Методика развития у детей старшего дошкольного возраста чувства времени

Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста
статья

Игровые упражнения для развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

Вложение Размер
Игровые упражнения 145 КБ

Предварительный просмотр:

Варианты игровых упражнений

для развития «чувства времени»

у детей старшего дошкольного возраста

Описание теоретических основ развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста

Время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. Особенности времени:

1. Текучесть (время нельзя остановить)

2. Необратимость (время нельзя повернуть вспять)

3. Непрерывность (время нельзя разбить на отдельные элементы, не связанные друг с другом последовательностью наступления)

4. Отсутствие наглядности

«Чувство времени» — способность мысленно оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени.

Дошкольников необходимо научить ориентироваться во времени, чувствовать его длительность, чтобы уметь регулировать и планировать свою деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.

Формировать у детей «чувство времени» целесообразно в старшем дошкольном возрасте на основе их личного опыта. Детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять длительность разнообразных видов их деятельности.

Лучше всего для этих целей использовать временные промежутки – 1 минута , 3 минуты , 5 минут . Можно также познакомить детей и с самым коротким для них промежутком времени – 1 секунда.

Варианты игровых упражнений для различных этапов развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста:

  1. Восприятие времени по песочным часам – учить определять промежутки времени по песочным часам.

На каждый стол поставить песочные часы, и детям предложить, что можно успеть сделать за 1 минуту.

На занятии детям можно предложить выполнить такие варианты игровых упражнений:

1. Выкладывать из палочек какие-либо узоры в течение 1 минуты, следя за одноминутными песочными часами. Дать указание: названные за каждым столом дети по сигналу одновременно перевернут песочные часы и, работая, все будут следить за часами. Когда весь песок пересыплется, минута кончится, работу сразу же следует прекратить, руки убрать со стола. По окончании работы дети рассказывают, кто сколько и каких узоров успел сложить за 1 минуту. Воспитатель особо отмечает тех детей, которые следили во время выполнения работы за песочными часами и успели закончить работу вовремя.

2. Раскладывать палочки по 10 штук в течение 1 минуты.

3. Убирать все палочки по одной в коробку в течение 1 минуты.
При подготовке к занятию необходимо учесть, что объем работы должен быть рассчитан на 1-минутный интервал. Таким образом, необходимо создать условия, при которых дети имеют возможность выполнить задание и в то же время уложиться во времени.

4. рисовать палочки на клетчатой бумаге по строчкам 1 минуту;

5. разрезать бумагу на полоски (по намеченным линиям), а потом сосчитать, кто сколько полосок успел нарезать;

6. трем детям, вызванным к столу, воспитатель предлагает раздеть куклу в течение 1 минуты, а потом рассказать, сколько вещей успели снять с куклы за 1 минуту;

7. одевать куклу 1 минуту и рассказать, сколько вещей успели надеть на куклу; сравнить, что быстрее делать — одевать или раздевать куклу.

  1. Восприятие времени по часам – учить определять промежутки времени по часам.

Упражнение «Который час?»

Цель. Развитие восприятия времени, формирование представлений о времени.

Игровой материал. Игрушечные часы.

Описание упражнения. Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть игрушечные часы и сказать, что они видят. Затем педагог говорит : «Сейчас утро. Наши часы показывают время 8 часов (ставит стрелки на игрушечных часах) Сейчас мы будем кушать». Просит повторить который сейчас час.

Это упражнение можно повторять в различное время суток, постепенно приучая детей к пониманию, что в различное время суток они занимаются разными делами.

Учите ребенка определять время по часам. На рисунке изображены часы с двумя циферблатами (часовым и минутным). Лучше сделать такие часы из картона.

Числа, обозначающие часы, не должны задевать круг с минутными делениями и закрываться часовой стрелкой. Часовую стрелку нужно сделать толстой и короткой, а минутную — тонкой и длинной, чтобы она шла по черточкам минут. Обратите внимание ребенка на то, что стрелки разные, что крутятся они всегда в одном направлении. (Ребенок должен уметь разбираться в числах.)

Если ребенок знаком с числами до 12, то он учится определять сначала только «сколько часов?» Для этого вы ставите всегда большую стрелку на 12, а маленькую передвигаете на час и каждый раз спрашивайте ребенка: «Который час?»

После того как ребенок овладеет этим навыком, можно переходить к определению времени и по минутам. (Но сначала убедитесь в умении ребенка распознавать цифры, обозначающие минуты.)

Устанавливаете маленькую стрелку на 9 часов, а большую на 3 минуты и спрашиваете ребенка:

«Сколько часов и сколько минут показывают часы?»

Далее передвигаете минутную стрелку на следующее деление. Теперь часы показывают 9 часов и 4 минуты. И так двигаетесь дальше.

Обучая ребенка определению времени по часам, вы одновременно рассказываете ему о том, что такое сутки (сколько часов в сутках), что такое час (сколько минут в часе), что такое минута, как можно использовать это знание в своей жизни и играх.

  1. Оценка промежутка времени без часов для выполнения работы – учить определять объём работы на определённый промежуток времени.

Умение определять объем работы на 3-минутный интервал

Цель. Учить правильно, выбирать объем работы соответственно указанному интервалу (3 минуты). Воспитывать чувство удовлетворения от умения правильно планировать по времени деятельность.

Материал: песочные часы, куклы, листы бумаги с нарисованными геометрическими фигурами для вырезания, ножницы.

— Дети, сегодня на занятии вы сами будете выбирать такое дело, которое можно успеть сделать за 3 минуты. Посмотрим, кто правильно сумеет выбрать работу, которую можно сделать за 3 минуты.

На этом занятии дать 4 задания, каждое из которых предлагалось выполнять в течение 3 минуты, контролируя время наблюдением за песочными часами.

Примеры игровых упражнений:

1. писать подряд числа, начиная с единицы;

2. связывать обрывки нитей, каждый длиной в 10 см (по окончании можно сравнить, у кого нитка окажется длинней);

3. разрезать листы бумаги на полоски;

4. рисовать на листе бумаги круги (по окончании сосчитать, сколько кругов успели нарисовать).

  1. Выполнение работы за определённый промежуток времени без часов — учить оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени.

Умение определять длительность 3-минутного интервала

Цель. Учить детей оценивать длительность своей работы. Закреплять знание длительности 3-минутного интервала, сравнивать длительность 3 минут с длительностью 1 минуты. Формировать у детей чувство удовлетворения от умения точно оценивать временной интервал.

Материал: 1-минутные и 3-минутные песочные часы, 2 листа чистой бумаги в клетку и карандаш.

Примеры игровых упражнений:

1. писать подряд числа, начиная с единицы;

2. связывать обрывки нитей, каждый длиной в 10 см (по окончании можно сравнить, у кого нитка окажется длинней);

3. разрезать листы бумаги на полоски;

4.собирать детали строительного материала в коробку.

Источник

Сообщение из опыта работы «Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста»

Анна Евсеева
Сообщение из опыта работы «Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста»

Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста»

1 слайд: титульный лист. Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №11 «Солнышко» комбинированного вида Павлово-Посадского муниципального района Московской области.Тема: «Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста»Воспитатель: Евсеева Анна Владимировна.

2 слайд:Актуальность: Современная цивилизация характеризуется невиданными скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Время является регулятором всей деятельности человека, ни одна деятельность не проходит без восприятия времени, окружающий нас мир существует во времени. Поэтому, ребенку жизненно необходимо научиться ориентировке во времени, оно служит базисом его личностной культуры.

3 слайд: Целью данной работы является : Развитие «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста с использованием разнообразных средств, методов и приемов.

Обучающие:1. Углублять знания о временах года и частях суток, определять их последовательность. 2. Учить запоминать дни недели, названия месяцев и их последовательность. 3. Знакомить с единицами измерения времени.

Развивающие: 1. Развивать умение определять и чувствовать отрезки времени. 2. Развивать логическое мышление, память.

Воспитательные:1. Уметь беречь время. 2. Воспитывать дисциплинированность, целеустремленность.

5 слайд:Предполагаемый результат: Воспроизводить последовательность, начиная с любой из частей суток; По памяти воспроизводить сезонные особенности того или иного времени года; Называть дни недели, начиная с любого дня;Использовать слова: завтра, сегодня, вчера, сначала, потом, до, после, перед, до этого, после этого, в установлении временных отношений.

6 слайд: На восприятие временидетьми влияют следующие факторы: возраст ребенка,

вид и содержание его деятельности, индивидуальные особенности ребенка, его эмоциональное состояние.

7 слайд: В начале учебного года детей старшей группы знакомим с понятием «Время». Время – это дни недели, части суток, времена года, месяца, часы, календари.

8 слайд:Последовательность обучения:1. В начале учебного года с детьми старшей группы учим названия дней недели по порядку, связывая их со своей деятельностью. 2. Ежедневно называем, какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра. 3. После изучения порядкового счета связываем дни недели с порядковым номером.

9 слайд: 4. Учим названия времен года по порядку, связывая со своей деятельностью. 5. Ежедневно называем, какое время года сейчас, было до, будет после. 6. Закрепляем количество времен года и их последовательность.

10 слайд: С детьми старшей группы закрепляем и углубляем представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. 7. Уточняем представление детей о частях суток, связывая их названия не только с конкретным содержанием деятельности детей и окружающих их взрослых, но и с более объективными показателями времени — явлениями природы. 8. Ежедневно называем, какая часть суток сейчас, была до, будет после. 9. Закрепляем количество времен года и их последовательность.

11 слайд: Для упражнения детей в использовании временных терминов в старшей группе широко используем словесные дидактические игры и игровые упражнения,например: «Дни недели»— закрепляем названия дней недели. «Продолжи»— закрепляем последовательность дней недели, времен года, частей суток. «Что было, что есть, что будет?»— закрепляем временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера». «Доскажи слово»— закрепляем названия и последовательность дней недели, времен года, частей суток.

12 слайд: Закреплять знания и уточнять понятия о временныхотрезках позволяют также настольные дидактические игры: «Одень куклу»— закрепляем знания о том, какую одежду носят в разные времена года. «Сложи картинку»— закрепляем знания о временах года, частях суток. «Когда это бывает?»— закрепляем знания о частях суток.

13 слайд: Лото «Времена года», игра с правилами «Времена года»— закрепляем знания о сезонных изменениях в природе. «Что к чему»— закрепляем знания о том, что происходит в определенное время года.

14 слайд: Знакомим детей с понятиями временных отрезков во время непосредственной образовательной деятельности в таких образовательных областях как познание, социализация, коммуникация и чтение художественной литературы.

15 слайд: Также уточняем и закрепляем понятия о последовательности временных отрезков во времясовместной деятельности педагога с детьми: на прогулках, во время игр, бесед, различных повседневных ситуациях, во время развлечений, рассматривания иллюстраций с изменениями в природе, во время чтения художественных произведений и заучивания стихов.

16 слайд: Формы взаимодействия с родителями. С родителями проводятся беседы о том, что необходимо закрепить с детьми дома, даются различные рекомендации и советы, проводятся консультации. Нужную информацию родители получают в личных беседах с педагогами и на стендах с информацией.

В дальнейшем мы будем продолжать работу в этом направлении, так как ориентировка во времени жизненно необходима ребенку, она послужит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени даст детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, т. к. уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности к школе. Развитие «чувства времени» поможет детям стать более организованными и дисциплинированными.

Источник

Читайте также:  Когда беременная плохо себя чувствует
Оцените статью