- Способы регуляции эмоциональных состояний презентация на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Методы регуляции эмоциональных состояний
- Методы регуляции эмоциональных состояний
- Методы регуляции эмоциональных состояний
- Бог может простить нам грехи наши, но нервная система никогда
- Эмоциональное выгорание
- Коммуникаторы- это профессионалы, цель которых в работе установить и
- Профессиональная деформация педагогов
- Профессиональные деформации личности
- 3.Профессионально типологический (особенности темперамента,
- Что способствует профессиональной деформации
- Возрастные изменения, связанные со старением
- Уровни профессиональной деформации педагогов
- Стадии развития профессиональной деформации педагогов
- 2 стадия: многоплановых изменений: Признаки, относящиеся к 1 стадии;
- Сдерживание профессионального роста учителя, ведущее к стадии
- Учителя – представители стрессогенной профессии – нуждаются в
- Окружающий мир- это зеркало, в котором каждый человек видит свое
- 1. Медленный счет до 10 раз
- 2.Отсроченное действие
- 3. Переключаемся на нейтральные темы, представляем лес, пляж, купание
- Формулы самоубеждения: «Для меня это не важно», « Я все смогу», « Я
- Радость- это, вероятно, лучшее средство преодолеть трудности
- 5. Дыхательные упражнения :Вдох через нос, а выдох через рот в 3 раза
- 6.Физические упражнения
- 7.Мимические упражнения
- 8.Расслабление (уравновесьте дыхание, создайте ощущение тяжести в
- 9. Агрессивное поведение бывает в ответ на нежелательное поведение
- Если стрессовая ситуация застигнет вас в помещении
- Затем посмотрите в окно, на небо
- Полезно знать, что абсолютно все трудности, которые у нас возникают,
Способы регуляции эмоциональных состояний
презентация на тему
Семинар для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_regulyatsii.pptx | 268.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Способы регуляции эмоциональных состояний ГБОУ ДЕТСКИЙ САД №1020 2014год
Естественные способы регуляции организма Включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека, их ещё называют неосознаваемыми. К ним относятся: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; различные движения типа потягивания, расслабления мышц; наблюдения за пейзажем за окном; рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий или других приятных вещей; мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); «купание» реальное или мысленное в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так и др.
Сознательные способы регуляции эмоциональных состояний – методы саморегуляции Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью 4х основных средств: слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом, управление дыханием.
Эффекты саморегуляции: Эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности); Эффект восстановления (ослабление проявлений утомления); Эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Своевременная саморегуляция выступает психогигиеническим средством, предотвращающим накопление остаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон.
Способы саморегуляции и самовоздействия 1. Способы, связанные с управлением дыханием. Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга (медленное и глубокое – понижает возбудимость, частое(грудное) – повышает активность). Техника управления дыханием (1-2-3-4; 1-2-3-4; 1-2-3-4-5-6; 1-2-3-4); Техника дыхания «Пушинка»; Техника дыхания «Шарик».
2.Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. При этом важно научиться чувствовать где возникают зажимы и освоить последовательное расслабление различных групп мышц.
3.Способы, связанные с воздействием слова Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений с позитивной направленностью (без частицы «не»)
Способы, связанные с воздействием слова: Самоприказы – это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе, применяется когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением. «Разговаривать спокойно!» «Молчать, молчать!» «Не поддаваться на провокацию!» Сформулируйте самоприказ – мысленно повторите его несколько раз – повторите вслух (если возможно).
Способы, связанные с воздействием слова: Самопрограммирование – это словесная программа действий, основанная на позитивном опыте в прошлом. — вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями — сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня» — мысленно проговорите текст программы несколько раз «Именно сегодня у меня все получится»; «Именно сегодня я буду спокойной и выдержанной»; «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».
Способы, связанные с воздействием слова: Самоодобрение ( самопоощрение ) Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. В ситуации нервно-психических нагрузок – это одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим, хвалить себя мысленно говоря: «Молодец!»; «Умница!»; «Здорово получилось!» (желательно не менее 3-5 раз в день )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В статье рассмотрены теоретические вопросы саморегуляции и практические упражнения которые просты и доступны в своём применении.
Обучить педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;Развить систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания.
Рекомендации созданы специально для воспитателей, педагогов, чтобы предотвратить «синдром эмоционального выгорания на работе».
Профилактика профессионального выгорания педагогов.
Целенаправленное использование способов и приемов регуляции эмоционального состояния у детей в учебном процессе оказывает существенное влияние на развитие их эмоциональной устойчивости. .
Семинар рассказывает о применении различных способов способов саморегуляции, сопровождается презентацией.
Конспект занятия, приложения и раздаточный материал.
Источник
Методы регуляции эмоциональных состояний
Презентация: «Методы регуляции эмоциональных состояний». Автор: Xaoc. Файл: «Методы регуляции эмоциональных состояний.ppt». Размер zip-архива: 1489 КБ.
Методы регуляции эмоциональных состояний
Методы регуляции эмоциональных состояний
Автор- составитель: педагог- психолог МОУ гимназия г. Нытва В.А.Латышева
Бог может простить нам грехи наши, но нервная система никогда
Эмоциональное выгорание
Люди коммуникативных профессий: врачи, педагоги, управленцы, менеджеры, психологи, все работники социальных служб- легко назовут признаки эмоционального выгорания. Специалисты коммуникативных профессий эмоционально «выгорают» во всем мире, и это выгорание не связано ни с зарплатой, ни с условиями труда.
Коммуникаторы- это профессионалы, цель которых в работе установить и
поддержать контакт. Однако такие контакты могут быть травматичными, они могут вызвать тревогу, гнев, чувство вины, обиды, враждебности и т. д. И этот выход в эмоциональное выгорание истощает, напрямую влияет на собственное самочувствие, влечет проблемы.
Профессиональная деформация педагогов
Профессиональная деформация — (ПД) — это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности. Самое большое влияние на возникновение ПД, как утверждают специалисты, оказывает специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь дело профессионал, а также специфика его деятельности. Ежедневная работа на протяжении многих лет по решению типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, определяет стиль мышления и стили общения.
Профессиональные деформации личности
Уровни деформации 1.Общепрофессиональный (делает работников одной профессии узнаваемыми) 2. Специально профессиональный
1. Особенности личности: У педагогов — синдром назидательности У юристов – синдром «асоциального восприятия У руководителей синдром вседозволенности 2. Каждая профессия имеет свой состав деформаций: У прокурора – обвинительность У следователя — правовая назидательность У адвоката – правовая изворотливость У терапевта – угрожающие диагнозы У хирурга — циничность
3.Профессионально типологический (особенности темперамента,
способностей, характера) 4. Индивидуализированный
3. Складываются профессионально-личностные комплексы: Деформация профессиональной направленности ( искажение мотивации, перестройка Ц.О., пессимизм, скептическое отношение к нововведениям) Деформация на основе каких-то способностей: интеллектуальных, коммуникативных Деформация на основе черт характера: властолюбие, равнодушие и др. 4. Развиваются акцентуации: Сверхответственность Гиперактивность Трудовой фанатизм.
Что способствует профессиональной деформации
Изменение мотивации трудовой деятельности Возникающие стереотипы мышления, поведения и деятельности Эмоциональная напряженность профессионального труда (появляется раздражительность, тревожность, нервные срывы и др.) Монотонность, однообразие, жестко структурированный характер труда Утрата перспектив профессионального роста Снижение уровня интеллекта специалиста Акцентуации характера личности, которые проявляются в индивидуальном стиле деятельности Возрастные изменения, связанные со старением
Возрастные изменения, связанные со старением
Социальное старение: Перестраивается мотивация Слабеют интеллектуальные процессы Изменяется эмоциональная сфера Возникают дезаптационные формы поведения и др. 2. Нравственно-этическое старение: Навязчивое морализирование Скептическое отношение к молодежной субкультуре Противопоставление настоящего прошлому Преувеличение заслуг своего поколения 3. Профессиональное старение: Не восприятие нововведений Переоценка значения опыта своего поколения Трудности освоения новых средств труда Снижение темпа профессиональных функций и др.
Уровни профессиональной деформации педагогов
Общепедагогический: назидательность, догматичность, ригидность, неадекватная самооценка и др. Типологический: говорливость, неумение слушать, контролерство Спецефический: преувеличение значимости своего предмета Индивидуальный: изменения происходящие со структурой личности. Проявляется в качествах: повышенная тревожность, социальная пассивность, лицемерие, эмоциональная сухость, морализация.
Стадии развития профессиональной деформации педагогов
1.Стадия измененной эмоциональности: Монотония в поведении: оценивание, претензия на монопольное владение истиной, безальтернативное мышление, контроль, разъяснения в любых ситуациях; «Государственное лицо», голос; Гневливость или обидчивость; Постоянная неудовлетворенность, раздражительность; Неумение слушать; Плохой сон, частые болезни, апатия.
2 стадия: многоплановых изменений: Признаки, относящиеся к 1 стадии;
Невозможность выполнять многофункциональные действия; Изменение смысла деятельности на противоположный (вместо сотрудничества, взаимодействия с целью развития — поиск врага, борьба)
Сдерживание профессионального роста учителя, ведущее к стадии
профессиональной стагнации, продуцируется моделью адаптивного поведения учителя, в основе которой лежит подчинение внешним обстоятельствам в виде выполнения социальных требований, ожиданий, норм. Изменение механизма профессиональной жизнедеятельности учителя связано с его способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневной педагогической практики, за пределы своего эмпирического Я, увидеть процесс своего труда в целом и превратить собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.
Учителя – представители стрессогенной профессии – нуждаются в
реабилитационных процедурах. Это призывает к необходимости использования новых технологий диагностики физического и психического здоровья и комплексов психологических, психотерапевтических и спортивно-бальнеологических процедур. Речь идет об обучении учителей приемами саморегуляции психических состояний, участия в психотренингах и спортивно-оздоровительных мероприятиях.
Окружающий мир- это зеркало, в котором каждый человек видит свое
отражение. Поэтому основные причины проблем нужно искать в себе, а не во внешних обстоятельствах.
1. Медленный счет до 10 раз
Интервал между цифрами должен быть не менее двух секунд. Для удобства считаем 1 ( два, три); 2 ( три, четыре); 3 (пять, шесть) и т. д.
2.Отсроченное действие
« Сначала помою посуду, прочитаю газету, потом скажу ему(ей) все, что думаю по этому поводу». «Подумаю два дня, а потом приму решение»
3. Переключаемся на нейтральные темы, представляем лес, пляж, купание
Формулы самоубеждения: «Для меня это не важно», « Я все смогу», « Я
все выдержу»- помогают выключить отрицательные эмоции на короткое время, не давая им преодолеть управляемость.
4.Самоубеждение. Убедите себя в несерьезности собственных переживаний.
Радость- это, вероятно, лучшее средство преодолеть трудности
Альфред АДЛЕР Люди, обладающие чувством юмора, живут в среднем на 5 лет дольше, чем те кто лишен этого чувства.
5. Дыхательные упражнения :Вдох через нос, а выдох через рот в 3 раза
длиннее вдоха. Повторить 6-7 раз.
Другой вариант: задержка дыхания Если вы находитесь на грани нервного срыва и не владеете собой, упражнение даст облегчение. Задержку дыхания необходимо производить на выдохе. Сядьте, облокотившись спиной на спинку стула, или лягте на спину. Медленно выдохните и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите как можно дольше, до кругов перед глазами. Вреда от такой задержки не будет. Затем постарайтесь медленно вдохнуть через нос. Медленный вдох – обязательное условие, хотя сделать это будет очень тяжело. После этого медленно выдохните и 1-2 мин. дышите спокойно. Разговаривать в это время нельзя. Повторяйте это упражнение 3 или 4 раза, если необходимо, более раз подряд с интервалом в 1-2 мин. Если вы вовремя вспомните этом способе, то после любого нервного срыва быстро успокоитесь и сможете трезво оценить ситуацию.
6.Физические упражнения
Устройте генеральную уборку в квартире, поработайте в саду, погуляйте, смастерите что-то и т. д.
7.Мимические упражнения
Надуйте щеки, и постепенно выдохните через плотно сжатые губы; поочередно надувайте то одну, то другую щеку, то обе щеки вместе.
8.Расслабление (уравновесьте дыхание, создайте ощущение тяжести в
голове, плечах, руках, ногах)
9. Агрессивное поведение бывает в ответ на нежелательное поведение
Ответьте себе на вопрос: « А что он (а) хочет»?
Прикажите самому себе: « Молчи, не связывайся! »
Ответьте себе на вопросы: « Меня раздражает то-то и то-то, что за этим стоит? Что меня конкретно раздражает? Чего хочу я? Чего хочет партнер? В чем у нас разногласия?»
Убеждаем себя: « Хочешь, чтоб я разозлился, вышел из «берегов»? Не дождешься!»
Визуализация. Представьте обидчика маленьким, смешным, растрепанным, в баночке из-под майонеза. Утром обидчик ходит в трусах до колен, в носках, растрепанный и его пилит жена.
Принцип айкидо. « Да, я идиот, я бездарь…» — а сами за это время успокаиваетесь и продумываете взвешенный, аргументированный ответ.
Отрицание. Думаем про себя: «Это с вашей точки зрения я идиот, а другие, более авторитетные с моей точки зрения люди, считают меня умным».
Идентифицирование. « Ругает меня, губы трясутся! Нервная женщина! Так она же бедная, несчастная — детство тяжелое, муж алкоголик, дети непутевые, озвереешь тут!»
Блокирование. «Я ничего не слышу, ничего не вижу, отстаньте от меня!»
Замещение. Перенос реакции с недоступного объекта на доступный. Поколотите дерево, порвите фотографию обидчика, нарисуйте портрет обидевшего, и мечите в него дротики, пока не надоест.
Наблюдение за реакцией кричащего. Смотрим как двигаются уши, сужаются глаза, раздуваются ноздри, кривится рот, вздымается грудь, двигаются руки, наклоняется тело, передвигаются ступни. Цель приема- успокоиться, понять, пожалеть обидчика, своим уравновешенным состоянием успокоить оппонента.
Примирение с тем, что уже случилось,- первый шаг к преодолению последствий всякого несчастья. Уильям ДЖЕМС
Создайте себе комфортные условия работы. Даже милые «пустячки»: фото на столе, несколько сувениров от близких людей- помогут избавиться от формализма, свойственного многим учреждениям и фирмам.
Уходя с работы, старайтесь не оставлять дела в хаотичном беспорядке: когда утром вы придете на работу, это снова погрузит вас в состояние дискомфорта.
Из массы навалившихся на вас дел определите очередность и сроки выполнения каждого.
По возможности радуйте себя тем, что может вас порадовать. Может быть, это будет хорошая книга или запах любимых духов, шоколад или ванна с душистыми травами. Вспомните и почувствуйте ваши прежние ощущения от этих приятных вещей.
Полезно периодически вспоминать, что без многого, чего вы добиваетесь, вполне можно жить. Жить нужно по способностям и средствам. При этом помнить, что стресс и депрессия не длятся вечно. День, когда вы почувствуете себя лучше, обязательно настанет. Смысл жизни не исчез.
Научитесь без каких либо условий понимать, а лучше уважать или любить всех, начиная с себя.
Свою жизнь надо оценивать не по тому, чего у нас нет, а потому, что у нас есть.
Чаще общайтесь с людьми, которые вас любят: членами семьи, родственниками, друзьями. Попросите их при случае рассказать вам о том, что им нравится в вас больше всего. Примите сказанное с удовольствием.
Смотрите смешные фильмы и читайте смешные книги (собирайте анекдоты). Попробуйте посмеяться над своим и мрачными мыслями, над плохим настроением.
Откладывание решение возникающих проблем только усиливает стресс, депрессию. Решение проблемы укрепляет уверенность в своих силах, уважение к себе и вызывает радостное чувство. Счастливая жизнь- это не отсутствие проблем, а их успешное преодоление.
Приятно надеяться на лучшее. Однако всегда необходимо прогнозировать не только лучший, но и худший варианты развития событий. Желательно психологически и даже материально быть готовым к худшему. Чем больше готов, тем меньше стресс.
Не слишком увязайте в воспоминаниях о прошлом. Его уже нет, и в нем ничего не изменишь. Не погружайтесь слишком в мечты о будущем, его еще нет. Надо научиться получать максимальное удовольствие от жизни « здесь и сейчас».
Укрепление физического здоровья- важнейшее условие профилактики любого стресса. В здоровом теле- здоровый дух!
Если стрессовая ситуация застигнет вас в помещении
Встаньте, если нужно, и, извинившись, выйдите из помещения, Например, у вас всегда есть возможность пойти в туалет или какое-нибудь другое место, где вы сможете побыть один. Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить нос, виски и артерии на руках холодной водой. Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо знакомо или выглядит заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.
Затем посмотрите в окно, на небо
Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели в небо? Разве мир не прекрасен? Набрав воды в стакан (в крайнем случае- в ладони), медленно, как бы сосредоточенно выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу. Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на вдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием, Продолжайте делать это в течение одной-двух минут. Затем медленно выпрямьтесь( действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова).
Полезно знать, что абсолютно все трудности, которые у нас возникают,
уже были миллионы раз у людей, живших ранее. Они их как-то преодолели. Значит, преодолеем и мы!
Источник