Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Захарова Ольга Юрьевна
Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Эмоция – это сильное, обычно кратковременное переживание, ответ человеческого организма на изменения, происходящие в окружающем мире. При возникновении как положительных, так и отрицательных эмоций усиливается работа сердечной мышцы, дыхательной системы, органов чувств, в кровь выделяется адреналин, замедляется работа органов пищеварения.
Выделяют четыре базовые эмоции: печаль (грусть, радость, страх, гнев. Эмоцию можно выразить через мимику, жесты, позу. Можно рассказать про свою эмоцию, описать её: «Мне было так грустно, что хотелось просто посидеть, помолчать»; «Я так обрадовалась, что даже запрыгала от радости». Эмоцию можно передать с помощью слов. Недаром эмоцию часто называют душой слова. Мы знаем, что словом можно убить, а можно и вылечить. Мы ожидаем, «как слово эхом отзовётся». [ 3, c.51]
В дошкольный период происходят интенсивное интеллектуальное развитие и рост ребенка. Именно в это время формируется его умственный и эмоциональный интеллект – основа для дальнейшей успешной адаптации в социуме.
Понятие эмоционального интеллекта новое для психологии и педагогики. Проблему развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте исследовали такие отечественные педагоги и психологи, как А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович и др. Л. С. Выготский, считал, что эмоциональную сферу личности ребенка составляет предмет и заботу воспитателя в такой же мере, как ум и воля [2,c.50]
Чтобы воспитатели использовали достижения учёных в образовательной деятельности и знали, что и для чего они делают, нужно разграничить и сравнить понятия «эмоциональная сфера» и «эмоциональный интеллект». Сравнение данных понятий даст обоснованную теоритическую базу для практической работы по эмоциональному развитию дошкольников.
В настоящее время понятие «эмоциональный интеллект» не имеет общепринятого определения. Российский ученый Д. В. Люсин сформировал структуру эмоционального интеллектаи выделил 2 измерения:
• направленность на собственные эмоции и эмоции других людей;
• линию понимания эмоций и линию управления ими. [1,c.21]
Пересечение этих измерений даёт 4 вида эмоционального интеллекта: понимание собственных эмоций; понимание эмоции других людей; управление собственными эмоциями; управление эмоциями других людей.
При этом первый и третий вид составляют внутриличностный эмоциональный интеллект, второй и четвертый – межличностный. Данная структура поможет педагогам сформировать представление об эмоциональном интеллекте как системе.
Классик отечественной психологии А. Н. Леонтьев выделил основные составляющие эмоциональной сферы человека.
Аффекты — это сильные относительно кратковременные эмоциональные переживания, возникающие внезапно. Они не контролируются ребенком (например, аффекты гнева).
Собственно эмоции — более длительные по сравнению с аффектами эмоциональные переживания. Они имеют отчётливо выраженный ситуационный характер, т. е. выражают личную оценку, отношение человека к складывающейся ситуации и своим проявлениям в ней.
Чувства — устойчивые эмоциональные переживания независимые от ситуации.Они направлены:
-на человека (любовь к матери и т. д.)
-объект (любовь к родине, предметам искусства)
-деятельность (любовь к занятию спортом, пению, рисованию и т. д.)
Настроение — общий, фоновой эмоциональный настрой человека. [1,с. 22]
Современные ученые выделяют также эмоциональные состояния – более длительные по сравнению собственно эмоциями переживания. Они могут длиться часами, днями, неделями, месяцами. Эмоциональная сфера человека – сложная система эмоциональных переживаний. Эмоции в этой системе -важная, но не единственная составляющая. Поэтому понятие «эмоциональная сфера» более широкое. Оно включают значимые для человека эмоциональные переживания. Понятие «эмоциональный интеллект» касается лишь части эмоциональной сферы. В системе современного дошкольного образования воспитание чувств должно быть должно, быть приоритетным направлением в работе с эмоциональной сферой детей. Ведь любовь к Родине, природе родного края, городу, культуре — основа патриотизма. Воспитание интеллектуальных чувств – любви к пониманию — основа познавательной активности человека, его готовности учиться, изучать, исследовать и созидать.
Эстетические чувства – это любовь к прекрасному, наслаждение прекрасным — дают человеку неисчерпаемый источник позитивных эмоций, обогащают его жизнь, поднимают настроение, способствуют творчеству. Такие социальные чувства, как уважение к людям, уважение и принятие самого себя, нравственные чувства — основа успешного взаимодействия в социуме.
Развитие эмоционального интеллекта — линия тактики, которая формирует у ребенка умение справляться с эмоциями в конкретной ситуации. Развитие у дошкольника социальных переживаний мотивов обеспечивают его деятельность, направленную на благо других людей ближайшего и широкого социума.
Эмоциональный интеллект дошкольника – важное в дошкольной педагогике понятие. Он обеспечивает текущую успешность человека в решении ситуационных эмоциональных задач здесь и сейчас. Для конкретного ребенка и взрослого — это полезный жизненный инструмент.
В своей практике для развития эмоционального интеллекта применяю следующие методы и технологии:
-игра, является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, и она способна осуществлять позитивные изменения в эмоционально сфере ребёнка.
Работу по развитию эмоционального интеллекта у детей провожу не только в режимные моменты, но в образовательной деятельности.
Важным этапом в работе по развитию эмоционального интеллекта является настрой детей на образовательную деятельность. Для этого были подобраны игры и игровые упражнения, которые направлены на концентрацию внимания, наблюдательности, воображения.Например: «Встаньте все те, кто…», «Что изменилось?», «Что делать, если…», «Опиши друга», «Слушаем тишину», «Найди и промолчи», также игры на снятие эмоционального напряжения например: «Прочитай письмо», «Рисуем на ладошках» «Найди лишнее» «Скажем по кругу друг другу комплимент», «Повтори фразу», «Мыльные пузыри» и т. д. Эти игры способствуют управлять своими эмоциями, различать и понимать эмоции других.
Также во время проведения образовательной деятельности применяла сюрпризный момент. Например, каждый день в группу приходил какой-нибудь герой из сказки Незнайка, Мальвина и т. д и приглашали детей поиграть и рассказать о своём настроении.
-сказкотерапия, уникальность, которой заключается в том, что ребенок воплощает свои мысли через игрушки, героя – открывает сам того не замечая, те эмоции и переживания о которых бы сам никогда не сказал. Читаем сказки, придумываем и проигрываем их с помощью кукольного театра, игрушек.например: «Муха – Цокотуха», «Дюймовочка», «Снежная королева», «Сказка о самом заветном желании», «Почему Сережа не боится засыпать сам?» и т. д. В таких произведениях добро и зло четко разделены между собой.
-изотерапия, даёт детям возможность снять эмоциональное напряжение и выпустить все отрицательные эмоции на бумагу. Для рисования использовали
краски, карандаши, восковые мелки. («Рисуем цвет эмоций», «Рисуем линии эмоций»).
-сюжетно-ролевые игры, в которых, примеряя на себя роль с установленной условиями игры поведенческой моделью, ребенок учится понимать других людей, учитывать их побудительные мотивы, настроения, пожелания. Одна из форм ролевых игр – кукольный театр.
— специальные игрушки. В группе у нас есть игрушка-рукавичка (зайчонок, лягушонок) с карточками, обозначающими эмоции, который, позволяет придумывать вместе с ребятами истории приключений и понимать, что чувствует их герой.
-совместная деятельность. Привлекаю детей к совместным занятиям трудом, творчеством или уходу за домашними питомцами.
Ребята еще не умеют ясно выражать свои мысли, но зато умеют рисовать, лепить, строить, фантазировать, поэтому эти методы и приемы подходят для работы с детьми. Совместное использование помогает уверенность в своих силах, получить положительные эмоции. Нужно выбрать подход с учетом характера ребенка, он не должен быть не слишком сложным, ни слишком простым, чтобы не утомлять. И помните, что каждый ребенок уникален и будет развиваться в своем темпе. Поэтому вариант, который подходит одному ребенку, может быть слишком сложным для другого, и наоборот.
И нужно понимать, что успех занятий с ребенком по развитию эмоционального интеллекта в семье или детском саду обеспечивается за счет создания безопасного пространства, в котором ребенок будет чувствовать поддержку и получать свободу выражать свои эмоции.
Cписок использованных источников
1. Агафонова И., Князева Н. Что такое эмоциональный интеллект дошкольника / Агафонова И., Князева Н. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №11,ноябрь 2016,-с. 21-24.
2. Иванова Е. Г., Стожарова М. Ю. Формирование эмоционального благополучия дошкольник с ОВЗ/ Иванова Е. Г., Стожарова М. Ю. // Ребенок в детском саду №4,2019 -с. 50-51.
Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.
Конспект НОД «Злючка» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: создавать условия для формирования умения передавать эмоцию злости. Формировать умение сравнивать эмоции на фотографии и на картинке.
Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.
Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.
Подборка дидактических игр для развития эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Игровая деятельность предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей. В частности дидактическая игра.
Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.
Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.
Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии Самая актуальная и значимая задача на сегодняшний день для педагогов это научить воспитанников осознавать свои внутренние состояния, уметь.
Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .
Источник
Методы и приемы развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему
Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание, а ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается — ее необходимо формировать. Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизорах и компьютерах, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Известно, современные дети менее отзывчивы к чувствам других, присутствует и агрессивность в их поведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_razvitiya_emotsionalnoy_sfery_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны и специалисты-психологи, и педагоги, и воспитатели, и родители. М. В. Ермолаева и И. Г. Ерофеева считают: «Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания».
Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.
С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр- драматизаций) способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка.
При работе с детьми в данном направлении важно сделать акцент на развитие следующих умений:
— умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения;
— умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и т. д.);
— умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.
На групповых занятиях работа должна идти параллельно по четырем основным направлениям:
- Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.
- Инструментальное направление требует формирования у ребенка умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, т. е. формирования личностной рефлексии.
- Потребностно-мотивационное направление заключается в формировании умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за собственную жизнь, умения делать выбор, в формировании потребности в самоизменении и личностном росте.
- Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.
На занятиях можно использовать следующие методические средства:
1) Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, и психодрама), которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность — неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность — неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности — неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей.
2) Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально-психологического тренинга. В этих играх формируется:
- принятие своего имени;
- принятие своих качеств характера;
- принятие своего прошлого, настоящего, будущего
3) Коммуникативные игры:
- игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и невербальными «поглаживаниями»;
- игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
- игры, обучающие умению сотрудничать.
4) Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».
5) Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».
6) Задания с использованием «терапевтических» метафор. Систематическое предъявление детям метафор приводит к усвоению ими основной идеи метафоры: «каждый человек способен изменить ситуацию», «безвыходных ситуаций не бывает», тем самым у ребенка формируется «механизм самопомощи».
7) Релаксационные методы — использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники, визуально- кинестетические техники.
8) Использование эмоционально-символических методов . Эта группа методов базируется на представлении К. Юнга и его последователей о том, что формирование символов отражает стремление психики к развитию и превращение символов или образцов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения рассказов и стихов, лепки способствует личной интеграции. Можно использовать две основные модификации эмоционально-символических методов, предложенных Дж. Алланом:
1. групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса (как необходимый этап для обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. При этом на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удается раскрыть в процессе вербального общения);
2. направленное рисование, т. е. рисование на определенные темы.
При прослушивании «терапевтических» метафор целесообразно использовать рисование (детям предлагается изобразить любую картинку, навеваемую метафорой).
Рассмотрим основные преимущества используемых методов при развитии основ произвольности психической регуляции у детей дошкольного возраста.
1) Игры-драматизации. Их преимущество состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Участие детей в игре является добровольным. Элементами игр выступают специальные упражнения, объединенные в группы и направленные на развитие умений произвольной регуляции в различных сферах деятельности. Каждое упражнение включает фантазию (мысли и образы), чувства (эмоции и переживания) и движения ребенка для того, чтобы он учился произвольно воздействовать на каждый элемент этой триады. Чтобы ход общей игры не прерывался, все упражнения объединяются содержанием сюжетно-ролевой игры. Отсутствие каких-либо внешних атрибутов — одно из условий игр. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т. е. обозначаться физическими действиями или замещаться предметами обычного окружения. Каждая часть занятий решает не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития эмоциональной сферы ребенка. В сюжет игры включаются творческие идеи и предложения самих детей.
2) Психогимнастика выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Психогимнастические упражнения используют механизм психофизического эмоционального единства. Например, ребенок не только выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемой трубе. Это упражнение доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движения. В последовательности психогимнастических упражнений важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений (напряженных и расслабленных, резких и плавных, частых и медленных, дробных и цельных, едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний, вращений тела и прыжков, свободного продвижения в пространстве и столкновения с предметами), сопровождаемых попеременно мышечным расслаблением и напряжением. Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга. При этом упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.
3) Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции. Игровое и психологическое содержание этих упражнений призвано решать следующие задачи:
- фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций;
- подражательно воспроизводить чужие эмоции, фиксируя мышечные ощущения;
- анализировать и словесно описывать мышечные ощущения при проявленных эмоциях;
- повторно воспроизводить эмоции, контролируя ощущения.
4) Коммуникативные упражнения, при которых происходит тренировка общих способностей невербального воздействия детей друг на друга (эмоциональные проявления и контакты — пантомимы). В эти упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению и оценка эмоций. Главным инструментом, которым овладевает ребенок, выполняя данные упражнения, является умение сопереживать, освобождаться от эмоциональной напряженности, свободно проявлять эмоции, активно общаться.
5) Мимические и пантомимические этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и другие), связаные с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.
6) Психомышечная тренировка нацелена на снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, улучшение самочувствия и настроения, закрепление положительных эмоций, стимулирующих и упорядочивающих психическую и физическую активность детей, приводящих в равновесие их эмоциональное состояние.
7) Элементы психологического тренинга позволяют воссоздать и проиграть реальную ситуацию, окружающую ребенка, а также найти выход из нее как с положительным, так и с отрицательным результатом. В данном случае ребенок наглядно может убедиться в том, что в любой ситуации можно найти несколько вариантов решений. Причем ребенок сам может повлиять на исход ситуации, выбирая для себя наиболее подходящий.
Содержание коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:
1) Комфортная организация режимных моментов.
2) Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий:
- оздоровительно-профилактической гимнастики;
- физкультминуток;
- спортивных игр;
- подвижных игр (в том числе народных);
- игровых заданий и упражнений;
- досугов.
- сюжетно-ролевые игры;
- игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;
- коммуникативные игры;
- дидактические игры.
- рисование;
- ритмопластика;
- танец;
- музыкально-ритмические движения.
5) Занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия.
7) Телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка.
8) Посещение комнаты психологической разгрузки.
9) Задания, направленные на:
- организацию совместной деятельности;
- составление рассказов;
- организацию театрализованных игр и т. п.
10) Использование наглядных пособий:
- фотографий;
- рисунков;
- схем;
- символов;
- графических изображений.
Обучающие способы, приемы и содержание заданий по развитию эмоций
1. Рассматривание собственной мимики перед зеркалом. Сознательное изменение выражения лица и ответ ребенка на вопрос взрослого: «Что теперь чувствуешь?» —• отрабатывается связь между мимическим проявлением и эмоциональным самочувствием (прямая и обратная).
2. Игра «Артисты немого кино» — проводится перед зеркалом; возможны разные формы игры: задается текст или эмоциональный звуковой образ, который сопровождается мимическими и Пантомимическими эмоциями «артиста»; воспроизводится определенная мимическая эмоция, и под нее ребенок подбирает ситуацию, соответствующего персонажа и т. д. Активное использование видеотехники.
3. «Мимический диктант» — специальный текст (например, «сценарий фильма») сопровождается мимикой, вокализациями-звукоподражаниями и пантомимикой ребенка; проводится перед зеркалом.
4. Тот же «мимический диктант», но записанный на видеопленку; ребенок может сравнить свою экспрессию с эмоциональной выразительностью других детей (только при желании ребенка). Неудачи не отмечаются, удачи вызывают положительную оценку взрослого; здесь же отрабатывание разных видов походки, особое выделение благородства движений и походки, обучение способам связи собственного внутреннего самочувствия и выражения его в походке (красота, легкость, собранность и т. д.).
5. Эмоциональный аутотренинг через эмоциональную идентификацию (отождествление) с любым персонажем — поскольку в подобной ситуации ребенок всецело сосредоточен на взаимодействии и общении с персонажем, взрослый голосом и поступками персонажа может открывать ребенку его эмоциональный образ, который для него чаще всего отсутствует, корректировать его, поддерживать позитивные стороны, снимать неуверенность в проявлении своих эмоций, подчеркивать их эстетические стороны и т. п.
6. Рассказывание сказок, историй (извлеченных из литературных источников, придуманных взрослым или самим ребенком) от первого лица, где вместо главного персонажа — «Я»; воспитатель при этом старается задержать ребенка на передаче своих внутренних переживаний. Такой рассказ в группе может подхватываться детьми по цепочке, но каждый, продолжая сюжет, говорит только от себя (здесь ребенку открывается возможность сравнить свои собственные переживания с переживаниями других детей и взрослого) и т. д.
7. Проигрывание ситуаций и сюжетов, где от ребенка требуется произвольная регуляция эмоций: хладнокровие, эмоциональная выдержка, овладение своим страхом или неуместным весельем, преодоление неуверенности. Например, принятие ребенком роли спортсмена на чемпионате, когда остальные дети создают эмоционально-выразительный фон болельщиков. Ребенок—«чемпион» не должен поддаться эмоциональному воздействию, должен устоять перед общим эмоциональным настроем и т. п. И наоборот, использование взрослым эмоционального заряжения и коллективного сопереживания для изменения качественного соотношения эмоциональных переживаний, составляющих структуру эмоциональной сферы «Я» ребенка.
8. Создание «автопортрета» — рисунок, «фотография» (рисование своего портрета в игре в фотографию). В семье — игра-упражнение «Какой Я»: ребенок диктует взрослому «Письмо незнакомому другу», в котором «описывает» свои особенности и воссоздает свой эмоциональный образ.
Продуктивная деятельность ребенка представляет огромные возможности для его обучения.
Самое близкое окружение ребенка — это его игрушки, любимые и заброшенные. Орудия и предметы детской изобразительной, конструктивной и других видов деятельности предстают перед детьми как помощники, как друзья их творчества. Используя игрушку в занятиях, взрослый может провести с ребенком игру-беседу «Разговор с игрушками по душам». В этой игре можно задать ребенку следующие вопросы:
— «Почему та или иная игрушка (или кукла) такая грустная, веселая или довольная?»
— «Что переживала, чувствовала игрушка в определенный момент совместной жизни с ребенком?»
— «Что можно сделать для куклы, чтобы она засмеялась, обрадовалась?» и т. д.
— Пусть кукла устами ребенка ответит, что она думает о своем хозяине или хозяйке.
Ребенок в этой игре выступает в двух ролях — своей собственной и куклы. Эту игру-беседу важно строить, исходя из особенностей отношения ребенка к игрушке.
Отработка навыков проходит в три этапа:
— получение информации о содержании того или иного навыка;
— применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка);
— перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребенка.
Важно отметить, что последнее осуществимо только при тесной связи педагога-психолога, воспитателя с родителями детей, посещающих занятия.
Источник