Методика распознавание эмоций для детей

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБНОСТИ К РАСПОЗНАВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Методика исследования

Методика изучения способности детей дошкольного и младшего школьного возраста к распознаванию эмоциональных состояний разработана Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой и предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Данная методика направлена на исследование одного из компонентов социального познания – способности к эмпатии как возможности воспринимать и анализировать эмоциональное состояние партнера по общению исходя из сделанных наблюдений.

Стимульный материал представлен в Приложении и включает 3 группы материалов:

· 6 портретных картинок с изображением определенного эмоционального состояния, а именно: 1) радость; 2) злость; 3) грусть; 4) страх; 5) удивление; 6) спокойствие (отдельные наборы для мальчиков и для девочек);

· 12 сюжетных картинок, на которых персонажи выражают определенное эмоциональное состояние (по 2 картинки на каждое из указанных выше эмоциональных состояний);

· 12 рассказов к сюжетным картинкам.

Порядок проведения. Исследование проходит индивидуально с каждым ребенком и включает две серии.

Задача, которая ставится экспериментатором в первой серии –категоризация эмоциональных состояний на портретных картинках. При этом ребенку последовательно показывают портретные картинки и предлагают следующую инструкцию: «Сейчас я буду тебе показывать картинки, а ты назовешь, какое настроение у мальчика (девочки), нарисованного(ой) на картинке, какие чувства он (она) испытывает».

Ребенку показывают последовательно все 6 портретных картинок и фиксируют ответы. При этом для мальчиков показывают набор портретных картинок с изображением мальчика, а для девочек – с изображением девочки. Этот прием, по нашему мнению, позволяет ребенку легче «вжиться» в образ той эмоции, которая изображена на портретной картинке, и позволит идентифицировать этот образ с эмоциями персонажей сюжетных картинок при выполнении заданий второй серии, т.е. создать своеобразный эталон эмоции, который будет «примеряться» к персонажам картинок.

Источник

Конспект занятия «Распознавание базовых эмоций и способов их выражения детьми старшего дошкольного возраста»

Елена Аникина
Конспект занятия «Распознавание базовых эмоций и способов их выражения детьми старшего дошкольного возраста»

• Установление эмоционального контакта и развитие у детей чувства единства, сплоченности и принадлежности к группе;

• Развитие умения понимать, выражать и различать как своё эмоциональное состояние, так и эмоциональное состояние другого человека;

• Тренировка мимических и пантомимических навыков в выражении различных эмоциональных состояний человека; закрепление знаний об эмоциях человека;

• Профилактика эмоционально-волевых нарушений.

Время занятия Деятельность психолога Деятельность детей Примечание

2мин Упражнение «Приветствие»

«Для того, чтобы поприветствовать, друг друга закройте глаза и представьте, что вы находитесь в лесу и слышите пение птиц. Светит яркое солнышко. На деревьях уже появились листочки, ветерок играет с ними. Листочки шелестят, как будто шепчутся, и хотят с нами поговорить. Они шепчут имя каждого из вас. Начнёт тот, кто сидит справа от меня».

Упражнение «Я очень рад»

«А теперь мы порадуемся всем присутствующим здесь. Для этого произнесём фразу: «Я очень рад, что в нашей группе есть (произносим имя, сидящего рядом ребёнка)». Начнёт тот, кто сидит слева от меня.

Дети сидят в кругу. По команде психолога ребёнок, сидящий справа от психолога произносит своё имя «как эхо в лесу», открывает глаза и дотрагивается до ребёнка, сидящего рядом. Следующий ребёнок продолжает упражнение и т. д. по кругу, пока все дети не назовут своих имён.

Читайте также:  Как отработать чувство ненужности

Дети продолжают сидеть в кругу. По команде психолога ребёнок, сидящий слева,произносит фразу: «Я очень рад, что нашей группе есть (произносит имя, сидящего рядом ребёнка)». Следующий ребёнок продолжает упражнение и т. д. по кругу, пока все дети не выполнят данное задание.

Музыкальное сопровождение «Пение птиц в лесу».

«Угадай облачко – эмоцию»

«По небу плыли облака,

А я на них смотрел.

И два похожих облака найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь

И даже жмурил глаз,

А что увидел я, то вам

Всё расскажу сейчас».

Далее психолог предлагает детям угадать загадки об эмоциях человека и назвать их.

Вот облачко весёлое

смеётся надо мной:

-Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже засмеялся с ним:

-Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку

Махал я вслед рукой!

Психолог: «Скажите, о каком эмоциональном состоянии говорится в этой загадке?»

Психолог подтверждает ответы детей и на мольберте устанавливает «облачко – радости». Далее детям предлагается найти в «Азбуке настроения» карточку – фотографию с изображением радости и показать её.

Дети слушают психолога.

Дети отгадывают загадку и называют эмоцию радости.

Дети показывают карточку – фотографию из «Азбуки настроения», подтверждая угаданную эмоцию. Используется мольберт для закрепления пиктограмм в виде нарисованных облачков.

Используется раздаточный материал «Азбука настроения» для каждого ребёнка с карточками фотографиями различных эмоциональных состояний.

Эмоция радости.

Психолог предлагает детям угадать следующую эмоцию и читает загадку:

«А вот другое облачко

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унёс.

И каплями – дождинками

Расплакалось оно.

И стало грустно – грустно так,

А вовсе не смешно.Психолог: «Скажите, о каком эмоциональном состоянии говорится в этой загадке?»

Психолог подтверждает ответы детей и на мольберте устанавливает «облачко – грусти». Далее детям предлагается найти в «Азбуке настроения» карточку – фотографию с изображением грусти и показать её. Дети отгадывают загадку и называют эмоцию грусти.

Дети показывают карточку – фотографию из «Азбуки настроения», подтверждая угаданную эмоцию

Эмоция грусти.

Психолог предлагает детям угадать следующую эмоцию и читает загадку:

«А вот другое облако.

И вдруг по небу грозное,

И кулаком громадным

Сердито мне грозит».

Психолог: «Скажите, о каком эмоциональном состоянии говорится в этой загадке?»

Психолог подтверждает ответы детей и на мольберте устанавливает «облачко – злости». Далее детям предлагается найти в «Азбуке настроения» карточку – фотографию с изображением злости и показать её.

Дети отгадывают загадку и называют эмоцию злости.

Дети показывают карточку – фотографию из «Азбуки настроения», подтверждая угаданную эмоцию

Эмоция злости.

Психолог предлагает детям угадать следующую эмоцию и читает загадку:

«Вдруг говорит другое облачко:

Ох, испугался я, друзья,

Но,ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Психолог: «Скажите, о каком эмоциональном состоянии говорится в этой загадке?»

Психолог подтверждает ответы детей и на мольберте устанавливает «облачко – страха». Далее детям предлагается найти в «Азбуке настроения» карточку – фотографию с изображением страха и показать её.

Читайте также:  У пациента принимающего бета блокаторы развились симптомы депрессии с чем связано ее появление тест

Дети отгадывают загадку и называют эмоцию страха.

Дети показывают карточку – фотографию из «Азбуки настроения», подтверждая угаданную эмоцию

Эмоция страха.

Психолог предлагает детям угадать следующую эмоцию и читает загадку:

«А маленькое облачко

Над озером плывёт,

И удивлённо облачко

-Ой, кто там в глади озера

Такой мохнатый, мягонький?

Летим, летим со мной!»

Психолог: «Скажите, о каком эмоциональном состоянии говорится в этой загадке?»

Психолог подтверждает ответы детей и на мольберте устанавливает «облачко – удивления». Далее детям предлагается найти в «Азбуке настроения» карточку – фотографию с изображением удивления и показать её.

Дети отгадывают загадку и называют эмоцию удивления.

Дети показывают карточку – фотографию из «Азбуки настроения», подтверждая угаданную эмоцию

Эмоция удивления.

Психолог обращается к детям: «Как вы думаете, какого облачка ещё не хватает у нас на мольберте?

После ответов детей на мольберте закрепляется последняя пиктограмма.

Психолог предлагает детям перечислить все названные эмоции ещё раз.

Психолог задаёт детям вопросы:

• Почему не оказалось ни одного одинакового облачка?

• Что помогло нам сейчас выразить эмоциональное состояние?Дети отвечают: «Облачка отвращения и презрения».

Дети показывают карточку – фотографию из «Азбуки настроения», подтверждая данную эмоцию.

Дети, выборочно называя эмоцию по желанию, с помощью мимики показывают названное эмоциональное состояние.

Дети отвечают: «Все облачка разные, потому что эмоций у человека много и они не похожи друг на друга».

Дети отвечают: Нам помогала мимика. Изменения мимических мышц лица. Эмоция отвращения и презрения. 3мин. Минутка – шалости.

Психолог предлагает детям разделиться на две команды. Каждая команда образует свой круг.Даются три команды по очереди в музыкальных паузах:

«Кочка» — дети приседают в кругу;

«Стог» — дети поднимают руки вверх и соединяют их в середине круга с руками других детей;

«Тропинка» — дети выстраиваются друг за другом, руки кладут на плечи впереди стоящего;

Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.

Дети делятся на две команды и под музыкальное сопровождение выполняют задания.

Классические мелодии для детей в аранжировке С. Долгушина.

7мин. Создание модели поведения человека с определённым эмоциональным состоянием.

(на примере чтения четверостиший А. Барто).

Детям предлагается выбрать стихотворение А. Барто и эмоцию, с которой ребёнок прочитает данное стихотворение.

Остальные дети должны будут угадать, какое эмоциональное состояние выражаетих товарищ и ответить на вопрос: что помогло Вам выразить эмоцию при показе. Дети по желанию выбирают стихотворение и загадывают эмоциональное состояние. Далее показ детей в театральной зоне комнаты.

Игра «Мы охотимся на льва»

Детям предлагается стоя в кругу вместе с психологом проговаривать текст, сопровождая его движениями и выражая определённые эмоции.

• Мы охотимся на льва,

• Не боимся мы его;

• У нас длинное ружьё;

• И подзорная труба;

• Да,это поле: топ, топ, топ;

• Да,это болото: чав, чав;

• Да,это море: буль, буль;

• Да,это тропинка: шур, шур, шур;

• Нам по ней не проползти;

• Нам над ней не пролететь;

• А дорожка напрямик на полянку вывела;

• Кто это здесь лежит?

• Наверное, это лев?

Читайте также:  Плохое настроение перед поездкой

• Побежали мы домой,

По тропинке: шур, шур, шур;

По морю: буль, буль,буль;

По болоту: чав, чав, чав;

По полю: топ, топ, топ;

• Прибежали домой. Устали? Льва боитесь?

Дети покачивают кистями рук.

• Имитируют. Как будто смотрят в подзорную трубу.

• Руки в стороны, плечи вверх;

• Шагают на месте.

• Руки в стороны, плечи вверх;

• Хлопают в ладоши.

• Руки в стороны, плечи вверх;

• Разводят руки в стороны;

• Руки в стороны, плечи вверх;

• Хлопают в ладоши на вытянутых руках;

• Выпрямились, руки вверх;

• Шагаем в середину круга.

• Смотрим в середину круга.

• Образуем круг, возвращаемся на место.

• Хлопают в ладоши на вытянутых руках;

• Разводят руки в стороны;

• Хлопают в ладоши.

• Шагают на месте.

Дети стоят в кругу и на вопрос психолога отвечают: «Не боимся мы его».

Детям предлагается повторить фразу: «У меня хорошее настроение»,изменяя силу голоса: шёпотом, спокойно, громко.

Психолог предлагает детям поаплодировать себе и друг другу. Занятие окончено.

Дети вместе с психологом, изменяя силу голоса,произносят фразу: «У меня хорошее настроение:

Дети хлопают все вместе в ладоши.

Руки опущены вниз.

Руки подняты вверх.

«Они прославляли город». Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста ОНИ ПРОСЛАВЛЯЛИ ГОРОД (старший дошкольный возраст) Цели Познавательные: — формирование интереса к родному городу; — формирование желания.

Конспект итогового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на Остров Эмоций» Конспект итогового занятия для детей старшего дошкольного возраста 6 — 7 лет (подгруппа 10 – 12 детей) «Путешествие на Остров Эмоций» Цель:.

Конспект НОД в младшей группе по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств радости и грусти «На лесной полянке» Тема: «На лесной полянке» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с эмоциями: «Радость», «Грусть». Обучать приемам регулирования.

Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Капризная принцесса» Подготовила: Педагог-психолог Добротворская Е. В. Нововоронеж 2017 Название игры: «Капризная принцесса» Цель: развитие познавательной.

Конспект занятия по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста «Божья коровка» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Калачёвская средняя общеобразовательная школа» дошкольное отделение. Конспект занятия.

Конспект занятия по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста «Совёнок» Цель: учить изображать сову с помощью пластилина. Задачи: • расширить представления детей о лесной птице сове, об особенностях её внешнего.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Зима» Тема: «Зима». Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, продолжать учить составлять рассказ по.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Дружная семья» Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Дружная семья» Цель: формировать представления о семье и её членах, о.

Мастер-класс «Использование нетрадиционных способов рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста» «Использование нетрадиционных способов рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста». “Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.

Развитие социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста в игре «Развитие социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста в игре».На современном этапе развития общества с новой силой ощущается потребность.

Источник

Оцените статью