ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБНОСТИ К РАСПОЗНАВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Методика исследования
Методика изучения способности детей дошкольного и младшего школьного возраста к распознаванию эмоциональных состояний разработана Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой и предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Данная методика направлена на исследование одного из компонентов социального познания – способности к эмпатии как возможности воспринимать и анализировать эмоциональное состояние партнера по общению исходя из сделанных наблюдений.
Стимульный материал представлен в Приложении и включает 3 группы материалов:
· 6 портретных картинок с изображением определенного эмоционального состояния, а именно: 1) радость; 2) злость; 3) грусть; 4) страх; 5) удивление; 6) спокойствие (отдельные наборы для мальчиков и для девочек);
· 12 сюжетных картинок, на которых персонажи выражают определенное эмоциональное состояние (по 2 картинки на каждое из указанных выше эмоциональных состояний);
· 12 рассказов к сюжетным картинкам.
Порядок проведения. Исследование проходит индивидуально с каждым ребенком и включает две серии.
Задача, которая ставится экспериментатором в первой серии –категоризация эмоциональных состояний на портретных картинках. При этом ребенку последовательно показывают портретные картинки и предлагают следующую инструкцию: «Сейчас я буду тебе показывать картинки, а ты назовешь, какое настроение у мальчика (девочки), нарисованного(ой) на картинке, какие чувства он (она) испытывает».
Ребенку показывают последовательно все 6 портретных картинок и фиксируют ответы. При этом для мальчиков показывают набор портретных картинок с изображением мальчика, а для девочек – с изображением девочки. Этот прием, по нашему мнению, позволяет ребенку легче «вжиться» в образ той эмоции, которая изображена на портретной картинке, и позволит идентифицировать этот образ с эмоциями персонажей сюжетных картинок при выполнении заданий второй серии, т.е. создать своеобразный эталон эмоции, который будет «примеряться» к персонажам картинок.
Источник
Конспект занятия «Распознавание базовых эмоций и способов их выражения детьми старшего дошкольного возраста»
Елена Аникина
Конспект занятия «Распознавание базовых эмоций и способов их выражения детьми старшего дошкольного возраста»
• Установление эмоционального контакта и развитие у детей чувства единства, сплоченности и принадлежности к группе;
• Развитие умения понимать, выражать и различать как своё эмоциональное состояние, так и эмоциональное состояние другого человека;
• Тренировка мимических и пантомимических навыков в выражении различных эмоциональных состояний человека; закрепление знаний об эмоциях человека;
• Профилактика эмоционально-волевых нарушений.
Время занятия Деятельность психолога Деятельность детей Примечание
2мин Упражнение «Приветствие»
«Для того, чтобы поприветствовать, друг друга закройте глаза и представьте, что вы находитесь в лесу и слышите пение птиц. Светит яркое солнышко. На деревьях уже появились листочки, ветерок играет с ними. Листочки шелестят, как будто шепчутся, и хотят с нами поговорить. Они шепчут имя каждого из вас. Начнёт тот, кто сидит справа от меня».
Упражнение «Я очень рад»
«А теперь мы порадуемся всем присутствующим здесь. Для этого произнесём фразу: «Я очень рад, что в нашей группе есть (произносим имя, сидящего рядом ребёнка)». Начнёт тот, кто сидит слева от меня.
Дети сидят в кругу. По команде психолога ребёнок, сидящий справа от психолога произносит своё имя «как эхо в лесу», открывает глаза и дотрагивается до ребёнка, сидящего рядом. Следующий ребёнок продолжает упражнение и т. д. по кругу, пока все дети не назовут своих имён.
Дети продолжают сидеть в кругу. По команде психолога ребёнок, сидящий слева,произносит фразу: «Я очень рад, что нашей группе есть (произносит имя, сидящего рядом ребёнка)». Следующий ребёнок продолжает упражнение и т. д. по кругу, пока все дети не выполнят данное задание.
Музыкальное сопровождение «Пение птиц в лесу».
«Угадай облачко – эмоцию»
«По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облака найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже жмурил глаз,
А что увидел я, то вам
Всё расскажу сейчас».
Далее психолог предлагает детям угадать загадки об эмоциях человека и назвать их.
Вот облачко весёлое
смеётся надо мной:
-Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже засмеялся с ним:
-Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой!
Психолог: «Скажите, о каком эмоциональном состоянии говорится в этой загадке?»
Психолог подтверждает ответы детей и на мольберте устанавливает «облачко – радости». Далее детям предлагается найти в «Азбуке настроения» карточку – фотографию с изображением радости и показать её.
Дети слушают психолога.
Дети отгадывают загадку и называют эмоцию радости.
Дети показывают карточку – фотографию из «Азбуки настроения», подтверждая угаданную эмоцию. Используется мольберт для закрепления пиктограмм в виде нарисованных облачков.
Используется раздаточный материал «Азбука настроения» для каждого ребёнка с карточками фотографиями различных эмоциональных состояний.
Эмоция радости.
Психолог предлагает детям угадать следующую эмоцию и читает загадку:
«А вот другое облачко
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унёс.
И каплями – дождинками
Расплакалось оно.
И стало грустно – грустно так,
А вовсе не смешно.Психолог: «Скажите, о каком эмоциональном состоянии говорится в этой загадке?»
Психолог подтверждает ответы детей и на мольберте устанавливает «облачко – грусти». Далее детям предлагается найти в «Азбуке настроения» карточку – фотографию с изображением грусти и показать её. Дети отгадывают загадку и называют эмоцию грусти.
Дети показывают карточку – фотографию из «Азбуки настроения», подтверждая угаданную эмоцию
Эмоция грусти.
Психолог предлагает детям угадать следующую эмоцию и читает загадку:
«А вот другое облако.
И вдруг по небу грозное,
И кулаком громадным
Сердито мне грозит».
Психолог: «Скажите, о каком эмоциональном состоянии говорится в этой загадке?»
Психолог подтверждает ответы детей и на мольберте устанавливает «облачко – злости». Далее детям предлагается найти в «Азбуке настроения» карточку – фотографию с изображением злости и показать её.
Дети отгадывают загадку и называют эмоцию злости.
Дети показывают карточку – фотографию из «Азбуки настроения», подтверждая угаданную эмоцию
Эмоция злости.
Психолог предлагает детям угадать следующую эмоцию и читает загадку:
«Вдруг говорит другое облачко:
Ох, испугался я, друзья,
Но,ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Психолог: «Скажите, о каком эмоциональном состоянии говорится в этой загадке?»
Психолог подтверждает ответы детей и на мольберте устанавливает «облачко – страха». Далее детям предлагается найти в «Азбуке настроения» карточку – фотографию с изображением страха и показать её.
Дети отгадывают загадку и называют эмоцию страха.
Дети показывают карточку – фотографию из «Азбуки настроения», подтверждая угаданную эмоцию
Эмоция страха.
Психолог предлагает детям угадать следующую эмоцию и читает загадку:
«А маленькое облачко
Над озером плывёт,
И удивлённо облачко
-Ой, кто там в глади озера
Такой мохнатый, мягонький?
Летим, летим со мной!»
Психолог: «Скажите, о каком эмоциональном состоянии говорится в этой загадке?»
Психолог подтверждает ответы детей и на мольберте устанавливает «облачко – удивления». Далее детям предлагается найти в «Азбуке настроения» карточку – фотографию с изображением удивления и показать её.
Дети отгадывают загадку и называют эмоцию удивления.
Дети показывают карточку – фотографию из «Азбуки настроения», подтверждая угаданную эмоцию
Эмоция удивления.
Психолог обращается к детям: «Как вы думаете, какого облачка ещё не хватает у нас на мольберте?
После ответов детей на мольберте закрепляется последняя пиктограмма.
Психолог предлагает детям перечислить все названные эмоции ещё раз.
Психолог задаёт детям вопросы:
• Почему не оказалось ни одного одинакового облачка?
• Что помогло нам сейчас выразить эмоциональное состояние?Дети отвечают: «Облачка отвращения и презрения».
Дети показывают карточку – фотографию из «Азбуки настроения», подтверждая данную эмоцию.
Дети, выборочно называя эмоцию по желанию, с помощью мимики показывают названное эмоциональное состояние.
Дети отвечают: «Все облачка разные, потому что эмоций у человека много и они не похожи друг на друга».
Дети отвечают: Нам помогала мимика. Изменения мимических мышц лица. Эмоция отвращения и презрения. 3мин. Минутка – шалости.
Психолог предлагает детям разделиться на две команды. Каждая команда образует свой круг.Даются три команды по очереди в музыкальных паузах:
«Кочка» — дети приседают в кругу;
«Стог» — дети поднимают руки вверх и соединяют их в середине круга с руками других детей;
«Тропинка» — дети выстраиваются друг за другом, руки кладут на плечи впереди стоящего;
Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.
Дети делятся на две команды и под музыкальное сопровождение выполняют задания.
Классические мелодии для детей в аранжировке С. Долгушина.
7мин. Создание модели поведения человека с определённым эмоциональным состоянием.
(на примере чтения четверостиший А. Барто).
Детям предлагается выбрать стихотворение А. Барто и эмоцию, с которой ребёнок прочитает данное стихотворение.
Остальные дети должны будут угадать, какое эмоциональное состояние выражаетих товарищ и ответить на вопрос: что помогло Вам выразить эмоцию при показе. Дети по желанию выбирают стихотворение и загадывают эмоциональное состояние. Далее показ детей в театральной зоне комнаты.
Игра «Мы охотимся на льва»
Детям предлагается стоя в кругу вместе с психологом проговаривать текст, сопровождая его движениями и выражая определённые эмоции.
• Мы охотимся на льва,
• Не боимся мы его;
• У нас длинное ружьё;
• И подзорная труба;
• Да,это поле: топ, топ, топ;
• Да,это болото: чав, чав;
• Да,это море: буль, буль;
• Да,это тропинка: шур, шур, шур;
• Нам по ней не проползти;
• Нам над ней не пролететь;
• А дорожка напрямик на полянку вывела;
• Кто это здесь лежит?
• Наверное, это лев?
• Побежали мы домой,
•По тропинке: шур, шур, шур;
•По морю: буль, буль,буль;
•По болоту: чав, чав, чав;
•По полю: топ, топ, топ;
• Прибежали домой. Устали? Льва боитесь?
Дети покачивают кистями рук.
• Имитируют. Как будто смотрят в подзорную трубу.
• Руки в стороны, плечи вверх;
• Шагают на месте.
• Руки в стороны, плечи вверх;
• Хлопают в ладоши.
• Руки в стороны, плечи вверх;
• Разводят руки в стороны;
• Руки в стороны, плечи вверх;
• Хлопают в ладоши на вытянутых руках;
• Выпрямились, руки вверх;
• Шагаем в середину круга.
• Смотрим в середину круга.
• Образуем круг, возвращаемся на место.
• Хлопают в ладоши на вытянутых руках;
• Разводят руки в стороны;
• Хлопают в ладоши.
• Шагают на месте.
•Дети стоят в кругу и на вопрос психолога отвечают: «Не боимся мы его».
Детям предлагается повторить фразу: «У меня хорошее настроение»,изменяя силу голоса: шёпотом, спокойно, громко.
Психолог предлагает детям поаплодировать себе и друг другу. Занятие окончено.
Дети вместе с психологом, изменяя силу голоса,произносят фразу: «У меня хорошее настроение:
Дети хлопают все вместе в ладоши.
Руки опущены вниз.
Руки подняты вверх.
«Они прославляли город». Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста ОНИ ПРОСЛАВЛЯЛИ ГОРОД (старший дошкольный возраст) Цели Познавательные: — формирование интереса к родному городу; — формирование желания.
Конспект итогового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на Остров Эмоций» Конспект итогового занятия для детей старшего дошкольного возраста 6 — 7 лет (подгруппа 10 – 12 детей) «Путешествие на Остров Эмоций» Цель:.
Конспект НОД в младшей группе по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств радости и грусти «На лесной полянке» Тема: «На лесной полянке» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с эмоциями: «Радость», «Грусть». Обучать приемам регулирования.
Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Капризная принцесса» Подготовила: Педагог-психолог Добротворская Е. В. Нововоронеж 2017 Название игры: «Капризная принцесса» Цель: развитие познавательной.
Конспект занятия по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста «Божья коровка» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Калачёвская средняя общеобразовательная школа» дошкольное отделение. Конспект занятия.
Конспект занятия по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста «Совёнок» Цель: учить изображать сову с помощью пластилина. Задачи: • расширить представления детей о лесной птице сове, об особенностях её внешнего.
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Зима» Тема: «Зима». Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, продолжать учить составлять рассказ по.
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Дружная семья» Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Дружная семья» Цель: формировать представления о семье и её членах, о.
Мастер-класс «Использование нетрадиционных способов рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста» «Использование нетрадиционных способов рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста». “Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.
Развитие социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста в игре «Развитие социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста в игре».На современном этапе развития общества с новой силой ощущается потребность.
Источник