- Опросник родительской любви и симпатии (Р. В.Овчарова)
- Методика позитивные родительские чувства овчарова
- Диагностика родительства. Методика Р.В. Овчаровой
- Содержание сборника
- 1. Сознательное родительство
- 2. Представления об идеальном родителе
- 3. Принятие и исполнение родительской роли
- 4. Позитивные родительские чувства
- 5. Родительская любовь и симпатия
- 6. Родительские победы и поражения
- Возможности программы
- Картотека
- Результаты
- Динамика
- Групповой отчет
- Бланки
- Особенности программы
Опросник родительской любви и симпатии (Р. В.Овчарова)
Часть I Цель: выявление преобладающего чувства у родителя по отношению к ребенку (симпатия или любовь).
Инструкция. Ниже даны 20 утверждений. К каждому утверждению подберите вариант ответа, который, по вашему мнению, соответствует сложившимся отношениям с вашим ребенком. Помните, неправильных или плохих ответов не существует. Варианты ответа:
- 4 – да, это так;
- 3– вероятно, это так;
- 2– вряд ли это так;
- 1 – нет, это совсем не так.
Список утверждений
1. Я считаю, что я и мой ребенок можем абсолютно доверять друг другу.
2. Когда мы вместе, у нас схожее настроение.
3. Я считаю, что знаю достоинства и недостатки моего ребенка и принимаю его таким, каков он есть.
4. Мой ребенок очень умный.
5. Ради моего ребенка я готов на любые жертвы.
6. В большинстве случаев мой ребенок нравится людям сразу же после знакомства.
7. Я испытываю радость, когда нахожусь рядом с моим ребенком.
8. Я думаю, что мы с ребенком во многом похожи.
9. Я чувствую ответственность за то, чтобы ребенку было хорошо и комфорт‑но со мной.
10. Мне хотелось бы, чтобы мой ребенок был похож на меня.
11. Я часто прощаю моего ребенка, признавая за ним право на ошибку, слабость и несовершенство.
12. Мой ребенок самый лучший из всех известных мне детей.
13. Мне будет очень тяжело, если придется жить без моего ребенка.
14. Я уверен, что мой ребенок хорошо ко мне относится.
15. Между мной и ребенком существует эмоциональная близость.
16. Я принимаю активное участие в жизни моего ребенка: во всем помогаю, контролирую, регулирую.
17. Я стремлюсь больше отдавать своей любви ребенку, чем получать от него.
18. Мне нравится быть с моим ребенком потому, что мне хорошо с ним.
19. Каждый из нас (и я, и мой ребенок) обладает независимостью.
20. От ребенка я жду любви столько же, сколько даю ему я.
Обработка данных. Складываем полученные баллы:
- шкала любви: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19.
- шкала симпатии: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20.
В зависимости от того, какая сумма баллов выше, можно судить о том, какое чувство в отношениях с ребенком преобладает. Каждая сумма должна превышать 20 баллов, лишь в этом случае можно говорить о том, что в отношениях родителя и ребенка преобладает любовь или симпатия.
Часть II Цель : определение компонентного состава и типологии родительской любви.
Инструкция. Прочтите каждое из утверждений, выберите какое из них, по вашему мнению, наиболее характерно для вас, отметьте его знаком «+». Помните, неправильных ответов не существует.
Список утверждений 1. Когда в моей семье появился ребенок, у меня возникло ощущение сопричастности и желание быть с ребенком.
2. Я испытываю удовольствие от общения с моим ребенком.
3. Я полагаю, что знаю, какими способами выражается родительская любовь.
4. Я принимаю активное участие в жизни моего ребенка, помогаю, даю советы, при этом каждый из нас обладает относительной свободой и автономностью.
5. Я испытал чувство облегчения, удовлетворения и радости, когда завершились роды.
6. Я переживаю о душевном покое моего ребенка.
7. Я считаю, что достаточно хорошо и отчетливо представляю образы «любящего отца» и «любящей матери». 8. Я проявляю нежность и ласку по отношению к моему ребенку посредством поцелуев, теплых объятий, ласковых взглядов… (допишите свое).
9. Когда я впервые увидел ребенка, у меня пробудилось чувство жалости к нему, сочувствие и желание помочь.
10. Я доволен своей ролью родителя.
11. Я достаточно хорошо знаю личностные особенности моего ребенка.
12. Я считаю, что создаю благоприятную семейную атмосферу для ребенка: он знает, что я всегда рядом, чувствует психологическую поддержку и защищенность с моей стороны.
13. Мне было приятно чувствовать: а) для матери : как шевелится плод во время моей беременности; б) для отца : как шевелится плод во время беременности моей жены.
14. Я испытываю чувство радости, когда нахожусь рядом с моим ребенком.
15. Я могу предвидеть реакции и поступки моего ребенка.
16. Считаю, что мои взаимоотношения с ребенком можно назвать открытыми, искренними и доверительными.
17. Считаю, что между мной и ребенком с момента рождения существует тесная связь, которую порой я не могу объяснить словами.
18. Я испытываю потребность быть рядом с моим ребенком.
19. Я думаю, что знаю интересы моего ребенка.
20. Я принимаю моего ребенка таким, каков он есть, признаю и уважаю его индивидуальность.
21. Во время беременности: а) для матери : я чувствовала нежность к будущему ребенку; б) для отца : моей жены я чувствовал нежность к будущему ребенку.
22. Мне грустно во время разлуки с моим ребенком.
23. Думаю, что я знаю потребности и желания моего ребенка.
24. Я «жертвую собой» ради моего ребенка, стараясь отдавать ему все физические и душевные силы.
25. Беременность а) для отца : моей жены; б) для матери : моя была желанной и запланированной.
26. Я испытываю гордость за моего ребенка.
27. Я думаю, что знаю, каким образом я могу контролировать проявление своей родительской любви.
28. Я часто прощаю моего ребенка, признавая за ним право на ошибку, слабость и несовершенство.
Таблица 1 . Консультационное исследование семейных ценностей
Обработка результатов
Наибольшая сумма баллов («+» – 1 балл), набранная человеком при выборе наиболее близких ему утверждений, укажет на доминирующий компонент в родительской любви, а вместе с этим и на ее тип. Если равным количеством баллов будут отмечены два и более компонента, следует говорить о смешанной типологической принадлежности. Если наряду с доминирующим компонентом какой‑либо другой компонент наберет достаточно высокий балл, также следует говорить о смешанной типологической принадлежности, хотя не столь явно выраженной, как в предыдущем случае. Информативно и отсутствие баллов по тому или иному компоненту.
Компоненты родительской любви входят в структуру составляющих родительской любви. В целом глубокий анализ результатов данного исследования дает возможность выявить фундаментальные установочные ориентации родительской любви и впоследствии корректировать и развивать другие компоненты родительской любви (компоненты, набравшие незначительное количество баллов).
Биологическая составляющая
I. Биологический ( инстинктивный ) компонент. Это природный базис, предполагающий наличие у человека имманентной, биологически обусловленной способности любить своего ребенка.
Психологическая составляющая
II. Эмоционально‑чувственный компонент. Это сфера глубоких личностных, субьективно‑психологических переживаний родителя по отношению к ребенку, которые характеризуются удовольствием – неудовольствием, комфортом – дискомфортом, стеничностью – астеничностью; сфера воспоминаний, предчувствий родителя по поводу ситуаций взаимоотношений с ребенком. Данный компонент включает: инстинктивно‑аффективные состояния (переживания, предчувствия); эмоции (восторг, радость, страх, гнев и др.); чувства, отличающиеся отчетливостью и осознанностью (наслаждение, симпатия и др.). Он обеспечивает налаживание эмоциональных взаимоотношений родителя и ребенка, а также способов ориентировки в его переживаниях; включает переживание или осознаваемое «ощущение родительской любви», процессы, происходящие в нервной, эндокринной, сердечно‑сосудистой, дыхательной системах организма, а также поддающиеся наблюдению комплексы эмоций. Благодаря эмоционально‑чувственному компоненту происходит аффективная (эмоциональная) преднастройка к активному контакту родителя с ребенком еще до начала взаимодействия с ним (до рождения ребенка). Кроме того, у родителей происходит выработка аффективных стереотипов сенсорного контакта с ребенком
III. Когнитивный компонент ( рациональный ). Включает представления (когнитивные репрезентации) о том, что такое родительская любовь, каковы ее проявления – способы выражения, контроля, регулирования. Кроме того, он включает знание интересов ребенка, его желаний, потребностей, особенностей поведения и в целом личности ребенка.
Социальная составляющая
IV. Поведенческий компонент. Проявление родительской любви (как субъективного отношения) в реакциях, действиях и поступках родителя. При этом родительская любовь обнаруживает свою объективность, индивидуально‑психологическое родителя становится социально‑психологическим.
Источник
Методика позитивные родительские чувства овчарова
а опросник родительской любви и симпатии для выявления уровня родительских чувств к ребенку, их биологической (родительский инстинкт) и психологической составляющих;
□ методика «Родительская любовь» для изучения характера родительских чувств и определения компонентного состава (когнитивный, эмоциональный, поведенческий);
а практикум «Родительские победы и поражения» по диагностике потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке;
а общая схема диагностического процесса в работе с семьей.
Все предлагаемые методики являются авторскими, либо разработаны, апробированы и валидизированы под руководством автора.
А. Исследование представлений вредительстве как интегральном образовании личности
Опросник «Сознательное родительство» *
Опросник реализует системный, диагностико-развивающий подход к оценке оценке себя как родителя, родительских установок и ожиданий, отношения, чувств, позиций, ответственности, стиля семейного воспитания; оценке источников знаний и представлений о родительстве. Предлагаемый опросник выполняет три функции:
Данный опросник можно использовать при индивидуальной диагностике родителя, для констатации осознанности родительства, а также при работе с супружеской парой для оценки согласованности позиций обоих родителей по различным компонентам субъективного аспекта родительства. Благодаря сравнительному анализу ответов супругов, можно обнаружить конфликтные позиции, а также позиции супружеского несоответствия в компонентах родительства. Опросник имеет две формы — для отцов и матерей.
Вариант для мужчин
Инструкция: отвечая на вопросы поставьте галочку рядом с тем вариантом ответа, который Вам подходит более всего.
1. Стремитесь ли Вы к согласованию своих планов с планами других членов семьи:
□ не всегда; — часто.
‘ Разработан под нашим руководством М. О. Ермикиной (2003).
2. Думаю, что в дальнейшем наш ребенок не будет причинять значительного беспокойства:
□ скорее не согласен;
3. Я смогу все простить своему ребенку:
□ скорее не согласен;
4. Понимаете ли Вы свою роль в укреплении семьи:
□ не уверен, что могу что-то изменить;
□ от меня зависит не больше, чем от моей жены; D понимаю;
□ очень многое в моих силах.
5. Какую Вам роль лучше удается реализовать в семье (подчеркните 5 позиций): мужа, отца, взрослого, добытчика, хозяина, мужчины, наставника, заступника, друга, организатора, труженика, квартиранта, эмоционального лидера.
6. Как Вы считаете, какую роль лучше удается реализовать Вашей супруге (подчеркните 5 позиций): жены, матери, женщины, взрослого, семейного менеджера, хозяйки, боевой подруги, главы семьи, домашнего доктора, кормилицы, эмоционального лидера, наставника, советника.
7. Сможете ли Вы поступиться своими будущими планами ради интересов семьи:
□ скорее не смогу;
□ в определенных ситуациях это возможно;
□ смогу, для меня семья важнее всего.
8. Нужно обсуждать возникающие противоречия в семье, чтобы выявить их причину и избежать конфликтов в дальнейшем:
□ скорее не согласен,
9. Дети были бы более счастливы и лучше бы себя вели, если бы родители проявляли интерес к их делам:
□ скорее не согласен;
10. Считаете ли Вы, что на Ваше слово можно всегда положиться:
11. Принимая какое-либо решение, родителям следует всерьез считаться с мнением своего ребенка:
□ скорее не согласен;
12. Всегда ли контакты с женой и ребенком/детьми оставляют у Вас приятные переживания:
Источник
Диагностика родительства. Методика Р.В. Овчаровой
Полная автоматизация индивидуальной диагностики. При групповом тестировании используйте возможность программы «Печать стимульных материалов и бланков ответов» с последующей компьютерной обработкой результатов.
Тесты разработаны, валидизированы и апробированы в научной школе доктора психологических наук, профессора Р.В. Овчаровой.
Содержание сборника
Организуя диагностический процесс, психологу необходимо исходить, прежде всего, из принципа разумной достаточности. Начинать следует с первичной диагностики – жалоб родителей на ребенка, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, смотреть на причины указанных нарушений.
Само общение, наблюдение за поведением родителей могут дать психологу некоторое представление о семье. Важно выяснить, как сами родители понимают излагаемую ими жалобу-проблему, в чем видят ее причины и какой помощи ждут от специалиста. Различные детерминанты жалоб родителей определяют тот или иной вид помощи и участие психолога в этом процессе.
Таким образом, диагностика родительства должна базироваться на потребностях родителей в психологической поддержке, она должна быть минимальной, но достаточной для выявления трудностей семейного воспитания и следовать определенной схеме.
Сборник содержит 6 методик:
1. Сознательное родительство
Изучение осознанности всех компонентов родительства: родительских позиций, родительских чувств, родительской ответственности, родительских установок и ожиданий, семейных ценностей, стиля семейного воспитания, родительского отношения.
Цель: Опросник реализует системный, диагностико-развивающий подход к оценке себя как родителя, родительских установок и ожиданий, отношения, чувств, позиций, ответственности, стиля семейного воспитания: к оценке источников знаний и представлений о родительстве.
Данный опросник можно использовать при индивидуальной диагностике родителя для констатации осознанности родительства, а также при работе с супружеской парой, для оценки согласованности позиций обоих родителей и по различным компонентам субъективного аспекта родительства. Благодаря сравнительному анализу ответов супругов можно обнаружить конфликтные позиции, а также позиции супружеского несоответствия в компонентах родительства. Опросник имеет две формы — для отцов и матерей.
2. Представления об идеальном родителе
Изучение представления об идеальном родителе и соотнесения с реальным родителем.
Методика представляет собой вариант семантического дифференциала на тему родительства. При отборе качеств автор использовала данные контент-анализа родительских сочинений.
Во время интерпретации результатов методики автор предлагает при обработке данных опираться в большей степени на качественный анализ, нежели на количественную обработку.
3. Принятие и исполнение родительской роли
Выявление степени и уровня принятия родительской роли и характера родительской идентичности.
Родительская роль является устойчивым комплексом форм поведения, соответствующим выполнению семьей воспитательной функции.
Выполнение этой роли определяется как основными социальными нормами и требованиями, традиционно в ней заложенными, так и индивидуальными чертами конкретного человека. В частности, мерой освоения им определенных знаний и умений, а также субъективными представлениями о характере данной роли.
Анализ самой родительской роли свидетельствует о том. что она является необычайно сложной. Структура существующих в семье ролей является социально-психологической формой организации ее жизнедеятельности.
Данная методика позволяет определить степень адекватности исполнения родительской роли другим социальным ролям, выполняемым индивидом в семье, а также выявить характер внутриличностной согласованности национальноэтнической идентичности личности и родительства как интегрального образования личности.
Анкета состоит из 31 вопроса, на которые родители и, при необходимости ребенок старше 12 лет, должны отвечать индивидуально.
Методика включает шесть шкал, объединенных в 4 блока:
- 1 Блок – позитивные чувства к себе как родителю;
- 2 Блок – позитивные чувства к родительству;
- 3 Блок – позитивные чувства к ребенку;
- 4 Блок – позитивные чувства к супругу(е) как родителю.
Шкалы методики соответствуют факторам, характеризующим систему позитивных родительских чувств, которые были выделены в рамках экспертного опроса. Каждая шкала содержит утверждения, подобранные так. чтобы отразить психологическую сущность изучаемых чувств, их компонентный состав.
4. Позитивные родительские чувства
Определение уровня развития позитивных родительских чувств и их компонентов.
Родительские чувства – это чувства, которые выражают эмоциональное отношение родителя к ребенку. Сфера родительских чувств достаточно противоречива. В зависимости от ситуации, родительские чувства могут содержать в себе как любовь, симпатию, нежность, так и раздраженность, неприязнь, усталость, чувство вины и прочие. Таким образом, в сфере родительских чувств можно выделить позитивные и негативные родительские чувства.
В основе разделения родительских чувств на позитивные и негативные лежит их роль в жизни родителя и ребенка. Роль родительских чувств оценивается с личностных позиций: способствует ли данное чувство или его отсутствие гармоничному развитию личности ребенка, формированию положительного отношения к себе как родителю, нарушает оно или нет благоприятные детско-родительские отношения.
5. Родительская любовь и симпатия
Изучение психологических составляющих родительских чувств.
Родительская любовь относится к разряду высших чувств человека и формируется в социальном контексте прижизненно, в процессе совместной деятельности и общения с ребенком, в практике родительства.
На протяжении жизни родителя любовь может изменяться, преображаться, переходить из одного состояния в другое. Перемены, присущие любви, неизбежны, так как в процессе жизни родителя изменяются его физиологические процессы и психологические переживания.
Теоретический анализ и эмпирическое исследование психологической структуры родительской любви показали, что понятие родительская любовь объединяет в себе несколько дефиниций, ее структуру составляют четыре компонента: психофизиологический, эмоциональный, когнитивный, поведенческий.
Данная методика состоит из 2 частей, проводимых последовательно сразу одна за другой.
Цель I части: выявление преобладающего у родителя чувства по отношению к ребенку (симпатии или любви).
Цель II части: определение компонентного состава и типологии родительской любви.
6. Родительские победы и поражения
Выявление ключевых проблем в отношениях между родителями и их детьми, планирование на основе полученной информации групповой и индивидуальной работы с семьей.
Предлагаемая анкета помогает сделать помощь родителям более конкретной и адресной. Анкетирование может проводиться как в индивидуальной форме в условиях семейного консультирования, так и групповой форме (бланковый вариант).
При групповой работе данные обобщаются для выявления проблем, присущих конкретной группе. На основе анализа результатов первой части опросника (победы и достижения родителей) есть возможность привлечь помощников из числа самих родителей в качестве волонтеров, оказывающих помощь другим семьям. Эти родители указали на имеющийся позитивный опыт семейного воспитания. Приведенные в диагностической карте ключевые проблемы (поражения) родителя свидетельствуют о том. в чем затрудняются родители и какие проблемы испытывают их дети. На основе запросов родителей, сформулированных в виде проблем во второй части опросника, можно планировать групповую и индивидуальную работу с семьей.
Возможности программы
Картотека
Картотека служит для управления карточками людей, которые прошли или будут проходить тестирование. В карточке пользователя хранятся все результаты тестирований, основные данные, а также динамика. В карточку можно внести вручную ответы с бланков тестирования. Результаты тестов, которые были пройдены в программе, сохраняются автоматически. Каждой карточке можно присвоить определенную категорию, чтобы потом в картотеке была возможность сортировать данные по категориям.
Результаты
Все результаты обследований, которые были пройдены на компьютере, хранятся в карточке каждого пользователя. Результаты тестирований можно распечатать на принтере или сделать экспорт данных на компьютер. Конечные файлы результатов можно открыть с помощью Microsoft Office.
Чтобы получить результаты тестов, которые были пройдены с помощью бланков, необходимо сначала вручную внести данные обследований в карточку пользователя.
Динамика
По тестам, которые были пройдены несколько раз, можно отслеживать результаты в динамике. Все результаты хранятся в карточке пользователя в картотеке. Динамику результатов можно напечатать или сделать экспорт данных на компьютер.
Групповой отчет
Групповой отчет позволяет вывести на печать результаты проведенных обследований для сформированной произвольным образом группы пользователей.
Бланки
Тесты могут быть проведены как на компьютере, так и в бланковой форме. В программе возможно распечатать как сами бланки, так и вопросник. Результаты обследований с бланков вносятся вручную согласно инструкции по каждому тесту.
Особенности программы
Программа устанавливается только на 1 компьютер. Тестирование и администрирование осуществляются в одном приложении. Программа запускается только при наличии диска в DVD приводе.
Источник