- Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей
- Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке»
- Методика минаевой изучение понимания эмоциональных состояний людей
- Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке»
- ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОННАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 5-7 ЛЕТ. (В.М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников»
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей
Проводится индивидуально, в двух сериях.
Первая серия. Ребенку предлагают ответить на вопросы:
- Когда бывает интересно?
- Когда человек удивляется?
- Когда человек получает удовольствие?
- Когда бывает стыдно?
- Когда бывает страшно?
- Когда человек злится?
- Когда бывает радостно?
- Когда у человека горе?
Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу.
Ф.И. ребенка | Ответы ребенка | ||||
Ф.И. ребенка | Ответы ребенка | ||
Вложение | Размер |
---|---|
emotsii_testirovanie.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОННАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 5-7 ЛЕТ.
(В.М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников»
Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимике при демонстрации заданной эмоции.
(проводиться индивидуально в двух сериях)
Первая серия: Ребенку предлагается продемонстрировать веселого печального испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.
Выразительное средство используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы.
М — мимика, П — пантомимика.
Вторая серия : Ребенку предлагают назвать и изобразить героя сказки или мультфильма, который был веселым, грустным, испуганным, сердитым, удивленным. Эмоциональное состояние героя называют по мере выполнения задания или отказа от выполнения предыдущего.
В таблицу 2 записывают, какой персонаж выбрал ребенок. Знаком «+» обозначают используемое ребенком выразительное средство во время изображения предъявленного героя.
М- мимика, П- пантомимика, Пр – персонаж
Анализируют использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния. Сравнивают результаты первой и второй серии исследования.
Изучение выразительности речи .
Ребенку предлагают произнести фразу « У меня есть собака»
Радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.
Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы.
Обработка данных : Делают сравнительный анализ выразительности речи у детей при передачи разных эмоциональных состояний.
Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.
Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо?»
Обработка данных : Выясняют, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний. Сравнивают графические изображения по сложности восприятия их детьми.
Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей.
(проводиться индивидуально, в двух сериях)
Первая серия . Ребенку предлагают ответить на вопросы:
- Когда бывает интересно?
- Когда человек удивляется?
- Когда человек получает удовольствие?
- Когда бывает страшно?
- Когда человек злиться?
- Когда бывает радостно?
- Когда у человека горе?
Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу.
Вторая серия: Ребенку предлагают ответить на вопросы:
- Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?
- Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?
- Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?
- Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?
- Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?
- Что почувствует мальчик, если ему подарят «Денди»?
- Что почувствует человек, если у него пропадет любимая собака?
Каждый последующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносят в таблицу.
Обработка данных: Оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам. Сравнивают понимание детьми эмоционального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах первой и второй серии исследования.
Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния .
(Проводиться индивидуально или группой в течение нескольких дней. За один раз дети рисуют две- три эмоции )
Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злобу, горе, радость.
Обработка данных: Оценивают содержательную сторону детских работ, расположение изображения на листе бумаги, величину изображения, использование цвета.
ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.
(Шадринский государственный педагогический институт)
составитель О. М. Попова
Цель: выявить особенности структуры эмоциональной сферы дошкольников
Оборудование: карандаши и стандартные листы для рисования сложенные пополам.
На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами написано «дом» на второй и третьей страницах в вертикальных позициях сверху — «дерево» «человек».
Инструкция : «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше, дерево, дом и человек »
Появляются постепенно: глаза, нос, рот иногда намек на волосы, руки, пуговица (элементы одежды)
Рисунок двух размерный.
Появляется круг, квадрат, прямоугольник, туловище, голова без шеи, ноги далеко друг от друга
В рисунке появляются такие детали, как уши, волосы, шляпа, одежда прозрачна. Женские фигуры разделены в талии.
Уточнение пропорций: ноги сближаются, появляется намек на шею, совершенствуется изображение прически и одежды.
СИМПТОМОКОМПЛЕКСЫ ТЕСТА ДДЧ
Рисунок в самом центре листа
Рисунок в верхнем углу листа
Дом- дерево с самого края
Рисунок внизу листа
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РЕБЕНКОМ В ЕСТЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ СОСТАВИТЬ ОБЩУЮ КАРТИНУ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА
Это более размытая, чем настроение, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния .
Приподнятое настроение, улыбка, жесты выражающие открытость и расслабленность, руки свободно двигаются, голова поднята, во время беседы корпус направлен в сторону собеседника. Ребенок легко вступает в общение и игры, проявляя заинтересованность.
Подавленность, плохое настроение, растерянность. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова, плечи опушены, руки висят вдоль тела или лежат на столе, выражение лица грустное или индифферентное. Ребенок часто плачет, легко обижается иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется.
Т.е. насколько ребенок умеет выражать свои чувства, насколько богат его эмоциональный мир
Богатый и разнообразный эмоциональный мир ребенка, усвоены оттенки эмоций, обучен сдерживанию таких эмоций как плач, крик
Эмоциональные проявления невыраженные, эмоции плоские, односторонние (или плачет или улыбается) или не выражает никаких чувств. Использует крик или плач с целью воздействия на взрослого. Если ребенок вообще не выражает никаких чувств, то это может свидетельствовать об органических поражениях, предрасположенности к неблагоприятному развитию личности.
Незаконченная миеленизация нервных волокон, приводит к частому переходу от возбуждения к торможению и наоборот. Внешне проявляется в быстрой и легкой смене эмоций от печали к радости, от горя к веселью.
Чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости.
«Психолог в дошкольном учреждении»
(методические рекомендации к практической деятельности)
М., Изд-во «Гном и Д» 2002 год
СНИМАЕМ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ.
Клюева Н.В. доктор пед. наук, психолог
Кряжева Н.Л. психолог
«Управление ДОУ» № 5, 2003 г.
Цель аутотренинга: Помочь педагогу оценить свое психоэмоциональное состояние, скорректировать его, выработать навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, обрести уверенность в себе.
Обстановка: спокойная обстановка, исключающая яркий свет, шумы, дефицит времени, спокойная, мягкая музыка.
Время: 1-2 раза в день или 1-2 раза в неделю.
«Сеанс психофизической настройки»
Цель: расслабление, оздоровление, нервно-психическое равновесие, через дыхание активизация функций внутренних органов.
Продолжительность 10-12 минут.
- Устройтесь удобно, расслабьте все мышцы. Вам хочется отдохнуть, вы устали… .Выдох удлиняется… после выдоха несколько секунд не дышите. Во время удлиненного выдоха тихая, медленная волна перекатывается внутри вас, освобождая от внутреннего напряжения.
- Мышцы расслаблены, веки опущены. Вам приятно находиться в состоянии покоя Мозг отдыхает, нервы успокаиваются, силы восстанавливаются.
- Ваше сознание как мягкое облачко над лучезарным морем. Море красиво, волны катятся, бьются о берег. Солнечный луч радостно бежит по брызгам волн. Белая чайка в небе спокойно кружит. Пахнет свежестью и морем.
- Вы — птица. Ваши крылья- это вера в себя, силу мозга, уверенность и жизнерадостность.
- Ваше сердце мерно стучит. Вам легко дышится. Медленно повторяйте следующие фразы: «Я могу легко отвлекаться от тревожных мыслей. Энергия восстанавливается с избытком. Мне становиться все лучше и лучше. Я могу быть со всеми приветливым, терпеливым, добрым. Я бодр и творчески настроен. Я отдохнул Я полон энергии, я уверен в своих силах и призвании»
Сеанс подходит к концу: «Я считаю с трех до одного.
«Три- сонливость проходит, «два»- я потягиваюсь, «один»- я бодр и полон сил»
Потянитесь. Глубже подышите. Улыбнитесь! Встаньте.
Источник