Методика манойловой эмоциональный интеллект
Манойлова Марина Алексеевна,
канд. психол. наук, старший преподаватель
кафедры психологии и социологии Псковского Вольного института;
имею 29 публикаций, в том числе 3 учебных пособия;
являюсь учредителем и членом Псковского
отделения федерации психологов образования России, член Псковского отделения РПО с 1997 года.
Авторская методика диагностики
эмоционального интеллекта – МЭИ.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого. В структуре эмоционального интеллекта существует два аспекта: внутриличностный и межличностный, или социальный (иными словами, способность управлять собой и способность управлять отношениями с людьми).
Так как ЭИ это интегративное понятие, состоящее из эмоции, интеллекта и воли, возникает необходимость дать понятия основных элементов ЭИ. Эмоция – психические процессы и состояния, связанные с инстинктами, потребностями, мотивами, которые отражают в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Интеллект – общая способность к пониманию, познанию и решению проблем, определяющая успешность деятельности. Воля – способность действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия, т.е. свои желания и стремления. (Большой психол. словарь. СПб., 2005). Можно сделать вывод, что воля в ЭИ — средство подчинения эмоционального интеллектуальному. Воля объединяет эмоции и интеллект в концепции эмоционального интеллекта.
Исходя из данных определений, можно описать эмоциональный интеллект как регуляцию внутренней и внешней психической деятельности человека. ЭИ – способность эмоционального понимания, познания своих состояний и партнеров по общению; управление своими действиями в направлении сознательно поставленной цели, регулируя внутренние состояния (желания, потребности); связано с переживанием значимости действующих на партнеров по общению явлений и ситуаций. ЭИ — субъективная характеристика личности.
Цель ЭИ – трансформация и прогрессивное развитие эмоциональной сферы субьекта.
Средства ЭИ: 1.Внутреннего аспект – эмоциональный потенциал личности (накапливается с опытом); 2.Внешнего аспекта — операции реализации «технической» стороны (развивается в тренинге, акмеупражнениях).
Процесс ЭИ — осознание своего внутреннего состояния и партнера по общению, отражение внешнего эмоционального состояния другого человека.
Результат ЭИ – психические новообразования личности.
Исходя из новизны понятия и связанной с этим сложностью диагностики эмоционального интеллекта, ввиду отсутствия разработанных отечественных методик, была поставлена цель, разработать авторскую методику и адаптировать ее на русскоязычной выборке. Методика разрабатывалась на основе разработанной (Манойлова М.А., 2004) модели эмоционального интеллекта — МЭИ (рисунок).
(На рисунке две ошибки – 1 номер рисунка читать 1: 2- в центре рисунка вместо EQ необходимо ЭИ. Извиняюсь за неточности)
В модели эмоционального интеллекта нет иерархической зависимости, все формы интегративно проявляются на всех уровнях профессиональной деятельности в неразрывном слиянии и взаимодействии. ЭИ считается высоко развитым при условии, что все формы представлены качественными характеристиками и реализуются во взаимодействии, поведении и деятельности.
Разработанная методика диагностики ЭИ представляет собой опросник, состоящий из 40 вопросов-утверждений. Обследуемому предлагается оценить степень своего согласия с каждым утверждением по 5-балльной шкале.
Опросник содержит 4 субшкалы и 3 интегральных индекса: общего уровня ЭИ, выраженности внутриличностного и межличностного аспектов ЭИ.
Стандартизация методики эмоционального интеллекта (МЭИ)
С целью стандартизации авторской методики диагностики эмоционального интеллекта проведено обследование (2004-2005гг.) на репрезентативной выборке мужчин и женщин в возрасте от 17 до 65 лет, работающих в различных сферах профессиональной деятельности – педагогов, психологов, медицинских работников, служащих, рабочих, студентов Псковской области. Общий объем выборки составил 719 респондентов.
Для выявления половых, возрастных и профессиональных различий в характеристиках эмоционального интеллекта выборка стандартизации была разделена на подгруппы по полу, возрасту, профессиональной деятельности, стажу работы (для студентов – по курсам обучения). Выборка педагогов также была поделена на 2 подгруппы по показателю удовлетворенности профессиональной деятельностью, соответственно, с высокой и низкой удовлетворенностью трудом. Всего было выделено 4 возрастных категории: 17-21 год – юношеский возраст, 22-35 лет – первый период зрелости, 36-55 лет – второй период зрелости, 55 лет и старше – пожилой возраст. Также исследованы различия уровня развития эмоционального интеллекта у представителей трех категорий профессий – педагоги, медицинские работники, рабочие и служащие других специальностей, и студентов педагогического вуза с 1-го по 5-й курсы.
Статистический анализ различий в средних значениях шкал методики показал следующие тенденции.
Наиболее явно прослеживаются половые различия (таблица 1). Свойства эмоционального интеллекта имеют различную степень выраженности у мужчин и женщин; соответственно, женщины имеют более высокие показатели эмоционального интеллекта по сравнению с мужчинами.
Достоверные различия в средних значениях шкал
Источник
HR-СТАТЬИ
Методика диагностики эмоционального интеллекта
Автор — Манойлова Марина Алексеевна, канд. психол. наук, старший преподаватель кафедры психологии и социологии Псковского Вольного института.
Инструкция: Прочитайте внимательно следующие 40 утверждений и оцените их по пятибалльной шкале. Каждому утверждению присваивайте балл, который больше всего подходит лично Вам, по следующей шкале: 5- всегда; 4 – чаще всего; 3 – иногда; 2 – редко; 1 – никогда.
1.Я четко осознаю свои чувства и эмоции.
2.В моих публичных выступления отсутствуют эмоции.
3.Мое спонтанное поведение не мешает мне достигать намеченной цели.
4.В конфликтных ситуациях я скрываю свои эмоции, чувства.
5.Я внимательно выслушиваю партнеров по общению.
6.Принимать решение в конфликтной ситуации необходимо сразу.
7.Я стараюсь меньше влиять на поступки и чувства других людей.
8. Я предпочитаю контролировать людей.
9. Я в равной степени осознаю свою ранимость и свою силу.
10.Мне важно мнение людей, если я дал волю чувствам.
11.Мне удается контролировать свои чувства, даже когда я сердит или расстроен
12.При общении с начальством я теряюсь и думаю только о том, чтобы поскорее закончился разговор.
13.Я сосредоточен на чувствах других.
14.Разногласия, я стараюсь, устранять сразу, как их обнаружил.
15.Я позволяю другим взять на себя мою роль руководителя и при этом их не контролирую.
16.Мне свойственно использовать власть, принадлежащую по должности.
17.Мне удается скрывать неприязнь к плохому человеку.
18.В общении с коллегами я могу думать о чем — то своем.
19.Во всех ситуациях я открыто выражаю свои чувства.
20.Поломка телевизора (бытовой техники) может заставить меня растеряться, впасть в отчаяние.
21.Я общаюсь с другими так, чтобы они гордились своими успехами.
22.Я не обращаю внимание на психологические состояния коллег при достижении общих целей.
23.Я помогаю другим лучше понять себя.
24.В общении я сосредотачиваюсь на цели, а не на чувствах.
25.Я легко выражаю симпатию к другому человеку.
26.Близкие люди одергивают меня: расслабься.
27.Я свободно выражаю свои чувства.
28.Я ощущаю неуверенность в общении с людьми.
29.Я понимаю чужие чувства, даже если дискуссия проходит на повышенных тонах.
30.Мне безразличны чувства других возникающие в ходе совместной работы.
31.Я подбадриваю других, чтобы они делали работу лучше.
32.Мне сложно высказаться прямо о мешающем мне поведении другого человека.
33.Я доверяю своим чувствам при принятии серьезных решений.
34.Мне трудно смотреть прямо в глаза малознакомому человеку.
35.Я искренен, когда говорю о своих чувствах и намерениях с другими.
36.Когда я выражаю партнеру эмоциональную поддержку, он этого не воспринимает, не чувствует.
37.Мне важно, какие чувства и эмоции привели к конфликту.
38.Мне все равно, что чувствует неприятный мне человек.
39.Своей позой, глазами, интонацией я показываю свое отношение к другому человеку.
40.Мне сложно вести критический разговор, чтобы собеседник не обиделся, принял критику.
Ключ:
Обработка результатов:
В соответствии с ключом рассчитывается сумма балов по «прямым» и «обратным» вопросам. Затем для каждой шкалы рассчитывается индекс по формуле А-В, где А – сумма баллов по «прямым» вопросам, В – по обратным. То есть, из суммы баллов по «прямым» вопросам необходимо вычесть сумму баллов по «обратным» вопросам.
Интегральные индексы:
1.Внутриличностный аспект эмоционального интеллекта (способность к осознанию и принятию своих чувств, самоконтроль): сумма баллов по 1 и 2 шкалам
2. Межличностный аспект эмоционального интеллекта (способность к распознаванию, пониманию и изменению эмоциональных состояний других людей): сумма баллов по 3 и 4 шкалам.
3. Интегральный показатель эмоционального интеллекта: сумма баллов по всем шкалам опросника.
Диапазон баллов по каждой шкале: min — -20 баллов, max — +20 баллов.
Интерпретация шкал опросника МЭИ:
1. Интегральный показатель.
Высокий уровень эмоционального интеллекта предполагает отсутствие или незначительное различие в иерархической зависимости отдельных компонентов, все формы интегративно проявляются на всех уровнях. Эмоциональный интеллект считается высоко развитым при условии, что все формы представлены качественными характеристиками и реализуются во взаимодействии, поведении и деятельности.
Средний уровень развития эмоционального интеллекта характеризуется яркой выраженностью развития отдельных аспектов эмоционального интеллекта и низким уровнем развития других его компонентов. Средний уровень предполагает наличие способности к развитию отдельных компонентов эмоционального интеллекта.
Низкий уровень развития эмоционального интеллекта представлен низкими количественными результатами диагностики и характеризуется отсутствием мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности, во взаимодействии и общении. Эмоциональный интеллект можно развить в любом возрасте.
Внутриличностный аспект
Шкала 1.Осознание своих чувств и эмоций.
Высокие показатели:
Развитое эмоциональное самосознание, способность жить «в унисон» со своими внутренними эмоциями хорошее понимание роли чувств в работе и в общении. Адекватная осведомленность о эмоциональных качествах, психологических характеристиках состояний личности и их роли в профессиональной деятельности, что является важным критерием продуктивности деятельности.
Высокая потребность в познании самого себя. Высокая адекватная самооценка психолого – педагогических знаний, осознание своих способностей, высокая самооценка восприятия себя со стороны партнеров по взаимодействию и как выглядите в глазах окружающих. Развитая рефлексия — процесс зеркального взаимоотображения субъектов, содержанием которого является воспроизведение, воссоздание особенностей партнеров по общению. Рефлексия от процесса самопознания внутренних состояний переходит к пониманию другого путем размышления «с его позиции» и ведет к взаимопониманию. Рефлексия предполагает достаточную зрелость субъекта и целенаправленное внимание на деятельность собственной души.
Развитая интуиция. Активность и гибкость как личностные особенности эмоциональной сферы помогают быстро отзываться на окружающие события, сравнительно легко находить верное решение в проблемной ситуации.
Самонаблюдение играет важную роль в развитии самосознания и самоконтроля своих эмоциональных состояний и чувств.
Осознание и понимание собственных чувств и эмоций, то есть развитость внутриличностного аспекта эмоционального интеллекта, происходит за счет усиления внимания к своему духовному миру. Духовное взаимодействие есть высший уровень гуманистического, доверительного общения внутренне конгруэнтных партнеров.
Низкие показатели:
Низкая способность к пониманию роли собственных чувств в работе и в общении. Недостаточная осведомленность о эмоциональных качествах, психологических характеристиках состояний личности и их роли в профессиональной деятельности.
Невыраженная потребность в познании самого себя. Заниженная самооценка своих способностей, зачастую неадекватное представление о восприятии себя другими людьми. Низкий уровень рефлексии и понимания мыслей, чувств другого человека; конфликты и разногласия зачастую связаны с непониманием причин поведения другого, неумением понять его точку зрения. Отсутствии склонности к самонаблюдению. Недостаточная опора на интуицию в деятельности и общении, пассивность, ригидность коммуникации. Трудности в разрешении проблемных ситуаций, связанных с межличностным взаимодействием. Невысокий интерес к собственному внутреннему миру, духовному развитию.
Шкала 2. Управление своими чувствами и эмоциями.
Высокие показатели:
Развитая способность управлять своими эмоциями и чувствами, умение принимать и контролировать чувства и эмоции. Возможность использовать свои эмоции для достижения поставленной цели. Высокий уровень развития самоконтроля, глубокое осознание собственного психоэмоционального состояния в данный момент и понимания происходящего в окружающем мире.
Высокий уровень развития толерантности предполагает осознание человеком необходимости позитивного отношения к себе, осознание толерантной и интолерантной составляющих самого себя.
Развитое умение управлять собой, высокая наблюдательность, которая проявляется в умении подмечать малозаметные, существенные эмоциональные особенности партнеров по общению.
Высокий уровень развития управления своими чувствами и эмоциями, позитивное мышление, которое характеризуется единством позитивных эмоций и управлением поиском решения задач в профессиональной сфере. Позитивное мышление является показателем оптимистичного понимания мира, других людей и самого себя.
Низкие показатели:
Низкая способность управлять своими эмоциями и чувствами, импульсивность; эмоции часто мешают достижению цели. Низкий самоконтроль, недостаточное осознание своих эмоциональных состояний и чувств других людей.
Нетерпимость к иным позициям, взглядам, ценностям, образам жизни. Низкая наблюдательность в общении. Отсутствие установки на позитивное, оптимистичное восприятие себя и других людей, жизни в целом.
Межличностный аспект
Шкала 3. Осознание чувств и эмоций других людей
Высокие показатели:
Вы легко можете распознавать эмоции других людей, понимать чувства партнеров по общению. Вы способны понять положение другого, представить мир глазами другого человека.
У Вас достаточно хорошо развит механизм идентификации, для которой необходима сильная эмоциональная связь и ориентация на другого человека.
Сопереживание — уподобление эмоциональному состоянию партнерам по общению и взаимодействию выражается в гуманном отношении к другим.
Высокий уровень межличностной симпатии, как одобрительного эмоционального отношения к партнерам по взаимодействию, проявляется в приветливости, восхищении, открытости во взаимодействии, оказании помощи на основе общих взглядов и интересов, выступает фактором интеграции людей и сохранению психологического комфорта в коллективе.
Благодаря способности к прогнозированию Вы умеете приписывать эмоциональный окрас ситуации, настраиваясь на те или иные переживания партнера по взаимодействию.
Вы способны позитивно влиять на результативность процесса общения, что служит источником самосовершенствования и саморазвития личностей, вовлеченных в конфликтную ситуацию, способствует поиску продуктивных решений проблем.
Высокий уровень развития осознания чувств и эмоций других людей является показателем целостного человековосприятия, то есть созданию образа партнера по общению, который включает в себя все уровни психического отражения и зависит от мировоззрения воспринимаемого.
Шкала 4. Управление чувствами и эмоциями других людей
Высокий уровень развития умения управлять состоянием партнера подразумевает осуществление совокупности гуманистических индивидуализированных воздействий, выбранных Вами, направленных на предотвращение неблагоприятных состояний реципиента. Управление состоянием происходит в целях предупреждения снижения работоспособности и сохранения здоровья путем нормализации функционального состояния партнера по общению.
Вы умеете принимать решения, не ущемляя собственных интересов и не унижая другого.
У Вас высоко развито проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям.
Высокий уровень развития Вашего эмоционального интеллекта характеризуется непредвзятостью и беспристрастным отношением к окружающим. Объективность присущая Вам характеризует Вас как уверенного в своих силах человека. Вы проявляете высокий уровень психологической гибкости в выстраивании отношений, для выбора любого стиля взаимодействия в зависимости от требований ситуации, способны на достижение хорошего психологического климата в коллективе.
Вы способны предвидеть развитие событий, результаты деятельности и способны подготовиться к реакции своего организма на некое событие до его наступления, а также внешним выражением (позой, движением) своего состояния повлиять на партнера по общению.
Теоретическая часть методики:
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого. В структуре эмоционального интеллекта существует два аспекта: внутриличностный и межличностный, или социальный (иными словами, способность управлять собой и способность управлять отношениями с людьми).
Так как ЭИ это интегративное понятие, состоящее из эмоции, интеллекта и воли, возникает необходимость дать понятия основных элементов ЭИ. Эмоция – психические процессы и состояния, связанные с инстинктами, потребностями, мотивами, которые отражают в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Интеллект – общая способность к пониманию, познанию и решению проблем, определяющая успешность деятельности. Воля – способность действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия, т.е. свои желания и стремления. (Большой психол. словарь. СПб., 2005). Можно сделать вывод, что воля в ЭИ — средство подчинения эмоционального интеллектуальному. Воля объединяет эмоции и интеллект в концепции эмоционального интеллекта.
Исходя из данных определений, можно описать эмоциональный интеллект как регуляцию внутренней и внешней психической деятельности человека. ЭИ – способность эмоционального понимания, познания своих состояний и партнеров по общению; управление своими действиями в направлении сознательно поставленной цели, регулируя внутренние состояния (желания, потребности); связано с переживанием значимости действующих на партнеров по общению явлений и ситуаций. ЭИ — субъективная характеристика личности.
Цель ЭИ – трансформация и прогрессивное развитие эмоциональной сферы субьекта.
Средства ЭИ: 1.Внутреннего аспект – эмоциональный потенциал личности (накапливается с опытом); 2.Внешнего аспекта — операции реализации «технической» стороны (развивается в тренинге, акмеупражнениях).
Процесс ЭИ — осознание своего внутреннего состояния и партнера по общению, отражение внешнего эмоционального состояния другого человека.
Результат ЭИ – психические новообразования личности.
В модели эмоционального интеллекта нет иерархической зависимости, все формы интегративно проявляются на всех уровнях профессиональной деятельности в неразрывном слиянии и взаимодействии. ЭИ считается высоко развитым при условии, что все формы представлены качественными характеристиками и реализуются во взаимодействии, поведении и деятельности.
Разработанная методика диагностики ЭИ представляет собой опросник, состоящий из 40 вопросов-утверждений. Обследуемому предлагается оценить степень своего согласия с каждым утверждением по 5-балльной шкале.
Опросник содержит 4 субшкалы и 3 интегральных индекса: общего уровня ЭИ, выраженности внутриличностного и межличностного аспектов ЭИ.
Стандартизация методики эмоционального интеллекта (МЭИ)
С целью стандартизации авторской методики диагностики эмоционального интеллекта проведено обследование (2004-2005гг.) на репрезентативной выборке мужчин и женщин в возрасте от 17 до 65 лет, работающих в различных сферах профессиональной деятельности – педагогов, психологов, медицинских работников, служащих, рабочих, студентов Псковской области. Общий объем выборки составил 719 респондентов.
Для выявления половых, возрастных и профессиональных различий в характеристиках эмоционального интеллекта выборка стандартизации была разделена на подгруппы по полу, возрасту, профессиональной деятельности, стажу работы (для студентов – по курсам обучения). Выборка педагогов также была поделена на 2 подгруппы по показателю удовлетворенности профессиональной деятельностью, соответственно, с высокой и низкой удовлетворенностью трудом. Всего было выделено 4 возрастных категории: 17-21 год – юношеский возраст, 22-35 лет – первый период зрелости, 36-55 лет – второй период зрелости, 55 лет и старше – пожилой возраст. Также исследованы различия уровня развития эмоционального интеллекта у представителей трех категорий профессий – педагоги, медицинские работники, рабочие и служащие других специальностей, и студентов педагогического вуза с 1-го по 5-й курсы.
Статистический анализ различий в средних значениях шкал методики показал следующие тенденции.
Наиболее явно прослеживаются половые различия (таблица 1). Свойства эмоционального интеллекта имеют различную степень выраженности у мужчин и женщин; соответственно, женщины имеют более высокие показатели эмоционального интеллекта по сравнению с мужчинами.
Таблица 1.
Достоверные различия в средних значениях шкал
методики МЭИ у мужчин и женщин
Источник