Методики изучения уровня эмоциональной сферы у детей 5–6 лет с задержкой психического развития
Дарья Фомина
Методики изучения уровня эмоциональной сферы у детей 5–6 лет с задержкой психического развития
Цель исследования – провести диагностику уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития
Нами были выделены следующие критерии и показатели для изучения эмоциональной сферы детей 5-6 лет с задержкой психического развития:
Когнитивный компонент
— представления детей о эмоциональных состояниях человека;
1)«Мимический тест» (Автор Изард. К.)
— понимание ребенком собственных эмоций
2)Методика «Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния»
Поведенческий компонент
— умение ребенка реагировать на эмоциональное состояние другого;
3)Методика «Что – почему – как».
— умение определять и называть свои эмоции;
4)Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» (
— способности к прогнозированию эмоциональных
5)Методика «Ситуация без лица»
Методики исследования:
1. «Мимический тест» (Автор Изард. К.).
Цель методики: выявить степень (уровень) адекватности определения детьми старшего дошкольного возраста эмоционального состояния человека по схематическому изображению лица (эмоциональная эмпатия).
Материал: 12 карточек со схематическим изображением лиц, на которых зафиксированы различные степени выраженности фундаментальных эмоций. (приложение 2)
Инструкция: «Посмотрите на изображение лица и определите, какое чувств каждое оно выражает».
Обработка и интерпретация:Правильные ответы:
1 – нейтральное, 2 – огорчение, 3 – радость, 4 – удивление, 5 – гнев,
6 – злость, 7 – сомнение, 8 – хитрость, 9 – усталость, 10 –страх, 11 –жалость, 12 –обида.
Оценка осуществляется на основе положения о зонном характере выраженности эмоций и «смысловых полях» категорий, обозначающих эмоцию:
1 балл – неправильный ответ (название не входит в смысловое поле данной эмоции);
2 балла – частично правильный ответ (косвенная, приблизительная характеристика эмоционального состояния);
3 балла – правильный ответ (но не дифференцирующий данную эмоцию по степени выраженности);
4 балла — ответ правильный (точный, полный, аргументированный, составляющий «смысловое поле данной эмоции»).
Уровень адекватности определения эмоционального состояния:
Низкий уровень – 12 – 18 баллов;
Средний уровень – 19 – 30 баллов;
Высокий уровень – 31– 48 баллов.
2. Методика «Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния»
Цель: изучение понимания собственных эмоций.
Стимульный материал: цветные карандаши, альбом.
Порядок проведения. Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда, они испытывали удивление, страх, горе, радость.
Обработка результатов: изучается доступность объяснения своего эмоционального состояния в разных ситуациях.
Уровень понимания собственных эмоций:
Низкий уровень – ребенок не смог объяснить нарисованного;
Средний уровень – ребенок рассказал о нарисованных эмоциях частично;
Высокий уровень – ребенок дал полную характеристику своих эмоций на рисунке.
Особенности выполнения методики. Для большинства детей с ЗПР характерна маленькая величина, схематичность рисунка, создание негативной цветовой гаммы, преобладание тревожного эмоционального фона настроения, что предполагает наличие чувства отверженности, покинутости, враждебности. Дети с ЗПР неточно разграничивают эмоциональные состояния, частично вербализуют эмоции, не понимая инструкции, переходят на рисование.
3. Методика «Что – почему – как»
Цель. Выявить степень готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём.
Инструкция.Воспитатель говорит детям: «Сейчас я прочитаю вам рассказ.Ваша задача: слушать внимательно, а потом ответить на мои вопросы».
Текст для девочек:
«Меня зовут Аня. Я учусь в первом классе. У меня есть старшая сестра Таня. Однажды мы ехали на машине и попали в аварию. Мы были легко ранены. У Тани была сломана правая рука, но она скоро зажила. А у меня на лице была глубокая царапина, и через месяц остался шрам. Шрам небольшой, но все ребята в школе его замечают, особенно мальчик по имени Вова. Вова – заводила среди ребят. И вы знаете, он и его друзья стали надо мной смеяться. Мне было очень обидно. Я даже не хотела больше ходить в школу. Таня узнала об этом.
На днях я всё-таки как обычно пошла в школу с Таней. Около входа стоял Вова с друзьями. Увидев меня, они начали о чём-то шептаться и смеяться. Моя сестра сразу подошла к ним и что-то сказала Вове. Я стояла далеко от них, поэтому ничего не слышала. Я только знаю, что именно после разговора с Таней Вова и его друзья перестали надо мной смеяться.
Я горжусь тем, что я – младшая сестра Тани и тем, что у меня есть старшая сестра, которая всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Таня сказала Вове и ребятам. Как вы думаете, что она им сказала?»
Текст для мальчиков:
«Меня зовут Антон. У меня есть старший брат Юра. Недавно я начал учиться кататься на велосипеде. Первое время я часто падал, и соседские мальчики надо мной смеялись. Мне было очень обидно. Я даже хотел забросить велосипед. Но Юра решил мне помочь.
В один прекрасный день мы с Юрой вышли во двор с велосипедом. Там нас увидели ребята. Они начали о чём-то шептаться и смеяться. Мой старший брат сразу подошёл к ним и что-то сказал. Я стоял далеко от них, поэтому ничего не слышал. Я только знаю, что именно после разговора с Юрой мальчики перестали надо мной смеяться.
Я горжусь тем, что я – младший брат Юры и тем, что у меня есть старший брат, который всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Юра сказал ребятам. Как вы думаете, что он им сказал?»
Обработка результатов: ребёнок, отвечая на вопросы психолога, должен решить определённую проблему, связанную с отношениями между детьми, их оценкой ситуаций и пониманием эмоциональных состояний других людей.
Ответы оцениваются по трёхбалльной шкале (в соответствии с критериями, используемыми в тесте Д. Векслера).
Что Таня (Юра) сказала (сказал) ребятам?
• 0 баллов – ребёнок не отвечает или даёт такие варианты ответа: «Не смейтесь», «Что вы делаете?», «Как вам не стыдно».
• 1 балл – «Старшая сестра (старший брат) угрожала (угрожал) ребятам;
• 2 балла – конструктивное решение проблемы.
Варианты конструктивного решения:
— старшая сестра (старший брат) просит ребят оставить младшую сестру (младшего брата) в покое, иначе она (он) пожалуется учителям и родителям;
— старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам что так делать нельзя, что это плохо;
— старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам проблему своей младшей сестры (своего младшего брата) и настаивает на том, чтобы ребята прекратили над ней (над ним) смеяться.
«Почему Таня (Юра) так поступила (поступил?»
• 0 баллов – ребёнок не понимает вопроса.
• 1 балл – «Чтобы не смеялись»; «Чтобы не обижали».
• 2 балла – «Люди чувствуют себя плохо, если над ними смеются»
Как бы ты поступил (а) в такой ситуации?
• 0 баллов – ответ отсутствует.
• 1 балл – «Надо попросить взрослых поговорить с обидчиками».
• 2 балла – ребёнок сам принимает решение, опираясь на свои чувства – чувства обиженного человека.
Уровни развития эмоционального интеллекта:
•Низкий: 0 – 2 балла;
•Средний: 3 – 4 балла;
•Высокий: 5 – 6 баллов.
4. Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций»
Цель: умение определять и называть эмоций.
Стимульный материал: карточки с графическим изображением эмоций (приложение 3).
Порядок проведения: ребенку предлагают по одной карточке с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления,с вопросом: «Какое это лицо?».
Низкий уровень – ребенок не определил не одной эмоции (о баллов)
Средний уровень – ребенок определил 3 эмоции (2 балл)
Высокий уровень – ребенок определил все эмоции (4 балла)
Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР с трудом опознают графические изображения, лучше вербализуют эмоцию радости, хуже — гнева и удивления.
5. Методика «Ситуации без лица».
Цель методики: выявление уровня предикативной эмпатии; способности к прогнозированию эмоциональных состояний героя в разных ситуациях (без изображения лица).
Материал: художественные картинки с изображением человека (детей) без лица в эмоционально значимых для дошкольника ситуациях (приложение 4).
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и ответь на вопрос: что случилось с мальчиком (девочкой) Как ты думаешь, какое настроение (эмоция) сейчас должно быть у него (нее? Выбери одно лицо, которое больше подходит к этой картинке».
— правильность определения эмоциональной ситуации и выбор адекватного выражения лица (эмоции) – 1 балл;
— предвосхищение эмоционального состояния в соответствии с ситуацией – 1 балл.
Уровень эмпатии:
Низкий уровень – 0-10 баллов;
Средний уровень – 11-20 баллов;
Высокий уровень – 21-30 баллов
«Что такое дружба?» Проект для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Авторы: Колпаносова М. В. Дюжева Т. Н Воспитатели Тип проекта: творческий По содержанию: педагог – ребёнок — родитель По числу участников.
Использование графических навыков в развитии мелкой моторики у детей с задержкой психического развития 5–7 лет Актуальность проекта У детей с задержкой психического развития выраженность дефектов в развитии мелкой моторики проявляется в нарушении.
Особенности гендерных проявлений мотивационной готовности к школьному обучению у детей с задержкой психического развития В настоящее время, как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей с задержкой психического развития можно.
Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с задержкой психического развития Тема: «Пряничный домик» Задачи: продолжать работу по насыщению связной речи детей качественными и относительными прилагательными; развивать.
Консультация для родителей «Игровая деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» Значение игры для всестороннего развития личности ребенка Игра – один из видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях.
Методики диагностики уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Для определения уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР мною подобраны и апробированы следующие.
Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития в процессе изготовления пособий для игр-драматизаций Видео Опыт работы воспитателя Егошиной Марии Игоревны Тема: Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития в процессе изготовления.
Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Здравствуйте уважаемые коллеги, родители. Как педагог я хотела бы с вами поделиться опытом по развитию цветововосприятия детей с ЗПР дошкольного.
Упражнения для развития эмоциональной сферы детей Вот несколько примерных упражнений для работы с эмоциями. ЭТАП 1 А • Детям читается рассказ или сказка, в которой герой испытывает определенное.
Влияние логосреды на формирование социально-нравственных отношений детей с задержкой психического развития В последнее десятилетие ценностное отношение к каждому человеку: его личностному росту, склонностям и способностям, интересам,- осознаётся.
Источник
Конспект занятия «Распознавание базовых эмоций и способов их выражения детьми старшего дошкольного возраста»
Елена Аникина
Конспект занятия «Распознавание базовых эмоций и способов их выражения детьми старшего дошкольного возраста»
• Установление эмоционального контакта и развитие у детей чувства единства, сплоченности и принадлежности к группе;
• Развитие умения понимать, выражать и различать как своё эмоциональное состояние, так и эмоциональное состояние другого человека;
• Тренировка мимических и пантомимических навыков в выражении различных эмоциональных состояний человека; закрепление знаний об эмоциях человека;
• Профилактика эмоционально-волевых нарушений.
Время занятия Деятельность психолога Деятельность детей Примечание
2мин Упражнение «Приветствие»
«Для того, чтобы поприветствовать, друг друга закройте глаза и представьте, что вы находитесь в лесу и слышите пение птиц. Светит яркое солнышко. На деревьях уже появились листочки, ветерок играет с ними. Листочки шелестят, как будто шепчутся, и хотят с нами поговорить. Они шепчут имя каждого из вас. Начнёт тот, кто сидит справа от меня».
Упражнение «Я очень рад»
«А теперь мы порадуемся всем присутствующим здесь. Для этого произнесём фразу: «Я очень рад, что в нашей группе есть (произносим имя, сидящего рядом ребёнка)». Начнёт тот, кто сидит слева от меня.
Дети сидят в кругу. По команде психолога ребёнок, сидящий справа от психолога произносит своё имя «как эхо в лесу», открывает глаза и дотрагивается до ребёнка, сидящего рядом. Следующий ребёнок продолжает упражнение и т. д. по кругу, пока все дети не назовут своих имён.
Дети продолжают сидеть в кругу. По команде психолога ребёнок, сидящий слева,произносит фразу: «Я очень рад, что нашей группе есть (произносит имя, сидящего рядом ребёнка)». Следующий ребёнок продолжает упражнение и т. д. по кругу, пока все дети не выполнят данное задание.
Музыкальное сопровождение «Пение птиц в лесу».
«Угадай облачко – эмоцию»
«По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облака найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже жмурил глаз,
А что увидел я, то вам
Всё расскажу сейчас».
Далее психолог предлагает детям угадать загадки об эмоциях человека и назвать их.
Вот облачко весёлое
смеётся надо мной:
-Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже засмеялся с ним:
-Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой!
Психолог: «Скажите, о каком эмоциональном состоянии говорится в этой загадке?»
Психолог подтверждает ответы детей и на мольберте устанавливает «облачко – радости». Далее детям предлагается найти в «Азбуке настроения» карточку – фотографию с изображением радости и показать её.
Дети слушают психолога.
Дети отгадывают загадку и называют эмоцию радости.
Дети показывают карточку – фотографию из «Азбуки настроения», подтверждая угаданную эмоцию. Используется мольберт для закрепления пиктограмм в виде нарисованных облачков.
Используется раздаточный материал «Азбука настроения» для каждого ребёнка с карточками фотографиями различных эмоциональных состояний.
Эмоция радости.
Психолог предлагает детям угадать следующую эмоцию и читает загадку:
«А вот другое облачко
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унёс.
И каплями – дождинками
Расплакалось оно.
И стало грустно – грустно так,
А вовсе не смешно.Психолог: «Скажите, о каком эмоциональном состоянии говорится в этой загадке?»
Психолог подтверждает ответы детей и на мольберте устанавливает «облачко – грусти». Далее детям предлагается найти в «Азбуке настроения» карточку – фотографию с изображением грусти и показать её. Дети отгадывают загадку и называют эмоцию грусти.
Дети показывают карточку – фотографию из «Азбуки настроения», подтверждая угаданную эмоцию
Эмоция грусти.
Психолог предлагает детям угадать следующую эмоцию и читает загадку:
«А вот другое облако.
И вдруг по небу грозное,
И кулаком громадным
Сердито мне грозит».
Психолог: «Скажите, о каком эмоциональном состоянии говорится в этой загадке?»
Психолог подтверждает ответы детей и на мольберте устанавливает «облачко – злости». Далее детям предлагается найти в «Азбуке настроения» карточку – фотографию с изображением злости и показать её.
Дети отгадывают загадку и называют эмоцию злости.
Дети показывают карточку – фотографию из «Азбуки настроения», подтверждая угаданную эмоцию
Эмоция злости.
Психолог предлагает детям угадать следующую эмоцию и читает загадку:
«Вдруг говорит другое облачко:
Ох, испугался я, друзья,
Но,ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Психолог: «Скажите, о каком эмоциональном состоянии говорится в этой загадке?»
Психолог подтверждает ответы детей и на мольберте устанавливает «облачко – страха». Далее детям предлагается найти в «Азбуке настроения» карточку – фотографию с изображением страха и показать её.
Дети отгадывают загадку и называют эмоцию страха.
Дети показывают карточку – фотографию из «Азбуки настроения», подтверждая угаданную эмоцию
Эмоция страха.
Психолог предлагает детям угадать следующую эмоцию и читает загадку:
«А маленькое облачко
Над озером плывёт,
И удивлённо облачко
-Ой, кто там в глади озера
Такой мохнатый, мягонький?
Летим, летим со мной!»
Психолог: «Скажите, о каком эмоциональном состоянии говорится в этой загадке?»
Психолог подтверждает ответы детей и на мольберте устанавливает «облачко – удивления». Далее детям предлагается найти в «Азбуке настроения» карточку – фотографию с изображением удивления и показать её.
Дети отгадывают загадку и называют эмоцию удивления.
Дети показывают карточку – фотографию из «Азбуки настроения», подтверждая угаданную эмоцию
Эмоция удивления.
Психолог обращается к детям: «Как вы думаете, какого облачка ещё не хватает у нас на мольберте?
После ответов детей на мольберте закрепляется последняя пиктограмма.
Психолог предлагает детям перечислить все названные эмоции ещё раз.
Психолог задаёт детям вопросы:
• Почему не оказалось ни одного одинакового облачка?
• Что помогло нам сейчас выразить эмоциональное состояние?Дети отвечают: «Облачка отвращения и презрения».
Дети показывают карточку – фотографию из «Азбуки настроения», подтверждая данную эмоцию.
Дети, выборочно называя эмоцию по желанию, с помощью мимики показывают названное эмоциональное состояние.
Дети отвечают: «Все облачка разные, потому что эмоций у человека много и они не похожи друг на друга».
Дети отвечают: Нам помогала мимика. Изменения мимических мышц лица. Эмоция отвращения и презрения. 3мин. Минутка – шалости.
Психолог предлагает детям разделиться на две команды. Каждая команда образует свой круг.Даются три команды по очереди в музыкальных паузах:
«Кочка» — дети приседают в кругу;
«Стог» — дети поднимают руки вверх и соединяют их в середине круга с руками других детей;
«Тропинка» — дети выстраиваются друг за другом, руки кладут на плечи впереди стоящего;
Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.
Дети делятся на две команды и под музыкальное сопровождение выполняют задания.
Классические мелодии для детей в аранжировке С. Долгушина.
7мин. Создание модели поведения человека с определённым эмоциональным состоянием.
(на примере чтения четверостиший А. Барто).
Детям предлагается выбрать стихотворение А. Барто и эмоцию, с которой ребёнок прочитает данное стихотворение.
Остальные дети должны будут угадать, какое эмоциональное состояние выражаетих товарищ и ответить на вопрос: что помогло Вам выразить эмоцию при показе. Дети по желанию выбирают стихотворение и загадывают эмоциональное состояние. Далее показ детей в театральной зоне комнаты.
Игра «Мы охотимся на льва»
Детям предлагается стоя в кругу вместе с психологом проговаривать текст, сопровождая его движениями и выражая определённые эмоции.
• Мы охотимся на льва,
• Не боимся мы его;
• У нас длинное ружьё;
• И подзорная труба;
• Да,это поле: топ, топ, топ;
• Да,это болото: чав, чав;
• Да,это море: буль, буль;
• Да,это тропинка: шур, шур, шур;
• Нам по ней не проползти;
• Нам над ней не пролететь;
• А дорожка напрямик на полянку вывела;
• Кто это здесь лежит?
• Наверное, это лев?
• Побежали мы домой,
•По тропинке: шур, шур, шур;
•По морю: буль, буль,буль;
•По болоту: чав, чав, чав;
•По полю: топ, топ, топ;
• Прибежали домой. Устали? Льва боитесь?
Дети покачивают кистями рук.
• Имитируют. Как будто смотрят в подзорную трубу.
• Руки в стороны, плечи вверх;
• Шагают на месте.
• Руки в стороны, плечи вверх;
• Хлопают в ладоши.
• Руки в стороны, плечи вверх;
• Разводят руки в стороны;
• Руки в стороны, плечи вверх;
• Хлопают в ладоши на вытянутых руках;
• Выпрямились, руки вверх;
• Шагаем в середину круга.
• Смотрим в середину круга.
• Образуем круг, возвращаемся на место.
• Хлопают в ладоши на вытянутых руках;
• Разводят руки в стороны;
• Хлопают в ладоши.
• Шагают на месте.
•Дети стоят в кругу и на вопрос психолога отвечают: «Не боимся мы его».
Детям предлагается повторить фразу: «У меня хорошее настроение»,изменяя силу голоса: шёпотом, спокойно, громко.
Психолог предлагает детям поаплодировать себе и друг другу. Занятие окончено.
Дети вместе с психологом, изменяя силу голоса,произносят фразу: «У меня хорошее настроение:
Дети хлопают все вместе в ладоши.
Руки опущены вниз.
Руки подняты вверх.
«Они прославляли город». Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста ОНИ ПРОСЛАВЛЯЛИ ГОРОД (старший дошкольный возраст) Цели Познавательные: — формирование интереса к родному городу; — формирование желания.
Конспект итогового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на Остров Эмоций» Конспект итогового занятия для детей старшего дошкольного возраста 6 — 7 лет (подгруппа 10 – 12 детей) «Путешествие на Остров Эмоций» Цель:.
Конспект НОД в младшей группе по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств радости и грусти «На лесной полянке» Тема: «На лесной полянке» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с эмоциями: «Радость», «Грусть». Обучать приемам регулирования.
Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Капризная принцесса» Подготовила: Педагог-психолог Добротворская Е. В. Нововоронеж 2017 Название игры: «Капризная принцесса» Цель: развитие познавательной.
Конспект занятия по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста «Божья коровка» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Калачёвская средняя общеобразовательная школа» дошкольное отделение. Конспект занятия.
Конспект занятия по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста «Совёнок» Цель: учить изображать сову с помощью пластилина. Задачи: • расширить представления детей о лесной птице сове, об особенностях её внешнего.
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Зима» Тема: «Зима». Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, продолжать учить составлять рассказ по.
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Дружная семья» Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Дружная семья» Цель: формировать представления о семье и её членах, о.
Мастер-класс «Использование нетрадиционных способов рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста» «Использование нетрадиционных способов рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста». “Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.
Развитие социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста в игре «Развитие социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста в игре».На современном этапе развития общества с новой силой ощущается потребность.
Источник