недолго.
44.1. Подавленное настроение у меня может длиться по неделе, до месяца.
44.2. Подавленное настроение у меня может длиться месяцами.
44.3. Подавленное настроение у меня может длиться до года и больше.
Обработка данных. Определяется сумма отмеченных номеров ответов (они одновременно являются баллами).
– 1–9 – депрессия отсутствует либо незначительна;
– 10—24 – депрессия минимальна;
– 25—44 – легкая депрессия;
– 45—67 – умеренная депрессия;
– 68—87 – выраженная депрессия;
– 88 и более – глубокая депрессия.
Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.
Источник