Методика определения эмоциональной самооценки для дошкольников

Исследование самооценки дошкольников
методическая разработка (старшая группа) на тему

исследование самооценки дошкольников

Скачать:

Вложение Размер
исследование самооценки 74 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Особенности проявления самооценки детей старшего дошкольного возраста
  1. Исследование самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Описание методов исследования
  1. Анализ результатов исследования
  1. Пути развития оптимальной самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Одной из самых значительных и актуальных тем в педагогике можно считать, на мой взгляд, проблему становления самосознания и самооценки личности. Самооценка дошкольника имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам, поэтому в этот период важно заложить основы для формирования адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требования социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой задачи и цели.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки взрослых. Старшие дошкольники могут верно осознавать свои достоинства и недостатки, учитывая при этом отношение к ним со стороны окружающих. Цель моей работы заключается в выявлении самооценки у детей старшего дошкольного возраста. В данной работе участвовала группа детей старшего дошкольного возраста(6 человек), так как эти дети посещают детский сад ежедневно. Я использовала следующие методы исследования по выявлению самооценки: методика «Нарисуй себя», методика «Лесенка», методика «Проба Де Греефе», тест самооценка дошкольника.

Особенности проявления самооценки детей старшего дошкольного возраста

Появление и развитие самосознания происходит в различных видах деятельности. При этом, взрослый, организуя на ранних этапах эту деятельность, помогает ребенку овладеть средствами осознавания себя и самооценивания. Источником развития самосознания считается ведущая деятельность. В старшем дошкольном возрасте решающее значение в формировании самооценки является игра. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от оценки взрослого. Заниженные самооценки оказывают самое отрицательное воздействие, а завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов, но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка. Поэтому, правильность представлений старшим дошкольником своих действий во многом зависит от оценочного воздействия взрослого. В тоже время, полное сформированное представление о себе позволяет ребенку критически относиться к оценкам окружающих. Собственная внутренняя позиция детей старшего дошкольного возраста по отношению к другим людям характеризуется осознанием собственного Я, своего поведения и интересом к миру взрослых. В старшем дошкольном возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит не только на основе общения со взрослыми или сверстниками, но и собственного практического опыта. Дети с завышенными или заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых и легко поддаются их влияниям. Существенную роль в развитии самооценки играет общение со сверстниками. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Оценка старшим дошкольником происходит труднее, чем сверстника. К ровеснику он более требователен и оценивает его более объективно, самооценка дошкольника очень эмоциональна, часто положительно, отрицательные самооценки наблюдаются очень редко. Самооценка у детей старшего дошкольного возраста обычно неадекватная (чаще завышенная), это происходит оттого, что ребенку трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников. С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей его возможности. Первоначально она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами. Где наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результатом других детей. Исполнение ребенком какой-либо роли в игре дает детям возможность согласовывать свои действия со сверстниками, развивает способность к сопереживанию и формирует коллективистские качества. В игре у ребенка удовлетворяется потребность в признании и осуществляется самопознание. Игра – это школа социальных отношений, в котором моделируются формы поведения дошкольника. В разных видах деятельности самооценка разная. В изобразительной деятельности ребенок оценивает чаще всего себя правильно, в грамоте – переоценивает, а в пении – недооценивать. Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца, чаще всего не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию, афишируют свои знания и умения, стараются обратить на себя внимание. На занятиях могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, баловаться. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены на себя и не склонны к сотрудничеству. К похвале воспитателя относятся как к чему-то само собой разумеющемуся, ее отсутствие может вызвать у них недоумение, обиду, тревогу, иногда раздражение и слезы. Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели, стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны, таким детям свойственно стремление к успеху. Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству, не способны постоять за себя, заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Такие дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить. Внешне это чаще всего малопривлекательные дети. Такого ребенка не следует торопить с ответом, надо дать ему возможность собраться с мыслями. Задача взрослых с такими детьми – обеспечить успех деятельности, дать возможность ребенку поверить в свои силы, эмоциональная поддержка, похвала могут частично снять неуверенность в себе и тревожность. Особенности проявления самооценки детей старшего дошкольного возраста зависит от многих причин. Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития. В одних случаях неадекватно завышенная самооценка обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности. В других – формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь завышенная самооценка будет выполнять скорее всего защитную функцию. Считается, что завышенная самооценка несет в себе позитивный момент: ребенок стремится к успеху, активно действует и, следовательно, имеет возможность уточнить представление о себе в процессе деятельности. Заниженная самооценка встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей. Проявление в деятельности и поведении детей седьмого года жизни заниженной самооценки является тревожным симптомом и может свидетельствовать об отклонениях в личностном развитии. Формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия – основа формирования самоконтроля и самооценки.

Источник

Методики исследования самооценки ребенка

Маргарита Черныховская
Методики исследования самооценки ребенка

Методика 1. «Вербальная диагностика самооценки личности» (Н. П. Фетискин)

С целью исследования психологических особенностей самооценки единственного ребенка в семье и детей, имеющих сиблингов, использовался дифференциально-диагностический опросник «Самооценка», который состоит из 32 вопросов,предполагающих один из пяти ответов: «Очень часто» (при-сваивается 4 балла, «часто» (присваивается 3 балла, «иногда» (присваивает-ся 2 балла, «редко» (присваивается 1 балл, никогда (0 баллов).

Обработка результатов: в соответствии с ключом подсчитывается коли-чество «сырых» баллов.Каждый из пяти вариантов ответов кодируется бал-лами по следующей схеме:

Очень часто Часто Иногда Редко Никогда

4 балла 3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов

Полученные показатели позволяют судить о выраженности той или иной тенденции в самооценке испытуемого.

В итоге испытуемый может быть оценен: высокий уровень самооценки, средний уровень самооценки, низкий уровень самооценки.

1. Если испытуемый набрал от 0 до 25 баллов, то это означает, что самооценка высокая.

2. Количество баллов от 26 до 45 означает средний уровень само-оценки.

3. 46 баллов и выше сигнализируют о низком уровне самооценки.

Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму се-бя; объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека совпадает с тем, что он в действительности собой представ-ляет, то это адекватная самооценка.

Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Неадекватная самооценка может быть как завышен-ной, так и заниженной.

Завышенная самооценка приводят к переоценке себя в ситуациях, кото-рые не дают для этого повода. Вместе с тем подобная амбициозность ставит перед человеком более сложные задачи и претензии к достижениям. В случае успеха закрепляется уверенность человека в своих силах, появляются силы для новых достижений. Но в случае неудач, могут возникнуть разочарования, тревожность, страхи, депрессия.

Заниженная самооценка свидетельствует о развитии комплекса непол-ноценности, неуверенности в себе. Такой человек воспринимает свои дости-жения и успехи как случайные, временные, не зависящие от него самого. Лю-бая неадекватная самооценка — завышенная или заниженная — затрудняет жизнь человека. Для развития положительного самоотношения, устойчивой положительной самооценки важно, чтобы ребенок в детстве был окружен по-стоянной заботой и любовью независимо вне зависимости от того, каков он.

Текст опросника представлен в приложении [см. Приложение 1].

Методика 2. Тест «Самооценка» (Будасси-1)

Назначение теста: Исследование самооценки личности.

Инструкция к тесту: «Каждый человек имеет определенные представле-ния об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ори-ентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не сов-падают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале име-ются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое вы-полняется в два этапа».

Назначение теста: Исследование самооценки личности.

Инструкция к тесту: «Каждый человек имеет определенные представле-ния об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ори-ентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не сов-падают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале име-ются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое вы-полняется в два этапа».

Этап 1. Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каж-дую часть римскими цифрами I, II, III, IV.

Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более зна-чимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед други-ми. Какие это качества и сколько их – каждый решает сам.

Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств – и так до самого кон-ца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.

Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования,приводим толкование этих ка-честв:

I. Межличностные отношения, общение.

1. Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость.

2. Заботливость – мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.

3. Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровен-ность.

4. Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.

5. Отзывчивость – готовность отозваться на чужие нужды.

6. Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостепри-имством, с готовностью чем-нибудь услужить.

7. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.

8. Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обще-стве, не задевать достоинства людей.

9. Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, ха-рактеру, привычкам.

10. Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.

11. Доброжелательность – желание добра людям, готовность содей-ствовать их благополучию.

12. Приветливость – способность выражать чувство личной приязни.

13. Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе.

14. Общительность – способность легко входить в общение.

15. Обязательность – верность слову, долгу, обещанию.

16. Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои по-ступки и действия.

17. Откровенность – открытость, доступность для людей.

18. Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с исти-ной.

19. Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью дру-гих при решении общих задач.

20. Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения сво-их обязанностей, долга.

1. Активность – проявление заинтересованного отношения к окружаю-щему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и дей-ствия.

2. Гордость – чувство собственного достоинства.

3. Добродушие – мягкость характера, расположение к людям.

4. Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и анти-общественные поступки.

5. Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха.

6. Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.

7. Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.

8. Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках.

9. Энергичность – решительность, активность поступков и действий.

10. Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.

11. Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.

12. Инициативность – стремление к новым формам деятельности.

13. Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция.

14. Настойчивость – упорство в достижении целей.

15. Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способ-ность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.

16. Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.

17. Самокритичность – стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.

18. Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.

19. Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение.

20. Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.

1. Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.

2. Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость.

3. Мастерство – высокое искусство в какой-либо области.

4. Понятливость – умение понять смысл, сообразительность.

5. Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота.

6. Собранность – сосредоточенность, подтянутость.

7. Точность – умение действовать, как задано, в соответствии с образ-цом.

8. Трудолюбие – любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.

9. Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу.

10. Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.

11. Аккуратность– соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.

12. Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельно-сти.

13. Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть послед-ствия, прогнозировать будущее.

14. Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.

15. Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий.

16. Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.

17. Находчивость – способность быстро находить выход из затрудни-тельных положений.

18. Последовательность – умение выполнять задания, действия в стро-гом порядке, логически стройно.

19. Работоспособность – способность много и продуктивно работать.

20. Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.

IV. Переживания, чувства

1. Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии.

2. Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость.

3. Веселость – беззаботно-радостное состояние.

4. Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям.

5. Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, челове-колюбия.

6. Нежность – проявление любви, ласки.

7. Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости.

8. Сердечность – задушевность, искренность в отношениях.

9. Страстность – способность целиком отдаваться увлечению.

10. Стыдливость – способность испытывать чувство стыда.

11. Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство.

12. Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение.

13. Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию.

14. Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уны-ния.

15. Любвеобильность – способность сильно и многих любить.

16. Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех.

17. Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств.

18. Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения жела-ний.

19. Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдерж-ку.

20. Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.

Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из пер-вого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Об-ведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору ка-честв, затем к третьему и четвертому.

Обработка и интерпретация результатов теста

Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).

Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И; каче-ства, выписанные на первом этапе,а затем вычислите их процентное отноше-ние:

Уровни самооценки

Заниженный уровень: 0-34 балла;

Низкий уровень: 35-45 баллов;

Средний уровень: 46-54 баллов;

Высокий уровень: 55-63 балла;

Завышенный: 64 и выше.

Методика 3. «Самооценка личности» (Будасси-2)

Инструкция к тесту: «Внимательно прочтите набор из 20 качеств лич-ности: аккуратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, правди-вость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жад-ность, подозрительность, эгоизм, нахальство.

В столбик «идеал» под номером (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое вы более всего цените в людях, под номером 2 – то качество, которое цените чуть меньше и т. д., в порядке убывания значимо-сти. Под номером 13 укажите то качество – недостаток – из вышеуказанных, которое вы легче всего могли бы простить людям (ведь, как известно, идеаль-ных людей не бывает, у каждого есть недостатки, но какие-то вы можете про-стить, а какие-то – нет, под номером 14 – тот недостаток, который простить труднее и т. д., под номером 20 –самое отвратительное, с вашей точки зрения, качество людей.

В столбик «Я» под (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое лично у вас сильнее всего развито (независимо от того, достоинство это или недостаток, под номером 2 – то качество, которое развито у вас чуть менее и т. д. в убывающем порядке, под последними номерами – те качества, которые у вас менее всего развиты или отсутствуют.

1 этап: «Выберите из предложенного списка слов 20 качеств, которые на Ваш взгляд должны быть присущи идеальному человеку. Проставьте рядом с выбранными качествами галочки (во 2 колонке)»

Слова,обозначающие отдельные качества личности :аккуратность, бес-печность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, доброта, жад-ность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, ис-кренность, капризность, легковерие, мечтательность, нежность, непринуж-денность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, пе-дантичность, подозрительность, принципиальность, высокомерие, радушие, развязность рассудочность, решительность, сдержанность, стыдливость, тер-пеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, упрямство, черствость, честность, чуткость, эгоизм.

2 этап: «Из выбранных 20 слов выберите наиболее неприятное для Вас. Поставьте напротив этого слова (в колонке «идеал») цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наиболее неприятное качество и по-ставьте напротив этого слова цифру 2. И так далее…»

3 этап: «Из этих же 20 слов выберите качество, наименее характерное для Вас. И поставьте напротив этого качества в колонке «Реальное Я» циф-ру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наименее характерное для Вас качество и поставьте напротив этого слова цифру 2. И так далее…»

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИКИ САМООЦЕНКИ

1. Найти значения d, d 2, S d 2

где d — разность номеров рангов.Внести в таблицу:

№ 1. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20.

2.По формуле Роджерса подсчитать коэффициент корреляции рангов:

r =1 — (6 S d 2 /(n 3 -n) ,

где d — разность номеров рангов, n — число рассматриваемых свойств (20)

Если r стремится к +1, то это указывает на завышенную самооценку;

Если r стремится к -1, то это указывает на заниженную самооценку;

При -0,5 «Развитие положительной самооценки старших дошкольников средствами театрализованной игры» Самооценка как свойство человеческой личности, активно развивается в дошкольном возрасте на основе формирующегося самосознания, способов.

Анализ мониторингового исследования Анализ мониторингового исследования В сентябре 2016 года МОАУГ № 8 (детский сад № 25) были проведены мониторинговые исследования детей.

Коррекционная программа уровня самооценки детей В возрастной и педагогической психологии дошкольный возраст занимает особое место: в этом возрасте формируется произвольность психических.

Мониторинг по результатам исследования детско-родительских отношений В феврале 2016г. было проведено исследование эмоциональной стороны отношений родителей с детьми. В опросе приняли участие 41 человек. В.

Фотоотчёт «Наши опыты, эксперименты, исследования» Опыт №1. «Воздух, воздух, появись!» Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки. — Дети, вы слышали, что воздух носит шапку- невидимку.

Обоснование диагностической методики исследования грамматических обобщений имен существительных у дошкольников с ОНР Изучением особенностей морфологической системы у детей с общим недоразвитием речи занимались В. А. Ковшиков [2], Н. В. Серебрякова Р. И. Лалаева.

Приёмы формирования самооценки достижений предметных результатов у обучающихся школы VIII вида Биология, как учебный предмет, вносит существенный вклад в формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, системы знаний, как.

Рефлексия как средство формирования самооценки у детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Вначале своего выступления мне хотелось бы рассказать Вам одну легенду: Жил мудрец на свете, который знал.

Проблема изучения самооценки подростков из неполных семей ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ Жуина Д. В., Андина О. И., Беляйкина А. П. ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический.

Восприятие окружающей жизни ребенка посредством методики рисования ногами Вашему вниманию предоставляю свой опыт рисования ногами. Вместе с детьми мы рисовали сказочных животных новым способом. Метод рисования в.

Источник

Читайте также:  Предобморочное состояние после стресса
Оцените статью